ПУТЕШЕСТВИЕ ФАРАОНА В ЗАГРОБНЫЙ МИР 5 страница



Когда Енох дошел до «огненной реки», то был вознесен на небо.

Оттуда он мог видеть всю землю – «устье всех рек земли… краеугольный камень земли… ветры на земле, которые носят тучи». Поднявшись еще выше, он оказался в месте, где «ветры, которые кружат небо, которые несут солнечный круг и все звезды». Следуя «путями ангелов», он «видел в конце земли вверху основание неба».

Оттуда его взору открылось пространство небес и «семь звезд, как великие горящие горы» – «семь гор из драгоценных камней». Три из них располагались «к востоку», где был виден «великий огонь, который пылал и горел», «столбы небесного огня, которые нельзя было сосчитать ни в направлении к верху, ни к низу». Три других небесных тела располагались «к югу»; здесь Енох увидел «одно место, которое не имело ни небесной тверди над собою, ни земного основания под собою… это было пустое место». Когда он спросил сопровождавшего его ангела, что это, тот ответил: «Это то место, где оканчивается небо и земля; оно служит темницей для звезд небесных и для воинства небесного».

Средняя звезда, «достигавшая до неба, как престол Божий, была из алебастра, и вершина престола из сапфира». Она была как «пылающий огонь».

Енох рассказывает, что, путешествуя по небесам, он «обошел кругом до одного места, где не было никакой вещи». Там он увидел «нечто страшное». Это была цепочка «звезд небесных, вместе связанных». Ангел объяснил ему: «Это те звезды, которые преступили повеление Всевышнего Бога, и они связаны здесь до тех пор, пока не окончится тьма миров, – число дней их вины».

Завершая рассказ о своем первом путешествии на небо, патриарх говорит: «И только я, Енох, созерцал пределы всего, и ни один человек не видел их так, как видел их я». Постигший тайны мироздания Енох затем был возвращен на землю, чтобы поделиться знаниями с людьми. Некоторое время «Енох был сокрыт, и никто из людей не знал, где он сокрыт, и где он пребывает, и что с ним стало». Однако перед Всемирным потопом он записал свои учения и посоветовал праправнуку Ною вести праведную жизнь, чтобы заслужить спасение.

После этого Енох был снова вознесен «от живущих на тверди» на «колесницах духа, и имя его вышло среди людей».

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

ПУТЕШЕСТВИЕ ФАРАОНА В ЗАГРОБНЫЙ МИР

 

В приключениях Александра Македонского и его попытках разыскать бессмертных предков было все то, что пережили они, – пещеры, ангелы, подземное пламя, огненные кони и колесницы. Несомненно одно: в дохристианскую эпоху считалось (в этом был убежден сам Александр или его историки), что если человек желает стать бессмертным, он должен следовать примеру египетских фараонов.

Именно поэтому утверждение о божественном происхождении Александра было связано с любовными похождениями египетского бога, а не с местным греческим божеством. После разгрома персов в Малой Азии македонский царь не стал преследовать врага, а направился в Египет – и это не просто легенда, а исторический факт. В Египте он надеялся подтвердить свои предполагаемые божественные «корни» и начать поиски Источника Жизни.

Древние легенды евреев, греков и других народов рассказывают об отдельных личностях, которые по воле богов смогли избежать судьбы простых смертных, но лишь египтяне превратили эту привилегию в право. Это право не являлось всеобщим и не предоставлялось отдельным праведникам; оно принадлежало египетскому фараону просто потому, что он занимал египетский трон. Причина этой традиции заключалась в том, что первыми правителями Египта были не люди, а боги.

