Журнальный глянец в обыденной жизни



Впрочем, многие из нас и в зрелые годы любят сладкое до дрожи и потребляют его до изнеможения, до одышки, не страшась крадущегося в ночи кариеса, равно как и жировых отложений, пришедших, чтоб навеки поселиться. Зависимость от сладкого — в буквальном и переносном смысле — новая, небывалая доселе болезнь. Чума третьего тысячелетия.

Уже в юные годы мы сгораем от желания привнести в наше пресное (как считает любой подросток, будь он хоть наследник престола Монако) существование хоть немного «сахарной глазури», сваренной по рецепту СМИ. Просто чтобы украсить доставшийся на твою долю непрезентабельный каравай. Вот почему в каждой судьбе наличествует хоть одна попытка вписать свою жизнь в форму современных технологий. Кто-то участвует в конкурсах юных дарований — «Звезди!», «Таланты-фабриканты» или что-то в этом роде, некоторые просиживают штаны в библиотеке, готовясь к олимпиадам для умников, а совсем уж чувствительные натуры пишут юношески (девически) страстные стихи, сильно напоминающие коктейль из Цветаевой и Асадова. За то время, пока мы дорастем до своего собственного стиля, до зрелой манеры самовыражения, любому из нас приходится пройти через стадию подражательности — это своеобразные «игры детенышей», подготовка к взрослой жизни.

Но иногда бывает так, что человеку до седых волос не удается повзрослеть. Он и в старости остается деткой-конфеткой. Инфантильное сознание — в некотором роде бегство от рутины будней, от самостоятельного выбора, от ответственности за действия и намерения. У подобного образа поведения есть и плохие, и хорошие стороны — как и у всего сущего.

К сожалению, не всегда мы выбираем, кому завидовать или на кого походить. Чаще выбирают за нас. Сегодня «общепризнанных идеалов» пруд пруди. Политики, звезды шоу-бизнеса, великие люди эпохи глядят на нас с обложек, сияя добрыми призывными улыбками. И так же радостно и счастливо смотрят на нас их жены, тещи, дети и собаки. Все поголовно счастливы. И это глянцевое счастье в личной жизни является наградой за большую созидательную деятельность на благо общества. Мы рассматриваем знакомые подретушированные лица, изнывая от желания уподобиться избранным, любимцам и баловням судьбы. Мелованные страницы раскрываются, словно двери рая.

Идея глянцевого счастья базируется не столько на традиции, сколько, в первую очередь, на моде. Глянец имеет самые жесткие принципы и рамки. Его основная стратегия называется «перфекционизм»: якобы для лучшей жизни отбирают только самых потрясающих, но из числа избранников в Эдем попадают лишь те, кому вдобавок умопомрачительно повезло. Ибо за порогом земного рая избранников ждет блаженство неописуемое (хотя и неоднократно описанное). Пресловутое райское блаженство средства массовой информации демонстрируют в гипертрофированных пропорциях (чтоб мало не показалось!): в статьях и передачах о жизни звезд гораздо больше упоминаний про «полную гармонию», нежели способен переварить обычный желудок земного человека. При такой дозе гармонии не только йог, но и любой атеист давно бы погрузился в нирвану, упоительную пустоту недеяния.

Чувство соразмерности бытия у СМИ, похоже, отсутствует начисто. И вероятно, поэтому проблемы знаменитостей пресса показывает через перевернутый бинокль. Всякие мелочи вроде клептомании, суицидомании, алкогольной зависимости, боязни черных кошек, тринадцатого числа, папарацци и критических отзывов — все психозы звезд представляются неважными деталями по сравнению с тем восторгом, который изливает на головы народных кумиров зрительские массы, охваченные любовью. Принцип сохранения психологической энергии: «Бери что хочешь и плати за это», если верить биографам знаменитостей, не срабатывает в судьбе выдающихся личностей. Хотя спросите любого «любимца муз и Аполлона», он объяснит, сколько крови ему попортил путь к вершине Олимпа.

Глянец статей и передач изрядно лакирует картину звездных сфер, в которых легко и свободно парят светила, а любые трудности носят временный и легко преодолимый характер. СМИ с непостижимой простотой соединяют в каждом таком «нерукотворном образце» взаимоисключающие достоинства: идолам одновременно присущи душевная чуткость и носорожья выносливость, истовая вера в христианские ценности и неуемное желание «все попробовать». Психиатр, если бы подобное «биографическое» описание попалось ему в качестве анамнеза, непременно вывел бы заключение: «явное раздвоение личности на фоне патологической эйфории». Впрочем, нет гарантии, что психиатр свободен от воздействия лакированных идеалов.

