Становление власти, изменение в политике



В это время укрепляется централизованная власть в большинстве западноевропейский стран, начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия) и др. Крупные феодалы все в большей степени зависят от короля. Однако власть короля по-прежнему не является подлинно абсолютной. Наступает эпоха сословно-представительных монархий. Именно в этот период начинается практическое осуществление принципа разделения властей и возникают первые парламенты - сословно-представительные органы, значительно ограничивающие власть короля. Парламенты могли выступать и как совещательный, и как законодательный, и как судебный орган. Постепенно за парламентом закрепляются законодательные функции и намечается определенное противостояние парламента и короля. Так, король не мог без санкции парламента вводить дополнительные налоги, хотя формально король был намного выше парламента, и именно король созывал и распускал парламент, предлагал вопросы для обсуждения.[3] Но парламенты стали не единственным новшеством, еще одной важной составляющей становятся политические партии, которые яро противостоят друг другу.

 

Рыцарская культура

Признавая духовное руководство церкви и короля каждый класс западного феодального общества развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Господствующий класс светских феодалов - рыцарство в широком смысле слова - выработал к XIII веку сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений. Из последних большое распространение получили рыцарские турниры — публичные состязания рыцаря в уменье владеть оружием, отражавшие военную профессию феодала. В рыцарской среде создавались военные песни, прославлявшие подвиги рыцарей. В дальнейшем циклы военных песен превращались в целые поэмы. Наиболее знаменитой из них была «Песнь о Роланде», возникшая в Северной Франции в XI веке и окончательно отработанная в XII веке. Такой же героической поэмой с чертами прославления народного героя была «Поэма о Сиде», появившаяся в XII веке в Испании, в которой нашла отражение многовековая борьба испанских народов против арабов. Третьей наиболее крупной поэмой, созданной в Германии в начале XIII века, была «Песнь о Нибелунгах», в которой сказочные элементы переплетались с раннесредневековыми историческими преданиями и рыцарским бытом более позднего времени. В XII веке появились рыцарские романы, излагавшие в прозе различные рыцарские приключения, по мере того как рыцари разных стран Европы познакомились более друг с другом и обогатились впечатлениями от далеких стран в процессе крестовых походов на Восток. Наибольшей известностью пользовались циклы романов о древнебританском короле Артуре, которыми зачитывались в замках Англии и Франции, и романы Амадиса Голльского, читавшиеся в Испании, Франции и Италии. Большое место в рыцарской литературе занимала любовная лирика. Миннезингеры в Германии, трубадуры в Южной Франции и труверы в Северной Франции, воспевавшие любовь рыцарей к их дамам, были непременной принадлежностью королевских дворов и замков крупнейших феодалов.

 

Крестьянские восстания

Материальной основой средневековой культуры были фе­одальные отношения: крупный землевладелец (феодал) рас­поряжался землей с крестьянами, которую он получал от вы­шестоящего феодала (сеньора) на правах аренды. Крестьяне были в полной экономической и личной зависимости от «дер­жателя» земли, в результате чего возникло крепостное пра­во.

Затем произошел массовый протест крестьян, из-за ущемления их прав. Восставшие требовали от короля уменьшение налога и заменить натуральные повинности небольшими денежными выплатами, а также устранить личную зависимость и разрешить торговлю по всей Англии. В результате король Ричард II (1367-1400) был все-таки вынужден встретиться с предводителями крестьян и согласиться на их требования. Но не все были согласны с таким решением, к выше изложенным требованиям были добавлены: о отнятие земли у епископов, монастырей и других богатых землевладельцев и разделе этих земель между крестьянами. Эти требования были для высших сословий не приемлемы, так как уже в то время земля считалась чем-то неприкосновенным и священным. В результате таких крестьян назвали разбойниками и их восстание было жестоко подавлено. Однако в последующее столетие, в XV в., многие лозунги этого восстания получили реальное воплощение: например, почти все крестьяне действительно стали лично-свободными и были переведены на денежные платежи, а их повинности уже были не так тяжелы, как прежде.

