Кедры ливанские и кедры Божии



 

И стрыет Господь кедры Ливанския. Кто, захватив чужое, обращает это для себя в предмет похвальбы, тот кедр ливанский. Как кедры, сами по себе высокие, стоя на высокой горе, от высоты ее делаются еще виднее, так и эти люди, опираясь на тленные дела мира, по высокомерию и кичению ума делаются кедрами. Называются же кедрами ливанскими, потому что гордятся чужой высотой и потому что земля и все земное, подобно вершине Ливана, возносят их и делают высокомерными. Но не все кедры сокрушает Господь, а только кедры ливанские, потому что Ливан есть место идолослужения. И души, взимающияся на разум Божий (2 Кор. 10:5), называются кедрами ливанскими и осуждаются на сокрушение.

А есть кедры Божии, которые покрыты ветвями винограда, перенесенного из Египта, как видим в псалмах: покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия (Пс. 79:11). Поскольку, помимо других понятий о Христе, Господь наш называется лозой виноградной: Аз есмь лоза, – говорит Он, – вы же рождие (Ин. 15:5), то все те, которые прежде были бесплодны и годны на сожжение, но, вступив под кров Христов и как бы облекшись в Него, благодатью Его покрыли бесплодие своей жизни, суть кедры Божии. Посему кедры Божии охраняются обвившимися около них благоплодными ветвями, а кедры ливанские сокрушает Господь.

(6) И истнит я яко тельца Ливанска. Припомни, что в Книге Исхода сказано о тельце, который слит был для идолослужения и которого Моисей стер [1109] и напоил народ (Исх. 32:20). Наподобие сего тельца Господь истребит весь Ливан и преобладающий в нем обычай идолослужения.

И возлюбленный яко сын единорож. Единородный Сын, дающий жизнь миру, когда приносит Себя в жертву и приношение Богу за грехи наши (Еф. 5:2), тогда именуется и агнцем Божиим и овчатем (се, говорится, агнец Божий – Ин. 1:29; и еще: яко овча на заколение ведеся – Деян. 8:32); а когда нужно Ему отмстить и низложить владычество, возобладавшее над родом человеческим, – какую‑то зверонравную и ожесточенную силу, тогда называется сыном единорога. Ибо единорог, как знаем из Книги Иова, есть животное, по силе неодолимое, людям не покоряющееся; о нем сказано: не привяжеши его ремением, и не поспит при яслех (Иов. 39:9‑10). В том же месте пророчества говорится многое другое о любви сего животного к свободе и о неповиновении его человеку. Замечательно и то, что Писание двояко употребляет образ единорога – как в похвальном смысле, так и в укоризненном. Ибо сказано: избави от оружия душу мою и от рог единорожь смирение мое (Пс. 21:21, 22). И сие говорится в укоризну бранолюбивому народу, который восстал на Него во время страдания. В другом месте сказано: вознесется яко единорога рог мой (Пс. 91: 11). Посему кажется, что, по мстительности сего животного, часто берется оно в качестве отрицательного образа, а по высоте рога и по любви к свободе употребляется в качестве положительного образа. И вообще, поскольку можно обнаружить, что слово рог в Писании многократно употребляется в значении славы, например: вознесет рог людий Своих (Пс. 148:14), и: рог его вознесется в славе (Пс. 111:9), или, поскольку слово рог часто берется в значении силы, как то: Защититель мой и рог спасения моего (Пс. 17:3), а Христос есть Божия сила (1 Кор. 1:24), то Он, как имеющий один рог, то есть одну силу – силу Отца, называется единорогом.

6. (7) Глас Господа, пресецающаго пламень огня. Пламень огня был пресечен и в Вавилоне, как видим из истории трех отроков, когда печь распространяла [1110] его на сорок девять локтей вверх и пожигала всех стоящих около (Дан. 3:47), пресеченный же повелением Божиим пламень принял в себя дух и доставил отрокам самое приятное дуновение и прохладу, так что они находились в спокойном состоянии, как бы под древесной тенью. Ибо сказано: бысть яко дух росы шумящ (Дан. 3:50). И гораздо удивительнее пресечение огненного естества, нежели разделение на части Чермного моря. Но глас Господень пресекает естественную неразрывность и связность огня. Хотя, по человеческим понятиям, огонь кажется нерассекаемым и неделимым, однако же, по повелению Божию, он пресекается и разделяется. Думаю же, что огонь, уготованный в наказание диаволу и ангелам его, пресекается гласом Господним с той целью, чтобы из двух способностей огня: сожигающей и освещающей, – грозное и карательное в огне уготовано было для достойных сожжения, а светоносное и светозарное отделено было в отраду веселящимся. Посему глас Господа, пресецающаго и разделяющего пламень огня, нужен для того, чтобы неосвященное стало огнем мучения, а несожигающее осталось светом упокоения.