Сила стереотипа настолько же огромна и незаметна, насколько невидима и чудовищна сила, скажем, геологического процесса. Пока вулкан не плюнет в небо — метров на восемьсот — тоннами пепла и пемзы, у подножия смертоносной горы спокойно пасутся овечки, и девушки в ситцевых платьицах плетут веночки своим возлюбленным. Но хулиганские выходки огнедышащих фурункулов земной коры — всего лишь результат миллионолетних подвижек литоральных плит, гигантских пластов, из которых состоит вся поверхность планеты. Океанское дно тихо сползает под материки, почва опускается и поднимается, меняется погода — то ли быть дождю, то ли засухе… Словом, никто и ухом не ведет. И лишь когда «на город ляжет семь пластов сухой земли» — вот тут жители изумятся: с чего бы вдруг? Приблизительно таким же методом происходит внедрение идеи в человеческие мозги: тихо-тихо, по-пластунски. А потом: ба-а! Только что в какую-нибудь личность или идею не верили нипочем, осуждали, предавали, как говорится, «самому острому кизму» — а теперь раз — и полюбили! Ну, так с чего бы это… вдруг?

Не вдруг. На самом деле для того, чтобы спровоцировать вулканический выброс на тысячу метров ввысь многих тонн народной любви, создателю идеи придется попотеть. Во-первых, необходимо все устроить так, чтобы состоялось, интеллигентно выражаясь, «соитие стереотипа и психики масс». Причем соитие с последствиями, а не просто развлечения ради. Для этого стереотип должен базироваться на простых и очень простых ценностях. Идеи, передаваемые стереотипом, обязаны излучать доступность и усредненность. Большая сложность и высокая избирательность мешают массовому охвату — и охвату мозгов, и охвату вообще всего, что подвернется. Значит, идеям надо быть проще. Не то лежать им на свалке в качестве несвоевременно родившейся «нетленки». А всему, что не вовремя родилось, известно, какая судьба светит и какие прозвища дают. Во-вторых, шлифуя грани идеи, особенно важно убрать все, что мешает целостному, запоминающемуся образу. Всякие сомнения, метания, излияния, разобщающие аудиторию — долой! Вот почему глянец так старательно маскирует коллизии, которых навалом в любой жизни и тем более — в жизни звезд.

Простота имиджа в сочетании с гипертрофированным счастьем — вот что превращает судьбу знаменитости в сплошное великолепие, Фата-Морганой сверкающее перед взором обывателя. Да, теория создания глянцевого кумира выглядит сложным делом, а на практике глянец действует нехитрым методом наложения толстого-толстого слоя шоколадной глазури на любой подходящий объект. Собственно, качество и форма самого мучного изделия уже не просматриваются. К тому же подробности и не требуются: кексик может быть хоть из… туалетной бумаги с гипсом пополам — теперь публика с упоением станет медитировать на гладкую, источающую сладостный запах поверхность.

И вместе с «укрощением» и «подслащиванием» реальной «судьбы человека» образ «из телевизора» даже самую богатую натуру травестирует и выхолащивает: в «Понедельнике, который начинается в субботу» братьев Стругацких герой совершает путешествие в мир литературных произведений. «То и дело попадались какие-то люди, одетые только частично: скажем, в зеленой шляпе и красном пиджаке на голое тело (больше ничего); или в желтых ботинках и цветастом галстуке (ни штанов, ни рубашки, ни даже белья); или в изящных туфельках на босу ногу… Суровые мужчины крепко обнимали друг друга и, шевеля желваками на скулах, хлопали друг друга по спинам. Поскольку многие были не одеты, хлопание это напоминало аплодисменты». Да, ради аплодисментов многие претенденты на «звездность» не особо дорожатся — не берегут свою многогранность и неоднозначность, и даже готовы остаться без штанов, а также терпеть крепкие объятья суровых неодетых мужчин с желваками на скулах.

Кстати, глянец боится вовсе не своего антипода (вернее, якобы антипода) — грязного белья, темного прошлого, трупов в шкафу и проч. Страшные тайны и ужасные разоблачения только привлекают внимание публики. Глянец боится жизненных реалий. При демонстрации перипетий восхождения будущего героя-полубога на Олимп пересказывать реалии его повседневной, «человеческой» жизни — нельзя ни в коем случае, даже если про звезду «снимается кино», жесткое, будто солдатский сухарь, и искреннее, будто исповедь старой девы. Пусть именно такая — обыденная, кропотливая, утомительная — пахота сделала будущего народного кумира личностью. Глянец — неизбежное вложение имиджмейкера в образ идола. Для полноценного глянца нужны не разоблачение, и не изучение, а ощущения. Мысль о том, что знаменитый человек — не избранник богов, а такой же муравей, как и ты, работяга, комплексатик, и к тому же не слишком счастливый — вызывает ужас. Хотя ничего ужасного в «рабочих моментах» нет.

