Другие вспомогательные средства для подвижности



Покачивание имеет первостепенную важность в восстановлении нормальной зрительной функции. Но существуют и другие упражнения для создания привычек подвижности и — косвенно — центральной фиксации. Представлю некоторые из них.

Подбросьте резиновый мячик правой рукой и поймайте левой. Или, лучше, возьмите в каждую руку по мячику, подбросьте тот, который в правой руке и, пока он в воздухе, переложите мяч из левой руки в правую, а левой рукой поймайте падающий мячик. Добейтесь в выполнении этих нехитрых манипуляций легкости и ритмичности.

Глаза должны непрерывно сопровождать мячик — и когда он подбрасывается, и когда достигает верхней точки траектории, и когда падает, и когда ловится. (Не нужно вглядываться в небо, ожидая, когда мячик появится в поле зрения). После длительной и кропотливой работы короткая разрядка в форме такого элементарного жонглирования сделает многое для освобождения и расслабления глаз.

На улице это упражнение может быть использовано не только как напоминание глазам, что надо двигаться, но и для выработки терпимости к свету... Начните подбрасывать мячик на темном фоне, например, на фоне дерева, стоя спиной к солнцу. Затем передвиньтесь вокруг дерева так, чтобы фон стал несколько светлее; расслабьтесь и, часто-часто мигая, наблюдайте, как мячик взлетает и падает. Когда глаза и разум привыкнут к свету, опять передвиньтесь, чтобы фон у мячика стал еще более ярким. Последние два-три броска можно сделать уже стоя лицом к солнцу.

Кости и домино также могут быть использованы для восстановления подвижности глаз и разума, без чего, как вы помните, не может быть должной центральной фиксации, а следовательно, и нормального зрения.

Бросьте на стол три-четыре кости, окиньте их взглядом и, быстро отвернувшись или закрыв глаза, назовите выпавшие очки. Если в игре участвуют двое (что обязательно, если речь идет о детях), инструктор должен сам бросить кости и, дав игрокам секунду на разглядывание, накрыть кости рукой и попросить назвать очки. Это упражнение способствует быстрому перемещению внимания и глаз, а заодно стимулирует интерпретирующий разум. Но об этом позже, когда мы подойдем к теме "быстрых взглядов".

Упражнение с домино способствует разрушению привычки вглядываться и побуждает глаза и разум перейти в состояние подвижности... Высыпьте на стол набор домино, перемешайте и на внутренней стороне крышки от картонной коробки уложите тремя рядами выбранные наугад костяшки. Закрепите их так (хоть приклейте), чтобы крышку можно было брать в руки не нарушая расположения костяшек; поставьте ее ребром на краю стола; сядьте на таком расстоянии, чтобы доминошные точки легко различались (или держите крышку в руке, то отдаляя, то приближая ее к лицу соответственно остроте вашего зрения). Теперь с максимально возможной быстротой назовите число точек в верхних половинках всех костяшек домино первого ряда, затем в нижних половинках; потом в той же последовательности пройдитесь по второму ряду, потом по третьему. Упражняйтесь без всяких мыслей об успехе испытания, разум расслаблен, глаза легко перепархивают с одной костяшки на другую и часто мигают; перед каждым новым рядом на несколько секунд закрывайте глаза. Постепенно разнообразьте и усложняйте линии верхних половинок домино; то же самое относительно нижних половинок; сосчитайте количество точек в каждой вертикальной линии костяшек первого ряда, потом второго, потом третьего, потом всех трех рядов вместе, потом в диагоналях.

Ценные во всех случаях нарушенного зрения, упражнения с домино особенно полезны при астигматизме.

Астигматизм возникает, когда радиус изгиба роговой оболочки не одинаков по всем меридианам, и лучи света, проходящие сквозь эту искривленную среду, фокусируются неоднородным образом. Конечно, очки способны до некоторой степени нейтрализовать симптомы недуга, но они жестко фиксируют роговицу в том индивидуальном состоянии искривления, которое существовало в момент осмотра у окулиста. Поэтому, пока человек пользуется искусственными линзами, надежды на выздоровление мало.

Но если он откажется от "костылей для глаз", изучит технику пассивного и динамического расслабления и выработает привычки умственной и глазной подвижности, то сможет ослабить свою недостаточность или даже полностью избавиться от нее. Точки на костяшках очень легко видеть, поэтому быстрое перемещение глаз и разума, стимулируемое упражнениями с ними, достигается практически без усилий. Напряжение ослабляется; кроме того, при перемещении внимания с точки наточку в роговице производится множество действий по ощущению; это, по наблюдениям, имеет эффект сглаживания ее искривлений. Каким образом, мы точно не знаем. А если, что очень похоже на истину, первопричиной астигматизма явились мышечные напряжения, то нет никакого чуда, что он проходит, как только страдающий им овладеет искусством видения... Как бы то ни было, факт остается фактом: астигматики видят значительно лучше после упражнений с домино, чем до них. А когда старые привычки зрительных функций разрушены и заменены новыми и правильными, улучшение движется по нарастающей.

Процесс сглаживания может быть ускорен упражнением, которое следует рассматривать как концентрированную (или модернизированную) версию упражнений с домино. Возьмите крышку, в которой закреплены ряды с костяшками и, держа на расстоянии трех-четырех дюймов от глаз, начинайте перемещать ее из стороны в сторону. При этом каждое движение крышки должно сопровождаться соответствующим движением головы в противоположном направлении. Например, если крышка движется влево, то голова поворачивается вправо, и наоборот. Не требуется никаких усилий, чтобы разглядеть точки на отдельных костяшках, напротив, скорость головы относительно крышки должна быть такой, чтобы возникла иллюзия, будто вы смотрите на сплошные линии, образованные из всех видимо бегущих по горизонталям точек. Через минуту или две горизонтального покачивания перенесите направление движения в вертикальную плоскость. Держите крышку так, чтобы длинная ось была перпендикулярна к полу, и двигайте ее вверх и вниз, сопровождая движения рук встречными движениями головы — точно так же, как при горизонтальном покачивании.

Эти упражнения могут показаться довольно примитивными и бессмысленными; тем не менее, они — в совокупности с другими упражнениями, здесь описанными — помогли многим астигматикам улучшить зрение.

БЫСТРЫЕ ВЗГЛЯДЫ

Упражнение, названное д-ром Бейтсом "быстрые взгляды", замечательно восстанавливает подвижность и силы воспринимающего и интерпретирующего разума; оно — антитеза вглядыванию. Чтобы рассмотреть объект и все его части одинаково хорошо, на него бросают быстрые, как молнии, взгляды, затем закрывают глаза и начинают припоминать, что ощущалось во время этих молниеносных бросков в непознанное.

Приобретя кое-какой навык в метании быстрых взглядов, человек делает интересное открытие: оказывается, сенсорный аппарат ощущает гораздо больше, чем это осознается, особенно если воспринимающий разум усвоил дурные привычки напряжения и усилий. Стало быть, есть состояния, в которых мы видим, но даже не догадываемся, что видим!

Я думаю, что "бессознательное зрение" стоит того, чтобы посвятить ему несколько абзацев. Тем более, что его наличие имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Бессознательное зрение

"Бессознательное зрение" — обобщенный и не слишком удачный термин, которым обозначается несколько разных видов этого феномена.

Начнем с того, что все мы не раз сталкивались с подобным зрением. Например, тогда, когда делали быстрое рефлекторное движение, чтобы избежать какой-либо опасности, которую ощутили глаза и на которую отреагировали мышцы еще до того, как разум успел интерпретировать ощущения и воспринять угрожающий внешний объект.

Бессознательное зрение похожей природы наблюдается и у человека, который пробирается сквозь поток машин или шагает по пересеченной местности, увлеченно споря или размышляя. У него нет отчетливого сознательного представления об окружающих его объектах, и тем не менее он ведет себя так, как если бы такое представление у него было: приостанавливается или продолжает идти, обходя при этом препятствия, избегая подозрительных мест. В общем, все делает так, как делал бы, если бы его разум заботился о безопасности, а не подыскивал аргументы. В этом случае разум находится в состоянии, в котором он в любой момент готов начать интерпретировать и осознавать ощущения, и время от времени действительно становится осознающим. Но в промежутках между этими проблесками сознания действует бессознательное зрение — ощущения с минимумом восприятия.

А вот еще один тип нормального и широко распространенного бессознательного зрения. Мир наполнен множеством объектов, но в любой данный момент мы интересуемся всего лишь некоторыми из них. Из общего зрительного поля мы отбираем те ощущения, которые нас интересуют, оставляя остальные без внимания и не воспринятыми.

Когда зрение нормально, существует физиологическая и психологическая возможность отбирать те ощущения, которые фактически не являются объектом нашего внимания или восприятия. Этот тип бессознательного зрения, по последним исследованиям, является произвольным: если мы не видим сознательно, то просто потому, что не хотим видеть, потому что нам не пристало это видеть.

Однако существуют и другие случаи, когда бессознательность непроизвольна, а разум не способен заставить себя осознавать то, что ощущают глаза: мы смотрим, но не видим. Тут возможны такие объяснения: или ничего не ощущается, или ощущения настолько неопределенны, что они просто не могут быть интерпретированы.

