ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРИ СЪЁМКЕ ЖАНРОВЫХ СЦЕН



Фокусное расстояние 35-50 мм (или эквивалентное ему цифровое)
Расстояние до ребёнка Не более 10-ти метров
Величина выдержки Не длиннее 1/60 сек
Величина диафрагмы f8.0 – f32

Снимая жанровые сцены, очень важно делать это незаметно для самого ребёнка, чтобы он получился на фотографии наиболее естественным. Глядя в видоискатель, также не забывайте про фон, он должен быть либо интересным для разглядывания, либо визуально - неактивным. Какие-нибудь трущобы или ларьки на дальнем плане больше подойдут для творческой фотографии, чем для семейного альбома. Не допускайте также ситуаций, когда ребёнок по цвету сливается с фоном, как хамелеон.

При выборе сюжета для съёмки на открытом воздухе, было бы хорошо, если кроме самого ребёнка, вы включили бы в кадр какие-то узнаваемые и смыслообразующие предметы, такие, как скамейка, велосипед, ролики, самокат и тому подобное. Тем самым вы не только разнообразите ваши снимки, но и грамотно заполните кадр. И не стесняйтесь чумазого вида вашего ребёнка, если он запачкался в процессе игры, ведь детство - это такая редкая возможность немного побыть грязнулькиным!

Интересным приёмом жанровой съёмки детишек, отражающим их непоседливость и живость характера, является фотографирование в движении, например ребёнка бегущего, или катающегося на велосипеде.

В то время как начинающие фотографы обычно держат фотоаппарат неподвижно, позволяя движущемуся ребёнку слегка “смазаться” на неподвижном фоне, более опытные обычно следят фотоаппаратом за ребёнком, получая смазанный фон и “резкого” ребёнка.


НЕПОДВИЖНОЕ И СЛЕДЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФОТОАППАРАТА ПРИ СЪЁМКЕ В ДВИЖЕНИИ

Обычно начинающие фотографы держат фотоаппарат неподвижно, получая фотографии наподобие показанной слева. Но более опытные поступают по-другому: они следят фотоаппаратом за ребёнком, получая смазанный фон и “резкого” ребёнка, как на фотографии справа.

Величина выдержки при этом должна быть равной примерно 1/60 сек и короче. Чтобы ещё больше подчеркнуть динамику, при съёмке “в проводку” можно слегка наклонить фотоаппарат в сторону, противоположную движению, тем самым создав небольшой уклон на снимке.

При съёмке на открытом воздухе важную роль играет состояние погоды. Я призываю вас избегать фотографирования в пасмурную, неуютную погоду, даже самых весёлых сцен – фотография всё равно получится нерадостной, с подавленной энергетикой, из-за подсознательного влияния погоды на восприятие. Кроме этого, при съёмке на плёночный фотоаппарат, фотография, скорее всего, получит серо-голубой, холодный и отталкивающий оттенок. Дело в том, что плёнка рассчитана на цветовую температуру дневного света, а в пасмурную погоду цветовая температура отличается от номинальной. При съёмке в такую погоду на цифровую камеру смело устанавливайте баланс белого в режим “авто” или “облачно”, и тем самым вы частично избавитесь от избыточных холодных тонов.


О ВЛИЯНИИ ПОГОДЫ НА ВОСПРИЯТИЕ ФОТОГРАФИИ

Фотография слева снята в пасмурную погоду, а правая - в солнечный денёк. В то время, как на первой превалируют холодные, отталкивающие тона унылой погоды, тёплые тона на правой притягивают зрителя, создают хорошее настроение.

Рекомендация не снимать в пасмурную погоду вовсе не означает, что самые лучшие фотографии детей получаются в солнечный полдень, когда солнце находится чуть ли не над головой, и на небе нет ни облачка. В такой ситуации фотографа подстерегает другая опасность – слишком высокий контраст, передать которого не под силу ни плёнке, ни «цифре». Скорее всего, в этом случае вы получите дитёнка страшного вида, пересвеченного с одной стороны, и с глубокими и угловатыми тенями с другой. Чтобы избежать такой напасти, я посоветовал бы вам фотографировать такие сцены в рассеянном свете, когда солнце зайдёт за облако, или ближе часам к 4-м, когда контраст не так высок. Хорошо, если солнце будет находиться сзади вас и немного со стороны.