Стоит ли строить имидж своей жизни по «звездным» нормам и наводить глянец — дело ваше. Следует учесть одно: глянец — вещь хрупкая. Удаляешь один компонент и вся пирамида рассыпается, словно карточный домик. Достижения и свершения теряют ценность и смысл: теперь главное достижение — это, собственно, безоблачная жизнь. Такая «выдающаяся судьба» символизирует избранность и неземное происхождение ее обладателя. Бог знает, почему образ жизни для обывателя оказывается важнее, чем творческие прорывы. Может, из-за того, что объективно понять и оценить результат труда, деятельности, творчества — не в компетенции «человекозрителя»? Поэтому он просто хочет увидеть и символ — воплощение благодати, удачи и гарантированного успеха. Успеха, неизбежно приходящего к тем, кто живет не абы как, а «правильно».

Лиза училась курсом старше Павлика Соболева. На их гуманитарном отделении, где мальчики-студенты вообще редко выживали, Павлик казался просто светочем. Красивый, здоровый мальчик, с хорошей кожей, ровными зубами и открытым взглядом ясных голубых глаз. Преподаватели наперебой хвалили его работы, девочки в него влюблялись пачками. Сама Лиза влюблена в Павлика не была, но для нее он был чем-то вроде воплощения некого принципа вселенской справедливости. Глядя на Павлика, она всем существом впитывала эту самую нехитрую, отчетливую справедливость: вот, если ты родишься у «правильных» родителей, получишь хорошее воспитание и образование, то все в жизни у тебя будет ясно, легко и хорошо. И за что бы ты не взялся — все у тебя получится, а за твои прекрасные качества тебя все заметят, полюбят, наградят. Видите: «хорошим Павликам» не надо долго-долго карабкаться к вершине через темные провалы и мусорные кучи, ломая голову и обламывая ногти, не надо идти на недостойные сделки с совестью ради успеха. Чистые помыслы, светлый путь — словом, человек будущего в наши дни. Так что, можно сказать, Лиза своими чувствами к Павлику выражала настроения восхищенного общества.

Кроме того, поскольку они учились в одном учебном заведении, Лиза прямо-таки чувствовала себя причастной к судьбе своего кумира. Она очень обрадовалась, когда Павлик стал известным актером и шоуменом. Это подтверждало ее мысли об светлом, усеянном розами без шипов, «правильном» пути прекрасного человека, чьи ясные глаза и добрая улыбка глядели на нее с рекламных щитов и с экрана телевизора. Однажды Лизе крупно повезло. По крайней мере ей казалось именно так — в начале. На вечеринке у своей подруги она встретилась с Соней и Наташей. Обе очень хорошо знали Павлика. Соня училась вместе с ним в одной группе, а Наташа работала вместе с Павликом в одной кинокомпании. «Надо же, как повезло!» — подумала Лиза про девушек. Ей казалось, что находится рядом и дышать одним воздухом с Павликом — величайшая привилегия.

И Лиза завела беседу о своем кумире, вдохновенную и многословную — и говорила, пока не осеклась при виде иронии на лицах «счастливиц». Лизиных восторгов они явно не разделяли. «Большого ученого ума, говоришь?» — смеялась Соня. — «Но ведь его работы считали лучшими, — не сдавалась Лиза, — и курсовые и диплом», — «Честно говоря, не думаю, что нужно хоть какие-то мозги иметь, чтобы написать такую дипломную работу… Одна тема чего стоит. «Архитектура деревни Гадюкино в работах художника Змеюкина»! Этот домик в том пейзаже, а этот в другом. Реестр, одним словом. Так что извини», — «А почему же хвалили?» — Лиза цеплялась за соломинку. — «Да потому, что все эти работы ему мама писала. Она еще у нас преподавала. Ну, ты помнишь, кудрявая такая. Что же им, коллегу прикладывать, мордой об стол? Вот и хвалили. Тем более, что тетка она неплохая, трудолюбивая, но без особого полета», — «Надо же, — засмеялась Наташа, — а я-то никак понять не могла, как же он университет окончил?» — «Почему?» — Лиза была готова расплакаться, — «Да туповат он, между нами, девочками, и к тому же в общении… неприятен. Я в его команде работала и при первой же возможности в другую группу перешла — и гуд бай, май лав!» — «А как же тогда все? Что такое Павлик?» — Лиза совсем упала духом, — «Штаны!» — хором ответили Соня с Наташей. «Ну, фактура у него подходящая, — снисходительно пояснила Наташа, — ее и эксплуатируют в хвост и гриву. Шоу-бизнес к штанам очень по-доброму относится. Польза от них есть, доход. Взять, вот, к примеру, тебя. Смотрела столько лет в лучистые Павлушины глаза и плакала от умиления. И другие так же. Так что миссию свою Павлик выполняет. А чем прекрасный принц является в реальной жизни — этого лучше не знать».

