Лекция №4 «Исторические особенности проектного делопроизводства»



Египет

Люди учились строительному искусству у природы, которая не знает излишеств, является образцом творческого производства.

Если обратиться к истории строительства Древнего Египта, то и там мы замечаем, что геометрически правильные, очень четкие сооружения и отдельные конструкции свидетельствуют о том, что в распоряжении египетских строителей были чертежи. Обязательным процессом была разбивка контура зданий в натуральную величину на строительной площадке, а инструментами служили веревка и колышки. Полагают также, что началу строительства предшествовало создание модели сооружения, на которой виден план храма и пропорции отдельных его частей. До наших дней дошли папирусы, с рисунками, подтверждающими практику предварительной разработки как общих планов, так и их частей.

Основную работу по подготовке проектной документации производил архитектор. Он же распределял участки работы, а также давал рекомендации» о способах кладки, инструментах, материале и сырье.

Архитектура была профессией, сочетавшей в себе черты ремесла и искусства, требовала одновременно и чисто инженерного мастерства, и высокоразвитого чувства прекрасного, и немалой математической подготовки.

Греция

Историки отмечают, что греческие храмы были построены на основе строгих математических пропорций.

Примечательно, что греки с их легким характером были весьма не склонны тратить свой труд на строительство никому не нужных сооружений. Это еще не древнеримский культ утилитарности сооружений, но уже и не древнеегипетская пустопорожняя колоссальность. Греки даже в самых крупных своих созданиях почти всегда угадывали разумную меру, где возвышенное соединяется с прекрасным. Чувство меры — одно из разумнейших правил Древней Греции, к которому не раз обращались архитекторы разных времен.

Прежде чем стать архитектором, строитель должен был пройти путь ученичества в цехе, работать подмастерьем, мастером. На строительство храмов архитекторы привлекались по конкурсу. В Греции архитекторы выдвигались из талантливых плотников, каменотесов, ювелиров, чеканщиков.

Романская эпоха

В романскую эпоху ведущий архитектор был ответственен как за проект, так и за его своевременное осуществление в соответствии с принятым заказом. Это универсальный знаток различных строительных специальностей, подрядчик, решающий организационные вопросы, и даже эксперт, когда возникают трудности при возведении конструкций.

Цехи каменщиков стали хранителями производственных секретов: у строителей накапливались большие практические познания в области строительного ремесла, в частности, строительной механики. Секреты раскрывались в процессе строительства. Каждое большое строительство было хорошей школой.

Проектирование соборов доверялось самым опытным мастерам, которые были одновременно и зодчими, и мастерами-каменщиками. В Средние века архитекторы не располагали ни развитой технологией проектирования, ни уницифицированными единицами измерения. Почти в каждом городе был свой «стандартный» фут или ярд. Разбивка сооружений осуществлялась сугубо геометрическим построением (а не путем масштабного переноса), иногда на пергаменте, но чаще на оштукатуренном полу, именуемом «тразура».

Готика

В эпоху готики возросла роль многоопытного мастера — хранителя профессиональных секретов строительного дела. Он постоянно находился на строительной площадке, наблюдал за работой, однако, насколько известно, непосредственно не работал.

Готическая архитектура была архитектурой общества, которое стремилось к созданию грандиозных сооружений, обладая ограниченными средствами. Для того чтобы согласовать между собой желания и возможности, приходилось быть изобретательными. Мастерам готического периода удалось изобрести остроумные методы строительства. Развивая достижения романского периода, строители готических сооружений искали более совершенные методы возведения зданий, позволяющие облегчить конструкцию и экономно расходовать материал, добыча и транспортировка которого, как уже отмечалось, в период средневековья были сопряжены с большими трудностями и затратами.

Важное значение для экономики строительства в готической архитектуре имели: расширение внутреннего пространства за счет увеличения высоты с помощью новых, более совершенных видов перекрытий; применение стрельчатых сводов на ребрах с облегченной оболочкой самого свода, что значительно снизило его массу; большая часть распора сводов передается на контрфорсы. Следовательно, при своем ъъъъъъъъъсвоеобразии готическая архитектура чрезвычайно экономична сама по себе и, кроме того, открывает приемы строительства, экономичные по своей сути.

Возрождение

Культура Возрождения возникла в Италии во второй половине XIV в. и к XVI в. во многом преобразовала облик Европы. Гуманисты Возрождения, как правило, состояли на службе у пап, кардиналов, князей, знатных вельмож, выполняя их заказы, приспосабливаясь к воле заказчика. В то же время художники и архитекторы были свободны от средневековых канонов, сковывающих творчество. Это был величайший прогрессивный переворот - эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Проект обычно осуществлялся на конкурсной основе, а когда дело шло о муниципальных постройках, то судьей делалось все городское население.

Людям эпохи Возрождения приходилось быть мастерами на все руки в полном смысле этого слова. Филиппо Брунеллески был архитектором, скульптором, математиком, инженером. Палладио, — архитектор, литератор, филолог, философ, музыкант, астроном. Альберти был архитектором, теоретиком искусства, поэтом, драматургом, автором первой грамматики итальянского языка, картографом. Леонардо да Винчи был не только выдающимся живописцем, скульптором, архитектором, но также и математиком, военным инженером, гидротехником.

Строительству обычно предшествовало выполнение эскизов чертежей и почти обязательно — моделей, которые архитекторы заказывали столярам или выполняли собственноручно. В моделях соборов, Брунеллески показал все освещенные и темные лестницы, все виды источника света, двери, связи и ребра. Модели служили не только для отработки архитектурной композиции здания, но и для определения необходимого количества материалов, а также стоимости строительства.

Китай

Письменных правил строительства в Европе не было. В то же самое время в Китае были разработаны и действовали подробнейшие строительные законы причем не только в области размеров, но также и во всех возможных комбинациях, с учетом их символического значения. Мы все знаем, что есть древне-китайское учение Фен-шуй с четырёхтысячелетней историей, суть которого заключается в методах гармонизации влияний Пространства, Форм, Цветов друг на друга, а также на человека. 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 487; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!