РЕЧЬ ПЕРЕД ОТКРЫТИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБЩЕДОСТУПНОГО ТЕАТРА
Речь была произнесена К. С. Станиславским 14 июня 1898 г. в местечке Пушкино под Москвой на торжественном собрании труппы будущего театра, приступившей с этого дня к регулярной работе по подготовке репертуара первого сезона Московского Художественного театра, носившего тогда название "Художественно-общедоступный театр".
В Музее MX AT хранятся: 1) рукопись, озаглавленная Станиславским: "Приблизительный текст речи К. С. А[лексеева] на открытии театра в Пушкино" и 2) текст рукописи, переписанный набело неизвестной рукой, с незначительными разночтениями; он имеет то же заглавие и вклеен в архивную книгу, в которой собраны важнейшие документы первых лет Художественно-общедоступного театра.
Текст речи был частично напечатан в газете МХАТ "Горьковец" (1938, 27 октября, No 16--17) и в книге "Московский Художественный театр в иллюстрациях и документах. 1898--1938" (М., 1938, стр. 696--697).
Печатается полностью, по рукописи Станиславского (No 1089/2).
1 Создание Художественно-общедоступного театра явилось для его основателей естественным продолжением их реформаторской театральной деятельности, начатой К. С. Станиславским в Обществе искусства и литературы, а Вл. И. Немировичем-Данченко -- в Московском филармоническом училище, где он с 1891 г. руководил драматическим классом.
При организации Художественно-общедоступного театра в состав труппы влилась группа актеров-любителей из Общества искусства и литературы, среди которых были: М. П. Лилина, В. В. Лужский, А. Р. Артем, М. Ф. Андреева, Н. Г. Александров, Г. С. Бурджалов, М. А. Самарова, А А. Санин, Е. М. Раевская, художник В. А. Симов, гример Я. И. Гремиславский и другие. Из учеников Немировича-Данченко в состав труппы Художественно-общедоступного театра в 1898 г. вошли: И. М. Москвин, О. Л. Книппер, М. Г. Савицкая, М. Л. Роксанова, В. Э. Мейерхольд и другие, а несколько позднее -- Н. Н. Литовцева и Е. П. Муратова.
|
|
2 Принцип общедоступности театра лег в основу организации нового дела. В опубликованном в 1899 г. "Отчете о деятельности за 1-й год Художественно-общедоступного театра" он формулируется как "стремление к тому, чтобы небогатый класс людей, в особенности класс бедной интеллигенции, мог иметь за небольшую цену удобные места в театре" (стр. 4). Этот принцип получил свое обоснование в докладной записке, составленной Вл. И. Немировичем-Данченко и представленной в Городскую думу 12 января 1898 г. (см. книгу Вл. И. Немирович-Данченко, Статьи, речи, беседы, письма, М., 1952, стр. 63).
3 Слова из монолога мастера Генриха -- героя пьесы "Потонувший колокол" Г. Гауптмана. Роль мастера Генриха Станиславский играл в спектакле Общества искусства и литературы (27 января 1898 г.) и в постановке МХТ (19 октября 1898 г.). Цитируя в своей речи слова Генриха, Станиславский в двух случаях отступил от текста пьесы, заменив слова "м_н_о_й_ созданного" на "н_а_м_и_ созданного", и вместо "упадут _д_о_ж_д_е_м_ на землю перлы и алмазы" -- "упадут _д_л_я_ _н_а_с...".
|
|
4 Последний акт "Потонувшего колокола" кончается гибелью мастера Генриха, который поплатился смертью за измену своему идеалу.
ОБРАЩЕНИЕ К НАЧАЛЬНИКУ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ
Кн. Н. В. ШАХОВСКОМУ
Печатается полностью впервые, по фотокопии, хранящейся в Музее МХАТ (подлинник -- в Архиве А. М. Горького).
На документе имеются карандашные пометки Шаховского и резолюция: "19 ян[варя]. В драм[атическую] цензуру. В дело о пьесе "Царь Федор".
