Неосознаваемые явления в психике , их классификация
Возникновение и развитие сознания
Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: общественный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова. С возникновением прямохождения у человека освободились руки, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.
Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоминаться для повторного его изготовления. Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализом), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтезом) вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Таким образом, совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека. Совершенствовалось и орудие этой деятельности – речь.
|
|
Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу других людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируются абстрактное мышление человека, его воля.
В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутренних психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется интериоризацией («превращение во внутреннее»). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов, и как символ их общих, существенных свойств.
|
|
Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание.
25/Сознание человека – это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
1.Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2.Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
|
|
3.Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная ( творческая ) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6.Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Функции и свойства сознания
В структуре сознания ряд исследователей (В. П. Зин-ченко и его последователи) выделяют два слоя – бытийный и рефлексивный. Бытийный – это «сознание для бытия», а рефлексивный – «сознание для сознания».
К функциям сознания относятся следующие.
1.Функция отражения.
2.Функция целеполагания.
3.Творческая функция (творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений).
4.Функция оценки и регуляции поведения и деятельности.
|
|
5.Функция построения отношения к миру, другим людям, себе.
6.Духовная функция – обусловливающая становление индивидуальности и развитие духовности.
7.Рефлексивная функция, являющаяся основной, характеризующей сознание функцией.
Объектами рефлексии выступают отражение мира, мышление о мире или мировоззрение, способы саморегуляции, самосознание, сами процессы рефлексии.
Говоря о механизмах сознания, не следует иметь в виду исключительно мозговую деятельность конкретного индивида. Мозг является биологической основой психики и сознания. Но сознание – продукт взаимодействия многих систем. Это и сам индивид, и социальные группы, в которых он формируется как личность, и общество в конкретной исторической ситуации, и весь путь культурно-исторического развития человечества.
Важным свойством этих систем является возможность создания новообразований в сознании, которые не могут быть сведены к тем или иным компонентам исходной системы. Сознание выступает как важный функциональный орган взаимодействия этих систем. Свойствами сознания как функционального органа являются:
1) Активность : сознание связано с деятельностью, с активным действием на мир.
2) Избирательный характер : сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).
3) Обобщенность и отвлеченность : сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.
4) Целостность : сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения).
5) Константность : относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.
6) Динамичность : его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.
7) Искаженность : сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности).
8) Индивидуальный характер : сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.
9) Способность к рефлексии : сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди. Другими словами - взаимодействие.
26.Сущность различий психики животных и человека |
Существует огромная разница между психикой человека и психикой самого высшего животного. “Язык” животных отличается от “языка” человека . Животное может лишь подать сигнал своим собраться по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией. Человек с помощью “языка” информирует других людей о прошлом, настоящем, будущем, может передавать им специальный опыт. Язык человеку дает возможность отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений. Разница в “языке” животных и человека определяет различие и в мышлении, так как чуждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями. Многими экспертами было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление (обезьяны). Абстрактные способы мышления у обезьян не наблюдал ни один исследователь. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвидеть последствия. Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность же человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости – сознательно. Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия . Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Например, обезьяна пользовалась палкой как орудием для подтягивания плода с дерева, но через какое-то время она может изгрызть ее. Орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно. Человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет. Человек живет в мире относительно постоянных вещей, пользуется орудиями сообща с другими людьми, заимствует опыт, используя орудия у одних и передавая его другим. Третье отличие– в чувствах . Человек как высшее животное не остается “равнодушным” к происходящему вокруг. Приметы и явления действительности могут вызвать у животных и человека положительные или отрицательные эмоции. Но только человек может сопереживать горю и порадоваться с другим человеком, только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта. Четвертое отличие психики человека от животных заключается в условиях их развития . Развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции, а развитие человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам исторического развития. Животное и человек имеют опыт, накопленный в виде интенсивных действий на определенного вида раздражитель. Они приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Только человек присваивает общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Общественные отношения людей изменили биологические потребности и породили новые. С развитием предметов труда родилась и потребность в них. Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мира. Пятая отличительная черта психической деятельности человека – передача общественного опыта. И животное, и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного вида раздражители. И тот, и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок обладает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человечества. У человека развиваются высшие, способственно-человеческие функции. |
27. Сознательное и бессознательное Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам. Быть сознательным — прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный момент мы знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным. Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.) , во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые. К термину или понятию бессознательного ученые пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Они вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления, которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными. Здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до сознания, ученые называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению поддерживавшая его, ощущается психологами во время их психоаналитической работы как сопротивление. Психоанализ – общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний. Психоанализ возник в начале века как одно из направлений медицинской психологии сначала усилиями З.Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США. Психоанализ является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Разобравшись, что есть сознательное и бессознательное, можно выделить следующие основные положения, которые будут более полно описаны ниже: господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики «цензурой» – психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов – табу. В особых «конфликтных» случаях бессознательные влечения «обманывают» цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений заболеваний) и т.п. Так как сводится к соматическому (телесному) , то и исследовать психику нужно особыми методами, которые были разработаны З. Фрейдом и его последователями. Эти методы призваны за явным смыслом (или видимой бессмысленностью) проявлений бессознательного угадать их истинную подоплёку. |
29. Признаки сознания
Сознание является специфическим человеческой формой освоения мира, которая предусматривает освоение объектов сначала без физического воздействия на них. В виде образов, схем, конструкций они будто «пересаживаются» в голову человека, трансформируясь в ней: избавляясь любых предметных свойств и приобретая форму идеального. Признаки сознания являются:
Идеальность - общая форма существования сознания как субъективной реальности. По своему содержанию сознание - это экстракт бытия, представлено в ней в идеальных формах. Вне идеальность сознания не существует. Она только там и начинается, где и когда человек вынужден объективировать свой внутренний мир в общезначимых ценностях, начинает смотреть на себя со стороны, глазами других людей, соотносить свое поведение с общепризнанными нормами, «идеальными по своей сути». Наличие идеального позволяет человеку стать объектом и субъектом культуры. Человек не только пассивно усваивает культуру, но и активно создает ее.
