Органичность как неограниченность

Содержание

Современная архитектура – New Art Style

Немного из истории

Современная архитектура

Органичность как неограниченность

функционализм архитектура регионализм дом


Современная архитектура – New Art Style

 

Архитектурный стиль - это совокупность основных форм и признаков, характерных для сооружений определённого времени и определенного народа, проявляющихся в особенностях функционального, конструктивного и художественного порядка. Каждая эпоха создавала свой стиль. И в каждую эпоху существовали определённые типы построек, использовались особые строительные материалы, конструкции. Изменялись понятия о красоте и целесообразности, от сюда и различия форм, и декоративного убранства различных времён.

Стиль традиционно определяется, как совокупность черт, единство выразительных приёмов и средств, идейная или художественная общность, которая может быть присуща определённому времени, направлению в искусстве, отдельному человеку или его дому. В России и Англии современный стиль называли модерном, в Бельгии и Франции - Арт-Нуво («Новое искусство»), в Германии - югент стиль («Молодой стиль»), в Австрии - сецессион («Отделение, уход»). Отказ от старых стилевых форм, поиск и использование новых материалов: железа, стекла, железобетона. Модерн, конструктивизм, минимализм, стиль «техно», хай-тек, китч - это далеко не все стили, используемые в современной архитектуре и искусстве.

В 1890-1900 годах в архитектуре появился, так называемый, стиль «модерн». Модерн перешёл в XX век и продолжал существовать на протяжении двух его десятилетий. В архитектуре «модерна» применялись несимметричные планы и объёмные решения зданий, новые строительные материалы, среди которых использовался облицовочный кирпич, поливные глазурные плитки. Архитекторы стремились эстетически осмыслить новые технические возможности строительства, но впадали в декоративные излишества.

С течением времени, модерн отказался от неумеренного обогащения фасадов и интерьеров архитектурно-орнаментальными деталями произвольного рисунка. Он стал более рациональным. В последствии, он сомкнулся с первоначальной стадией нового стиля - конструктивизма, широко распространившегося во всех странах. Возникновение конструктивизма в 20-30 годах XX века было подготовлено появлением таких материалов, как бетон и железобетон. Появилась возможность делать выносные конструкции, типа, навесов, козырьков, покрывать большие фасады зданий стеклом.

К середине XX века развился стиль «минимализм». В первое послевоенное десятилетие, как в общественной жизни в целом, так и в архитектуре шли процессы демократизации - поиск новых путей развития. Сам термин «минимализм» связан с концептуальными тенденциями в искусстве 60-х годов, обусловленных демократизацией и реализацией девиза «ничего лишнего». Минимализм характеризуется отсутствием декора, как такового, и поиском идеальных пропорций, новых цветовых решений. Однако, минимализм 20-х, 60-х или 2000-х годов, различаются и по формам, и по материалам и по настроению.

В 1977 году появилось новое стилевое направление «хай-тек». Оно подразумевало ультрасовременный способ формирования среды из сборных технических деталей, открыто выявленных в конструкциях. Хай-тек - стиль высоких технологий, пропагандирующий эстетику материала. На ряду с применением в композиции традиционных несущих конструкций-рам, форм, каркасов, стали применяться комбинированные системы из жёстких и тросовых элементов. Отличительным признаком решения несущих конструкций хай-тека стало применение стержневых элементов закрытого сечения вместо элементов открытого сечения. Частично это диктуется не конструктивными, а эстетическими требованиями - подчеркнуть «техничность» композиции.

Архитектурные стили также отложили отпечаток на историю развития мебели и интерьера. В чередовании стилей мебели и интерьера отразились социально-бытовые уклады общества. В начале XX века с появлением новых веяний в мышлении и изменений в социальной сфере оформление интерьеров совершенствовалось, упрощалось и оптимизировалось. Стремясь преодолеть эклектизм буржуазной художественной культуры XIX века, представители модернизма использовали новые технико-конструктивные средства и свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Изобразительное и декоративное искусство модернизма отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.

Минимализм, пуризм, хай-тек - если различать эти модернистские направления, стоит сразу оговориться, что это три близнеца:

пуризм - стилевое течение, ратующее за чистоту и простоту форм, - минималистичен и функционален;

хай-тек - по существу является блестяще исполненной формой минималистски строгих и функционально целесообразных вещей;

минимализм - идейная формула чистоты, совершенства и комфорта модернистского_интерьера.