Но так бывает далеко не всегда. Иногда и ощущения были, — и ощущения достаточно отчетливые, чтобы их можно было воспринять, — но они так и остались невоспринятыми. И хотя теоретически мы должны видеть то, на что смотрим, на самом деле мы не видим. В таких случаях всегда присутствует глазное и психическое напряжение, которое часто связано (и как причина, и как следствие) с некоторыми привычными ошибками в рефракции. Это верно, что у людей в таком состоянии ощущения тусклы и неясны, тем не менее, они могли бы быть интерпретированы и восприняты, и тот факт, что они все же не интерпретируются и не воспринимаются, объясняется тем, что имеющееся напряжение возводит нечто вроде барьера между ощущающими глазами и воспринимающим разумом.

Так вот, ощущения, оказывается, всегда оставляют "мнемические следы", которые могут быть восстановлены и дать начало мнемическому, памятийному, образу. Это вывел д-р Брод, изучив все имеющиеся данные. Что касается природы самих этих мнемических следов, или "энграмм", никто ничего толком не знает. Единственное, что можно сказать с определенностью, это то, что они существуют и при благоприятных условиях могут проявиться в виде памятийных образов.

Опыт тех, кто прошел курс зрительного переобучения, добавляет весу предположению, что ощущения оставляют следы и потому могут вспоминаться даже будучи не восприняты сознательным разумом. Когда люди с нарушенным зрением бросают быстрый взгляд на какой-нибудь объект, они, как правило, совсем не видят его — или видят слишком расплывчато. Но отворачиваясь и закрывая глаза, эти люди обнаруживают, что в их памяти отложился образ того, что ощущали глаза. Часто этот образ настолько слаб, что они с трудом осознают его присутствие. Но если перестать силиться вывести его на сознательный уровень, а допустить произвольное толкование его сущности, его, так сказать, первообраза, то скоро выяснится, что толкование было правильным.

Из этого следует заключить, что вспомнить невоспринятое разумом ощущение можно, если ослабить психическое напряжение, связанное с сознательным "Я", — или посредством гипноза, или другими, менее радикальными способами.

Это обстоятельство имеет величайшее практическое значение. Напряжение, как я уже говорил, возводит нечто вроде барьера между ощущающими глазами и воспринимающим разумом. Но если напряженные органы расслаблены (пальмингом, покачиваниями, соляризацией), барьер понижается; и хотя поначалу будет невозможно воспринимать то, что поступает в сенсорный аппарат, позже, когда глаза закрыты, станет намного легче сделать правильную догадку относительно природы памятийного образа, произрастающего из следов, оставленных ощущением.

Хороший инструктор способен многим помочь человеку, чтобы тот вывел на сознательный уровень памятийный образ того, что лишь ощущалось, но реально не виделось. У детей меньше самости и амбиций по сравнению со взрослыми, поэтому они хорошо реагируют на советы и подсказки. Например, ребенку показывают некий предмет, скажем, костяшку домино или печатную букву, но на таком расстоянии, чтобы он не мог его нормально видеть; затем просят бросить быстрый взгляд, закрыть глаза и "потянуться к нему через воздух". Ребенок повинуется буквально: тянется рукой, что-то схватывает в пустоте, открывает ладонь, смотрит и дает правильный ответ, точно читает по-писаному.

После определенной практики барьер между ощущением и восприятием (всегда существующий у людей с нарушенным зрением) настолько понижается, что бессознательное зрение (или возрождение через память следов, оставленных ощущениями) уступает место сознательному зрению (или восприятию ощущаемого в момент ощущения).

На ранних стадиях, как правило, существует довольно пространный временной интервал между актом ощущения и актом восприятия, несколько секунд может пролететь, прежде чем человек осознает, что он видел. Но с приобретением опыта в результате регулярных тренировок, этот интервал прогрессивно сокращается, пока, наконец, ощущения и восприятия не начинают происходить, как и должно, практически одновременно.

Техника быстрых взглядов

Для тех, чье зрение нарушено, соблазн вглядываться всегда велик. Не поддавайтесь ему, приобретите привычку бросать на вещи быстрые взгляды, затем отворачиваться или моментально закрывать глаза и вспоминать то, что ощущалось. Рекламные щиты и вывески магазинов являются прекрасным подспорьем, на котором можно отрабатывать быстрые взгляды, когда идешь или проезжаешь мимо них на машине или автобусе. При этом тот, кто учится смотреть на мир быстрым коротким взглядом, должен выработать в душе легкое безразличие к этому миру, некую от него отстраненность.

Так же, как и при покачивании, мы позволяем миру течь мимо, не предпринимая ни малейших попыток познакомиться с ним в деталях. Необходимо избавить свой разум от беспокойного желания видеть все, и довольствоваться тем, что успевает схватить взгляд — сначала снаружи (физический объект), затем внутри (памятийный образ). Если внутренний образ соответствует реальному объекту, каким он представился нам за мгновение быстрого, как удар шпаги, взгляда, значит, все прекрасно. Если соответствия нет — ну, и Бог с ним, ничего страшного! Ничто так не вредит зрению, как дух соревновательности, жажда приза, стремление с блеском выдержать испытания. Прекратите пытаться видеть — и зрение вернется к вам.

Непредсказуемые быстрые взгляды должны быть дополнены упражнениями в специально отведенное для этого время. Вещи, используемые в этих упражнениях как вспомогательный материал, должны быть небольшими, с ясными контурами, простыми и знакомыми. Например, все тот же набор домино.

Расслабьте глаза пальмингом; наугад возьмите костяшку домино и, держа ее в вытянутой руке, пройдитесь по ней быстрым взглядом, после чего сразу же закройте глаза. Даже если точки не были отчетливо видны, вполне возможно, что ощущение оставило след, и он может быть оживлен в виде памяти иного образа. Не открывая глаз скажите себе, сколько точек вы смогли различить в верхней половинке домино и сколько в нижней. Откройте глаза и проверьте себя. Если вы оказались правы, тем лучше. Если нет, забудьте. Берите другую костяшку и начинайте заново.

Это упражнение можно усложнить. Возьмите дюжину домино и выстройте их в ряд на краю стола. Сядьте напротив, чтобы было удобно видеть. Перемещайте глаза слева направо вдоль ряда, быстро считая выстроенные костяшки (это заставляет лишенные подвижности глаза и внимание перемещаться с непривычной скоростью, что уже само по себе благотворно). Затем вернитесь к началу ряда, бросьте быстрый взгляд и, закрыв веки, назовите количество точек в верхней и нижней половинках первого домино. Откройте глаза и проверьте свою догадку. Затем, снова пересчитав весь ряд, бросьте взгляд на второе домино, закройте глаза и назовите количество точек... И так до тех пор, пока не достигнете конца ряда.

Если вы близоруки, выполните это упражнение с того расстояния, с которого видите без труда; затем чуть-чуть отодвиньтесь и повторите упражнение. То, что вы хорошо знакомы с домино, устранит препятствия для разума (неизбежные, если объект нов) и облегчит возможность видеть с более отдаленных позиций. Таким образом, диапазон зрения постепенно расширится.

В случае дальнозоркости выполняйте упражнение в обратном порядке: начните с расстояния, находящегося на пределе вашей способности видеть, затем придвигайтесь поближе и вновь проделывайте все упражнение.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ

Освоив упражнения, о которых шла речь выше, овладев умением поддерживать глаза и внимание в постоянном движении, благодаря чему снизилось негативное воздействие привычки вглядывания, мы, казалось бы, можем непосредственно перейти к центральной фиксации. Однако прежде чем окончательно разобраться в этом явлении, нам придется взять несколько простых уроков по непрерывному и концентрированному зрению. Покачивание стимулирует глаза и разум совершать движения со значительной амплитудой, быстрые взгляды учат ускорению двигательной и интерпретирующей реакций. Теперь необходимо научиться коротким перемещениям, так как именно от них зависит непрерывное, концентрированное и внимательное зрение.

Когда что-либо рассматривается с особым интересом, люди с нормальным зрением бессознательно и практически незаметно для себя перемещают глаза и внимание с точки на точку по всему объекту. Люди же с нарушенным зрением, напротив, значительно сокращают количество таких движений и начинают вглядываться. Таким необходимо сознательно выработать привычку коротких перемещений, которую они бессознательно приобрели в детстве, но впоследствии утратили.

Аналитическое смотрение

Лучший способ добиться этого — научиться "смотреть аналитически" на все, что вас заинтересовало. Не вглядывайтесь, перестаньте пытаться видеть все части объекта одновременно и одинаково хорошо, вместо этого прикажите себе видеть его вразбивку, ощущая и воспринимая одну за другой все наиболее значимые детали.

Вот, например, дом. Обратите внимание на количество окон, труб и дверей. Пройдитесь глазами по очертаниям его силуэта на фоне неба. Пусть ваш взгляд обежит горизонтали карнизов, вертикали водосточных труб и оконных простенков. Теперь, если вы сделали это, у вас сформировалась четкая концепция того, что вы видите, — благодаря ей некий безликий и смутно воспринимаемый образ под общеродовым названием "дом" превратился в сумму живых, неповторимых подробностей.

Это детальное знание является результатом аналитического зрения; отложившись в памяти, оно и в дальнейшем поможет лучше видеть данный или подобные ему объекты. Дело в том, что наиболее четко мы воспринимаем то, что знакомо; стало быть, возрастание умозрительного знания об объекте всегда ведет к облегчению его восприятия в реальности.

