Общее письмо духовным чадам города Козельска 27 страница



 

 

* * *

Александре Белокопытовой

 

Прости, что я сразу не ответил и пропустил поезд. Все посланное получил. Очень тебе благодарен. Смиряйся, родная, и всегда и перед всеми. Матерь Божия была избрана за Ее смирение. Господь велит научиться от Него Самого кротости и смирению, а гордым Бог противится  . Денница за одну гордость был свержен с неба и стал сатаной. Без смирения никакие добродетели не угодны Богу, как самый хороший обед, без соли приготовленный.

Бог, богатый милостью, да помилует и спасет тебя.

 

 

* * *

Юлии Алексеевне Зражевской

18/V—49  

 

Вот уже 10 дней, как получил Ваше письмо, а отвечать не мог собраться.

О Ваших переживаниях по поводу Светлой утрени, скажу, что любящему Господа вся поспешествует во бла­гое. Святые Отцы говорят, что царство Божие не приходит с соблюдением. Когда будем ожидать духовных радостей — тогда как раз можем (чаще всего так и бывает) не получить их. Правильное устроение души: считать себя недостойным никаких духовных утешений. Больше того, преп. Иоанн Лествичник говорит: “Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный ее, чтобы не обольститься ею и не принять волка вмес­то пастыря”. Эта мысль в разной форме высказывается всеми свв. Отцами. Все люди “удобопоползновенны” на всякий грех, а особенно на мелкие, не менее вредные, чем грубые. Усмотреть и побороть все никто не может своей силой. Только сознание своей немощи, нищеты, греховности, неоплатной задолженности пред Богом, а отсюда непрестанный плач сердечный (сердце сокрушенно, от которого делается и смиренно), который имели все угодники Божии — вот правильное духовное устроение, ограждающее человека от падений, ведущее к духовным дарованиям и ограждающее эти дарования, если их сподобится он. Подвижник, не имеющий плача сердечного, находится в духовной прелести, т.е. в ложном устроении, и если не исправится, то может впасть и в явную бесовскую прелесть и погибнуть. В наше время все это происходит в неяркой форме, но происходит, и большая часть подвизающихся временно или постоянно находятся в прелести. Дело это довольно тонкое.

Простите, что говорю об этом, может быть, несвоевременно. Мирян это мало касается (хотя отчасти, конечно, касается, но в более простой форме).

Вот и Вы преодолели свою скорбь и обиду на начальника, а, может быть, еще осознали, что и правильно были лишены утешения судом Божиим, чтобы глубже всмотреться в себя и смириться. Успех духовной жизни измеряется не духовными утешениями, которые могут быть и от лукавого, а глубиною смирения.

Простите, если неладно написал, хотя за верность ручаюсь.

 

 

* * *

Юлии Алексеевне Зражевской

8/III—50  

 

Получил уже два письма от Вас, а все не собрался ответить. Что писать? Все знаем, что надо бы делать, а делаем не то или не так, то по слабости сил, то по каким другим причинам.

Я не знаю, соберусь ли скоро написать Вере Николаевне. Передайте ей от меня привет, благословение и пожелание не ослаблять тело неразумием в еде, а держать способным к внутреннему деланию. Бывает воздержание неразумное от незнания, упрямства, даже гордости. Да не будет с ней этого.

Как чувствует себя ее брат [прот. Всеволод Шпиллер]? Ей надо бы дать ему несколько хороших уроков приличного [осторожного] поведения в новых [в советских] условиях. Привычные люди многое считают само собой понятным, а молодому, неопытному надо говорить и азбучные истины.

Кстати Вы знаете, что у матери Татьяны. Ив. была опухоль на губе? Осенью вырезали, но она снова стала расти. Одна матушка посоветовала прикладывать тертую морковь, что она и делала. Результат: “опухоль спала и получился рубчик”. Как это вам, медику, нравится?

“Трясучке” не поддавайтесь, а, делая по силе, возлагайте все на волю Божию. Господь любит нас больше, чем мы сами себя, и лучше знает, что нам полезно.

