Античная философия ( VI в. до н.э. IV в. н.э.)
Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в VI в. до н.э. В истории древнегреческой философии выделяется три основных этапа:
I этап - натурфилософия (VI в. до н.э.). Ее спецификой является стремление понять сущность природы, мира, космоса в целом. Главным был вопрос о первоначале мира, из чего все произошло?
Фалес, основатель древнегреческой философии таким первоначалом считал воду, «Все произошло из воды». Анаксимен - воздух, Анаксимандр - апейрон - некое беспредельное, вечное начало, Гераклит - огонь, Пифагор - число, Демокрит - неделимый атом.
Гераклит является одним из основателей диалектики - учения о развитии общества и природы. Ему принадлежит изречение: «Все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды».
II этап - интеллектуализм (классический) (V-IV вв. до н.э.). На этом этапе происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека. Основоположником этого этапа явился Сократ (469-399 гг. до н.э.) - учитель Платона, отказался от изучения природы, космоса, т.к.
1. Философы запутались в своих противоречиях.
2. Предметом познания могут быть только то, что во власти человека, т.е. его душа.
«Заговори, чтобы я тебя увидел»
Сократ
«Познай самого себя». Главный предмет философии - этика. Правильное действие должно основываться на правильном познании. Основанием этики стала гносеология. пороки проистекают от невежества. Прометей подарил людям огонь и разум, а Зевс дал им стыд и правду, т.к. без этого они не могли жить вместе. Самое ценное качество - добродетель. Для того, чтобы быть добродетельным, нужно знать, что такое добродетель.
|
|
Сократовские беседы. Ряд вопросов, в ходе которых раскрывались противоречия в рассуждениях собеседника. Метод «иронии» (субъективная диалектика). А затем Сократ вскрывал это противоречие, помогал слушателям «родиться к новой жизни (маевтика - повивальное искусство), к познанию всеобщего - как основы морали».
Исходное начало познания - ирония. «Я знаю только то, что ничего не знаю».
Человек черпает знания из самого себя.
«Задача философии - помочь человеку родиться к новой жизни, стать разумнее».
Три основные человеческие добродетели:
1. Умеренность (знание как обуздать страсти).
2. Храбрость (знание как преодолеть опасность).
3. Справедливость (знание как соблюдать закон).
Сограждане не приняли Сократа. Был обвинен, что своими рассуждениями развращает молодежь. Арестован и заключен в тюрьму, чтобы попугать и принудить эмигрировать из Афин. Друзья готовят побег. Но он отказался и принял яд. «Истинный философ должен жить в согласии со своим учением».
|
|
Учеником Сократа был древнегреческий философ Платон (427-374 гг. до н.э.)
В диалоге «Теэтет» он пишет: «Истинный философ не должен иметь дела с реальным чувственным миром, а возвыситься и подняться в потусторонний, непреходящий мир идей».
Создал школу на горе Академа. Академия просуществовала1000 лет.
Два мира:
Первый - мир идей (эйдос) - действительный, постоянный, совершенный.
Второй - мир вещей, изменчивый.
«Люди видят предметы и не видят их идей, они принимают тени за действительный мир». Многие имеют «пещерные знания теней», т.е. житейский опыт и не более.
Подобно тому, как чувственный предмет, понятию соответствует особый предмет - идея (эйнос - вид). Произошло раздвоение мира на чувственный и идеальный.
Материя у Платона - первичный материал, из которого делаются, неким удивительным образом все существующие вещи. Материя - это возможность, а не действительность.
Множество идей составляют единое, которое является высшим бытием и тождественно высшему благу.
Теория познания Платона
Душа человека близка к миру идей и дает ему все знания, т.к. в скрытом виде их содержит. Душа существует вечно, она переселяется.
Задача познания в том, чтобы человек вспомнил. Предметы чувственного мира - поводы для возбуждения воспоминаний (усвоение понятия на человеческом примере). Нужно отбросить природу и углубиться в себя.
|
|
Космология. Мир находится в вечной божественной гармонии, благодаря богу.
Этика. Условием нравственности является знание, которым обладает душа. Душа состоит из трех частей:
1. Разумной
2. Пылкой (волевой)
3. Вожделеющей
Сочетание этих частей под руководством разума и дает начало характеру человека.
Если преобладает разумная часть, то эти люди стремятся созерцать красоту идей, стремятся к вечному благу: правде, справедливости и умеренности во всем. Это мудрецы. Если берет верх аффективная часть души, то эти люди отличаются благородными страстями - мужеством, храбростью, чувством долга. Это воины.
Люди «вожделяющего» типа должны заниматься физическим трудом, т.к. изначально привержены к телесно физическому миру. Это крестьяне и ремесленники. Но все сословие должно обладать общей добродетелью - мерой. «Ничего сверх меры».
Душа делает человека человеком. Она связана с миром идей и иногда вспоминает то, что видела там.
Общественные взгляды. Государство должно сохранять меру счастья общественных групп, не допускать перехода в другие группы («Государство»). Государство должно покровительствовать религии.
|
|
Отрицательные типы государств:
1. Тимократия - власть честолюбца, в ее основе стремление к обогащению.
2. Олигархия - господство немногих над большинством. Властвуют богатые.
3. Демократия - все противоречия разрешаются восстаниями. Если побеждают бедняки, богатых истребляют, а власть делят.
