Общее письмо духовным чадам города Козельска 10 страница



Думай чаще о смерти и живи так, как будто ты через неделю умрешь, тогда понемногу станешь на правильный путь и в еде, и в молитве, и в отношении к другим людям. Примирись с нашими и со всеми. Ты от гордости немирствуешь, так и знай. Никто не поставил тебя судить других, а осуди себя, как велит Евангелие, тогда увидишь, как судить других. Прости меня.

Будь посмирней, сокрушайся и сердцем о своих грехах, и доказывай это делами. Мы нуждаемся в милости от Господа, должны и другим оказывать милость и прощать всем за все. Ка­кою мерою меришь, такою и тебе возмерится.   Читай внимательно Евангелие.

О сне не беспокойся. Бог тебя простит.

 

 

* * *

монахине Сергии

25/II/48.

 

О нищете и бездомной старости и прочих безнадежных мыслях скажу: все это от ветхого человека и врага. Гоните их. Ищите прежде всего Царствия Божия..  . и проч. Хозяин у нас богатый и любит нас бесконечно. Чего нам бояться?

Глубоко почувствовал в последнее время любовь Божию к нам, не могущую допустить ни одному человеку, стремящемуся к Нему, никакого зла. Все попускается для его пользы, поэтому за все должны благодарить, особенно когда терпим болезни или тяжкие скорби, потому что самому Богу “жалко” нас наказывать, но Он вынужден ради нас из любви к нам терпеть наши же страдания.

Это одна сторона. Другая — того же вопроса: чем мы воздадим Богу за Его любовь к нам? (В чем эта любовь проявилась — посмотрите сами от α до ω ). Что воздам Тебе, Господи, о всех, яже воздаде ми  ”? — Любовь, которая проявляется исполнением воли Его и главным образом — терпением с благодарностью всего, всяких страданий, и чем больше, тем лучше каждый в свою меру.

Как бы я хотел и себе, и Вам почувствовать это; сделать эти мысли всегдашним “внутренним деланием”, “поучением” сделать их своими до глубины не только души, но и всего существа, пронизать ими всего себя, все мысли, чувства, дела, особенно молитву. Не поймите превратно моей мысли: не разжигать в себе чувство любви, а созерцать любовь Божию к нам, в себе же возделывать чувство собственного недостоинства, неоплатности долга, желания хоть сколько-нибудь исполнить волю Его, выраженную в заповедях, терпеть от руки Его страдания, благодарить за все, сокрушаться, что никогда не можем исполнить ничего, как следует, и прочее. А чувство Любви придет (если придет только к нам) как следствие исполнения всех заповедей. (См. слово 55 у Исаака Сирина).

Не даром дана апостолом заповедь: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите...   (1 Фес. 5, 1618).

 

 

* * *

Александре Белокопытовой

 

Получили сегодня, в день Усекновения, письмо от тебя, такое скорбное, такое малодушное, словно ты попала в тюрьму. Да и в тюрьме-то не следовало бы так малодушествовать. Как в природе меняется погода, так неизбежно происходят со всеми внутренние изменения. Можно ли осенью, в слякоть, в грязь и прочее приходить в отчаяние от погоды, хотя это и тяжело бывает иногда переживать. Мы терпим, твердо веря, что будет опять весна и лето, и прочее, так и у тебя за тоской будет радость. В твоем положении у новичков бывает два состояния:

1) чувствуют себя как в раю, а потом... охладевают, начинают тяготиться, тосковать, советов не слушают, перестают подчиняться начальству, переживают то, что сейчас ты переживаешь, и либо а) уходят, либо б) претерпят, смирятся и приобретают через познание себя покаяние, смирение, потерянный рай, и тогда начинают непрестанно благодарить Бога и всех, кто помог им так устроиться;

2) другие начинают так, как ты: тоска, уныние, малодушие, дерзость, готовность уйти куда угодно, отвращение ко всему духовному, грубость с окружающими, мечты и помыслы об уходе и прочее, и прочее.

Это враг нашего спасения с целой армией нападает на новичка, чтобы не допустить до Царствия Божия, которое внутри нас. По этому тяжелому состоянию, в котором ты находишься и которое в очень слабой степени напоминает об адских мучениях, можешь судить и о противоположном, именно: раз есть адские мучения, значит есть и неизреченная радость и блаженство, такие, которых око не виде, ухо не слыша, и на сердце человека не взыдоша,   которые скрыты внутри нас, которые и есть Царствие Божие. Их-то и велено искать прежде всего: ищите прежде Царствия Божия   и правды его.