Египетские мифы повествуют о том, что в незапамятные времена на землю с Небесного Диска (рис. 7) спустились боги Неба. Когда Египет был затоплен водой, «великий бог, пришедший на Землю в древние времена», буквально поднял эти земли из воды и грязи; он загородил дамбой воды Нила, а также проделал огромный объем работ по рытью каналов и мелиорации земли (с тех пор одно из названий Египта было Поднятая Земля). Этого древнего бога звали ПТАХ – «Создатель». Он считался великим ученым, искусным инженером и архитектором и главным ремесленником богов, принимавшим участие в сотворении человека. Его посох часто изображался в виде мерной рейки, очень похожей на современный шест для полевых измерений (рис. 7).

Египтяне верили, что затем Птах ушел на юг, где он мог регулировать уровень воды в Ниле при помощи шлюзов, установленных в тайной пещере в районе первых порогов Нила (там, где сегодня построена Асуанская плотина). Однако прежде, чем покинуть Египет, он основал первый священный город и назвал его АН – в честь бога Небес (это библейский Ун, который греки называли Гелиополем). Здесь он посадил на престол первого египетского правителя, своего собственного сына РА (названного в честь Небесного Шара).

Ра, «великий бог Неба и Земли», приказал построить в своей столице особое святилище, где хранился бенбен – «тайный предмет», в котором Ра якобы спустился с небес на Землю.

Со временем Ра поделил царство между богами ОСИРИСОМ и СЕТОМ. Однако это не помогло погасить вражду двух божественных братьев. Сет стремился свергнуть и убить Осириса. Это потребовало значительных усилий, но в конце концов ему удалось хитростью заставить Осириса забраться в сундук, который затем был запечатан и утоплен. Однако сестра и супруга Осириса Исида смогла найти сундук, который выплыл на берег – на территории современного Ливана. Спрятав тело Осириса, Исида обратилась за помощью к богам, которые могли воскресить ее супруга, но Сет нашел тело брата, разрубил его на части и разбросал по всей земле. С помощью своей сестры Нефтиды Исида собрала все останки (за исключением фаллоса), соединила их, а затем воскресила Осириса.

После воскрешения Осирис жил в Другом Мире среди других Небесных богов. Священные тексты так говорят о НЄМ:

Он вошел в Тайные Врата,

Слава Владык вечности

Сопутствует ему, сияющему над горизонтом,

На пути Ра.

Место Осириса на троне владыки Египта занял его сын ГОР. Сразу же после рождения его мать Исида спрятала младенца в зарослях тростника на берегу Нила (по свидетельству Библии, точно так же поступила мать Моисея), чтобы до него не добрался Сет. Однако мальчик, укушенный скорпионом, умер. Исида поспешила за помощью к владевшему искусством магии богу ТОГУ. Пребывавший на небесах Тот немедленно спустился на землю в «Барке Миллионов Лет» Ра и помог воскресить Гора.

Когда Гор вырос, он вступил в битву с Сетом за египетский трон. Битва была жестокой, и боги преследовали друг друга даже в небесах. Гор атаковал Сета из «нара»; этот термин на Ближнем Востоке в древности означал «огненный столп». На рисунках додинастической эпохи эта небесная колесница изображается с воронкообразным хвостом и носовой частью с отходящими лучами – нечто вроде небесной субмарины (рис. 8). В головной части «нара» находились два прожектора, или «глаза», которые могли (по свидетельству египетских мифов) менять цвет с синего на красный.

Сражение длилось несколько дней и шло с переменным успехом. Гор метнул в Сета особый «гарпун»; Сет был ранен и лишился яичек, но это лишь разозлило его. В решающей битве над Синайским полуостровом Сет поразил Гора струей огня, и Гор потерял «глаз». Великие боги объявили перемирие и собрались на совет. После некоторых колебаний Владыка Земли отдал Египет Гору, объявив его законным преемником Ра и Осириса. (С тех пор Гора обычно изображали с атрибутами сокола, тогда как Сет представлялся в виде азиатского божества, символом которого был осёл, вьючное животное кочевников, рис. 7.)

