Конец ознакомительного фрагмента.



 

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

 


[1] Катасонов В.Ю. Об изгнании Христом торговцев и менял из храма // «Наше дело» (экономическое приложение к журналу «Переправа»), 2011. № 3. Текст статьи приведен в приложении № 2.

 

[2] Википедия, статья «Иерусалимский храм».

 

[3] Еккл. 1: 9‑11.

 

[4] Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1990. С. 209.

 

[5] Даже лучшие из царей израильских – и те «не отступали от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, – от золотых тельцов» (4 Цар. 10: 29).

 

[6] Богоявленский И.Я. Значение иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 445. Как это злободневно звучит сегодня, когда русский народ оказался расколотым на несколько частей, и каждая из них начинает утрачивать свое единство с остальными частями.

 

[7] Богоявленский И.Я. Значение иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 446.

 

[8] Современный израильский автор П. Люкимсон пишет: «Сначала под ударами Ассирии рухнуло Израильское царство, и десять живущих в нем колен были уведены в плен и исчезли в азиатских просторах» (Люкимсон П. Бизнес по‑еврейски. Евреи и деньги. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 445).

 

[9] Дубнов С. Краткая история евреев. – М.: изд‑во «В. Шевчук», 2001. С. 129.

 

[10] См., например: Шмаков Алексей. Евреи в истории. – Харьков: тип. журн. «Мирный труд», 1907. С. 65.

 

[11] См., например: Веллард Джеймс. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес. – М.: ЗАО «Центрополиграф», 2004. Подробнее о жизни евреев в вавилонском плену см. п. 1.2 данной работы.

 

[12] Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 116. Работа Н.М. Никольского была написана в 1922 году, поэтому перевод в рубли осуществлялся исходя из металлического содержания царского рубля.

 

[13] Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Храм».

 

[14] Подробнее см. п. 9.2 данной работы.

 

[15] Кстати, первое в истории еврейского народа гетто как изолированное место проживания евреев появилось в Вавилоне. Оно было создано по инициативе еврейских вождей и с разрешения властей Вавилона.

 

[16] См.: Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Пленение вавилонское».

 

[17] Ездра (другой вариант – Эздра) – религиозный иудей, возвратившийся после плена в Иудею. Реформатор, воссоздал еврейскую государственность на основе закона Торы (Пятикнижие). Иосиф Флавий описывает Ездру как личного друга персидского царя Ксеркса.

 

[18] Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 127.

 

[19] В рамках коммунистической формации классик выделял две фазы: социализм и собственно коммунизм.

 

[20] Такой капитализм сегодня получил большое развитие в Китае и некоторых странах, находящихся за пределами сферы обитания так называемого «золотого миллиарда».

 

[21] Подробнее см.: Журкин Максим. Цивилизация золота. Часть 3 // «НБ Портал».

 

[22] Веллард Джеймс. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес. Пер. с англ. – М.: ЗАО «Центрополиграф», 2004. С. 140–141.

 

[23] Журкин Максим. Цивилизация золота. Часть 3 // «НБ Портал»; (курсив мой. – В.К).

 

[24] Чамберлэн Гаустон Стюарт. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. Пер. с нем. Издание второе. – СПб.: издание А.С. Суворина, 1907.С. 184.

 

[25] Лурье С.Я. Антисемитизм в древнем мире. – Пг., 1922; цит. по: Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России. – СПб.: Библиополис, 2002. С. 25.

 

[26] Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 111.

 

[27] Чамберлэн Гаустон Стюарт. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. Пер. с нем. Издание второе. – СПб.: издание А.С. Суворина, 1907. С. 191. В ценах начала XX в. это эквивалентно 1800 кг чистого золота.

 

[28] Электронная еврейская энциклопедия. Статья «История еврейского народа» // «Общие сведения».

 

[29] Подробнее см. п. 5.5 настоящей работы.

 

[30] Цит. по: Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России. – СПб.: Библиополис, 2002. С. 25.

 

[31] См.: Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004; Чамберлэн Гаустон Стюарт. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. Пер. с нем. Издание второе. – СПб.: издание А.С. Суворина, 1907.