Я перестал удивляться самым невозможным вещам. Падение человека и микробы зла все могут сделать. Сети непроходимы ни для кого, кроме смиренных, а для приобретения смирения и попускает Гос­подь попадать в самые грубые и отвратительные се­ти тем, кто иначе не может приобрести его. А без смирения не может быть успеха в духовной жизни, а может быть, и спасения.

Простите меня. Помоги Вам Господь. Пишите, а писем не ждите.

 

 

* * *

Юлии Алексеевне Зражевской

23/XI—50

 

“На душе... тяжесть”. Происходит она у всех нас от “страстей”, по терминологии свв. Отцов. Хотите от нее избавиться должны стараться ослабить или уничтожить причины. Вечная история, одинакова я у всех. Не надо унывать только, а смиряться, сознавать свою вину, слабость в борьбе и принимать скорби, как принял благоразумный разбойник: Достойное по делам моим приемлю  , помяни мя... и проч. Если будете так относиться к себе — получите облегчение, а скоро и избавление. Бог гордым противится  , а смиренным дает благодать, которая проявляется в душе, как мир, радость, долготерпение, кротость и проч.

Очень Вас благодарю за труд узнавания относительно иконостаса. Не только я, но и тысячи будут благодарны о. А., если он передаст его нам. Наши средства не позволяют сделать самим. Господь его вознаградит за доброе дело. Сделает ли он или не будет в состоянии сделать, но я лично от всей души благодарю его за доброе желание и буду рад лично познакомиться с ним и поблагодарить.

Да поможет Вам Господь и утешит Вас.

 

 

* * *

Юлии Алексеевне Зражевской

18/IX—53  

 

Мира и спасения желаю Вам! А всем — радоваться, быть здравым и телом и душой и успевать во всем. Ваша мама болеет сильно. Жаль, Господь да поможет ей, да подаст ей терпение и выздоровление. Знаю, что и Ваше здоровье плохое. Но что же делать? Или имеем ве­ру и тогда надо отдаться в руки Божии, нести без ропота свой крест, и внутренний, и внешний; или без веры жить. В таком случае, конечно, естественно всеми силами стараться сбросить крест, чего все же не удастся никому, а только становится он еще тяжелее.

Не стройте своих планов, а если и построите, не пытайтесь их осуществить во что бы то ни стало, своей силой. Все равно будет не так, как Вы думаете и хотите, а так, как найдет полезным для Вас Господь. Мало веровать в Бога (и бесы веруют  ), а надо творить волю Его, надо предать себя Его Промыслу, надо отречься, вернее, отрекаться постоянно от своей воли, ради Божией воли, надо, следовательно, поступать по заповедям Божиим (это и есть творить волю Божию). А в нарушениях каяться всег­да, непрестанно, до самой смерти, сознавая себя неоплатным должником пред Богом и просить милости Божией, как мытарь, и благодарить Бога за все, за спасение ми­ра и за собственное, ибо, истинно, Господь сделал и делает все, чтобы спасти весь мир и каждого.

Господь хотел бы всех осыпать Своими дарами, но мы не можем их принять без вред а для себя, поэтом у Он и не может дать их нам. Только рукою смирения человек мо­жет получить дарования от Господа, говорит преп. Исаак Сирин. А у нас смирения нет, во всем наше “Я”, наша самость, утверждение себя, а не отречение по слову Господа: Кто отречется здесь, на земле, от себя и своих, тот еще здесь же получит во сто крат, а в будущем — жизнь вечную.   Значит, для получения желаемого есть один путь приобретать смирение, отрекаться от себя, без ропота принимать от руки Божией, что будет послано.

Мир всем вам.

 

 

* * *

Елене Витальевне

8/IV—61

 

Христос Воскресе!

Елена Витальевна, благодарю Вас и всех поздравивших ме­ня с Праздником. Всем желаю здоровья и спасения и вся­ких милостей от Господа.

