А. Сущность пропаганды и агитации



 

 

Пропаганда есть распространение в массах общественно-политических знаний с целью формирования у них определенного мировоззрения. Содержание коммунистической пропаганды составляет деятельность по соединению теории научного социализма с движением рабочего класса, трудящихся, внесение в них социалистического сознания, социалистической идеологии. Исторический опыт показал, что рабочий класс, трудящиеся сами могут выработать у себя только тред-юнионистское сознание, т.е. понимание необходимости борьбы за ослабление эксплуатации, угнетения и улучшение своего положения в рамках капитализма. Социалистическое же сознание, социалистическую идеологию, предусматривающие уничтожение всего капитализма, в них нужно именно внести настойчивой революционной проповедью. И, как отметил Ленин, обращение к массам с революционной проповедью не пропадает даже тогда, когда целые десятилетия отделяют посев от жатвы[43].

 

Агитацияесть влияние на массы с целью побуждения их к определенным общественно-политическим действиям. Содержание коммунистической агитации составляет деятельность по использованию всех антинародных деяний власти, всех проявлений эксплуатации и угнетения, всех непосредственных насущных нужд трудящихся для воспитания у них чувства стойкого неприятия существующих порядков и желания активно с ними бороться. При этом важнейшее значение имеет организация широких, живых, ярких обличений всяческих гнусностей правящего режима и общественного строя. Без них, особо подчеркивал Ленин, не могут появиться политическое сознание и революционная активность масс[44].

 

Различение пропаганды и агитации отнюдь не означает, что между ними предполагается резкая грань, что можно заниматься либо чистой пропагандой, либо чистой агитацией. То и другое составляют единый процесс воздействия на массы. Отсюда требуется органичное включение пропаганды в агитацию и агитации в пропаганду. Включение пропаганды в агитацию достигается освещением конкретных жизненных фактов теорией. А включение агитации в пропаганду выражается в подкреплении теории конкретными фактами из жизни. Только такое, именно органичное, их взаимопроникновение и взаимопереплетение дают наибольший эффект.

 

 

Б. Лозунги

 

 

В пропагандистско-агитационном арсенале коммунистов важнейшее место занимают лозунги. Они представляют собой сжатую, ясную формулировку задач борьбы, которые ставятся либо на целый исторический период, либо на отдельные стадии и эпизоды его. В зависимости от функции, выполняемой лозунгами в тот или иной момент, в марксистско-ленинской литературе выделены три их типа: лозунги пропаганды, лозунги агитации, лозунги действия[45].

 

Лозунг пропаганды преследует цель обозначить какую-либо задачу, которая исторически встала уже в повестку дня и должна быть решена в более-менее отдаленном будущем. Требуется привлечь к этой задаче внимание масс, разъяснить ее суть и условия осуществления.

 

Лозунг агитации преследует цель уже не только помочь массам осмыслить данную задачу, но и вызвать у них желание ее решать, сформировать готовность к соответствующей политической активности.

 

Лозунг действия преследует цель отмобилизовать и двинуть массы на непосредственное решение данной задачи, поставить ее в плоскость практической реализации. Высшее выражение лозунг действия получает в директиве, т.е. прямой установке партии на осуществление конкретных шагов в такое-то время, в таком-то месте по решению данной задачи.

 

Иллюстрация к сказанному – трансформация в 1917 г. лозунга большевиков «Вся власть Советам!». В апреле он был лозунгом пропаганды. В июне стал лозунгом агитации. В первой декаде октября превратился в лозунг действия. В конце октября получил форму директивы.

 

В марксизме-ленинизме обозначены требования, которыми коммунистам надлежит руководствоваться при формулировании и выдвижении лозунгов:

 

1. Лозунги должны вытекать из точного классового анализа объективной действительности, т.е. характера переживаемого исторического периода и особенностей текущей политической ситуации. Лозунги правильны и ценны не тем, что ярки, а тем, что верно отражают положение вещей. В противном случае они будут представлять собой оторванную от жизни, не учитывающую реальность пустую, никчемную, субъективистскую фразу[46].

 

2. Лозунги следует выдвигать своевременно. С одной стороны, они не должны отставать от событий, приспосабливаясь к ним после их свершения, а должны идти впереди революционной самодеятельности масс, показывая им путь борьбы. С другой стороны, лозунги не должны игнорировать уровень политической зрелости масс, а должны соответствовать их умонастроению. Без этого они не встретят в массах отклика и окажутся пустым выкриком, повиснут в воздухе. Массы воспримут только такие лозунги, которые для них бесспорны, которые основываются не на указаниях кого-либо, а на понимании самих масс их необходимости. В частности, такая своевременность нужна при переводе лозунга пропаганды в лозунг агитации, лозунг агитации в лозунг действия, лозунг действия в директиву. Преждевременный или запоздалый их перевод столь же опасен, а нередко и гибелен, сколь опасны и гибельны преждевременные или запоздалые политические выступления[47].

 

3. Лозунги по своему содержанию не могут быть только «отрицательными», т.е. клеймящими пороки существующего строя и служащими лишь для «заостривания» сознания трудящихся против него. Они одновременно должны давать положительный ответ на то, как коммунисты решат данный вопрос, когда придут к власти. «Отрицательный» лозунг, не связанный с положительными решениями, не «заостривает» а во многом отупляет сознание трудящихся, ибо нацеливает их исключительно на разрушение, а не на созидание, является пустой декламацией[48].

