С чего всё началось. Сутра о Малункье



 

Каждый, кто серьезно занимается наукой, приходит к убеждению, что высшее начало, проявляющееся со всей очевидностью в законах Вселенной, значительно превосходит человеческий гений.

А. Эйнштейн

 

Виктор : Михаил, живший 2,5 тысячи лет назад человек с именем Будда растворился в каждом из нас?

М .: Принц Гаутама и Иисус из Назарета давно умерли, а Будда и Христос никогда нас не покидали. Первые имена принадлежат индивидуальностям, жившим в теле и использовавшим его для воссоединения с Духом, вторые — синонимы Сознания.

Целое рождает разделенные структуры, игру и противоречия между ними.

А затем эти структуры возвращаются в Целое, и оно получается уже «другим».

Квантовая механика утверждает, что полного знания о состоянии всей системы недостаточно для такого же полного знания о состоянии ее частей. Так что, проходя через игры, проходя через разделенность и возвращаясь к Целостности, мы приносим ей в дар Знание.

Будда — тот, кто вернулся. Теперь он — в нас, мы — в нём.

Это один из возможных ответов.

Виктор : Получается, что есть система, частью которой мы являемся, мы ее изучаем, становимся целым, после — снова разделение и игра. Это и есть бесконечное самопознание. Человек — Будда — человек — Будда —…

Вопрос такой: с точки зрения системы или, скорее, системы стоящей над ней, какая у нее может быть цель?

М .: Я процитирую Рам Дасса, «Зерно на мельницу». Я не могу ответить лучше.

 

«Почему всё это началось? Почему мы оставили Бога, прежде всего?»

Этот вопрос — вопрос последний, и ответ Будды на этот вопрос был таким: «Это не ваше дело». И это не шутливый ответ. Он заявляет, что ваш субъектно-объектный ум не может знать ответ на этот вопрос. Это ответ, которым вы можете быть, а не знать, так как для того, чтобы это знать, вы должны были стать тем, с чего это возникло, но вы этим не являетесь, поскольку вы задаете этот вопрос. Это один из тех абсурдов, на которые вы ловитесь. Есть дюжина разных ответов, и все они в равной степени реальны и нереальны. Вы можете сказать, что Бог принял форму, чтобы познать самого себя, что он должен был разделиться, чтобы себя узреть. Или же можно сказать, что поскольку на ином уровне реальности времени нет, то ничего и не произошло. Это тоже реальный ответ. Всё это — обоснованные ответы на том или ином уровне реальности. Всякий уровень имеет свой ответ на этот вопрос, но, поистине, вопрос этот непознаваем, пока вы не вышли за пределы своих уровней, потому что любой ответ, который вы даете, просто питает ваш ум с того или иного уровня, и все они лишь относительно верны. Сейчас всё это звучит так, будто это вопрос неподходящий. Вы продолжаете спрашивать, но ответа не получаете. Я имею в виду — не только от меня, вы просто не получите ответа.

 

Виктор : Спасибо. Ещё вопрос, более узкий: в чём может быть смысл нашего прихода в «плотный» мир? Ведь, как я понимаю, душа или та структура, которая ближе к нашему истинному «Я», имеет свободу выбора и вполне могла бы остаться в гораздо более комфортных пластах существования и развиваться там?

М .: Смысл не существует вне нас, смысл — это то, что мы создаем сами, и каждый делает это по-своему.

Для меня смысл земного существования — в самой жизни, дающей исключительные возможности для раскрытия потенциала осознанности, потенциала Духа. Такие возможности есть только при жизни в физическом теле. Дело в том, что, пока у нас есть тело, нам доступно сразу несколько воспринимающих структур: ума, тела, чувств, сновидений, что позволяет выйти за рамки любого из них. В посмертном существовании восприятие большинства людей будет определяться лишь одной структурой[152], выйти за пределы которой гораздо сложнее, если это вообще возможно. Принципиально нового опыта там не получить, можно лишь продолжить начатое здесь, на Земле.

Для кого-то другого смыслом может стать[153] возможность тренировки ума как инструмента, позволяющего творить тот слой мира, в котором находится. Ум как инструмент может работать в любом пласте существования, но для «тренировки» ему необходимы миры с жесткой детерминированностью, жесткими причинно-следственными связями, когда декогеренция уже выделила объекты окружающего мира и установила правила взаимовлияния объектов друг на друга. Именно в этих условиях появляется возможность моделирования ситуации и выстраивания сложных ментальных конструкций. В более «тонких» пластах реальности подобная тренировка представляется затруднительной, ибо там нет «готовых» объектов, и нет определенных взаимоотношений между ними.

Не следует думать, что выбор души попасть в «плотный» мир всегда осознан или обусловлен исключительно «высшими» соображениями. Абсолютное большинство «душ» попадает сюда просто потому, что их что-то привлекает в этом мире, привлекает его яркость и энергия, притягивают какие-то ситуации. Иначе говоря, они попадают в наш мир потому, что подвержены Карме.

Однако не следует считать, что мы пришли сюда только для того, чтобы отрабатывать карму или чему-то учиться, и будем пожинать плоды этой учебы когда-то потом, на «небесах». Мы пришли свободными, пришли, чтобы играть, творить, любить, заниматься тем, чем нам заниматься хочется, и создавать реальность по своему усмотрению. Если кто-то забывает о своей Свободе — это его право. И в этом тоже Свобода. Она даже в том, что можно сколько угодно ходить кругами по тюремному двору, не замечая, что никакого забора вокруг нет и не было.

На прощание мне хочется привести сутру о Малункье[154].

 

 

Сутра о Малункье

Так я слышал. Однажды Благословенный (Будда) находился в роще Джеты — в монастыре Анатхапиндики. И вот сыну Малункьи, находившемуся в уединении, в сосредоточении, пришла в голову такая мысль:

«Есть вопросы из области мнений, которые Благословенный оставил без ответа, не разъяснил, отклонил: вечен мир или не вечен; имеет мир границу или не имеет; одно ли и тоже душа и тело, или тело — одно, а душа — другое; существует ли Татхагата[155] после смерти или не существует; или ни существует, ни не существует. На всё это Благословенный не отвечал. И не нравится это мне, не устраивает это меня, что Благословенный не отвечает на эти вопросы. Пойду-ка я к Благословенному и спрошу об этом. Если Бхагаван ответит мне на них, то буду я учиться у Благословенного брахманскому житию. А если не ответит, то оставлю ученичество и вернусь к худшему».

И вот к вечеру достопочтенный сын Малункьи вышел из сосредоточения, пришел к Благословенному, приветствовал и сел возле. И сидя возле Благословенного, достопочтенный сын Малункьи рассказал ему, о чём думал в уединении. «Если Благословенный знает ответы на эти вопросы, то пусть он их мне скажет. А если не знает, то что же? Для того, кто не знает, лучше будет и говорить прямо: не знаю, мол, не вижу».