Передайте Марише, что я очень сочувствую ей в болезни. Очень желаю, чтобы Господь дал ей терпение без ропота понести возложенный на нее крест. Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие   (Деян. 14,22). Кто хочет спастись, тот должен нести свой крест до смерти!

Да поможет ей Господь!

 

 

* * *

Вере Николаевне Зарудной

2/II—55  

 

Поздравляю с Новым годом и с наступающими праздниками. Желаю Вам обновиться духом через смирение, ибо только рукою смирения человек может принять безвредно для себя любые дары от Господа.

Вы обижаетесь, что я не пишу Вам. А зачем писать, когда Вы (да и другие также) не выполняете ни одного совета, предлагаемого Вам, даже не делаете ни малейшего усилия испробовать. Сколько раз я говорил Вам, чтобы Вы никого не учили. А Вы лезете не в свои дела, свысока не только поучаете, но и обличаете даже, да еще в повышенном тоне. А результат? Сами смущаетесь и страдаете, и других приводите в такое же состояние. Вот плоды Вашего делания.

Точно также не раз говорилось Вам, чтобы Вы раз и навсегда признали себя падшим существом, источающим постоянно всякие грехи, и припадали бы к Господу, как мытарь, обнажая себя во всем безобразии ветхого человека и бессилии самой исцелить свою прокаженную душу, и вопили: Боже, милостив буди мне, грешной!  

Пророк Давид со слезами взывал, и не только взывал, а рыках от воздыхания сердца: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, изведи из темницы душу мою   (из ка­кой темницы?), из глубины воззвах к Тебе, Господи   (из какой глубины?). Давид называл себя блохой во Израиле, псом, червем, имея Духа Святого, а мы, ничего не имея, кроме ветхости, считаем себя великими, способными учить и обличать других. Какая дьявольская насмешка над нами!

Если Вы, как пишите в своих письмах, чувствуете себя совершенно бессильной и по телу и по душе, то почему же не смиритесь пред Господом? Какое Вам дело до других людей, для чего Вам нужно, чтобы о Вас думали только хорошо, что пользы, если весь мир будет хвалить Вас, а Господь скажет: не знаю вас  ... Зачем и Вы сами себя хотите видеть во всем хорошей помирскому? А подуховному хорош только тот, кто искренне от всей души считает себя хуже всех. Это учение Евангелия, учение всех святых Отцов.

Считайте себя достойной, заслуживающей ада и умоляйте Господа, чтобы не воздал Вам по заслугам, а помиловал Вас не по какимлибо заслугам, добродетелям мнимым, а исключительно по милости Своей. Что говорит Сам Господь Иисус Христос: Аще сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключимы есмы, яко еже должни бехом сотворити, сотворихом.   Это значит, что если бы мы исполнили все заповеди, то и тогда должны были бы считать себя рабами, обязанными (как рабы) исполнять волю Господа Своего, а получить от Господа особые милости или наследовать царствие Божие, есть дело милосердия и снисхождения Божия к нам, а не плата за на­ши труды. Но мы не исполнили ни одной заповеди, а если что сделали, так отравили тщеславием или человекоугодием, или расчетами. Почему же мы считаем себя высокими? Почему не обнажаем пред Господом своих язв и не умоляем Его о помиловании, а все хотим являться пред Ним и пред людьми хорошими?

Смиритесь, считайте себя достойной ада и с сокрушенным сердцем умоляйте Господа о милости, как мытарь, блудница, разбойник, блудный сын, и Господь помилует Вас, и еще здесь сердцем почувствуете это и успокоитесь. Сие буди, буди! Аминь.

Простите меня.

 

 

* * *

Ольге Н.Ч.

25/III—1958  

 

Получил Ваши беспокойные письма. Не смущайтесь, что приняли новую должность. Преподобный Варсонофий Великий говорит, что из хода дел надо усматривать волю Божию о нас. Вы сами ничего для себя не придумывали. Семье же надо помочь всеми силами. Да поможет Вам Господь. Не смущайтесь, что мало будет оставаться времени для себя. Вы сознаете свое нечувствие, хотя имеете много сравнительно свободного времени. А мо­жет случиться, что при меньшей свободе нечувствие пропадет. Сами мы ничего не можем сделать или взять си­лою. Надо брать смирением и покорностью воле Божией. Бог гордым противится  , а смиренным дает благодать.

