Пытки женщин в Турции (по материалам Международной Амнистии)



Указ о чрезвычайном положении, изданный в 1887 году и введенный в силу в 10 южных провинциях страны, наделил силы безопасности правами, больше похожими на законы военного времени. Законы о борьбе с терроризмом, призванные защищать людей во всех частях Турции, на деле нарушают элементарные гражданские права. Пытки используются повсеместно и систематически. Пытки часто применяются с целью добиться признаний, получить информацию о деятельности запрещенных организаций, вынудить стать полицейским осведомителем или как предупреждение тем, чья деятельность не устраивает полицию.

Пытки включают в себя раздевание до гола, завязывание глаз, обливание мощными струями ледяной воды, подвешивание на долгое время за руки или за запястья связанных за спиной рук, электрошок, когда электроды приставляются к разным участкам тела, включая и половые органы, избиение палками по пяткам, угрозы убить, сексуальные домогательства и оскорбления, изнасилования, угрозы изнасилования, угрозы или реальная насильственная проверка на девственность и другие формы сексуальных издевательств.

Многие турецкие женщины и ряд мужчин подверглись изнасилованию и другим формам сексуальных издевательств во время заключения по обвинения в политических и других преступлениях. Хотя в этой стране большинство жертв сексуальных преступлений предпочитает хранить молчание, Международная амнистия часто получает сообщения от женщин, подвергшихся изнасилованию или введению различных предметов во влагалище и задний проход, и от мужчин, которым сдавливали яички или засовывали разные предметы в задний проход. 17‑летнюю девушку пришлось госпитализировать из‑за кровотечения из влагалища, возникшего после длительных пыток электрошоком, когда электроды были подсоединены к ее половым органам. Женщин также часто подвергают пыткам, ввиду их связей с предполагаемыми террористами. Например, Сирин Аби была раздета донага и изнасилована на глазах ее мужа Ферзинда, чтобы вынудить его подписать заготовленное признание. Для задержанных женщин в Турции угроза изнасилования страшна тем, что изнасилование лишит их девственности и чести, воспрепятствует замужеству и может стать причиной отверженности со стороны их семей и соседей. Полицейское исследование девственности является столь унизительным и оскорбительным для женщины, что широко применяется для запугивания, наказания и пытки арестованных женщин. Проверке на девственность обычно подвергаются две группы женщин, подозреваемые в проституции и задержанные по политическим мотивам. Полиция использует результаты проверки для запугивания арестованных. Если исследование «выявит», что женщина не девственница, то она подвергается оскорблениям и издевательствам. С другой стороны, если оно покажет, что арестованная девственница, полиция угрожает изнасиловать ее и «обесчестить». Обнаружение полицией того, что арестованная не девственница, практически является приглашением к изнасилованию, так как если женщина сексуально активна не один иск о надругательстве во время расследования не будет принят. Шанс на это остается только у тех женщин, у которых полицейская проверка подтвердила девственности, так что они могут попытаться доказать «потерю чести» ввиду действий полиции. Такая проверка традиционно является позором для турецкой женщины и большинство подвергнувшейся ей предпочитает ничего не сообщать, так что трудно установить число женщин, которых принудительно исследовали в полиции. Отсутствие медицинского осмотра это эффективный метод скрыть проводившиеся пытки и воспрепятствовать медицинскому освидетельствованию жертв сексуальных пыток.

