Понятие патриотизм: история, современная трактовка



СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………....………3

Глава 1. Военно-патриотическое воспитание граждан России……………………...5

1.1 Понятие патриотизм: история, современная трактовка…………………..…….6

1.2 Место и роль СМИ в системе патриотического воспитания……………..…...12

Глава 2. Военные передачи на телевидении……………………………………..…18

2.1 Армейский магазин…………………………………………………………....…..20

2.2 Военная программа…………………………………………………………….....22

2.3 Военная тайна…………………………………………………………………......23

Заключение………………………………………………………………………....….26

Список использованной литературы…………………………………………..……27


ВВЕДЕНИЕ

Вспоминая и анализируя историю нашей страны, жизненный уклад людей, их воспитание, жизненные ориентиры и ценности, становится ясно, что люди раньше были человечнее, добрее и одной из главных ценностей для них была их Страна, их Отечество и Родина - их гордость, прошлое, настоящее и будущее…

Из-за любви к Родине они могли терпеть тяготы и невзгоды, гонения и лишения, отдавали своё здоровье и свои жизни, лишь бы их страна жила дальше, успешно развивалась, и людям в ней жилось лучше.

Не прилагая никаких усилий можно привести множество примеров, когда великие деятели нашей страны (писатели, учёные, художники и др.), будучи не понятыми правительством, подвергались гонениям, ссылкам, но всё равно не уезжали из страны и продолжали своё дело на благо народа…

 А сколько подвигов совершалось во время любой из войн? Многие, движимые патриотизмом, шли на войну добровольно.

Актуальность исследования состоит в проблеме военно-патриотического воспитания путем воздействия военных телепередач на общество в целом и молодое поколение в частности.

Объект исследования данной работы: военно-патриотическое воспитание через телевидение.

Предмет исследования: военно-патриотическое воспитание путем военных телепередач.

Цель исследования: изучить военно-патриотические направления воспитания через телевидение, и военные передачи в частности.

Задачи:

1. Рассмотреть труды отечественных педагогов в области военно-патриотического воспитания граждан.

2. Раскрыть систему военно-патриотического воспитания путем влияния военных телепередач.

3. Рассмотреть роль СМИ в частности телевидения в патриотическом аспекте.

4. Изучить современный аспект проблемы.

5. Найти пути решения проблемы.

Основные методы исследования: теоретический анализ философской и учебно-методической литературы по изучаемой проблеме, установление причинно-следственных связей по ходу проведения исследования, сравнение и сопоставление полученных данных, контент-анализ.

Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования, а также его целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 


ГЛАВА 1. ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИИ

 

Раньше не стояла проблема патриотизма так остро, она появилась недавно, в 90 годы 20 века, практически тогда, когда развалился СССР, началась перестройка, люди получили свободу. И как-то очень быстро поменялись ценности у людей: возросла жажда наживы, желание выстроить удачную карьеру…

И вроде бы это неплохо, если бы приоритеты в жизни не менялись в худшую сторону: вместо того чтобы создать крепкую, дружную семью и вырастить умных, здоровых детей, пытаются влезть как можно выше по карьерной лестнице, купить дом, машину; вместо того чтобы заниматься спортом, познавать новое, развиваться духовно и физически, многие норовят пойти «потусоваться» в клубе, напиться, угробить своё здоровье…

Происходит физическая и духовная деградация граждан нашей великой страны. По данным Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, ныне у призывников нет уже былой гордости за принадлежность к службе в армии, померкли такие понятия, как "воинская честь" и "достоинство".

Печально то, что многие старшеклассники не скрывают своего желания уехать из России, жить и работать за рубежом. Это прямое следствие начавшегося 10-15 лет назад самооплевывания, разрушения чувства национального достоинства и преклонения перед Западом и западным образом жизни. Сегодня ситуация, кажется, начинает меняться.

В обществе все более широко осознается пагубность для будущего России нравственной деградации и утраты чувства патриотизма. Это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания граждан в ведущих странах мира, где равнодушное отношение к отечеству, его вооруженным силам считается делом неблагодарным и предосудительным. Так, в многонациональных государствах Западной Европы и Америки (Бельгия, Канада, США, Швейцария и т.д.) сложился позитивный опыт укрепления единства многонационального общества, сочетания общегосударственной и этнической специфики в патриотизме граждан. В этих странах целенаправленно формируются гуманистические отношения между людьми разных рас, национальностей, религиозных конфессий.[1]

Таким образом, видно, что патриотизм - неотъемлемая часть успешного государства. Так давайте разберёмся, что же это такое - патриотизм?!