Таким образом, аналитическое зрение дает не просто сиюминутное улучшение зрения, заставляя глаза непрерывно перемещаться с точки на точку, но и работает на будущее.

Аналитическое зрение может с пользой применяться даже к таким привычным объектам, как буквы, цифры, рекламные призывы, лица друзей и родственников, лозунги, вывески магазинов и прочее. Как бы мы ни были уверены, что прекрасно знаем все это, в них наверняка обнаружится, если посмотреть аналитически, что-то новое, прежде незамечаемое. Когда вы смотрите на буквы или цифры, пробегитесь глазами по их очертаниям, отметьте фон, другие элементы, соприкасающиеся с ними или включенные в них; подсчитайте количество углов в прописной букве или большой цифре на табличке с названием улицы. Если вы решитесь на это, глаза и внимание будут вынуждены осуществить большое количество коротких перемещений, что улучшит зрение; попутно вы откроете для себя множество неизвестных фактов, знание которых поможет делать работу по ощущению быстрее и лучше.

Человек с нарушенным зрением имеет обыкновение вглядываться особенно напряженно, когда разговаривает с другими людьми. Причина ясна: наблюдая за выражением лиц, мы получаем ценнейшую информацию о настроении, мыслях и планах тех, с кем общаемся. Ради этой информации человек с ослабленными глазами предпринимает самые отчаянные усилия, пытаясь разглядеть своих собеседников. В результате — дискомфорт и замешательство, люди смущены и недоумевают, чем вызвано такое пристальное разглядывание.

Лекарство от этого — аналитическое зрение. Не стоит впиваться в чужое лицо взглядом, алчущим видеть все и сразу. Вместо этого легко и непринужденно перемещайте внимание — от глаза к глазу, от уха к уху, от подбородка ко лбу. Во-первых, вы увидите черты лица и его выражение более четко; во-вторых, собеседник не будет шокирован; и, в-третьих, быстрые и короткие перемещения ваших глаз придадут им блеск и живость.

Существует немало разнообразных упражнений на перемещение, все они полезны и действенны, если правильно выполняются.

Здесь я упомяну лишь одно, — особенно удачное, на мой взгляд, — разработанное госпожой Корбетт и описанное в ее книге "Как улучшить ваши глаза".

Единственное, что потребуется для выполнения этого упражнения — большой настенный календарь из тех, в которых на одном листе даются развертки по числам сразу трех месяцев: в середине и крупно — текущий, внизу и значительно мельче — предыдущий и последующий. Поскольку такой лист содержит шрифты разного размера, он сравним с таблицей Снеллена, но лишен ее недостатков и не вызывает неприятных ассоциаций. Многие дети, да и взрослые тоже, очень не любят, когда проверяют их зрение, они нервничают, пугаются и поэтому видят гораздо хуже, чем обычно. То есть, один взгляд на таблицу Снеллена вызывает у них реакцию отторжения, что делает ее одним из самых слабовидных объектов. Календарь в этом плане абсолютно нейтрален. К тому же, наша цель не проверка, а улучшение зрения, и было бы правильней использовать знакомые, а потому вселяющие уверенность объекты. Ряды последовательно возрастающих и привычных всем чисел вполне удовлетворяют этому условию.

Упражнение с календарем

Работу с календарем начинаем с расслабления глаз и разума. Для этого повесьте календарь на стену так, чтобы он был на уровне глаз, когда вы сядете. Позаботьтесь об освещении. Поставьте стул и сядьте на таком расстоянии, чтобы знаки, набранные самым крупным шрифтом, были хорошо видны. После недолгого пальминга, не открывая глаз, поверните голову налево — до упора, как если бы вы хотели заглянуть через плечо; откройте глаза и неторопливо вернитесь в исходное положение; найдите цифру 1 и сосредоточьтесь на ней. Слегка покачивая головой, чтобы сохранить ритм движения, закройте глаза и глубоко вдохните. Через несколько секунд поверните голову направо, также до упора, и откройте глаза; вернитесь в исходное положение, остановите глаза на цифре 2. Вновь закройте глаза, глубоко вдохните и, как раньше, поверните голову налево, затем откройте глаза, вернитесь в исходное положение, сосредоточьтесь на цифре 3. И так далее — пока не пройдете все числа месяца.

Покончив с ними, немного попальмируйте глаза и переходите к следующему этапу. Он требует большего внимания, и вам наверняка захочется задержать дыхание. Не поддавайтесь искушению, следите за тем, чтобы дышать глубоко и размеренно.

Итак, взгляните на цифру 1, напечатанную крупным шрифтом (текущий месяц), затем опустите глаза и найдите ту же цифру в левой нижней части листа, набранную шрифтом помельче (предыдущий месяц). Быстро взгляните на нее, закройте глаза и несколько секунд расслабляйтесь; вновь откройте глаза, посмотрите на большую 1 и переведите их на маленькую 1 в правой нижней части (следующий месяц). Закройте глаза, расслабьтесь. Следите за дыханием. Когда снова открываем глаза, то останавливаем их на большой 2, а потом опускаем на маленькую 2 слева... Продолжаем в такой же последовательности либо до конца месяца, либо, если слишком устали, до конца какой-нибудь недели.

Вначале могут возникнуть трудности с поиском цифр, напечатанных мелким шрифтом. Если возникли, не старайтесь их найти, лучше примените технику быстрых взглядов... Взгляните легко и незаинтересованно на маленькую цифру; затем, когда глаза закрыты, обратите внимание, остался ли ее образ в памяти. В поиске расплывчатого образа маленькой цифры будет помогать более четкий образ большей, но совершенно такой же цифры. Зная точно, что вы должны были видеть, вы скоро обнаружите, что видите ее — вначале, возможно, бессознательно, как памятийный образ чего-то смутно воспринимающегося, затем сознательно и с возрастающей четкостью ощущения...

После пальминга переходим к следующему этапу. Закройте глаза и задумайте про себя любое число от 1 до 31. Предположим, задуманное вами число — 17. Откройте глаза и быстро, без промедления, определите его в ряду крупно напечатанных цифр, а следом — среди цифр помельче в нижней левой части. Снова закройте глаза, подышите, и снова откройте их на числе 17 крупными цифрами, потом отыщите то же число среди маленьких цифр в нижней правой части. Закройте глаза и вновь задумайте другое число. Дальнейшие действия — в прежней последовательности. Десятка повторений будет достаточно.

Очередной этап возвращает нас к коротким перемещениям, мы будем выполнять их систематично, с небольшими ритмичными покачиваниями. Посмотрите на большую единицу. Вначале обратите внимание на верхнюю часть цифры, потом на нижнюю; вновь переместите глаза и разум на верхнюю часть, затем вновь на нижнюю. Вверх-вниз, вверх-вниз — два или три раза. Выполнив это, расслабленно закройте глаза и дышите глубоко, но спокойно. Затем откройте глаза и повторите процедуру с большой двойкой. Пройдя половину месяца, опустите глаза на календарь с мелкими цифрами и начните с ними ту же процедуру, пододвинув, если необходимо, свой стул ближе.

Эти действия желательно чередовать с горизонтальными перемещениями слева направо и справа налево — с одной стороны цифры на другую. Но не ограничивайтесь только цифрами, работайте и с буквами — сокращениями дней недели, — совершая короткие покачивания-перемещения и в горизонтальной и в вертикальной плоскости. А если буквы широкие и угловатые, то и из угла в угол, по диагонали.

Буквы и цифры — одни из самых привычных нам объектов в нашем искусственном мире, и они как раз то, что очень важно видеть четко. Поэтому приобрести привычку коротких перемещений было бы весьма полезно. Сознательная практика покачиваний-перемещений, только что описанных, приведет к созданию целительного автоматизма. Когда бы мы ни рассматривали букву или цифру, мы должны стремиться — бессознательно и автоматически — выполнять короткие перемещения, которые принудят глаза и разум к центральной фиксации и, тем самым, улучшат наши ощущения, наше восприятие и их конечный продукт: зрение. Занимаясь с календарем, вы будете поражаться, как улучшается зрение при выполнении коротких покачиваний-перемещений. Цифры или буквы, которые поначалу выглядели туманно, будут становиться ясней и четче с каждым разом, как только вы переместите ваше внимание сверху вниз и из стороны в сторону.

Описанный выше вид перемещения является аналитическим зрением с постоянным ритмом. Ритмические движения всегда расслабляют, именно поэтому короткие покачивания-перемещения столь действенны в стимулировании хорошего зрения. К сожалению, их применение ограничено. С маленькими, четко оконтуренными и издавна знакомыми нам цифрами и буквами покачивания-перемещения легко осуществимы. Но там, где объект велик по размерам, малознаком, трудно поддастся распознаванию или находится в движении, это неосуществимо. Либо у него нет определенных и четко очерченных границ, между которыми можно было бы осуществлять повторяющиеся перемещения, либо площадь, покрываемая взглядом, когда он перемещается по нему, настолько мала по сравнении с общей площадью объекта, что улучшенное зрение такого крохотного пятачка не приведет к улучшенному знанию целого... Поэтому в таких случаях лучше использовать быстрое аналитическое рассматривание без повторяющегося ритма. Действенность аналитического рассматривания может быть повышена путем подсчета бросающихся в глаза характерных черт объекта. Если таких черт много, не считайте их с бухгалтерской скрупулезностью — главное не в том, сколько их точно, а в том, чтобы заставить внимание понять: таких характерных черт много и их надо заметить. Поэтому подсчитайте лишь первые три или четыре, затем скользните взглядом по оставшимся и предположите их суммарное число, не заботясь о правильности вашего предположения. У вас есть цель: видеть более четко: эта цель будет достигнута, если установка на подсчет мобилизует глаза и внимание на выполнение быстрых коротких перемещений.

