ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ



 

 

Последствиями Смуты стали экономический крах, политическая нестабильность, разрушение системы управления в центре и на местах. В царствование М. Ф. Романова в стране было достигнуто примирение, началось преодоление хозяйственной разрухи и приведение в порядок системы управления. В 1619 г. из польского плена возвратился Филарет Романов, отец царя. Приняв патриарший сан, Филарет стал фактическим правителем до своей смерти в 1633 г. В 1645 г. после смерти М. Ф. Романова русским царем был провозглашен его сын Алексей Михайлович (1645–1676 гг.).

Неизвестный автор второй половины XVII в. Портрет царя Алексея Михайловича

 

К середине XVII в. удалось преодолеть хозяйственную разруху. Выросла численность населения — к концу XVII в. до 10,5 млн человек. В экономике наметились новые явления. Ремесло перерастало в мелкотоварное производство, все больше изделий производилось не на заказ, а для рынка. Углубляется процесс общественного разделения труда, определяется экономическая специализация отдельных местностей: в Туле и Кашире производились металлические изделия, Поволжье специализировалось на обработке кожи, Новгород и Псков были центрами производства льна. Лучшие ювелирные изделия производились в Новгороде, Тихвине и Москве. Начали возникать центры художественного производства в Нижнем Новгороде (хохлома), Палехе. Развитие товарного производства привело к появлению во второй половине XVII в. мануфактур — предприятий, основанных на разделении труда и ручной ремесленной технике. Они разделялись на казенные, т. е. принадлежащие государству, и частновладельческие. Первые возникали в металлургии, вторые — в солеварении, винокурении, производстве юфти (кожи). Рост производительных сил ускорил развитие торговли и способствовал зарождению общероссийского рынка. Всероссийское значение имели крупные ярмарки — Макарьевская на Волге, Ирбитская на Урале, Свенская в Брянске, Архангельская.

 

Земский собор 1649 г. принял Соборное уложение, регулировавшее отношения в основных сферах жизни общества. Феодальный свод законов предписывал жестокие наказания за мятеж против царя или оскорбление главы государства, за драки и бесчинства на царском дворе. В уложении была оформлена социальная структура общества, регламентированы права и обязанности всех сословий. Уложение окончательно оформило крепостное право, установив бессрочный розыск беглых крестьян. Городские жители прикреплялись к месту жительства и «тяглу» (несению государственных повинностей). Значительная часть феодального кодекса посвящена порядку судопроизводства и уголовному праву. За многие преступления в уложении была предусмотрена смертная казнь. Регламентировался порядок несения военной

 

службы, выезда в другие государства, таможенная политика.

Глава 11 Соборного уложения

 

 

Государственный строй в XVII в. эволюционировал от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Абсолютизм — форма правления, при которой вся полнота власти принадлежит монарху. Важное место в системе сословно-представительной монархии занимали Земские соборы, в состав которых входили высшее духовенство, Боярская дума и выборные от московских дворян, администрации приказов, уездного дворянства, верхов «тягловых» слобод московского посада, а также казаков и стрельцов («служилых людей по прибору»). В первые годы правления М. Ф. Романова Земские соборы работали почти непрерывно. Впоследствии деятельность Земских соборов угасает. Последний Земский собор в 1683 г. решал вопрос о «Вечном мире» с Польшей. Окончание их работы знаменовало завершение перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

 

Аналогичные изменения были характерны для деятельности Боярской думы. Если в первой половине XVII в. в системе органов государственной власти и управления сохранялась существенная роль Боярской думы, то во второй половине XVII в. ее значение падает. Высокого развития в XVII в. достигает приказная система управления. Приказы ведали отдельными отраслями в сфере государственного управления или отдельными территориями. Важнейшими среди них были приказ Тайных дел (занимался надзором за деятельностью высших государственных учреждений и должностных лиц), Поместный приказ (оформлял земельные наделы и проводил судебные расследования по земельным делам), Посольский приказ (регулировал внешнюю политику государства), приказ Большой казны (ведал финансами).

 

Во второй половине XVII в. были проведены преобразования в армии. Созданы полки "нового строя" из вольных, "охочих" людей. Они включали пехоту, конницу и смешанные полки. В полки брали "даточных людей": сто крестьянских дворов давали одного солдата на пожизненную службу. Полки собирались только на время военных действий. Под Коломной началось строительство военных кораблей. Основной административно-территориальной единицей государства был уезд. Система местного управления строилась в XVII в. на власти воевод, назначаемых из центра. В руках воевод находились административная, судебная и военная власть, надзор за сбором налогов и податей. Им подчинялись земские и губные старосты.

 

 

Социальная структура русского общества XVII в. была сословной. Сословие — социальная группа, обладавшая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Привилегированным сословием были светские феодалы и духовенство. Верхушку феодального сословия составляли думные чины: бояре, окольничьи, дьяки и думные дворяне. Ниже по своему положению в обществе находились чины московские: чиновники, стряпчие, московские дворяне. За ними следовали низшие категории привилегированного сословия — чины городовые: провинциальные дворяне («дети боярские»).