 

Понятие патриотизм: история, современная трактовка

 

Патриотизм - это любовь к Родине; преданность своему Отечеству, своему народу.

Анализ философских подходов к определению патриотизма убеждает в многогранности этого понятия. Его современная трактовка перекликается со взглядами таких мыслителей, как А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, педагогов - А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, которые понимали патриотизм, прежде всего, как участие в гражданских делах.

В «Концепции патриотического воспитания» (А.К. Быков) патриотизм рассматривается с позиции индивидуального самосознания, формируемого в условиях рыночной экономики и предполагающего рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов. Исследователь считает, что на уровне личностных качеств патриотизм - это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность, общественно значимые поведение и деятельность.

Приведенный перечень личностных качеств коррелирует с основными компонентами патриотизма - сознанием, отношениями и деятельностью - и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.

А.Д. Солдатенков полагает, что объективным показателем патриотизма является моральное отношение индивида к окружающей действительности, к самому себе, к родному краю, героям войны, людям труда, к Родине. Формирование этической культуры (у подростков) и моральная направленность (у взрослых), конечно, могут быть показателем патриотизма. Как отметил О.Г. Дробницкий, нравственность никогда не стоит особняком, но всегда находится в неразрывном сплетении с тканью многостороннего бытия человека в обществе. Она всегда соотносится с чем-то еще, соотносится особым, присущим только ей образом.

Следует отметить, что с одной стороны, умение различать добро и зло, действовать в защиту кого-то или чего-то, уважение к другим и т.д. (т.е. категории, отражающие нравственные начала личности) - могут стать основой становления патриотизма.

С другой стороны - патриотизм может быть тем интегративным полем, где проявляется нравственная культура личности. Эта взаимосвязь естественна, поскольку процесс нравственного воспитания человека предполагает усвоение нравственных норм как ценностей общего жития, готовности сохранять и оберегать все то, что дорого человеку, в том числе - Родину.

М.А. Терентий считает, что о формировании патриотизма можно судить по содержанию, объему, систематичности приобретенных учащимися знаний в области патриотизма; степени самостоятельности патриотических суждений; качеству мировоззренческой убежденности, проявляющейся в делах и поступках. Т.М. Суходолова уточняет содержание знаний (знание боевой и трудовой славы народа) и вводит в качестве показателей участие в общественно-полезном труде, самовоспитание и т.д.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. ( Так сформулировано определение Правительством Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 122 в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»).

Обобщая перечисленные суждения, заключаем, что патриотизм интегрирует три взаимозависимых компонента:

1. когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего народа, своего края, осознание значимости этих знаний как личностных ценно),

2. эмоциональный (наличие чувства уважения к другим людям, любовь к своему отчему краю, проявление заботы и чувства хозяина в любой ситуации по сохранению богатства и ценностей своей страны),

3. деятельностный (стремление и способность проявлять себя в делах, проявлять волевые качества в отстаивании своей чести, чести своей школы, беречь памятники старины, реликвии своего рода, народное имущество, заботиться о пожилых людях и маленьких детях, проявление глубокой заинтересованности в сохранении окружающего мира и т.д).

Эти компоненты (когнитивный, эмоциональный и деятельностный) в единстве формируют патриота - знающего, чувствующего и действующего. Причем, именно в деятельности субъекта выстраивается смысловой ряд личностно значимых ценностей, происходит осознание своей значимости, полезности в обществе и самореализация.

Основным связующим звеном между журналистикой и идеологическими процессами является государственная политика в сфере СМИ, регулирующая: внутрижурналистские отношения (учредитель, издатель – главный редактор – журналисты); отношения между СМИ и источниками информации; права журналистов на распространение информации; отношения между СМИ и аудиторией; объем и характер участия органов государственной власти и управления в массово-информационной деятельности; осуществление контроля за деятельностью СМИ в целях соблюдения ими действующего законодательства.[2]

У государственных СМИ и самого государства с его политикой и идеологией общие интересы, они стремятся всегда к вполне естественному союзу. Так, журналисты, черпают всю свою информацию в политической сфере, а представители государственной власти имеют возможность через средства массовой информации убедить многомиллионную аудиторию в правильности проводимой ими политики и принимаемых решений.

Образно говоря, СМИ рекламируют политику, а политика дает «пищу» для журналистов. Здесь нет и не будет исключений – в любом обществе и на Западе, и на Востоке политическая иллюзия поддерживает и обеспечивает власть.

