Родителям необходимо понять, что к подростковому возрасту потребности ребенка серьезно возрастают.



 

Ему необходимо иметь карманные деньги, одежду, соответствующую его возрасту и моде. Эта одежда совсем необязательно должна быть дорогой, но соответствовать определенным условиям она обязана. То же касается и таких неотъемлемых атрибутов современной жизни, как компьютер или мобильный телефон. Если финансы семьи ограниченны, то всегда можно оговорить с подростком, на каких его тратах придется сэкономить, чтобы этими дорогостоящими предметами обзавестись. Тогда у него появится выбор: он может на такую экономию согласиться во имя долгожданного приобретения – или не согласиться, если такая плата превышает его представления о ценности, например, компьютера.

 

Время возвращения подростка домой с возрастом тоже меняется.

 

И то, что родителям это создает дополнительную почву для волнений, – их личное дело. Они знали, что наличие детей жизнь не упрощает. Мобильные телефоны родительскую судьбу, конечно, существенно облегчили: с ребенком всегда можно договориться об обязательных звонках в том случае, если он задерживается или находится в каком‑то месте, вызывающем тревогу у родителей. Тема платы в этом вопросе тоже имеет весьма немаловажное значение: если существует договоренность о возвращении в точно определенное время, то время это должно подростком строго соблюдаться. Это – обязательное условие, которым «оплачивается» его право на более поздние возвращения домой.

 

И наконец, своего ребенка необходимо понимать.

 

Это означает, что родителям нужно внимательно наблюдать за тем, что с ним происходит, тратить силы и время на осмысление этого, уметь видеть причины и скрытый смысл его поступков… Нужно уметь отличать состояние, когда к подростку не нужно лезть ни с какими разговорами и вопросами, от состояния, когда он очень хочет, чтобы его о чем‑то спросили. Важно иметь представление о том, что интересует сверстников ребенка, какую музыку они слушают, какие книги читают, чем занимаются в Интернете, как зовут друзей, какие сложности существуют в их отношениях и т. д. И даже такая мелочь, как умение родителей понимать подростковый сленг, может оказаться очень значимой. Помните у Киплинга: «Мы с тобой одной крови – ты и я!» Так вот, все сказанное – именно об этом.

 

 

Событие второе: ребенок начинает мыслить

 

Как это происходит

 

А происходит это совсем незаметно – во всяком случае, со стороны. По отношению к этому колоссальному внутреннему событию очень сложно выделить сюжетную основу, поскольку само по себе мышление в основном и состоит в переработке всего, что с человеком происходит. Вы ведь наверняка заметили, что все события, которые мы описывали во всех предыдущих главах под названием «Как это происходит», являли собой основу для формирования соответствующих умений, описанных в главах «Зачем это происходит». Тем не менее некоторые изменения в жизни ставшего подростком ребенка, имеющие отношение к появлению мышления в полном смысле этого слова, назвать все‑таки можно.

Первое, что с подростком происходит на четвертом этапе его развития, – это существенное увеличение объема информации, которой он располагает. Связано это с тем, что значительно возрастает количество источников, из которых он может ее получать. К этому возрасту подросток уже очень многое узнал в школе, начал читать, самостоятельно выбирая книги, чаще всего активно пользуется Интернетом, много наблюдает… Все это предоставляет ему колоссальный объем информации, с которой надо как‑то управляться. Давным‑давно известно, что для обработки большого количества информации ее необходимо систематизировать – иначе она превратится в бесполезный ворох никак не связанных между собой сведений. Именно этим, собственно говоря, ребенок и занимается с самого начала подросткового возраста.

Второе основание для формирования настоящего взрослого мышления – качественное и количественное изменение процесса общения подростка. На всех предыдущих этапах общение в основном играло обслуживающую роль – оно обеспечивало либо игровую, либо учебную деятельность. На четвертом же этапе оно приобретает самую что ни на есть главнейшую роль. Практически все основные изменения в жизни подростка основаны именно на деятельности общения – ведь большая часть контактов со сверстниками в этом возрасте подразумевает именно разговоры. Он выясняет мнения других людей о себе, налаживает отношения с кем‑то, выясняет то, что его интересует, – и делает еще многое другое, что в этот период его жизни является для него самым значимым.

Отдельной деятельностью внутри общения можно считать выяснение отношений. Подумайте сами, что оно собой представляет? Это сообщение другому о своем отношении к нему, попытка получить ответную информацию – и весьма длительный и трудоемкий процесс установления равновесия между этими двумя сообщениями. Этот процесс имеет самое непосредственное отношение и к завоеванию определенного положения, и к осознанию собственного поведения, и к планированию каких‑то изменений в своих действиях… На предыдущих этапах развития ребенку не было нужно все это делать – зато теперь ему приходится делать это практически постоянно.