Восшествие Гора на престол объединенных Двух Земель (Верхнего и Нижнего Египта) на протяжении всей истории Египта считалось моментом установления божественного характера царской власти – считалось, что каждый фараон является наследником Гора и восходит на трон Осириса.

По непонятным причинам после правления Гора наступил период хаоса и упадка; продолжительность этого периода точно неизвестна. Наконец, приблизительно в 3200 году до нашей эры, в Египте появилась «династическая раса», и на трон объединенного Египта взошел человек по имени Менее. Именно тогда боги даровали Египту цивилизацию, а также то, что мы сегодня называем религией. Царство, начавшееся с правления Менеса, существовало на протяжении двадцати шести династий фараонов, до нашествия персов в 525 году до нашей эры, а затем возродилось во времена греков и римлян (когда Египтом правила знаменитая Клеопатра).

Когда Менее, первый фараон Египта, основал объединенное царство, в качестве столицы страны он выбрал место в среднем течении Нила, к югу от Гелиополя. Подражая Птаху, он построил Мемфис на искусственном холме, возвышающемся над водами Нила, и посвятил все его храмы Птаху. Мемфис оставался политико‑религиозным центром Египта на протяжении целого тысячелетия.

Однако примерно в 2200 году до нашей эры Египет потрясли широкомасштабные волнения, причина которых неизвестна ученым. Одни историки считают, что в страну вторглись захватчики из Азии, угонявшие жителей в рабство и разрушавшие древние святыни. Относительную независимость сохранил лишь Верхний Египет, то есть труднодоступные южные районы страны. Приблизительно через 150 лет порядок был восстановлен, но центром политической и религиозной власти – обязательные атрибуты царства – стали Фивы, древний величественный город Верхнего Египта, расположенный на берегу Нила.

Главным богом Фив считался АМОН – «Невидимый», – тот самый бог Амон, которого считал своим настоящим отцом Александр Великий. В качестве верховного божества он носил имя Амон‑Ра, или «Невидимый Ра»; неизвестно, правда, был ли это все тот же бог Ра, почему‑то ставший невидимым.

Греки называли Фивы Диосполем, или «городом Зевса», поскольку отождествляли Амона со своим верховным богом Зевсом. Это облегчало Александру поиски его связи с Амоном – он поспешил именно в Фивы, когда услышал благоприятное пророчество Амона в оазисе Сива.

В Фивах и расположенных в окрестностях города священных территориях (Карнак, Луксор) Александр увидел многочисленные храмы и святыни Амона, которые поражают воображение даже сегодня – несмотря на то что уже сотни лет стоят полуразрушенными и пустыми. Все они были построены в основном фараонами Двенадцатой Династии, одним из которых, по всей видимости, был Sesonchusis, за 1500 лет до Александра пустившийся на поиски Источника Бессмертия. Один из самых больших храмов был сооружен при царице Хатшепсут, которая также считалась дочерью бога Амона.

Подобные легенды о божественном происхождении царей встречаются довольно часто. Притязания фараонов на божественный статус, основанием которых служил сам факт, что они занимали престол Осириса, иногда подкреплялись заявлениями, что правитель приходится сыном или братом того или иного бога или богини. Ученые видят в этих утверждениях лишь символический смысл, но некоторые египетские фараоны – например, три правителя Пятой Династии – настаивали на том, что они в прямом смысле приходятся сыновьями богу Ра и рождены ему женой верховного жреца его храма.

Другие фараоны доказывали свое родство с Ра более сложным путем. Заявлялось, что Ра воплощается в правящем фараоне, получая таким образом возможность соединяться с царицей. Поэтому наследник престола с полным правом может называться прямым потомком Ра. Помимо этих конкретных утверждений о божественном происхождении правителя, каждый фараон считался воплощением Гора – а значит, сыном Осириса. Следовательно, фараону, как и Осирису, была дарована вечная жизнь – он воскресал после смерти и поселялся в загробном мире.