 

4. Лозунги нельзя рассматривать как святыню, как навсегда данный талисман. Следует помнить, что, брошенные в массы, они имеют свойство застывать, сохранять для многих свою силу даже тогда, когда изменились породившие их условия. Но кто использует старые лозунги в новой ситуации, тот увлекается лишь звуком слов, не сознавая их смысла. Нельзя, например, в момент общественного спада повторять лозунги, годившиеся только для периода общественного подъема. Поэтому следует всегда тщательно продумывать условия и пределы применимости лозунгов. И раз обстановка требует смены лозунгов, их нужно решительно менять, сколь бы сами по себе привлекательны они ни были[49].

 

5. Если правильные и своевременные лозунги выдвинуты, тогда уже позорно пятиться назад. Требуется, оставив всякие увертки, сделать их оселком повседневной политики, развернуть вокруг них пропагандистско-агитационную работу, разъяснять массам пути их осуществления. Следует упорно добиваться, чтобы взятые на вооружение лозунги прочно усваивались массами, входили в их речь и даже становились популярными народными поговорками[50].

 

 

В. Печать

 

 

К числу мощных средств пропагандистско-агитационной работы относится печать. Для современной деятельности коммунистов здесь наиболее актуальны следующие марксистско-ленинские установки:

 

Первое. Наряду с издаваемыми в центре и на местах большими формами печати (газетами, журналами, сборниками, книгами, брошюрами), должен быть налажен и широкий выпуск ее малых форм, листковой агитации – живых, кратких и подвижных листовок, прокламаций, бюллетеней по освещению важных текущих политических вопросов и насущных жизненных проблем трудящихся[51].

 

Второе. Все печатные издания должны (о чем сказано выше) быть не только коллективными пропагандистами и агитаторами, но также и коллективными организаторами. То есть, наряду с распространением идей и пробуждением общественно-политической активности масс, их задача – способствовать лучшей организации как партийной деятельности, так и действий широких беспартийных слоев во имя общего подъема народного движения[52].

 

Третье. Учитывать, что точным мерилом того, насколько солидно поставлена в партии печать, является степень частоты и регулярности выхода и распространения ее в партийной и беспартийной среде[53].

 

Четвертое. Писать в партийные издания должны не только профессиональные журналисты и литераторы. Издания станут вполне живыми и жизненными лишь тогда, когда на несколько пишущих журналистов и литераторов будет приходиться во много раз больше участвующих в изданиях не журналистов и не литераторов[54].

 

Пятое. Печать должна быть открыто партийной. И принцип партийности печати следует осуществлять в наиболее полной форме. Это означает[55]:

 

1. Печать не может быть лишь чьим-то индивидуальным делом. Она обязана стать частью общепартийного дела, неразрывно связанной с остальными его частями. Газеты и другие издания должны быть органами или партии в целом, или ее звеньев. Работающие в изданиях на постоянной основе журналисты и литераторы должны непременно входить в эти звенья. Независимых в партийном отношении журналистов и литераторов быть не должно. Все печатное хозяйство (издательства, склады, магазины и т.п.) должно полностью или на оговоренных началах относиться к партийным организациям, быть им подотчетным. Превращение печати в орудие наживы кого-либо абсолютно недопустимо.

 

2. По содержанию вся печать должна быть идейной, коммунистической. Состоящие в партии журналисты и литераторы, проповедующие антикоммунистические взгляды, должны из нее и ее органов изгоняться. О сотрудничающих в партийной печати журналистах и литераторах некоммунистах надо судить не по профессиональному мастерству и завлекательности их писаний, а с точки зрения их идейного направления, с позиций того, что они своими писаниями несут в массы. Для коммунистической партии возможно только такое усиление читательского интереса к своим изданиям и увеличение их тиража, которое обеспечивается материалами не против коммунизма, а за него.

 

3. Категорически недопустимо участие коммунистов в некоммунистической, буржуазной печати, если оно связано с прямой или косвенной борьбой против коммунистической партии и играет на руку ее противникам. Иное участие коммунистов в данной печати допустимо, но должно находиться под контролем партии во всех случаях, когда оно играет какую-либо политическую роль и влияет на массу.

 

Шестое. Существенное значение имеет финансовая помощь партийной печати со стороны читателей – подписка на издания, их розничная продажа, денежные взносы на печать. Последние, помимо чисто финансового аспекта, очень еще важны в морально-воспитательном и организационном отношениях. Поддерживая печать не только подпиской и распространением, но и регулярными взносами, трудящиеся тем самым теснее сплачиваются вокруг своих изданий (и, значит, вокруг партии), идейно закаляются, становятся политически активнее. Поэтому следует по возможности развивать обычай пусть скромных, но постоянных групповых и индивидуальных взносов трудящихся на партийную печать. Они в указанном смысле дороже, чем более солидная финансовая поддержка состоятельных людей.

 

 

Стачки (забастовки)

 

 

 Стачки(забастовки)есть коллективное, частичное или полное, прекращение работы с целью достижения каких-либо требований. Стачки вытекают из самой сущности капитализма. Они появились с возникновением пролетариата и ознаменовали начало его сопротивления буржуазии. Поэтому стачки представляют собой чисто пролетарское орудие классовой борьбы.