Только современные технологии могут обеспечить безукоризненность исполнения предметов мебели минималистского толка. Минимализм вырос из конструктивизма 20-х годов XX века, как отказ от излишеств и украшательств. Это направление преодолевает «эклектизм» постмодерна и выходит на новые позиции конструктивной чистоты и технологичности, использования новационных материалов, современных конструкций и форм. Дизайнеры и архитекторы начали применять сталь и другие металлы в дизайне мебели. Они экспериментировал с клееным деревом, создавая экстравагантно изогнутые формы, создавали кресла с кожаными ремнями вместо обивки.

Современное понимание хай-тека подразумевает не только демонстрацию техницизма в интерьере. Мебель с металлическими элементами лаконичной формы с идеально сопрягающимися друг с другом элементами, виртуозно трансформирующимися, легко открывающимися и передвигающимися - тоже хай-тек. Как для минималистского, так и для интерьера в стиле хай-тек характерны аскетичный дизайн, максимальная рациональность и предельная лаконичность форм, отсутствие «швов», дробности форм, предпочтение отдается крупными монолитными формами. Поверхности предметов - желательно из цельных плит, полы - из наиболее длинных и широких досок. Сами поверхности должны быть идеально обработанными. Здесь нет ничего лишнего, всё спрятано в стенные шкафы. Современные шкафы-купе - дань именно этой моде. В своём предельном воплощении стерильный минимализм, в конечном счёте, неудобен, бездушен и мало для кого психологически комфортен. Современные версии минимализма смелее используют цвет, экспериментируют в поисках новых средств художественной выразительности.

В числе современных мебельных стилистик западные искусствоведы выделяют направление Contemporary - современный. В отличие от остросовременных стилистик - жёстких, сухих, с элементами индустриальности - контемпорари - это своего рода переходный вариант от традиционных к модернистским, стиль, соединяющий новейшие тенденции с традициями недавнего прошлого. По отношению к интерьерам в традиционном духе, в которых читаются черты конкретных исторических стилей, контемпорари - это своего рода более свежая альтернатива, хотя часто понятие используется, как общий термин для обозначения стиля, лишенного очевидной принадлежности к прошлым историческим эпохам.

New-Art - это новое искусство или современное искусство. Говоря о современном искусстве в архитектуре, можно с уверенностью говорить о стилях и направлениях в архитектуре XX-XXI веков.


Немного из истории

 

«Основы современной архитектуры» 1925-30 гг.

Классика, став к XX веку статичной, уже не обнаруживала той энергии, которая позволила бы ей развиваться и варьироваться творчески. Она перестала быть жизнеспособной, "плодоносить". Знаком ухода ее стал "модерн" - прощальная и пронзительная нота всей старой культуры.

Особенностью 20-х годов было то, что архитектура вслед за музыкой и другими искусствами испытала состояние, которое у музыкантов называется "снижением уровня сложности". Примечательно, что именно в эти годы в Европе появился термин "элементаризм", который весьма точно характеризовал эстетический уровень большинства построек тех лет.

В 1930 году Я. Чернихов публикует свой первый в области архитектуры крупный труд "Основы современной архитектуры", где им переосмысливаются фундаментальные понятия зодчества, такие как пространство, гармония, статика, функциональность, конструкция, композиция, исходя из уже ранее выдвинутого постулата о коренной смене ритмов в пользу ритма соотношений и господства асимметрии. "Основы современной архитектуры" содержат в себе образцы абстрактно-композиционного творчества в области архитектурных форм. В то же время, метод построений этих композиций позволяет их автору в каждом случае получить вполне конкретный образ сооружения, выражающий определенные устремления и отчетливо сформулированные замыслы. Появление "Основ" в то время, когда поиски нового стиля по существу только начинались, и вопросы методического характера имели первостепенное значение, было чрезвычайно актуальным. По сути своей эта книга была не только декларацией новой архитектуры, но и ее "начальным" учебником.

"С 1919 года я стал производить эксперименты и опыты в области архитектурных проблем. К1924 году работа стала принимать характер определенной и четкой системы. Созданная мною книга "Основы современной архитектуры" представляет собой ряд опытов, экспериментов и исканий, где я пытаюсь найти те формы и те пути, с помощью которых можно создать новый образ. Под основами архитектуры следует понимать как бы начало или первообразование архитектурных форм, архитектурных установок и архитектурных принципов. Основы построены на принципах асимметрии, ритме масс, гармонии составляющих, ритме соотношений, ударе выразительности участвующих элементов".

"Отвергая голую, аскетическую коробочную архитектуру, не дающую никакого архитектурного насыщения пространства и не удовлетворяющую наш глаз ни с эстетической стороны, ни со стороны эмоциональных переживаний, я пытался путем созвучия основных масс добиться действительного выразительного архитектурного образа в новых формах".

"Архитектура становится искусством только тогда, когда ее образы-творения воспринимаются как ценности "художественного порядка".

