Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ К.П. ПОБЕДОНОСЦЕВА



ВВЕДЕНИЕ

Смена идеологических и научных приоритетов, начавшаяся во второй половине 1980-х гг. привела к значительному увеличению количества работ, посвященных истории и развитию русской консервативной мысли. На сегодняшний день по этой проблеме существует десятки монографий и статей. Не случайно и появление первого фундаментального библиографического обзора отечественных исследований и публикаций второй половины ХХ в., посвященных различным аспектам истории российского консерватизма конца XVIII - начала XX вв., подготовленного И.Л. Беленьким.[1]

Повышенный интерес к проблеме русского консерватизма выразился как в общетеоретических трудах, так и в интересе к персоналиям. Особый интерес исследователей привлекает к себе фигура К.П. Победоносцева, обер - прокурора Святейшего Синода, воспитателя императоров Александра III и Николая II. По сложившейся традиции именно К.П. Победоносцева считают идеологом «контрреформ» 80 – 90-х гг. XIX в., повлекших революционный кризис начала ХХ в. Однако существует и иной взгляд на события и роль обер-прокурора в российской истории.

Примечательно, что обе позиции сформировались в историографии еще в дореволюционный период. Таким образом, основное исследовательское противоречие: позитивной или отрицательной была личность К.П. Победоносцева – сложилось еще в среде тех, кто наблюдал его деятельность и мог реально оценить её результативность. Однако, следует подчеркнуть, что эти полярные по сути точки зрения сложились в публицистике. Научная литература о личности и деятельности обер – прокуроре Св. Синода К.П. Победоносцеве, изданная в дореволюционное время, незначительна.

Из среды апологетов и единомышленников пришло мнение об огромном личном влиянии обер-прокурора на императора, что выдвигало К.П. Победоносцева на роль «главного идеолога» России в конце XIX – начале ХХ в. Его противники напротив, сразу увязывали просчеты во внутренней политике с именем обер – прокурора. Но следует отметить, что все авторы сходились в одном: они подчеркивали исключительную религиозность К.П. Победоносцева и четкое следование принципам организации церковной жизни. В дореволюционной историографии имя и деятельность К.П. Победоносцева связывались с проблемой церковных реформ.

Научная литература о личности и деятельности обер-прокуроре Св. Синода К.П. Победоносцеве, изданная в дореволюционное время, незначительна.

Одной из первых вышла книга В.В. Никольского «Литературная деятельность К.П.Победоносцева» . Книга издана при жизни К.П. Победоносцева и поэтому автор старается воздерживаться от политической характеристики.

Свои идеи К.П. Победоносцев формирует в произведениях «Вопросы жизни», «Московский сборник», «Церковь и государство», «Ученье и учитель», «Великая ложь нашего времени», «Церковь».

Деятельности К.П. Победоносцева посвящены произведения Готье Ю.В. «К.П. Победоносцев и наследник Александр Александрович», Бельчикова Н.А. «Достоевский и Победоносцев», Хомякова Д.А. «Православие, самодержавие, народность».

Объектом исследования являются произведения К.П.Победоносцева «Московский сборник», «Церковь и государство», «Вопросы жизни», «Великая ложь нашего времени».

Предметом исследования являются политические идеи К.П.Победоносцева

Целью работы является анализ политических взглядов К.П.Победоносцева. Раскрытие личности К.П. Победоносцева и его идей.

 

Глава 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Консерватизм как политические течение (история возникнования)

Консерватизм (от лат conservar - охранять, сохранять) - идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь, ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности.(

История консерватизма начинается со времен Великой французской революции, бросившей вызов самим основам старого порядка, всем традиционным силам, всем формам господства аристократии. Впервые основные положения консерватизма были сформулированы в работах Э.Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда и их единомышленников. Как правило, отправным пунктом современного консерватизма считается выход в свет в 1790 г. знаменитого эссе Э. Берка “Размышления о Французской революции”. Сам термин “консерватизм” вошел в обиход после основания Шатобрианом в 1815 г. журнала “Консерватор”.