 

Ленин, обобщив мировой и российский опыт стачечного движения, оценил его значение исключительно высоко, раскрыл характер воздействия стачек на классовую борьбу пролетариата[56]. Он писал, что в обыкновенное время рабочий молча тянет лямку, не перечит хозяину, не рассуждает о трудной жизни. Во время же стачки он громко заявляет свои требования и права, припоминает хозяевам их притеснения. В обыкновенное время мысль рабочего замыкается лишь на нем одном и его семье. Во время же стачки, будучи членом коллектива стачечников, он уже думает не только о себе, но и о товарищах, которые бросили работу и стоят вместе с ним за общее дело, не боясь репрессий и лишений.

 

Более того, стачка побуждает рабочих к размышлениям не об одних только своих товарищах, а о всем классе пролетариата, и не об одних только своих хозяевах, а о всем классе капиталистов. Анализируя и сравнивая во время стачек на других предприятиях поведение капиталистов и рабочих, стачечники лучше начинают понимать, что весь класс капиталистов есть враг всему классу рабочих и что рабочие могут надеяться лишь на себя и свое объединение.

 

Стачка, далее, открывает глаза рабочим не только на капиталистов, но и на существующий в стране политический режим, на власть. Действия последних в ходе стачки показывают, что они защищают интересы не рабочих, а капиталистов и что исходящие от них законы пишутся главным образом для тех же целей. Поэтому с каждой стачкой в рабочих крепнет сознание того, что политический режим, власть им враждебны и что рабочие должны подготовить себя к борьбе с ними за народные права.

 

 Всякая стачка неизбежно закладывает в мысль рабочих зерна раздумий о социализме – строе без эксплуатации и угнетения, строе трудящихся. Нередко бывает, что до крупной стачки рабочие почти ничего не знали и не думали о социализме, а после стачки многие из них делаются социалистами, приходят в коммунистическую партию.

 

Несмотря на претерпеваемые стачечниками репрессии и лишения, рабочие других предприятий испытывают подъем духа, когда видят, что их товарищи вступили в открытую борьбу. Случается, стоит забастовать одному предприятию, как ряд стачек начинается на других.

 

Каждая стачка обогащает совокупный опыт пролетариата. Если стачка неудачна, она вызывает обсуждение причин неудачи и изыскание лучших приемов стачечной борьбы. Если стачка удачна, она, кроме прямого выигрыша от удовлетворения выдвинутых требований, показывает рабочим силу объединения и побуждает других воспользоваться успехом товарищей. Рабочий класс, трудящиеся в целом выигрывают еще и от того отпора, который стачечники дают эксплуататорам. Без него трудовой люд был бы гораздо беззащитнее перед лицом своих угнетателей.

 

Таким образом, стачки действительно являются могучим средством классовой борьбы пролетариата. Они страшат капиталистов тем, что начинают колебать их господство. При отказе пролетариев от работы капиталистический механизм грозит остановиться. Каждая стачка напоминает капиталистам, что настоящими хозяевами являются все-таки не они, а рабочие. И одновременно каждая стачка напоминает рабочим, что положение их не безнадежно. Поэтому стачки по праву можно назвать школой войны, в которой рабочие учатся бороться. Жизнь показывает, что без широкого стачечного движения расшевелить, раскачать, просветить и организовать массы нельзя. И коммунисты должны стачечному движению всегда уделять первостепенное внимание.

 

* * *

 

По своему характеру стачки бывают экономические и политические. Политические стачки (по поводу государственного устройства и участия трудящихся в государственных делах) затрагивают основные, самые глубокие условия жизни общества и в конечном счете направлены на уничтожение существующего строя в целом. Без них главный вопрос революции – о власти – решен в пользу трудящихся быть не может.

 

Однако, как свидетельствует опыт, поднять трудящихся сразу на массовую политическую стачку без предшествующих ей экономических стачек (по поводу удовлетворения непосредственных насущных нужд трудящихся) невозможно. Происходит так потому, что при капитализме всегда имеются многочисленные слои, которые об общих политических проблемах не задумываются и разбудить которые можно лишь путем обращения именно к их непосредственным насущным нуждам.

 

Отсюда следует, что усилить классовую борьбу в целом и довести ее до борьбы политической можно только через усиление экономической борьбы. «…Только экономическая борьба, – пишет Ленин, – только борьба за немедленное, непосредственное улучшение своего положения способна встряхнуть наиболее отсталые слои эксплуатируемой массы, дает им действительное воспитание и превращает их – в революционную эпоху – в течение немногих месяцев в армию политических борцов»[57]. Сражаясь за экономическое улучшение, трудящиеся созревают и для политических действий, становятся способны осуществлять общие освободительные цели.

 

Из сказанного вытекает важнейшая задача коммунистов:соединить экономические и политические стачки в единое широкое общенародное движение,добиться, чтобы массовые стачки содержали в себе и моменты экономические, и моментыполитические [58]. Политический и экономический моменты в стачке будут как бы поддерживать друг друга, составлять взаимный источник силы. В начале стачки и при втягивании в нее новых слоев на первом месте должен находиться экономический момент. А по мере развития стачки все больший и больший удельный вес должен получать политический момент, просвещая стачечников и поднимая их действия на высшую ступень. Соединение, переплетение экономического и политического моментов составляют залог действительно мощной, массовой революционной стачки.