"Зодчий не должен ограничивать сферу своей работы узкими рамками и рабскими подражаниями, а в нужных случаях, путем своей могучей фантазии, преодолевать препятствия и смело забегать вперед. Неправильно и неверно мыслят все те, кто полагает, что деятельность архитектора должна охватывать собой только текущие реальные требования.

Путь, избранный мной о самого начала, дал полную и твердую уверенность в том, что та "система", которая создана мной, есть система "конкретных достоинств". Все отвлеченное, беспредметное, абстрактное, фантастическое, надуманное, эфемерное, иллюзорное и утопичное - все, что только по пути моих исканий имело место - все это есть отдельные этапы творческих процессов, необходимые по самой своей сути и могущие быть в полной мере использованы для самых высоких художественных и утилитарных целей".

 


Современная архитектура

Функционализм: культ безличности

Однако декоративные приемы уже в скором времени перестали привлекать архитекторов модерна. Со временем этот стиль изменяется, и в нем начинают преобладать недекорированные объемные формы. Принцип пользы и критерий функциональности доводятся до той черты, за которой начинается новая эпоха современной архитектуры со множеством направлений и движений. Их развитию способствовали поистине революционные достижения в строительных технологиях. Широкое применение железных конструкций и железобетона, стекла больших размеров, перемещение наружных несущих стен внутрь зданий (каркасное строительство) развязали руки архитекторам-новаторам, позволили им отказаться от прежних строительных норм и правил, открыли пути для смелых экспериментов.

Первым в строю современных архитектурных движений нужно поставить функционализм (в советской России у него было иное название – конструктивизм). Он возник в начале 20-х годов и увлек за собой архитекторов многих стран мира, невзирая на их политическую ориентацию. Они решили реализовать следующий принцип: эстетические качества искусства должны быть всецело подчинены пользе для человека. "То что хорошо функционирует, не может плохо выглядеть", – заявляли апологеты новой архитектуры.

Функционализм распространился подобно модерну на весь предметный мир – на мебель, одежду и даже на книжную графику. Он объявил современное ему состояние архитектуры смертельной болезнью и отрицал всякое творческое наследие прошлых эпох. Однако цели его были благородны: оздоровить города и улучшить жизнь людей, используя достижения научно-технического прогресса. Функционализм демократичен, не требует больших материальных затрат и позволяет создать "больше жилплощади за те же деньги".

Функционализм ставит человека в центр процесса проектирования. Однако, отнюдь не конкретную личность, а человека вообще, как некое биологическое и социальное существо. Функциональная составляющая зданий должна прежде всего определяться физиологическими и общественными потребностями человека. Архитекторы этого направления проектируют дома таким образом, чтобы обеспечить людям необходимые условия для комфортного проживания (или работы). Функционалисты задают ученым массу вопросов: сколько человеку требуется солнечного света, тепла, воздуха, жилой площади, какой должна быть оптимальная температура и влажность в помещении и т.д. И мы должны отдать должное этому направлению в архитектуре. Научно обоснованная регламентация параметров среды обитания человека значительно улучшила жизнь широких слоев общества и ныне законодательно закреплена во многих странах мира. Однако, нельзя не упомянуть и том, что функционализм был тесно связан с зарождавшимися диктаторскими режимами – в Италии, Германии, СССР: он предполагал, что "человек должен быть как все". Увы, уж слишком мало личного, персонального в раннем функционализме.

Ле Корбюзье, один из основоположников и мэтров современной архитектуры, выдвинул пять элементов, которые должны были стать основой для проектирования: 1) открытые опоры-столбы, отрывающие здание от грунта, 2) плоская крыша-терраса, превращенная в некое подобие садика, 3) гладкие фасады, 4) свободная планировка внутреннего пространства и 5) ленточное остекление (вместо отдельных окон), идущее непрерывно вдоль всего фасада и таким образом улучшающее освещенность. Эти принципы очень широко вошли в практику современной архитектуры. Их применяли и применяют при строительстве как общественных зданий, так и частных домов.

Эстетическими постулатами функционализма становятся предельное упрощение форм (до куба, пирамиды, цилиндра), отказ от декорирования ("орнамент – это преступление") и стремление к минимальной обработке поверхностей: если дом построен из железобетона, его фасады оставляют необработанными и некрашеными, если из кирпича – его зачастую даже не штукатурят. Очень сдержано функционализм относится и к введению цвета в архитектуру. Предпочтение отдается серому бетонному либо белому цвету, чтобы дом "купался в солнечных лучах".

