О строгости жития и о том, чтобы не руководиться своим умом



 

Отцы мои, братия и чада. Мой дар слова недостаточен для выражения моих мыслей. Ибо их у меня много, но слово, будучи скудным, лишь отчасти и в незначительной степени передает их. Однако, несмотря на это, я не позволю себе остановиться перед этим затруднением, не стану нерадеть о выполнении лежащей на мне важной обязанности, но буду стараться и побуждать себя делать то, что могу. Кроме того, я знаю, что вы сами, как люди понятливые и привыкшие уже к наставлениям, удовольствуетесь и малым и многое добавите к этому от себя.

 

Слава Студийского монастыря

 

Посему, чада, горе [поднимем] око нашего разума! Напоминаю вам славные слова известного блаженного отца: «Арсений, для чего ты удалился из мира?»[1147] Не перестанем, чада, размышлять, исследовать и разбираться в том, ради чего мы удалились и пришли сюда. Конечно, для того, чтобы стяжать Бога, наследовать Царство Небесное и стать сынами Вышняго, чтобы нам не быть более уже плотью и кровью, которые не наследуют Царства Небесного (1 Кор. 15:50), но чтобы стать совершенно богоподобными[1148] и духовными (άλλ' Ό'λοι ΰεοειΜς και πνευματικοί). Отца, говорит Господь, и матери не зовите себе на земли: един бо есть Отец ваш и Наставник (Мф. 23:9‑10). Это я говорю к тому, чтобы мы не вспоминали и не огорчались, когда нам говорят, что мой‑де отец, или моя мать, или мой родственник вот насколько знамениты. Господь призвал вас званием святым. Пребудем же, братия мои возлюбленные, в Его небесном звании. Вы утвердились, укрепились, возмужали и убелились как снег своим ангельским и чистым житием. Я осмеливаюсь сказать, что вы своим прекрасным житием и ревностью, по примеру отцов и древних подвижников, служите светилами в царственном граде[1149] [Константинополе] не только для мирян, но и для ваших товарищей по святому образу. Многие вас прославляют, и для слышащих о вас, и для видящих вас вы являетесь в нынешнем роде каким‑то новым собранием, особенным обществом. Это дело – не моих рук, оно устроилось благодаря вашему искреннему стремлению к Богу, а также – святой молитве и содействию моего и вашего отца[1150]. Посему‑то вы подняли крест Господа и последовали за Ним без всякого легкомыслия и притворства: вы не разделились между Ним и миром, но все вознесли и посвятили Духу, объединились и согласовались со мною, ничтожным, и между собою, как одна кость с другой или с целым телом, и у всех вас – одна душа, равно как и одна воля[1151].

 

Спасительный средний путь

 

Так подвизайтесь же, чада, своим подвигом добрым, кончайте свое течение (2 Тим. 4:7), перенося мужественно случающиеся невзгоды, радуясь и утешаясь ожидаемыми благами. Снаружи и изнутри на нас дует и нападет множество дурных дуновений ветров[1152]. Ибо из души, сказано, исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния (Мф. 15:19), убийства и прочее. Поставим паруса нашей души, чтобы плыть при благоприятном ветре, но не для того, чтобы быть увлеченными на гибель. Скалами и подводными камнями является не только неведение, но и не открытая на исповеди тайна. Берегитесь всеми силами указанных вам раньше опасных мест, где легко натолкнуться на что‑либо и погибнуть. Не уклоняйтесь ни направо, ни налево, но идите средним и царским путем. С одной стороны, не будем ленивы к добру, идя к нему медленными шагами, а с другой – не станем в безрассудной горячности бежать дальше от среднего пути, изыскивая себе пути еще правее правого; не будем также стремиться к тому, чтобы казаться лучше других, уязвляться самолюбием, дабы затем за своеумие наследовать пророческое: горе вам (Ис. 5:8). Поэтому ты, о человече (1 Тим. 6:11), избегай и того и другого заблуждения; имея око, не старайся смотреть в иную сторону, приобретая руководителя, не стремись забегать вперед. Ибо и то и другое одинаково введет тебя в пропасть погибели.

Говорить вам, чада, и наставлять вас – это моя обязанность, для вас же это служит средством к утверждению, если только вы относитесь к моим словам со вниманием. Не говорите между собою, что «вот‑де наш пустослов празднословит и мучает нас частыми поучениями, постоянно повторяя одно и то же». Я не перестану благовременне и безвременне обличать, умолять, запрещать, вразумлять (2 Тим. 4:2) и, быть может, таким путем до своей смерти выполнять апостольскую обязанность, отвращая от себя, по мере возможности, страшную кару за молчание. Я твердо убежден, что вы много преуспеете: хорошие между вами станут еще лучше, лежащие встанут, и, таким образом, все, проводя благую жизнь, спасемся во Христе Иисусе, Господе нашем. Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 15


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!