Опосредованность языке. Как идеальная, сознание существует только в материальной форме своего выражения - языке. Структура мышления и структура языка различны. Свидетельством этого является то, что законы и формы мышления едины для всех людей, а речь у каждого этноса своя - национальная, а значит, специфическая. Благодаря языку идеальность имеет и материальную оболочку, поскольку объективируется в книгах, художественных полотнах, архитектурных зданиях, скульптуре, орудиях труда и других разновидностях материальной и духовной культуры, о существовании являются материальными, а по сути, происхождением - идеальными.
Интенциональность (лат. intento - стремление). Сознание всегда является осознанием чего-то. Она направлена ??на определенную предметность. В сознании присутствует то, что является ее предметом. То есть отображается не мир вообще в его разнообразии, а лишь то, что является предметом конкретной деятельности или внимания человека. Сознание имеет три формы: жизненный опыт, оценка и смысл. Выделяют два неотделимых типа интенции сознания: первичную - направленную на мир явлений, и вторичную - направленную на духовное, божественный мир. Основополагающей является вторичная интенция, поскольку она дает возможность человеку реализовать свое фундаментальное онтологическое убеждение.
Способность создавать и воспроизводить идеи. Прежде сознание производит осмысленный план поведения человека как в мире природы, так и в обществе. Идейные отношения между индивидами возникают в сообществе, но при определенной индивидуализации субъекта от него. С одной стороны, человек есть существо социальное, а с другой - она ??неповторима, независимая в определенных параметрах от социума. Только при таких условиях и появляется возможность продуцировать идеи. Животное не имеет творческого содержания в своем мозгу.
Бытийность сознания начинается с возникновением внутреннего мира идей. Человек должен образы вещей в своем сознании даже тогда, когда эти вещи непосредственно не данные в чувственном восприятии. Такие образы и является творческим содержанием сознания. Мир доступен ей не только «здесь и теперь», а «там и тогда». Поэтому и поведение человека определяется не только конкретной сенсорной ситуацией, но и воображаемой, мыслимой. Творческий содержание сознания отличает ее от психики животного. Творчество и воспроизведение идей является непременным условием роста и обогащения сознания. Только благодаря ей человеческая психика приобретает своего уникального внутреннего мира мыслей, идей, представлений, освобождающие человека от слепой зависимости конкретного момента.
Итак, основными свойствами (признаками) сознания являются: ее идеальность, опосредованность языке, интенциональность (целенаправленная предметность), способность творить и воспроизводить идеи.
Неосознаваемые явления в психике , их классификация
Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.
Сознание — единство субъективного и объективного. Отсюда становится ясным истинное взаимоотношение сознательного и бессознательного, которое разрешает парадокс бессознательной психики.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, про-приоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знаковости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.
Психическое явление у человека редко бывает вовсе вне сознания. Но возможно неосознанное переживание, в котором не осознан предмет, его вызывающий. Неосознанно является связь переживания с тем, к чему оно относится. Психическое явление может быть осознано самим субъектом лишь через то, переживанием чего оно является.
Можно сильно переживать какое-либо чувство и не осознавать его. Неосознанное чувство — то, в котором переживание не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром. Аналогично и настроение часто создается вне контроля сознания.
Существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.
31.Структура сознания
1. Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).
Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уже сама грамматическая структура слова «со-знание» говорит о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понята многими (совместное знание). Без знания нет сознания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.
2. Мотивация - совокупность побуждений, определяющих целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Большую роль здесь играют воображение, мечта. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой и неустойчивой.
3. Чувственно - эмоциональная сфера (эмоции) - переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы. Эмоциональные механизмы сознания работают по принципу взаимной оценочно-когнитивной корреляции.
4. Воля - способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность. В сфере воли резюмируется содержание других сфер сознания.
5. Самосознание – это отражение собственного «Я». Это часть сознания человека, притом часть неординарная. Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании Я-концепции, которая включает в себя несколько различных «образов Я»: «реальное Я», «динамичное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я». Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.
Сознание человека выполняет следующие функции:
познавательную – благодаря сознанию, человек приобретает новые знания;
целеполагающую - человек осознает свои потребности, ставит перед собой цели и стремится их достигнуть;
ценностно-ориентационную - человек не только отражает, но и оценивает явления действительности, а также определяет свое отношение к ним;
управленческую - человек управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач;
коммуникативную - человеческое сознание передается в знаковой форме, (как нет сознания без общения, так нет и общения без сознания);
рефлексивную - благодаря ей происходит самоосознание, саморегуляция, самоконтроль.
Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 1356; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!