 

Прикреплены к своим повинностям были жители городов — ремесленники и купцы. Купечество выделяется в особую группу и подразделяется на корпорации: гостей, гостиную сотню, суконную сотню. Правительство поддерживало купечество. В 1653 г. был принят закон о внутренней и внешней торговле России — Торговая уставная грамота, которая заменила многие торговые сборы единой торговой рублевой пошлиной в размере 5 % с оборота. В 1667 г. принят Новоторговый устав, имеющий протекционистский характер. Иностранная торговля была регламентирована и ограничена пограничными городами. Одним из авторов устава был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин.

 

Большую часть зависимого населения составляли крестьяне. Крестьяне делились на черносошных (лично свободных), частновладельческих, дворцовых или удельных (принадлежащих царской семье). На положении рабов находились холопы. К числу зависимых сословий относились и «служилые люди по прибору»: стрельцы, пушкари и казаки.

 

В XVII в. в России была проведена реформа государственных финансов. Посошная подать в 1678 г. была заменена подворным обложением, что расширяло число налогоплательщиков. В 1649–1652 гг. реформа, получившая название «Посадское строение», ликвидировала белые слободы в городах, их слили с посадами. Теперь тягло на государя должно было нести все городское население.

В 1679 г. различные подати, собиравшиеся с ремесленного и торгового населения посадов, были объединены в единый налог — «стрелецкие деньги», или «стрелецкую подать». Внедрялась система откупов форма сборов налогов — «Наддча», получаемая откупщиком за право сбора налога, являлась источником первоначального накопления капитала.

 

 

Полемика между церковными деятелями началась в 40-х гг. XVII в., когда в Москве сложился «кружок ревнителей древнего благочестия» вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева. Членов кружка беспокоило падение авторитета церкви. Они считали, что необходимо установить единообразие в церковной службе и внести исправления в богослужебные книги. Однако в вопросах о способах проведения реформы, выборе образцов, по которым следовало производить изменения, единства достичь не удалось. Ревнители считали, что образцами должны стать древнерусские рукописные книги. Но попытка взять их за основу провалилась, так как выяснилось, что одинаковых текстов не существовало (при переписывании допускались ошибки, пропуски, описки). Тексты греческих книг, заново переведенных по указанию патриарха Никона, отличались от старых разночтениями. В 50-х гг. XVII в. Никон утвердил церковные новшества: вносил изменения в церковные книги и порядок богослужения, ориентируясь на греческие образцы, заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, имя «Иисус» велел писать через две буквы «и» и т. д. Новшества были поддержаны светской властью и одобрены Церковным собором 1656 г.

 

Реформа осуществлялась усилиями патриарха Никона, сына крестьянина из Нижегородского уезда. Путь Никона к патриаршему престолу был непрост: сначала священник, затем монах, игумен одного из северских монастырей, архимандрит Новоспасского монастыря в Москве, новгородский митрополит, блестящий проповедник, хороший вотчинник, талантливый администратор, увлекавшийся мирскими делами не меньше, чем церковными.

 

Предположительно Д. Вухтерс. Портрет патриарха Никона с клиром

 

Нововведения Никона, коснувшись в основном обрядовых предписаний, не затронули основ православной догматики и вероучения. Споры с ревнителями носили схоластический характер. Значительная часть верующих и духовенства отказалась принимать нововведения. Отказ от древних обычаев воспринимался людьми средневековья как отступление от веры. Так возникло старообрядчество, духовным лидером которого стал протопоп Аввакум Петров, сын священника из Нижегородского уезда, член кружка ревнителей древнего благочестия. Никон выслал ревнителей из Москвы, сослал в Сибирь Аввакума. Долгих 11 лет Аввакум провел в тяжелой ссылке. Затем власти вернули его в Москву, чтобы склонить к принятию церковной реформы. Аввакум, не допускавший компромиссов, оставался твердым ревнителем «старой веры». За неуживчивость и верность своим убеждениям он был вновь сослан, осужден церковным собором, посажен на 10 лет в земляную тюрьму в глухом Пустозерске и затем в 1681 г. сожжен заживо. Репрессии обрушились на старообрядцев. Спасаясь от расправ, тысячи противников реформ бежали на окраины страны. Некоторые из них использовали крайнюю форму протеста — самосожжения («гари»). Крупным центром сопротивления церковной реформе стал Соловецкий монастырь, расположенный на Белом море. Монахи и стрельцы 8 лет (1668–1676 гг.) обороняли монастырь от царских войск. Только после предательства одного из монахов, указавшего стрельцам тайный вход, крепость была взята, почти все мятежные монахи убиты.

