Глава 1. Сотрудничающий тренер



Наталья Васильевна Самоукина

Живой театр тренинга. Технологии, упражнения, игры, сценарии

 

Практическая психология (Питер) –

 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6509083

«Живой театр тренинга: Технологии, упражнения, игры, сценарии./Самоукина Н.»: Питер; Санкт‑Петербург; 2014

ISBN 978‑5‑496‑00714‑6

Аннотация

 

Современное обучение специалистов должно соответствовать двум важным условиям: организации сотрудничества тренера и участников в разработке учебного продукта и созданию живого театра тренинга. В книге Натальи Самоукиной рассмотрены основные вопросы профессионального развития и ключевых компетенций сотрудничающего тренера, работающего с участниками в режиме диалога, партнерства, совместного поиска лучших решений. Особое внимание уделено методам развивающего бизнес‑образования, построению лекций, интерактивных семинаров, мозговых атак и командных тренингов. Представлены программы, технологические приемы, содержательные части раздаточных материалов и презентаций, игры и упражнения, которые можно применять в процессе развивающего бизнес‑образования персонала компаний. Показано, как следует проводить предтренинговую диагностику и посттренинговое сопровождение, поддерживать переписку с участниками, организовывать поддерживающее консультирование по внедрению продуктов. Построенная по принципу «Бери и делай!», эта книга незаменима как для бизнес‑тренеров, свободно работающих на рынке, так и для менеджеров, организующих тренинги в своих компаниях.

 

Наталья Самоукина

Живой театр тренинга Технологии, упражнения, игры, сценарии

 

Предисловие

 

Обучение состоявшихся и успешных профессионалов – не простое занятие, особенно сейчас, в условиях широкой доступности информации по любой тематике. Невозможно читать лекцию как монолог – уже на десятой минуте вас забросают вопросами. Нет смысла пугать зачетами или экзаменами – с людьми, работающими в бизнесе, такой мотивационный трюк не пройдет. Не стоит занимать позицию всезнающего учителя – эта роль давно устарела.

Какой же тренинг можно считать эффективным для компетентных и опытных профессионалов?

На мой взгляд, обучение взрослых специалистов должно идти по двум ключевым направлениям: разработка учебных продуктов для внедрения их в рабочие процессы компании и создание живого театра на тренинге с целью развития и повышения мотивационной активности участников.

Если тренинг прошел эмоционально и ярко, но без передачи практических инструментов, которые можно применить в работе, то после его завершения почти каждый участник скажет: «Было весело! Но не помню: о чем мы говорили? Повеселились и всё!» Если тренинг был информативным, но монотонным, в формате школьного урока, то люди не будут иметь дополнительной энергии для повышения своей эффективности на рабочем месте. С одной стороны, им было скучно на тренинге, они отчаянно боролись со сном и половину прослушали. С другой – они не знают, как внедрять полученную информацию, поскольку не участвовали в создании технологичного продукта.

Именно два фактора: создание продуктов и мощное развивающее действо – делает тренинг полезным для компании и увлекательным для участников.

Продукты, которые создаются на тренинге для внедрения в бизнес‑процессы компании, – это решения, технологии, подходы, программы, документы, нормативы, стандарты. Кроме того, в качестве тренинговых продуктов могут выступать такие результаты, как список новых идей по реализации нужной инновации, описание факторов принятия поискового решения, а также анализ современной информации по конкретной теме. Продуктами тренинга также являются отказ от профессиональных стереотипов и развитие новых интеллектуальных и коммуникативных навыков решения рабочих задач.

Важные условия интенсивного развития на мероприятии – организация живого театра тренинга и эффективное сотрудничество тренера и участников. На тренинге используются различные развивающие технологии: коллективные дискуссии, обучение действием, командный тренинг, ролевые игры, организационно‑деятельностные игры, мозговая атака и др.

Мастерство тренера проявляется в способности заражать развитием и транслировать энергию творческого потока, что имеет не меньшее, а может, даже большее значение, нежели тематика и технология обучения. Когда объединяются усилия талантливого тренера и энергия группы увлеченных людей, происходит реальное развитие, причем не только участников, но и самого тренера.

Такие элементы развивающего бизнес‑образования характерны для особого жанра совместной работы тренера и группы, что отражено в названии книги: «Живой театр тренинга».

Итак, эта книга посвящена особенностям разработки и проведения продуктивного тренинга как неординарного, развивающего театрализованного действа.

Книга писалась с течением жизни и по ходу работы. Постепенно я извлекала из памяти опыт и навыки, накопленные и спрессованные за 25 лет моей деятельности. Я стремилась подать материал по принципу «на самом деле», то есть ничего не придумывать, а предоставить читателю рефлексивное сканирование своей реальной, живой работы как одного из примеров становления тренерства и бизнес‑образования в постперестроечную эпоху в России.

Книга разделена на три главы: «Сотрудничающий тренер», «Продуктивный тренинг» и «Живой театр тренинга».

Названия глав говорят сами за себя: в книге разбираются вопросы профессионального развития сотрудничающего бизнес‑тренера, формирования его стиля и ключевых компетенций. Описываются технологии продуктивных тренингов – информационных, развивающих и креативных. Представлен анализ каждого этапа обучения: разработки и реализации тренинг‑пакета, выбора программы, формата и регламента работы, сценирования тренингового процесса и движения тренера вместе с развитием групповой динамики. Показаны способы составления аналитического отчета по результатам обучения, предложено описание типичных трудностей в работе бизнес‑тренера и способов их устранения.

Особое место отведено подробному описанию запуска тренинга как живого театрализованного действа, создающего нетривиальную, энергетически плотную атмосферу коллективного творческого потока.

Хочу выразить искреннюю благодарность моим Учителям – Давыдову Василию Васильевичу, Щедровицкому Георгию Петровичу, Неверковичу Сергею Дмитриевичу и Леви Владимиру Львовичу, которые мне передали неоценимый жизненный и профессиональный опыт.

Я признательна коллегам и долгосрочным партнерам по бизнес‑образованию – руководителю Русской школы управления Анастасии Боровской, руководителю отдела образовательных программ школы Инне Матвеевой, руководителю компании «Финконт» Татьяне Молокановой.

Спасибо моим замечательным дочерям, умеющим понимать меня в моих профессиональных поисках, – Ларисе Галкиной и Даше Нащекиной.

Книга будет полезной руководителям компаний и сотрудникам службы персонала, организующим обучение своих сотрудников. Книга заинтересует бизнес‑тренеров, консультантов и преподавателей высших учебных заведений. Книга покажется «прикольной» студентам и аспирантам, мечтающим об успешной карьере бизнес‑тренера. Книгу с удовольствием прочтут все, кто стремится к самореализации и успеху.

 

Глава 1. Сотрудничающий тренер

 

Главное, что отличает творческий акт, – это то, что он является встречей.

Ролло Мэй, психоаналитик (18, с. 42[1])

 

Когда ты приходишь в театр, то своими ролями, своими взаимоотношениями с людьми образовываешь какую‑то ауру вокруг себя. Так ты постепенно занимаешь в театре свою нишу.

Вера Алентова, актриса (2, с. 33)

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!