А как искать? Так, как искали все: верою, послушанием, молитвой, терпением внешних и внутренних скорбей, вниманием себе, укорением себя и постоянным покаянием, от которых рождается смирение и неосуждение ближних. За смирением придет и радость о Дусе Святе и Цар­ствие Божие. Ты начала со скорби и уныния. Это хорошо. Чем дальше, тем легче тебе будет, и прочнее достигнутое. Уверяю тебя, что теперь ты будешь иметь временами утешение от Господа, Иже хощет всем человеком спастися и в разумение истины приити.   И Господь не даст человеку искуситься больше, чем он может понести.

Помня, что это враг напал на тебя, чтобы с самого начала воспрепятствовать тебе идти по пути спасения, борись молитвой краткой (лучше Иисусовой молитвой), терпением, трудом, послушанием. А главное — не развивай в себе мыслей о том, что, как ты хорошо жила прежде, так могла бы и дома спасаться, устроить свою жизнь, как и другие и прочее, и прочее. Гони эти мысли, потому что от подобных мыслей в сердце возникает тягостное состояние. Если изгнать не можешь, то начни думать, что ты могла попасть (и очень возможно, и легко) в тюрьму лет на пять или на десять. Поярче нарисуй себе картину той жизни, и твоя нынешняя покажется тебе раем по сравнению с той. Ведь легко в твоем положении ошибиться и быть обвиненным, и попасть под строгий закон.

Господь миловал тебя, и теперь благодари Его за это и за все, а главное, что избрал тебя в Свои друзья. Потерпи, милая; когда успокоишься, тогда можешь в правильном свете увидеть себя и окружающих. А пока тебе все кажется в ложном свете, как показывает тебе враг. Не осуждай никого. Слушай старших и исполняй без ропота, что ве­лят. Если есть свободное время — читай молитвенно Псалтирь или Евангелие. Эти книги, во всяком случае, есть. Старайся везде со вниманием, от всего сердца творить молитву Иисусову. Одна из хитростей вражиих в твоем унылом состоянии побуждает к знакомству с другими, беседам с ними и пустому времяпровождению.

Терпением, молитвой, смирением, благодарением Господа побеждай свое состояние. Господь близко, Он смотрит на твое сердце. Если бы ты хоть несколько любила Его, то радовалась бы возможности посвятить Ему свою жизнь и все готова была бы потерпеть. Вспомни жизнь Иоанна Предтечи, Спасителя, Божией Матери, мучеников, преподобных. Что они потерпели! Можно ли хоть чуть сравнить твое положение и состояние с их подвигами и скорбями — читай жития святых, наверно, там есть, и сравнивай с твоим состоянием. Пиши подробно обо всем, я постараюсь по силе ответить тебе. Не унывай, родная. Господь с тобой и не оставит тебя без помощи и утешения.

Твой дедушка Н.

Пиши, как идет твоя внешняя жизнь. Радуйся, а не скорби. В терпении вашем стяжите души ваши.   Вот что говорит святое Евангелие.

 

 

* * *

Лидии Васильевне

23/VI—58 г.

 

Спасибо Вам за письма, что не забываете нас и не обижаетесь за молчание.

Очень я огорчен, что Надя заболела, будем надеяться, что все обойдется благополучно. Жаль Надежду Михайловну. Ведь вся ее жизнь в дочери. Едва ли она верит в будущую жизнь. Да утешит ее Господь и вразумит на благое. Для неверующих или сомневающихся кажется самым главным только уверовать или убедиться, что Бог есть. Они еще не знают того, что можно веровать, быть убежденным в бы­тии Божием, а жить в противлении Богу, как бесы, которые веруют в Бога, трепещут пред Ним, а не покоряются, не смиряются, а со злобной ненавистью делают все противное воле Божией. Бедные, слепые люди. Они не видят, не знают, не чувствуют духовного мира, продают за чечевичную похлебку мирской жизни свое первородство, высочайшую честь и достоинство быть чадами Божиими.

Я всегда и поныне убежден, что ищущему Бога и желающему жить по воле Его (т.е. по совести, заповедям) — обязательно будет дано уверовать или даже больше: опытно убедиться в бытии Божием и духовного мира. Так говорит и Иисус Христос: Ищите царствия Божия, и все   (необходимое для материальной жизни) приложится вам.   Много примеров, да и моя личная жизнь — доказатель­ст­во этому. К сожалению, нельзя убедить другого без его собственного желания и труда. Жаль С., почти вся их семья равнодушна к религии и даже к философии.