Функционализм – это движение за минимизацию буквально всего, что окружает человека – от фасадов до интерьеров и моделей одежды. Приверженцы функционализма были своего рода романтиками – простоты, пользы и свободы от наследия прошлого. Но, увы, отвергая обязательные нормативы классических архитектурных форм, функционализм приходит к созданию собственной весьма единообразной художественной формы. И рецепт этой формы предлагается (скорее даже навязывается) во всех случаях, независимо от диагноза. Круг замкнулся, и функционалисты оказались в той же ловушке, из которой сначала совершали побег.

Органичность как неограниченность

 

Однако далеко не все архитекторы, работавшие и работающие в современных стилях, стремятся слепо следовать принципу чистой рациональности и композиционного аскетизма. Но они также не отвергают, а применяют в своей практике научный, гигиенический и технологический подход к проектированию, введенный функционалистами. Некоторые архитекторы при этом предпочитают придерживаться форм, близких к классическим, другие идут вперед, создавая свои собственные. Среди них американский зодчий Ф.Л. Райт, ставший основоположником направления органичной архитектуры. Её основой идея заключается в установлении живой связи здания с окружающим ландшафтом, а предметов интерьера – с композицией внутренней среды дома. Это был шаг к индивидуальному, глубоко персонифицированному проектированию каждого объекта, движение к познанию внутреннего мира конкретного заказчика, к отражению его уникальных потребностей и психологии.

Нельзя отвлеченно спроектировать какой-либо дом и затем поставить его в любую точку Земного шара. Нужно применить иной принцип. Необходимо рассмотреть и постичь человека, который собирается жить в этом доме. Согласно принципам органичной архитектуры пространство жилища делится на зоны – общую и частную (приватную, интимную). Причем общая зона проектируется без стационарных перегородок: холл перетекает в гостиную, гостиная в столовую и т.д. Таким образом продолжается развитие функционалистской идеи дома со свободной планировкой. Если же перегородки всё же наличествуют, то они, как правило, сделаны из стекла. Общая зона в жилище согласно доктрине Райта должна представлять собой единое пространство – для того, чтобы семья, живущая в нем, всегда могла быть вместе, общаться и видеть друг друга, даже занимаясь разными делами. Интимная же часть служит для уединения и отгораживается непроницаемыми для глаза стенами и дверями.

Оригинальным является и то, что внутреннее пространство дома проектируется перетекающим во внешнее: для этого применяются стеклянные стены и двери, ведущие на открытую террасу или в сад. Визуальная преграда между внутренним и внешним за счет этого исчезает. Однако стены, которые обращены к дороге или к городским кварталам, делаются глухими, в крайнем случае – с ленточным остеклением под потолком. Освещенность улучшается, но визуальный контакт с городской средой (улицей, соседями, любопытными прохожими) исключается. Крыши делаются либо плоскими, либо очень пологими и, как правило, далеко свисающими. На них часто устраиваются террасы, обращенные к разным сторонам света, причем зачастую на разных уровнях. Такие принципы позволяют очень гармонично вписать дом практически в любой окружающий ландшафт.

Органичная архитектура позволяет архитектору и заказчику творчески использовать её принципы и ничем не ограничивает композиционную фантазию, равно как и предпочтения по отделке фасада и дизайну интерьеров. Для строительства применяются как традиционные материалы, так и железобетон. Иногда в отделке используется принцип совпадения фактуры внешней стены и интерьера – например, неоштукатуренная кирпичная кладка.

По убеждению Ф.Л. Райта архитекторы поступают неправильно, потакая желанию заказчика, который настаивает на строительстве дома в духе родовых поместий прошлых веков. Обычно подобные особняки имеют пышные фасады с колоннами, в то время как остальные три его стороны удручающе пусты и лишены каких-либо достоинств. Райт считает, что дом должен быть выдержан в лаконичном стиле, согласно которому ни одна его деталь не кричит о себе, зато сам он при рассмотрении со всех сторон гармонирует с окружающим его пространством.

Дочерней ветвью органичной архитектуры явился регионализм. Основанный практически на тех же принципах отказа от гипертрофированной аскетики функционализма, он призывает архитекторов не к бездумному тиражированию тех или иных форм или конструкций, но к их творческому переосмыслению согласно местным, региональным условиям – ландшафтным, природным, историческим. Пожалуй, это и есть то самое совершенное состояние, которого сегодня достигла архитектура. На наш взгляд, этого и должен добиваться грамотный заказчик от своего архитектора. В противном случае результат не заставит себя ждать. Например, использование ленточного остекления и плоских крыш в северных странах, которым свойственны морозы и обильные снегопады,

явилось не лучшим решением. То же самое можно сказать и о столбах-опорах, которые оставляют открытым для ветра пространство под домом.

Размещено на Allbest.ru


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 728; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!