Конечно, Лизиной коллизии, пардон за каламбур, можно посочувствовать. Но девушка сама виновата. Ей бы присмотреться, разобраться: и за что я его полюбила? За красивые глаза? Нет, скорее за то, что он символизировал: успех, который не надо ни зарабатывать, ни поддерживать, ни упрочивать. Просто живи «как надо» — и все у тебя будет. Павлик олицетворял надежду на светлое будущее для всех «хороших мальчиков и девочек». И блистательный кумир превратился в грубо раскрашенную марионетку, едва трепетная девушка Лиза узнала подноготную Павлушиного «полета в стратосферу» — личные связи в институте, нехитрая функция «фактурного мальчонки» в неромантичной индустрии шоу-бизнеса.

Не стоит ударяться в обожание символа. Да и реалии собственной жизни под глянец подстраивать — дело неприбыльное, опасное тяжкими душевными разочарованиями. Но что делать, если вам хочется — или даже требуется — хорошо смотреться? То же, что и любой имиджмейкер. Поступайте, как вам удобно, и демонстрируйте окружению лишь ту часть своей жизни, которая подпадает под образец. При этом не позволяйте «аудитории» подходить чересчур близко и настойчиво принюхиваться к вашему поведению, мыслям, переживаниям. Мало ли что унюхают!

Надо признать: существует целая психологическая категория людей, которым демонстрация заменяет реалии бытия. Это экстраверты. Им легко дается эксплуатация «образцовых» фрагментов своей личности. То, что общество видит и обсуждает, для экстраверта и есть действительность. Экстраверты охотно работают не над художественными или научными произведениями, а над собой: ведь собственный образ — ничуть не менее достойный объект, чем образ, например, литературный? Есть и другие психологические типы. Им — интровертам — претит постоянно подстраиваться и прогибаться, их утомляют пересуды и советы «добрых друзей». Зачастую интроверты предпочитают перейти в категорию «оригиналов»: в таком положении можно лоббировать свои интересы, как бы не замечая реакции публики. Велика вероятность, что принципы какого-нибудь талантливого «оригинала» станут новым примером для подражания. Это, действительно, большой успех.

 

Успех — двуликий Янус

Да, успеха и известности хочется всем. Практически без исключения. Даже тем, кто годами обходится без человеческого общества и вообще живет жизнью отшельника. Вспомните честолюбца из «Маленького принца» Экзюпери. Вокруг тебя плещут аплодисменты, аплодисменты — а ты встаешь и раскланиваешься. И так много, много раз — пока не надоешь своим почитателям, и они не сбегут… на другую планету. Кстати, а вы знаете, что на планете с нехитрым названием ТВ, где обитают самые упорные честолюбцы, бурные овации есть тяжелая работа, а вовсе не спонтанное выражение чувств? Что оглушительные выкрики, приветственный свист и восторженные юные лица записываются отдельно от творческого процесса? Ходит ассистент и кричит, разогревая аудиторию: «Громче! Активнее! Где ваши руки? Где ваши глотки? А ну поднажми! Еще раз, все вместе!»

Разумеется, аудитория, вернее, ее бурная реакция — жутко важная часть мероприятия. Ведь там, где концентрируются честолюбцы, почитатели в цене. А честолюбцы отнюдь не всегда — в том числе и весьма известные, достигшие успеха и получившие признание. Впрочем, эти два столпа — кумиры и поклонники — на которых держатся миры шоу-бизнеса и политики, друг без друга вообще не котируются. Представляете, чем бы занимались идолы без фанатов, или фанаты без идолов? Скорее всего, бегали по неприютным пустошам, оглашая окрестности жалобными воплями: «Где ты, солнце мое незакатное, радость моя единственная, блаженство мое неземное?». Мда. Как говорил ослик Иа-Иа: «Душераздирающее зрелище… Вот как это называется — душераздирающее зрелище».

