Вторая сцена первого действия



Мечтание — это есть стремление самому создать образ, мы же должны уметь отдаваться образу. Когда актер готовит роль в три дня, он не доходит даже до первого проблеска образа, он только организует запасы своего внешнего опыта. Мы же будем в состоянии играть только тогда, когда мы будем видеть образ так ярко, что будем не в состоянии не играть. Образ есть существо, самостоятельно живущее, а никак не мое изобретение, измышление. При работе с образом — не измышления, а получение, принимание свыше. Важно осознать этот процесс и уметь всегда отправляться за ответом к образу[lxxxvii].

Как Полоний относится к королю в данный момент? Есть предчувствие того, что в дальнейшем будет очень легко связываться с образом? Уже ненужным становится этот мучительный вопрос «Вышло или не вышло?».

Не нужно сейчас пользоваться всем голосом, нужно только намекать, делать рисунок наброском, чтобы не затруднить себя никакой обязанностью. В таком случае, если имеешь право не кричать, будешь орать, когда действительно захочешь. Этот способ работы дает право раскапывать любое место роли. В этом аромат и легкость.

Упражнение. Взять монолог из Шекспира или Гете (в подлиннике). Очень внимательно читайте монолог — через образы. Стараться увидеть, что сделал в это время образ. Замечаете, что на этот процесс ушло, например, две минуты. Затем в течение десяти минут, то есть в пять раз больше, внутренне проигрываете то же самое. Это сделать на ночь перед сном. А утром пройти этот же кусок в обратном порядке.

Протокол № 10

12 октября 1923 г.

Делают упражнение «игра в мяч» под музыку. Под музыку же делают мелкие движения, чтобы воспитать в себе чувство, что любое движение можно уметь делать с эстетическим наслаждением.

М. А. Чехов напоминает о том, что при нашей работе мы имеем право не пользоваться голосом. Вообще, нужно раз навсегда уничтожить эту манеру, что каждый каждому «чека»: нужно дать себе полное право ошибаться, проваливаться, впадать в самый логичный, может быть, тон, ища возможности сымитировать свой образ. Кроме того, нужно ощутить в себе легкость показывания. (Е. Б. Вахтангов неважно играл на биллиарде. Однажды, играя с Михаилом Александровичем, он сказал: «Вот я сейчас покажу, {400} как играю на биллиарде» — и один за другим уложил в лузу все шары .)

Читают по ролям сцену Лаэрта , Полония и Офелии

Отметить в комнате присутствие Духа.

Полоний торопится? Нет, у него есть время.

Схематически должно получиться, что разговор между режиссером и актером как бы обычный, но говорят они о существах, выше их лежащих.

Как, в каком состоянии уезжает Лаэрт?

Посмотрите Полония в стихийных обстоятельствах, в предощущении Духа. Да, у Полония есть тревога, не чувствую пока желания объяснить это тем или иным способом.

Состояние Лаэрта: присутствие Духа, ощущение неосознанной опасности от Гамлета.

Есть ли у Офелии одновременно и тяготение к Гамлету, и то, что ее отрывают от него? — Да.

Ведь Лаэрт стремится уехать во Францию. Почему он задерживается, почему разговаривает с Офелией?

Всякий вопрос режиссера нужно понимать лишь как наводящий.

Мог ли Лаэрт уехать, не сделавши с Офелией того, что он делает в этой сцене? У Офелии в первый раз сомнения по поводу Гамлета? Мне кажется, что в первый раз. Офелия поверила Лаэрту или еще хочет поверить? Как ни тяжело это для Офелии, но она глубоко поверила Лаэрту.

Если не видишь чего-то в образе, нужно яснее поставить вопрос. Если не видишь всего образа, можно составлять его по частям.

Офелия очень доверяет отцу. Нужно принять во внимание, что речь идет о сокровеннейшей части души. Полоний отдает приказ. Есть здесь даже элемент насилия, действенное желание прекратить, оборвать. Оцените, что Офелия дважды слышит от отца: «Не верю!» — «Я повинуюсь вам» — Офелия вся покорилась, стихийно верит.

