Пути сохранения единства партийных рядов



 

 

На основе обобщения выдвинутых Лениным по этому вопросу установок можно обозначить здесь следующие наиболее важные (под углом зрения принципа демократического централизма) положения:

 

1. Учитывать, что возникающие в партийных рядах разногласия могут носить неодинаковый характер. Одно дело – разногласия среди коммунистов-единомышленников. Они во множестве возникают в ходе повседневной деятельности на общей для всех марксистской базе и без них не бывает никакой живой партийной жизни и действительной партийной работы. По поводу таких разногласий можно и нужно спорить, но ни в коем случае нельзя из-за них расходиться, ослаблять единство рядов и, особенно, позволять врагам использовать их во вред партии. Тем более что такие разногласия обычно устраняются самой жизнью, показывающей, кто в данных спорах прав, а кто ошибается.

 

Другое дело – разногласия между коммунистами и отступниками от марксистской теории, оппортунистами. Эти разногласия абсолютно непримиримы. Ибо, отметим еще раз, коммунистам нужно не всякое единство, а лишь такое, которое зиждется именно на марксистской базе. «Единство», предполагающее отход от нее, для коммунистов совершенно неприемлемо. Поэтому (при всей нежелательности и прискорбности раскола) следует, не колеблясь, идти на него, если принципы марксизма ставятся под угрозу. Раскол несравненно лучше, чем затуманивающая сознание коммунистов и сбивающая их с правильного курса идейная путаница. Чисто формальное единство с оппортунистами, писал Энгельс, единство в кавычках не стоит той цены, которую коммунистам пришлось бы за него в конечном счете заплатить И с теми, кто жертвует пролетарским, классовым характером коммунистического движения, разрыв неизбежен[47]. Причем разрыв, раскол должны быть не тайными, скрываемыми, а открытыми, прямыми и честными. Тайный, скрываемый раскол, заметил Ленин, относится к открытому расколу (по своему морально-политическому значению и морально-политическим последствиям) примерно так же, как тайная супружеская неверность относится к открытой свободной любви[48].

 

2. Принимать во внимание, что вызываемые разногласиями дискуссии, споры, сопоставления точек зрения имеют свою внутреннюю логику. Заключается она в том, что большие и опасные разногласия нередко вырастают из самых маленьких, даже ничтожных вначале разногласий. Всякое маленькое разногласие может стать очень большим, если на нем необоснованно настаивать, выдвигать все сильнее на первый план и упорно сопротивляться исправлению лежащей в его основе ошибки. В этом случае за маленькое разногласие и маленькую ошибку уцепляются люди, порождающие большие разногласия и делающие большую ошибку. Так растут ослабляющие единство партийных рядов расколы, способные поколебать все партийное здание[49].

 

3. Если обусловленная наметившимся расколом борьба стала неизбежной, необходимо сделать все для того, чтобы она тоже велась открыто, широко и свободно. Побольше света! Нет ничего хуже отсутствия открытой борьбы, ибо скрытые ее формы оказывают деморализующее воздействие и на членов партии, и на следящих за нею широких масс. Члены партии, массы видят или угадывают в этом своего рода склоку среди руководителей, не понимая, о чем, в сущности, идет речь. Требуется не отрицать, не затушевывать возникшие разногласия и позволить высказаться всем сторонам, чтобы максимально проявить их позиции, создав почву для правильных выводов и оптимальных решений[50].

 

4. В обстановке такой открытости и гласности все члены партии должны с полным хладнокровием и величайшей тщательностью принять участие в изучении сложившейся ситуации. При этом следует, во-первых, ни в коем случае не верить кому бы то ни было на слово, а строго проверять фактическое поведение участников событий, требовать представления точнейших документов и аргументированных правдивых объяснений. На слово в политике верят одни дурачки[51]. Во-вторых, не сосредоточиваться только на внешней стороне развернувшейся борьбы, не видеть в ней лишь сжатые кулаки, искаженные лица и уродливые сцены. Они есть лишь эксцессы и крайности в борьбе, ибо борьбы не бывает без увлечений, а увлечения чреваты крайностями. Требуется же выявить в борьбе главное – сущность разногласий, их идейно-классовые корни. То есть понять, интересы какого класса, слоя вызвали и питают смуту. Для этого надлежит проанализировать все возникшие платформы, тенденции, течения, оттенки и оттеночки[52]. В-третьих, помимо выявления сущности разногласий, необходимо еще изучить и процесс развития партийной борьбы. Ибо сущность разногласий развертывается, конкретизируется и видоизменяется в ходе борьбы, которая, проходя разные этапы, показывает на каждом из них неодинаковый состав борющихся, неодинаковое их число и неодинаковые позиции. Без такого анализа невозможно поставить правильный диагноз возникшей болезни и наметить правильное ее излечение[53].

 

5. Чрезвычайно важно добиться, чтобы развернувшаяся в партии борьба с самого начала велась в приличных, достойных серьезной политической силы формах и не выходила за рамки партийности[54]. Это означает:

 

а. На всем протяжении она должна оставаться борьбой партийных людей за свои убеждения и не превращаться в нелепую, постыдную, безысходную, вульгарную обывательскую склоку с использованием присущих ей приемов – лжи, клеветы, сплетен, скандалов, дрязг, брани, интриганства и прочих «милых вещей». Категорически недопустимы также неидейные, грубо-механические приемы борьбы – бойкот, отказ от подчинения, шантаж, угрозы, давления, прекращение материальной поддержки партии. Замена идейного воздействия на противников использованием названных средств показывает отсутствие у людей принципиальной выдержанности и веры в отстаиваемые взгляды[55].