 

История использования пыток при дознании

 

VII век н. э., времена правления династии Тан, в истории китайских законов (и китайских пыток) является важным водоразделом. Именно тогда было составлено китайское законодательство, которое с небольшими изменениями просуществовало вплоть до конца прошлого века. Древний Китай был царством того, что в китайском называется «жоу син». Слово это обычно переводится на русский как «телесные наказания», но более точным переводом было бы «членовредительские наказания». Действительно, древнекитайские законы полны таких фраз: «Для большого наказания используются доспехи и оружие (имеется в виду поход против бунтовщиков – авт.), для следующего – топоры и секиры (орудия смертной казни – авт.), для среднего наказания – ножи и пилы, для следующего – долота и сверла, для легкого – палки и плети». Упомянутые «ножи и пилы» применялись для отпиливания конечностей, а долота и сверла были нужны для другого распространенного наказания – удаления коленных чашечек. Наиболее распространенными были: отпиливание стопы (сначала отпиливали одну стопу, а попавшемуся второй раз рецидивисту – и другую), удаление коленных чашечек, отрезание носа, отрезание ушей, клеймение. Все эти наказания упоминаются в текстах тех времен очень часто, и порою кажется, что отрезание ушей, например, играло такую роль, как в советские времена административное наказание «15 суток». Очень широко применялась кастрация. Известно, что наказанию этому подвергали не только мужчин, но и женщин. С мужчинами все понятно, но из текстов видно, что палачи проделывали что‑то и с половыми органами осужденной на это наказание женщины, хотя сущность процедуры из сохранившихся отрывков не понятна. Однако ясно, что эта неизвестная процедура была мучительной и навсегда делала для наказанной таким образом половой акт то ли невозможным, то ли очень болезненным. Кастрированных мужчин отправляли в евнухи или стражники, а женщины становились дворцовыми рабынями. Впрочем, очень заметная часть наказанных просто умирала вскоре после операции от заражения крови.

Виды смертной казни также не отличались однообразием. Преступников жгли на кострах, разрывали колесницами на две или четыре части, им выламывали ребра, их варили в котлах, их распинали, их разрубали пополам. Помимо обезглавливания, особой популярностью пользовалось закапывание в землю живьем. Именно таким образом расправлялись с пленными, так что и поныне археологи часто обнаруживают характерные захоронения погребенных живьем людей (с открытыми ртами, в скорченных позах, порою по десятку человек в одной могиле). Стремясь утяжелить наказание, судьи выдумали казнь, которая называлась «осуществить пять видов наказаний». При этом преступника следовало: «сначала клеймить, отрезать нос, отрубить левую ногу, отрубить правую ногу, и забить палками до смерти, а голову выставить на рынке на всеобщее обозрение». Наконец, за особо тяжелые преступления весь род преступника подлежал уничтожению. Впрочем, уже в эпоху династии Хань (II век до н. э. – II век н. э.) наказания заметно смягчились.

Китайские пытки особым разнообразием не отличались. Со времен династии Тан (VII–X века) закон признавал только три вида допустимых пыток, причем любая самодеятельность и изобретательность следователей пресекалась, особенно если она кончалась смертью подследственного. Самой распространенной пыткой было избиение палками. Плети и кнуты в Китае также применялись, но довольно редко. Допрашиваемого клали на землю, снимали с него штаны и начинали бить палками по ягодицам и бедрам, а иногда – и по пяткам. При всей незатейливости метода, в умелых руках он был вполне эффективным, так что в большинстве случаев избиваемый сознавался. Размер и вес палок определялся инструкциями, и в разные эпохи был разным. Между прочим, для наказания применялись облегченные палки, а для пытки – утяжеленные. В XVI–XIX веках длина палки для допросов равнялась примерно метру. Особо упорного преступника ждали тиски для костей рук. Они представляли из себя соединенные шнурками палочки, между которых вставлялись пальцы обвиняемого. Палач сдавливал палочки – треск костей, отчаянный крик и, скорее всего, признание. Если же это не помогало, то в дело шли ножные тиски, устроенные примерно так же.

Среди самых неофициальных пыток широко использовалась пытка водой, пресловутое «промывание мозгов». От похожей европейской пытки она отличалась тем, что воду человеку вливали в нос, а не в рот, так что заполняла она в первую очередь легкие. Зачастую перед пыткой человека подвешивали за ноги. Изредка применялось и дыба (вертикальная, как, например, в России). Применяли в Китае и пытки огнем и раскаленным железом, однако были они немалой редкостью.