«А говорил я разве тебе, сын Малункьи: пошли, мол, сын Малункьи, учись у меня брахманскому житию, а я тебе объясню: вечен мир или не вечен; имеет мир границу или не имеет; одно ли и то же душа и тело, или тело — одно, а душа — другое; существует ли Татхагата после смерти или не существует; или ни существует, ни не существует».

«Не было этого, почтенный».

«Или, может, ты мне говорил: я, почтенный, стану учиться у Благословенного брахманскому житию, а Благословенный мне объяснит: вечен мир или не вечен; имеет мир границу или не имеет; одно ли и то же душа и тело, или тело — одно, а душа — другое; существует ли Татхагата после смерти или не существует; или ни существует, ни не существует».

«Не было, почтенный».

«Итак, ты согласен, сын Малункьи, что ни я тебе не говорил об этом, ни ты мне не говорил об этом. А если так, никчемный ты человек, с чего ты вздумал оставлять ученичество?

Представь, сын Малункьи, что кто-то скажет: „До тех пор не стану учиться у Благословенного брахманскому житию, покуда Благословенный не объяснит мне: вечен мир или не вечен; имеет мир границу или не имеет; одно ли и то же душа и тело, или тело — одно, а душа — другое; существует ли Татхагата после смерти или не существует; или ни существует, ни не существует“. Не успеет Татхагата объяснить ему это, как человек этот умрет.

Представь, сын Малункьи, что человека ранило пропитанной ядом стрелой и друзья-знакомые, кровные родственники привели к нему врача, хирурга. А человек этот скажет: „Не дам я до тех пор вынуть эту стрелу, пока не узнаю, что за человек меня ранил: кшатрий ли он, брахман ли, вайшья ли, шудра ли; пока не узнаю как его имя, кто он родом, пока не узнаю, чернокожий ли он, смуглокожий ли или с кожей золотистого цвета; пока не узнаю, из какого меня ранили лука — простого или самострела; пока не узнаю, что за тетива на луке — из дерева ли арка, тростниковая ли, пеньковая ли, жильная ли, из молочайного ли дерева; пока не узнаю, какое у стрелы древко — вставное или накладное; пока не узнаю, что за оперение у стрелы — из перьев ли коршуна, или цапли, или сокола, или павлина, или мягкоклювой птицы; пока не узнаю, какой жилой оно примотано — воловьей ли, буйволиной ли, оленьей ли, обезьяньей ли; пока не узнаю, что за наконечник — игольный ли, бритвенный ли, расплющенный ли, каленный ли, „телячий зуб“ ли, „олеандровый лист“ ли“. Не успеет человек всё это узнать, как умрет он.

Вот так же, сын Малункьи, и с этими вопросами: не успеет Татхагата всё это объяснить, как человек умрет.

Какое бы мнение ни было, сын Малункьи: вечен мир или не вечен; имеет мир границу или не имеет; одно ли и то же душа и тело, или тело — одно, а душа — другое; существует ли Татхагата после смерти или не существует; или ни существует, ни не существует, а брахманское житие остается. Какое бы мнение ни было, сын Малункьи: вечен мир или не вечен; имеет мир границу или не имеет; одно ли и то же душа и тело, или тело — одно, а душа — другое; существует ли Татхагата после смерти или не существует; или ни существует, ни не существует — есть рождение, есть старость, есть смерть, есть печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние, и их уничтожение, очевидное уже в этой жизни, я и указую.

Потому, сын Малункьи, не разъясненное и знайте как неразъясненное, разъясненное мною знайте как разъясненное. Вот что, сын Малункьи, мной не разъяснено: вечен мир или не вечен; имеет мир границу или не имеет; одно ли и то же душа и тело, или тело — одно, а душа — другое; существует ли Татхагата после смерти или не существует; или ни существует, ни не существует.

Почему, сын Малункьи, это мной не разъяснено? В этом нет смысла, это не служит брахманскому житию, отвращению, бесстрастию, пресечению, умиротворению, постижению, просветлению, успокоению, потому это мной не разъяснено. А вот что, сын Малункьи, мной разъяснено: вот страдание, вот причина страдания, вот прекращение страдания, вот путь, ведущий к прекращению страдания.

Почему, сын Малункьи, это мной разъяснено? В этом есть смысл, это служит брахманскому житию, отвращению, бесстрастию, пресечению, умиротворению, постижению, просветлению, успокоению, потому это разъяснено. Потому, сын Малункьи, не разъясненное и знайте как неразъясненное, разъясненное мною знайте как разъясненное».

Так сказал Благословенный. Достопочтенный сын Малункьи восхищенно воспринял сказанное им.

 

 

Словарь терминов

 

Вектор состояния  — величина, полностью описывающая состояние микрообъекта (электрона, протона, атома, молекулы) и вообще любой замкнутой квантовой системы.

В квантовой теории вектор состояния принято обозначать символом | >. Если какой-то набор данных, определяющих систему, обозначить буквой x , то вектор состояния будет иметь вид |x >.

Волновая функция  (ВФ) — частный случай, одна из возможных форм представления вектора состояния, как функции координат и времени, или сопряженных им переменных. Это представление системы, максимально приближенное к привычному классическому описанию, предполагающему наличие общего и независимого ни от чего пространства — времени.

Описание состояния микрообъекта с помощью ВФ имеет статистический, то есть вероятностный характер: квадрат абсолютного значения (модуля) ВФ указывает значение вероятностей тех величин, от которых зависит ВФ. Например, если задана зависимость ВФ частицы от координат х, у, z и времени t , то квадрат модуля этой ВФ определяет вероятность обнаружить частицу в момент t в точке с координатами х, у, z . Поскольку вероятность состояния определяется квадратом ВФ, ее называют также амплитудой вероятности.

Гармонический осциллятор (ГО) — физическая система, совершающая гармонические колебания вокруг положения устойчивого равновесия. Для ГО потенциальная энергия системы U определяется выражением

, где x — отклонение системы от положения равновесия, k — постоянный коэффициент. Для гармонического осциллятора средняя кинетическая энергия системы за период колебаний в точности равна средней потенциальной энергии.

Квантовый осциллятор характеризуется дискретным набором состояний, уровни энергии E n которых расположены на равных расстояниях

, где n = 0, 1, 2 …, ħ — постоянная Планка, ω — собственная частота колебаний.

Гильбертово пространство  (ГП) — применительно к задачам квантовой механики, это пространство возможных состояний системы, задаваемое набором собственных (базисных, или основных) состояний.

Элементы ГП должны обладать свойствами сходимости (то есть состоять из векторов, «длина» которых конечна), для которых определенным способом установлено понятие близости между объектами.

Существенную роль в ГП играют операторы. Определённый в ГП оператор действует на один элемент ГП и переводит его в другой.