 

б. Защита членами партии своих убеждений, свобода мнений не должны превращаться в активную проповедь чуждых марксизму воззрений. Лозунг полной, безграничной для членов партии свободы мысли – оппортунистический. Ибо партия есть союз борьбы с буржуазными мыслями (т.е. с буржуазной идеологией). И свобода мысли в ней допускается лишь в известных границах. Есть такие «мысли», по поводу которых между коммунистами и разговора быть не может. Партия, повторим, не обязана идти рука об руку с теми, кто, покинув почву марксизма, начинает распространять враждебные ей взгляды[56].

 

в. Но даже и когда члены партии в защите своих убеждений не выходят за означенные границы, они не должны допускать, чтобы формально-законное использование ими предусмотренных демократией прав наносило интересам партии вред. Ленин вообще считал, что революционеры не должны прибегать, без крайней нужды, к разговорам о «правах» в революционном деле[57]. Для настоящего коммуниста интересы партии, революционная целесообразность выше формального демократизма. Формальный демократизм должен быть подчинен революционной целесообразности. И если соблюдение интересов партии, если революционная целесообразность требуют от коммуниста поступиться каким-либо из своих прав, он обязан без колебаний сделать это. Он должен понимать, для чего, когда и в какой мере может использовать свои права[58].

 

Например, с точки зрения формального демократизма любой коммунист может в любое время и по любому вопросу выступить со своим взглядом относительно происходящего, может выдвинуть свою особую платформу, может подвергнуть критике действия любых лиц и может требовать открытия в связи с этим партийной дискуссии. Однако с точки зрения интересов партии, с позиции революционной целесообразности такие выступления могут быть очень большой ошибкой. Поэтому следует[59]:

 

- учитывать конкретную ситуацию, в которой партия действует, и не злоупотреблять формальным правом на дискуссии, на критику, не допускать, чтобы дискуссии, критика были для партии ударом, особенно в трудные моменты, и использовались врагами в ущерб ей;

 

- исходить в ходе дискуссий и критики из того, что дело не в том, какие цели субъективно ставят перед собой их участники (отдельные лица или целые группы), а в тех объективных результатах, которые неизбежно вытекают из их действий. Партии нужны не любая дискуссия и не любая критика, а лишь такие, какие дают ей плюсы;

 

- помнить, что критика не должна быть злостной, мелочной и вероломной, а дискуссии изнурительными и бесконечными. Пролетарская партия – не дискуссионный клуб и не место для интеллигентских «обсуждений», а борющаяся организация. Обсуждения – обсуждениями, но нормально жить и нормально действовать партии надо. Ленин по аналогичному поводу заметил: «Еще один шаг в дискуссии, и мы не партия»[60]. И Сталин настойчиво растолковывал, что «...обсуждение вопросов необходимо, дискуссия нужна, но нужны и пределы дискуссии, предохраняющие партию, этот боевой отряд пролетариата, от вырождения в дискуссионный клуб»[61]. Он предостерегал от людей, не мыслящих партию без постоянных дискуссий и претендующих «на звание профессиональных дискуссантов»[62];

 

- рассматривать спорные вопросы теории в специальных изданиях партии, на научных семинарах и конференциях, а не делать их сразу предметом общепартийного разговора и тем более не создавать на их основе платформы. Но и при этом учитывать, что, несмотря на всю важность такой научно-теоретической работы, партия все-таки есть боевая организация пролетариата, а не общество, существующее просто для изобретения различных теорий, выдвижения различных учений и интеллектуальных упражнений всевозможных дилетантов-доктринеров[63].

 

г. Весь ход и все перипетии борьбы, связанной с возникновением и преодолением разногласий, ни при каких обстоятельствах не должны вносить дезорганизацию в партийные ряды, не должны их раскалывать, не должны мешать повседневной положительной работе коммунистов, не должны нарушать единство действий. Свобода обсуждения, дискуссий и критики при непременном единстве действий – вот что составляет прямой общий партийный долг, вот чего надлежит всеми силами добиваться. Любые призывы, нарушающие единство действий, – недопустимы[64].

 

6. В борьбе за сохранение единства партийных рядов в первую очередь требуется максимально использовать все меры идейного, разъяснительного воздействия на тех, кто его ослабляет, все возможности и средства убеждения их. Партии нужно не просто единство, а единство сознательное. Тем более что не следует без необходимости создавать в ней, как заметил Энгельс, мучеников[65]. Но если указанные меры желаемого результата не дают, и нарушители единства продолжают вести себя раскольнически и нелояльно (чему обязательно следует иметь фактическое подтверждение), то они должны либо сами выйти из партии, либо, употребляя опять же слова Энгельса, быть выкинуты из нее[66]. Лица, единство партийных рядов попирающие, единством пренебрегающие, к партии принадлежать не должны. Партия укрепляется тем, что очищает себя от чужеродных элементов.

 

И из борьбы за сохранение единства партийных рядов, из обсуждений, дискуссий и критики партия должна выходить не раздробленной и ослабевшей, а более крепкой, сплоченной и работоспособной нежели тогда, когда они начинались. Только такой результат достоин марксистской, коммунистической партии передового революционного класса[67].

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!