ПИКНИК И ПЕНЁК

При съёмке этой интересной жанровой сцены фотограф столкнулся с проблемой освещения: из-за положения ребёнка по отношению к солнцу, в наиболее интересном месте композиции образовалась глубокая тень, и, более того, мальчик сливался по яркости с фоном. Фотограф блестяще решил эту проблему, использовав встроенную вспышку.

Фото: © Олег КОЗЛОВ

Другим грамотным практическим приёмом является съёмка детей в тени, к примеру, от дерева, когда сам ребёнок освещён мягким светом, а на дальнем плане можно видеть радостный солнечный пейзажик, создающий настроение. Лицо при этом можно слегка подсветить вспышкой, причём тут её использование не только возможно, но и рекомендуется.

Повторение пройденного:

  • Самые лучшие результаты даёт фотографирование детей на улице.
  • Для портрета выставляйте фокусное расстояние объектива в 80…150 мм и снимайте ребёнка не ближе, чем с 1.5-2 метров.
  • При съёмке жанра фокусное расстояние объектива выставляйте в короткофокусное расстояние, и снимайте с расстояния, не превышающего 10 метров.
  • Не забывайте про фон.
  • Избегайте фотографирования в пасмурную погоду и в солнечный полдень.
  • Попробуйте сфотографировать ребёнка в движении.
  • При съёмке в контровом освещении используйте вспышку.

СЪЁМКА В ПОМЕЩЕНИИ

Иногда нам надо сфотографировать детей в помещении. Это может быть и ваша квартира, и актовый зал школы, и помещение детского кафе, или у кого-нибудь в гостях дома. Но с точки зрения фотографа, все разнообразные помещения можно разделить на два типа: с достаточно хорошим освещением из окна, и с недостаточным, приводящим к необходимости использования дополнительных источников света.

Наиболее предпочтительным при любой фотосъёмке является естественный дневной свет. Снимая на рекомендованные мной плёнки при таком освещении, или выставляя баланс белого в цифровом фотоаппарате в “дневной свет” или “auto”, ваши фотографии будут иметь нормальный цветовой баланс, естественно передавая цвета. Поэтому я настоятельно рекомендую использовать естественные возможности, но делать это надо, помня одно правило – освещённость сильно меняется в зависимости от расстояния от источника света. К примеру, при увеличении расстояния от окна вдвое, освещённость объекта падает примерно в четыре раза. Соответственным образом увеличивается требуемое время выдержки, достигая неприемлемых для съёмки непоседливых детей величин 1/60сек и длиннее. Поэтому ваш ребёнок должен находиться недалеко от окна.

Снимая ребёнка, находящегося неподалёку от окна, рекомендую вам находиться ближе к окну, чем ребёнок, но при этом не загораживать свет, и, уж тем более, не отбрасывать тень на своё чадо. Для этого вам можно расположиться сбоку от окна, в тени. Поскольку света всё равно не очень много, то, во избежание смызывания кадра, крепко держите фотоаппарат двумя руками.


ПРИМЕР НЕПРАВИЛЬНОЙ СЪЁМКИ В КОНТРОВОМ ОСВЕЩЕНИИ

Лицо этой девочки получилось тёмным, потому, что источник света находится позади неё. В этой ситуации фотографу следовало бы использовать вспышку, или переместиться ближе к окну, чтобы расположиться между окном и ребёнком.

Фото: © Марина РОГОЖИНА

Никогда не снимайте детей в так называемом “контровом” свете, то есть когда ребёнок находится между вами и источником света – вместо фотографии своего ребёнка вы получите чёрный силуэт. Однако, если в такой ситуации вы примените вспышку, то наоборот, можете получить впечатляющий эффект. Видели, наверное, красивые фотографии детей с золотыми от солнца волосами? Вот именно таким образом они и сняты. А если вы при этом ещё и немного подышите на объектив непосредственно перед съёмкой, чтобы он слегка запотел, то сами увидите, какой чудесный, мягкий эффект можно при этом получить.