К тому же многие представители «зрительской массы» сами мечтают о «пятнадцати минутах славы». И самый верный способ, как им кажется — это показаться на экране перед миллионами пар глаз, хоть на пару секунд. Честное слово, даже помаячив на экране несколько минут, знаменитостью не станешь. И узнавать в транспорте, на улице, в магазине вас не будут. И неизбежно возникает некоторое разочарование: я перенес столько мучений, преодолел столько преград, сделал столько прыжков, приседаний и взмахов, пережил столько треволнений, а меня не то, что в Голливуд не пригласили — вообще не заметили. Может, я в чем-то ошибся? Надо попробовать еще разок.

Поэтому, как бы это ни было утомительно — свистеть, хлопать, орать и визжать три, а то и все пять часов подряд, толпа желающих попасть, как Фрекен Бок, «в телевизор» не убывает и в фойе телестудий вечно не продохнуть. А через орду почитателей (к тому же непременно чьих-то чужих почитателей) с трудом протискиваются честолюбцы. По их физиономиях легко вычислить, насколько они успешны: самые благодушные и доброжелательные, как правило, широко известны… в узком кругу, а надутые и зыркающие исподлобья — это самые раскрученные и намозолившие публике не только глаза. Французская писательница Натали Клиффорд Барни посмеивалась: «Слава — это когда тебя знают люди, которых ты не желаешь знать», а ее гораздо более знаменитый коллега и соотечественник Оноре Бальзак высказывался еще саркастичнее: «Слава — товар невыгодный. Стоит дорого, сохраняется плохо». Но пусть звезды воспринимают съемки для ТВ как скучное, хотя и необходимое занятие, рецензии на свою деятельность не читают, а измеряют линейкой, на тусовках скучают, от фанатов прячутся, к оранью и хлопанью относятся скептически — они все-таки держатся за свой статус. И крайне редко отказываются от своего высокого удела. Высокого, хоть и утомительного.

А между тем многие из знаменитостей на своем пути к успеху вынуждены были пойти на весьма неприятные компромиссы. Главным образом, в области принципов раскрутки. В попытках достижения успеха мы обычно делаем ставку на оригинальность, компетентность и пр., хотя для достижения массового успеха надо соответствовать уровню общественной банальности восприятия. Вот почему мы часто по достижении желанных высот испытываем скорее разочарование, чем радость. Когда-то казалось: нас оценят, полюбят и захотят, если продемонстрировать окружающим свою неординарность, высокий уровень знаний, глубину души и тонкость чувств. Но в результате мы всего лишь получаем ряд нелестных характеристик: «напыщенный умник», «странный тип» или «скучный болван» — что в принципе одно и то же. Предположим, кому-то везет: на горизонте возникает знающий человек (скажем, продюсер или антрепренер), который присматривается к нашим безнадежным попыткам, хмыкает и решает пособить бестолковому, но талантливому дитяте. Он усаживает будущее «открытие» в кожаное кресло и принимается канифолить романтически настроенному юному дарованию мозги: будь понятней, будь проще, направь свои способности на то, чтобы вызывать не мысли, а эмоции — и люди к тебе потянутся. И хотя глупеть и упрощаться ужас как не хочется, отказаться от подобной тактики нет сил.

За компромисс приходится платить. Депрессиями, неврозами, истощением душевных и физических сил. То есть, в итоге, всем потенциалом собственной личности. Впрочем, те, для кого признание и есть основная задача, не больно-то переживают. Их ставка выигрывает. Но остальные — те, кто мечтал сказать человечеству нечто свое, оригинальное, проигрывают в этой игре все — и в первую очередь себя, неповторимого. Поэтому, прежде чем рваться к успеху, попробуйте разобраться: вам нужна народная любовь или свобода самовыражения. И помните: идеал формируется в ранней юности, а в процессе взросления система ценностей меняется, и с возрастом мы ставим перед собой уже совершенно другие задачи.

Очень хорошо помню, как совсем молоденькая рыжая Алиска в студенческие годы грезила о своем будущем поприще. «Представляешь, я стану журналистом. Известным. Просто обреченным на успех. Я буду томная лежать на диване и говорить: «Ах, отстаньте от меня, отстаньте. Я устала, устала писать». А они, представляешь, просют, просют, на коленках ползают, полы мне полируют. Ну, еще я могла бы консультировать историческое кино. Наверное, это так интересно! Вот это была бы жизнь!» В ее буйной рыжей голове бушевали картины одна другой красочней, образ журналистки сплетался с образом кинодивы, заносился в далекие сферы и неведомые высоты. С тех пор прошло без малого десять лет. Девичьих грез своих Алиса уже не помнит, сейчас перед ней стоят куда более реальные и приземленные задачи.