Именно в этот круг богов и богоподобных фараонов и стремился войти Александр Великий.

Древние египтяне верили, что Ра и другие бессмертные боги живут вечно потому, что омолаживают себя. Соответственно среди титулов фараона были такие, как «Тот, кто повторно рождается». Самим богам оставаться вечно молодыми помогали божественная пища и напитки, которыми они наслаждались в своей обители. Поэтому переход в загробную жизнь требовал, чтобы фараон присоединился к богам в их обители и вкушал божественную пищу.

В древних гимнах богам содержатся мольбы поделиться с умершим фараоном божественной пищей: «Возьми царя с собой, чтобы он мог есть то, что ешь ты, мог пить то, что пьешь ты, мог жить там, где живешь ты». Более конкретно эта просьба сформулирована в одной из надписей на пирамиде фараона Пепи:

Поделись своей пищей с царем Пепи,Своей пищей вечной жизни, Своим напитком бессмертия.

Умерший фараон надеялся получить эту пищу, гарантирующую бессмертие, в небесной обители Ра, на «Вечной Звезде». Там, на загадочном «Поле Жизни», росла «Трава Жизни». В тексте из пирамиды Пепи рассказывается, как фараон проходит мимо стражей в облике «пернатых птиц» и выходит на встречу с посланниками Гора. С ними он:

Уносится к Великому Озеру, у которого сияют Великие боги. Великие на Вечной Звезде дают Пепи Траву Жизни, которая делает их бессмертными, чтобы он тоже мог жить вечно.

На египетских рисунках умерший фараон (иногда вместе с супругой) изображался в этом небесном раю; он пил Воду Жизни, орошавшую древо жизни с плодами, похожими на финики (рис. 9).

Небесный рай находился в том месте, где родился Ра и куда он вернулся с земли. Здесь Ра периодически подвергался процедуре омолаживания, или «возрождения», когда богиня Четырех Кувшинов поила его волшебным эликсиром. Фараон надеялся, что богиня нальет эликсир и ему, тем самым «возродив его сердце к жизни». Именно эти воды, которые называли Водами Молодости, оживили Осириса, и умершему фараону Пепи было обещано, что Гор дарует ему вторую юность, обновив его тело Водой Молодости.

Воскресший в загробном мире и даже помолодевший фараон жил в раю среди богов, питался той же пищей и пил то же вино. Одна из строк древнего текста очень похожа на фразу современного психотерапевта: «У него глубокий сон… сегодня дела его лучше, чем вчера».

Похоже, фараона совсем не беспокоил парадокс: чтобы достичь бессмертия, ему нужно умереть. Как верховный правитель Верхнего и Нижнего Египта, он наслаждался всеми радостями земной жизни, но еще более привлекательной перспективой было воскресение среди богов. Кроме того, забальзамируют и положат в гробницу только земную оболочку фараона. Египтяне верили, что каждый человек обладает душой, или Ба, которая после смерти улетает на небо, подобно птице, а также второй оболочкой, которая называлась Ка – нечто вроде энергетического двойника или личности – и которая после смерти фараона перемещалась в загробную жизнь. Сэмюэл Мерсер в своем введении к Текстам пирамид сделал вывод, что Ка представляла собой смертную персонификацию богов. Другими словами, это понятие предполагало наличие в человеке божественного элемента, небесного двойника, который может воскреснуть в загробной жизни.

Однако если загробная жизнь и существовала, обрести ее было не так‑то просто. Умерший фараон должен был преодолеть трудный и опасный путь и пройти сложную ритуальную подготовку, прежде чем отправиться в путешествие.

Переход фараона в божественное состояние начинался с очищения и включал в себя бальзамирование, чтобы его тело напоминало тело Осириса, части которого были скреплены бинтами. Затем погребальная процессия с телом фараона направлялась к венчавшемуся пирамидой сооружению, перед которым была установлена овальная колонна (рис. 10).