Хотя на практике это нередко ведет к тому, что СМИ, участвуя в распространении основных положений национальной идеологии государства на широкую аудиторию, неизбежно приходят к использованию методов и приемов формирования «нужного» общественного мнения. Определенная опасность подобной ситуации заключается в том, что человек перестает рассматривать свою повседневную жизнь в качестве политической реальности. Для него последняя существует только на экране или на газетной полосе.

В итоге, со временем человек может окончательно перестать воспринимать политическую действительность в ее целостности. Хороша ли идеология государства или плоха, к каким результатам она ведет – это начинает приобретать все меньшее значение. Важно лишь то мгновенное чувство, которое вызывает очередной телевизионный кадр, либо прочитанная статья в газете.

Но политический процесс по своей сути тождественен идеологическому процессу, если мы признаем ту особенность, что политическая идеология формируется и объективируется в конкретной деятельности политических партий и государства.

По своему содержанию идеологические процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, гуманистическими и человеконенавистническими, действительными и мнимыми (мифологическими) в зависимости от социально-исторического контекста, в котором они протекают, и отношения большинства общества к основной идее, на которой базируется вся идеологическая конструкция.

Идеологические процессы в силу этого могут определять как политическую и социальную реальность, так и противостоять им, создавая свою виртуальную действительность или политическую утопию. В последнем случае идеологические процессы рано или поздно приведут к полной дестабилизации социально-политической ситуации в стране, так как вступят в конфликт с общественной психологией.

Пропаганда, прежде всего является формой политической коммуникации, задача которой состоит в том, чтобы распространять среди аудитории СМИ определенную идеологию.

Иными словами, можно рассматривать пропаганду как активизированную идеологию. Но при этом следует помнить, что пропаганда в отличие от идеологии условно разделяется на три основных типа. Первый – «белая» пропаганда, при которой источник информации хорошо известен, а сама информация в целом релевантна по отношению к представленным в ней событиям и фактам.

Второй тип – «серая» пропаганда, при которой источник информации однозначно не идентифицируется, а содержание информации требует проверки и критического восприятия.

Наконец, «черная» пропаганда, которая скрывает источник информации, либо таковой вообще реально не существует, а информация содержит ложь, сфабрикованные факты, построена на подмене понятий.

Для того, чтобы различить тип пропаганды в СМИ используется система десятиступенчатого анализа ее содержания, разработанная Г.С. Джоуэттом и В.О’Доннелом, которые под идеологией подразумевают комплекс убеждений, ценностей, форм поведения и установок.

Поэтому, первая ступень анализа содержания пропаганды охватывает идеологию и цель пропагандистской кампании. Вторая ступень включает анализ контекста, в котором осуществляется пропагандистский процесс (время, основные события, доминирующие умонастроения и стереотипы). Третья ступень предполагает анализ источника пропагандистской информации. [3]

Четвертая ступень предполагает изучение структуры организации, осуществляющей пропаганду. Пятая ступень предусматривает анализ конкретной (целевой) аудитории, на которую ориентирована пропагандистская кампания в СМИ: массовая, элитная или институализированная аудитория.

Шестая ступень – анализ механизмов и технических приемов использования СМИ в пропагандистской кампании. На седьмой ступени необходимо выявить и проанализировать специфические технические приемы, используемые для достижения максимального пропагандистского эффекта. Например, одним из таких приемов является «создание резонанса», которое предусматривает акцентирование пропаганды на чувства и эмоции массовой аудитории. Восьмая ступень охватывает детальный анализ реакции аудитории на используемые механизмы и приемы пропаганды. Девятая ступень – это анализ форм, методов и содержания контрпропаганды. Наконец, на последней ступени системного анализа поводится итог и дается оценка эффективности пропагандистской кампании и участия в ней СМИ.

С учетом вышеизложенного, агитация в СМИ может рассматриваться как стандартная пропагандистская деятельность по распространению определенных идеологических доктрин и стимулированию политической активности населения региона или страны. Другими словами, понятие «агитация» не несет изначально в себе никакой негативной нагрузки, а тем более не может быть характеристикой какой-либо определенной политической системы. Функцию агитации выполняют политические институты и СМИ во всех современных обществах, независимо от уровня развития в них демократии и свободы совести.[4]

Таким образом, вполне правомерным и обоснованным является вывод о том, что «сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения».

Не случайно в соответствии с характером и структурой идеологических функций находятся творческие формы деятельности в журналистике – публицистический, научный и художественный типы творчества, а также основные творческие методы: констатации (информационный), публицистики, эссеистский и метод деловой аналитики.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 433; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!