 

Вскоре Никон, которого царь Алексей Михайлович называл своим «собинным другом», начал ставить духовную власть выше царской. Не сомневаясь в превосходстве священства над царством, власть патриарха Никон ассоциировал с солнцем, в то время, как власть царя — с луной, лишь отражающей солнечный свет. Алексей Михайлович перестал посещать совершаемые Никоном службы, избегал встреч с ним. В ответ в 1658 г. Никон объявил, что оставляет патриаршество и покидает Москву. Патриарх надеялся, что царь пойдет на компромисс, предложит продолжить служение, но ошибся. В 1666–1667 гг. Церковный собор, в работе которого приняли участие представители греческих православных церквей, удовлетворил требования правительства: осудил Никона, лишил его сана. Опальный церковник был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологду, затем в Кирилло-Белозерский монастырь, где он умер в 1681 г. Однако его реформы были сохранены.

 

 

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ

 

XVII ст. названо современниками «бунташным веком» из-за многочисленных социальных катаклизмов и народных восстаний, главными причинами которых стали закрепощение крестьян, рост их повинностей, усиление налогового гнета, ограничение казачьей вольности, церковный раскол и преследование старообрядцев.

 

 

В июне 1648 г. в Москве вспыхнул Соляной бунт, причинами которого являлись коррупция и непосильные налоги. В это время большое влияние на 19-летнего царя Алексея Михайловича (получил прозвище "Тишайший" за стремление минимизировать вмешательство в государственные дела, препоручив их своим приближенным) оказывал боярин Борис Иванович Морозов, его свояк и воспитатель. В 1646 г. был повышен налог на соль. Цены на этот важнейший продукт (других консервантов не было) выросли в 5 коп. до 2 гривен с пуда, что вызвало рост цен на мясо, рыбу, превратившиеся в залежалый товар, так как население не могло покупать их в прежнем количестве. В феврале 1647 г. налог был отменен. Однако правительство в целях увеличения дохода казны объявило о взыскании недоимок за два года. После этого последовал взрыв социального возмущения. Чашу народного терпения переполнили и факты коррупции: на важнейшие правительственные посты Морозов ставил своих людей (Петр Траханиотов, Леонтий Плещеев), которые теснили и обирали московское население. 1 июня 1648 г. жители Москвы пытались подать царю, возвращавшемуся из Троице-Сергиевой лавры, челобитную. Царь выслушал и ответил, что завтра начнет разбираться. На том бунт мог бы закончиться, но бояре из царской свиты, сторонники Плещеева, стали разгонять толпу. По приказу Морозова стрельцы арестовали 16 просителей. На следующий день горожане ворвались в Кремль, пытаясь вручить челобитную. Но бояре разорвали ее и выбросили в толпу просителей. В ответ следующие несколько дней восставшие грабили дома ненавистных чиновников, возвращая нажитое за их счет. Несколько правительственных деятелей, в их числе Назарий Чистой — инициатор соляного налога, было убито. Спасая Б. Морозова, царь сослал его в Кирилло-Белозерский монастырь. Для подавления восстания правительство пошло на уступки московскому и провинциальному дворянству, верхушке купечества, потребовавшим созыва Земского собора. Было отстрочено взимание недоимок, увеличено жалованье стрельцам. Наиболее активные участники бунта были казнены.

Э. Лисснер. Соляной бунт в Москве. 1648 г.

 

Созванный в 1648 г. Земский собор принял новое законодательство — Соборное уложение 1649 г., направленное против трудящегося населения. Политика правительства (передача Швеции хлебных запасов в счет погашения долгов России) вызвала экономический кризис 1650 г., в ходе которого в Новгороде и Пскове вспыхнули городские восстания. Рост цен на хлеб соответствовал интересам правительства, так как хлебом оно расплачивалось со Швецией за переселение в Россию жителей территорий, отошедших к Швеции по Столбовскому миру. Восстания были подавлены, их инициаторы казнены.

 

В 1662 г. в Москве произошло новое восстание, получившее название Медный бунт. Войны с Польшей и Швецией, требовавшие больших расходов, ослабили финансовое положение государства. В поисках необходимых средств для пополнения казны правительство стало чеканить медную монету с тем же номиналом, что и серебряную. Введение в обращение новых денег в большом количестве привело к их обесцениванию. Снизилась покупательная способность населения, так как жалованье выдавалось служилым людям медью, а налоги взимались с населения только серебром. В обращении появилось большое количество фальшивых медных денег. Все это привело к народному недовольству и восстанию 25 июля 1662 г. Горожане двинулись в с. Коломенское, где находился царь. Алексей Михайлович начал переговоры с первой толпой восставших, обещая во всем разобраться и покарать виновных. Но к Коломенскому подступала вторая толпа горожан, более агрессивная, договориться с ней не удалось. Вызванные царем стрельцы напали на восставших. За разгромом восстания последовали аресты и репрессии против зачинщиков. Результатом народного выступления стало изъятие из обращения медных денег.

 

Э. Лисснер. Восстание в Коломенском, 1662 г.