В зависимости от задачи мы можем выбирать тот или иной набор базисных состояний. Если нас интересуют пространственные координаты частицы, тогда выбирается бесконечномерное гильбертово пространство, поскольку координата — непрерывная величина, и каждой точке пространства сопоставляется отдельное состояние частицы. Если нас интересует поведение спина частицы, мы можем выбрать в качестве базиса возможные для частицы состояния спина, например, «спин-вверх» и «спин-вниз».

Декогеренция  — физический процесс, который сопровождается уменьшением квантовой запутанности (потерей когерентности квантовых суперпозиций) в результате взаимодействия системы с окружением. Декогеренция сопровождается появлением у нее классических черт, соответствующих информации, записанной в окружении. Это можно описать как образование квантовых корреляций (или запутывание, entanglement) между системой и ее окружением, возникающих в процессе их взаимодействия. В этом смысле декогеренция тождественна квантовому измерению.

Декогеренция, обусловленная взаимодействием квантовой системы с ее окружением, разрушает квантовые эффекты, превращая их в классические. Из-за этого взаимодействия происходит «перепутывание» состояний системы с таким большим количеством состояний окружающей среды, что когерентные эффекты «теряются» при происходящем усреднении и становятся ненаблюдаемыми.

Применительно к человеческой психике, декогеренция означает сужение внимания на объекте влечения, желания, пристрастия, зависимости, в результате чего человек оказывается в суженном пространстве восприятия.

Дифракция  — рассеяние микрочастиц (электронов, нейтронов, атомов и т. п.) кристаллами или молекулами жидкостей и газов, при котором из начального пучка частиц формируются отклоненные пучки, направление и интенсивность которых зависят от строения рассеивающего объекта.

Дифракция частиц возникает в силу интерференции компонент, образованных при взаимодействии начального пучка с периодической структурой объекта и может быть понята лишь на основе квантовой теории. Дифракция частиц, с точки зрения классической физики, невозможна.

Дифракция света  — явление, наблюдающееся при распространении света мимо резких краев различных тел (например щелей). При этом происходит нарушение прямолинейности распространения света, то есть отклонение от законов геометрической оптики.

Запутанные (квантово-коррелированные) состояния  (ЗС) — форма корреляций составных систем, не имеющая классического аналога. ЗС — состояние составной системы, которая не может быть разделена на отдельные, полностью самостоятельные и независимые части, то есть это несепарабельное (неразделимое) состояние. ЗС могут возникать в системе, части которой взаимодействовали, а затем система распалась на не взаимодействующие друг с другом подсистемы. Для таких систем флуктуации отдельных частей взаимосвязаны посредством нелокальных квантовых корреляций, когда изменение одной части системы в тот же самый момент времени сказывается на остальных ее частях (даже разделенных в пространстве на бесконечно большие расстояния).

В случае взаимодействующих с окружением открытых систем связь между частицами будет сохраняться до тех пор, пока суперпозиция состояний не превратится под влиянием взаимодействия с окружающими объектами в смесь.

Интерференция  — сложение в пространстве двух (или нескольких) волн, при котором в разных точках получается усиление или ослабление амплитуды результирующей волны. Если гребни одной волны совпадают с гребнями другой волны, то происходит усиление, и амплитуда возрастает. Если же гребни одной волны приходятся на впадины другой, то волны гасят друг друга, и амплитуда результирующей волны ослабевает.

Интерференция характерна для всяких волн независимо от их природы: для волн на поверхности жидкости, упругих (например, звуковых) волн, электромагнитных (например, радиоволн или световых) волн.

Классические корреляции  — взаимосвязь характеристик каких-либо объектов посредством обычных взаимодействий путем обмена энергией. Скорость установления классических корреляций между объектами ограничена скоростью света.

Когерентность  (от лат. cohaerens — находящийся в связи) — согласованное протекание во времени нескольких колебательных или волновых процессов, проявляющееся при их сложении. Колебания называются когерентными, если разность их фаз остается постоянной во времени и при сложении колебаний определяет амплитуду суммарного колебания.

Корреляция  (от лат. correlatio — взаимозависимость) — систематическая и обусловленная связь между двумя рядами данных.

Нелокальность  — термин, подчеркивающий мгновенную внепространственную связь запутанных состояний, когда одна частица или часть системы немедленно откликается на изменения с другой частицей или подсистемой вне зависимости от расстояния между ними.

Неопределённостей соотношение  (принцип неопределенности) — одно из положений квантовой теории, утверждающее, что любая физическая система не может находиться в состояниях, в которых координаты ее центра инерции и импульс одновременно принимают точные значения. Эквивалентная формулировка заключается в том, что у любой системы энергия может быть измерена с точностью, не превышающей

, где ħ — постоянная Планка, ∆t — время измерения. Дpyгими словами, классические понятия кооpдинаты и импyльса пpименимы к микpочастицам лишь в пpеделах, yстанавливаемых соотношениями Гейзенбеpга. Таким образом, закон сохранения энергии в ходе малых промежутков времени может не выполняться, это дает возможность рождения виртуальных частиц (или пар), существующих непродолжительное время. Согласно квантовой теории поля любое взаимодействие может быть представлено как совокупность процессов с участием виртуальных частиц.

Поляризация света  — свойство оптического излучения, состоящее в неравноправии различных направлений в плоскости, перпендикулярной световому лучу (направлению распространения световой волны). Это связано с тем, что колеблющиеся в световой волне векторы напряженности электрического поля Е и напряженности магнитного поля Н перпендикулярны направлению распространения волны, и эти вектора выделяют в пространстве определенные направления.

Поток энергии  характеризует интенсивность обмена энергией какого-либо объекта с окружением. Плотность потока энергии есть количество энергии, протекающее в единицу времени через единичную площадь поверхности, расположенной перпендикулярно потоку. Потоки энергии внутри тела возникают в силу неравномерности распределения энергии, то есть в силу наличия градиентов энергии, возникающих, например, при ускорениях. Применительно к нашему восприятию это ощущается как «дух захватило», «кровь к голове прилила», «волосы зашевелились» или мягкому чувствованию происходящего в теле.

Рассеяние  — процесс взаимодействия микрочастиц с различными объектами (в том числе другими частицами), в ходе которого могут измениться их энергия, направление движения, внутреннее состояние и т. д.

Рекогеренция  — процесс, обратный декогеренции, то есть переход от смешанных (классических) состояний к чисто-квантовым. Это процесс обретения системой квантовых свойств при прекращении или ослаблении взаимодействия с окружением. Для рекогеренции системы в квантовое состояние необходимо прекращение или ослабление обмена информацией с окружением.