Характерной особенностью консерватизма является отсутствие четко сформулированной идеологической концепции. В разные исторические периоды консерватизм приобретает различные формы. Но тем не менее можно выделить ряд основных принципов, которые обязательно присутствуют в идеологических воззрениях консерваторов: подчинение мироздания всеобщему моральному порядку, предопределенному религией; традиционализм; идея несовершенства человеческой природы; отрицательное отношение к идее равенства и вера в естественную иерархию; существование элиты является обязательным условием гармоничного функционирования общества; рассредоточение, ограничение и сбалансированность политической власти, способной предотвратить возможную тиранию правления большинства; приверженность медленным и осторожным социальным изменениям и т.д.

В представлении идеологов консерватизма в обществе все должно подчиняться всеобщему моральному порядку, который предопределен богом. Во главу угла ставится религиозная мораль, которой обязаны руководствоваться в своей деятельности люди, государственные и общественные организации. Свои поступки человеку должно соотносить не только с религиозной моралью, но и с существующими законами, обычаями и традициями. Традиции рассматриваются как сформировавшиеся, устоявшиеся общественные ценности и нормы поведения, правомерность которых считается настолько естественной, что даже не подвергается сомнению.

Консерваторы считают, что человеческая природа несовершенна, низменна и порочна. «Человеческая природа склонна к насилию и хищна и может находиться под контролем только благодаря трем силам: благовению Бога, страху перед виселицей и давлению социальной традиции, – тонко и бессознательно действующих в качестве тормозов человеческих инстинктов», – отмечал Т.Аттли. (Цит по: Философия и политика в современном мире. – М., 1989. – С.164). Пессимистический взгляд на природу человека предопределил негативное отношение консерваторов к демократии, их приверженность элитизму.

Существующее в обществе неравенство людей консерваторы считают естественным и закономерным. Оно обусловлено самой природой человека, т.к. все люди изначально обладают неравными способностями. Равенство людей признается лишь перед богом и законом. Постулат о естественном неравенстве людей тесно связан с идеей иерархической структуры общества. Общество, по мнению консерваторов, представляет собой естественную иерархию. Доминирует точка зрения, что группы, образующиеся на основе разделения труда, социальных, профессиональных различий и т.д., образуют достаточно устойчивую социальную структуру. Границы между этими группами не закрыты, и любой человек на основе личных заслуг может переместиться в иную группу. Эффективно функционировать такое общество может только при условии управления им элитой.

Консерваторы выступали и выступают за сильное государство. Функции, выполнение которых предписывалось государству, различались в зависимости от этапа развития консерватизма. Но всегда обязательными признавались следующие: сильная и независимая внешняя политика, защита прав граждан, частной собственности, поддержание общественного порядка, борьба с преступностью, сохранение культурного наследия, обычаев и традиций нации.

Консерватизм признает важной ценностью политический авторитет. Его олицетворяет авторитет государства, являясь символом могущества нации, предметом гордости и гарантом частной собственности. Однако консерваторы считают, что людям, находящимся у власти, также могут быть свойственны недостатки. Поэтому они сдержанно, а порой негативно относятся к повышенной активности сильной государственной власти, выступают против интервенционизма государства.

Специфической чертой консерватизма является также осторожное отношение к переменам, происходящим в обществе, ориентация на сохранение существующего общественного порядка. Это не означает, что консерваторы отрицают прогресс вообще. Позитивные перемены необходимы. Но осуществляться они должны медленно, т.к. порочная природа человека требует перманентного сдерживания социальными институтами, общественной моралью и традициями. Поступательное развитие общества, медленно развертывающееся во времени, сообразующееся с законами, традициями и порядком, принесет больше пользы и выгоды человечеству, нежели радикальные реформы и революции.

Первоначальной формой консерватизма был так называемый классический консерватизм XVIII-XIX веков, выражавший интересы сословной феодальной аристократии и духовенства, потерявших привилегированное положение в результате буржуазных революций. Представителями классического консерватизма были Э.Берк, С.Кольридж (Англия), Ж. де Местр, Л. де Бональд (Франция), А.Мюллер, А.Мозер (Германия) и др. Они выступали с критикой идей Просвещения, концепции общественного договора, идеи народного суверенитета, категорически отрицали принципы буржуазной демократии, республиканского правления, конституционализма. Их основными идеями были: сохранение королевской власти, феодальных устоев, дворянско-клерикальных привилегий.