Освобождение крестьян послужило прогрессу и в сельском хозяйстве. Так как укреплялись права крестьян на земельные наделы. Теперь они могли все чаще свободно передавать землю по наследству, завещать и закладывать ее, сдавать в аренду, дарить и продавать. Так постепенно стал формироваться и становиться все шире земельный рынок. Положено развитие товарно-денежным отношениям.

 

Средневековые города

Важнейшей характеристикой этого периода был рост городов и городского ремесла. В классическое Средневековье быстро растут старые и возникают новые города – около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки. Города с населением в 4-6 тыс. жителей считались средними. Были города очень крупные, такие, как Париж, Милан, Флоренция, где проживало по 80 тыс. человек. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна – частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время «черной смерти» – эпидемии чумы в середине XIII в. Частыми были и пожары. Однако в города все равно стремились, ведь, как свидетельствовала поговорка «городской воздух делал зависимого человека свободным» – для этого надо было прожить в городе один год и один день. Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося доходы в виде налогов с ремесла и торговли.[4]

В начале этого периода большинство городов находилось в зависимости от своих сеньоров. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т.е. за превращение в вольный город.

 

Средневековая архитектура

Классическое средневековье делят на 2 периода, зависимых от основных архитектурных стилей:

· Романовская культура (X-XIII)

· Готическая культура(XIII-XVI)

Первый по­лучил свое название от того, что он является подражанием древним римским постройкам. Сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей, эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты, а поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства. Ставни же делались из холста, вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. В замках все внушало страх. Романские соборы также были весьма массивны. Монастырь в эти века был средоточием жизни. Здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались многочисленные паломники, поэтому одной из главных задач зодчего романского стиля была задача создать вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности. Романские храмы поражают мощью. Первоначально соборы строили с плоскими потолками, позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не обрушились, и строили массивные, тяжелые стены. Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. Стены храмов и замков украшались ткаными коврами с изображениями сцен нерелигиозного содержания. Храм был очень светлым (источник света - окна). Части собора заполнялись согласно иерархии: за трансептом - духовенство, далее - привилегированная часть общества, остальные - в боковых нефах.[5]

Гораздо интереснее и совершеннее в техническом отно­шении готическая архитектура. Ее характерной чертой явля­ется стремление архитектора построить здание как можно выше. Противники готического стиля главным его недостатком считали отсутствие каких-либо принципов и беспорядок в расположении деталей (их нагромождение). Готическое искусство сформировали, с одной стороны, значительные достижения в области техники (материальная сторона); с другой стороны, глубокая религиозность (духовная сторона). Вначале готический стиль сформировался во Франции в XII в., затем перешел в Англию, в XIII в. был воспринят в Германии и распространился по всей Европе. В каждой стране готический стиль принимал особые черты, но несмотря на это, он явился вторым общеевропейским художественным стилем средневековья. Собор — главное архитектурное сооружение готики. В эту эпоху строительство соборов означало пробуждение городов, так как «собор — это церковь, в которой богослужение совершает епископ. С самого начала распространения христианства епископ избирался в каждом значительном городе».[6] Готический собор — место не только богослужений, но и место театральных представлений, собрании, обычно это была самая высокая точка городского силуэта. Тяжеловесность романского собора сменяется предельной устремленностью вверх, нормой становится крестообразный план, трехнефный или пятинефный корпус с малоразвитым трансептом (поперечным нефом) или совсем без трансепта, иногда башня на перекрещивании трансепта и центрального нефа, фасад собора делится на ярусы. Для готического стиля характерна стрельчатая (килевидная) арка (она приходит на смену полуциркульной), в свою очередь стрельчатый свод влечет за собой применение опорных арок (аркбутанов). Сущность готического зодчества состоит в соединении стрельчатого свода с целой системой подпорок, поэтому свод, по сути, покоится на столбах, а стены не несут тяжести. У романского собора стены держат конструкцию, а у готического каркас архитектурных деталей и конструкция держат весь ансамбль.[7] Рассмотренные особенности готической архитектуры позволяли создать иллюзию оторванности от земли огромных, высоких соборов.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!