Древнерусские земли в условиях цивилизационных вызовов «Запада» и «Востока». Проблема смены религиозного ориентира в 10 в.



В 988 г. при Владимире I в качестве госу­ дарственной религии было принято христианство. Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­ стианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно право­ славие?                                           

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий полите­ изм не соответствует политическим и духовным потребностям го­ сударства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с кня­ жеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распрост­ ранения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу про­ тивостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечи­ вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киев­ ская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ис­ лам, православной Византией и католическими государствами За­ падной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в приня­ тии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные полити­ ческие, экономические, культурные связи Киевской Руси с Визан­ тией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответство­ вало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­ вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала доро­ гу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­ вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим север­ ным соседом:

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер­ ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из оп­ ределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объ­ единения всех народов этого общества. Исчезла граница между ру­ сом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вы­ теснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом бы­ ло введение единой письменности. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, лите­ ратура, история и философия,

На основе христианизации происходит становление ново­ го типа государственности в Киевской Руси, которая в значи­ тельной мере приобретает византийскую форму. В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь бы­ ла включена в европейский христианский мир, а значит и стала рав­ ноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 1655; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!