 

В 1666 г. отряд казаков в 500 чел. под началом атамана Василия Уса совершил поход на Тулу. Казаки желали предложить правительству свои услуги в связи с войной с Польшей. Однако в ходе движения в к ним присоединились бежавшие от владельцев крепостные крестьяне и жители посадов. Отряд вырос до 3 тыс. чел и двигался к Москве. С трудом царским войскам удалось вынудить отряд уйти на Дон.

 


Кульминацией «бунташного века» стало восстание под предводительством Степана Тимофеевича Разина (1667–1671 гг.). На первом этапе восстания (1667–1669 гг.) донской казак С. Разин возглавил поход казаков с Дона на Волгу и Каспийское море «за зипунами» (полукафтан), т. е. за добычей. Грабительским нападениям казаков подверглись торговые караваны русских и персидских купцов, восточный берег Каспия, персидские города. Разбив флот персидского шаха, казаки возвратились на Дон с богатой добычей. Удачливый атаман стал вождем казачества, к которому присоединялась настоящая армия.

В. Суриков. Стенька Разин

 

В 1670 г. начался второй этап восстания С. Разина, принявшего антикрепостнический характер. Были выдвинуты новые цели: захват Москвы, уничтожение бояр и дворян, ликвидация крепостного права и установление в стране вольного казацкого уклада жизни. Весной 1670 г. пятитысячное войско Разина начало военные действия на Волге. Восставшие захватили Царицын, Камышин, Астрахань, в которых вводилось казацкое управление. Затем войско Разина двинулось вверх по Волге. Масштаб восстания возрос, оно распространилось на все Поволжье, чему в немалой степени способствовали «прелестные письма» с обещаниями простому населению уничтожить зависимость от помещиков.



 

Состав войска Разина стал многонациональным, к нему присоединились не только русские крестьяне, но и чуваши, мари, мордва, татары. Без боя сдались повстанцам Саратов и Самара. Движение принимает размах народной войны. Войско Разина осадило Симбирск, под которым развернулись решающие сражения. Царские полки под командованием князя Д. А. Барятинского разбили повстанцев, сняв осаду с города. Разин отплыл со своими казаками на Дон, где был схвачен зажиточными казаками и выдан царским властям. Арестованного предводителя восстания привезли в Москву. В июне 1671 г. он был казнен.

 

Крестьянское восстание повлекло за собой укрепление существующего строя, которые выразилось в усилении власти воевод, переходе к подворному обложению, распространению крепостничества на южные окраины страны. [карта 1]

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Основными направлениями внешней политики России XVII в. являлись юго-западное, северо-западное, южное и восточное.

 

На юго-западном направлении в первой половине XVII столетия Россия пыталась вернуть земли (прежде всего Смоленск), захваченные Польшей во время Смуты. В 1632–1634 гг. развернулась неудачная война за Смоленск. В июне 1634 г. был подписан Поляновский мирный договор, по условиям которого Польша сохраняла за собой смоленские земли, но поляки отказались от притязаний на московский престол и признали М. Ф. Романова законным царем. [карта 2]

 

В середине XVII в. на развитие русско-польских отношений повлияли события на Украине. Украинский и белорусский народы, проживавшие на территории Речи Посполитой, испытывали социальный, национальный и религиозный гнет. Освободительная война против польского владычества развернулась в 1648 г. Казаки, возглавляемые гетманом Богданом Хмельницким, подняли восстание, к которому присоединились украинские и белорусские крестьяне. [карта 3]

 

Б. Хмельницкий обратился к России с просьбой принять Украину в ее состав. 1 октября 1653 г. Земский собор принял важное решение о включении Украины в состав России. Одновременно была объявлена война Польше. 8 января 1654 г. в г. Переяславле собралась рада (совет), на которой выборные представители от всех сословий украинского населения единодушно высказались за присоединение Украины к России. Воссоединение Украины с Россией стало причиной тяжелой и затяжной войны с Польшей (1654–1667 гг.). [карта 4]

 

По Андрусовскому перемирию (1667 г.) Россия получала Смоленск и земли, утраченные в Смутное время, а также Левобережную Украину с Киевом. В 1657 г. после смерти Б. Хмельницкого украинские гетманы попытались добиться независимости от России, ориентируясь или на Польшу, или на Турцию. Однако в 1686 г. между Россией и Польшей был заключен «Вечный мир», который закрепил Левобережную Украину и Киев за Россией. Правобережная Украина осталась под властью Польши.

 

Основным событием внешней политики России на северо-западе стала русско-шведская война 1656–1661 гг. Россия вновь пыталась получить выход к Балтийскому морю и остановить шведскую экспансию в Польше, Литве и Украине. В 1656 г. русские войска успешно атаковали шведов и одержали ряд существенных побед. В следующие два года русской армии не удалось взять Ригу, она потерпела поражение в Карелии и Ливонии. В 1658 г. было заключено перемирие на 3 года. В 1661 г. был подписан Кардисский мирный договор, согласно которому Россия отказывалась от всех земель, завоеванных в Прибалтике. [карта 5]


На южном направлении Россия вела борьбу с Турцией и ее вассалом — Крымским ханством. Из-за угрозы нападений территория, прилегающая к Крымскому ханству, была слабо заселена и получила название «Дикое поле». В число внешнеполитических задач на этом направлении входили оборона южных границ и хозяйственное освоение плодородных земель «Дикого поля».