Внутри этого погребального храма совершались священные обряды, которые должны были помочь фараону благополучно завершить путешествие. Церемонией, которая в египетских погребальных текстах называется отверзание уст, руководил жрец шем, всегда изображавшийся в леопардовой шкуре (рис. 11). Ученые убеждены, что этот ритуал полностью соответствовал своему названию: жрец при помощи железного или медного изогнутого инструмента открывал рот мумии или статуи, олицетворявшей умершего фараона. Совершенно очевидно, однако, что церемония имела в первую очередь символический смысл – открывались «уста», или вход, на небеса.

К этому моменту мумия уже была обернута несколькими слоями ткани, а на лицо ей клали посмертную маску фараона. Поэтому прикосновение к ее рту (или ко рту статуи) могло быть только символическим. И действительно, жрец обращался не к умершему, а к богам, которые должны были «отверзнуть уста», чтобы фараон смог воспарить к вечной жизни. С отдельной молитвой обращались к «глазу» Гора, утраченному им во время битвы с Сетом, – чтобы он способствовал отверзанию уст и фараону открылся путь к «сияющим» богам.

Земная (а значит, временная) гробница фараона – согласно древним текстам, подтвержденным археологическими раскопками, – имела в восточной части ложную дверь. То есть кладка стены была сплошной, но имитировала дверной проем. Считалось, что после обряда очищения и отверзания уст спеленатый фараон поднимался в воздух и выходил через ложную дверь. Согласно Текстам пирамид, в которых описываются все этапы воскрешения фараона, он не мог самостоятельно пройти сквозь камень. Посланник богов брал фараона за руку и помогал преодолеть эту непреодолимую для смертных преграду.

При помощи вестника богов фараон покидал свою замурованную гробницу. Жрецы при этом восклицали: «Царь на пути в небо! Царь на пути в небо!»

Однако прежде, чем умерший фараон мог вознестись на небо, чтобы есть и пить с богами, он должен был пройти трудный и полный опасностей путь. Его целью была земля Нетер‑Керт, или «Земля Горных Богов». Иногда она обозначалась пиктограммой, на которой символ бога («нетер») был водружен на паром, – чтобы достичь этой земли, фараон должен был пересечь Камышовое озеро. Сделать это можно было только с помощью божественного паромщика, но прежде, чем переправить фараона на другой берег, паромщик интересовался происхождением умершего. Почему он считает, что имеет право переправляться через озеро? Является ли он сыном бога или богини?

Миновав озеро, пустыню, горную цепь и божественных стражей, фараон попадал в Дуат, таинственную «обитель для вознесения к звездам», расположение и название которой ставили в тупик ученых. Некоторые египтологи считали, что это преисподняя, место обитания душ, куда фараон должен попасть вслед за Осирисом. Другие были убеждены, что это подземный мир, на что указывали многочисленные подземные туннели, бассейны с кипящей водой, таинственные огни, охраняемые птицами комнаты, открывающиеся без посторонней помощи двери. Волшебная земля была разделена на двенадцать областей, и путешествие по ней длилось двенадцать часов.

Недоумение вызывало и само название «Дуат», потому что, несмотря на свою земную природу (в него попадали через горный перевал) или подземные аспекты, это слово изображалось пиктограммой, основой которой были сокол и звезда

или просто звезда внутри крута

, что указывало на небесные или божественные ассоциации.

Как бы то ни было, в Текстах пирамид, прослеживающих жизненный путь фараона, его смерть, воскрешение и переход в загробную жизнь, основной проблемой человека считается его неумение летать, подобно богам. В одном из текстов эта проблема и ее возможное решение описываются в двух предложениях: «Люди остаются погребенными, боги взмывают в небо. Помоги этому царю подняться на небеса к своим братьям богам». На пирамиде фараона Тети надежды правителя и его обращение к богам выражены такими словами:


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!