Теперь, изучив средства, которыми центральная фиксация может быть приведена в состояние привычного автоматизма, давайте предпримем последний шаг в этой длинной серии упражнений и полностью осознаем тот факт, что лучше всего мы видим лишь малую часть того, на что смотрим. Для многих, кто проделал эти упражнения, в таком шаге не будет необходимости — по той простой причине, что они уже приобрели это осознание.

Сложно смотреть на вещи аналитически или выполнять короткие покачивания-перемещения без открытия факта центральной фиксации. Те, кто еще не наблюдал самого этого феномена, могут без какого-либо серьезного риска напряжений и усилий убедить себя в том, что он регулярно происходит. Расставьте указательные пальцы рук дюймов на восемнадцать и держите их примерно в двух футах от лица. Сначала посмотрите на правый указательный палец; он будет виден более отчетливо, чем левый, который маячит где-то на самом краю зрительного поля. Потом обратите внимание на левый палец, который сразу же будет виден более четко, чем правый. Начинайте сближать пальцы, переводя взгляд с одного на другой, когда между ними: один фут; шесть дюймов; три дюйма; один дюйм; и наконец, когда они соприкоснулись. Во всех случаях, палец, к которому привлечено внимание глаз и разума, виден более четко, чем другой.

Повторите те же самые действия с буквой, скажем, с большой Е из заголовка первой попавшейся под руку газеты. Обратите внимание на верхнюю горизонтальную линию в Е и признайте, что она кажется четче и чернее, чем две другие. Затем переместите внимание на нижнюю линию; теперь она самая четкая из трех. Сделайте то же самое относительно средней линии. Затем найдите Е поменьше из менее броского заголовка и повторите процесс. Вы обнаружите, что даже в меньшей букве есть воспринимаемая разница в четкости между линией, на которую смотрят, и линиями вне внимания. С временем станет возможным определять разницу в четкости между верхней и нижней частями двенадцатипунктовой или даже восьмипунктовой[17] буквы. Чем лучше зрение, тем меньше площадь, которая может быть видна с максимальной четкостью.

Подтвердить факт центральной фиксации можно и от противного, достаточно в процессе, описанном выше, постараться увидеть все части буквы с одинаковой ясностью и одновременно. Результатом будет практически немедленное ощущение напряжения и ухудшение зрения. Невозможно без вреда для себя делать то, что физически и психологически невыполнимо. Но именно этим и занят человек с нарушенным зрением, когда он с такой беспокойной настойчивостью вглядывается в окружающий мир. Хорошее зрение наступает лишь тогда, когда глаза и разум совершают неисчислимое множество действий по центральной фиксации, — однажды убедив себя в истинности этого, вы никогда больше не будете даже пытаться упорно видеть.

Зрение не завоюешь усилиями по его достижению; оно приходит лишь к тем, кто научил приводить свой разум и глаза в состояние бдительной пассивности динамического расслабления.

УМСТВЕННАЯ СТОРОНА ЗРЕНИЯ

Глаза обеспечивают нас зрительными ощущениями-впечатлениями, но это еще не зрение, а лишь сырье для него. В зрение, то есть, в конечный "продукт", это сырье перерабатывает разум.

Ухудшение зрения обычно вызывается причинами, относящимися к одной из двух основных категорий: физической или психической. Глаза или нервная система, связанная с ними, могут пострадать в результате ушиба или болезни, — в каждом из этих случаев разум отсекается от источника поступления сырых зрительных материалов. Или же может быть нарушена работоспособность разума — интерпретатора сырых ощущений, — из-за неспособности психологически приспособиться к окружающей обстановке.

Когда такое случается, действенность глаз как ощущающего органа также нарушается; поскольку организм человека это единое целое, психическая недостаточность оборачивается физиологической недостаточностью. Когда нарушены физиологические функции глаза, качество сырых материалов, которые он поставляет, падает; это, в свою очередь, еще более снижает работоспособность разума.

Традиционные офтальмологи довольствуются временным облегчением симптомов слабого зрения посредством искусственных линз. Они работают только с ощущающим глазом и полностью игнорируют отбирающий, воспринимающий и видящий разум. Но очевидно, что любое рациональное, подлинно этиологическое лечение нарушенного зрения должно учитывать и умственную сторону зрения. В методике зрительного переобучения, разработанной д-ром Бейтсом и его последователями, необходимое внимание уделяется и поставщику сырья и производителю готовой продукции.

Из психологических факторов, которые препятствуют осуществлению разумом хорошей работы по интерпретации, одни тесно связаны с процессом восприятия и зрения, другие не связаны. К последней категории должно отнести все те негативные эмоции, которые являются неиссякаемым источником дисфункций и, в конечном итоге, органических заболеваний любых органов, включая глаза; к первой же — лишь некоторые, в основном, относящиеся к процессу зрения, а также определенные дисфункции памяти и воображения, снижающие работоспособность разума как интерпретатора ощущений.

Рассказ о методах, с помощью которых можно избежать или развеять негативные эмоции, выходит за рамки этой маленькой книжки, могу лишь напомнить, что говорилось в первом разделе. Когда сознательное "Я" страдает от таких эмоций, как страх, гнев, беспокойство, горе, зависть, честолюбие, вероятно, что разум и тело также будут страдать. И чаще всего нарушается одна из психофизических функций: зрение. Негативные эмоции влияют на него или прямо воздействуя на нервную, железистую и кровеносную системы, или косвенно — частичным снижением работоспособности разума. Отнюдь не выдумка, что люди становятся "слепыми от ярости", что от страха "темнеет" в глазах, что от горя можно "оцепенеть" настолько, что теряется способность видеть и слышать, и это становится причиной многих несчастных случаев. Отрицательные эмоции не проходят быстро и бесследно. А если они достаточно интенсивны и затягиваются на долгий срок, у человека могут появиться серьезные органические нарушения, например, язва желудка, туберкулез, коронарная болезнь, а также длительная дисфункция зрительных органов, умственная и физическая недостаточность, нервные мышечные напряжения и аномалии рефракции. Любой, кто желает нормального зрения, должен поэтому делать все возможное, чтобы избежать или избавиться от этих вредных переживаний, и одновременно развивать зрительные способности, позволяющее полностью или частично свести на нет их гибельное воздействие на глаза и разум.

Теперь рассмотрим те психические препятствия нормальному зрению, которые теснейшим образом связаны с самим зрительным процессом.

Некоторые негативные эмоции, влияющие на процесс зрения, уже были обсуждены. Так, я описал страх перед светом и то, как он может быть изгнан; я также упомянул, что зрительная жадность, это чрезмерное желание видеть слишком много и слишком хорошо, ведет к неправильно направленному вниманию и вглядыванию; и я подробно, на многих страницах повествовал о методах, помогающих искоренить эти плохие привычки и развеять порождающие их эмоции.

Но существует еще один страх, сопряженный в умах страдающих от нарушенного зрения с самим процессом зрения и ответственный до некоторой степени за сохранение зрительных дисфункций. Я имею в виду страх не увидеть как следует. Давайте проследим генеалогию этого страха. Способность видеть - при нормальном и естественном развитии - приобретается бессознательно на заре человеческой жизни. Но из-за физических болезней или, что бывает чаще, из-за психических напряжений хорошие зрительные привычки утрачиваются; нормальное и естественное функционирование заменяется ненормальным и неестественным, ум теряет квалификацию интерпретатора, физическая структура глаза нарушается. И вот результат: зрение портится. Из-за пониженного зрения возникает некое мрачное предчувствие; люди, которые плохо видят, боятся, что завтра они будут видеть еще хуже. Это ожидание, полное страха, вскармливает пессимизм, стойкое убеждение, что для них нормальное зрение невозможно.

Такая убежденность парализует разум и глаза тех, кто ей поддался. В каждую новую зрительную ситуацию они вступают со страхом, боясь или даже веря, что не увидят. В итоге, отнюдь не противоестественном, они и в самом деле не видят. Вера — могучий стимул, вера горами движет, поэтому вера в собственное бессилие не даст поднять и соломинки...

В зрении, как и во всех других видах психо-физической деятельности, необходимо выработать в себе сочетание уверенности с незаинтересованностью: уверенности, что мы способны и можем достичь успеха, а незаинтересованности — на случай неудачи. Мы должны быть уверены, что непременно, добьемся успеха, если будем использовать надлежащие средства и запасемся терпением; но мы не должны чувствовать себя разочарованными или раздраженными, если и на этот раз нам не удалось достичь успеха.

Наличие уверенности без противовеса незаинтересованности может быть столь же губительно, как и ее отсутствие, ибо в случае провала она обрушит на вас массу негативных эмоций, а те, в свою очередь, увеличат вероятность неудач.