Применительно к человеческой психике рекогеренция означает осознание, то есть переход к пониманию происходящего из более широкого восприятия мира. Для рекогеренции часто требуется дефокусировка внимания, то есть снятие фокуса внимания с вызвавшего пристрастие объекта, мысли или чувства без их подавления. В субъективном восприятии рекогеренция может быть охарактеризована состоянием покоя, ясности, не-занятости, расширенным видением происходящего. В случае «рекогеренции» бытовых неурядиц результат может быть выражен словами: «Этот вопрос меня больше не занимает»; «Я заметил вокруг столько нового и интересного»; «Оказалось, всё очень даже неплохо»; «Я со всей ясностью понял, что надо делать».

Смешанное состояние  — такое состояние системы, которое невозможно описать одним вектором состояния, оно может быть представлено только матрицей плотности. В смешанном состоянии не задан максимально полный набор независимых физических величин, определяющих состояние системы, а определены лишь вероятности w 1, w 2… обнаружить систему в различных квантовых состояниях, описываемых векторами состояния |1>, |2>…

 

Тем, кому по пути

 

Перед каждым из нас лежит поле деятельности, игры, блаженства, познания, радостей и неудач…

И есть он сам, идущий по этому полю.

Постижению поля, путей на нём, и себя, идущего по полю, посвящен наш сайт «Познающий Поле» — www.ppole.ru.

Если вас интересует практическая реализация в себе тех возможностей, которым посвящена данная книга, приглашаем на наши занятия.

 

Мы проводим:

Постоянные занятия в Санкт-Петербурге. Занятия проходят раз в неделю по 3–4 часа, продолжительность курса 6–7 месяцев, краткое описание курса 2006 года приведено ниже. Группы, как правило, стартуют дважды в год, в сентябре и январе.

Двухдневные семинары с периодичностью примерно раз в месяц, посвященные раскрытию потенциала жизненности, творческой спонтанности и легкости

Летние двухнедельные семинары в самых красивых уголках нашей страны.

Занятия по телесно-ориентированной психотерапии. Это не курс со строгой программой, а, скорее, еженедельные встречи тех, кто увлекается телесной работой.

 

Занятия проводятся преимущественно в игровой форме, никакой предварительной подготовки от участников не требуется.

 

Ведущие — Михаил Заречный, Наталья Панкратьева

 

Расписание и подробную информацию см. на сайте www.ppole.ru.

Справки по телефону (812) 591-13-44 (Светлана), или электронному адресу mzarechny@yandex.ru, mzarechny@mail.ru (Михаил)

 

 

Курс «Сила трех миров»

 

Вас ждет удивительное сочетание тонкой духовной философии, глубоких знаний с юмором и сказкой. А также интереснейшие упражнения, дискуссии, игры, при помощи которых мы двинемся к главной загадке мироздания — тайне своего «Я».

В настоящее время наш курс называется «Сила трех миров». Его философским и мировоззренческим аспектам посвящена книга М. Заречного «Игла Кощея, или невероятное путешествие в Явь, Навь и Правь» (текст см. на сайте www.ppole.ru)

Наше путешествие построено на метафорах русской сказки, и это не случайно, — такой подход близок и понятен всем, выросшим на этой земле. У нас нет непонятных теоретических построений!

Мы пойдем в Кощеево царство, чтобы вернуть знание, лад, совершенство жизни.

Сначала мы разломаем Сундук, символизирующий нашу схваченность привычной картиной мира, набором шаблонов, распределяющих энергию и внимание вне нашей осознанной воли. Затем изловим Зайца — нашу (не)способность смотреть в глаза страхам и справляться с ними; поймаем Утку, в которой спрятаны ключи от жизни в радости и единства желания, мысли и действия. А еще нас будут ждать Яйцо с его удивительной ясностью, покоем и мудростью прямого видения, и Игла, соединяющая жизнь и смерть, земное и божественное, бытие и небытие…

Прочувствовав всё многообразие, все этапы развития человека, каждый получит ясное представление как о своих сегодняшних задачах, так и о перспективе. Уже это даёт энергию и ощущение ценности и смысла своей жизни!

На каждом этапе нашего пути мы будем делать открытия, обнаруживая в себе состояния полета, творческой спонтанности и легкости, умение справиться с любым страхом и превратить его в друга и советчика. А кто-то откроет уверенность, «состояние позволения», глубинный контакт с природой и людьми, способность подняться над лабиринтом проблем и увидеть выход… А другому покажется более важным обрести умение управлять своим состоянием и «волшебным образом» влиять на процесс формирования событий.

Наш путь будет пролегать через Явь, Навь и Правь. В Яви мы освоим состояния, дающие возможность максимальной реализации себя и своего окружения. В безбрежном океане Нави (в мире нематериального, сновидческого, посмертного существования, в мире создания нового и сохранения достигнутого) мы найдем всё, чтобы обрести зрячесть, новые способности и потерянную когда-то Силу и Целостность. А затем, сочетая Явь и Навь, мы соприкоснемся с царством Прави, являющейся источником и связующей силой всего.

Если вы обнаружили, что за ворохом условностей, ролей, масок, искусственных знаний и ограничений скрывается Подлинность, и хотите к ней прийти — наш курс для вас.

 

Михаил Заречный

Наталья Панкратьева

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] В настоящее время эта школа называется «Познающий Поле», www.ppole.ru. Здесь и далее примеч. авт .

 

[2] Прежде всего, имеются в виду:

• теория декогеренции, описывающая взаимные переходы между видимым материальным миром и непроявленным квантовым;

• теория запутанных состояний, показывающая, каким образом объект остается в неразрывной связи с Целым;

• теория квантовой информации, позволяющая рассматривать все известные процессы и взаимодействия как способы обмена информацией;

• а также соответствующие экспериментальные исследования.

Если не все термины вам сейчас понятны, не пугайтесь, скоро всё встанет на свои места, достаточно лишь немного любознательности и настойчивости.

 

[3] http://physmag.hut1.ru/cgi-bin/forum.cgi.

 

[4] www.sia.com.ua.

 

[5] Цит. по: Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 2. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.

 

[6] Чусов И. В… Кванты и религия // Квантовая Магия. 2004. Т. 1. Вып. 4. С. 4404–4407. http://quantmagic.narod.ru/volumes/VOL142004/p4404.html.

 

[7] В конце книги вы найдете словарь основных терминов.

 

[8] В зависимости от способа наблюдения микроскопический объект может вести себя и как волна, и как частица. В силу этого в квантовой механике и возник термин «дуализм», подчеркивающий необходимость взаимодополняющего описания.

 

[9] См. словарь основных терминов в конце книги. Напомню, что выделенные шрифтом места предназначены для читателя, предпочитающего достаточно строгие формулировки или желающего ознакомиться с математическим аппаратом КМ. Эти кусочки можно без боязни за общее понимание текста пропустить, особенно при первом чтении.

 

[10] В описании двухщелевого эксперимента мы придерживаемся изложения Ричарда Фейнмана, см.: Фейнман Р . Фейнмановские лекции по физике. М.: Мир, 1977. Т. 3. Гл. 37–38.

 

[11] Декогеренция — это процесс перехода суперпозиции в смесь, из нелокализованного в пространстве квантового состояния в наблюдаемое.