 

В 1637 г. без ведома русского правительства донские казаки захватили Азов, опорный пункт турецких владений. В 1641 г. турецкий султан послал под Азов 250 000 воинов. 5000 казаков героически обороняли крепость. Турки сняли осаду. Однако Земский собор в январе 1642 г., опасаясь войны с Турцией, отказался принять Азов в русское подданство. И после пятилетнего «сидения» Азов был возвращен Турции.

 

Заключив мир с Польшей, Турция начала войну с Россией в 1676. В ходе русско-турецкой войны (1676–1681 гг.) русские войска захватили крепость Чигирин. Летом 1677 г. небольшой русско-украинский гарнизон стойко оборонял крепость от 100-тысячной турецкой армии. В августе 1677 г. русско-украинская армия разгромила турок в боях за переправу через Днепр. Летом 1678 г. туркам все же удалось овладеть полуразрушенным Чигирином, но удержать крепость они не смогли. С 1679 г. боевые действия прекратились, и начались мирные переговоры. В январе 1681 г. был заключен Бахчисарайский мирный договор, по условиям которого Турция и Крым признавали вхождение Левобережной Украины вместе с Киевом в состав России, а Правобережная Украина оставалась за Османской империей. [карта 6]

 

 

 

 


 

 

Восточное направление внешней политики было связано с продвижением в Сибирь. Покорение региона сопровождалось обложением коренных народов ясаком (данью), взимаемой в основном пушниной. В XVII в. Сибири возникли русские укрепленные поселения (остроги): Енисейский (1618 г.), Красноярский (1628 г.), Илимский (1630 г.), Якутский (1632 г.), Иркутский (1652 г.). Бескрайние просторы Сибири были исследованы русскими землепроходцами и мореплавателями, вслед за которыми приезжали представители царской администрации. В 1637 г. управление огромными сибирскими территориями было передано специально созданному Сибирскому приказу. Сибирь была разделена на 19 уездов, которыми управляли воеводы, назначаемые из Москвы.

 

Продвижение русских на Дальний Восток привело "Албазинской войне"1685-1686 гг., конфликту с Китаем, который был улажен подписанием в 1689 г. Нерчинского договора. Он впервые определил границу между государствами.

 

 


Россия в конце XVII в.

 

 

В 1676 г. Алексей Михайлович умер, царем стал его сын Федор III Алексеевич (1676–1682 гг.). В его недолгое царствование продолжалось укрепление государства и централизация власти: в 1680 г. была проведена военно-окружная реформа; в 1682 г. отменено местничество. Другие проекты царя, в том числе проекты реформирования административно-церковного управления страны, не были реализованы из-за ранней смерти бездетного Федора в 1682 г.

После его кончины вопрос о престолонаследии вызвал борьбу за власть между боярскими семействами Милославских и Нарышкиных, представительницами которых были соответственно первая и вторая жены Алексея Михайловича. Сын Марии Милославской Иван по праву старшинства должен был занять русский престол. Но болезненный Иван Алексеевич не был способен к управлению государством. Царем был провозглашен Петр, сын Алексея Михайловича от второго брака. Милославские, которых не устроило такое решение, организовали в 1682 г. стрелецкое восстание против Нарышкиных (Хованщина). В результате был достигнут компромисс: Иван стал соправителем Петра. Регентшей и фактической правительницей при них стала сестра Софья Алексеевна  (1682–1689 гг.).

 

Последствия смуты:

 

· Территориальные потери

· Упрочнение идеи самодержавия

· Рост роли православных ценностей и усиление изоляционизма

· Разорение русских земель

 

 

1613 Земский собор избирает Михаила Федоровича Романова новым царем
1617
  1. Столбовский мир со Швецией
  2. Финский залив и Корела потеряны
1618
  1. Деулинское перемирие с речью Посполитой
  2. Потеряны Смоленск, Черниговская и Северская земля
1619  Филарет избран патриархом
  1632–1634 1. Смоленская война 2. Поляновский мирный договор 3. Поляки отказываются от претензий на московский престол
1637 Казаки берут Азов, но в 1642 г. вынуждены его сдать. Россия не готова воевать с Турцией
  1640-е Вокруг Алексея Михайловича складывается кружок ревнителей древнего благочестия (царский духовник Стефан Вонифатьев, Никон Аввакум, Федор Ртищев и др.)
1645 Экспедиция Василия Пояркова

 

Последствия смуты:

 