 

Нужно учитывать, что любую стачку нельзя вызвать искусственно, по одному только желанию кого-либо. Условия для нее должны созреть. И коммунисты обязаны следить за этим процессом, по мере сил способствовать ему, уметь правильно выбрать время для стачки, когда она стала возможной, и возглавить ее. Если же стачка началась стихийно, под воздействием выплеснувшихся через край недовольства и озлобления трудящихся, долг коммунистов – внести в нее сознательность и направить усилия стачечников по нужному руслу. Предметом заботы коммунистов должно быть изыскание средств для отражения возможных со стороны хозяев локаутов (массовых увольнений). Иногда вообще требуется удержать трудящихся от стачки, ибо хозяева сами могут провоцировать ее, поскольку в ряде случаев (например, при кризисах) им выгодно на время остановить производство и уволить работающих. Важно также помнить, что для полного успеха стачек всегда нужны симпатии и сочувствие к ним населения, его готовность поддержать стачечников, прийти к ним на помощь.

 

Демонстрации

 

 

Демонстрации есть публичное выражение общественно-политических настроений (одобрения или протеста) путем устройства массовых уличных шествий и митингов. Ленин видел в демонстрациях форму более широкого и открытого, чем стачки, выступления трудящихся масс и считал переход от стачек политического характера к уличным демонстрациям огромным, великим шагом вперед в развитии классовой борьбы. Он указывал, что в условиях революционного подъема партия должна особо ставить перед собой задачу проведения регулярных уличных революционных демонстраций как в их сочетании с политическими стачками, так и в виде самостоятельных акций[59]. Ленин выделил возможные типы демонстраций.

 

Первый тип – демонстрация-чествование. К нему относилась состоявшаяся в Петрограде 23 марта (5 апреля) 1917 г. демонстрация по случаю похорон жертв Февральской революции. Это было чествование первой победы революции и ее героев, взгляд, брошенный народом на пройденный им наиболее успешно начальный этап к свободе[60].

 

Второй тип – демонстрация-праздник. К нему относилась демонстрация, состоявшаяся в Петрограде 18 апреля (1 мая ) 1917 г. Это был праздник пожеланий и надежд народа, связанный с историей международного движения, с его идеалом мира и социализма[61].

 

Ни та, ни другая демонстрации, отметил Ленин, не задавались целью указать, и не могли указать, направление дальнейшего развития революции, не ставили перед массами и от имени масс конкретных вопросов о том, куда и как революция должна идти.

 

Это делает демонстрация третьего типа – демонстрация-действие. Такой была политическая демонстрация, состоявшаяся в Петрограде 18 июня (1 июля) 1917 г. Она представляла собой, пишет Ленин, разъяснение (не в книжке или газете, а на улице, и не через вождей, а через массы) того, как разные классы действуют, хотят и будут действовать в революции дальше[62]. Демонстрация показала абсолютную контрреволюционность крупной буржуазии, выжидательно-колеблющуюся позицию мелкобуржуазных слоев и твердое стремление пролетариата идти по пути революции до конца, до взятия власти. Демонстрация стала проявлением сил и политики революционного рабочего класса, указывающего выход из тупика, в котором к тому времени оказалось российское общество. Аналогичный характер носили также демонстрации, состоявшиеся в Петрограде 21 апреля (4 мая) и 3 (16)-4 (17) июля 1917 г.

 

Ленин квалифицировал все последние три события как форму противоправительственной демонстрации усложненного типа. Они были больше простой демонстрации, но меньше восстания[63]. Больше простой демонстрации потому, что события выразили переливающееся через край недовольство масс, чрезмерное возбуждение их против правящего режима. Меньше восстания потому, что о непосредственном захвате власти речь тогда все же не шла, ибо силы контрреволюции еще перевешивали силы революции.

 

Для современных коммунистов не утратили актуальность рекомендации, которые по проведению демонстраций дал еще II съезд РСДРП[64]:

 

 1. Организовывать демонстрации следует только в случаях, когда у рабочих есть соответствующее этому настроение, и при его отсутствии не стараться поднять массы на демонстрацию искусственно. (А Ленин в другом месте указывает, что для демонстраций особенно нужно использовать такие моменты, когда какое-нибудь безобразие власти возбудило в широких слоях населения чувство возмущения[65]).

 

2. Необходимо предварительной пропагандистско-агитационной работой вызвать у широких слоев населения сочувственное отношение к целям демонстрации и проинформировать их о решаемых коммунистами задачах.

 

3. В любой демонстрации непременно надо иметь основное ядро участников, которое должно быть хорошо организовано и подготовлено к роли цементирования демонстрантов.

 

4. Предусмотреть меры для того, чтобы при необходимости демонстранты могли давать надлежащий (в том числе и вооруженный) отпор силовым действиям властей.

 

5. Так как против демонстрантов часто применяются регулярные войска, следует знакомить солдат с характером и целью демонстраций, призывать к братанию с народом и не допускать со стороны демонстрантов их нежелательного раздражения.

 

При завершении демонстраций нужно тщательно анализировать их ход, подводить итоги, проявлять заботу о том, чтобы полученные уроки прочно усваивали и партия, и народ.