А как смириться? Сам человек не может стяжать это­го свойства. Надо во всем: и в мелочах, и в крупном — познавать свою немощь и ограниченность, свое бессилие, свою “ветхость” и “плотяность” и каждое проявление их употребить в свою пользу — укорять себя, считать себя негодной, и непотребной рабой Божией, постоянно нуждающейся в милосердии Божии и помощи. Хорошо, что Вы видите свои недостатки, они гораздо хуже и их боль­ше, чем Вы видите, но из-за этого не следует приходить в уныние, безнадёжие или даже в отчаяние. Это должно приводить в смирение и приводит всех тех, кто стремится к Господу. К этому именно состоянию относятся слова: любящему Господа вся поспешествуют во благое  , т.е. служит к пользе душевной. Без недостатков и слабостей мы возгордились бы.

Относительно понимания тех или иных книг: ни место, ни человек не помогут, если сам не дорастешь до понимания. Понуждением себя к деланию заповедей Евангелия и покаянием в каждом грехе очищается душа человека и растет духовно. Нет иного пути.

Не думайте, что я могу Вам быть особо полезным. Только вследствие возраста и неизбежного житейского опыта я могу поделиться с Вами этим опытом, если это будет нужно. А того руководства, в котором и Вы, и я нуждаемся — едва ли можно теперь где-либо найти. Я за всю жизнь не нашел и руководствуюсь только книгами, из которых особенно ценю, знаете, какие.

Чтобы от семени выросло дерево и дало плоды, надо время; чтобы переквасить ветхого человека новой закваской — надо еще больше времени и труда. Насильно ускорить процесс нельзя, можно только повредить искусственными мерами. Господь же знает, что полезно и нужно человеку, и ищущему подает это даже вопреки желанию, т.к. человек часто ошибочно желает не того, что ему нужно в данное время.

Господь да вразумит Вас на все доброе. Носите тяготы людей, не осуждайте никого, делайте всем добро по силе Вашей ради Господа, и какою мерою мерите — возмерит и вам Господь, мерою нагнетенною, утрясенною.  

Не смущайтесь ничем, надейтесь на помощь Божию. Господь жалеет и любит нас больше, чем мы самих себя.

 

 

* * *

Ольге Н.Ч.

26/VIII—58  

 

“Мне тяжело думать, что Вы сердитесь на меня, хотя и есть за что”. Чем вызвана эта Ваша фраза? Я не только не сержусь, но очень сочувствую Вам, жалею и всем сердцем желаю Вам твердо стать на правый путь, неуклонно идти по нему и достичь цели — царствия Божия.

Но Вы должны знать, что путь этот — в нашем сердце; иначе сказать — лестница, о которой так подробно пи­шет преп. Иоанн Лествичник. Кратко сказать: путь духовный истинный приводит к Богу через смирение. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете по­кой душам вашим.   Покой наш не в перемене места или иных внешних условиях, а во внутреннем изменении, в стяжании кротости и смирения.

Свойств же этих нельзя приобрести в уединении или там, где нас все любят и уважают. Господь знает, что по­слать нам в помощь к спасению. Будем принимать от руки Божией все, что случится с нами и терпеть то, что есть, пока Господь не изволит изменить на другое. Мать не заботится так о своем ребенке, как Господь о нас.

Господь да поможет Вам “направить внимание на настоящее зло”, как Вы пишете, и, я думаю, правильно разумеете, и искоренить его из сердца и насадить доброе!

Благословение Божие да будет с Вами всегда.

 

 

* * *

Ольге Н.Ч.

2/XII—58

 

Жалея Вас и искренне желая Вам всякого добра и спасения, скажу опять:

1. Никогда не лгите и не лукавьте перед духовниками, перед Богом, и, по возможности, со всеми людьми.