 

Японские пытки военнопленных

О методах пыток в «Основных правилах допроса пленных» Квантунской армии говорится следующее: «Пытка, причиняя физические страдания, должна поддерживаться и продолжаться таким образом, чтобы не было иных способов избавиться от страданий, кроме дачи правдивых показаний.

Пытка является выгодной с точки зрения скорости, с которой сравнительно легко можно заставить лиц со слабой силой воли дать правдивые показания, но при этом имеется опасность, что допрашиваемый, чтобы избежать страданий или стараясь угодить допрашивающему, наоборот, исказит истину.

У лиц с сильной волей пытка может усилить волю к сопротивлению и после допроса оставить озлобление против империи.

В отношении лиц со слабой силой воли пытка обычно применяется в тех случаях, когда даже при наличии улик допрашиваемый не говорит правду, но имеются полные основания полагать, что этот человек в случае применения пытки будет говорить откровенно.

Необходимо иметь в виду, что способы пытки должны быть такими, чтобы их было легко применять, чтобы можно было без чувства жалости поддерживать страдания и чтобы в результате их не оставалось ни ран, ни шрамов. Однако, в тех случаях когда необходимо вызвать чувство опасения за жизнь, можно не считаться с причинением допрашиваемому вреда, но необходимо делать это так, чтобы не лишиться возможности продолжать допрос.

Если коротко суммировать все изложенное, то получится, что пытки должны быть легко применяемыми, на первый взгляд не жестокими, однако причиняющими большие и длительные страдания, желательно, не оставляющими следов; в случае необходимости следует методически продолжать пытку и внушать мысль: «Сейчас ты будешь убит», при этом не нужно обращать внимание на то, останутся ли следы. Иными словами, инструкция гласила: если сочтешь нужным, делай все, что угодно.

Затем перечисляются некоторые виды пыток.

1. Заставлять сидеть прямо и неподвижно.

2. Заложив между пальцами по карандашу недалеко от основания пальцев, связать концы пальцев веревкой и шевелить их.

3. Положив допрашиваемого на спину (ноги рекомендуется положить немного выше), капать воду одновременно в нос и в рот.

4. Положить допрашиваемого боком, топтать ему щиколотку.

5. Ставить под полку, находящуюся на такой высоте, чтобы под нею допрашиваемый не мог стоять прямо.

6. В том случае, если допрашиваемому случайно нанесено ранение, необходимо, учитывая общую обстановку и пользу родины, принимать решительные меры, беря за это на себя ответственность.

Все это только начало, введение в элементарный курс методики пыток, применявшихся жандармерией Квантунской армии. Если же нанесено увечье, то в интересах японской армии «прими решительные меры». Убей! Мертвые не говорят.

При получении показаний в результате применения пыток следует проверить, не являются ли эти показания результатом стремления избежать мучений и угодить допрашивающему; в этих случаях необходимы какие‑либо подтверждения правдивости показаний.

О применении пыток не должен знать никто, кроме лиц, имеющих к этому отношение. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы об этом знали другие пленные. Очень важно принимать меры к тому, чтобы не были слышны крики.

В «Основных правилах» речь идет также о поведении пленных.

Во время допроса нужно внимательно следить за цветом лица допрашиваемого, его позой, движением глаз, изменением тона голоса, движением губ и другими едва уловимыми проявлениями его состояния, быть внимательным не только к его словам, но и к иным выражениям его намерений. На основании таких эмоций, как радость и гнев, печаль и удовлетворение, стыд, страх, ужас и т. п., нужно уметь разгадать попытку обмана со стороны допрашиваемого.

Жалоба на жажду и просьба дать воды в большинстве случаев свидетельствует о состоянии, за которым следует признание.

Необходимо очень строго следить за поведением и выражением лица допрашиваемого. Часто попытка пленного разгадать реакцию следователя на его показания является подтверждением того, что он говорит неправду.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 901; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!