Для человека со зрением ниже нормального правильная внутренняя позиция может быть сформулирована примерно так: "Я знаю, что нарушенное зрение теоретически может быть улучшено, и если я восстановлю свои зрительные способности, я смогу улучшить нарушенное зрение. Я учусь зрительным способностям всякий раз, как смотрю, и, вероятно, буду видеть лучше, чем раньше; но оттого, что я пока не вижу так хорошо, как мне бы хотелось, я не буду чувствовать себя несчастным, а буду продолжать трудиться до тех пор, пока лучшее зрение не придет ко мне".

ПАМЯТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ

Способность восприятия зависит, как было уже сказано, от количества, качества и полезности предшествовавшего опыта. Но прошлый опыт существует для нас только в памяти. Поэтому правильней сказать, что восприятие зависит от памяти.

С памятью тесно связано воображение, которое преобразует воспоминания, созидая из реально пережитого новые конструкции, отличающиеся от всего реально испытанного в прошлом. Способность разума интерпретировать ощущения находится в такой же мере под влиянием воображения, как и памяти.

То, насколько восприятие и, соответственно, зрение зависят от памяти и воображения, является делом повседневного опыта. Мы видим знакомые вещи более четко, чем то, о чем у нас нет воспоминаний, а когда — по причине стресса или эмоционального возбуждения — наше воображение более активно, чем обычно, часто случается, что мы более интерпретируем ощущения объектов, которыми занято наше воображение, нежели ощущения, поступающие из внешнего мира.

Старая швея, которая ни аза не разберет без очков, видит, однако, достаточно, чтобы вдеть нитку в иголку. Почему? Потому, что она более знакома с иголками, чем с буквами.

Студент наталкивается в учебнике на непривычный технический термин или на фразу из неизвестного ему языка. Буквы, из которых состоят незнакомые слова, точно такие же, какими напечатан весь учебник, и тем не менее, видеть их определенно труднее. Почему? Потому что основной текст написан на родном и понятном английском языке, а эти неудобочитаемые — на греко-латинской тарабарщине.

Человек целый день крутится в своей конторе как белка в колесе и не замечает усталости, а вот в музее выматывается за какой-нибудь час и возвращается домой с раскалывающейся головой. Почему? Потому что на работе он следует заведенному распорядку, имея дело с обычными для него бумагами, тогда как в музее все является чужим, новым и странным.

Или возьмем случай с дамой, которая страшно боится змей и однажды обрезок шланга принимает за огромную гадюку. Ее зрение, как показала проверка по таблице Снеллена, вполне нормально. Почему тогда она видит то, чего нет? Потому, что ее воображение привыкло использовать воспоминания о змеях, чтобы, создавая пугающие образы этих тварей, упреждать реальную опасность; в данной ситуации ее ум, под влиянием воображения, неправильно интерпретировал ощущения, связанные со шлангом, и дама живо увидела в нем "гадюку".

Таких примеров можно приводить бесконечное множество. Не остается никаких сомнений в том, что восприятие, а следовательно, и зрение зависят от памяти и — в меньшей степени — от воображения. Мы лучше видим те вещи (или похожие на них), о которых у нас есть хороший запас воспоминаний. Чем более точны эти воспоминания, чем более доскональное и аналитическое знание они воплощают, тем лучше (при прочих равных) будет зрение. Правда, зрение может быть лучше даже при прочих неравных. Так, ветеран микроскопист может иметь худшее зрение (если ссылаться на таблицу Снеллена), чем студент-первокурсник, которого он учит. Тем не менее, когда он садится за свой инструмент, то, благодаря богатому опыту и точной памяти похожих объектов, видит препарируемый объект намного яснее и четче, чем может новичок.

То, что восприятие и зрение зависят от предыдущего опыта, закрепленного в памяти, есть истина, признаваемая всеми. Однако я знаю только одного человека, который сделал из нее серьезные (я называю их утилитарными и терапевтическими) выводы; это д-р У. Г. Бейтс. Он был первым, кто задал вопрос: "Как может быть использована эта зависимость для улучшения зрения?" И задав его, он не успокоился до тех пор, пока не нашел ряд простых и практических ответов. Его последователи также внесли свою лепту в создание методик по улучшению зрения путем работы с памятью и воображением. Здесь я расскажу о самых действенных из этих упражнений. Но прежде еще несколько слов о некоторых чертах этой наиболее таинственной психической силы: памяти.

Для нас, стремящихся восстановить зрительные способности, наиболее важная особенность памяти, возможно, заключается в том, что она плохо работает при напряжении. Каждому знакома ситуация, когда в разговоре со знакомым вдруг обнаруживаешь, что никак не можешь вспомнить его имени. Но если человек мудр, он перестанет напрасно силиться и позволит разуму погрузиться в состояние бдительной пассивности: велики шансы, что имя добровольно всплывет на сознательный уровень. Как видно, память работает лучше, если разум находится в состоянии динамического расслабления.

Опыт научил подавляющее большинство людей тому, что существует взаимосвязь между хорошей памятью и динамическим расслаблением разума; это состояние имеет тенденцию сопровождаться и динамическим расслаблением тела. Но вряд ли кто-нибудь дал себе труд сформулировать это положение, — люди знают его бессознательно и ведут себя соответственно. Когда требуется вспомнить что-либо, они инстинктивно расслабляются, потому что их опыт подсказывает: состояние "пусть все течет само по себе" наиболее благоприятно для работы памяти.

Так вот, эта привычка расслабления сохраняется, даже когда в отношении других проявлений жизнедеятельности образовались плохие привычки психического и физического напряжения. Поэтому-то люди, начиная вспоминать, автоматически, не задумываясь, приводят себя в состояние динамического психического расслабления, которое благоприятно не только для памяти, но и для зрения. Это, похоже, объясняет феномен того, почему успешное припоминание чего-либо приносит и немедленное улучшение зрения.

В некоторых случаях нарушенного зрения состояние психического и физического напряжения настолько экстремально, что страдающие от него потеряли привычку "пусть все течет..." даже в отношении припоминания. Опытные преподаватели метода д-ра Бейтса рассказывали мне о людях, которые не могли припомнить ни буквы ни цифры, на которые смотрели всего десять секунд назад. Но как только глаза и разум хоть немного расслаблялись при помощи пальминга, соляризации, покачиваний и перемещений, память вновь возвращалась к ним. Неспособность припоминать, которая ввергла этих бедолаг в состояние мнимого слабоумия, была вызвана той же фундаментальной причиной, что и несовершенное зрение: неправильным функционированием, связанным с сильным психическим и нервно-мышечным напряжением.

К счастью, подобные случаи не слишком распространены, и большинство из тех, кто страдает нарушенным зрением, успешно применяют правило: "пусть все течет само по себе", — бессознательно выведенное из опыта повседневной жизни. Именно поэтому у них сохраняется возможность использовать память в качестве вспомогательного средства для расслабления разума и тела, а в конечном итоге, и зрения. Человек с нарушенным зрением смотрит, скажем, на печатную букву и не может видеть ее четко. Но если он закроет глаза, расслабится и вспомнит нечто такое, что ему легко вспомнить четко и ясно, то обнаружит, когда вновь откроет глаза, что зрение ощутимо улучшилось.

Поскольку без расслабления четкое припоминание невозможно, улучшение зрения будет следовать за каждым актом припоминания, даже если припоминаемое не имеет ничего общего с той вещью, которую в данный момент требуется увидеть. А если у вас в памяти зафиксирована именно эта вещь или нечто подобное, что вы видели в прошлом, тогда припоминание будет вдвойне эффективней для улучшения зрения, так как оно приведет не только к благотворному расслаблению разума, но и к возросшему знанию рассматриваемого объекта. А, как известно, отчетливей всего мы видим те вещи, которые лучше всего знаем. Поэтому любое упражнение, еще ближе знакомящее нас с объектом нашего внимания, сулит возможность легче видеть его.

Эти предварительные объяснения, я надеюсь, помогут вникнуть в суть представляемых ниже упражнений.

Память в помощь зрению

Ценность того, что я назвал аналитическим зрением, может быть увеличена дополнением к нему преднамеренных актов запоминания. Рассматривайте объект так, как было рекомендовано в одной из глав: быстро перемещайте внимание с точки на точку, обегая взглядом контуры и подсчитывая бросающиеся в глаза характерные особенности. Затем закройте глаза, расслабьтесь и вызовите в памяти как можно более четкий образ того, что вы только что рассматривали.

Вновь откройте глаза, сравните свой образ с реальностью и повторите весь процесс аналитического рассматривания. Несколько повторов — и образ будет ясней и четче, как в памяти, так и в жизни.

Аналитическое рассматривание и запоминание особенно полезно в отношении объектов, встречаемых ежедневно, таких, как мебель в комнатах, где вы обитаете, магазины и лавки, которые вы посещаете, деревья и дома на улицах, по которым вы прогуливаетесь. Это, как следствие, разрушит привычку пристального вглядывания и поощрит центральную фиксацию; заставит ум находиться в состоянии бдительной пассивности динамического расслабления, что само по себе способствует точному запоминанию; повысит знания о предметах, с которыми приходится сталкиваться наиболее часто, т. е., будет значительно облегчено их восприятие.

