СТРУКТУРА КОНВЕНЦИОНАЛЬНОГО ФИЛЬМА



 

Изображение эротики в конвенциональном кино по структуре ничем не отличается от ее изображения в порнофильмах. Конвенциональное эротическое кино стимулирует непритязательную и приносящую немедленное удовлетворение регрессию на уровень наслаждения, характерный для массовой культуры, а также согласие с конвенциональной моралью и успокоительную стабильность групповой идентичности, основанной на ценностях латентного Супер-Эго. Хотя обычно такие фильмы имеют сюжет и в них происходит некоторое развитие событий, содержащийся в них взгляд на сексуальную жизнь главных героев выражает все ту же мораль латентного Супер-Эго. Могут показываться яркие сексуальные сцены между индивидуумами, чьи отношения преимущественно агрессивны или чувственны, в то время как коитус связанных нежными отношениями партнеров, особенно если они женаты, не показывается: эдиповы запреты сохраняются. Такие фильмы упрощают эмоциональные отношения, избегают эмоциональных глубин поразительно сходным с порнографическими фильмами образом, при всей приемлемости поведения и реакций индивидуумов, но в то же время воплощают идеалы латентного периода, привносящие человечность, пусть и сентиментального рода, отсутствующую в порнографической продукции. Конвенциональное кино полностью исключает полиморфную перверзивную инфантильную сексуальность, составляющую ядро порнографического фильма.

Любопытно, что конвенциональное кино чаще изображает агрессию, чем эротику. Поскольку киноцензура (или самоцензура авторов) естественным образом поощряет конвенциональное кино и проявляет нетерпимость к эротическому искусству, механизмы этого селективного процесса, возможно, хотя бы отчасти являются бессознательными, обусловленными интуитивной идентификацией цензоров с латентной психологией предполагаемой зрительской аудитории и обходятся без особого анализа базовых принципов цензуры. Один из цензоров объяснил мне, что если по поводу определенного фильма возникают сомнения, просмотр может повторяться несколько раз, и повторный просмотр сцен агрессии уменьшает восприимчивость зрителя, в то время как эротические сцены такого эффекта не производят. Поэтому фильмы эротического содержания всегда получают более ограничительную (с точки зрения допустимой аудитории) оценку, чем фильмы с агрессивным содержанием. Но следует отдать должное цензорам и снять с них излишнюю ответственность: кино как эротическое искусство, в отличие от конвенционального эротического кино, редко имеет большой коммерческий успех. Цензоры, надо заметить, хотя и неохотно, но отдают дань уважения некоторым произведениям эротического искусства; коммерческий провал подобных фильмов довершает дискриминацию такого рода кино цензурой. Конвенциональное избегание эротического искусства во многом объясняется интуитивным чутьем творцов массовой культуры, восприимчивым к массовой психологии.

 

СТРУКТУРА ЭРОТИЧЕСКОГО ФИЛЬМА

 

С моей точки зрения, эротическое искусство имеет несколько специфических измерений: эстетическое измерение, показ красоты человеческого тела как главная тема, выражение идеализации тела как центрального объекта в страстной любви. Художественное описание того, что можно назвать географией человеческого тела, проекция идеалов красоты на тело, идентификация Я с природой через тело и выход за пределы Я, а также бренность человеческой красоты – таковы основные элементы эротического искусства.

Для эротического искусства характерна неоднозначность. Оно намечает множественные потенциальные смыслы взаимоотношений любовников и указывает на реципрокность всех отношений, а неявным образом – на полиморфность инфантильной сексуальности и на амбивалентность человеческих отношений. Эта многозначность раскрывает мир примитивной бессознательной фантазии, возбуждаемой в любых эротических отношениях, и способствует эротическому напряжению.

Эротическое искусство воплощает подрыв ограничивающего конвенционального подхода к сексуальности и раскрывает эротический опыт, что символизирует имплицитную систему этических ценностей и ответственности. Эротика в искусстве отображается как серьезный и зрелый аспект человеческих ценностей, как символ взрослого Эго-идеала, устраняющего инфантильные запреты и ограничения на сексуальность.

Эротическое искусство содержит также романтическое измерение, связанное со скрытой идеализацией любовников, восстающих против ограничений конвенциональности и против деградации сексуальности, обусловливаемой анализацией, обесцениванием и дегуманизацией эротики, характерными для феноменов больших групп (и присутствующими в психологии порнографии). Романтический аспект эротики вместе с идеальным слиянием в любви подразумевает и утверждение любовниками своей автономии как пары. Эротические отношения становятся экспрессией страстной любви.

Наконец, эротическое искусство подчеркивает индивидуальный характер эротического объекта; для него характерны некая недоговоренность, таинственность и приватность и в то же время намек на бесстыдство. Однако при всей открытости, или “обнаженности”, эротического объекта удачные работы такого рода делают его “непроницаемым” в силу некой дразнящей и фрустрирующей дистанцированности. Эротическое искусство замкнуто в себе в том смысле, что оно пробуждает у зрителя неисполнимые желания. Оно не может быть полностью воспринято в силу того, что заключает в себе нечто неуловимое, не допускающее полного отождествления зрителя. Аналогичным образом, эта недоступность произведения искусства защищает и первичную сцену (открытое изображение сексуальной близости): соединение нежности с эротикой, острого физического и чувственного начала с неощутимым идеалом, или романтикой, встает непреодолимой преградой между творением искусства и его зрителем.

Эти качества эротического искусства могут находить выражение в скульптуре, изобразительном искусстве, литературе, музыке, танце и театральном искусстве, но, возможно, нигде не выражаются столь отчетливо, как в кино. То, что кино – органичное выразительное средство для конвенционального искусства, отражающего массовую культуру, не нуждается в доказательстве, и конвенциональность в изображении эротики не является здесь исключением. Благодаря силе и непосредственности зрительных образов кино обладает особым потенциалом в выражении эротизма, неотделимым, впрочем, от его способности и к выражению противоположности эротизма, а именно расщепленной, конвенционально табуированной темы генитальной и полиморфной перверзивной догенитальной сексуальности в деперсонализованном, “анализованном” виде порнографии. Именно эта особая сила кино в выражении эротики побуждает нас к сравнению конвенционального, эротического и порнографического кино.

Позволяя изолировать, увеличивать и диссоциировать изображение гениталий и других частей тела и их переплетений, кино является средством как идеализации, так и фетишизации человеческого тела. Зрительные и слуховые стимулы кинофильма дают возможность зрителю осуществить в фантазии вторжение в частную жизнь эдиповой пары, садистическую и вуайеристическую интервенцию в первичную сцену, вместе с оборотной ее стороной – получением удовлетворения путем проекции эксгибиционистских и мазохистических импульсов и связанных с ними гомосексуальных и гетеросексуальных желаний.

Кино позволяет зрителю преодолевать временные и пространственные рамки, которые в обычной ситуации ограничивают изображение сексуального поведения, как и непосредственное наблюдение группового секса и участие в нем вместе с другими парами; кино позволяет произвольно ускорять, замедлять и искажать зрительные впечатления. Это свойство кино мощно резонирует с природой бессознательных фантазий. Изображение эротики в кино способно пробивать конвенциональные барьеры стыдливости и, соединяя в себе одновременно все компоненты эдиповой и доэдиповой сексуальности, дает стимул к сексуальному возбуждению.

Поскольку кино – наиболее эффективное средство трансляции массовой культуры, особенно в масштабах аудитории (например, зрительного зала), оно активизирует восприимчивость к массовой психологии; с другой стороны, эротика в кино посягает на границы конвенционально приемлемого. Она шокирует конвенциональную публику, исключая тех, кто смотрит сексуальные фильмы в одиночестве или собирается группами, для того чтобы получить удовольствие от просмотра порнографических фильмов, – нетерпимость к эротике характерна для массовой психологии. Эротика в кино угрожает подрывом границ конвенциональной морали.

Исследуем эту реакцию шока. Наблюдение за парой в сексуальном взаимодействии активизирует у публики древние запреты на вторжение в отношения эдиповой пары, вместе с подавленным или вытесненным возбуждением, связанным с этим вторжением. Картины, которые публика видит на экране, бросают вызов как инфантильному Супер-Эго, так и конвенциональному Супер-Эго латентного периода. Вызываемое ими сексуальное возбуждение, особенно у тех, кто считает для себя приемлемым возбуждаться под влиянием зрительных стимулов (реакцией зрителя с мощными сексуальными запретами, очевидно, будут ненависть и отвращение), может переживаться как атака на глубинные ценности.

