Пресс-форма для штамповки грампластинки



 

 

Дорожки пластинки под микроскопом

 

 

Дорожки с записью одной композиции отделены от другой переходными участками без записи и более крупным шагом дорожки (выглядят темными полосками)

 

Звук с помощью специальной аппаратуры преобразуется в механические колебания резца (чаще всего сапфирового), который нарезает на слое материала концентрические звуковые дорожки. На заре грамзаписи дорожки нарезались на воске, впоследствии — на фонографической фольге, покрытой нитроцеллюлозой, в дальнейшем фонографическая фольга была заменена медной фольгой. В конце 70-х годов фирмой Teldec была разработана технология DMM (Direct Metal Mastering), согласно которой дорожки формируются на тончайшем слое аморфной меди, покрывающем идеально ровную стальную подложку. Это позволило значительно повысить точность воспроизведения записанного сигнала, что привело к заметному улучшению качества звучания фонографических записей. Данная технология применяется и по сей день.

 

С полученного таким образом диска при помощи гальванопластики в несколько последовательных этапов получают необходимое количество никелевых копий как с позитивным, так и с негативным (когда канавки со звуковой дорожкой выглядят, как выступы над поверхностью диска) отображением механической фонограммы. Изготовленные на последнем этапе негативные копии, которые служат основой в процессе прессования виниловых пластинок, называют матрицами; все промежуточные никелевые копии принято называть оригиналами.

 

Изготовление оригиналов и матриц осуществляется в гальваническом цехе. Электрохимические процессы ведутся в многокамерных гальванических установках с автоматическим ступенчатым регулированием электрического тока и времени наращивания никеля.

 

Детали пресс-форм изготавливаются на станках с ЧПУ и проходят высокотемпературную пайку в вакуум-печах по специальной технологии. Сами пресс-формы обеспечивают высокую равномерность температурного поля на формующих поверхностях, малую инерционность температурного режима, а значит, и высокую производительность. С помощью одной пресс-формы можно изготовить десятки тысяч грампластинок.

 

Материал для изготовления современной грампластинки — это особая смесь на основе сополимера винилхлорида и винилацетата с различными добавками, необходимыми для придания пластмассе необходимых механико-температурных свойств. Высокое качество смешения порошкообразных компонентов достигается использованием двухстадийных смесителей с горячим и холодным смешением.

 

В пресс-цехе в пресс подаётся разогретая порция винила с уже приклеенными сверху и снизу этикетками, которая под давлением до 200 атм растекается между двумя половинками пресс-формы и после остывания образует готовую грампластинку. Далее производится обрезка кромок диска, контроль и упаковка.

 

Первая грампластинка, изготовленная после установки на пресс никелевых матриц, а затем каждая специально отобранная из тиража, тщательно проверяются по размерным характеристикам и прослушиваются в специально оборудованных звуковых кабинах. Во избежание коробления все отпрессованные грампластинки проходят необходимую температурную выдержку, а перед упаковкой в конверт внешний вид каждой грампластинки проверяется дополнительно.

 

Воспроизведение

 

Воспроизведение виниловых пластинок имеет ряд особенностей, связанных как с физической природой этого носителя, так и с техническими особенностями воспроизведения винилового звука и его усилением. Так, например, обязательным элементом для электрофонов с магнитной головкой звукоснимателя является усилитель-корректор (фонокорректор).

 

Рынок грампластинок

 

Можно выделить два основных рынка грампластинок: первичный и вторичный.

 

В начале XXI века на первичном рынке основными покупателями являются диджеи и аудиофилы, предпочитающие музыку на аналоговых носителях. Именно темпы развития данного сегмента наиболее интересуют звукозаписывающие компании, его статистика представлена выше.

 

Дорогие коллекционные пластинки производятся на так называемом «тяжёлом» виниле, такая пластинка действительно тяжёлая и весит 180 граммов, такие пластинки обеспечивают больший динамический диапазон. Качество штамповки и самого материала таких пластинок выше, чем на обычном виниле.

 

Вторичный рынок представляет собой торговлю бывшим в употреблении винилом. В этом сегменте происходит торговля коллекционными экземплярами и частными коллекциями винила. В настоящее время стоимость особо раритетных пластинок может превышать несколько тысяч долларов.