 

Революционный парламентаризм

 

 

Ранее отмечено, что коммунисты, когда требует обстановка, должны максимально использовать возможности буржуазного парламента и буржуазного парламентаризма против самих капиталистов в интересах трудящихся. Они должны превратить буржуазный парламент и буржуазный парламентаризм в революционный парламент и революционный парламентаризм. Принципы революционного парламентаризма обстоятельно раскрыты в ленинских произведениях. Для четкости целесообразно разбить их на две группы.

 

Первая группа принципов касается организации революционного парламентаризма. Отправной точкой здесь должно быть правило: ни в коем случае не рассматривать парламентскую работу как главное, основное и самодовлеющее. Требуется безусловное подчинение всей парламентской работы общей классовой борьбе трудящихся. Общая классовая борьба – целое, парламентская работа – ее часть. И парламент может быть одним из поприщ классовой борьбы лишь при условии, если это целое не упускается из виду, а цели классовой борьбы не затушевываются. Характер парламентской работы должен находиться в тесной связи с теми целями, которые революционный народ ставит перед собой в настоящий момент[66].

 

Непосредственными носителями революционных тенденций в парламентской деятельности призваны стать парламентские фракции коммунистических партий в представительных учреждениях (как на общегосударственном, так и на местном уровнях). И чтобы данные фракции не скатились на позиции старого, буржуазного парламентаризма, необходимо со стороны коммунистической партии исключительно строгое к ним отношение. А именно[67]:

 

1. Направлять путем тщательного отбора на работу в парламентские фракции наиболее подготовленные, зрелые кадры и давать им в руководители лучшие силы.

 

2. Обеспечивать безусловную партийность парламентских фракций, наличие у их членов выдержанного коммунистического мировоззрения. Следить за тем, чтобы эта партийность была не только на словах, но и в делах. Все члены коммунистических парламентских фракций непременно должны состоять на учете в одной из первичных партийных организаций.

 

3. Добиваться полного подчинения коммунистических парламентских фракций в целом и каждого парламентария-коммуниста в отдельности контролю и указаниям партии. В представительных органах коммунистические парламентские фракции, парламентарии-коммунисты обязаны проводить не свою волю, а волю партии, не свои решения, а решения партии, не свою стратегию и тактику, а стратегию и тактику партии. Директивы партии обязательны для коммунистического парламентского представительства. Кто станет защищать независимость парламентских фракций от партии, тот должен рассматриваться как нарушитель партийного единства. Депутаты-коммунисты, разошедшиеся с волей партии, впавшие в буржуазность и оппортунизм, подлежат исключению из партийных парламентских фракций.

 

4. Оказывать коммунистическим парламентским фракциям помощь. Осуществляя принципиальный контроль за их деятельностью, не допускать в то же время по отношению к ним мелочной опеки и администрирования. Создавать условия для налаживания их творческой, продуктивной работы.

 

5. Анализировать внимательнейшим образом деятельность коммунистических парламентских фракций. Широко пропагандировать их успехи. И одновременно не замалчивать недостатки, вести деловую критику их ошибок, особенно связанных с отступлениями от партийной линии. Каждый депутат-коммунист должен чувствовать, что партия стоит за ним, болеет его ошибками, заботится об их исправлении. Он должен добиваться, чтобы вся коммунистическая парламентская фракция была действительным олицетворением революционного парламентаризма в буржуазных условиях.

 

* * *

 

Вторая группа принципов касается содержания революционного парламентаризма. Здесь требуется исходить из того, что цель деятельности коммунистической партии в буржуазном представительном органе принципиально отличается от деятельности других политических партий. Коммунистическая партия стремится не к сделкам, не к торгу с господствующими силами, не к штопанью существующего режима, а ко всемерному развитию классового сознания, коммунистической ясности мысли, решительности и организованности трудящихся и в конечном счете к свержению антинародной власти. Отсюда вытекают направления деятельности революционных парламентариев[68]:

 

1. Максимально использовать возможности избирательных кампаний и выборов. Не рассматривать их лишь как борьбу за мандаты ценой каких угодно обещаний и заявлений. Бюллетенями для голосования надо бить противников, а не проводить в парламент на теплые местечки политиканов. Избирательные кампании и выборы есть средство повышения общественной активности трудящихся, втягивания их в сознательную политическую деятельность на стороне революционных сил. Добиваться, чтобы каждый кандидат в депутаты от коммунистической партии, каждый парламентарий-коммунист всю свою деятельность подчиняли интересам революционной пропагандистской, агитационной, организаторской работы.

 

2. Сделать парламентскую трибуну местом беспощадной, всесторонней, аргументированной критики правящего режима, разоблачения его антинародной сущности и антинародных действий. Противорежимная критическая деятельность парламентариев-коммунистов должна быть развернута в полной мере и заострена до высшей степени.

 

3. Не ограничиваться нападками непосредственно только на правящий режим. Одновременно последовательно и всесторонне критиковать, разоблачать и те политические силы, которые поддерживают его, осознанно или неосознанно наносят урон делу освобождения трудящихся – буржуазных и мелкобуржуазных демократов, экстремистов, правых и левых оппортунистов.

 

4. Активнейшим образом разъяснять с парламентской трибуны суть коммунистического учения, цели и задачи коммунистической партии, ее позицию и действия по конкретным вопросам. Давать решительный отпор антикоммунистической пропаганде и агитации, разоблачать ложь и клевету в адрес коммунистов.