(8) Глас Господа, стрясающаго пустыню. Само сотрясение пустыни Господом обращается ей в благодеяние, чтобы она, изменившись, из пустыни стала землей обитаемой и, сложив с себя позор бесчадия, приобрела похвалу многочадия; многа бо чада пустыя паче, нежели имущия мужа (Ис. 54:1), и чтобы бывшее дотоле пустыней, наполнившись водами Духа, обратилось в езера водная (Пс. 106:35).

И стрясет Господь пустыню Каддийскую. Посему не всякую пустыню сотрясает Господь, но только пустыню Кадес, то есть освящение, ибо Кадес значит «освящение».

(9) Глас Господень свершающий елени. Сообразно с предыдущим должно изъяснять и совершение еленей, какое производит глас Господень. Олень имеет такое устройство, что ему не могут вредить пресмыкающиеся, но, как говорят естествонаблюдатели, съеденная им ехидна служит для него очищением. А все ядовитые животные берутся в изображение злых и противных сил, как говорит Господь: даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию (Лк. 10:19) и как еще псалом обещает пророку: на аспида и василиска наступиши (Пс. 90:13). Посему, когда слышишь в Писании имя оленя, необходимо искать в слове изображения чего‑то лучшего. Ибо горы высокия еленем (Пс. 103:18) и: желает елень на источники водныя (Пс. 41:2). Но и всякий праведник имеет пребывание в вышних, к намеренному гоня, к почести вышняго звания (Флп. 3:14), и прибегает к удобопиемым источникам, ища первых начал богословия. Олень же дыханием своим извлекает ядовитых гадов, кроющихся в гнездах, и силой сего дыхания заставляет их выходить из убежищ. Посему святой именуется как орлом за свою превыспренность и большей частью отделенность от земли, овцой – за кротость и готовность делиться всем, что имеет, овном – за то, что предводит других, голубицей – за незлобие, так и оленем – за противодействие злу. Посему и Соломон говорит: елень любве и жребя твоих благодатей да беседуют тебе (Притч. 5:19), а сим дает нам разуметь, что упомянутые теперь олени способны к учению богословия.

7. Глас Господень свершающий елени. Посему, когда увидим какого‑либо Божия человека, совершенного и во всем преуспевшего, будем стремиться получить пользу от общения с ним! Где есть олень, оттуда прогоняется всякая пресмыкающаяся злоба, потому что ядовитые гады не терпят запаха сего животного, бегут даже и оттуда, где есть запах оленьих рогов.

И открыет дубравы. Сперва глас Господень свершает елени, а потом открывает дубравы – места, заросшие деревьями, покрытые чащами диких и бесплодных растений, где преимущественно скрываются ядовитые гады. Поелику же олень, свершаемый Господом, уже приуготован, то уподобляемый ему праведник открывает дубравы, чтобы преданы были обнаженные [от укрытия] и уготованные растлители нашей жизни. И как всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает секирою и во огнь вметаемо (Мф. 3:10), то по необходимости очищаются дубравы – те огрубелые души, в которых, как дикие животные, гнездятся различные греховные страсти, очищаются же словом, которое есть острейше паче всякаго меча обоюду остра (Евр. 4:12). Поскольку же у многих из людей, обремененных житейскими заботами, души подобны земле, приносящей терние, и оно не позволяет душе напитаться для плодоношения слова, то Господь открывает дубравы, то есть неприличие, непристойность и вред от забот сей жизни, чтобы, когда откроется место добру и злу, люди не имели, по неведению, превратных суждений о вещах. Ибо многие и добро, когда оно трудно, почитают злом, и за худым гоняются, как за добрым, по причине соединенного с ним удовольствия. И заблуждение людей в таких делах неописуемо. Потому к роду благ принадлежат деревья плодоносные и все кедры и ими означается нечто похвальное, а к роду зол – дубравы, которые открывает и обнаруживает глас Божий, чтобы не обманывались думающие найти в них какой‑либо полезный плод.