 

Особым вниманием коллекционеров традиционно пользуются первые выпуски (first press) пластинок (за их считающееся лучшим звучание), а также пластинки, выпущенные ограниченным тиражом, различные коллекционные издания. Основными местами торговли являются интернет-аукционы, а также локальные магазины подержанного музыкального товара.

 

Так как сейчас значительная часть торговли ведётся через Интернет, и покупатель не может непосредственно оценить качество предлагаемого товара (от чего крайне существенно зависит как качество звучания, так и его цена), то продавцами и покупателями используются несколько различных систем оценки виниловых пластинок.

 

См. также

 

Апрелевский завод грампластинок

Электрофон

Радиола

Война форматов

Floppy-ROM

Источники:

Vizard, Frank. Road vibes. // Popular Mechanics, сентябрь 1986 года, т. 163 вып. 9, с 80. (англ.)

Семен Викторович Шухардин, Николай Константинович Ламан, Александр Сергеевич Федоров, Институт истории естествознания и техники (Академия наук СССР). Техника в ее историческом развитии. — Изд-во "Наука", 1982. — 520 с.

Самая старая в мире звукозапись была сделана в 1860 году, 28 марта 2008 года, Михаил Карпов, Компьюлента (Проверено 28 ноября 2009)

История создания кантилевера. 1877 г., nanoscopy.org (Проверено 28 ноября 2009)

Перейти к: 1 2 Что такое RIAA, MM и MC, Владимир Болотников, Журнал «Stereo&Video» № 11 1997 год, component.ru (Проверено 28 ноября 2009)

История механической звукозаписи., rt.mipt.ru (Проверено 28 ноября 2009)

энциклопедия нефти и газа

Перейти к: 1 2 Апрелевский мегазавод и другие предприятия грампластинок: некоторые артефакты советской рок-коммуникации. Проверено 7 апреля 2014.

Хесс, Данкан. Как фабрика в Чехии возродила эпоху виниловых пластинок (англ.), BBC Русская служба (2 ноября 2017). Проверено 2 ноября 2017.

Новый всплеск популярности винила // 12 июля 2011

см. Статистика RIAA

10 самых дорогих виниловых пластинок в истории звукозаписи // FORBES

Старая техника ещё жива. Проверено 6 ноября 2013.

Перейти к: 1 2 3 Peter Weber. The baffling revival of the vinyl LP. // The Week, 10 января 2014 года.

СПродажи пластинок побили 25-летний рекорд. Проверено 24 июля 2017.

Rich Pell. Vinyl vs. CD myths refuse to die // EE Times, 13 января 2010

Edwards, Chris. Believe in better [audio technology myths]. Engineering & Technology 6.11 (2011): 54-57. (англ.)

Dominik Bartmanski, Ian Woodward. The vinyl: The analogue medium in the age of digital reproduction. // Journal of consumer culture (2013). (англ.)

«Кругозор» решил сменить пластинку. На кассету (рус.). «Коммерсантъ-Власть» (15 апреля 1991). Проверено 26 августа 2017.

Аппарат для записи звука «на рёбрах»

Реставрация грамзаписей. Архив журнала «Звукорежиссёр», 2004 г., Леонид Антонов

Как записать стерео в одну канавку пластинки.

 ShadeLynx.com: портал о фолке и фолк-рок музыке

Литература:

Аполлонова Л. П., Шумова Н. Д. Механическая звукозапись. — М.: «Энергия», 1978

Васильев Г. А. Запись звука на целлулоидных дисках. (Массовая радиобиблиотека, вып. 411) — М.-Л.:Госэнергоиздат, 1961

Аршинов А. Гибкие грампластинки //«Радио» № 6, 1965, с. 36

Дегрелл Л. Проигрыватели и грампластинки. Перевод с венгерского В. К. Пискарева под редакцией Ю. А. Вознесенского. — М.:«Радио и связь», 1982.

Dominik Bartmanski, Ian Woodward. The vinyl: The analogue medium in the age of digital reproduction. // Journal of consumer culture (2013). (англ.)

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!