С конца XIX – начала XX века консерватизм претерпевает существенные изменения и превращается в идеологию буржуазии. Он начал выражать интересы той ее части (мелкая буржуазия), которая принимала развитие капитализма, но сопротивлялась формированию монополистических тенденций. Теперь консерваторы стали выступать против «регулируемого капитализма», вмешательства государства в сферу экономики. Они отстаивали принципы свободного рынка, абсолютизировали раннебуржуазные отношения. Таким образом, консервативную функцию стала выполнять именно та идеология, которая была объектом критики классического консерватизма. Широкого распространения эта форма консерватизма не приобрела, т.к. не имела ни должного интеллектуального обоснования, ни серьезной поддержки влиятельных социальных сил.

Русский консерватизм

 

Значительной спецификой обладает русский консерватизм, на протяжении последних столетий являющийся влиятельным течением политической мысли. В начале XIX в. он принял идеологическую форму, отразив стремление широких слоев населения сохранить свою самобытность, боязнь ослабления монархии. В определенной степени консерватизм был реакцией на возможность разрушения привычного уклада жизни под влиянием происходившей на Западе промышленной революции.

В основе русского консерватизма лежит тысячелетняя традиция, связанная с идеалом православного типа социальных взаимоотношений, культом мощного централизованного государства и антизападничеством.

В эволюции русского консерватизма различают три периода:

1) дореволюционный консерватизм как реакция на революцию во Франции и западное влияние в XIX - начале XX вв.;

2) консерватизм русской эмиграции как ответ на русскую революцию 1917 г.;

3) современный консерватизм как идейно-политическая реакция на процессы, начавшиеся во второй половине 1980-х гг.

Основные постулаты русского консерватизма отражены в двух его направлениях - официально-монархическом и славянофильском.

Представителями официального монархизма были известный историк Н.М. Карамзин (1766-1826), публицист и издатель М.Н. Катков (1818-1887), духовный наставник последних императоров обер-прокурор Синода                     К. П. Победоносцев (1827-1907).

В данной работе мы поговорим о представителе консерватизма -                      К. П. Победоносцеве.

 

Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ К.П. ПОБЕДОНОСЦЕВА

Биографическая справка

 

      Константин Петрович Победоносцев (1827-1907), пожалуй, как никто иной, внёс вклад в развитие русской консервативной мысли. Будучи сенатором и членом Государственного Совета, находясь, четверть века в должности обер-прокурора Святейшего Синода, он имел серьёзное влияние на весь ход политической жизни Российской империи. К.П. Победоносцев стоял на защите православной монархии, был автором манифеста 29 апреля 1881 года «О незыблемости самодержавия», подвергал критике устои современной ему западно-европейской культуры и принципы государственного устройства, называя западную демократию «великой ложью нашего времени». К.П. Победоносцев активно участвовал в обсуждении вопроса о взаимоотношениях государства и Церкви. При этом критиковал идею об отделении Церкви от государства, считая, её совершенно неприемлемой. Он был основателем системы церковно-приходских школ, в основе которой лежало нравственное, православное и патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В работах К.П. Победоносцева явственно отразился традиционный идеал самодержавия и национального православия. Он был сторонником твёрдой власти. Предчувствуя революционные потрясения, К.П. Победоносцев призывал предотвратить их именно возвратом к консервативным ценностям – православию, самодержавию и народности.

Внук приходского священника, К.П. Победоносцев, воспитанный в духе православной веры, по мнению исследователей – А.Л. Соловьёва, В. Цыпина, А.В. Рабкиной , был глубоко верующим человеком. Он считал Церковь одной из главных движущих сил российской истории, а веру народную – залогом общественного здоровья и стабильности в государстве. Православная вера для русского человека, по мнению К.П. Победоносцева, неотделима от веры в царя, чья власть дана от Бога. Именно в распространяющихся атеистических идеях он увидел признаки начинающегося развала Российской империи. И действительно, ведь самодержавная система в России была глубоко идеологична по своей сути. Господствующая религия – это основа существующего режима, без неё самодержавие теряет всякую жизнеспособность [2,С. 240-255].

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 737; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!