 

[12] Hackermueller L., Uttenthaler S., Hornberger K., Reiger E., Brezger B., Zeilinger A. and Arndt M. Wave Nature of Biomolecules and Fluorofullerenes. Phys. Rev. Lett. 91, 090408 (2003).

 

[13] Hackermueller L., Hornberger K., Brezger B., Zeilinger A. and Arndt M. Decoherence of matter waves by thermal emission of radiation // Nature 427, 711 (2004).

 

[14] Подробнее о теории декогеренции будет идти речь в главе 6.

 

[15] Белинский А. В . Квантовая нелокальность и отсутствие априорных значений измеряемых величин в экспериментах с фотонами // УФН. Т. 173. № 8. С. 905 (2003). Публикации из журнала «Успехи физических наук» можно найти на сервере http://www.ufn.ru/russian/main_r.html.

 

[16] См., например, основополагающую работу по этой теме: Whorf B. L .. The relation of habitual thought and behavior to language / B. L. Whorf. Language, thought and reality. N. Y., 1956. Перевод можно найти в Интернете: www.philosophy.ru/library/whorf/01.html.

 

[17] К реализованному мистику эти слова не относятся.

 

[18] Хайдеггер (Heidegger) Мартин (1889–1976) — немецкий мыслитель, оказавший огромное влияние на философию XX века. Направление его творчества относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму.

 

[19] «Sein und Zeit» (1927). В этой работе Хайдеггер ставит «вопрос о бытии», отодвинутый европейской философией в сферу абстракций, как о подлинном деле человеческого существа, о «присутствии» (Dasein).

 

[20] Подробнее об этом будет идти речь в главах 9, 10.

 

[21] Аттрактор (от англ. to attract — притягивать) — в данном случае объект, притягивающий внимание. Он может быть как на физическом плане (например, книжка), так и на ментальном плане (мечта жить в собственном доме).

 

[22] «Игла Кощея, или невероятное путешествие в Явь, Навь и Правь». Готовится к выходу в издательстве «Весь» в 2007 году.

 

[23] В принятой формулировке — когда фотон линейно поляризован под некоторым углом между 0 и 90° к оптической оси анализатора.

 

[24] Эта вероятность определяется выражением

.

 

[25] Спин — собственный момент количества движения частицы. Двум возможным состояниям поляризации фотона отвечает проекция спина вдоль и против направления его движения.

 

[26] То есть взаимной связи.

 

[27] Напоминаем, что в конце книги приводится словарь основных терминов.

 

[28] То есть рассматривал гипотетический эксперимент, предполагаемые результаты и следствия из них.

 

[29] Einstein A., Podolsky B., Rosen N. Can quantum-mechanical description of physical reality be considered complete? // Phys. Rev. 47, 10, 777–780 (1935).

 

[30] Неопределённостей соотношение — положение квантовой теории, утверждающее, что любая физическая система не может находиться в состояниях, в которых координаты ее центра инерции и импульс одновременно принимают точные значения.

 

[31] Bell J. S . On the Einstein Podolsky Rosen paradox // Physics 1, 3, 195–200 (1964).

 

[32] Aspect A., Grangier P., and Roger G . Phys. Rev. Lett. 49, 91 (1982); Aspect A., Dalibard J. and Roger G . Phys. Rev. Lett. 49, 1804 (1982).

 

[33] Freedman S. J. & Clauser J. F. Experimental test of local hidden-variable theories // Phys. Rev. Lett. 28, 14, 938–941 (1972).

 

[34] Fry E. S. & Thompson R. C. Experimental test of local hidden-variable theories // Phys. Rev. Lett. 37, 8, 465–468 (1976).

 

[35] Измерение означает определение состояния, в данном случае направления поляризации фотона: при продольной поляризации он проходит через анализатор, при поперечной — задерживается им.

 

[36] Описание эксперимента цитируется по статье: Шимони А. Реальность квантового мира // В мире науки 3, 22 (1988). В описании последовательности экспериментов по квантовым корреляциям мы придерживаемся этой работы.

 

[37] Стандартное отклонение — термин, используемый для оценки статистической достоверности результатов эксперимента. 5 стандартным отклонениям соответствует уровень статистической достоверности результатов лучше, чем 0,99999994.

 

[38] Pan J-W., Bouwmeester D., Daniell M., Weinfurter H. and Zeilinger A. Experimental test of quantum nonlocality in three-photon Greenberger-Horne-Zeilinger entanglement // Nature 403, 515 (2000).

 

[39] Название происходит от фамилий Гринбергер, Хорн и Цайлингер, Greenberger-Horne-Zeilinger states.

 

[40] Ghosh S., Rosenbaum T. F., Aeppll G. and Coppersmith S. N . Entangled quantum state of magnetic dipoles // Nature 425, 48 (2003).

 

[41] Bennett C. H., Brassard G., Crépeau C., Jozsa R., Peres A., Wootters W. K . Phys. Rev. Lett. 70, 1895 (1993).

 

[42] См. обзоры: Zeilinger A. Sci. Am. 282, 5 (2000); Волович И. В. . Квантовая телепортация, криптография и парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена. М., 2002; Килин С. Я. // УФН. 169, 507 (1999).

 

[43] Jennewein T., Weihs G., Pan J.-W. and Zeilinger A . Phys. Rev. Lett. 88, 017903 (2002).

 

[44] То есть со сверхсветовой скоростью. Световой конус — область пространства — времени, в которой возможно получение сигнала об интересующем событии, при скорости распространения сигнала, равной скорости света.

 

[45] Tegmark M., Wheeler J. A. 100 years of quantum mysteries // Sci.Am. 284, 2,54–61 (2001).

 

[46] См., например, http://www.magiqtech.com/.

 

[47] Wheeler J. A. & Zurek W. H. (eds.) Quantum theory and measurement // Princeton University Press. Princeton. New Jersey, 1983.

 

[48] Miller W. A., Wheeler J. A. Delayed-choice experiments and Bohr’s elementary quantum phenomenon, in S. Kamefuchi et al. (eds.), Foundations of quantum mechanics in the light of new technology. Proc. of a conference (Kokubunji, Tokyo, 1983), Physical Society of Japan, Tokyo, 1984.

 

[49] См., например, De Witt B. S.  Phys. Rev. 160. 1113 (1967).

 

[50] По специальной теории относительности особо рекомендую книгу: Тейлор Э., Уилер Дж . Физика пространства — времени. М.: Мир, 1971. При всей строгости изложения она читается как сказка.

 

[51] См., например, книгу: Грин Брайан . Элегантная вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. М.: Изд-во УРСС, 2004.

 

[52] Так происходит, например, в петлевой теории квантовой гравитации. См.: Смолин Ли . Атомы пространства — времени // В мире науки. № 4, 48 (2004). Другой подход к этой проблеме изложен в эссе Х. Д. Цее: http://www.decoherence.de/essays.html#zeh.

