Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции



Само по себе право с момента его возниквения несло в себе научный интерес, вопросы правопонимания считаются "вечными" ведь, человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует достаточно мнений и научных идей, по поводу того,что из себя представляет право . Однако,понимание и формулирование определения что такое правопонимание появилось относительно недавно.

Правопонимание — это процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению (В. И. Леушин, В. Д. Перевалов) Соответственно,понимать право люди могут по-разному,в зависимости от своей осведомленности в правовых вопросах,поэтому имеются субъекты правопонимания и объекты. Субъектом правопонимания является конкретный человек,например:

 а)обычный гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права ;

б) юрист-профессионал, имеющий достаточные знания о праве, способный применять правовые нормы;

в) ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, , владеющий опреденнной методологией исследования. Правопонимание всегда субъективно и оригинально.Объектом правопонимания бывают право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы.

С повышением уровня развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений постепнно систематизировались различные взгляды о праве на базе определенных критериев. Уже самоотношение к праву, его судьбе, тот факт, положительное значение имеет оно для общества или отрицательное, выступает оно в качестве самостоятельного социального явления или как элемент иной системы регулирования, выявляет противоположные мнения. В частности, представители ряда философских течений рассматривали право как часть нравственности (Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отрицали социально-ценностный характер права (Л. Толстой, Вл. Соловьев). Негативное отношение к праву высказывали анархисты; проблемы отмирания права с построением коммунизма активно обсуждались в рамках марксистской правовой теории.

При решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права. Для первого характерны теологические учения о праве. Фома Аквинский утверждал, что право имеет не только божественное происхождение, но и божественную сущность. Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целœей, предначертанных Богом для человека. Последователи Аквинского — неотомисты — пытаются увязать религиозную сущность права с естественно-правовыми началами и эмпирическими оценками общественных отношений с целью обосновать более жизнеспособные и реалистические варианты его учения. На другом полюсе, в рамках материалистического подхода, разрабатывается марксистская теория права, основными постулатами которой выступают˸ обусловленность права экономическим базисом общества, классовый характер права, жесткая зависимость права от государства, обеспеченность его принудительной силой государства.

Учитывая зависимость оттого, что рассматривается в качестве источника правообразования,— государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.

Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Οʜᴎ связаны с именами Демокрита͵ Сократа͵ Платона и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека.Естественно-правовая теория прошла долгий путь развития, она связана со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему — это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций и современная эпоха перехода к правовому государству.

Позитивное значение естественно-правовой теории ,представителями которой являются Гоббс, Дж. Локк, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, говорит о том,что происхождение права связано с самой природой человека, с его правами и свободами. Оно пресуще морали, которая отражает нравственные ценности такие как: справедливость, свобода и т.д. Наряду с этим имеются и недостатки: такое понимание происхождения и действия права снижает его формально-юридические свойства; оно связано больше с правосознанием,а не с самим правом; Несомненным достоинством естественно-правовой школы является то, что источником, порождающим право, является человек.

Позитивистская теория (К.Бергбом, Г.Шершеневич) – оппозиционная «естественному праву». Позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство регулирует делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон. Положительное – возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения права – структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации. Отрицательное – вводимая ею искусственная ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.

во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право; в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность. Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всœегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

К негативным моментам теории следует отнести вводимую ею искусственную ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.

Учитывая зависимость оттого, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права — норма права, правосознание, правоотношение — сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с ʼʼосновной нормойʼʼ. Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от ʼʼвышестоящейʼʼ в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы. Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой˸ а) право — это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах); б) нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон; в) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения; г) само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства; д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Позитивное значение нормативизма состоит по сути в том, что˸ такой подход, во-первых, позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства; во-вторых, обеспечивает определœенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велœений; в-третьих, содействует формированию ʼʼнормативногоʼʼ представления о праве как формально-логической базе правосознания граждан; в-четвертых, обеспечивает формальную определœенность права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения; в-пятых, позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, что особенно важно при правоприменении.

Ущербность нормативного подхода усматривается в его отрицании обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

Психологическая теория, родоначальником которой является Л. И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность — правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяется на˸ а) переживание позитивного права, установленного государством; б) переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому воспринимается как реальное, действительное право.

Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы — психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида.

Недостатками данной теории можно считать ее односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений. Социологическая теория права зародилась в серединœе XIX столетия. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции, были Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что ʼʼправо следует искать не в норме или психике, а в реальной жизниʼʼ. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Οʜᴎ являются признаками права, а само право ~ это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в какой-либо конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивными в данном случае можно признать следующие положения˸ а) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления; б) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений; в) учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Критически же в этой теории нужно относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права — интереса — с самим правом.

Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о крайне важно сти и социальной ценности права в жизни людей.

 

При решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права. Для первого характерны теологические учения о праве. Фома Аквинский утверждал, что право имеет не только божественное происхождение, но и божественную сущность. Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целœей, предначертанных Богом для человека. Последователи Аквинского — неотомисты — пытаются увязать религиозную сущность права с естественно-правовыми началами и эмпирическими оценками общественных отношений с целью обосновать более жизнеспособные и реалистические варианты его учения. На другом полюсе, в рамках материалистического подхода, разрабатывается марксистская теория права, основными постулатами которой выступают˸ обусловленность права экономическим базисом общества, классовый характер права, жесткая зависимость права от государства, обеспеченность его принудительной силой государства.

-----------------------

 

 

Положительным здесь нужно признать возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения- догмы права — структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.

К негативным моментам теории следует отнести вводимую ею искусственную ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей..

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право состоит из норм, выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с иерархическую пирамиду во главе с ʼʼосновной нормойʼʼ. Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой˸ а) право-это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах;б) нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон; в) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения; г) само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства;

Позитивное значение нормативизма состоит в возможноти совершенствования системы законодательства,обеспечивании определенного режима законности.

 Негативное значение заключается в игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

Психологическая теория,основателем которой является Л. И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность - правовые эмоции человека. Что включает в себя переживание права,как установленного государством ,так и личного права. Последнее и выступает регулятором поведения человека и потому воспринимается как реальное, действительное право.

Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы -психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида и общества.

Недостатками данной теории можно считать ее односторонний характер,невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.

Социологическая теория права зародилась в серединœе XIX столетия. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции, были Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что ʼʼправо следует искать не в норме или психике, а в реальной жизниʼʼ. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Οʜᴎ являются признаками права, а само право это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в какой-либо конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивными являются положения˸ а) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления; б) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений; в) учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о крайне важно сти и социальной ценности права в жизни людей.

 

Норма и структура права

Нрмы права отличаются своей системностью и иерархичностью по отношению друг к другу,каждая норма права существует не сама по себе, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими правовыми нормами. Иерархия правовых норм обусловлена различной юридической силой нормативно-правовых актов. Она складывается из системы норм, содержащихся в конституционных актах (законах) подзаконных актов. Регулируя общественные отношения, норма права устанавливает для одного участника этих отношений определенные полномочия или права, а на другого возлагает соотносящиеся с ними юридические обязанности. Для одной стороны норма права предусматривает охраняемое и гарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой стороны — обеспеченное угрозой государственного принуждения должное поведение (обязанность). Норма права:

 1) носит общий характер, т.е. это правило поведения; норма права отличается нормативностью;

2) содержит общеобязательное правило поведения - оно распространяется на всех, кто вступает в сферу ее действия;

3) распространяет свое действие на всех,а не на конкретное лицо и не на конкретный случай;

4) рассчитана на неопределенное число случаев реализации, т.е. может действовать неоднократно, каждый раз, когда возникнут условия или обстоятельства для ее применения. При этом норма права не прекращает своего действия после исполнения в отличие от индивидуальных актов;

5) облекается в письменную, документальную форму, связана с определенной процедурой применения (уголовный, гражданский процесс);

6) имеет государственно-властный характер. Предписания нормы права представляют собой не пожелание или совет, как действовать в той или иной ситуации, а властное предписание, обязательное для каждого, кто попадает в сферу действия данной нормы. При этом государство устанавливает, что является правомерным, а что неправомерным;

7) гарантирована со стороны государства. В случае несоблюдения нормы права государство может применить принуждение;

8) обладает предоставительно-обязывающим содержанием, т.е., предоставляя права, норма права одновременно возлагает на данное лицо или других лиц соответствующие обязанности, а возлагая обязанности, одновременно предоставляет конкретные права;

9) системна, т.е. находится не в хаотическом состоянии, а в определенной организации - системе. При этом норма права специализируется на выполнении определенных функций - регулятивной, охранительной, поощрительной и др.

Итак, для характеристики нормы права и определения его понятия важно указать, что это: 1) правило поведения; 2) оно исходит от государства; 3) закреплено в определенной форме; 4) общеобязательно; 5) регулирует общественные отношения; 6) выполнение нормы права обеспечено государственными средствами.

CТРУКТУРА ПРАВА

Структура права — это строение права, призванное регулировать взаимоотношения между людьми. Считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные условия, при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер Штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года или штраф).


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 371; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!