· Вовлечение в оборот новых земель

· Укрепление феодально-крепостнических порядков

· Падение значения Земских соборов

· Расширение сословных прав и привилегий дворянства

· Возникновение мануфактур

· Начало формирования общерусского рынка

· Раскол в церкви

 

Внешняя политика. Воссоединение России и Украины. Основные даты и события

1637–1638 Казацкое восстание в Польше. Причины отсутствие роста реестра
1647 Богдан Хмельницкий становится гетманом Запорожской сечи
май 1648 Победа казаков над польским войском у Желтых Вод
август 1649 Войска короля разгромлены у Зборова
1649 Зборовский договор. Реестр увеличивается до 40 тыс. человек
1651 Поражение под Берестечком. Заключается Белоцерковский договор. Реестр сокращается до 20 тыс. человек
1653 1. Поражение у Жванца 2. Россия вступает в войну на стороне казаков
8 января 1654 Переяславская рада
1656 Перемирие с Польшей и начало войны со Швецией
1661 Кардисский мир со Швецией. Россия теряет выход к Балтике
1667 Андрусовское перемирие с Польшей. Россия возвращает Смоленск и получает Левобережную Украину с Киевом
1686 Вечный мир с Польшей

 

Русско-османские и русско-крымские отношения. Основные даты и события

1677–1681 Русско-турецкая война
1677–1678 Осада и взятие османами Чигирина. Строительство Изюмской и Белгородской оборонительных линий
1681 Бахчисарайский мирный договор.  Турция признает права России на Левобережную Украину и Киев

 

 

Внутренняя политика и ликвидация последствий смуты.

Основные даты и события

1648 1. Соляной бунт в Москве 2. Семен Дежнев открывает пролив,                           соединяющий Россию и Америку
  1649 Соборное уложение. Окончательное оформление абсолютизма, окончательное закрепощение крестьян, ограничение роста монастырских землевладений, формирование сословной и приказной систем, статья за «хулу на Бога»
1650 Восстание в Новгороде и Пскове
1652 Никон становится патриархом. —> Пытается поставить церковную власть выше светской. —> Начинает церковную реформу. —> Вместо двуперстного знамения троеперстное, вокруг алтаря ходят не по солнцу, а против него. —> Аввакум ссылается в Сибирь
1653 1. Торговый устав. Вместо множества пошлин — одна 5 %,      для иностранцев — 6 %, при торговле внутри страны — 8 % 2. Земский собор принимает решение                                             о присоединении Украины к России
1662 Медный бунт
1666 Никон заточен в Ферапонтов монастырь
1666–1667 Церковный собор подтверждает церковную реформу и призывает предать ее противников огню. Формируется старообрядчество, по всей стране пылают костры гонителей старообрядцев
1667 Новоторговый устав. Пошлина для иностранцев, торгующих внутри страны — 10 %
1667–1671 Восстание Степана Разина
1668–1676 Старообрядческое восстание на Соловках
1682 Отмена местничества
1683 Созыв последнего Земского собора

 

 

(13) Культура России XVII в.

 

В XVII в. в истории русской культуры начался «новый период»: уходили в прошлое старые традиции, в науку, искусство и литературу проникали западные идеи. Означенные тенденции нашли выражение в увеличении печатной продукции, появлении первого высшего учебного заведения, зарождении театра и газеты. В литературе, живописи более популярными становятся гражданские мотивы, наблюдается стремление к реалистическому изображению событий и современников.

 

Просвещение и знания

 

Более широкого распространения достигла грамотность. В дворянских и купеческих кругах грамотность была обычным явлением. Многие горожане (торговые люди, ремесленники) умели читать и писать. Постепенно грамотность распространялась среди черносошного крестьянства, о чем свидетельствуют записи на рукописях XVII в., сделанные их владельцами — крестьянами. В 1618 г. в Вильно была издана «Грамматика» Мелетия Смотрицкого — основа церковнославянской грамматической науки.

 

В XVII ст. в России появилось первое высшее учебное заведение. Сначала правительство открыло по инициативе боярина Федора Михайловича Ртищева, сыгравшего заметную роль в русском просвещении, в Москве в 1682 г. Типографскую школу при Андреевском монастыре. В 1685 г. учеников перевели в Богоявленскую школу, в которой преподавали не только церковные, но и светские науки (арифметику, риторику и пр.) монахи братья Иоанникий и Софроний Лихуды, греки по происхождению. На основе этой школы возникла по инициативе Симеона Полоцкого, педагога и просветителя, в 1687 г. Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая видную роль в русском просвещении. Она размещалась в здании Заиконоспасского монастыря в Москве. Ученикам преподавали логику, философию, психологию, физику и пр. Среди выпускников академии — П. В. Постников, первый русский ученый, получивший степень доктора философии и медицины в университете Падуи, великий ученый М. В. Ломоносов.