 

[32] Другое написание фамилии – Чемберлен; его творчество приходится на вторую половину XIX века.

 

[33] Чамберлэн Гаустон Стюарт. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. Пер. с нем. Издание второе. – СПб.: издание А.С. Суворина, 1907.С. 187.

 

[34] Там же. С. 196.

 

[35] Чамберлэн Гаустон Стюарт. С. 186–187.

 

[36] Автор переведенной на русский язык книги «Введение в историю Израиля». Пер. с нем. – СПб., 1909.

 

[37] Цит. по: Чамберлэн Гаустон Стюарт, с.192.

 

[38] Цит. по: Чамберлэн Гаустон Стюарт, с. 184.

 

[39] Цит. по: Чамберлэн Гаустон Стюарт, с.191.

 

[40] Чамберлэн Гаустон Стюарт, с.186.

 

[41] Ис. 60: 10–12.

 

[42] Ис. 61: 5–6.

 

[43] Лев. 25: 45–46.

 

[44] Втор. 23:19.

 

[45] Втор. 15:3.

 

[46] См.: Чамберлэн Гаустон Стюарт. С. 184.

 

[47] Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства».

 

[48] Втор. 15:6.

 

[49] Соловьев В.С. Еврейство и христианский вопрос // Статьи о еврействе. Иерусалим, 1979. С. 9.

 

[50] См. гл. 7 данной работы.

 

[51] Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Храм».

 

[52] Дубнов С. Краткая история евреев. – М.: изд‑во «В.Шевчук», 2001, с.102.

 

[53] Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 93.

 

[54] Красс Марк (115 – 53 до н. э.) – один из членов Римского триумвирата (наряду с Ю. Цезарем и Помпеем).

 

[55] См. п. 6.1 данной работы.

 

[56] Дидрахма – греческая монета, равная двум драхмам – величине подати за храм.

 

[57] Статир – греческая монета достоинством четыре дидрахмы.

 

[58] Как считают многие историки, основной причиной распада единого государства Израиль на два были финансовые противоречия: вожди десяти северных колен были против уплаты храмовой подати, которая фактически шла в пользу двух южных колен.

 

[59] 2 Пар. 5:1.

 

[60] Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Храм».

 

[61] Мф. 27:6.

 

[62] Мф. 28: 11–15.

 

[63] Шломо Нееман. Значение Иерусалимского храма для еврейского народа // Сайт «МАХАНАИМ – еврейский культурно‑религиозный центр».

 

[64] Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1989. С. 273.

 

[65] Там же. С. 273.

 

[66] Там же. С. 256–257.

 

[67] Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 127; курсив мой. – В.К.

 

[68] Кстати, сначала все было наоборот: общий объем фактически собранной храмовой подати в Древней Иудее был основой для определения численности еврейского населения (см.: Люкимсон П. Бизнес по‑еврейски. Евреи и деньги. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 152).

 

[69] Моммзен Теодор. История Рима. Т. IV. Провинции от Цезаря до Диоклетиана. – М., 1995. С. 363.

 

[70] См. гл. 3.

 

[71] Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Храм».

 

[72] Быт. 14: 20.

 

[73] Числ. 18: 21–32.

 

[74] К концу царствования царя Давида число левитов в возрасте от 30 лет и выше составляло 38 тыс. (1 Пар. 23:3).

 

[75] Лев. 17: 30–31.

 

[76] Но еврейские законодатели опасались, что реализацию своего продукта он мог по тем или иным причинам осуществлять по ценам ниже рыночных. Например, в Галилее цена на барана могла быть одна, а в Иерусалиме – другая (более высокая). Чтобы иудей вольно или невольно не мог «обсчитать» Бога, предписывалось, что к сумме, равной 10 % выручки от реализации товара, он должен был приплюсовать еще 10 %. Таким образом, десятина превращалась в платеж, равный 11 % выручки от реализации товара.

 

[77] Лк. 11: 43.

 

[78] Лев. 27, 1–7.

 

[79] Зайцев Н. Очерки быта древних евреев // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 611–612.

 

[80] Мк. 12: 41.