Вторая сцена первого действия. Встреча Горацио с Гамлетом

Как служебный, актерский аппарат должен только помогать выявлению того, что идет от образа. Попробуйте лишить себя этого образа, оставить только актерство — в его обычном, самодовлеющем виде — сразу получится огромная ответственность и паническое желание что - то организовать, сделать, между тем как под этим что - то скрывается пустота.

Насколько в Гамлете присутствует и заложена мощь, которая потом будет бороться? Насколько в его духе страдающем таится эта мощь? Не происходит ли подсознательного заряда? Гамлет должен встретиться с Духом.

Где мощь, с которой Гамлет пройдет весь путь? Как видит он мать, идущую за гробом, и что эта картина с ним делает? Что вызывает в нем образ короля Клавдия?

{401} Гамлет предчувствует . Это предчувствие раздавливает его или укрепляет ? — Укрепляет .

Очень важно увидеть, как Горацио входит в комнату. — Пока еще не вижу.

Торопится ли Горацио разыскать и рассказать все Гамлету? — Все зависит от Гамлета, от его состояния, чтобы можно было ему все рассказать.

Читают по ролям вторую сцену второго действия

Королю — спросите, какая стихийность в данном месте? За что жалко королеву? От чьего имени говорит королева? Как король влияет на королеву?

Какие руки у Гильденштерна? Нет ли у него честолюбия — в пребывании здесь?

Искать стихию связи короля с королевой.

Не шутит ли Полоний, нет ли желания понравиться? Нет ли смакования? — Да, все это есть. И вместе с тем желание скрасить новость о безумии принца.

Какая основная мысль мучит короля?

Не держит ли Полоний письмо так, чтобы его мог читать и король? Как сам относится к письму? — Поразить хочет короля письмом. Вся сцена несется к смеху. Оттого, что все оказалось так просто, так радостно легко: «Что с Гамлетом?!» — «Мука, он влюблен!» «Ах, как хорошо!» У короля надежда: может быть, все можно объяснить очень просто?!

«Моей красавице» это стихия гнусности, издевательство над своей плотью.

Знает ли Полоний наверняка, что он поступил правильно? Может быть, наоборот, нужно было дать развиться этой любви Гамлета к Офелии? Нет, он верит, что верно поступил. Но не очень знает, какой будет результат.

Королю спросите про совесть во всей этой сцене. Король все время стремится к благополучию, а благополучие никак не удается.

«Нельзя ли разведать поближе?» — здесь пропадает официальность, разговор продолжается на дружеской ноге.

Спросите какие у королевы глаза.

В чем смысл этого напора Полония на короля?

Сцена с Первым актером

Актер принимает настроение Гамлета. Гамлет же начинает монолог в том тоне, в каком Гамлет хочет жить. Актеры — светлые люди: один читает и все с ним читают. Они вместе одно играют. Актеры — все мощные.

Только Гамлету читает или ведет сцену, играет перед зрителями? — На весь мир читает.

Какой горизонт, какой диапазон сейчас у актера? Смущает их, что попали во дворец? Во дворце они еще прекраснее, как свежая, бодрая струя. Нет ли элемента несения какого-то сосуда? Когда человек говорит, он всегда что-то несет.

{402} Как с этой точки зрения зазвучит дворец ? Полоний ? По мере чтения актер вырастает , вырастает и стоит над всеми как прекрасное огромное существо .

Этот новый способ работы ликвидирует споры между актером и режиссером и, следовательно, дает необыкновенную экономию времени.

Протокол № 11

13 октября 1923 г.