УРОК РИСОВАНИЯ

На этом гармоничном снимке хорошо видны преимущества естественного освещения при съёмке в помещении. Обратите внимание на композиционное решение: изображённым тут людям оставлен простор для взгляда. Вместе с этим, фотографу удалось подловить действительно непринуждённый, живой момент семейного общения, и вне всяких сомнений, эта фотография займёт достойное место в домашнем альбоме.

Фото: © Кирилл СИНДЕЕВ

Если же съёмка необходима, но при естественном освещении невозможна, например, за окном пасмурно или просто тёмный вечер, окна находятся далеко или же их вообще нет, то нам придётся как-то выкручиваться из этой ситуации. Теоретически тут можно пойти двумя путями – применяя более высокочувствительную плёнку или используя вспышку. Конечно же, существуют и другие приёмы, но они больше подходят для профессионалов-фотографов, чем для профессиональных мам.

Касаемо первого приёма - использования более высоких чувствительностей плёнки, таких, как ISO800 и даже 1600, тут можно прочесть целую лекцию, но специально для занятых мам, ограничусь только выводом из неё: вам этого делать не стоит. Во-первых, плёнки такой чувствительности дают большое зерно, заметное на фотографиях даже небольшого размера, во-вторых, я уверен, что на один и тот же ролик плёнки вы будете снимать как в помещении, так и на улице, что приведёт к тому, что фотоаппарат с такой плёнкой не справится с ярким наружным освещением, и фотографии, снятые на улице, получатся пересвеченными. Поэтому давайте всё-таки остановимся на рекомендованных выше чувствительностях в 400единиц, и не будем мудрить лишнего. А в цифровом фотоаппарате выберем автоматический режим установки ISO, что в этих условиях скорее всего, тоже будет подразумевать ISO400.

Более практичным приёмом, применимым для съёмки в тёмном помещении, является использование вспышки. Предположим, что у вас имеется только встроенная в фотоаппарат вспышка. Прежде всего замечу, что радиус действия такой вспышки не бесконечен. Как я уже сказал, освещённость падает пропорционально квадрату расстояния от источника света до объекта, поэтому максимальное расстояние при съёмке со вспышкой, встроенной в мыльницу, при использовании рекомендованной мною плёнки чувствительностью 400 единиц составляет примерно 10 метров. Все предметы, находящиеся за пределами этого расстояния, получатся плохо освещёнными и тёмными, как ни крути. Поэтому использование встроенной вспышки для освещения далеко находящихся предметов абсолютно бесполезно. Хотя, конечно, некоторые начинающие фотографини не оставляют попыток снимать луну со вспышкой, но ещё никто не видел положительных результатов этих съёмок.

С другой стороны, использование вспышки на близких расстояниях, короче 1.5..2-х метров, приведёт к тому, что лицо ребёнка получится пересвеченным, и у фотографов есть даже специальный научный термин, характеризующий такие фотографии, “вспышка в лоб”. Поэтому я настоятельно советую использовать вспышку в диапазоне расстояний от 2-х до 10 метров, где она и даёт наилучшие результаты. Стоит также помнить о том, что при уменьшении чувствительности плёнки или матрицы, дистанция, на которую "достреливает" вспышка, пропорционально уменьшается.

Использование вспышки имеет свои маленькие хитрости. Во-первых, если в помещении действительно темновато, то, скорее всего, зрачки глаз вашего малыша будут широко открыты, что обязательно приведёт к эффекту “красных глаз”. Поглядите на иллюстрацию справа. Чтобы избежать этого неприятного явления, используйте специальный режим вспышки, он имеется даже во многих мыльницах, и обозначается символом “открытого глаза”. Если такого режима нет, то снимайте своего ребёнка в профиль или в полуанфас, чтобы глазного дна не было видно.

Во-вторых, проверьте, нет ли на дальнем плане каких либо отражающих поверхностей, таких, как например, зеркало, стекло или полированный шкаф от которых может отразиться свет вспышки. Если такие поверхности есть, то следует немного сдвинуться в сторонку таким образом, чтобы такая поверхность не была перпендикулярна направлению съёмки.