Реакция шока дополнительно усиливается вследствие того, что художественный фильм по своему построению способствует идентификации зрителя с главными героями (бессознательно воспринимаемыми как родительская пара). Первоначальное нарушение табу в результате вызывает вину, стыд и смущение. Бессознательная идентификация с эксгибиционистским поведением актеров, с садистическими и мазохистическими аспектами соответственно вуайеристических и эксгибиционистских импульсов бросает шокирующий вызов зрительскому Супер-Эго.

Эротическое кино как вид искусства требует эмоциональной зрелости, способности принимать сексуальность и наслаждаться ею, сочетать эротизм и нежность, интегрировать эротические чувства в контекст сложных эмоциональных отношений, идентифицироваться с другими людьми и их объектными отношениями и, параллельно развитию качеств, обусловливающих способность к страстной любви, – культивировать восприимчивость к этическим ценностям и эстетике. Эта эмоциональная зрелость имеет тенденцию временно разрушаться под воздействием массовой психологии.

Как ни странно, наша способность к идентификации с любовной парой в фильме создает новое измерение приватности, обеспечивающее защиту пары и зрителя, – это нечто противоположное разрушению интимности и приватности, свойственному порнографическим фильмам. В художественном кино вуайеристические и эксгибиционистские элементы сексуального возбуждения, возникающего при лицезрении сексуальной близости, а также садистические и мазохистические элементы этого “вторжения” контейнируются идентификацией с главными героями и их ценностями. Публика участвует в первичной сцене, бессознательно принимая на себя ответственность за приватность пары. Агрессивные элементы полиморфной перверзивной инфантильной сексуальности интегрируются в рамках эдиповой сексуальности, агрессия – в рамках эротизма. Эта ситуация противоположна деградации эротизма при доминировании агрессии, что характерно для сексуальности в некоторых патологических состояниях и для порнографии.

Эротическое искусство достигает синтеза чувственности, глубоких объектных отношений и зрелых ценностных ориентации – синтеза, отраженного в способности индивидов и пары к страстной любви и взаимным обязательствам.

Отношения между конвенциональным, порнографическим и эротическим кино обусловлены динамическими процессами, действующими в группе, конвенциональной культуре и в паре, связанной взаимной страстью. В глубинном смысле пара всегда асоциальна, окутана тайной, ощущением приватности и мятежности – она как бы бросает вызов конвенционально приемлемым любви и сексуальности. Если конвенциональная мораль в ходе истории – по крайней мере, истории западной цивилизации – испытывает колебания между пуританством и вольностью нравов, то эта скрытая оппозиция между парой и группой, между личной моралью и культурной конвенцией остается неизменной. Как пуританство, так и вольность нравов отражают конвенциональную амбивалентность по отношению к сексуальной паре. В наше время эти исторические колебания находят выражение в одновременном существовании конвенциональной массовой культуры и китча, на одном полюсе, и порнографии – на другом. Можно сказать, что лишь зрелая пара и лишь эротическое искусство могут поддерживать и сохранять страстную любовь. Конвенциональность и порнография в своей нетерпимости к страстной любви являются бессознательными союзниками.

 

 

ПАРА И ГРУППА

 

ЮНОШЕСКИЕ ГРУППЫ И ПАРЫ

 

Юношеская сексуальность развивается под влиянием сексуального возбуждения и эротического желания, вызванных гормональными изменениями пубертатного периода; ощущение изменений в собственном теле ведет к усилению реагирования на эротические стимулы. Происходят частичная регрессия функций Эго и возобновление бессознательных конфликтов в сфере сексуальности, проявляющихся в резкой противоречивости поведенческих паттернов, – особенно в перепадах между чувствами вины, подавлением сексуальных реакций (аскетические настроения, свойственные юношескому возрасту), с одной стороны, и полиморфными перверзивными инфантильными сексуальными устремлениями – с другой. Для защиты от этих конфликтов активизируются процессы расщепления. Ослабление работы вытеснения связано с частичной регрессией и реорганизацией Супер-Эго и необходимостью интеграции вновь пробудившихся сексуальных желаний с запретами инфантильного Супер-Эго. В оптимальных обстоятельствах дело обстоит так: принятие генитальных и догенитальных полиморфных перверзивных инфантильных импульсов дает возможность для их интеграции как части новых переживаний собственного Я, с одновременным подтверждением инфантильных запретов на сексуальные желания по отношению к эдиповым объектам.

Основное структурное условие развития способности к зрелой сексуальной любви – формирование интегрированной Эго-идентичности в контексте подросткового кризиса идентичности. Основываясь на своей работе с пациентами с пограничной личностной организацией или (не обязательно пограничной) нарциссической личностной структурой, я пришел к выводу, что Эго-идентичность устанавливается постепенно на протяжении младенчества и детства, в процессе преодоления примитивной организации Эго, в которой доминируют механизмы расщепления и связанные с ними операции. Эго-идентичность обусловливается интегрированной концепцией Я и целостными объектными отношениями, в то же время способствуя их формированию; главные механизмы этого процесса – вытеснение и связанные с ним защитные операции. Эриксон (1956), описывая достижение близких отношений на первой стадии зрелости, подчеркивал зависимость этой стадии от сформированности чувства идентичности в подростковом возрасте. Описанные мною стадии развития способности к переживанию и сохранению любви, по сути, представляют собой приложение этой концепции к нормальным и патологическим любовным отношениям.

Для подросткового возраста характерен кризис идентичности, но отнюдь не диффузия идентичности – два эти понятия должны быть четко дифференцированы. По мысли Эриксона (1956, 1959), кризис идентичности включает в себя утрату соответствия между внутренним чувством идентичности на данном этапе развития и “отражением” в психосоциальной среде. Если то и другое в большей мере расходятся, чем согласуются, то Я-концепция, так же как и внешняя адаптация, оказывается под угрозой и требует пересмотра как чувства собственной идентичности, так и отношений со средой. Диффузия же идентичности, напротив, является синдромом, типичным для пограничной патологии (Якобсон, 1964; Кернберг, 1970), характеризующимся диссоциированными друг от друга состояниями Эго и отсутствием интеграции не только Я, но также Супер-Эго и мира интернализованных объектных отношений. Существует связь между кризисом идентичности и Эго-идентичностью: чем стабильней индивидуальная базовая Эго-идентичность, тем лучше человек оснащен для преодоления кризиса идентичности; чем жестче требования окружающей среды к установленной Эго-идентичности, тем выше опасность срыва для тех, чья структура идентичности имеет дефекты.

Клинический дифференциальный диагноз между кризисом идентичности и диффузией идентичности требует тщательного исследования поведения подростка и его прошлых и текущих субъективных переживаний. Мятежный вызов авторитарности может сосуществовать с поведением, диаметрально противоположным декларируемым позициям протеста. Интенсивные любовные отношения, верность могут присутствовать одновременно с бестактным, пренебрежительным, даже безжалостным и эксплуатирующим поведением. Однако при рассмотрении отношения подростка к его явно противоречивым Эго-состояниям и действиям мы обнаруживаем, что невротичные и нормальные подростки отличаются от своих более дезорганизованных сверстников, страдающих диффузией идентичности, базисным ощущением эмоциональной целостности. Для проведения этой дифференциации особенно полезны следующие характеристики (Кернберг, 1978): способность испытывать чувство вины по поводу своего агрессивного поведения, признаваемого таковым по прошествии эмоциональной вспышки; озабоченность и искреннее желание исправить его последствия; способность к установлению длительных неэксплуатирующих отношений с друзьями, учителями или другими взрослыми, а также более или менее реалистическая оценка глубинных черт этих людей; последовательно расширяющаяся и углубляющаяся система ценностей – будь то ценности конформистские или находящиеся в оппозиции к тем, что доминируют в культурном окружении подростка.

Практическая ценность этого дифференциального диагноза состоит в том, что благодаря ему мы можем достичь определенной обоснованной уверенности в стабильности установившейся Эго-идентичности подростка и, соответственно, в том, что смятение и конфликты, характеризующие его влюбленности и любовные отношения в целом, не являются отражением пограничной или нарциссической личностной структуры. Типичные клинические проявления сексуальных конфликтов в подростковом возрасте – диссоциация нежности от сексуальной возбудимости, дихотомия асексуальных идеализируемых объектов и сексуально обесцененных объектов противоположного пола, сосуществование чрезмерного чувства вины и импульсивных проявлений сексуальных побуждений – репрезентируют конфликты от нормального до тяжело невротического уровня и тем самым составляют диагностическую проблему. Но диффузия идентичности, напротив, с определенностью указывает на серьезную психопатологию, при которой сексуальные конфликты являются лишь начальной точкой для долговременных нарушений нормальной любовной жизни.