 

О чем и как следует молиться

 

И в храме Его всякий глаголет славу. Да слышат слова псалма и да стыдятся те, которые предаются многоглаголанию. Что говорит псалом? Кто во храме Божием, тот не злословит и возвещает не суету, не что‑либо исполненное срама, но во храме Его всякий глаголет славу. Здесь стоят святые Ангелы и записывают твои слова; здесь Сам Господь, и назирает [душевное] расположение входящих. Молитва каждого открыта пред Богом; Ему открыто, кто по расположению, кто разумно просит небесного, кто только для вида, одними краями уст выговаривает слова, а сердце его далеко отстоит от Бога; кто хотя и молится, но просит здоровья телесного, плотского богатства, человеческой славы. Ни о чем же подобном не должно молиться, как научает псалом, но во храме Его всякий глаголет славу. Небеса поведают славу Божию (Пс. 18:2). Занятие Ангелов – славословить Бога. Для всего небесного воинства одно дело – воссылать славу Создателю. Всякая тварь – и безмолвная и вещающая, и премирная и земная – славит Создавшего. А жалкие люди, оставив дома и стекшись в храмы, чтобы получить там некоторую пользу, не преклоняют слуха к словесам Божиим, не приходят в сознание своей природы. Не скорбят о том, что ими обладает грех, не скорбят, приводя себе на память грехи свои, не трепещут Суда, но, с улыбкою простирая друг к другу руки, дом молитвы делают местом длинных бесед, не внимая псалму, который свидетельствует и говорит, что в храме Божием всякий глаголет славу. А ты не только сам не глаголешь славы, но и другому служишь препятствием, обращая его внимание на себя и своим шумом заглушая учение Духа. Смотри, вместо того чтобы получить награду за славословие, не выйди отсюда осужденным вместе с хулящими имя Божие. У тебя есть псалмы, пророчества, евангельские заповеди, апостольские проповеди. Пусть поет язык; пусть ум изыскивает смысл сказанного, чтобы воспеть тебе духом, воспеть же и умом. Бог не требует славы, но хочет, чтобы ты стал достоин прославления. Посему еже сеет человек, тожде и пожнет (Гал. 6:7). Посей славословие, чтобы пожать тебе венцы, и почести, и похвалы в Царстве Небесном. Сие не без пользы сказано мною, в виде отступления, на слова: во храме Его всякий глаголет славу, потому что есть люди, которые во храме Божием непрестанно пустословят и без пользы ходят во храм. И хорошо еще, если без пользы, а не со вредом!

8. (10) Господь потоп населяет. Потоп есть разлитие воды, которая делает невидимыми все вещи и очищает, что прежде было осквернено. Посему потопом пророк называет благодать Крещения, чтобы душа, омытая от грехов и очищенная от ветхого человека, соделалась наконец способной стать Божией обителью в Духе. Согласно же с сим сказанное и в тридцать первом псалме, где после слов: беззаконие мое познах и греха моего не покрых: за то помолится к Тебе всяк преподобный, пророк присовокупил: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся (Пс. 31:5, 6); ибо не приближатся грехи к принявшему крещение отпущения грехопадений водой и Духом. Близко к сему и то, что находим в пророчестве Михея: яко Волитель милости есть, Той обратит и помилует ны, погрузит грехи наша, и ввержет во глубины морския (Мих. 7:18–19).

И сядет Господь Царь во век. Бог, утвердившись в душе, просветленной потопом, делает ее как бы престолом Своим.

(11) Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром. От народа грешного Господь отымет крепкаго и крепкую (Ис. 3:11), а народу, творящему правду, даст крепость. Посему имущему везде дано будет (Мф. 25:29). А кто укрепился к совершению добрых дел, тот делается достойным Божия благословения. Но мир, как благоустройство владычественного [начала] в человеке, кажется мне, есть совершеннейшее из благословений; поэтому одним из признаков человека мирного считается сдержанность нрава; боримый же страстями не причастен мира Божия, какой даровал Господь ученикам Своим и который как превосходяй всяк ум, соблюдет души достойных (Флп. 4:7). Сего‑то мира и апостол испрашивает церквам, говоря: благодать вам и мир да умножится (1 Пет. 1:2). О, если бы и нам, добре подвизавшись и низложив мудрование плотское, которое есть вражда на Бога (Рим. 8:7), когда душа придет в спокойное и безмятежное состояние, наименоваться сынами мира и в мире приобщиться Божия благословения, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава, ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!