Передайте мое искреннее сочувствие Надежде Михайловне в ее скорби. Я их всегда помню. Мне очень хотелось видеть свою крестницу, а осенью ее не будет дома, если она поправится. Господь да благословит всех вас.

 

 

* * *

Ольге Н.Ч.

20/I—58 г.

 

Мир Вам, странница, и спасение!

Получил Ваше письмо. Рад, что Вас хорошо приняли и устроили; еще более рад, что люди там оказались хорошие. Хотя они не вполне удовлетворяют Вас, но ведь Вы еще не узнали их как следует, да и требовать от людей нельзя того, что нам хотелось бы. За некоторые фразы о новых знакомых Вас следовало бы пожурить, но на первый раз можно простить, если покаетесь.

Не нравятся мне фразы: “Временами нападает такая ужасная тоска и безнадежие...”, “одна я окончательно и безнадежно погрязну...” Точно ли Вы описываете свое состояние? Если и точно, т.е. без преувеличения и смешения разных состояний, то все же возникает вопрос, чем вызывается это состояние? Вы сами знаете, что причин может быть очень много. Духовная неудовлетворенность не должна выражаться таким состоянием. Даю Вам, простите, непрошенный совет: будьте очень строги к себе при разных внутренних состояниях. Можно обмануть и обманывать себя, обмануть и своего духовника и действительно погрязнуть в прелести, которая и есть обман себя. Пока об этом довольно.

“Одна я окончательно и безнадежно погрязну...” Вы еще не одна, а с Богом. Не надейтеся на князи людстии... Ищите царствия Божия, и все приложится Вам.   Все и ма­териальное обеспечение, и книги, и даже люди, все, что только может послужить делу спасения. Небо и земля прей­дут, а слова Мои не прейдут  , говорит Господь. Только бы человек не отпал от Бога, не стал бы примешивать к делу спасения всяких земных стремлений, а, главное, лжи.

Относительно опытных в духовном делании людей можно сказать мнение Игнатия Брянчанинова и многих других, что их в настоящее время едва ли можно найти. Хорошо, если найдутся единомысленные. Нужно искать поддержки в книгах главным образом. Если же найдутся единомысленные и более опытные, хотя бы в силу возраста, то их советом нужно воспользоваться, и то с рассуждением и проверкой. Путь спасения простой: веруй во Христа, исполняй заповеди (сюда относится и постоянная молитва) и кайся в каждом самом малейшем нарушении любой заповеди. Особенно же не следует осуждать или огорчать ближних.

Как можно чаще исповедуйтесь и причащайтесь. Луч­ше исповедоваться у иеромонахов, а не мирских. Мы сами осложняем путь спасения своими страстями, ложью, самооправданием и самообманом. Обнажайте свою душу до конца пред Богом, открывайте Ему свои немощи, и Господь простит, вразумит и утешит так, как Вы и помыслить не можете.

Господь да благословит Вас и да вразумит на все благое.

P.S. Вы меня познакомили с внешней стороной Вашей жизни, а о внутренней я ничего не знаю, сужу лишь по некоторым Вашим фразам. Если в чем ошибусь — простите. Например, мне настойчиво хочется сказать Вам: никогда не говорите плохого или иронически ни о ком, или уж, в крайнем случае, о живущих там. Ваши слова могут быть переданы даже не по злобе или неприязни, а просто по невниманию или в виде шутки — и вот, Вы приобрели врага себе. Ради Бога и Вашей пользы и благополучия исполните эту просьбу и там, и в любом месте.

 

 

* * *

Письма студентам Московской духовной академии

27/II—62

 

Я написал О., что серьезно ищущий Царствия Божия должен быть одинок, и что идущему на этом пути Господь дает утешения, пред которыми все земные радости — ничто. Надо только не оглядываться назад  , как не оглядывался Игнатий Брянчанинов.

Говорил ли Н.Г., что в № 11 сказано о масонстве? После написания сочинения — прочти внимательно, а пока работай над сочинением.

Мудрость духовную надо всем нам просить, ибо есть ведь и бесовская мудрость (Иак. 3, 15).

Люди по существу, в глубине все лучше, чем в своем проявлении в жизни. Одно дело — образ Божий, и другое благодать, полученная в таинстве Крещения; этот образ и есть личность человека, его “Я”. Это великий дар Божий. Из небытия возник новый центр самосознания, “Я”, сознающее себя и весь мир. “Я” — равно целой вселенной, ибо “Я”, как самосознающая личность имеет своим объектом не только всю вселенную, но и Бога. “Я” стремится познать = понять = поять, т.е. взять, включить в себя и всю вселенную, и Самого Бога. Вы — боги и сынове Всевышнего  . Это, т.е. познание, и дозволено Творцом человеку, к этому и призывается человек, но только законным путем. Вот как велик человек! Вот почему человек иногда и кажется та­ким прекрасным, несмотря на то, что его великая сущность лежит, как в могиле, покрытая хламом эмпирики, т.е. жалких познаний, чувствований, мелких делишек, интересов, задач и т.п. Человек в чести сый — не уразуме!  