Профессионалу в сфере психического здоровья, имеющему дело с подростками из бесправных социальных групп, таких как молодежь гетто мегаполисов Северной Америки, мое описание конфликтных любовных отношений, основанное на данных, полученных из исследований американских подростков, принадлежащих к среднему классу, может показаться не слишком адекватным. От подростков из семей с хаотической семейной организацией, постоянных очевидцев или жертв насилия, включая сексуальное, едва ли можно ожидать развития способности к формированию целостного мира интернализованных объектных отношений, не говоря уже об интегрированном Супер-Эго. В этом случае установление любовных отношений весьма проблематично, и внешняя, полная сексуальная “свобода” может соединяться с резким ограничением способности к той преданности другому, которая связана с близостью. Отсюда возникает соблазн приписать проявления психопатологии и неспособность к установлению любовных отношений воспитанию и социальной среде. В этой связи только что описанные характеристики нормальной структуры идентичности могут быть полезны для разграничения тяжелой психопатологии и адаптации к своей, находящейся в неблагоприятном положении и, возможно, антисоциальной подгруппе. Крайне патологическая социальная структура при дезорганизованности семейных отношений способствует развитию психопатологии, но поверхностная адаптация к патологическому социальному окружению отнюдь не исключает базисной полноценности развития подростка, хотя и маскирует ее.

Реактивация эдиповых конфликтов и борьба, связанная с вытеснением эдиповых сексуальных стремлений, – главные бессознательные мотивации в сепарации подростка от родительских объектов и развитии социальной жизни внутри группы сверстников. Протест по отношению к принимавшимся прежде поведенческим нормам и ценностям родительского дома сопутствует поиску новых ценностей, идеалов и поведенческих норм, за которыми подросток обращается к учителям, являющимся предметом восхищения, и к постоянно расширяющемуся вокруг него миру. Строгое соблюдение групповых правил в раннем подростковом возрасте свидетельствует о сохранении господства морали латентного периода, которая укрепляет диссоциацию между возбуждающей, хотя и обесцененной сексуальностью, и постепенно развертывающимся “тайным” индивидуальным ресурсом способности к нежности и романтической любви. В мальчишеских раннеподростковых группах сознательно декларируется возбуждающая, однако анально окрашенная концепция генитальности, диссоцированная от нежности, в то время как тягу к нежным и романтическим отношениям с противоположным полом члены этих групп держат при себе – этот факт находится в контрасте с типичной ситуацией в группах девочек раннеподросткового возраста. Идеализированное и романтизированное представление девочек об обожаемом мужском объекте составляет часть “тайных”, интимных выражений генитального желания.

В позднем подростковом возрасте критической задачей является развитие способности в сексуальной близости. Для ее решения должна быть утверждена интимность пары, в противовес конвенциональным сексуальным нормам и ценностям не только соответствующей взрослой социальной группы, но и собственной группы сверстников. Отношения между этими двумя группами теперь становятся важны. В периоды относительной социальной стабильности и в относительно гомогенной социальной среде культуры подросткового и взрослого миров могут находиться в гармонии, допуская сравнительно легкий переход из одного в другой для новых пар. При таких условиях следование подростковым ценностям, постепенное освобождение от них и принятие ценностей взрослого мира без чрезмерно жесткого усвоения конвенциональности являются более или менее простыми задачами.

Но при существовании резких расхождений между этими двумя мирами – например, если подростковые группы принадлежат к депривированным субкультурам или обществу, переживающему острые, разделяющие социальные и политические конфликты, – позднеподростковые группы склонны жестко следовать определенным идеологическим установкам в окружающем взрослом мире. Например, социальное давление на колледжи в направлении за или против “политической корректности” или позиции по отношению к наркотикам, феминизму, меньшинствам или гомосексуализму могут способствовать регрессивным групповым процессам в позднеподростковом возрасте и затруднять для пары установление собственной ниши.

К тому же подростки с тяжелой патологией характера и диффузией идентичности склонны испытывать особенно сильную потребность строго придерживаться ценностей своей подростковой группы. В этой связи полезно рассмотреть вопрос о том, насколько подростковая влюбленная пара способна сохранять независимость от давления окружающих групп. В период контркультуры хиппи 60-х идеологией подростковых групп была неограниченная сексуальная свобода. Тогда многие юноши и девушки скрывали сексуальную скованность и связанную с ней психопатологию за фасадом внешней “сексуальной свободы”. За “раскрепощенным” сексуальным поведением подростков-хиппи часто таилась мазохистическая, нарциссическая или истерическая патология. И в некоторых сообществах 90-х годов групповые давления в подростковых группах консолидируются вокруг конвенционального страха перед опасной мужской сексуальностью. Это может сдерживать формирование сексуальных пар, связанных зрелыми любовными отношениями, и способствовать регрессивным садомазохистическим сексуальным взаимодействиям. Такая динамика часто наблюдается у подростков с тяжелой патологией характера, находящихся на стационарном лечении.

При лечении таких подростков персонал несет социальную и юридическую ответственность за то, чтобы сексуальное поведение среди несовершеннолетних не принималось и не допускалось, хотя в принципе опытные терапевты ожидают, что подростки в обход всех правил и регламентации все равно будут искать сексуальной близости. Чем более сохранен подросток, тем лучше он понимает эти ограничения, тем лучше приспосабливается к ним, одновременно против них бунтуя – приватно и осмотрительно, – стремясь установить и развить парные отношения. При терапии подростков с нарциссическими или пограничными расстройствами я часто обнаруживал у них озадаченность тем фактом, что я почему-то не проявляю недовольства сексуальным поведением, которое, по их ожиданиям, считается запретным. И одновременно они находят меня ужасно “моралистичным” там, где меньше всего этого ожидают, – а именно, в своем отношении к их противоречивости, хаотичности, расщепленности их объектных отношений.

Анализ патологической структуры характера невротичного подростка должен стимулировать интеграцию диссоциированных или расщепленных Эго-состояний и преодоление реактивных формирований, служащих защите от инстинктивных побуждений и препятствующих полноценной любовной жизни. Однако даже при оптимальных обстоятельствах, когда разрешение патологических тенденций характера состоялось и этот процесс послужил обогащению чувства Эго-идентичности подростка, полная Эго-идентичность может быть достигнута только со временем. Определенные аспекты интернализованных объектных отношений могут быть полностью интегрированы в установившуюся Эго-идентичность только тогда, когда произошла идентификация со зрелыми ролевыми аспектами родительских объектов – этот процесс занимает годы. В конце концов любовь приведет к интеграции отождествления с отцовскими и материнскими функциями эдиповых объектов, что может быть проверено только временем. Полная идентификация с генеративными ролями родительской пары связана с желанием иметь ребенка от любимого человека: способность к этому зарождается в поздне-подростковом возрасте и созревает во взрослом состоянии. Как сознательное стремление, это еще один аспект зрелой сексуальной любви. Его блокировка во взрослой паре порой сигнализирует о значительных мазохистических и еще чаще – о нарциссических конфликтах. Несомненно, это стремление необходимо отличать от небрежного, безответственного согласия на нежелательную, по сути, беременность.

Другими словами, любовные отношения у подростков могут быть прочными и глубокими, но их стабильность зависит от качеств личности подростка, развитие которых требует времени; исход подростковых отношений непредсказуем. Вовлеченность в отношения, начавшиеся в подростковом возрасте, должна сохранять неопределенность, характер приключения или авантюры. В какой-то мере это справедливо и для зрелой взрослой пары.

Психотерапевту, работающему с подростками, полезно помнить о специфичном для этого возраста нормальном поиске романтического пути к сексуальной близости в полных и интенсивных отношениях. Если этот путь не проделан успешно в отрочестве, успех будущих вовлеченностей в отношения окажется под вопросом; поэтому данную сферу человеческого опыта можно считать критической. Терапевтам, занимающимся терапией подростков, следует противостоять усилиям игнорировать эту сферу как несущественную.