Я заезжаю к Алиске в гости. «Ой, привет, раздевайся, заходи, я сейчас закончу! — и Алиса бросается от меня к дивану, на котором привольно раскинулся ноутбук. Алиске приходится много писать, и когда она устает писать за столом, перебирается на диван. «Перемена позы перед компьютером само по себе есть отдых!» — это из Алискиных трудовых деклараций. Правда, последний абзац как последнее «прости» она достучать не успевает. Начинает трезвонить телефон. «Мать, нам нужно эссе о большом светлом чувстве, коротенечко, полосы на три… Сделаешь?» — «Угу, — отвечает Алиска и раскрывает пухлый ежедневник, — Скажем, к 10 апреля, идет? Ну, и что с того, что сейчас начало февраля. У меня на два месяца вперед все забито, не продохнуть. Мне книгу через месяц сдавать надо, ну никак не могу. Нету у меня окошечка. Я и так не знаю, когда все остальное писать буду! Ну, и что, что на коленях стоишь! Подумаешь, волосы рвешь! Может, ты на стрижке экономишь. Я? Я экономлю на здоровом образе жизни! Я устала как собака, как две собаки. Я буквы видеть не могу! Это сейчас у меня единственное сильное чувство! Слушай, а пить, есть и умываться мне когда? Короче, или ты берешь десятое апреля сейчас, или его дня через три возьмет другой, помоложе и покрасивей. Что такое верность? В Сибирь за мужиком? Делать им нечего, женам декабристов. А я загружена до ноздрей! Берешь все-таки? Ладно, пишем. Заметано. Пока. Извини. Я сейчас!» — а это уже мне. Возвращается к работе. «Пойду-ка я кофе сварю», — предлагаю я взъерошенному Алискиному затылку. — «Класс. Извини. Мне всего три строчки… Черт!» Звонит телефон. Повторяется похожий разговор, с торгов уходит двенадцатое апреля.

«Ну, все, я закончила и отключила телефон!» — это взмыленная Алиска появляется на собственной кухне и с наслаждением дымит сигаретой. Прям как зек на зоне, которому перепало «дернуть». По законам сериала я бы должна встретить ее восторженной улыбкой и сказать: «Вот видишь! Все сбылось, как ты мечтала! Как же ты, наверное, счастлива!» Интересно, что тогда полетит мне в голову, джезва с кофейком или кремовый тортик, купленный к моему приходу?

И, кстати, вопрос этот — не праздный. Алиске в свое время пришлось-таки консультировать исторический документальный фильм. Так вот, сценарист, который от всего творчества Федора Шехтеля в Москве оставил только, смешно сказать, кинотеатр «Художественный», к тому же постоянно донимал Алиску нелепыми вопросами: «Не проигрывал ли Шехтель в карты состояния?», «Не являлся ли частым посетителем какого-нибудь борделя?», «Не пил ли красное по-черному или горькую до белой?», «Может, дети у него внебрачные или зарезал там кого?». За что и получил от Алиски продуктом своего труда, т. е. толстенным коряво написанным сценарием, по голове — и неоднократно. Короче, сбылись все Алискины девичьи грезы! Просто до смешного.

Думаете: бедная Алиса! Нет в жизни счастья, одна рутина. Поверьте, она прочла историю своей жизни в моем изложении раньше, чем книга пошла в печать. Прочла, расхохоталась, потом призадумалась и изрекла: «Нет, я, конечно, все иначе себе представляла. Только уже не помню, как именно. Я же сопливой студенткой была, мне еще пробиться требовалось. Наверное, я полагала, что пробьюсь, сделаю имя — а потом, как в сказке. Все счастливы, будущее безоблачно, жизнь прекрасна и упоительна. Конец истории, закрывай глазки, детка, пусть тебе приснятся самые лучшие сны. Но детки имеют привычку вырастать во взрослых тетенек, им уже совсем другое надобно. Вот и я выросла. И вообще, если бы цели не менялись, человеку оставалось только удавиться: ты достиг, чего хотел, жизнь кончена. Можешь отправляться в ад вместе со своей хандрой!».

Конечно, можно представить свой жизненный путь поэтапно: сперва добиваюсь признания и звездного статуса, потому принимаюсь за самовыражение. Но то, что называют «звездной болезнью» — не что иное, как попытка звезды, выросшей из инфантильного имиджа, реализовать себя «по-взрослому». Антрепренеры и продюсеры обычно принимают подобное поведение за глупые капризы: детка, тебя хотят такой, какой мы тебя сделали. А ты теперь желаешь все поломать — и ради чего? Ради какой-то бредятины, которую нахально называешь своей неповторимой индивидуальностью! Стерва ты, стерва!

