Свойство грехов: один грех следует за другим



 

Пока душа бывает подавлена земными страстями, дотоле страсти ее, поражаемые плотским мудрованием, расстилаются, как троскот, взаимно одна другой служа началом и одна от другой рождаясь. Ибо как троскот самое плодущее из былий и рождение его никогда не прекращается, но окончание первого рождения всегда бывает началом следующ го, так подобно сему и свойство грехов: один грех следует за другим. От блуда рождается блуд, привычка ко лжи делается матерью лжи, и искусившийся в воровстве легко отваживается на неправое дело, потому что предшествующий грех делается поводом к новому греху. Посему если обнажим грех исповедью, то сделаем его сухим троскотом, достойным того, чтобы пояден был очистительным огнем.

 

Исповедь истребляет грех очистительным огнем

 

Но он разгорается в чащах дубравных. Заметь, что сказано о дубравах в Первой книге Царств. Все люди, бывшие в сражении, взошли в дубраву и изнемогали, не едя [1457] (см. 1 Цар. 14:26). Но и Авессалом во время сражения входит в дубраву (см. 2 Цар. 18:9). Посему если грех наш не сделается, как троскот сухий, то не будет пояден огнем и не разгорится. И чащами дубравными пророк называет людей притворных, имеющих ум скрытный, в тайне сердца своего соблюдающих много злого.

232. Потом пророк присовокупляет, что (19) за ярость гнева Господня сгоре вся земля. Чем показывает, что земное предается карательному огню в благодеяние душе, как и Сам Господь дает разуметь, говоря: Огня приидох воврещи на землю, и хотел бы видеть, аще уже возгореся (Лк. 12:49). И будут людие яко огнем пожжени. Не уничтожением угрожает, но разумеет очищение, по сказанному у апостола: егоже дело сгорит, отщетится; сам же спасется, такожде якоже огнем (1 Кор. 3:15). Потом пророк изображает злобу в людях и мятеж, у них уже не прекращающийся и дошедший до совершенной неисцельности. Ибо говорит: человек брата своего не помилует.

(20) Но приходящего получить какую‑нибудь помощь уклонится на десно, то есть сделается к нему неблагорасположенным, яко взалчет, и снесть от шуиих. Ибо кто не поступает право и достойно одобрения, тот насытится неблагоприятным и недозволенным. Итак, что же значит снесть от шуиих? Пророк толкует.

И не насытится, – говорит он, – человек ядый плоти мышцы своея. А сим дает видеть какое‑то зверское состояние души, изображая, как братья, с жестокостью нападая один на другого, пожирают друг друга. Снесть бо Манассий Ефремово, и Ефрем Манассиино. Ибо пророк представляет их жестокими и уподобляет плотоядным зверям, так что ненасытно поедают плоть мышцы другого, почему конец их есть совершенная погибель, по сказанному апостолом: Аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете (Гал. 5:15). Но столь враждебно расположенные друг к другу в то же время будут единодушны в злоумышлении против ближнего. Ибо сказано: вкупе повоюют Иуду, то есть исповедующихся Богу и пребывающих в служении Ему, потому что Иуда толкуется «исповедание».

Но порок, будучи разногласен сам с собой, в борьбе с добродетелью высказывает какое‑то согласие. Например, дерзость и трусость противоположны друг другу – одна как излишество, другая как недостаток; но они равно противоборствуют мужеству, которое составляет между ними середину, и как бы осаждают его с обеих сторон. Посему говорится, что Ефрем и Манассия снедают плоти друг друга, но сошлись вкупе повоевать Иуду.

 

Глава 10

 

233. (1) Горе пишущим лукавство, пишущии бо лукавство пишут, (2) укланяюще суд убогих, восхищающе суд нищих людий Моих, яко быти им вдовице в расхищение и сироте в разграбление. (3) И что сотворят в день посещения? Скорбь бо вам отдалече приидет. И к кому прибегнете, да поможет вам? И где оставите славу вашу, (4) еже не впасти в пленение? И под убиеными падут. И во всех сих не отвратися гнев Его, но еще рука Его высока[1458].

Есть люди, которые, отказываясь следовать отцам и преданным им догматам, желают сами стать начальниками ересей. Посему выдумывают некоторые нововведения в правом учении, пишуще лукавство и нечестие; на них‑то, на сих отцов лжеименного ведения, на сих сочинителей безбожных учений, падает горе.

Ибо такие люди расхищают обнищавших верой, овладевают душами, вдовицами истинного Жениха – Бога Слова. А если видят, что кто‑нибудь чрез грех осиротел от Бога, то и его делают как бы своей добычей, обещая ему всякую безопасность и предлагая жизнь сластолюбивую, если только найдут его согласным на безбожные учения.

Такова произникшая ныне ересь аномеев, которые и блудникам, и прелюбодеям, и мужеложцам, и поработителям людей свободных, и клятвопреступникам, и лжецам обещают отпущение грехов, если только найдут их участниками в хуле на Единородного. К ним говорит пророческое слово: что сотворят в день посещения? А днем называет явление Господа нашего Иисуса Христа с небес, когда приидет в мир воздать каждому по делам его. В сей день, как пишущии лукавство, приимут они скорбь, приходящую к ним издалека. Но к кому прибегнете, да поможет вам? Ибо писали вы против Бога, Судии живых и мертвых. Обвинением вашим будут ваши писания.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!