Процедура, очерченная выше, благотворна и тем, что обучает координации, согласованности действий между разумом и сенсорным аппаратом. Слишком многие из нас, глядя на одно, думают совершенно о другом, — видя достаточно для того, чтобы не наталкиваться на прохожих и не попадать под автобусы, но в то же самое время точно грезя наяву. Если бы кто-то спросил нас, что мы видели в таком состоянии, мы бы ничего не смогли ответить по той простой причине, что, ощущая многое, практически ничего сознательно не воспринимали. Эта разобщенность глаз и разума — прекрасная почва для ухудшения зрения; ведь человек, грезящий наяву, сидит или стоит с открытыми глазами, вперясь в одну точку немигающим взглядом. Если вам хочется помечтать, закройте глаза и мечтайте, сознательно следуя внутренним зрением за желанными эпизодами, навеваемыми воображением. Тем же, кто способен увлечься размышлениями в самом неподходящем для этого месте, могу посоветовать то же самое: не вглядывайтесь в совершенно посторонний вашим раздумьям предмет. Если глаза открыты, используйте их для того, чтобы делать что-то, относящееся к интеллектуальному процессу: записывайте мысли, чтобы глаза могли их читать, чертите схемы, чтобы глаза их изучали. Либо, если ваши глаза закрыты, удерживайтесь от соблазна лишить их подвижности, —соблазна, который весьма силен, когда делаются усилия по умственной концентрации, — пусть мысленный взгляд скользит по воображаемым текстам или схемам, имеющим отношение к вашим проблемам. Всегда должна быть цель: предотвратить разобщенность между разумом и сенсорным аппаратом. Возьмите за правило: если глаза открыты, смотрите и осознавайте то, что видите; если же вы не хотите смотреть, а хотите мечтать или размышлять, пусть ваши глаза участвуют вместе с вами в мечтах или размышлениях. Позволяя разуму идти в одном направлении, а глазам в другом, вы подвергаетесь риску испортить зрение, которое является результатом взаимодействия между физическим сенсорным аппаратом и отбирающим и воспринимающим интеллектом.

Улучшение запоминания букв

Хорошо или плохо, но чтение стало одним из главных занятий цивилизованного человечества. Неспособность читать — по причине нарушенного зрения — является серьезной помехой в современном мире. Поэтому рекомендую несколько упражнений, которые мобилизуют память и воображение для улучшения нашего зрения и помогут легче видеть основные элементы всей литературы и науки: двадцать шесть букв алфавита и десяток цифр.

Любопытный факт: многие люди не имеют ясного мысленного образа букв алфавита. Да, заглавные буквы знакомы практически каждому, — возможно, потому, что читать мы учимся именно на них, — но вот строчные буквы, хотя на них смотрят сотни раз в день, знают настолько несовершенно, что некоторые даже затрудняются воспроизвести ту или иную букву по ее словесному описанию. Это широко распространенное незнание является красноречивым свидетельством разобщенности глаз и разума, описанной в предыдущей главе.

Дело в том, что и в чтении мы являемся жадными собирателями конечных результатов, мы пренебрегаем не только психо-физическими методами, которые посодействовали бы более эффективному выполнению задания, но и тем, что, собственно, определяет сам процесс чтения, а именно: буквами алфавита. И пока мы досконально не изучим их, ни о каком прогрессе в нашей способности читать не может идти и речи.

И тут опять приходится возвращаться к аналитическому зрению в сочетании с припоминанием.

Рассмотрите букву, — не фиксированным вглядыванием, а легкими и быстрыми перемещениями внимания с одной точки на другую. Закройте глаза, расслабьтесь и вызовите в памяти образ того, что вы видели. Откройте глаза и проверьте точность вашей памяти.

Повторяйте процесс до тех пор, пока мысленный образ не станет точным, четким и ясным. Проделайте то же самое со всем алфавитом и, конечно же, со всеми цифрами. Время от времени это упражнение необходимо повторять, даже если вы уверены, что назубок знаете все буквы. Память можно улучшать беспредельно; кроме того, припоминание расслабляет, а расслабление в сочетании с возросшим знанием, которым вы обязаны лучшей памяти, всегда будет вести к улучшению зрения.

Когда вы смотрите на буквы, желая усвоить их очертания, полезно обращать внимание не только на черный шрифт, но и на светлый фон. Это светлое пространство вокруг и внутри букв и цифр имеет любопытные и неожиданные формы, которые разум познает с удовольствием, а потому и легко запоминает. К тому же вероятность возникновения психического напряжения при рассматривании белого фона меньше, чем при рассматривании черных знаков на том же фоне. Порою легче видеть букву, воспринимаемую как прерывание белизны, нежели как шаблонный набор прямых и изогнутых черных линий.

Процесс знакомства с буквами путем аналитического рассматривания и запоминания может быть дополнен упражнением, вовлекающим систематическое использование воображения. Рассмотрите какую-либо букву, уделив, как и ранее, особое внимание фону. Затем закройте глаза, расслабьтесь, вызовите в памяти образ этой буквы и постарайтесь представить, что белизна вокруг и внутри ее ярче, чем на самом деле, — ослепительна, как снег, как озаренное солнцем облако.

Откройте глаза и вновь посмотрите на букву, перемещая внимание с нее на фон и с фона на нее, пытаясь увидеть фон таким же белым, как вы представляли его, когда глаза были закрыты. Скоро вы обнаружите, что можете без труда создавать эту благотворную иллюзию. Когда же преуспеете в этом, чернота типографской краски будет по контрасту казаться чернее, а это заметно облегчит чтение.

Аналогичным образом можно привязать воображение не к фону, а к самой букве. Обратите внимание сначала на верхнюю половину буквы, затем на нижнюю (или на левую, а потом на правую часть). Несколько раз повторив перемещение, закройте глаза, расслабьтесь и мысленно продолжите ту же процедуру. Затем, опять-таки мысленно, поставьте рядом с буквой два пятнышка насыщенного черного цвета, одно сверху, другое снизу (или одно слева, другое справа). Можете вообразить, как вы наносите эти пятнышки двумя легкими ударами изящной кисти, смоченной в туши.

Несколько раз переместите внимание с одного пятнышка на другое; откройте глаза и попытайтесь увидеть их рядом с реальной буквой. Это не слишком трудно, потому как благодаря центральной фиксации вы будете видеть ту часть буквы, на которую обращаете внимание, более ясно, чем остальные. Но представляйте пятнышки даже еще более черными, чем гарантирует центральная фиксация, и скоро вся буква будет казаться чернее, чем она есть в действительности, а потому более ясно видна. Да и вспомнится отчетливей для последующего рассмотрения.

Эти два упражнения с перемещениями — сначала в воображении, затем в реальности — особенно полезны для улучшения зрения, и должны использоваться (желательно вместе с пальмингом и соляризацией) всякий раз, когда слова в книге или на афише начинают расплываться.

Есть и другие упражнения, вовлекающие воображение. Первые три весьма похожи на короткие покачивания-перемещения, да они и являются таковыми, но - исключительно умственного рода. Все выполняются с закрытыми глазами.

Представьте себя сидящим за письменным столом перед стопкой прекрасной почтовой бумаги, толстой и белой. Так же мысленно возьмите ручку или хорошую кисть, обмакните ее в тушь и поставьте крупную черную точку посередине листа. Теперь обратите внимание на белый фон, граничащий с одной стороной точки, потом на фон, граничащий с другой ее стороной, ритмично при этом покачиваясь: внимание вправо — наклон влево, внимание влево — наклон вправо. Как и в реальности, воображаемая точка будет казаться двигающейся налево, когда вы перемещаете внимание направо, и направо, когда вы перемещаете внимание налево. Для следующего упражнения на другом листе воображаемой бумаги поставьте мысленно две жирные точки, расположенные на одной горизонтали и отстоящие друг от друга на четыре дюйма, а между ними, но на один дюйм ниже соединяющей их прямой, нарисуйте окружность с диаметром в половину дюйма. Представьте, что окружность эта очень черна, а белый фон внутри нее — белизны необыкновенной. Теперь переместите внутреннее внимание на точку справа, а с нее на точку слева и обратно; несколько раз повторите перемещения, не забывая ритмично покачиваться. Движения окружности противоположны направлению вашего внимания.

Далее в своем воображении возьмите новый лист бумаги и нарисуйте на нем двоеточие, состоящее из двух больших точек с расстоянием между ними в половину дюйма, а справа, тоже через полдюйма, точку с запятой в тех же пропорциях. Начинайте перемещать внимание с верхней точки двоеточия к верхней точке точки с запятой, затем вниз, к запятой, затем налево, к нижней точке двоеточия, а оттуда, по вертикали к верхней точке. Ритмично покачиваясь, в той же последовательности повторяйте перемещения. По мере того, как внимание перемещается или вправо, или вниз, или влево, или вверх, созвездие пунктуационных знаков будет казаться движущимся ему навстречу.

В этих трех упражнениях сочетаются короткие покачивания-перемещения с работой воображения. Разум должен достаточно расслабиться, чтобы стать способным сделать подвижными мысленные образы пунктуационных знаков, тогда как вниманию (и соответственно сенсорному аппарату) необходимо выработать творящую зрение привычку коротких покачиваний-перемещений, — перемещений, которые в третьем упражнении становятся ритмической версией аналитического внимания.