 

[81] Богоявленский И.Я. Значение Иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 469.

 

[82] Люкимсон П. Бизнес по‑еврейски. Евреи и деньги. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 202. Автор в указанные 20 % также включает десятину, о которой мы выше уже сказали.

 

[83] Электронная еврейская энциклопедия. Т. 9. Статья «Храм».

 

[84] Люкимсон П. Бизнес по‑еврейски. Евреи и деньги. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 447. Уже в конце XIX в. халука опять стала актуальной для еврейского народа. Среди богатых евреев всего мира был организован сбор халуки для помощи тем евреям, которые приезжали в Палестину, отзываясь на призывы сионистов о возрождении там государства Израиль. Однако в начале прошлого века объемы халуки начали снижаться. Вот что мы по этому поводу читаем в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «Халука – название благотворительного сбора у евреев, собираемого в пользу беднейшего еврейского населения в Иерусалиме. В последнюю четверть века ввиду стремления обратить к производительному труду беднейшие классы иерусалимского населения размеры этого сбора значительно понизились». (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.‑Пб.: Брокгауз‑Ефрон, 1890–1907).

 

[85] Шмаков Алексей. Евреи в истории. – Харьков: типография журн. «Мирный труд», 1907. С. 66.

 

[86] Краткая еврейская энциклопедия. Т. 9. Статья «Храм».

 

[87] См. п. 4.3 настоящей работы.

 

[88] См. п. 3.2 настоящей работы.

 

[89] См. п. 1.2 настоящей работы.

 

[90] Как язвительно заметил Вольтер, евреи пленения любили свой храм, но свои наличные деньги они любили еще больше. На родину возвращались в основном представители духовенства и аристократии, составлявшие меньшинство (см.: Шмаков Алексей. Евреи в истории. – Харьков: типография журн. «Мирный труд», 1907. С. 65).

 

[91] «Иудея под властью Рима» // Сайт «История еврейского народа»; Гюнтер Ганс. Расология еврейского народа. Пер. с нем. – М.: «Сампо», 2010. С. 191.

 

[92] Деян. 2:5, 9‑11. Следует обратить внимание на то, что жители Иудеи в этом списке находившихся в Иерусалиме представителей иудаизма стоят далеко не на первом месте. Можно предположить, что представителей диаспоры было несравненно больше.

 

[93] Глушков Е.Ф. Сионизм и потери России. Вечная схватка. Кн. 1. – М., 2004. С. 13.

 

[94] Ездр. 2: 64–65.

 

[95] Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства».

 

[96] Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства».

 

[97] Священник Вячеслав Синельников. Христос и образ первого века. – М.: Сретенский монастырь, 2003. С. 284.

 

[98] Во всей Палестине, по оценкам, тогда проживало 2350–2500 тыс. евреев (Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства»). Палестина в I в. н. э. включала в себя кроме Иудеи следующие территории: Галилея, Самария, Идумея, Перея. Центральная часть тогдашней Палестины занимала территорию некогда могущественного единого еврейского государства – Израиль.

 

[99] Цит. по: Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России. – СПб.: Библиополис, 2002. С. 27.

 

[100] Гюнтер Ганс. Расология еврейского народа. Пер. с нем. – М.: «Сам‑по», 2010. С. 193.

 

[101] Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства». Приведенные оценки базируются на данных, содержащихся в работах Филона Александрийского.

 

[102] Священник Вячеслав Синельников. Христос и образ первого века. – М.: Сретенский монастырь, 2003. С. 284; Левинская И.А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. – СПб., 2000. С. 54.

 

[103] Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства».

 

[104] См.: Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка. Гл. 2 «Античность». По оценке фон Гарнака, эта цифра во времена императора Августа равнялась 7 % (Гюнтер Ганс. Расология еврейского народа. Пер. с нем. – М.: «Сампо», 2010. С. 193).

 

[105] «Кагал – собрание еврейских мирских старшин, род думы, правления» (Люкимсон П. Бизнес по‑еврейски. Евреи и деньги. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 164).

 

[106] Люкимсон П. Бизнес по‑еврейски. Евреи и деньги. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 160–162.