 

5. Энергично участвовать в наиглавнейшем виде парламентской деятельности – законотворчестве. Целиком подчинить его революционным задачам, делу ослабления позиций правящего режима, улучшению условий жизни и борьбы трудящихся. Разрабатывать и вносить соответствующие законопроекты, а также поправки к законопроектам, исходящим от других сил.

 

6. Этому же должна быть подчинена и вся другая внутрипарламентская деятельность парламентариев-коммунистов – слушания, обсуждения, запросы, работа в комитетах и так далее. Основной тут принцип: не голосовать ни за какие мероприятия, не поддерживать никакие действия, которые укрепляют позиции правящего режима, усиливают его власть над народом, ухудшают жизнь трудящихся. И в то же время не забывать о конечной цели коммунистов – отстранении правящего режима от власти, быть принципиальным и непримиримым в ее достижении.

 

7. Обеспечить, как отмечено, постоянную связь парламентской деятельности коммунистов с разносторонней повседневной внепарламентской деятельностью их партии. Во всей парламентской деятельности последовательно опираться на внепарламентские выступления трудящихся. Исходить из того, что широкая, массовая, целеустремленная революционная работа имеет решающее значение в борьбе с правящим режимом.

 

Бойкот

 

 

Бойкот есть полное или частичное прекращение отношений с отдельным лицом, организацией, государством, отказ от участия в чем-либо. В данном случае имеется в виду отказ от участия в буржуазном парламенте. Бойкот здесь означает перенесение внимания трудящихся с парламента на непосредственную массовую работу.

 

Необходимость такой переориентации возникает тогда, когда в развитии революции начинается подъем. В подобные периоды речь уже идет не просто о борьбе с правящим режимом, а о прямом, открытом натиске на него. Это и требует перехода преимущественно к внепарламентской борьбе, к широким массовым революционным действиям трудящихся. При использовании бойкота коммунистам важны следующие марксистско-ленинские установки:

 

Во-первых, проблему применения в отношении какого-либо буржуазного учреждения бойкота ни в коем случае не следует связывать лишь с самим этим учреждением. То есть нельзя считать, что если учреждение худое, реакционное, его нужно бойкотировать во всех без исключения ситуациях из чисто принципиальных соображений. Ленин указывал, что для коммунистов бойкот должен быть вопросом не принципа, а целесообразности. И ответ на него содержится не в характере того или иного учреждения, а в особенностях объективной обстановки момента[69].

 

Бойкот нецелесообразен и вреден, когда революция переживает спад, условия для развертывания прямых массовых действий трудящихся отсутствуют и требуется максимально использовать данное учреждение (в первую очередь парламент) в целях накопления сил. Бойкот целесообразен и обязателен, когда революция находится на подъеме, условия для прямых массовых действий трудящихся созрели, и участие в данном учреждении (в первую очередь в парламенте) только бы дезориентировало массы и отвлекало их от настоящей борьбы.

 

Во-вторых, если бойкот в отношении какого-либо учреждения (в первую очередь парламента) применен, он должен быть не пассивным, а непременно активным[70]. Пассивный бойкот – это полное отстранение от какого бы то ни было участия в мероприятиях, связанных с формированием и функционированием данного учреждения. От такого бойкота мало толку, ибо он фактически существует только на словах. Активный бойкот – это, наоборот, не отстранение от участия в мероприятиях, связанных с формированием и функционированием данного учреждения, а максимальное использование их для проведения своей пропагандистско-агитационной и организаторской работы в целях прямого натиска на власть. «В противоположность пассивному отстранению, – отметил Ленин, – активный бойкот должен означать удесятирение агитации, устройство собраний везде и всюду, утилизацию избирательных собраний хотя бы путем насильственного проникновения в них, устройство демонстраций, политических забастовок и т. д. и т. п.». Активный бойкот «есть агитация, вербовка, организация революционных сил в увеличенном масштабе, с двойной энергией, под тройным давлением»[71]. Он, стало быть, представляет собой подготовку и призыв к самому энергичному и решительному наступлению.

 

Но следует помнить, что такой бойкот возможен и имеет смысл лишь в условиях общего сильного революционного подъема. Вне этого коммунисты должны придерживаться тактики участия в формировании и деятельности представительных учреждений.

 

Сказанное можно проиллюстрировать примером отношения большевиков к царским Думам[72]. Анализируя позднее это отношение, Ленин отметил, что бойкот в 1905 г. булыгинской Думы был правилен, ибо соответствовал сложившейся в России объективной ситуации – нарастанию революции. Для отвлечения народа от нее власть и созывала грубо поддельное парламентское учреждение. Но народ в нем тогда не нуждался, поскольку располагал более сильными внепарламентскими формами борьбы, вплоть до перехода к восстанию. А вот бойкот в 1906 г. I Государственной думы, пишет далее Ленин, являлся уже ошибкой, хотя и небольшой, легко поправимой. Но серьезнейшей и трудно поправимой ошибкой был бы бойкот последующих Дум. Ибо, революция, потерпев поражение, переживала спад, новая ее волна быстро возникнуть не могла и требовалось максимально задействовать все легальные, в том числе и парламентские, возможности. В этих условиях тактика неучастия в Думах опиралась бы только на яркость лозунга бойкота и на отвращение к «хлеву» реакционного царского парламентаризма.