Еще одно полезное упражнение разработал д-р Арнау, испанский последователь д-ра Бейтса. В основе его — по-прежнему воображаемые покачивания-перемещения, уже знакомые нам, но с тем отличием, что здесь, похоже, в процесс вовлекается физический аппарат аккомодации.

Закройте глаза и представьте, что между большим и указательным пальцами вы держите за бока кольцо из плотной резины или проволоки, — достаточно жесткое, чтобы сохранять свою форму, когда нет излишнего давления, и достаточно эластичное, чтобы при сжатии принимать форму эллипса. Теперь пробегите мысленным взглядом по всей окружности воображаемого кольца и плавно сдавите его воображаемыми пальцами так, чтобы оно деформировалось в эллипс — с длиной осью, ориентированной вертикально. Рассматривайте эллипс примерно минуту, затем ослабьте давление и дайте ему расправиться. Переместите пальцы на 90 градусов и снова сдавите кольцо, чтобы оно опять превратилось в эллипс, но уже с горизонтально ориентированной длинной осью. Ослабьте давление и наблюдайте за тем, как эллипс принимает первоначальную форму. Чередуя горизонтальную и вертикальную ориентированность эллипеч, ритмично повторите сдавливание 10 или 15 раз. Какие физиологические процессы совершаются при этом, сказать сложно. Судя по ощущениям, которые человек испытывает внутри глаз и около, происходят новые мышечные приспособления. Субъективно эти ощущения кажутся такими же, как при быстром перемещении внимания с отдаленной точки на точку, расположенную около глаз, и обратно. Почему при таких условиях аппарат аккомодации вступает и игру, понять не просто. Но факт есть факт, и похоже, что так оно и происходит. Опытным путем установлено, что это упражнение, ценное при любых формах зрительных нарушений, особенно полезно в случае близорукости.

Другое замечательное упражнение, как бы вмещающее в себя несколько других, называется "рисование носом"... Сядьте удобно на стул, закройте глаза и представьте, что к кончику вашего носа прикреплен довольно длинный карандаш. (Кое-кто сразу припомнит Пиноккио). Двигая головой и шеей, на воображаемом листе бумаги начертите большой круг. Поскольку контроль за движениями головы и шеи не столь совершенен, как за движениями рук и пальцев, круг наверняка выйдет кривым и несколько угловатым. Пройдитесь по нему "носом" еще с полдюжины раз, пока окружность изрядно не потолстеет. Затем пополам разделите круг вертикальной линией, и также пройдитесь по ней раз шесть; потом разделите его пополам горизонтальной линией, и тоже пройдитесь по ней подобным же образом. Теперь ваш круг заключает в себе Крест Святого Георгия. Наложите на него Крест Святого Андрея (две диагонали под прямым углом друг к другу) и воткните "нос" в точку пересечения всех четырех линий.

Уберите использованную бумагу, и на новом листе, легко и плавно поворачивая голову от одного плеча к другому, начертите "носом" знак бесконечности — фигуру восьмерки, лежащей на боку. Пройдитесь по ней "носом" дюжину раз, обращая внимание на путь, по которому идет повторение фигуры: совпадает он или отклоняется.

Вновь приготовьте чистый лист, чтобы на этот раз попробовать написать что-нибудь. Начните со своей подписи. Поскольку голова и шея двигаются судорожными толчками, ваше факсимиле будет напоминать безграмотные каракули. Но практика ведет к совершенству; возьмите еще один лист и начните заново. Распишитесь четыре, пять, шесть раз; затем напишите любое слово, которое вам нравится.

Как и некоторые, уже знакомые упражнения, это "рисование носом" кому-то тоже покажется глупым и зряшным. Но важно не это. Важно то, что оно действенно. После короткого "рисования носом" и нескольких минут пальминга произойдет поразительное расслабление глаз и разума, пропадет усталость, наступит значительное временное улучшение зрения. Это временное улучшение станет постоянным, когда нормальное и естественное функционирование, поощряемое "рисованием носом" и другими упражнениями, станет привычным и автоматическим.

В человеческом организме все взаимосвязано. Поэтому таким психическим процессам, как припоминание или воображение, сопутствуют непроизвольные телесные движения, соотнесенные с объектами нашего внимания, это те движения, которые мы бы совершили, будь в действительности, а не в мыслях заняты тем, о чем думаем. Например, представляя алфавит или цифры, часто оказывается полезным сложить большой и указательный пальцы так, как будто вы держите карандаш или ручку, и выводить ими в воздухе или в воображаемой тетрадке букву, с которой конкретно работаете.

Помощь тела зрению может оказываться и через речь. Когда вы представляете букву, сложите губы так, как будто собираетесь ее назвать. Или даже назовите. Произнесенное слово настолько тесно связано со всеми нашими мыслительными процессами, что любое знакомое движение губ или языка ведет к автоматическому возникновению образа обозначаемой им вещи. Следовательно, всегда легче видеть то, что написано, если вы читаете вслух. Люди, для которых чтение в новинку или весьма многотрудное дело (например, дети и малограмотные), приходят к этому инстинктивно. Люди с нарушенным зрением — это люди, которых их зрительная недостаточность понизила, так сказать, в культурном статусе. Какими бы сокровищницами знаний они не обладали, они — те же дети или малограмотные, для которых напечатанные слова являются чем-то незнакомым и плохо постигаемым. Находясь в таком положении, они должны, пока вновь обретают способность видеть, делать то же самое, что и неискушенные в чтении люди: повторять губами каждое слово, которое читают, и водить по строке пальцем. Движение органов речи вызовет слуховые и зрительные образы слов, связанных с ними, память и воображение будут стимулироваться, разум выполнит свою работу по интерпретации, восприятию и видению, а указательный палец, скользящий от одного разбираемого слова к другому, поможет центральной фиксации глаз и их быстрому перемещению. По-своему, ребенок в высшей степени мудр. И когда болезнь или дисфункция низвела нас — по крайней мере, в отношении зрения — до уровня дитяти, мы не должны стыдиться пользоваться его инстинктивной мудростью.

БЛИЗОРУКОСТЬ

Упражнения, разобранные в предыдущих главах, принесут пользу всем, кто страдает нарушенным зрением. А вот в этой главе и в последующих я дам такие, которые могут быть использованы дифференцировано, в зависимости от конкретного недостатка: близорукости, астигматизма и косоглазия.

Ее причины

Близорукость практически на все сто процентов является приобретенным состоянием, которое проявляет себя еще в детстве. Ее относили на счет работы глаз с близкого расстояния, какую заставляют выполнять детей в школе; во всех цивилизованных странах предпринимались величайшие усилия, чтобы сократить объем такой работы, увеличить шрифт в учебниках и улучшить освещение в классах. Однако положительных результатов эти реформы не дали. Более того, близорукость в наши дни даже более распространена, чем в прошлом.

Такое нерадостное положение обусловлено тремя обстоятельствами. Во-первых, попытки улучшить условия обучения в школах не смогли пойти достаточно далеко; во-вторых, проведение реформ вообще шло не в том направлении; и в-третьих, реформаторы практически полностью пренебрегли психологическими причинами нарушения зрения.

Если касаться даже самого легковыполнимого: лучшего освещения, — реформаторы не смогли сделать ничего существенного. В свое время д-р Лакиш убедительно доказал, что выполнимость зрительных заданий возрастает по мере того, как возрастает интенсивность освещения: от одной до сотни футосвечей. С большей интенсивностью д-р Лакиш экспериментов не ставил, но считает, что есть все основания предполагать, что нервно-мышечное напряжение (показатель напряжения и усталости) будет продолжать падать при дальнейшем повышении освещенности вплоть до тысячи футосвечей. И это тогда, когда ребенок, посещающий современную, выстроенную и оборудованную по новейшим проектам школу, может считать себя чрезвычайным везунчиком, если имеет хотя бы двадцать футосвечей для работы, ведь в большинстве других школ ему в лучшем случае было бы обеспечено только десять, а то и пять футосвечей.

При существующем положении дел только дети с самыми совершенными зрительными привычками могут надеяться пройти через школьное обучение без чрезмерного напряжения своих зрительных органов. А напряжение является основной причиной дисфункций, что для многих детей прежде всего и означает близорукость.

А вот в попытке улучшить оформление учебных пособий реформаторы, напротив, зашли слишком далеко. На первый взгляд, действительно, крупный шрифт кажется очень удобным и легким для чтения, но это заблуждение, вводящее глаза и разум в соблазн: они пытаются видеть все линии этих слишком больших букв и цифр с одинаковой ясностью одновременно; центральная фиксация теряется, глаза и внимание перестают перемещаться, развивается привычка пристального вглядывания и, вопреки ожиданиям, зрение ухудшается.

Для глаз, тем паче детских, лучшими шрифтами являются такие, которые, не будучи чересчур велики, обладают изрядной, скажем так, увесистостью, создающей изобилие контраста между черной типографской краской и светлым фоном бумаги. Когда перед вами именно такой шрифт, глаза не соблазняются видеть все сразу и хорошо. Наоборот, шрифт меньшего размера стимулирует их к чтению с центральной фиксацией и в состоянии динамического расслабления.