 

ВЫЗОВ ВЗРОСЛОЙ ПАРЫ ГРУППЕ

 

Зрелая сексуальная любовь – переживание и сохранение исключительных, неповторимых любовных отношений с другим человеком, объединяющих нежность и эротизм, характеризующихся глубиной и разделением ценностей, – не может не находиться в явной или скрытой оппозиции к окружающей социальной группе. Она мятежна по своей природе. Она освобождает взрослую пару от соблюдения условностей, принятых в социальной группе, создает ощущение сексуальной интимности, в высшей степени приватной и потаенной, и устанавливает условия, когда взаимные амбивалентности интегрируются в любовные отношения, одновременно обогащая их и ставя под угрозу. Эта неконвенциональность, заложенная в сексуальной любви, – отнюдь не то же самое, что протест подростковых компаний или эксгибиционистское поведение, отражающее различные виды патологии. В данном случае речь идет о внутренней позиции, скрепляющей пару, которая зачастую сама по себе мало заметна для внешнего наблюдателя и может дополнительно маскироваться поверхностным приспособлением к социальной среде.

Но любящая пара, находящаяся в оппозиции к группе, все же нуждается в ней для выживания. По-настоящему изолированная пара подвержена опасности сильных выбросов агрессии, которые могут разрушить ее или нанести серьезный ущерб обоим партнерам. Еще чаще бывает так, что тяжелая психопатология у одного или обоих партнеров вызывает активизацию вытесненных или диссоциированных конфликтных интернализованных объектных отношений, которые начинают воспроизводиться парой путем проективного переживания худшей части неосознаваемого прошлого; результатом является разрушение единения партнеров и возвращение их обоих в группу в последнем отчаянном устремлении к индивидуальной свободе. В менее серьезных обстоятельствах бессознательные попытки одного или обоих партнеров влиться в группу или раствориться в ней, особенно посредством нарушения сексуальной верности, могут все же сохранить существование пары, хотя и ценой внешнего вторжения и уменьшения близости.

Стабильные “треугольные” отношения, в дополнение к воссозданию различных аспектов неразрешенных эдиповых конфликтов, репрезентируют также вторжение группы в пространство пары. Разрушение сексуальной интимности – например, в “открытом браке” – свидетельствует о серьезном неблагополучии пары. Групповой секс представляет собой крайнюю степень растворения пары в группе при сохранении во многих аспектах стабильности пары. Обычно от группового секса всего один шаг до полного разрушения пары.

Подводя итог, можно сказать, что своим протестом против группы пара утверждает свою идентичность, свою свободу от социальных условностей и знаменует начало своего путешествия по жизни уже как пары. Возвращение в групповой “раствор” – возможность последнего свободного прибежища для бывших участников “потерпевшей крушение” пары.

Романтическая любовь – это начало сексуальной любви, при котором имеет место нормальная идеализация сексуального партнера, переживание выхода за границы Я в контексте сексуальной страсти и освобождение от оков окружающей социальной группы. Бунт против группы начинается в позднеподростковый период, но не заканчивается вместе с ним. Романтические отношения – постоянная характеристика пары. Более того, на мой взгляд, общепринятое разведение “романтической любви” и “супружеской привязанности” отражает постоянный конфликт между парой и группой, подозрительность социальной группы по поводу отношений, включающих любовь и секс, – отношений, ускользающих от ее контроля. Это разведение связано также с отрицанием агрессии в отношениях пары, нередко трансформирующим глубокие любовные отношения в нечто дикое и свирепое.

Отношения между парой и группой я вижу как закономерные, сложные и фатальные. Поскольку креативность пары зависит от успешного установления ее автономии внутри группового контекста, пара не может уйти от группы. Поскольку пара отыгрывает и поддерживает групповую надежду на сексуальное единение и любовь, группа нуждается в паре – несмотря на то, что процессы большой группы активизируют потенциал деструктивности. Однако пара не может не быть объектом враждебности и зависти группы, черпаемых из внутренних источников зависти к родительскому счастливому и тайному союзу и глубокого бессознательного чувства вины по поводу запретных эдиповых стремлений.

Стабильная пара, состоящая из мужчины и женщины, которые осмеливаются преодолевать эдиповы запреты на единение секса и нежности, сепарируется от коллективных мифов, пропитывающих сексуальность социальной группы, внутри которой произошло ее зарождение как пары. Групповые процессы, включающие сексуальность и любовь, достигают максимальной интенсивности в подростковом возрасте, но в не столь явной форме они сохраняются и в отношениях взрослых пар. Неформальная группа не перестает испытывать возбуждение в связи с частной жизнью пар, из которых она состоит. С другой стороны, члены пары испытывают соблазн выражать гнев через агрессивное поведение по отношению друг к другу в условиях относительной интимности круга близких друзей. Будучи неспособна контейнировать такое поведение внутри собственных отношений, пара, таким образом, имеет тенденцию использовать группу в качестве канала для разрядки агрессии, а также как сцену для ее демонстрации. Нас не должен удивлять тот факт, что пары, привычно ссорящиеся на публике, имеют глубокие и длительные близкие отношения. Опасность, как это прекрасно описано в пьесе Олби (1962) “Кто боится Вирджинии Вульф?”, состоит в том, что чересчур сильное выражение агрессии может разрушить остатки общей интимности партнеров, особенно связывающие их сексуальные узы, и приведет к распаду отношений. Друзья из непосредственного социального окружения, пытающиеся уладить размолвку, получают от ссор пары замещающее удовлетворение, а также подтверждение стабильности отношений в своей собственной паре.

В социальной группе, состоящей из пар, имеется потребность поиска оптимального равновесия между парами и группой в отношении сексуального возбуждения и эротизма. Неформальность обычной взрослой социально-групповой структуры оберегает пару от процессов больших групп, характерных для формальных социальных или рабочих организаций. Пара, сохраняющая свою внутреннюю слитность и в то же время оказывающая мощное влияние на окружающую ее социальную группу, особенно внутри организационной структуры, становится притягательной мишенью для эдиповой идеализации, тревоги и зависти. Ненависть группы к сильной паре может явиться защитой для пары, вынуждая партнеров объединиться против группы и маскируя проекции их собственной непризнаваемой взаимной агрессии. Однако позднее, после сепарации пары от группы, между партнерами может возникнуть значительная агрессия.

Как мы уже видели, пара изолирующаяся от окружающей социальной группы, по объективным или невротическим причинам, подвергается опасности внутренних эффектов взаимной агрессии. В этом случае супружество может ощущаться как тюрьма, а разрыв и присоединение к группе – как побег на свободу. Сексуальный промискуитет с предшествующими многочисленными расхождениями и разводами может служить примером такого бегства к свободе и групповой анархии. Аналогичным образом, группа может стать тюрьмой для тех ее членов, которые не могут или не осмеливаются вступать в стабильные парные отношения.

Хроническое вторжение группы в отношения пары принимает несколько форм, заслуживающих дальнейшего исследования.

Иногда, когда один партнер поддерживает отношения с третьей стороной, эта связь предваряет разрыв пары (т.е. пара или брак распадается, уступая место новой паре); но порой возникает впечатление, что наличие третьей стороны стабилизирует брак. В последнем случае возможны различные исходы. Нередко внебрачная связь одного из партнеров создает ему условия для стабилизирующей экспрессии неразрешенных эдиповых конфликтов. Женщина, фригидная со своим мужем и имеющая любовника, который сексуально удовлетворяет ее, может испытывать на сознательном уровне подъем и чувство удовлетворенности, поддерживающие брак, хотя бессознательно она в восторге от своего мужа как от ненавистной трансферентной репрезентации эдипова отца. Благодаря наличию двух отношений она испытывает бессознательный триумф над отцом, который держал под своим контролем и ее, и мать, в то время как теперь она держит под своим контролем двоих мужчин. Желание внебрачной связи может происходить также от бессознательного чувства вины по поводу переживания супружеских отношений как эдипова триумфа при отсутствии в то же время решимости установить полную идентификацию с эдиповой матерью; таким образом, конфликт между желанием и чувством вины отреагируется путем игры в “русскую рулетку” с собственным браком.

Парадоксальным образом, чем глубже и полнее становятся параллельные брачные и внебрачные отношения, тем больше они тяготеют к саморазрушению, поскольку расщепление репрезентации объекта, достигнутое через ситуацию треугольника, в конце концов начинает утрачиваться. Иллюстрацией этому может служить фильм “Капитанский рай” (The Captain’s Paradise , Кимминс, 1953). Параллельные отношения имеют тенденцию со временем становиться все более сходными между собой, накладывая все более тяжкое психологическое бремя. Поддерживаются ли такие отношения тайно или принимаются открыто, конечно, зависит от других факторов – например, от степени участия садомазохистических конфликтов в супружеских взаимодействиях. “Открытость” по поводу внебрачных связей чаще является садомазохистическим взаимодействием, а не чем-либо иным, и отражает нужду выразить агрессию или защититься от чувства вины.