 

Но даже при бойкоте I Государственной думы большевики не просто отстранились от связанной с ее формированием и деятельностью работы, а неуклонно, целеустремленно проводили тактику именно активного бойкота, используя его для революционного влияния на самые широкие народные массы, их воспитания, организации и подъема на протестные выступления.

 

Лавирование и маневрирование

 

 

Классовая борьба – явление чрезвычайно сложное. В ней действует большое число различных, зачастую взаимоисключающихся сил, факторов, обстоятельств. И рассчитывать в классовой борьбе только на прямое, ровное, гладкое движение вперед оснований нет. «Политическая деятельность – не тротуар Невского проспекта», – приводит в этой связи Ленин слова Чернышевского[73]. Отсюда вытекает необходимость обязательного использования такой формы деятельности, как лавирование и маневрирование. Ниже раскрываются наиболее важные по данному вопросу марксистско-ленинские положения.

 

 

А. Реформы

 

 

Ранее отмечалось, что открытая революция представляет собой непосредственный, прямой путь к достижению программных целей коммунистов. Однако при отсутствии для нее необходимых предпосылок приходится идти опосредованным, обходным путем, что, в числе прочего, требует обращения к социальным реформам. «Было бы совершенно неправильно предполагать,– пишет Ленин, – будто мы для того, чтобы вести непосредственную борьбу за социалистическую революцию, можем или должны отбросить борьбу за реформы. Ни в коей мере. Мы не можем знать, насколько скоро удастся добиться успеха, насколько скоро объективные условия допустят наступление этой революции». «Мы, – повторяет он, – считаем величайшей нелепостью, если бы революционные социал-демократы стали отрекаться от борьбы за реформы вообще…»[74].

 

Социальные реформы есть преобразования, осуществляемые властью сверху с целью разрешения определенных общественных противоречий. Имеются два их типа:

 

1. Реформы, осуществляемые властью в интересах господствующих сил. По сути они представляют собой приспособление власти и господствующих сил к изменившимся условиям во имя дальнейшего укрепления существующего строя.

 

2. Реформы, осуществляемые властью вынужденно под напором и в интересах трудящихся. По сути они представляют собой частичную капитуляцию власти и господствующих сил, не способных править по-старому и идущих на некоторые уступки во имя сохранения своего господства в целом.

 

Позиция марксизма-ленинизма по поводу использования реформ в революционной борьбе заключается в следующем:

 

Во-первых, коммунисты должны, конечно, выступать всецело и исключительно за реформы, которые проводятся безусловно в интересах трудового народа, широких масс, а не для укрепления существующего строя[75].

 

Во-вторых, выступая за реформы в интересах трудового народа, широких масс коммунисты не должны преувеличивать их действительной роли. Все связанные с реформами улучшения жизни масс следует принимать, по выражению Энгельса, только как уплату буржуазией долга трудящимся по частям и ни в коем случае не ограничиваться ими[76]. Фундаментальный устой коммунистической тактики здесь таков: реформы – побочный продукт революционной классовой борьбы [77]. Имеется в виду, что, с одной стороны, в революционной классовой борьбе главным являются не реформы (получение долга по частям), а завоевание власти (возвращение всего долга). С другой стороны, сами реформы проводятся не доброй волей капиталистов, а вызываются революционными действиями масс по завоеванию власти. Боязнь потерять власть побуждает буржуазию идти на реформы. Стало быть, бороться надо не за реформы в их узкосамодавлеющем значении, а за власть. Но чем сильнее эта борьба, тем реальнее и весомее реформы, на которые вынужден идти правящий режим[78].

 

В-третьих,из реформ, улучшающих жизнь трудящихся, коммунисты могут поддерживать отнюдь не все. Буржуазия часто использует реформы как орудие бесстыдного обмана и развращения масс. Заключенными в них уступками и подачками она пытается подкупить трудящихся и ослабить их революционность.

 

Ленин разъяснял: «“Всячески’’ мы не можем и не будем способствовать улучшению положения рабочих при существующих условиях. Напр., по-зубатовски способствовать не можем и даже при условии зубатовского развращения не будем способствовать. Мы боремся только за такое улучшение положения рабочих, которое повышает их способность вести классовую борьбу, т.е. при котором улучшение условий не соединяется с развращением политического сознания, с опекой полиции, с прикреплением к месту, с порабощением “благодетелю’’, с унижением человеческого достоинства и проч. и проч. Именно в России, где самодержавие так склонно (и все более и более становится склонным) откупаться от революции разными подачками и лжереформами, мы обязаны резко отграничить себя от всяких “реформаторов’’. Мы тоже боремся за реформы, но именно не “всячески’’, а только по-социал-демократически, только по-революционному боремся за реформы»[79]. «Только такой тактикой, – пишет Ленин,– мы обезвреживаем всегда половинчатые, всегда лицемерные, всегда снабженные буржуазными или полицейскими ловушками реформы сверху»[80].

 

 

Б. Компромиссы

 

 

Компромисс в политике есть соглашение различных классовых сил, достигнутое посредством взаимных уступок. Ленин отметил, что уступчивость в политике законна в двух случаях. Либо когда уступающий убедился в правоте тех, кто добивается уступки (честные политические деятели в данной ситуации прямо и открыто признают свою ошибку). Либо когда уступка нежелательному требованию делается для избежания еще большего зла[81]. Марксизм-ленинизм не зарекается от компромиссов, считает необходимым их использование и признает ребячеством отрицание компромиссов как таковых. Но одновременно он со всей энергией борется против них[82]. Как эту внешне противоречивую позицию понимать?