Господь ненавидит лукавство (лукавый — это дьявол) и ложь (от дьявола). Ясно, что лукавый, пока он таковой, будет далек от Бога и всего духовного, вернее, он будет противник всего этого.

2. Все подвиги, все доброе должны привести к смирению. И если не приводят, то они чем-либо отравляются. Без смиренного и сокрушенного сердца самые возвышенные и тягчайшие подвиги неугодны Богу.

Усвойте это всем сердцем и мыслью, и волей.

Будьте здоровы. Господь да вразумит Вас и да устроит спасение Ваше.

 

 

* * *

Ольге Н.Ч.

27/I—59  

 

Я не знаю, как это вышло, что Вы считаетесь с моим мнением в таком вопросе, как перемена места жительства. Если я высказываю свое мнение, то ведь полная воля Ваша согласиться с ним или нет. Я вовсе не претендую, чтобы Вы исполняли мой совет. По самой сути совет есть совет, а не приказ власть имущего.

Попробую разъяснить, почему я считаю полезным для Вас некоторое время оставаться дома. Все усилия жела­ю­щего жить духовно должны быть направлены к достижению смирения. Без этого качества все подвиги, самые великие, не только бесплодны, но и губительны. Начинающие этого не видят и не могут видеть. Из большого дерева осветится солнцем маленькая веточка, и человек думает, что уже все светло, а, между тем, все дерево во власти тьмы и князя тьмы (пример преп. Макария Великого).

Условия внешней жизни надо предпочитать те, которые постоянно указывают нашу тьму, нашу полную испорченность, гораздо большую, чем обычно думают не только мирские люди, но и, так называемые, духовные. Надо познать себя до конца. Познать не только испорченность, но и бессилие самому исправить ее. Тогда только человек от всей души прилепится к Спасителю, будет взывать к Нему, как утопающий ап. Петр. Тогда он перестанет осуждать и других людей, а с любовью к ним будет терпеть их недостатки, тогда перестанет роптать, если его обидят, оклевещут, будут распинать, а скажет искренне: достойное по делам моим приемлю  . По су­ду Божию все грешники должны терпеть некоторые страдания, как следствия греха. Если Господь Иисус Христос страдает тяжко за наши грехи, то ужели мы за свои грехи не должны поскорбеть? Если жених страждет, то прилично ли невесте в это время плясать и веселиться? (Опять пример Макария Великого).

Все домашние (и у Вас тоже) мало стесняются в общении друг с другом и всегда укажут недостатки и грехи, и не только укажут, но и поругают и т.п. Если принять в руководство выше написанное, то нужно чрезвычайно ценить эту школу, благодарить своих бесплатных учителей, не роптать, а познавать себя и через это научаться смирению.

Если же Вы будете жить одна в другом месте, то ни­кто Вас не обидит, не укажет Ваших недостатков, не обличит, а чаще будут льстить и хвалить во вред Вам.

Иначе сказать, происходит то же, что и в бывших хороших монастырях, где не разрешали уходить в уединение, пока подвижник, живя среди других, не познал свою немощь, пока не смирился и не научился прощать обиды и всегда прибегать к Господу.

Затем: нельзя ни в коем случае уходить во вражде или обвиняя сожителей, а надо искренне, со всей сознательностью обвинить себя, как неспособную жить с другими по своей великой гордости, нетерпению, обвинению других, а не себя и пр. А Вы очень далеки от этого. Вы все время обвиняете других, а себя только потом и немного. Мне понравились те места Вашего письма, где Вы говорите о своих недостатках. Так, познавая их в себе, и учитесь смирению. Без этого свойства душевного нигде не найдете ни покоя, ни роста духовного, ни правильной молитвы, т.е. ничего доброго. Недаром же Господь призывает научиться от Него Самого смирению, как самому важному свойству души, самому необходимому. Бог гордым противится  , а только смиренным дает благодать  , и только “рукою смирения человек может принять дары Божии” (преп. Исаак Сирин) без вреда для себя.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!