 

Зачем это происходит

 

Именно на опыте этих двух с половиной событий человек и получает возможность научиться мыслить. Кстати, а что это такое – уметь мыслить? Если вы не поленитесь совершить обзорную экскурсию по разнообразным энциклопедиям и словарям, то найдете там очень много всяких определений понятия «мышление». Мы же, со свойственной нам нескромностью, рискнем опять‑таки предложить свое. Итак, с нашей точки зрения, уметь мыслить означает уметь видеть «до», «после» и «кроме». Не очень понятно, да? Но на самом деле все предельно просто. Необходимо понимать, что привело к возникновению конкретного события (явления, человека, предмета) и почему оно именно таково, каково оно есть (умение видеть то, что было до), что может стать его естественным следствием или продолжением (умение видеть варианты того, что будет после) и что означают это событие, явление, человек и предмет кроме того, что они означают на первый взгляд. Вот и все.

Можно сказать, что умение мыслить – в том значении, которое мы только что сформулировали, – предполагает и способность анализировать, и способность сравнивать, и способность предвидеть. Речь, разумеется, не идет ни о каких экстрасенсорных способностях. Мы всего лишь имеем в виду способность предполагать, как может продолжаться некий событийный ряд в будущем – на основе того, как события развивались в прошлом и настоящем. Именно наличие этих способностей, на наш взгляд, отличает мыслящего человека от всех прочих – образованных, эрудированных, сообразительных, опытных, хитрых, остроумных, интеллигентных и т. п.

Переоценить значение этого умения практически невозможно. Только обладающий им человек способен быть по‑настоящему счастливым. Мы не стремимся – вопреки уже известной вам китайской метафоре – «назначить» разум самым главным, что есть в человеке. Мы вообще не говорим ни о разуме, ни об умении думать. Вы снова удивились? А вот подумайте: вам не кажется, что слова «мыслить», «мыслитель» и слово «смысл» имеют один и тот же корень? Теперь давайте сообразим, что же такое смысл. Когда мы говорим, что некое действие имеет для нас смысл, это означает, что мы знаем, зачем мы его совершаем. Когда мы говорим о смысле жизни – если, конечно, мы об этом говорим, – то говорим мы на самом деле о том, зачем человек живет. Если мы будем говорить о возничем, совершающем какую‑то поездку на своей колеснице, запряженной четверкой лошадей, то смысл этой поездки будет состоять опять же в том, зачем ему ехать именно в этом конкретном направлении. А зачем ему туда ехать, знает только он, – а вовсе не лошади, не упряжь и не колесница.

Вот так и получается, что умение мыслить напрямую связано не столько с разумом, сколько с умением ставить перед собой осмысленные цели. Это умение – тоже чрезвычайно ценное приобретение именно четвертого этапа развития. Если на первом этапе ребенок просто проявлял почти хаотическую активность, на втором начал совершать связные и результативные действия, на третьем освоил способность выстраивать эти действия в некую целостную деятельность, то на четвертом возникает способность осуществлять деятельность, имеющую смысл, – не направленную на решение какой‑то конкретной, более или менее сложной задачи, а имеющую смысл для всего его существования.

Следующее жизненно важное умение, осваиваемое человеком на четвертом этапе его развития, – это умение получать опыт. Вы наверняка задумывались о том, что биография каждого человека существенно отличается от его жизненного опыта. Конечно, ведь биография включает в себя всего‑навсего события, происшедшие с ним, а опыт состоит из выводов, сделанных из них. Событие произошло – и это его единственное значение в нашей жизни. Вывод же из этого события способен помочь нам лучше понять другие события, сходные или связанные с ним, избежать повторения сделанных ошибок и не допустить совершения новых – да мало ли в чем еще!

Как же мы этот драгоценный опыт получаем? Для этого у нас есть целых две системы формирования жизненного опыта. Одна из них устроена точно так же, как у любого другого живого существа на планете, которое обучается посредством образования условного рефлекса. Ценность он имеет только для формирования относительно стереотипных реакций, эффективных в относительно одинаковых условиях.

Но мы с вами прекрасно знаем, что в нашей жизни абсолютно одинаковые ситуации встречаются крайне редко. Чаще всего ситуации похожи друг на друга частично – по каким‑либо неочевидным или неосновным признакам. В этих условиях опыт, который верен для какой‑то конкретной ситуации, способен серьезно осложнить жизнь – ведь изменившимися вполне могут оказаться самые важные признаки. Кроме того, у «условно‑рефлекторного» опыта есть и еще один весьма существенный недостаток: он не позволяет человеку переносить на собственную жизнь чужой опыт.

Именно поэтому у человека имеется еще одна – специфически человеческая – система приобретения опыта, которая дает ему возможность учиться на чужих ошибках. Эта система основана на способности переносить опыт, полученный в одной ситуации, на другие ситуации, сходные только по каким‑то признакам, – и соответственно опыт, полученный одним человеком, на жизнь другого.