И, наконец, если ваш ребёнок носит очки, то снимите их на время съёмки, либо фотографируйте его в профиль, чтобы вспышка не отразилась от стекол очков. Если ваш малыш держит в руках букет цветов, например, для первой учительницы, то на время съёмки отогните немного вниз блестящую обёртку, в которую завёрнут букет, чтобы она не дала бликов от вспышки. В противном случае, вы получите изображение, похожее на “пылающий факел” в руках у вашего первоклассника.

Очень кратко поговорим о самих сюжетах. Не сомневаюсь, что вы, как мама своего ребёнка, лучше меня разберётесь в выборе сюжета, но рекомендую вам не забыть также сфотографировать не только какие-то запоминающиеся моменты из жизни вашего ребёнка и торжества, но и естественное домашнее времяпровождение, то есть, как он делает уроки, смотрит телевизор, играет в свои любимые игрушки, спит в кровати и купается в ванной, то есть то, на что вы обычно не обращаете “фотографического” внимания. Уверяю вас, что такие снимки со временем окажутся гораздо интереснее фотографий иных торжеств.

В завершение этого раздела поговорим о вечной проблеме, возникающей при съёмке при лампах накаливания – о жёлтом цвете фотографии. В цифровой фотокамере эта проблема легко решается установкой баланса белого в режим “лампы накаливания” или в режим “авто”. В плёночном же фотоаппарате, к сожалению, избавиться от этого эффекта, вызванного несоответствием плёнки типу освещения, не так-то просто, поэтому посоветую вам относиться к этому, как к неизбежному злу и порекомендую предпочесть дневное освещение или использовать вспышку.


...НЕ СМОГЛА ДОТАНЦЕВАТЬ И СВАЛИЛАСЬ НА КРОВАТЬ...

В плёночном фотоаппарате избавиться от жёлтого эффекта, вызванного несоответствием плёнки типу освещения, не так-то просто, поэтому посоветую вам относиться к этому, как к неизбежному злу. Впрочем, поглядите на эту фотографию: жёлтый тон ничуть её не испортил.

Фото: © Игорь КОЗУЛИН

Тем упорным мамам, кто не желает мириться с этим недостатком, расскажу про некоторые пути борьбы с ним. Во-первых, существуют специальные профессиональные плёнки для ламп накаливания, например Kodak Portra 100T, но при её использовании в помещении вам потребуется штатив. Во-вторых, если объектив вашего фотоаппарата имеет резьбу для светофильтров, то проблему решает использование синих светофильтров 80А или 80В. И, в конце-концов, скорректировать неправильный тон отпечатка можно в любой профессиональной фотолаборатории, при печати.

Повторение пройденного:

  • Наиболее предпочтительным при съёмке в помещении является естественный дневной свет из окна.
  • Снимайте ребёнка, находящегося неподалёку от окна.
  • Не снимайте против света.
  • Вспышку применяйте только тогда, когда естественного освещения недостаточно.
  • При съёмке со вспышкой, располагайте ребёнка в пределах её досягаемости.
  • Используйте режим вспышки, понижающий “эффект красных глаз”.
  • Избегайте попадания в кадр отражающих вспышку поверхностей.
  • Используйте вспышку, снимая при лампах накаливания, если не хотите получить фотографию жёлтой тональности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фотографии из семейного альбома часто являются едва ли не единственным и правдивым рассказом о детстве человека, и оттого, какими они будут, во многом зависит представление ребёнка о своём детстве. И, как вы сами видите, хорошие фотографии вашего ребёнка можно получить, даже не обладая дорогостоящим профессиональным фотоаппаратом. Гораздо лучший результат даёт изучение основ фотомастерства, владение специальными приёмами съёмки, и их грамотное использование.

Конечно, я рассказал далеко не о всех приёмах и возможностях съёмки детишек, пропустив какие-то сложные, затратные или недоступные мамам. Если вас заинтересует продолжение темы фотографирования и вы захотите продвигаться дальше и дальше, развивая своё мастерство, то вы сможете найти ответы на многие вопросы в других материалах нашего журнала, в книгах и в интернете. Я же хотел донести до вас самую главную мысль – снимайте своих детей, и всё, что вам для этого нужно - в ваших руках. Удачи!

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!