Иногда реальные отношения пары замутнены связью, установленной в результате социального, политического или экономического давления. Например, между партнерами могут быть полные смысла и подчас тайные отношения, параллельно с которыми у обоих существуют другие, чисто формальные, такие как брак по расчету. В иных случаях и те, и другие отношения в ситуации треугольника являются, по сути, формальными и ритуализированными; так бывает в субкультурах, где наличие любовника – статусный показатель, ожидаемый от человека, принадлежащего к определенному социальному слою.

Мне хотелось бы подчеркнуть, что “треугольные” ситуации, особенно включающие в себя долговременные, стабильные брачные отношения, могут влиять на исходную пару сложно и разнообразно. Стабильные “треугольные” отношения обычно отражают различного рода компромиссные образования, связанные с неразрешенными эдиповыми конфликтами. Они могут защитить пару от прямого выражения некоторых видов агрессии, но в большинстве случаев способность к подлинной глубине и близости уменьшается – такова цена этой защиты.

Классическое исследование Бартелля “Групповой секс” (“Group Sex”, 1971) содержит богатый материал относительно некоторых доминирующих социальных характеристик промискуитетной сексуальности в ситуации открытой группы. Автор исследовал сознательно декларируемую идеологию, согласно которой групповой секс оберегает и оживляет супружеские отношения, создавая совместные сексуальные стимулы и переживания, и пришел к выводу о том, что это в действительности иллюзия. Обычно групповая сцена безлика, в ней концентрируется внимание только на подготовке и осуществлении сексуальной активности. Хотя супружеские пары могу заявлять, что волнующее, тайное участие в этой группе избавляет их от хронической скуки, в действительности социальные отношения как внутри самой этой группы, так и внутри традиционной, через относительно короткое время еще более деградируют. Похоже, чтобы рассеять иллюзии по поводу нового сексуального возбуждения и стимуляции, хватает менее двух лет участия в групповом сексе. Секс снова становится скучным, и даже еще больше, чем прежде.

То, насколько пара испытывает вторжение группы или растворяется в группе, отражается в том, насколько ее союз является чисто формальными или подлинно эмоциональными отношениями. Чем более открыто, неразборчиво и промискуитетно сексуальное поведение, тем более вероятно, что психопатология пары включает доэдиповы черты с доминированием агрессии и полиморфных перверзивных инфантильных сексуальных потребностей. Налицо прогрессирующее ухудшение интернализованных объектных отношений и сексуального удовольствия в паре.

При оценке взаимоотношений пары меня интересует, насколько отношения допускают чувство внутренней свободы и эмоциональную стимуляцию, насколько богатым, обновляющимся и возбуждающим является сексуальный опыт пары, насколько они способны к сексуальным экспериментам, не чувствуя при этом, что их сковывает партнер или социальная среда. И, главное, насколько пара автономна в том смысле, что может вновь и вновь возрождаться на протяжении жизни, независимо от изменений в их детях, окружении или социальной структуре.

Если выбор существования “на поверхности собственного Я” обеспечивает достаточную степень стабильности и удовлетворенности, то у терапевта нет оснований атаковать этот выбор по идеологическим или перфекционистским мотивам. Если же пара жалуется на сексуальное безразличие, то полезно помнить, что скука – самое непосредственное проявление отсутствия соприкосновения с глубинными эмоциональными и сексуальными потребностями. Но не каждый способен или готов открыть этот ящик Пандоры.

Отношения партнеров с их детьми дают важную информацию об отношениях пары с группой. Желание иметь детей выражает внутреннее обязательство и идентификацию с генеративностью, плодоносной щедростью родительских образов; желание совместно принять ответственность за развитие и рост детей выражает стремление пары к определенности ее союза. Эти желания также указывают на то, что пара “доросла” до зрелого отказа от давления подростковых групп и готова к взаимодействию с социальной и культурной средой, внутри которой будут воспитываться и достигать собственной автономности их дети. При успешном удержании своей приватности и независимости как пары в процессе функционирования в качестве родительских объектов партнеры консолидируют границы своего поколения по мере того, как бессознательно инициируют вступление следующего поколения в мир эдиповых переживаний. И жизненный цикл повторяется: дети, придя в школу, включаются в первые групповые структуры, а в латентный период бессознательно вносят свой вклад в создание групповой морали, которая наложит свой отпечаток на мораль более поздних групповых формирований, включая конвенциональную мораль группы, к которой принадлежит взрослая пара.

В исторической перспективе можно наблюдать повторяющиеся колебания между периодами “пуританства”, когда любовные отношения деэротизируются, а эротизм уходит в подполье, и периодами “раскрепощения”, во время которых сексуальность приходит в упадок, доходя до эмоциональной деградации группового секса. На мой взгляд, такие колебания отражают продолжительное равновесие между потребностями общества разрушать, оберегать и контролировать пару и стремлениями пары вырваться из оков конвенциональной сексуальной морали в поиске свободы, которая в своей экстремальной форме ведет к саморазрушению. Так называемая сексуальная революция 60—70-х годов, думается мне, представляет собой лишь очередное движение маятника и не несет никаких реальных изменений в глубинных динамиках отношений пары с социальной группой. Очевидно, приспособление пары к конвенциональной морали – по причине недостаточного развития автономного Супер-Эго или вследствие тяги к погружению в процессы больших групп – потенциально всегда присутствует, и внешнее поведение пар может варьировать в зависимости от давления на нее со стороны социальной группы. Однако независимая и зрелая сексуальная пара сохраняет границы приватности, будучи способна к тайной, страстной вовлеченности друг в друга внутри любого социального окружения, кроме самых экстремальных случаев.

Конвенциональные социальные нормы, защищающие общественную мораль, чрезвычайно важны для защиты сексуальной жизни пары. Однако давления в пользу конвенциального поведения вступают в конфликт с индивидуальными системами ценностей, которые каждая пара должна устанавливать для себя. Паре также угрожает давление, связанное с организацией групп по половому принципу, а также выражение примитивной подозрительности и ненависти между мужчинами и женщинами в таких группах, характерное для латентного и подросткового периодов. В этой связи следует отметить, что под влиянием средств массовой коммуникации и информации, тяготеющих к разнообразию, вполне вероятно, доминирующая конвенциональная идеология, особенно в вопросах сексуальности, распространяется и, соответственно, отмирает быстрее по мере стремительного возникновения новых идеологических течений. Эти колебания конвенциональных обычаев происходят в рамках широкого спектра наиболее устойчивых элементов конвенциональных позиций по отношению к сексуальности, исследованных нами.

На протяжении 1970—80-х годов доминирующая конвенциональная идеология в США поощряла относительно открытую дискуссию и выражение определенных аспектов сексуальности, с одновременными тенденциями к механизации сексуального поведения (“как сделать секс лучше” и т. д.), подавлению инфантильных полиморфных сексуальных компонентов в культурно санкционированных массовых развлекательных программах и открытому принятию насилия, в том числе сексуального, в тех же средствах массовой информации. Наша культура как бы иллюстрировала пограничную патологию с дефектом Супер-Эго, регрессивным соединением эротизма и агрессии и отщеплением эротических компонентов сексуальности от матрицы объектных отношений.

Однако начало 90-х вновь вызвало к жизни пуританскую установку – фокус на сексуальном насилии, инцесте, сексуальных проблемах на рабочем месте и растущее взаимное недоверие между мужскими и женскими группами. Эти тенденции выросли на почве новых данных, указывающих на значимость ранних физических и сексуальных травм в генезисе широкого спектра психопатологии, с одной стороны, и борьбы за освобождение женщин от конвенционального патриархального гнета – с другой. Интересно, однако, то, как быстро это научно просвещенное и политически прогрессивное развитие пришло к подтверждению конвенциональной морали, вызывающей в памяти годы подавления перед “сексуальной революцией” конца 60-х годов и ограничений, налагавшихся на сексуальность при тоталитарных коммунистических режимах. Эти ограничения в фашистских и коммунистических странах больше походят на садистическое подавление сексуальности примитивным невротическим Супер-Эго, чем на пограничную патологию с дефектом Супер-Эго.