 

[53] С этих позиций, например, такой метод квантовой теории, как метод интегралов по траекториям, следует признать полуклассическим: в нём квантовая суперпозиция подменяется набором траекторий, то есть набором смешанных состояний. Это всего лишь удачный математический трюк, позволяющий иногда учесть квантовые эффекты, но не последовательное квантовое описание.

 

[54] Zeh H. D . The Physical Basis of The Direction of Time (Springer-Verlag, 2001). Отдельные главы этой книги есть на сайте http://www.time-direction.de/. См. также http://www.decoherence.de/essays.html#zeh.

 

[55] Напомню, что в зависимости от способа наблюдения микроскопический объект может вести себя и как волна, и как частица.

 

[56] Bohr N .. Nature 121, 580 (1928).

 

[57] Shut up and calculate! (англ.) — Заткнись и считай!

 

[58] Everett H . Relative state formulation of quantum mechanics. Rev. Mod. Phys. 29, 3, 454 (1957).

 

[59] Zurek W. H . Decoherence and the Transition from Quantum to Classical. http://xxx.lanl.gov/abs/quant-ph/0306072.

 

[60] Современному состоянию и концептуальным вопросам квантовой теории посвящен обзор: Zurek W. H. Decoherence, einselection, and the quantum origins of the classical // Rev. Mod. Phys. 75, 715 (2003). Архивную версию можно свободно скачать: http://xxx.lanl.gov/abs/quant-ph/0105127.

Joos E., Zeh H. D., Kiefer C. et al . Decoherence and the Appearance of a Classical World in Quantum Theory (Springer-Verlag 2003). См. также сайт авторов этой книги: http://www.decoherence.de.

Вопросам связи квантовой и мистической картины мира, в том числе теории декогеренции, посвящены работы С. И. Доронина на сайте «Физика Магии» http://physmag.hut1.ru/ и в электронном журнале «Квантовая Магия» http://quantmagic.narod.ru/.

 

[61] Явление интерференции возникает в силу сложения колебаний с различной фазой, что математически похоже на суммирование смещенных друг относительно друга синусоид. Описание процесса декогеренции сходно с суммированием огромного числа случайным образом смещенных друг относительно друга синусоид и делением этой суммы на их полное число. Каждая из подобных синусоид отвечает вкладу в интерференцию какой-либо степени свободы окружения, и чем их больше, тем ближе к нулю итоговый результат.

 

[62] Цитируется по: Доронин С. И . Квантовая магия. Книга готовится к выходу в издательстве «Весь».

 

[63] См., например: Менский М. Б . УФН 168, 1017 (1998); Менский М. Б . Квантовые измерения и декогеренция. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001.

 

[64] Эти слова имеют в теории четкую математическую формулировку: необходимо, чтобы интеграл перекрытия векторов различных состояний окружения, соответствующих различным компонентам суперпозиции рассматриваемой системы, был много меньше единицы.

 

[65] Похожее явление известно в научной литературе под названием quantum halo (квантовое гало, квантовый ореол). Квантовое гало определяется как окружение, обволакивающее локальную совокупность частиц, при этом размеры этого окружения далеко выходят за границы «центрального объекта» и соответствующих ему полей. В настоящее время это явление интенсивно изучается — как теоретически, так и экспериментально, в основном на системах с небольшим количеством частиц.

 

[66] Издательство «Весь» готовит к выпуску в 2006 году книгу С. И. Доронина с предполагаемым названием «Квантовая Магия».

 

[67] Эдипов комплекс и анальная фиксация — принятые в психоанализе термины, каждый из которых обозначает сложный, но достаточно четко очерченный набор эмоциональных, ментальных и поведенческих реакций.

 

[68] С точки зрения физики, правильнее было бы сказать — пространств событий.

 

[69] Применительно к человеческой психике, декогеренция означает сужение внимания на объекте влечения, желания, пристрастия, зависимости, в результате чего человек оказывается в суженном пространстве восприятия. Наоборот, рекогеренция означает осознание, то есть переход к пониманию происходящего из более широкого восприятия мира.

 

[70] Точка сборки (montage point ) — один их основных терминов учения дона Хуана, описанного в романах К. Кастанеды. «Montage point» можно перевести и как «точка монтирования», что обозначает правила монтажа доступных восприятий в видимый человеком (или другим существом) «фильм». Управляемое движение точки сборки основано на овладении вниманием, то есть на осознанном управлении процессами рекогеренции и декогеренции.

 

[71] Арабские цифры, в свою очередь, были заимствованы арабами из ведической культуры древней Индии.

 

[72] См. например, «Альмагест» (Великое Построение) Клавдия Птолемея, в котором описывается движение небесных светил вокруг Земли.

 

[73] См. Блум К. Теория матрицы плотности и ее приложения. М: Мир, 1983.

О формализме частичной матрицы плотности см. статью С. И. Доронина «Мера квантовой запутанности чистых состояний», http://quantmagic.narod.ru/volumes/VOL112004/abs1123.html.

Подробно об этом методе говорится в университетском курсе «Квантовая информация и квантовые вычисления» Джона Прескилла, http://www.theory.caltech.edu/people/preskill/ph219/ (англ.).

 

[74] Плотность распределения вероятностей определяется как вероятность попадания случайной величины в некоторый интервал, отнесенный к длине этого интервала.

 

[75] Пространство Лиувилля — некоторое расширение гильбертова пространства. Если в гильбертовом пространстве могут быть описаны лишь чисто-квантовые состояния, то в пространстве Лиувилля могут быть описаны как чистые, так и смешанные состояния.

 

[76] Подобный анализ впервые провел С. И. Доронин, см. http://physmag.hut1.ru/forum/topic.php?forum=5&topic=5&start=1. Ниже мы используем ряд идей и формулировок, предложенных С. И. Дорониным в этой публикации, дополнив их представлениями о взаимодействии между планами существования и образованием фрактальных структур.

 

[77] Более точно — так называемое тензорное произведение.

 

[78] Переход от унитарной (обратимой) эволюции всей замкнутой системы к неунитарной динамике ее отдельной части неизбежно ведет к появлению однонаправленной «стрелы времени», вдоль которой начинает эволюционировать выделенная подсистема.

 

[79] Этот эффект аналогичен хорошо известному явлению тонкого и сверхтонкого расщепления атомных спектров. В силу того, что электрон в атоме участвует также и в спин-орбитальном и спин-спиновом взаимодействии, каждое из его основных энергетических состояний, определяемых кулоновским взаимодействием с ядром атома, расщепляется на набор уровней, определяемых более слабыми спин-спиновыми и спин-орбитальными взаимодействиями.

 

[80] Или, по крайней мере, нет возможности управляемого взаимодействия с ними.

