Равновесие индивидуального и обще — Националь- ного типов Диалога с Богом. Повышение уровня ответственности



 

Здесь следует еще раз подчеркнуть, что активизация и возрождение уровня обще — Национального Диалога с Богом (и через это — общенациональной духовной жизни, общенациональной моральной ответственности и т. д.) ни в коей мере не принижает и не отменяет индивидуального Диалога. В процессе продвижения человечества ничто, достигнутое ранее на основе индивидуального Диалога (т. е. понимание важности личности как образа Бога на земле, ее ценности и космичности, ее прав и ответственности и т. п.) — не должно отмениться или уменьшиться. Однако одной только идеи индивидуального Диалога с Богом (которая обеспечивала прогресс западной цивилизации последние две тысячи лет) теперь стало недостаточно. «Мотор» этой идеи уже выработал тот моторесурс, который эта идея могла реализовать одна; и духовный кризис, наступающий сегодня из‑за этого на Западе, может быть преодолен только тем, что идея индивидуального Диалога с Богом будет дополнена идеей обще — Национального Диалога — который, совместно с первым, должен вести человечество дальше.

Важно также отметить, что идея «национального организма как Личности и его диалога с Богом» столь же далека от примитивного «ура — национализма», сколь и идея «ценности личности как образа Бога» далека от примитивного «эгоистического человеческого самообожания». Осознание национально — государственной жизни не просто как процесса совершенствования межличностных отношений в обществе, но как длящегося в течение веков Диалога народа с Богом — ведет не к понижению уровня ответственности отдельной личности, а, наоборот, к повышению этого уровня. В обще — Национальном Диалоге с Богом каждая отдельная личность — это не безгласный «винтик», а скорее активный и самостоятельный «моторчик», на который возлагается. ответственность за движение всей машины в целом. Иными словами, если в обычной западной концепции индивидуального Диалога с Богом на человека возлагается моральная ответственность лишь за свое индивидуальное поведение, то в концепции «обще — Национального Диалога с Богом» на каждого отдельного человека возлагается ответственность перед Богом за поведение всего общенационального организма.

Ответственность эта, конечно, чисто моральная — так же как сугубо моральной, а совсем не юридической, является и индивидуальная ответственность человека перед Богом за свое личное поведение. Однако именно это расширение чувства ответственности совершенно меняет соотношение ценностей в обществе и направление его развития.

Начавшееся в человечестве две тысячи лет назад распространение концепции «индивидуального монотеизма» (т. е. индивидуального Диалога) возложило на личность гораздо больше моральных обязательств, чем было до того, в эпоху язычества, — и тем самым чрезвычайно способствовало процессу духовного роста цивилизации Запада. (Ибо вообще уровень развития общества пропорционален тому уровню моральной ответственности, который культура этого общества налагает на личность. Чем больше личной моральной ответственности каждого за все происходящее вокруг — тем больше общественный и духовный прогресс.) Соответственно, распространение концепции обще — Национального Диалога с Богом, возлагающего на личность еще большую моральную ответственность (что возможно лишь потому, что человечество уже подготовлено к этому), явится предпосылкой нового сущностного прорыва в продвижении человечества — прорыва, сравнимого с тем, который произошел два тысячелетия назад в результате начала распространения идеи индивидуального Диалога.

 

Диалог с Богом всего человечества как единого целого

 

Мы уже отметили выше, что идея обще — Национального Диалога с Богом, в которой каждый из народов предстает как «общенациональная личность», не отменяет, конечно, того, что также и все человечество является единым целым, которое тоже ведет с Богом наш «обще — Человеческий Диалог». В ходе этого Диалога вся история человечества должна быть воспринята как единый «протокол общения»: все, что человечество делает, все его «поступки» и «решения» — есть то слово, которое Человек хочет сказать Богу, а все то, что происходит с человечеством, есть то слово, которое Бог говорит Человеку.

Если человек ощущает свою личную ответственность за этот обще — Человеческий Диалог с Богом, — то это, конечно, прекрасно и является даже более высоким уровнем духовности, чем его ответственность только за Диалог его собственного народа с Богом. Однако здесь есть две существенные проблемы, мимо которых никак нельзя пройти.

(1) Обще — Человеческое не должно подменять или вытеснять национальное. Наоборот, оно должно дополнять и усиливать его, — так же как, например, национальный уровень не должен вытеснять уровень семейный, но наоборот, должен дополнять и усиливать его. Иными словами, путь к универсализму (= общечеловеческому) лежит отнюдь не через космополитизм (= отказ от своего национального), а, наоборот, через правильно и конструктивно реализованный национализм (= заботу и ответственность за конструктивное и моральное продвижение своего национального бытия). Поэтому в реальности (а не в декларациях) только тот, кто уже ощущает ответственность за свой народ, может подняться на следующую ступеньку — ощутить ответственность за человечество. Без этого разговоры

о «чувстве ответственности за все человечество» будут лишь пустыми словами, призванными оправдать отсутствие чувства ответственности за судьбу собственного народа.

(2) Так же, как и у народа полноценный «обще — Национальный Диалог с Богом» возможен лишь при наличии той или иной формы национального государства, в рамках которой народ может предпринимать «обще — Национальные действия», — так и для человечества полноценная реализация «чувства ответственности перед Богом за поведение всего человечества» станет возможной лишь тогда, когда все человечество настолько объединится, что будет ощущать себя единым организмом, принимающим общие ответственные решения. Такой уровень предполагает не только тотальное прекращение войн, но и прекращение вообще «конфликтов на вытеснение» между народами, что означает психологическую перестройку и расширение чувства любви к ближнему до такой степени, чтобы осознание успеха любой другой группы человечества воспринималось бы каждым, как свой собственный успех (как, например, люди сегодня радуются успехами «своих спортсменов», «своей страны и государства» и т. п.). Такой уровень (разумеется, еще очень и очень далеко не достигнутый сегодня), именно и соответствует знаменитому пророчеству Исайи о приходе Машиаха/Мессии: «И перекуют [все народы] мечи на орала, и копья на серпы, не поднимет народ меча на народ, и не будут более учиться воевать …, и наполнится вся земля познанием Господа» Иными словами, приход Машиаха/Мессии — это вовсе не «конец Истории», а начало нового ее этапа, когда человечество начнет вести диалог с Богом как единое целое (при этом без потери национальных и семейных структур!)

Дальнейший же ход Диалога Человечества с Богом бесконечен.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!