Так что в случае «поэтапного» подъема надо быть готовым к серьезным конфликтам, которые начнутся, едва ты начнешь предъявлять новые, самостоятельные требования к собственному имиджу, к свободе творчества и оригинальности самовыражения. Некоторые выдающиеся личности признаются, что в душе они совсем не конфликтные, миролюбивые и мягкие. Белые и пушистые, хотя их воспринимают как вздорных, жестких и вороных. Или зеленых. Или голубых. Словом, неважно. Носорожья шкура — одно из непременных условий выживания в мире успешных людей. Не чувствуешь в себе способности нарастить непробиваемую оболочку — не позволяй из себя лепить незнамо что. Иначе твой доброжелательный покровитель будет уверен: это он тебя создал. «Я тебя слепила из того, что было!»

Насколько вы уверены в своей правоте? А в будущем успехе вашего предприятия? Скажите, вам свойственно унывать при встрече с трудностями — словом, оптимист вы или пессимист? Для того, чтобы это понять, ответьте на несколько вопросов.

Вы надеетесь на лучшее, даже когда у вас не все гладко?

а) да, конечно, иначе я не умею;

б) это верно лишь отчасти, бывают и минуты безнадеги;

в) только иногда у меня появляется мысль: «Все еще будет хорошо!»;

г) я скорее предположу, что все будет еще ужаснее, чем сейчас;

д) я никогда не думаю подобной ерунды.

Вам кажется, что вы притягиваете к себе неприятности?

а) постоянно — к тому же у меня масса подтверждений, что так оно и есть;

б) бывает такое ощущение, что кто-то взял, да и открыл шкатулку Пандоры — и все беды оттуда полетели прямо на мою голову;

в) время от времени случается «не мой день» — хорошо, хоть нечасто;

г) да нет, мои дела, как правило, идут хорошо, и никакие черные кошки и тринадцатые числа на меня не действуют;

д) я ничего подобного не чувствую.

Свое будущее вы представляете скорее в розовых тонах, чем в серых или, не дай Бог, в черных?

а) да, все будет именно так;

б) вероятно, моя жизнь будет счастливой, хотя без маленьких неприятностей не проживешь;

в) иногда у меня случаются приступы оптимизма;

г) я чаще представляю себе проблемы, которые будут мешать каждому моему начинанию;

д) я никогда не поддаюсь несбыточным мечтам и не ношу розовых очков.

У вас постоянно возникает ощущение, что в жизни может кому-то повезти, но только не вам?

а) да, я же вижу — все вокруг отлично устраиваются, кроме меня;

б) к счастью, это ощущение не так уж постоянно, иногда и «свет в конце тоннеля» мелькнет;

в) подобные мысли приходят мне на ум лишь временами;

г) я, конечно, не могу избавиться от мрачных чувств, но стараюсь им не поддаваться;

д) подобное состояние — просто признак депрессии, и я не верю ни во что подобное.

Вы мало рассчитываете на то, что в вашей жизни произойдет что-то стоящее, интересное?

а) нужно быть наивным до идиотизма, чтобы дожидаться персональных удач, когда кругом сплошная рутина и безнадега;

б) нет, почему же, не всегда — бывают проблески надежды;

в) иной раз и такое случается: я сижу и кисну, погружаясь в пучину уныния;

г) наоборот, я стараюсь почаще думать, что меня ждут выдающиеся события и интересные встречи;

д) что за глупая манера заранее кодировать себя «на провал», убеждать себя в будущих неудачах — я лично так никогда не поступаю.

Вы думаете, что каждый новый день обязательно принесет вам только самое хорошее, плохого вы не ждете?

а) естественно, разве можно начинать день с плохих предчувствий;

б) так бывает не всегда, периодически я ощущаю неприятный холод под ложечкой — страх, что произойдет что-нибудь ужасное;

в) я редко чувствую что-либо подобное, обычно у меня ни плохих, ни хороших предчувствий не возникает;

г) мне кажется, что частота «плохих» случаев в нашей жизни намного выше, чем «хороших»;

д) я радужными прогнозами не увлекаюсь — это мешает как следует подготовиться к ударам судьбы.

Подсчет баллов

Сложите полученные баллы по этой схеме:

а — 4, б — 3, в — 2, г — 1, д — 0;

а — 0, б — 1, в — 2, г — 3, д — 4;

а — 4, б — 3, в — 2, г — 1, д — 0;

а — 0, б — 1, в — 2, г — 3, д — 4;

а — 0, б — 1, в — 2, г — 3, д — 4;

а — 4, б — 3, в — 2, г — 1, д — 0.