 

[81] Цин-юань Син-сы  (640–740) — выдающийся мастер, ученик шестого Патриарха Чань (в японской транскрипции — Дзэн) буддизма Хуэй-нэня. Цит. по книге: Абаев Н. В. Чань буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1989.

 

[82] Вне традиции, вне контакта с мастером «великое пробуждение» может и не наступить, человек остается в состоянии, близком к шизофрении. Он не сумеет отличить трансляции с высоких уровней от трансляций с низких. И не он будет иметь состояния, а состояния будут иметь его.

 

[83] Например, барабан для любителя маршей означает совсем не то же самое, что для человека, сосед которого с утра до вечера гремит на этом инструменте. Человек в этом примере взаимодействует не с барабаном как таковым, а со своей памятью о нём.

 

[84] Подобные щели между состояниями, а также любые промежуточные состояниями называются в тибетской традиции состояниями Бардо.

 

[85] А потом ты осознаёшь, что ошибался, и есть еще более глубокие уровни.

 

[86] Хочется отметить книгу: Чаттерджи Брахман . Сокровенная религиозная философия Индии. Калуга: Тип. Губернской Земской Управы, 1905.

 

[87] Эффект Кирлиан заключается в свечении различных газов под воздействием высокочастотного электромагнитного поля, которое может наблюдаться на значительном расстоянии от исследуемого объекта и нести информацию о его состоянии, в том числе о состоянии эфирной оболочки.

 

[88] Causa  (лат .) — причина.

 

[89] Подобное иногда происходит с самыми обычными людьми во время клинической смерти.

 

[90] О таких сроках говорят как свидетельства мистиков, так и аппаратурные наблюдения, например, с использованием эффекта Кирлиан. Если отрезать часть листа растения, то кирлиановская фотография некоторое время будет отображать целый лист.

 

[91] Обилие названий отражает наличие ряда традиций, в каждой из которых значение этих понятий может зависеть от контекста.

 

[92] Подробное квантово-механическое рассмотрение этого вопроса будет сделано в главе 14.

 

[93] В своём неопределённом аспекте, т. н. ниргуна-Брахман. В некоторых традициях этот уровень сознания считается наивысшим, и чтобы отличить уровень Единого Безличного Неопределённого Брахмана от всевозможных аспектов его проявлений, он иногда именуется планом Парабрахмана.

 

[94] Этот (то есть определённый) аспект Атмана именуется в ведических текстах Параматмой, или Сверхдушой. Согласно ведической традиции Параматма является одной из первичных экспансий бога Вишну, которая входит в сердце каждого сотворенного существа и каждый атом. Параматма, в переводе на язык КМ, является ни чем иным, как всей совокупностью тонких миров и Атмана, вложенной в состояния материального мира. Именно Параматма является агентом, посредством которого Единое (Парабрахман) получает информацию о состоянии любого живого существа или любой другой структуры. В свою очередь, благодаря Параматме любая подсистема оказывается качественно неотличной от Единого и, в конечном счете, ведомой им как снаружи, так и «изнутри», со стороны субъективного восприятия мира.

 

[95] Braunstein S. L. et al. Phys. Rev. Lett. 83, 1054 (1999); С. И. Доронин, http://physmag.hut1.ru/forum/topic.php?forum=8&topic=7

 

[96] Кальпа — период развития Вселенной, равный, согласно ведическим текстам, 4,32 миллиарда лет. В конце каждого такого периода Вселенная переходит в состояние максимальной квантовой запутанности, когда в ней нет никаких материальных объектов.

 

[97] Кучиньский М . Жизнь — это мысль. Варшава: Альфа, 1997.

 

[98] На санскрите этот уровень сознания именуется ви-джняна (частное, проявленное сознание), в противовес джняне, то есть сознанию как свойству Универсума в целом.

 

[99] Такую формулировку я использую для простоты, как приближение, справедливое в сильно декогерированных мирах. В общем случае нельзя рассматривать вектор состояния подсистемы и окружения как независимые.

 

[100] Капра Фритьоф . Паутина Жизни. София, 2002.

 

[101] Человек может находиться и в состоянии осознанного сновидения, когда он знает, что спит, помнит, какие дела ему предстоят с утра, во сколько нужно встать и т. д. В этом состоянии человек может осуществлять почти полный контроль над сновидением.

 

[102] Имеется в виду рассудок, низший манас.

 

[103] Это могут быть взгляды, картины мира, религиозные и научные воззрения, представления о себе самом и т. д.

 

[104] См., например, http://ny.russianamerica.com/common/arc/story.php/167170.

 

[105] В оригинале — «Knowledge is power by itself». Фрэнсис Бэкон (1561–1626) — выдающийся английский философ, наряду с Джоном Локком, Рене Декартом и Томасом Гоббсом внесший основной вклад в становление философии Нового Времени.

 

[106] Подробнее см.: Минделл А. Сила безмолвия. М.: АСТ, 2004.

 

[107] Это не значит, что оно всегда здорово или совершенно.

 

[108] При этом происходит значительное увеличение пространства восприятия. Если размерность пространства восприятия ума обозначить как M , а размерность пространства восприятия тела как N , то результирующая размерность будет M × N , и она будет гораздо больше простой суммы M + N .

 

[109] Людвиг Витгенштейн (1889–1951) — австрийский философ, выдающийся представитель аналитической философии.

 

[110] Григорий Саввич Сковорода (1722–1794) — выдающийся украинский философ, поэт, педагог, мистик.

 

[111] Цит. по книге: Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно- психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1989.

 

[112] Рам Дасс (Ричард Алперт, род. 1931) — доктор психологии, автор работ по психологии мотивации и взросления, один из пионеров исследований изменений состояния сознания при помощи психоделиков. Побывав несколько раз в Индии и получив там посвящение, Рам Дасс вернулся на Запад для осуществления карма-йоги (йоги действия) как своего пути к Богу.

 

[113] Точнее, с немедленно создаваемой памятью об объекте пристрастия.

 

[114] На каком-то этапе практик у Свидетеля может быть произвольная степень вовлечённости.

 

[115] Коан — «загадка без разгадки», вопрос, требующий для решения перехода на более высокий уровень сознания.

 

[116] Уотс А. Это оно // Что такое просветление? / Под ред. Д. Уайта. М., 1996.

 

[117] Уилбер Кен . Высшее состояние сознания // Что такое просветление? / Под ред. Д. Уайта. М., 1996.

 

[118] Подробно квантово-механическая модель сознания будет рассмотрена в главе 14.

 

[119] Подробнее вопросы космологии, планов реальности, восприятия и познания мы рассмотрим в следующей книге под предполагаемым названием «Сеть бога Индры».

 

[120] Наше рассмотрение близко к взглядам Кена Уилбера, изложенным в книге «Никаких границ!».

 

[121] Напомним, что любому наблюдаемому объекту, включая эмоции и мысли, можно сопоставить вектор состояния.

 

[122] Подробнее см.: Уилбер Кен . Никаких границ! М.:, Аст, 2003.