 

[107] Журкин Максим. Цивилизация золота. Часть 3 // «НБ Портал».

 

[108] Цит. по: Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1989.С. 240.

 

[109] См.: гл. 5.

 

[110] Иосиф Флавий. Иудейские древности. Кн. 12. Гл. 1

 

[111] Из Электронной еврейской энциклопедии мы узнаем, что Иосеф бен Товия – олигарх, откупщик доходов египетского царя, 220–198 гг. до н. э.; со стороны матери – племянник первосвященника Онии II; основатель рода Тобиадов, который занимал видное место в политике Иудеи вплоть до казни последнего из Тобиадов, Менелая (162 г. до н. э.).

 

[112] Впрочем, удивляться нечему: и сегодня, через 22 столетия после тех событий в России (да и во всем мире), имеется бесчисленное число примеров того, как в результате проведения разного рода конкурсов и тендеров победителем оказывается «серая лошадка», которая выставляет на конкурс не самые лучшие условия. Уже в те времена всякого рода «конкурсы» и «тендеры» были лишь прикрытием «узаконенного казнокрадства».

 

[113] Египетским царем были выделены в распоряжение Иосефа 2 тыс. солдат. Этот новоявленный откупщик не замедлил применить величайшую строгость в сборе податей. Так, в Аскалоне и Скифополе он за отказ платить налог обезглавил 20 наиболее почтенных граждан и конфисковал их имущество в пользу царской казны.

 

[114] История христианства в Римской империи // Википедия.

 

[115] См.: Гюнтер Ганс. Расология еврейского народа. Пер. с нем. – М.: «Сампо», 2010. С. 191.

 

[116] Елина Нина. История евреев Италии // Интернет.

 

[117] См.: «Иудея под властью Рима» // Сайт «История еврейского народа»; также: Гюнтер Ганс. Расология еврейского народа. Пер. с нем. – М.: «Сампо», 2010. С. 191.

 

[118] См.: Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка. Гл. 2 «Античность».

 

[119] Цит. по: Дуглас Рид. Спор о Сионе. – М.: Твердь, 1993. С. 107.

 

[120] Цит. по: Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1990. С. 237.

 

[121] Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1990. С. 239.

 

[122] См.: Катасонов В.Ю. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». Кн. – М.: НИИ школьных технологий, 2011. С. 45–47.

 

[123] Цар. 12: 26–33.

 

[124] Чамберлэн Гаустон Стюарт. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. Пер. с нем. Издание второе. – СПб.: издание А.С. Суворина, 1907. С. 174–175. В данном отрывке упоминаются имена двух царей Иудеи – Манасии и Иосии. Первый из них правил в Иудее в течение 55 лет в VII в. до н. э. Иосия был царем позднее – в начале VII в до н. э. Иосия известен в истории тем, что в его царствование при ремонте Иерусалимского храма была обнаружена Книга Торы (или Книга Завета). При нем Тора приобрела государственный статус. Ряд исследователей высказывают сомнения, что Книга Торы имела древнее происхождение; выдвигается версия, что она была написана в царствование Иосии по его заказу. В частности, Г. Чамберлэн считает создание такой книги важным этапом целенаправленного формирования иерусалимскими царями и жрецами религии иудаизма. По приказу царя Иосии были разрушены древние святилища в Вефиле и Араде.

 

[125] Чемберлен Гастон, Коннер Джекоб. Тайна Вифлеемской звезды, или Кем был Христос. – М.: Алгоритм, 2008. С. 100.

 

[126] Там же. С. 100.

 

[127] Ин. 4: 20.

 

[128] Часть иерусалимских евреев во время Первой иудейской войны бежала в Египет и стала активно посещать Ониасов храм. Через несколько лет после разрушения римлянами Второго храма в Иерусалиме император Веспасиан приказал уничтожить Ониасов храм для того, чтобы лишить евреев их последней святыни. Храм в Леонтополисе несколько раз упоминается у Иосифа Флавия, и из этих упоминаний можно заключить, что евреи Египта, приносившие там жертвы, не рассматривали этот храм как равный по святости Иерусалимскому. В Талмуде отношение к храму Ониаса неоднозначно: некоторые законоучители считали, что жертвоприношения там были идолопоклонством, в то время как другие полагали, что, хотя эти жертвоприношения неправомочны, тем не менее, они приносились Богу Израиля.