В течение последних нескольких лет мы имели возможность наблюдать одновременное действие или быструю смену относительных экстремумов сексуального пуританства и сексуальной раскрепощенности, с явственной уплощенностью в обеих крайностях конвенционально приемлемой сексуальности, в противоположность богатому потенциалу приватного межличностного пространства индивидуальной пары. Разумеется, нельзя отрицать огромной разницы между подавлением индивидуальной свободы при тоталитарном режиме, жестоко навязывающем конвенциональную мораль, и допускаемым в демократическом обществе значительным отхождением практики приватной свободы индивидуумов и пар от конвенциональной нормы.

В заключение скажу, что, на мой взгляд, существует постоянный конфликт между конвенциональной нормой и приватной моралью, которую каждая пара выстраивает для себя как элемент своей целостной сексуальной жизни; эта мораль подразумевает неконвенциальную степень свободы, которую пара должна отвоевать для себя. Хрупкий баланс между сексуальной свободой, эмоциональной глубиной и системой ценностей, отражающий функцинирование зрелого Супер-Эго, – сложное завоевание человека, обеспечивающее базис для глубоких, страстных, противоречивых и вместе с тем удовлетворяющих и обладающих потенциалом прочности отношений. Интеграция агрессии и полиморфной перверзивной инфантильной сексуальности в стабильные любовные отношения – задача как для индивидуума, так и для пары. Эту интеграцию невозможно осуществить путем социального манипулирования, но, к счастью, и подавить можно лишь посредством общественных норм в самых экстремальных обстоятельствах.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Albee, E. (1962). Who’s Afraid of Virginia Woolf? New York: Simon &. Schuster Pocketbook, 1964.

Alberoni, F. (1987). L’Erotisme. Paris: Ramsay.

Altman, L. L. (1977). Some vicissitudes of love. Journal of the American Psychoanalytic Association 25: 35—52.

Anzieu, D. (1986). La scene de menage. In L’Amour de la Haine, Nouvelle Revue de Psychanalyse 33: 201—209.

Arlow, J. A. (1974). Dreams and myths. Paper presented on the occasion of the founding of the St. Louis Psychoanalytic Institute, October.

Arlow, I. A., Freud, A., Lampl-de Groot, J., & Beres, D. (1968). Panel discussion. International Journal of Psychoanalysis 49: 506—512.

Arndt, W. В., Jr. (1991). Gender Disorders and the Paraphilias. Madison, Conn.: International Universities Press.

Bak, R. C. (1973). Being in love and object loss. International Journal of Psychoanalysis 54: 1—8.

Balint, M. (1948). On genital love. In Primary Love and Psychoanalytic Technique. London: Tavistock, 1959, pp. 109—120.

Bancroft, J. (1989). Human Sexuality and Its Problems. New York: Churchill Livingstone.

Barnett, M. (1966). Vaginal awareness in the infancy and childhood of girls. Journal of the American Psychoanalytic Association 14: 129—141.

Bartell, G. D. (1971). Group Sex. New York: Signet Books.

Bataille, G. (1957). L’Erotisme. Paris: Minuit.

Baumeister, R. F. (1989). Masochism and the Self. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates.

Benjamin, J. (1986). The alienation of desire: Women’s masochism and ideal love. In Psychoanalysis and Women : Contemporary Reappraisals , ed. J. L. Alpert. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, pp. 113—138.

Bergmann, M. S. (1971). Psychoanalytic observations on the capacity to love. In Separation-Indmduation: Essays in Honor of Margaret S. Mahler , ed. J. McDevitt & C. Settlage. New York: International Universities Press, pp. 15—40.

_____. (1980). On the intrapsychic function of falling in love. Psychoanalytic Quarterly 49: 56-77.

_____. (1982). Platonic love, transference, and love in real life. Journal of the American Psychoanalytic Association 30: 87—111.

_____. (1987). The Anatomy of Loving. New York: Columbia University Press.

Bertolucci, B. (1974). Last Tango in Paris.

Bion, W. R. (1961). Experiences in Groups and Other Papers. New York: Basic Books.

_____. (1967). The imaginary turn. In Second Thoughts: Selected Papers on Psycho-Analysis , by W. R. Bion. Northvale, N.J.: Aronson, pp. 3—22.

Blum, H. P. (1973). The concept of erotized transference. Journal of the American Psychoanalytic Association 21: 61—76.

_____. (1976). Masochism, the ego ideal, and the psychology of women. Journal of the American Psychoanalytic Association 24: 157—191.

Braunschweig, D., &. Fain, M. (1971). Eros et Anteras. Paris: Petite Bibliothque Payot.

_____. (1975). Le Nuit, le jour. Paris: Presses Universitaires de France. Chasseguet-Smirgel, J. (1970). Female Sexuality. Ann Arbor: University of Michigan Press.

_____. (1973) Essai sur l’ideal du moi. Paris: Presses Universitaires de France.

_____. (1974). Perversion, idealization, and sublimation. International Journal of Psychoanalysis 55: 349—357.

_____. (1984a). The femininity of the analyst in professional practice. International Journal of Psychoanalysis 65: 169—178.

_____. (1984b). Creativity and Perversion. New York: Norton.

_____. (1985). The Ego Ideal: A Psychoanalytic Essay on the Malady of the Ideal. New York: Norton.

_____. (1986). Sexuality and Mind: The Role of the Father and the Mother in the Psyche. New York: New York University Press.

_____. (1989). The bright face of narcissism and its shadowy depths. In The Psychiatric Clinics of North America: Narcissistic Personality Disorder , ed. O. F. Kemberg. Philadelphia: Saunders, vol. 12, no. 3, pp. 709—722.

_____. (1991) Sadomasochism in the perversions: Some thoughts on the destruction of reality. Journal of the American Psychoanalytic Association  39: 399—415.

Chodorow, N. (1978). The Reproduction of Mothering. Berkeley: University of California Press.

Cooper, A. (1988). The narcissistic-masochistic character. In Masochism: Current Psychoanalytic Perspectives , ed. R. B. Click &. D. J. Meyers. Hillsdale, N.J.: Analytic Press, pp. 117—138.

David, C. (1971). L’Etat Amoureux. Paris: Petite Bibliothque Payot.

Deutsch, H. (1944—45). The Psychology of Women. 2 vols. New York: Grune & Stratton.

Dicks, H. V. (1967). Marital Tensions. New York: Basic Books.

Emde, R. (1987). Development terminable and interminable. Plenary presentation at the 35th International Psycho-Analytical Congress, Montreal, Canada, July 27.

Emde, R., et al. (1978). Emotional expression in infancy: 1. Initial studies of social signaling and an emergent model. In The Development of Affect , ed. M. Lewis &. L. Rosenblum. New York: Plenum, pp. 125—148.

Endleman, R. (1989). Love and Sex in Twelve Cultures. New York: Psyche Press.

Erikson, E. H. (1956). The problem of ego identity. Journal of the American Psychoanalytic Association 4: 56—121.

_____. (1959). Growth and crises of the healthy personality. In Identity and the Life Cycle, Psychological Issues , Monograph 1. New York: International Universities Press, pp. 50—100.

Fairbaim, W. R. D. (1954). An Object-Relations Theory of the Personality. New York: Basic Books.

Fisher, S. (1989). Sexual Images of the Self. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates.

Fraiberg, S. (1982). Pathological defenses in infancy. Psychoanalytic Quarterly 51: 612—635.

Freud, S. (1894). The neuro-psychoses of defence. In Standard Edition , ed. J. Strachey, 3: 43—61. London: Hogarth Press, 1962.

_____. (1905). Three essays on the theory of sexuality. In S.E. , 7: 135—243. London: Hogarth Press, 1953.

_____. (1910a). A special type of object choice made by men. In S.E. , 11: 163—175. London: Hogarth Press.

_____. (1910b). On the universal tendency to debasement in the sphere of love. In S.E. , 11: 175—190. London: Hogarth Press.

_____. (1910c). The taboo of virginity. In S.E. , 11: 190—208. London: Hogarth Press.

_____. (1912). On the universal tendency to debasement in the sphere of love (Contributions to the psychology of love, П). In S.E. , 11: 178—190. London: Hogarth Press, 1957.