 

[123] Точнее, к немедленно создаваемой памяти о наблюдаемом.

 

[124] На Высшем ментальном уровне сознания (не путать с ментальным планом восприятия главы 10, когда человек ориентируется на ценности низшего уровня ума, рассудка) достигается единство со средой, субъект не делает различий между ощущением в колене и картиной на стене. На буддхическом уровне восприятие времени становится пространственно-подобным, и появляется прямой контакт с Единым.

 

[125] То есть перестать считать, что взаимодействие происходит именно с тобой.

 

[126] Ранее, в главе 7, всплывающие структуры восприятия мы называли «представителями» системы на каком-либо уровне реальности.

 

[127] См., например: Уилбер Кен . Спектр сознания. М.: Аст, 2001.

 

[128] Аммон Г . // Динамическая психиатрия. СПб., 1996. С. 197; Аммон Г . Психосоматическая терапия. М.: Речь, 2000.

 

[129] См., например, Патриция Гарфилд . «Искусство сновидения».

 

[130] Беляев И. Остриё Кунты. Путь русского мистика. М.: Профит Стайл, 2004.

 

[131] См., например: Рейнхард Л . Трансформация. Мн.: Вида-Н, 1997.

 

[132] Экхарт Толле. «Сила момента Сейчас». Текст цитируется по: http://mir45.narod.ru/power.htm. Перевод с англ. Н. Лаврентьева.

 

[133] Что такое просветление? / Под ред. Д. Уайта. М., 1996. Гл.10.

 

[134] Например, в случае гармонического осциллятора (см. словарь в конце книги) для описания его состояния в целом достаточно задать полную энергию, но эта энергия может быть распределена по имеющимся состояниям различными способами, и число возможных вариантов может быть очень большим. Классический пример: для описания состояния идеального газа необходимо задать только три параметра — давление, объём, температуру. В то же время для детального описания системы требуется знать положение и скорость каждой из молекул, то есть для этого необходимо неизмеримо большее число параметров.

 

[135] Имеются в виду аспекты, несовместимые со свободой, то есть то, что необходимо убрать для обретения свободы.

 

[136] То есть карме, создаваемой в данный момент, так называемой криямане. Помимо нее, в ведических учениях выделяют действующую карму (прарабдху) и скрытую карму (санчиту), для проявления которой в настоящее время не имеется условий.

 

[137] Импринт — неосознанная фиксация некоторой информации в памяти, которая в дальнейшем определяет поведение индивида. Импринтинг (запечатление) был впервые обнаружен при наблюдении за животными: так, птенцы будут считать своей мамой тот движущийся объект, который они увидели сразу после рождения. Импринты животных практически не поддаются изменениям.

 

[138] Так происходит потому, что рекогеренция пространств размерности M и N  в одно приводит к пространству размерностью M  N , то есть значительно большей размерности, чем M + N .

 

[139] Паттерн в психологии — некий шаблон восприятия, включающий в себя реакции на нескольких уровнях сразу, например, на телесном, эмоциональном, интеллектуальном, поведенческом.

 

[140] Сутры Шивы известны также под названием Виджняна Бхайрава Тантра, или Тантра Наивысшего Сознания. Среди комментариев к сутрам Шивы на русском языке имеются книги Мастера Сии «Тантра транссознания: 112 способов умереть» в 2 томах и 4 тома комментариев Ошо «Вигьяна Бхайрава Тантра (Книга тайн)».

 

[141] Правильнее говорить, что душа имеет то или иное тело, определяемое ее склонностями и привязками. При доминирующих привязках к чувственной жизни (еда, сон, секс, защита и т. д.) человеческая душа может иметь тело животного.

 

[142] Проще всего убедиться в этом, ознакомившись с разделом КМ, называемым теорией возмущений. Также отметим, что в ведических текстах совокупность вложенных в материю состояний и связанные с этим возможности развития именуются внутренней энергией Бога, а сам материальный мир — его внешней энергией. Все законы материального мира, включая квантовые корреляции, определяются внешней энергией Единого. Нетрудно увидеть, что современная наука занимается исключительно внешними энергиями Мира, а духовные традиции преимущественно внутренними.

 

[143] Теорема Геделя — теорема в области теории чисел, доказывающая, что любой набор аксиом не может быть одновременно полным (то есть позволяющим оценить любое утверждение как верное или неверное) и непротиворечивым.

 

[144] Это регистрируется и аппаратурными исследованиями, см: Коротков К. Загадки живого свечения. СПб.: Весь, 2004.

 

[145] Левин Стивен . Кто умирает? София; К., 1996.

 

[146] Идея этого сценария была предложена участником форума «Физика Магии» Олегом Олеговым.

 

[147] Градиент энергии — величина, показывающая скорость изменения энергии в зависимости от какого-либо параметра.

 

[148] К приведенным цифрам следует относиться осторожно хотя бы потому, что на разных планах существования ход времени различен.

 

[149] Результат, показывающий осцилляции между смешанным и чисто запутанным состоянием для системы спинов с реалистическим взаимодействием был впервые получен С. И. Дорониным, см.: Doronin S. I. Multiple quantum spin dynamics of entanglement // Phys. Rev. A68, 052306 (2003).

 

[150] Кали-юга — последняя и самая короткая из 4 юг, век невежества, беспокойства, ссор и лицемерия. В этой юге человеку доступна примерно четвертая часть способов коммуникации с миром и соответственно четвертая часть Истины. В этот век духовное развитие человека всё больше и больше подменяется идеей потребления, в том числе и «духовности». При этом человек находится в иллюзии прогресса, на деле представляющего собой дальнейший отход от Истины и гармонии в сторону манипулирования отдельными частями мира, сопровождаемый истощением природных ресурсов и общим увеличением энтропии. Так продолжается вплоть до полного упадка, а затем, после фазового перехода, вновь наступает Золотой век.

 

[151] Tarasov V. E. Pure stationary states of open quantum systems // Phys. Rev. E 66, 056116 (2002); Доронин С. И. http://physmag.hut1.ru/cgi-bin/forum.cgi?forum=Физика&task=show_msg&msg=0056.

 

[152] Структуры восприятия, отвечающие высшим планам существования, не будут доступны, если человек не осознал свое присутствие в них в ходе земной жизни.

 

[153] Эта идея была высказана Сергеем Дорониным, см.: Доронин С. И. Плюсы и минусы нагуализма // Квант. Маг. 1, 4333 (2004); http://quantmagic.narod.ru/volumes/VOL142004/p4333.html.

 

[154] Малая сутра о Малункье — одна из наиболее известных и почитаемых в буддизме сутр. Текст взят с сайта «Колесо Дхармы», http://www.dhamma.ru/. К сожалению, мне не удалось найти имя переводчика.

 

[155] Татхагата — одно из имен Будды, в переводе означающее «правильно пришедший».

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!