4. Тирания - вырождение демократии. Для того, чтобы народ чувствовал потребности в войне нужны войны. Идеальные государства: власть немногих, но способных и подготовленных. Главное - справедливость, т.е. каждому особое занятие и особое положение. Доблести в идеальном государстве:
· Мудрость
· Мужество
· Сдерживающая мера
· Справедливость
Вершиной развития древнегреческой философии было учение ученика Платона, Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), «Александр Македонский греческой философии». В Афинах открыл школу у Ликейского храма (Лицей).
Дал классификацию наук: теоретические - познание ради познания, практические - дают идеи для поведения человека, творческие - познание с целью осуществления чего-либо прекрасного.
Логика - инструмент познания, введение в философию.
Все существует как единичное, индивидуальное, воспринимаемое чувствами человека. Но мир следует изучать в его единстве и необходимости. Изучает основные формы бытия и общие логические понятия (категории). Основная категория - сущность. Она - основа, которой принадлежат все остальные свойства.
Бытие у Аристотеля
· система категорий, связанных между собой, подвижных, текучих. Материя субстрат каждой вещи, из которой возникает какая-нибудь вещь. Она вечна и неуничтожима. Нет материи в чистом виде, без формы. Материя - это возможность, а форма - действительность. Энтелехия - осуществление вещи в движении от материи к форме.
Движение: - «Не существует движений помимо вещей». Движение - это процесс
превращения потенциального в актуальное (процесс превращения меди в статую).
Учение о материи, энергии, форме и энтелехии лежит в основе учения о причине.
В «Категориях» он пишет о 6 видах движения:
1. Возникновение.
2. Уничтожение.
3. Рост.
4. Уменьшение.
5. Качественные изменения.
6. Смена в пространстве.
Покой - состояние, где нет насильственного и противного природе.
Душа начало жизни. «Виды» души:
· растительная - ведает функциями питания, роста, размножения. Общая для всех одушевленных.
· животная - проявляется в чувствах, желаниях, т.е. стремлении к приятному и избегании неприятного.
· разумная душа - человек обладает способностью к мышлению. В человеке бессмертен только разум, который после смерти тела сливается с мировым разумом.
Мировой разум - предводитель, разум деятельный. в отличие от человеческого
разума пассивного, воспринимающего. «Первый двигатель» - это бог. Бог - разум, мысль, которая лепит самое себя».
Процесс познания: Тело - внешнее раздражение - ощущение - воображение - мышление. Объект познания - реальный мир. Природа первична. Аристотель - сенсуалист. Мышление - изучается логикой. Порядок вещей в природе - верховный закон для сочетания понятий в суждениях. Но понятия могут сочетаться субъективно, что ведет к заблуждению, объективно - к истине.
Созерцание - высшая форма познания и досуга. Общественные взгляды - человек политическое существо имеет инстинкт к совместному проживанию. У раба на первом месте тело, у свободного душа. Душа господствует над телом. Государство создается, чтобы жить счастливо. Идеальное государство основано на частной собственности на землю, орудия труда и рабов. Государство должно заниматься воспитаем молодежи. Творец общества - средний класс.
Аристотель разработал типологию государств:
1. Правильные:
· царская власть (один на благо всех) монархия
· аристократия - власть немногих в интересах общества
· полития - правление большинства, отбираемое на основании определенного ценза.
2. Неправильные:
· тирания (одного ради своих интересов)
· олигархия (немного ради себя)
· демократия (большинство неимущих только ради своих интересов).
Лучшее - полития.
Вводит понятие «средней формы» государств:
· в нравах - умеренность
· в имуществе - достаток
· во власти - средний класс.
Понятие «справедливости»:
а) уравнивающая - источник - закон
б) распределяющая - от вклада каждого
Человек - общественное животное, наделенное разумом, по своей природе предназначен для жизни в обществе. Только в обществе может сформироваться нравственность. Тот, кто не в состоянии ответить за свои поступки, не способен стать господином самому себе, не может воспитывать в себе умеренность самоотречения и др. добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.
III этап - эллинистический (IV в. до н.э. - II в. н.э.). В период эллинизма философия сосредотачивает свой интерес на жизни отдельного человека. В это время возникает несколько философских школ:
7. Стоики видели главную задачу философии в исцелении нравственных недугов, воспитании добродетели. Истинная ценность человека в его добродетели, но она не зависит от происхождения, а зависит от личности ее воли.
8. Эпикурейцы - последователи философа Эпикура. Смысл философии Эпикур видел в том, что, познавая природу Вселенной, человеческого разума, общества человек обретает спокойствие и счастье. Разумная, нравственная и справедливая жизнь - это есть счастливая жизнь.
9. Киники. Наиболее видным представителем древнегреческой философской школы был Диоген из Синопа. Он отвергал все достижения цивилизаций и призывал ограничиться удовлетворением лишь необходимых потребностей быть ближе к природе. Критиковал сословные различия, презирал роскошь и стремление к наслаждению. Диоген выражал интересы демократических слоев рабовладельческого общества.
10. Скептики отвергали познаваемость жизни. Античный скептик живет как хочет, избегает необходимости что-то оценивать. Его молчание является философским ответом на поставленные ему вопросы. Воздерживаясь от определенных суждений, скептик остается невозмутимым.
Вывод: таким образом, античная философия космоцентрична.
Космоцентризм - это философский мировоззренческий принцип, содержанием которого было стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!