Сложите все свои очки. Теперь посмотрим, что означает полученная сумма баллов.

0-11 баллов. Отъявленная пессимистка. У вас довольно силен комплекс вины. Если ваши (или тех, за кого вы чувствуете ответственность) дела идут не лучшим образом, вы во всем вините только себя, невзирая на обстоятельства и реальный ход вещей. Если ваш набор очков близок к 0, то вам довольно трудно помочь: вы действительно беспросветная пессимистка. Вероятно, вам нравится ощущать себя внутри шекспировской трагедии — сюжета, который по определению ничем хорошим кончиться не может. Но если набранная вами сумма очков ближе к 11 баллам, то вы, скорее всего, впадаете в пессимизм лишь время от времени, потому что привыкли излишне драматизировать события.

12 баллов. Оптимизм и пессимизм уживаются в вас «на равных». То есть эти черты представлены в вашей натуре приблизительно в одинаковой степени. А, может, в вашей душе происходит постоянная внутренняя борьба. Скорее всего, и сейчас, и в будущем трудно будет составить прогноз, какие силы одержат верх. Вы, вероятно, и в дальнейшем станете балансировать между оптимизмом и пессимизмом — в зависимости от обстоятельств склоняясь то в одну, то в другую сторону. Главное, чтобы вы могли объективно оценивать ситуацию и реагировать так, как будет лучше для вас. Научитесь смотреть на окружающие вас обстоятельства и лица как бы «со стороны» и не зависеть от своего психологического настроя. Если вы ощущаете прилив уныния или, наоборот, эйфории, постарайтесь не переносить свое внутреннее состояние на внешние «объекты». Иначе весь мир станет полосатым, словно зебра — да так, что в глазах зарябит: все черное — все белое, все черное — все белое. Это весьма утомительная картина.

13–24 балла. Заядлая оптимистка. Вы встречаете каждый новый день радостной песней и не пасуете перед трудностями. Если внезапно начинается полоса невезения, вы не станете падать духом и хандрить, а начнете просчитывать, как и когда поправятся ваши пошатнувшиеся дела. Если ваш результат оказался ближе к 13, то вы человек, склонный к оптимизму, но и не лишенный пессимистических настроений. Конечно, пессимизм не в силах привнести в вашу жизнь чувства «окрыленности» и радостного подъема. Зато это качество позволяет смотреть на мир трезвым взглядом. Надеясь исключительно на прекрасные перспективы, можно совершить множество промахов. Ну, а если ваши баллы перевалили за 20, то вы, кажется, убежденная оптимистка. Ощущение, что вам все по плечу, вы легко решите любые возникшие перед вами проблемы, посещает вас регулярно. Хорошо, если к тому же вы не имеете привычки искажать действительность. Не теряйте уверенности в себе и в своих силах, но и утрачивайте связи с реальным миром.

Между тем оптимизм, безусловно, серьезное подспорье для всех, кто намеревается протестовать против давно устоявшихся традиций. Раскачивать устои, намертво вколоченные в человеческие мозги, и разрушать стереотипы, достигшие железобетонной крепости, — работа тяжелая, неблагодарная. Поэтому в начале самореализации страшно тянет пойти по пути наименьшего сопротивления: дать публике то, чего она хочет, не отвергать требований «знающих людей», которых в любой сфере жизни до… достаточно. Поддаешься слабости — отнюдь не минутной — и готово дело! Ты в списке людей банальных, но приятных во всех отношениях. При этом все, чем богата твоя натура, обесценивается и загоняется за Можай. Вот почему есть смысл оказывать сопротивление внешнему давлению и не становиться Галатеей, которую любой нахал-Пигмалион норовит обтесать под свой ранжир. Естественно, тебя назовут «стервой». Причем не раз и не два. Но это — неизбежный побочный эффект.

Не один и не два читателя сейчас решат: надо, наверное, блюсти себя и быть человеком принципов! Если уж быть совсем откровенной… лучше не стоит. Принципы — только скелет, костяк, основа. И если ограничиться скелетом, выглядеть будешь, как Терминатор-1, со скрежетом вышагивающий в море огня. Такого туповатого пришельца из будущего подстрелить и обездвижить — самое милое дело для умелого нейтрализатора механических чудищ. На скелет надобно нарастить плоть — мягкую, мобильную, меняющуюся в зависимости от обстоятельств. Нужна гибкость, мобильность. А принципы должны сложиться не в металлическое чучело, а в стройную тактику. И пусть эта тактика вам не мешает, а помогает — даже в тот критический момент, когда вы поймете, что ваши ценности поменялись, а претензии возросли. Итак, что делать с принципами?


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!