М. А. Чехов. Постараемся осознать одну маленькую сторону упражнения с мячом. В нашем внутреннем аппарате мы имеем элементы: мышления, чувствования и воления. Подлинная сила каждого из этих элементов огромна, но мы не умеем в жизни вскрывать в себе всей силы этих элементов, и только в моменты творческие слегка приоткрывается завеса, скрывающая за собой всю мощь чувствования, мышления и воления. С другой стороны: я могу быть и некрасивым, но по-своему гармоничным. Гармония тела — непременное условие для того, чтобы все три элемента выявились ярче. Попробуйте с утра просыпаться гармонично, и вы ощутите это. Как художники, мы должны получать образы из мира эстетики, и мы должны знать, что этот мир откроется только при условии гармоничности каждого из нас.

Упражнения под музыку.

1. «Игра в мяч».

2. Ощущайте, по возможности остро, что «центр» находится в груди. Попробуйте двигаться, ходить вперед, назад: оттого, что движется «центр», он и вас влечет за собой. Попробуйте ощущение, что «центр» пригибает вас к земле.

3. «Игра в мяч» с одним новым условием: непрерывно двигайтесь, как бы оттого, что в комнате беспрерывные токи, волны, которые вы воспринимаете через ваш «центр».

4. Слушание хроматических гамм телом.

Читают по ролям четвертую сцену первого действия

Гамлет на террасе

Отметить холод.

Как чувствует Гамлет стихийность зова Духа?

С. В. Азанчевский. Для того чтобы имитировать образ, мне нужно, во-первых, как бы подготовить себя, ввести себя туда, где находится образ. И, во-вторых, мне непременно нужны задачи.

М. А. Чехов. Если нужны задачи, найдите ее, отправьте ее тоже к образу и следите, подсмотрите, как образ будет действовать. Да и задачу нужно искать, справляясь с образом.

В. Н. Татаринов. Невозможно сразу взять стихию. Задавайте вопросы образу. Этим вы приблизите себя к нему, увидите его ярче.

С. В. Азанчевский. Как быть с тем, что часто я не принимаю рассудком того, что вижу в образе.

{403} М . А . Чехов . Обо всем , чего не принимаете , задавайте образу вопросы .

Д. И. Чебан. Самого себя не нужно ставить на место этого образа, потому что тогда сейчас же появится необходимость «переживать», то есть возвращение к прежнему.

С. В. Азанчевский. Очевидно, дело в том, что мне лично необходимо больше будирующих, наводящих вопросов.

 

Для Горацио важно отметить следующее. Предощущение грозы, беды для Дании. Стремление через Гамлета разрешить загадку Духа, Какие отношения между Гамлетом и Горацио? Стихия дружбы, обожание в Гамлете его гениальности, необыкновенности его существа. Горацио приехал в Эльсинор, потому что не мог не приехать. Для Горацио Гамлет — избранник, единственный из всех.

Образ нельзя оставлять в покое. Нельзя стремиться увидеть в образе то, что уже видел. Нужно забрасывать образ вопросами, стремясь увидеть в нем все новое и новое.

«Гром пушек и литавр» — это как бы обратный магнит, напоминание о жизни земного плана, тяга к этой жизни. Гамлет воспринимает это как контраст, как «танцующее мракобесие». Этот факт Гамлетом ощущается как имеющий непосредственное отношение к тому, что предстоит ему и его друзьям на террасе, — это пляска чертей перед Страшным судом. Это пир короля отягчает и обостряет появление Духа. И ожидание Духа и «гром литавр» — равны по остроте. Есть и такой элемент: «Ага! Кажется, и король предчувствует Духа!» У всех, кто в этот момент на террасе, есть как бы чтение мыслей короля. Это не ликующий, а вопящий в последних судорогах ад.

Гамлет не только видит Духа, но и хочет узнать, добрый он или злой. У Гамлета стихийное тяготение к Духу, полная отдача себя Духу. «Я разгадать хочу», «Мне жизнь моя ничтожна» — никаких препятствий нет, Гамлет стихийно стремится за Духом. Под этими словами есть радость освобождения ото всего, что мешает следовать за Духом.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!