Обращению Станиславского к Н. В. Шаховскому от 13 января 1902 г. предшествовали следующие обстоятельства:
3 декабря 1901 г. МХТ обратился в Главное управление по делам печати с просьбой разрешить к постановке первую пьесу Горького "Мещане". Возможность появления на сцене Художественного театра пьесы "крамольного" пролетарского писателя вызвала в правительственных кругах тревогу и замешательство. В условиях подъема революционного движения в стране прямое запрещение пьесы Горького цензурой могло стать поводом для резких протестов и антиправительственной демонстрации. Поэтому дважды сильно урезанная цензурой пьеса "Мещане", по словам Пчельникова, чиновника, назначенного для наблюдения за деятельностью частных театров Москвы, "прекрасно процензурованная" и лишенная "задирательности", превратилась якобы в пьесу "крайне слабую" и в таком "обезвреженном" виде была разрешена для постановки только одному Художественному театру.
|
|
Начальник Главного управления по делам печати кн. Шаховской, будучи одновременно секретарем Комитета Общества вспомоществования бывшим воспитанникам Московского университета, обратился 10 января 1902 г. к Станиславскому с письмом, в котором он выразил пожелание, чтобы первое представление "Мещан" в Петербурге состоялось в благотворительном спектакле в пользу Общества. Под этим "благовидным" предлогом Шаховской хотел получить возможность до выхода пьесы на широкую публику проверить ее на "избранной публике", посещающей благотворительные спектакли, и внести в случае необходимости купюры и сценические поправки. Станиславский настаивал на праве театра показать первые спектакли "Мещан" широкому зрителю, а в пользу "воспитанников Московского университета" сыграть третий спектакль.
|
|
Шаховской через Пчельникова сообщил Станиславскому, что вопрос о премьере "Мещан" может быть решен лишь после просмотра им лично генеральной репетиции. Министр внутренних дел Сипягин распорядился командировать Шаховского для этой цели в Москву и специальным письмом рекомендовал московскому генерал-губернатору великому князю Сергею Александровичу назначить и со своей стороны особое лицо для проверки впечатления о постановке первой пьесы Горького. О дате генеральной репетиции, которая откладывалась театром, Шаховской неоднократно осведомлялся у Пчельникова. Когда же выяснилось, что первое представление пьесы было назначено в Петербурге, куда театр должен был выехать на гастроли, Шаховской потребовал, чтобы и генеральная репетиция "Мещан" была проведена в Петербурге.
После генеральной репетиции в пьесу были внесены дополнительные цензурные поправки, направленные на то, чтобы приглушить ее общественно-политическое звучание. Тем не менее резонанс спектакля был таков, что в дни представления "Мещан" с целью предупреждения возможных политических демонстраций "театр был полон полицией и переодетой и мундирной" (из письма О. Л. Книппер к А. П. Чехову от 27 марта 1902 г.).
О взаимоотношениях Художественного театра с цензурой в связи с постановкой горьковских пьес см. статью М. Л. Куниной "Московский Художественный театр в донесениях царского цензора 1901--1905 гг." ("Ежегодник МХТ" за 1948 г., т. I) и статью С. Д. Балухатого в книге "Мещане" М. Горького. Материалы и исследования" (М.--Л., 1941).
1 Морозов Савва Тимофеевич -- см. прим. на стр. 584--585.
2 О том, как цензура препятствовала Художественному театру в устройстве спектаклей для широкого демократического зрителя, грозя применить ограничения, специально установленные для репертуара "народных театров", см. во вступительной статье к настоящему тому (стр. 13).
3 "Царь Федор Иоаннович" шел в МХТ "по уменьшенным ценам" в утренние спектакли 7 января и 4 февраля 1901 г. в 98-й и 101-й раз и 27 декабря -- в 110-й раз.
Тридцатое представление "Доктора Штокмана" состоялось утром 9 февраля 1901 г. "по обыкновенным ценам".
4 Слова "нам нужен шумный успех для того, чтоб сделать из Горького драматурга" подчеркнуты карандашом Шаховским.
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!