Д-р Бейтс с успехом применял в своей практике тексты, набранные самим мелким из имеющихся шрифтов, и даже более того: их многократно уменьшенные копии, какие могут быть получены только с помощью фотоаппарата. Эти микроскопические тексты возможно читать только при одном условии: если глаза и разум находятся в состоянии полного динамического расслабления и осуществляют зрение совершенной центральной фиксацией. С помощью хорошего наставника человек с самыми серьезными нарушениями зрения (в данном случае я исхожу из своего личного опыта) может быть приведен в состояние, в котором он сможет читать слова, напечатанные микроскопическим шрифтом. И в результате не напряжение глаз и усталость, а заметное временное улучшение зрения.

Но без наставника работать с микроскопическим шрифтом не слишком легко, а порой и опасно, и чтобы самонадеянный энтузиаст не нанес себе непоправимого ущерба, я не стану распространяться на эту тему. Я и упомянул-то о ней для того только, чтобы показать: взаимосвязь между размерами шрифта и хорошим зрением не является прямой и очевидной, как представлялось прекраснодушным реформаторам.

Но даже если бы освещение школ отвечало всем требованиям, а во всех букварях и учебниках использовался наилучший шрифт, у многих детей все равно развивались бы близорукость и другие нарушения зрения. Это происходило и происходит потому, что большинству из них скучно, а иногда и страшно сидеть взаперти бесконечные часы, читая и слушая вещи, которые кажутся нелепыми и необязательными, где заставляют выполнять бессмысленные задания, где соревновательный дух и боязнь наказания или насмешек взлелеивает в душах хроническое беспокойство.

Все это крайне неблагоприятно воздействует и на организм, включая глаза, и на психику. Издержки обучения таковы, что детям постоянно необходимо предоставлять незнакомый материал для рассмотрения. Каждый день на классной доске появляется новая математическая формула, каждый день класс разучивает новое правило по латинской грамматике или изучает новую страну по географической карте, — и всякий раз при этом ребенок вынужден уделять пристальное и концентрированное внимание чему-либо совершенно незнакомому, а по этой причине особо трудно видимому, что вызывает чрезмерное напряжение глаз и разума даже у тех, кто имеет наилучшие зрительные привычки.

Примерно две трети детей достаточно бесстрастны (или безразличны) для того, чтобы пройти школу без зрительных потерь. Остальная треть выходит из сурового испытания образованием с близорукостью и другими нарушениями зрения.

Некоторые из психологических причин плохого зрения, вероятно, никогда не будут устранены, ибо свойственны самому процессу обучения или составляют его цель (например, каждодневное усвоение новых сведений), но от многих можно избавиться. Было бы желание!

Однако, есть области, где причины плохого зрения могут быть ликвидированы наверняка и без особых хлопот. Скажем, вполне доступно смягчить глазное и психическое напряжение, вызываемое ситуациями, в которых дети вынуждены смотреть на что-либо незнакомое. Предельно простая методика этого была разработана д-ром Бейтсом, и в течение ряда лет успешно опробовалась в различных школах Соединенных Штатов. Но под давлением организованной ортодоксии упражнения, предложенные д-ром Бейтсом, были полностью запрещены. Этот факт достоин сожаления, так как есть данные, что они действительно способствовали сохранению зрения у детей, и уж во всяком случае никому никакого вреда причинить не могли.

Методика д-ра Бейтса для снятия напряжения, вызванного постоянным рассматриванием незнакомых объектов, предельно проста. На видном месте вешалась таблица Снеллена, и детям объясняли, что как только кому-нибудь станет трудно видеть классную доску, или карту, или читать учебник, нужно оторваться от работы и некоторое время смотреть на эту таблицу. Поскольку она всем хорошо знакома, дети без проблем разбирали ее ранжированные буквы; это укрепляло их веру в собственные силы и смягчало напряжения, вызванные повышенной концентрацией внимания.

Следует добавить, что нет никаких причин ограничиваться классной комнатой или считать, что такое годится лишь для детей. Таблицу Снеллена замените знакомым нам настенным календарем, —он будет красивым и ценным дополнением к обстановке любой комнаты или кабинета, где людям приходится выполнять работу, требующую предельной концентрации внимания. Появившееся напряжение может быть очень быстро снято или смягчено короткими покачиваниями-перемещениями и аналитическим рассматриванием знакомых цифр. Добавьте сюда регулярный пальминг и соляризацию — и исчезнут все предпосылки перерастания зрительного напряжения в усталость и ухудшение зрения.

Переобучение близоруких

После длинного, но вовсе не лишнего отступления вернемся к упражнениям для переобучения близорукости в сторону нормального зрения. В каких-то серьезных случаях, если необходимо достичь значительного зрительного улучшения, возможно привлечение квалифицированного преподавателя, но большинство, думаю, извлечет пользу и без него, просто следуя основным правилам восстановления зрительных способностей.

Пальминг, который близорукие должны выполнять с максимально доступной частотой и длительностью, станет вдвойне эффективней, если дополнить его элементами упражнений на припоминание, подбирая такие сцены, в которых мысленный взгляд был бы вынужден совершать весьма дальние странствования. Каждому из нас приходилось видеть с какой-нибудь возвышенности, как приближаются и вновь пропадают из виду вечно спешащие поезда. Такого вот рода воспоминания крайне полезны для близоруких, так как они побуждают разум выйти из тесного мирка своего недуга и броситься вдаль не взирая на расстояния.

Друзья, приближающиеся по знакомой дороге, лошадь, галопом уносящаяся от вас через поле, лодки, скользящие по реке вверх и вниз, прибывающие и отбывающие междугородние автобусы... Подобные воспоминания, содержащие временные и пространственные координаты, ценны сами по себе, но будут еще ценнее, если позволить фантазии развивать и продолжать их. Так, можно представить себя катящим биллиардный шар по невероятно обширному — до горизонта — столу...

Соляризация и покачивания не требуют каких-либо специальных изменений для близоруких. Упражнения, предназначенные для исправления плохих привычек и для восстановления подвижности глаз и центральной фиксации, также могут выполняться без всяких замен, исключая упражнение с календарем, которое может быть приспособлено для близоруких следующим образом.

Сядьте перед календарем на таком расстоянии, чтобы крупные цифры были хорошо видны. Выполнять упражнение начинайте с обоими открытыми глазами, затем каждым глазом в отдельности (завязав один глаз платком). Если какой-нибудь глаз справляется со своими обязанностями менее удовлетворительно, чем другой, задайте ему побольше работы, но увеличьте время на пальминг в перерывах между упражнениями, чтобы избежать утомления.

Через несколько дней, когда глаза привыкнут обходиться без очков (но вы еще будете вынуждены носить их на случай крайней необходимости или потенциальной опасности для себя и других, например, управляя автомобилем), отодвиньте стул на фут или два от календаря и повторите упражнение. Спустя несколько недель вы будете способны ясно видеть предметы на весьма значительном расстоянии.

Близоруким глазам требуется изобилие практики в изменении фокусировки при переходе с точки на точку различной удаленности. Для тренировки приобретите маленький карманный календарь — такой же, как и большой настенный, где числа одного месяца напечатаны крупным шрифтом, а прошедшего и последующего — мелким...

Держа карманный календарь в нескольких дюймах от глаз, взгляните на цифру 1, напечатанную крупным шрифтом, затем переведите взгляд на большой настенный и отыщете там эту же цифру, также напечатанную крупным шрифтом; закройте глаза и расслабьтесь. Такие же действия повторите со всеми остальными цифрами; их можно выполнять как двумя глазами, так и каждым глазом отдельно, постепенно увеличивая расстояние до настенного календаря. Прямо скажем, это упражнение не из легких, поэтому нужно почаще прерывать его пальмингом, желательно, с соляризацией. Если маленького карманного календаря вдруг не окажется под рукой, можно использовать циферблат часов.

Близорукие могут читать без очков, но только держа книгу ненормально близко к глазам. Тем не менее, они могут читать без чрезмерного напряжения и с расстояния на дюйм или два дальше. Практика в чтении с этой, более отдаленной позиции, постепенно устранит даже легкое чувство дискомфорта, — при условии, конечно, что внимание правильно направлено, и пристальное вглядывание (величайший порок близоруких) избегается. После каждой прочитанной страницы (или даже абзаца), близорукому необходимо отложить книгу и в течение нескольких секунд смотреть на какой-нибудь досконально знакомый объект: календарь на стене, дом за окнами. Близорукий человек должен использовать любую возможность для того, чтобы бросать быстрые, как вспышки, взгляды на афиши вывесок магазинов и тому подобное. Не должно быть никаких попыток "задержать" рассматриваемую надпись, пока она не станет ясно видна. Быстро взгляните и закройте глаза. Потом взгляните снова. Если вы видите - прекрасно, если нет - не переживайте, скоро вы будете видеть лучше.

Ценным подспорьем для близоруких может стать и просмотр кинофильма. Позже я подробно остановлюсь на этом, сейчас же дам один совет. На первом просмотре садитесь как можно ближе к экрану, на втором - чуть подальше (поскольку фильм вам уже знаком, вы и отсюда будете его видеть лучше, чем в первый раз); на третьем -отступите еще дальше в глубину кинозала. А если у вас хватит мужества, времени и денег, посмотрите ту же ленту в четвертый, пятый, шестой... десятый раз, покупая билеты на все более и более дальние места.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!