_____. (1914). On narcissism. In S. E. , 14: 69—102. London: Hogarth Press, 1957.

_____. (19I5a). Observations on transference-love. In S.E. , 12: 158—171. London, Hogarth Press, 1958.

_____. (1915b). Instincts and their vicissitudes. In S.E. , 14. London: Hogarth Press, 1957.

_____. (1915c). Repression. In S.E. , 14: 141—158. London: Hogarth Press, 1957.

_____. (19I5d). The unconscious. In S.E. , 14: 159—215. London: Hogarth Press, 1957.

_____. (1920). Beyond the pleasure principle. In S.E. , 18: 3—64. London: Hogarth Press, 1955.

_____. (1921). Group psychology and the analysis of the ego. In S.E. , 18: 69—143.

_____. (1926). Inhibitions, symptoms and anxiety. In S.E. , 20: 87—156. London: Hogarth Press.

_____. (1930). Civilization and its discontents. In S.E. , 21: 59—145. London: Hogarth Press.

_____. (1933). Femininity. In S.E. , 22: 112—125. London: Hogarth Press, 1964.

_____. (1954). The Origins of Psychoanalysis , 1887—1902 . New York: Basic Books.

Friedman, R. C., &. Downey, J. (1993). Psychoanalysis, psychobiology and homosexuality. Journal of the American Psychoanalytic Association 41: 1159—1198.

Galenson, E. (1980). Sexual development during the second year of life. In Sexuality: Psychiatric Clinics of North America , ed. J. Meyer. Philadelphia: Saunders. pp. 37—44.

_____. (1983). A pain-pleasure behavioral complex in mothers and infants. Unpublished.

_____. (1988). The precursors of masochism. In Fantasy, Myth and Reality: Essays in Honor of Jacob Arlow , ed. H. P. Blum et al. Madison, Conn.: International Universities Press, pp. 371—379.

Galenson, E., &. Roiphe, H. (1974). The emergence of genital awareness during the second year of life. In Sex Differences in Behavior , ed. R. Friedman, R. Richardt, & R. Van de Wiele. New York: Wiley, pp. 233—258.

_____. (1977). Some suggested revisions concerning early female development. Journal of the American Psychoanalytic Association 24: 29—57.

Goldberger, M., &. Evans, D. (1985). On transference manifestations in male patients with female analysts. International Journal of Psychoanalysis 66: 295—309.

Green, A. (1983). Narcissisme de vie, narcissisme de mort. Paris: Minuit.

_____. (1986). On Private Madness. London: Hogarth Press.

_____. (1993) Le Travail du negatif. Paris: Minuit.

Green, R. (1976). One hundred ten feminine and masculine boys: Behavioral contrasts and demographic similarities. Archives of Sexual Behavior 5: 425—446.

_____. (1987). The “Sissy Boy Syndrome”. New Haven: Yale University Press.

Greenaway, P. (1990). The Cook, the Thief, His Wife and Her Lover.

Greene, G., & Greene, C. (1974). S-M: The Last Taboo. New York: Grove Press.

Grossman, W. I. (1986). Notes on masochism: A discussion of the history and development of a psychoanalytic concept. Psychoanalytic Quarterly 55: 379—413.

_____. (1991). Pain, aggression, fantasy, and the concept of sadomasochism. Psychoanalytic Quarterly 60: 22—52.

Grunberger, B. (1979). Narcissism: Psychoanalytic Essays. New York: International Universities Press.

Harlow, H. F. and Harlow, M. D. (1965). The Affectional Systems in Behavior of Non-Human Primates. Vol. 2, ed. A. M. Schrier, H. F. Harlow, & F. Stoll-nitz. New York: Academic Press.

Herzog, J. M. (1983). A neonatal intensive care syndrome: A pain complex involving neuroplasticity and psychic trauma. In Frontiers in Infant Psychiatry , ed. 3. D. Call et al. New York: Basic Books, pp. 291—300.

Holder, A. (1970). Instinct and drive. In Basic Psychoanalytic Concepts of the Theory of Instincts , vol. 3, ed. H. Nagera. New York: Basic Books, pp. 19—22.

Horney, K. (1967). Feminine Psychology. London: Routledge &. Kegan Paul.

Hughes, J. (1985). The Breakfast Club.

Hunt, M. (1974). Sexual Behavior in the 1970s. New York: Dell.

Izard, C. (1978). On the ontogenesis of emotions and emotion-cognition relationships in infancy. In The Development of Affect , ed. M. Lewis &. L. Rosenblum. New York: Plenum, pp. 389—413.

Jacobson, E. (1964). The Self and the Object World. New York: International Universities Press.

_____. (1971). Depression. New York: International Universities Press.

Jones, E. (1935). Early female sexuality. International Journal of Psychoanalysis 16: 263—273.

Josselyn, I. M. (1971). The capacity to love: A possible reformulation. Journal of the American Academy of Child Psychiatry 10: 6—22.

Karme, L. (1979). The analysis of a male patient by a female analyst: The problem of the negative oedipal transference. International Journal of Psychoanalysis 60: 253—261.

Kernberg, O. F. (1970). A psychoanalytic classifcation of character pathology. Journal of the American Psychoanalytic Association 18: 800—822.

_____. (1974). Mature love: Prerequisites and characteristics. Journal of the American Psychoanalytic Association 22: 743—768.

_____. (1976). Object Relations Theory and Clinical Psychoanalysis. New York: Jason Aronson.

_____. (1978). The diagnosis of borderline conditions in adolescence. In Adolescent Psychiatry , vol. 6: Developmental and Clinical Studies , ed. S. Feinstein &. P. L. Giovacchini. Chicago: University of Chicago Press, pp. 298—319.

_____. (1980a). Internal World and External Reality. New York: Jason Aronson.

_____. (1980b). Love, the couple and the group: A psychoanalytic frame. Psychoanalytic Quarterly 49: 78—108.

_____. (1984). Contemporary psychoanalytic approaches to narcissism. In Severe Personality Disorders. New Haven: Yale University Press, pp. 179—196.

_____. (1987) Las tentaciones del convencionalismo. Revista de Psicoanalisis (Buenos Aires) 44: 963—988.

_____. (1988). Between conventionality and aggression: The boundaries of passion. In Passionate Attachments: Thinking About Love , ed. W. Gaylin & E. Person. New York: Free Press, pp. 63—83.

_____. (1989a). A theoretical frame for the study of sexual perversions. In The Psychoanalytic Core: Festschrift in honor of Dr. Leo Rangell , ed. H. P. Blum, E. M. Weinshel, &. F. R. Rodman. New York: International Universities Press, pp. 243—263.

_____. (1989b). An ego psychology-object relations theory of the structure and treatment of pathologic narcissism. In The Psychiatric Clinics of North America: Narcissistic Personality Disorder , ed. O. F. Kemberg. Philadelphia: Saunders, vol. 12, no. 3, pp. 723—730.

_____. (1991). Sadomasochism, sexual excitement, and perversion. Journal of the American Psychoanalytic Association 39: 333—362.

_____. (1992). Aggression in Personality Disorders and Perversion. New Haven: Yale University Press.

Kernberg, P. (1971). The course of the analysis of a narcissistic personality with hysterical and compulsive features. Journal of the American Psychoanalytic Association 19: 451—471.

Kernberg, P., & Richards, A. K. (1994) – An application of psychoanalysis: The psychology of love as seen through children’s letters. In The Spectrum of Psychoanalysis , ed. A. K. Richards &. A. D. Richards. Madison, Conn.: International Universities Press, pp. 199-218.

Kimmins, A. (1953). Captain’s Paradise .

Kinsey, A. C., Pomeroy, W. В., Martin, C. E., & Gebhard, P. H. (1953). Sexual Behavior in the Human Female . Philadelphia: Saunders.

Klein, M. (I945). The Oedipus complex in the light of early anxieties. In Contributions to Psychoanalysis , 1921—1945 . London: Hogarth Press, 1948, pp. 377—390.

_____. (1957). Envy and Gratitude. New York: Basic Books.

Kolodny, R., Masters, W., &. Johnson, V. (1979). Textbook of Sexual Medicine. Boston: Little, Brown.

Krause, R. (1990). Psychodynamik der Emotionsstorungen. In Enzyklopdie der Psychologie der Emotion , ed. K. R. Scherer. Gottingen: Verlag fur Psychologie-Dr. C. Hogrefe, pp. 630—705.

Laplanche, J. (1976). Life and Death in Psychoanalysis . Baltimore: Johns Hop-kins University Press.

Laplanche, J. &. Pontalis, J. B. (1973). The Language of Psycho-Analysis. New York: Norton.

Lester, E. (1984). The female analyst and the erotized transference. International Journal of Psychoanalysis 66: 283—293.

Liberman, D. (1956). Identificacion proyectiva y conflicto matrimonial. Revista de Psicoandlisis (Buenos Aires) 13: r—20.

Lichtenstein, H. (1961). Identity and sexuality: A study of their interrelationship in man. Journal of the American Psychoanalytic Association y. 179—260.