 

[129] Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1990. С. 258.

 

[130] Иудейские древности, 13:319.

 

[131] Иудейские древности, 13:397.

 

[132] Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 157.

 

[133] Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1990. С. 244.

 

[134] Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1990. С. 243.

 

[135] Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1990. С. 244.

 

[136] Септуагинта – перевод Ветхого Завета на греческий язык, сделанный с помощью семидесяти (точнее, семидесяти двух) толковников, представлявших все двенадцать колен Израилевых, в Египте (Александрии) во II–III вв. до н. э. Восприятие Септуагинты современниками было неоднозначным. Для одних иудейских общин этот перевод приобретает то же сакральное значение, что и древнееврейский оригинал (псевдо‑Аристей, Филон Александрийский), в то время как другие принципиально отвергают любые переводы священных текстов (раввинистическая традиция). В совокупности с Новым Заветом Септуагинта стала Библией христианской церкви. Именно этим переводом пользуются авторы Нового Завета и множество писателей патристической эпохи.

 

[137] Мф. 23: 15.

 

[138] В том числе прозелиты получали право на беспроцентные ссуды, которые не предоставлялись иудеями иноверцам.

 

[139] Там же. C. 246.

 

[140] Там же. С. 248.

 

[141] Там же. С. 248.

 

[142] Лурье С.Я. Антисемитизм в древнем мире». – Пг., 1922.

 

[143] В данном разделе мы не затрагиваем вопрос прозелитизма во времена после разрушения Второго Иерусалимского храма. Об этом мы скажем в гл. 7 данной работы.

 

[144] Впрочем, недовольство египетским владычеством вожди Иудеи проявляли еще раньше, оказывая в той или иной форме поддержку Сирии, которая находилась в состоянии войны с Египтом.

 

[145] Селевкиды – цари греческого происхождения, которые правили эллинистическим государством, образовавшимся после распада империи Александра Македонского на территории Западной Азии, в период с 312 по 64 гг. до Р. Х. Большая часть этого государства находилась в Сирии, поэтому иногда говорят, что Селевкиды – эллинистические цари Сирии.

 

[146] Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 149.

 

[147] Иудея восстановила свою независимость, которую она утеряла за 440 лет до этого события. Другое дело, что простому народу это освобождение мало что дало, т. к. Маккавеи стали забывать свои обещания, и очень скоро народ платил внутренние налоги, не меньшие, чем дань Селевкидам. Независимое существование Иудеи было недолгим: через 79 лет она была завоевана римлянами.

 

[148] Иосиф Флавий. Иудейские древности. Кн. 14, 4–5.

 

[149] Фактически вопросами уплаты дани римлянам занимался Анипатр, который был «серым кардиналом» первосвященника Гиркана.

 

[150] См.: «Библейская энциклопедия Брокгауза и Эфрона». Статья «Подати».

 

[151] Работники, переходившие от одного хозяина к другому, и некоторые другие (например, рыбаки) были освобождены от земельного налога «по определению», но они уплачивали другие подати, так что в контингент налогоплательщиков были включены и работники несельскохозяйственного сектора. Например, жители Иерусалима были обязаны платить налог на строение и налог с продаж (Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18.90; 19.299).

 

[152] Мк. 2:14.

 

[153] Источник: www.catholic‑kazakhstan.org/Luka/Jezus.

 

[154] Согласно Ветхому Завету каждый седьмой субботний год следует оставлять землю под паром и отменять долги (Исх. 23: 10–11; Лев. 25: 1–7, 18–22; Втор. 15: 1‑11).

 

[155] Еврейская электронная энциклопедия. Статья «Храм».

 

[156] Это очень серьезная уступка со стороны Рима; это все равно, что сегодня в Российской Федерации позволить Чечне или Татарстану выпускать собственные деньги наряду с общероссийскими деньгами.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!