 

 

Развивались научные знания. В XVII в. были сделаны важные географические открытия на северо-востоке Азии. В 1633–1636 гг. казак Иван Ребров и полярный мореход Илья Перфильев прошли по р. Лене до ее устья, по морю до р. Яны и р. Индигирки. В 1641–1644 гг. помор, казачий атаман Михаил Васильевич Стадухин прошел по Индигирке и дошел до р. Колымы. В. 1643-46 гг. Василий Данилович Поярков обследовал берега Охотского моря. В 1648 г. Федот Алексеевич Попов и Семен Иванович Дежнев, проплыв из Ледовитого океана в Тихий, установили, что Азию отделяет от Америки пролив. В 1647–1651 гг. С. Дежнев совершил путешествие по Амуру. Картограф Семен Ульянович Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири», этнографическую карту и «Историю Сибирскую».

                                          Памятник И. и С. Лихудам. Скульптор В. Клыков

 

 

Литература

 

Основными литературными жанрами остаются слова, поучения, летописи. Произведения начала XVII в., посвященные событиям Смутного времени, содержат характеристики Федора Ивановича, Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского и др. «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» Ивана Тимофеева, «Словеса дней и царей» Ивана Хворостинина отличаются пристрастностью и заинтересованностью авторов. Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета. В 1667 г. был издан первый печатный исторический труд «Синопсис», в котором излагалась история Руси с древнейших времен.

 

В жанре автобиографической литературы написано «Житие» протопопа Аввакума. Аввакум простым и выразительным языком говорит о своих деяниях, многострадальной жизни и борьбе за свои идеалы.

 

В «бунташном веке» в русской литературе появился жанр бытовой повести. «Повесть о Горе и Злочастии» описывает историю молодого человека, потерпевшего неудачу на жизненном пути. Сатирические произведения XVII в. осмеивают отрицательные стороны русской жизни. В «Повести о Ерше Ершовиче» под видом земельной тяжбы между ершом и лещом показаны неправедные приказные суды. «Повесть о Шемякином суде» изобличает взяточничество судей. Возникает сатира на церковные порядки, пьянство в монастырях, лицемерие монахов. Таковы «Калязинская челобитная», «Повесть о попе Савве», «Повесть о куре и лисице», «Праздник кабацких ярыжек».

 

В литературе второй половины XVII в. отчетливо звучат фольклорные элементы: в повестях об Азовском осадном сидении казаков, в сказаниях о начале Москвы, в повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком. В поэтической повести об Азовском осадном сидении народные запевы звучат в плаче казаков: «Простите нас, леса темныя и дубравы зеленыя. Простите нас, поля чистые и тихия заводи. Прости нас, море синее и реки быстрые». 

 

«Бунташный век» нашел свое отражение в народной поэзии. Вокруг мощной фигуры Степана Разина сформировался цикл песен эпического характера. «Приворачивайте, ребята, ко крутому бережку, уж мы стену разобьем, а тюрьму по камню разнесем», — воспевала сложенная народом песня подвиги Разина, звала к борьбе против феодального угнетения.

 

Известным педагогом и просветителем XVII в. был Симеон Полоцкий, учитель царских детей. Он развернул широкую литературную деятельность как автор многочисленных стихов, драматических произведений, а также учебников, проповедей и богословских трактатов.

 

Дальнейшее развитие получило книгопечатание, главным центром которого стал Печатный двор в Москве. Здесь издавались в основном церковные книги. В первой половине XVII в. было выпущено около 200 изданий. Первой книгой гражданского содержания, напечатанной в Москве, был «Букварь» патриаршего дьяка Василия Бурцева-Протопопова (1634 г.). Во второй половине XVII в. количество изданных Печатным двором светских книг увеличилось, что было связано с потребностью в образовании. Среди них были «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», «Соборное уложение», Таможенный устав. В конце XVII в. был издан букварь с красочными иллюстрациями К. Истомина, иеромонаха Чудовского монастыря, одного из первых учеников школы Лихудов. Воссоединение с Украиной дало толчок созданию печатного сочинения по истории. Иннокентий Гизель написал "Синопсис", содержавший рассказ о совместной истории России и Украины.

 

С 1621 г. в Посольском приказе составлялась газета «Куранты» в виде рукописных сводок о событиях в мире.

 

 

     
 

 

Театр

 

 

Большим культурным событием стало появление в России первого театра. Элементы театральных постановок были на Руси и ранее, например представления скоморохов. Но первый театр возник в 1672 г. при дворе царя Алексея Михайловича. Была поставлена пьеса «Артаксерксово действо» на библейский сюжет. Пьеса понравилась царю, тем более что его духовник, чтобы избавить Алексея Михайловича от убеждения в греховности театральных постановок, привел примеры византийских благочестивых царей, любивших театральные зрелища. Режиссером придворного театра являлся И. Г. Грегори, пастор из Немецкой слободы. В 1675 г. его место занял С. Чижинский, воспитанник Киевской духовной академии. В придворном театре были поставлены балет и комедии об Адаме и Еве, об Иосифе. Труппа придворного театра (70 человек) была мужского состава. Со смертью Алексея Михайловича театр прекратил свое существование.