 

Понимать следует так, что компромиссы могут быть разные. Бывают компромиссы, порожденные самим ходом жизни, силой вещей. В них Ленин видел одно из выражений зигзагообразности развития. Всякий, указывал он, зигзагообразный поворот истории представляет собой компромисс между старым, уже недостаточно сильным для полного отрицания нового, и между новым, еще недостаточно сильным для полного свержения старого[83]. Подобные компромиссы в деятельности коммунистов оправданы и обязательны, ибо вызваны не субъективным произволом кого-либо, а толкающими на уступки объективными обстоятельствами[84]. Без основанных на таких соглашениях компромиссов не исключено, при известных условиях, большое и даже решающее поражение.

 

Иное дело, когда компромиссы фактически представляют собой не соглашение, а соглашательство. Различие между ними в том, что соглашение – это договоренность, не нарушающая принципов, заключенная во имя их конечного осуществления. Соглашательство же – это договоренность, нарушающая принципы, т.е. беспринципная договоренность, неизбежно связанная с предательством. Такие компромиссы абсолютно неприемлемы для коммунистов и против них, действительно, надо бороться со всей энергией. Идущие на подобные компромиссы, указывал Ленин, становятся соучастниками тех, кто выступает против трудящихся[85].

 

В целом при использовании рассматриваемой формы борьбы коммунисты, в соответствии с марксистско-ленинскими установками, должны:

 

1. Различать компромиссы, вынужденные объективными обстоятельствами (нет сил сопротивляться), нисколько не уменьшающие степень революционности, готовности к дальнейшим битвам; и компромиссы предателей, сваливающих на объективные условия свою трусость, шкурничество, желание подстроиться к капиталистам, податливость запугиваниям, уговорам, подачкам, лести[86].

 

2. Стремиться к тому, чтобы делаемые при компромиссах уступки были примерно равноценны уступкам, получаемым взамен[87].

 

3. Уметь пронести через всяческие компромиссы, поскольку они объективно неизбежны, верность своим принципам, своему классу, своему революционному, пролетарскому делу. Допускать уступки во второстепенных вопросах. А по коренным вопросам быть непримиримыми и непреклонными[88]. На возможные здесь лицемерные заигрывания со стороны противника следует, как указал Энгельс, отвечать: «С копьем в руке примем мы дары твои, с копьем наперевес»[89].

 

 

В. Блоки, союзы

 

 

Блоки, союзы есть форма борьбы в условиях, когда собственных возможностей для достижения успеха не хватает и требуется объединение сил. Они возникают в результате использования компромиссов. Марксизм-ленинизм учит, что коммунисты не должны отказываться от кратковременных и длительных блоков, союзов, если это непосредственно или опосредованно полезно трудящимся. Коммунистам следует использовать всякий поворот каких-либо общественных сил к ним. Причем нужно не только поддержать поворот, не только встретить поворачивающихся дружелюбно. Задача – вызывать такие повороты, если к тому созрели серьезные, глубокие исторические причины[90]. На тактике блоков, союзов возможно создание единого народного фронта, смысл которого во втягивании в борьбу против капитала широких масс населения. Более того, коммунисты вправе идти на совместные действия не только с их, так сказать, естественными союзниками, но даже и с некоторыми группировками господствующего класса, которые в данный момент находятся в оппозиции к правящим кругам[91].

 

Но чтобы блоки, союзы работали на пользу революционному, пролетарскому, народному делу, а не против него, коммунисты при их заключении и использовании должны соблюдать ряд обозначенных в марксизме-ленинизме условий:

 

1. Каждый раз трезво взвешивать степень возможности блоков, союзов и вероятные пределы их компетенции. Не допускать никчемного склеивания воедино принципиально и органически разрозненных элементов. Помнить, что в бесплодных попытках такого склеивания силы не сберегаются, а попусту растрачиваются[92].

 

2. Добиваться, чтобы принадлежность к блокам, союзам доказывалась не формальным членством в них, а реальным участием в общей борьбе, в совместном осуществлении мероприятий по расшатыванию существующего политического режима и ослаблению власти, переходу ее в руки прогрессивных сил. Не слова о необходимости бороться, а сама борьба – вот требование коммунистов к своим союзникам[93].

 

3. Непременно и безусловно сохранять в блоках, союзах абсолютную классовую, коммунистическую самостоятельность своей партии. Не допускать ее подчинения никакой другой политической силе. Ни при каких условиях не отходить от базовых устоев марксистско-ленинской идеологии. Обеспечивать максимально строгий партийный подход во взаимоотношениях со своими союзниками. Помнить установку Маркса: «В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом, – нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя»[94].

 

4. Стремиться к полной ясности и определенности отношений между участниками блоков, союзов. Не игнорировать, не замалчивать, не затушевывать имеющихся между ними разногласий, а четко видеть, в чем и насколько они могут быть взаимно дружественны, а в чем и насколько между ними неизбежна вражда. Поддерживать союзников тогда и постольку, когда и поскольку они борются с общим противником. Выступать против них, когда они начинают бороться только за свои интересы и причиняют коммунистам вред. Руководствоваться правилом: бить вместе, но идти врозь[95].

 

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 850; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!