_____. (1970). Changing implications of the concept of psychosexual development: An inquiry concerning the validity of classical psychoanalytic as sumptions concerning sexuality. Journal of the American Psychoanalytic Association 18: 300—318.

Lorenz, K. (1963). On Aggression. New York: Bantam Books.

Lussier, A. (1982). Les Deviations du desir: Etude sur le fetichisme. Paris: Presses Universitaires de France.

Lyne, A. (1987). Fatal Attraction.

Maccoby, E., &. Jacklin, C. (1974). The Psychology of Sex Differences. Stanford: Stanford University Press.

Maclean, P. D. (1976). Brain mechanisms of elemental sexual functions. In The Sexual Experience , ed. B. Sadock, H. Kaplan, &. A. Freeman. Baltimore: Williams &. Wilkins, pp. 119—127.

Mahler, M. S. (1968). On Human Symbiosis and the Vicissitudes of Individuation. Vol. 1, Infantile Psychosis. New York: International Universities Press.

Mahler, M., Pine, F., &. Bergman, A. (1975). The Psychological Birth of the Human Infant. New York: Basic Books.

Mann, T. (1924). Der Zauberberg. Vol. 1. Frankfurt: Fischer Bucherei, 1967, pp. 361–362.

May, R. (1969). Love and Will. New York: Norton.

McConaghy, N. (1993). Sexual Behavior: Problems and Management. New York: Plenum.

Mellen, J. (1973). Women and Their Sexuality in the New Film. New York: Dell.

Meltzer, D. (1973). Sexual States of Mind. Perthshire: Clunie.

Meltzer, D., &. Williams, M. H. (1988). The Apprehension of Beauty. Old Ballechin, Strath Toy: Clunie.

Meyer, 1 (1980). Body ego, selfness, and gender sense: The development of gender identity. Sexuality: Psychiatric Clinics of North America , ed. J. Meyer. Philadelphia: Saunders. pp. 21—36.

Mitchell, J. (1974). Psychoanalysis and Feminism. New York: Vintage Books.

Money, J. (1980). Love and Love Sickness: The Science of Sex, Gender Difference, and Pair-Bonding. Baltimore: Johns Hopkins University Press.

_____. (1986). Lovemaps. Buffalo, N.Y.: Prometheus Press.

_____. (1988). Gay, Straight, and fn-Between. New York: Oxford University Press.

Money, J., &. Ehrhardt, A. (1972). Man @ Woman: Boy @ Girl. Baltimore: Johns Hopkins University Press.

Montherlant, H. de (1936). Les Jeunes filles. In Romans et oeuvres de fiction non theatrales de Montherlant. Paris: Gallimard, 1959, pp. 1010—1012.

Moscovici, S. (1981). L’Age des foules. Paris: Fayard.

Oshima N. (1976). In the Realm of the Senses.

Ovesey, L., & Person, E. (1973). Gender identity and sexual psychopathology in men: A psychodynamic analysis of homosexuality, transsexualism and transvestism. Journal of the American Academy of Psychoanalysis 1: 54—72.

_____. (1976). Transvestism: A disorder of the sense of self. International Journal of Psychoanalytic Therapy 5: 219—236.

Paz, O. (1974). Teatro de Signos/Transparencias , ed. Julian Rios. Madrid: Espiral/ Fundamentos.

Perper, T. (1985). Sex Signals: The Biology of Love. Philadelphia: ISI Press.

Person, E. (1974). Some new observations on the origins of femininity. In Women and Analysis , ed. J. Strouse. New York: Viking, pp. 250—261.

_____. (1983). The influence of values in psychoanalysis: The case of female psychology. Psychiatry Update 2: 36—50.

_____. (1985). The erotic transference in women and in men: Differences and consequences. Journal of the American Academy of Psychoanalysis 13: 159—180.

_____. (1988). Dreams of Love and Fateful Encounters. New York: Norton.

Person, E., &. Ovesey, L. (1983). Psychoanalytic theories of gender identity. Journal of the American Academy of Psychoanalysis 11: 203—226.

_____. (1984). Homosexual cross-dressers. Journal of the American Academy of Psychoanalysis 12: 167—186.

Rapaport, D. (1953). On the psychoanalytic theory of affects. In The Collected Papers of David Rapaport , ed. M. M. Gill. New York: Basic Books, 1967, pp. 476—512.

Rice, A. K. (1965). Learning for Leadership. London: Tavistock.

Riviere, J. (1937). Hate, greed, and aggression. In Low, Hate and Reparation , ed. M. Klein @. J. Riviere. London: Hogarth Press, pp. 3—53.

Rohmer, E. (1969). Ma Nuit chez Maud. L’Avant-Scene 98: 10—40.

_____. (1969). My Night at Maud’s.

Rosenfeld, H. (1964). On the psychopathology of narcissism: A clinical approach. International Journal of Psychoanalysis 45: 332—337.

_____. (1971). A clinical approach to the psychoanalytic theory of the life and death instincts: An investigation into the aggressive aspects of narcissism. International Journal of Psychoanalysis 52: 169—179.

_____. (1975). Negative therapeutic reaction. In Tactics and Techniques in Psychoanalytic Therapy , vol. 2, Countertransference , ed. P. L. Giovacchini. New York: Jason Aronson, pp. 217—228.

Ross, J. M. (1990). The eye of the beholder: On the developmental dialogue of fathers and daughters. In New Dimensions in Adult Development , ed. R. Nemiroff and C. Colarusso, pp. 47—70.

Schafer, R. (1960). The loving and beloved superego in Freud’s structural theory. Psychoanalytic Study of the Child 15: 163—188.

_____. (1974). Problems in Freud’s psychology of women. Journal of the American Psychoanalytic Association 22: 459—489.

Scott, G. G. (1983). Erotic power: An exploration of dominance and submission. Secaucus, N.J.: Citadel Press.

Silverman, H. W. (1988). Aspects of erotic transference. In Love: Psychoanalytic Perspectives , ed. J. F. Lasky & H. W. Silverman. New York: New York University Press, pp. 173—191.

Soderbergh, S. (1989). Sex, Lies and Videotape.

Spengler, A. (1977). Manifest sadomasochism of males: Results of an empirical study. Archives of Sexual Behavior 6: 441—456.

Stendhal, M. (1822). Love. Harmondsworth, Middlesex: Penguin Books, 1975.

Stern, D. N. (1985). The Interpersonal World of the Infant. New York: Basic Books.

Stoller, R. J. (1968). Sex and Gender. New York: Aronson.

_____. (1973). Overview: The impact of new advances in sex research on psychoanalytic theory. American Journal of Psychiatry 130: 30.

_____. (1974). Facts and fancies: An examination of Freud’s concept of bisexuality. In: Women and Analysis , ed. J. Strouse. New York: Viking, pp. 343—364.

_____. (1975a). Perversion: The Erotic Form of Hatred. Washington, D.C.: American Psychiatric Press.

_____. (1975b). Sex and Gender. Vol. 2, The Transsexual Experiment. London: Hogarth Press.

_____. (1979). Sexual Excitement. New York: Pantheon.

_____. (1985). Presentations of Gender. New Haven: Yale University Press.

_____. (1991a). Pain and Passion. New York: Plenum.

_____. (1991b). Porn. New Haven: Yale University Press.

Thompson, C. (1942). Cultural pressures in the psychology of women. Psychiatry 5: 331—339.

Tinbergen, N. (1951). An attempt at synthesis. In The Study of Instinct. New York: Oxford University Press, pp. 101—127.

Turquet, P. (1975). Threats to identity in the large group. In The Large Group: Dynamics and Therapy , ed. L. Kreeger. London: Constable, pp. 87—144.

van der Waals, H. G. (1965). Problems of narcissism. Bulletin of the Menninger Clinic 29: 293—311.

Weinberg, T., &. Kammel, W. L. (1983). S and M: Studies in Sadomasochism. Buffalo, N.Y.: Prometheus Press.

Wilson, E. O. (1975). Sociobiology: The New Synthesis. Cambridge: Harvard University Press.

Winnicott, D. W. (1955). The depressive position in normal emotional development. British Journal of Medical Psychology 28: 89—100.

_____. (1963). The development of the capacity for concern. Bulletin of the Menninger Clinic 27: 167—176.

Wisdom, J. O. (1970). Freud and Melanie Klein: Psychology, ontology, and Weltanschauung. In Psychoanalysis and Philosophy , ed. C. Hanly &. M. Lazerowitz. New York: International Universities Press, pp. 327—362.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!