Представьте себе: человек идет летом по улице и видит, что на тротуаре перед ним разлито что‑то блестящее. Если бы это была зима, можно было бы предположить, что это лед, и обойти скользкое место. Но, может быть, то, что блестит совсем как лед, тоже окажется скользким? И человек обходит непонятное пятно, удачно избежав возможности поскользнуться на луже мазута. Другой человек, идущий следом за первым, видит этот маневр и на всякий случай решает тоже пятно обойти.

Первый человек из нашего примера перенес свой опыт, полученный зимой на обледеневшем тротуаре, на целый класс жизненных ситуаций, в которых тоже может присутствовать нечто блестящее и, возможно, именно поэтому скользкое. Второй человек учел в своем поведении опыт, полученный первым, – и тоже выиграл. Получается, что умение всего‑навсего переносить опыт из одной ситуации на целый класс других, похожих, и от одного человека к другому очень существенно улучшает способности к адаптации. И учтите, что мы привели предельно простой пример. А если попытаться представить себе все сферы применения такого сугубо человеческого опыта, то нам с вами останется только безмерно восхититься собственными способностями.

С уже описанным умением тесно связано еще одно. Это – умение обобщать полученный опыт. Помните, мы с вами говорили о том, что для счастливой жизни человеку необходима не просто способность решать задачи, но способность решать любые задачи, даже совершенно новые. Для этого нужно научиться из способа решения одной определенной задачи выводить более общий принцип, который можно будет впоследствии применить для решения целого класса сходных задач.

Происходит это следующим образом. Сначала человек решает какую‑то конкретную задачу. Затем возникает еще несколько задач, которые решаются точно таким же способом. Тут‑то человек и задумывается: а что в них имеется похожего, если они все одинаково решаются? Например, однажды ему случилось поднять камень с помощью подложенного под него лома, потом удалось откатить в сторону бревно с помощью подручной доски… После третьего или четвертого подобного опыта вполне можно собственными усилиями открыть давно известное в физике правило рычага. Получился принцип решения, общий для всех задач, имеющих отношение к перемещению тяжестей.

Для создания каждого такого принципа человеку необходимо проделать две довольно сложные мыслительные операции – сначала сравнить между собой некоторое количество задач, а потом понять признак, обусловливающий их сходство. Дело сделано: теперь он сможет решить не только уже известные ему задачи, но и любую другую, основанную на применении того же принципа.

Представляете, насколько такое умение упрощает жизнь? Все тот же принцип Монтеня: «Знание некоторых закономерностей избавляет от необходимости знания многих фактов». А представляете, как осложняет жизнь отсутствие такого умения? То‑то и оно.

И наконец, последнее, но ничуть не менее важное умение, тоже относящееся к сугубо человеческим, – это умение понимать себя. Вы помните, что в самом начале жизни для человека существует одна‑единственная субстанция, включающая в себя и его самого, и весь окружающий его мир. И еще, наверное, сможете вспомнить и то, что на втором этапе этих субстанций становится две – «я» и «не‑я». Так вот, на четвертом этапе их оказывается уже три. Мы очень часто используем в речи выражение «взглянуть на себя со стороны». То есть имеется окружающий мир, «я», который в нем существует, и кто‑то еще, имеющий отношение ко мне, но мной не являющийся, который смотрит со стороны на то, что я в этом окружающем мире вытворяю. Вот вам и третья субстанция. Именно появление этой загадочной и трудно определимой субстанции и обусловливает процесс возникновения рефлексии. Рефлексия – слово, происшедшее от латинского reflexio, которое означало «обращение назад». Сейчас под рефлексией обычно понимается особая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных мыслей, чувств, отношений, действий и их законов.

Согласитесь, тоже умение бесценное. Как иначе мы могли бы хоть как‑то корректировать собственную деятельность, заранее прогнозировать возможные сложности и планировать пути их преодоления? Разве можно было бы без умения рефлексировать вообще ставить какие бы то ни было цели и уж тем более их менять?

Правда, в наше время слово «рефлексия» довольно часто стало употребляться почти как ругательное, относящееся к человеку, который раздумывает вместо того, чтобы действовать. Попробуем привести свои возражения. Мы в столь восторженных тонах говорим о рефлексии, имея в виду только целенаправленную деятельность, изначально ориентированную на получение результата. Такая рефлексия – это всегда процесс анализа либо новой информации, либо старой информации новыми способами. Анализ старой информации уже испробованными методами, которые уже однажды не дали необходимого результата, никакого отношения к рефлексии не имеет. Это – элементарное пережевывание собственных страданий, неудач и прочих неприятностей. Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни этим малоприятным и абсолютно непродуктивным делом занимался – вел про себя споры с кем‑то, много раз повторял навязшие в зубах доводы, чтобы убедить себя в чем‑то, утешиться… Если вам это не понравилось – не волнуйтесь. Это все равно была не рефлексия.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!