Представление Юдифи на сцене Преображенского театра 24 ноября 1674 г. в присутствии царя Алексея Михайловича. Гравюра А. С. Янова с рисунка М. В. Нестерова

Архитектура

 

Архитектурные объекты XVII в. отличает живописность. Здания любили украшать рельефами, "солнечными плитками" — изразцами и украшениями из резного камня, окна — наличниками. Такое обилие украшений называли "дивным узорочьем".

 

 

В Московском Кремле по приказу царя Михаила Федоровича был построен в 1635–1636 гг. Теремной дворец каменных дел подмастерьями Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Это были первые каменные покои в царском дворце. В архитектуре Теремного дворца отразились не только традиционные черты русского деревянного зодчества, но и новое для того времени анфиладное построение внутренних помещений.

 

В XVII в. каменное строительство получило развитие не только в городах, но и в сельской местности. Появилось немало каменных зданий гражданского назначения. Обычно это были двух- или трехэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом.

 

Таковы, например, Поганкины палаты, построенные в Пскове местными мастерами по заказу купца С. Поганкина, палаты Коробова в Калуге, принадлежавшие купцу К. Коробову.

 

В архитектуре каменных церквей долгое время преобладали пятиглавые соборы и небольшие храмы с одной или пятью главами. Наружные стены церквей, как правило, украшались каменным узором кокошников, карнизов, колонок, оконных наличников, разноцветных изразцов. Каменные шатровые церкви строились еще в первой половине XVII в., позже они остались достоянием русского Севера с его деревянным зодчеством: Владимирская церковь в с. Белая Слуда Архангельской области (1642 г.), острог Николо-Карельского монастыря на Северной Двине (1691–1692 гг.).

 

В этих традициях был сооружен в 1667–1681 гг. деревянный дворец царя Алексея Михайловича в с. Коломенском, названный С. Полоцким восьмым чудом света. Дворец был разобран в XVIII в.

Владимирская церковь в с. Белая Слуда Архангельской области

 

В конце XVII в. появляется новый стиль, получавший название «нарышкинского барокко», потому что шедевры этой архитектуры были созданы зодчими в усадьбах бояр Нарышкиных. Храмы получили крестовидную форму, их главы стали располагать крестовидно вместо традиционной расстановки по углам, необыкновенно эффектной была внешняя декорировка, преобладала двуцветность (красный кирпич и белый камень).

 

Прекрасным образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях (1690–1694 гг.). Стройные, богато украшенные колонками, наличниками, парапетами здания этого стиля положили начало эпохе «русского барокко» в архитектуре.

 

 

Живопись

 

 

В XVII в. огромное влияние на иконопись оказало портретное искусство. Лучший мастер-живописец Симон Ушаков, деятельность которого развернулась в Оружейной палате, стремился отойти от иконописного лика и писать реалистические образы. Он хотел, чтобы живопись имела свойства зеркала. Иконы и роспись такого «фряжского письма» были связаны с намерением русских художников приблизиться к жизни. Однако новые веяния в искусстве враждебно встречались поборниками старины. Так, протопоп Аввакум отмечал, что на новых иконах «Спас милостивый» изображен будто пьяный иноземец с румянцем на щеках.

Спас Нерукотворный, 1658 г. Икона С. Ушакова

 

 

Мастера Оружейной палаты первыми обратились к жанру парсуны, для которого характерно условное портретное сходство. Парсуны второй половины XVII в. писались в основном на холсте в технике масляной живописи.

Надгробный портрет князя Скопина-Шуйского, 1670-е гг.

 

Высокого уровня достигло прикладное искусство: художественная вышивка, декоративная резьба по дереву. Прекрасные образцы ювелирного искусства были созданы в Оружейной палате, где работали лучшие мастера, выполнявшие заказы царского двора.

 

 

Быт разных сословий

  Царь и его семья   Бояре и дворяне Жители посада Крестьяне
Одежда   Из дорогих тканей, украшена драгоценностями     Традиционная, из восточных и европейских тканей   Из дешевых привозных тканей   Домотканая, из шкур домашних и диких животных
Еда   Разнообразная, на пирах более 500 блюд   Традиционная, восточные продукты, колбаса     Традиционная Основа — зерновые культуры, много овощей, по праздникам рыба и мясо, ягоды, фрукты
Жилище Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи   Несколько различных строений   Изба по-черному, окна рыбьи или холстяные
Убранство дома   Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры   Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты   Традиционная мебель, украшенные иконы     Простая мебель
Развлечения Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы …   Пиры, охота, кулачные бои Взятие снежных городов, борьба, кулачный бой, городки, чехарда, жмурки, бабки   Чехарда, жмурки, бабки
Посуда     Золотая и серебряная, стеклянная     Золотая и серебряная, стеклянная   Деревянная и глиняная   Деревянная и глиняная

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!