Вот в молодости, а у некоторых людей и всегда, есть способность чувствовать глубину души человеческой сквозь его эмпирию. По мере возраста, постоянное столкновение с ветхим = эмпирическим человеком и вынуждает быть с ним осторожным, к чему призывает и Спаситель. Не буду больше об этом распространяться, хотя и многое можно было бы еще сказать. Надеюсь, и так понятно.

Я на днях прочел, правда, бегло очень “Братья Карамазовы”. Вот где раскрывается душа человеческая! Какой жалкой пародией кажется научная психология пред психологией Достоевского. Я когда-то был настолько наивен, что хотел познать душу, изучая курсы психологии. Сколько глупостей делаешь в молодости, когда нет у тебя руководителя. Вот, я действительно был, как в лесу. Князь мира сего   так ослепляет людей, что слепые ходят ощупью, а потому постоянно попадают из одной лужи в другую.

Наука — ложь, когда ее данные принимают как не­что абсолютное, ибо завтрашняя наука будет отрицать сегодняшнюю; искусство — сознательная фальсификация, по большей части; политика всегда была полна обмана, лжи, преступления, здесь все надо понимать наоборот; а то, что называют “жизнью” — суета сует, всяческая суета,   а главное — ужасная мелочность, пустота, ложь и ложь без конца. Словом, “эпоха лжи”, царство князя мира сего  .

Пишу это письмо утром, со свежими силами, а поэтому и разболтался, в “философию” пустился.

Милый, старайся вырываться из суеты “в суть”, как ты иногда выражался, из эмпирии в ноуменальную область, где правда, мир и радость. Прилепляйся к Спасителю. Он есть Путь и Истина, и Жизнь  . Он есть Дверь  , только Им и через Него можно войти в истину и вечную жизнь, только с Его помощью можно вырваться из суеты и царства дьявола в Царство Божие.

Все мы завалены хламом, а все же из-под него мерцает огонек истинного “Я”.

Наш дом всегда с тобой. Благословение Божие всегда с тобою да будет!

Будьте здоровы. Да хранит Вас Господь и да благословит и вразумит на все благое.

 

ДРУГ ДРУГА ТЯГОТЫ НОСИТЕ…

 

* * *

1949

 

Дорогая Мариша!

Не обижайся на слова мои, что тебя, дескать, Господь не допустил. Конечно, если бы воля Божия была, то ты, несомненно, приехала бы. Значит, пока еще воли Божией нет. Я тебе всегда говорил, что надо понемногу отрываться от привязанности излишней к вещам и вообще к миру, и смиряться пред Катей и матерью, а ты все хочешь по-своему. Пусть будет хуже сделано, зато душа останется покойной. Что пользы весь мир приобрести, а повредить душе, а ведь речь идет только о картошке, помидорах, луке, а не о всем мире. Да ведь еще и неизвестно, когда больше получишь, вернее сказать, известно, что получишь больше тогда, когда станешь смиряться и ради Бога уступать, во всем предпочитать пользу души, угождение Господу, а не своему разуму и тщеславию, и настойчивости.

Сдерживай свой гнев, проси у Господа сил и способности не прогневлять Его, вспоминай чаще, какое бесчестие и какие муки претерпел Господь ради нашего спасения, а мы чем отвечаем Ему?

Если мы носим Его имя, то где наши дела во имя Его? Не противоречат ли они тому, что должно быть? А раз так, то будем без ропота терпеть хоть находящие скорби, если не налагаем на себя вольных подвигов, если не исполняем заповедей. Друг друга тяготы носите  , и тако исполните закон Христов; и не себе угождайте.

Прости меня за огорчение.

 

 

* * *

монахине Евпраксии

1950 г.

 

Будь помягче с людьми, не наживай врагов. Терпи недостатки людские: друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов  . Если мы будем милостивы к людям, то Господь в “ту же меру” будет к нам милостив. Это и значат слова: В ню же ме­ру мерите, возмерится вам.  

От службы не отказывайся, в чем ошибаешься или погрешишь — искренне кайся пред Богом и людьми, если кого обидишь. Исторгни из сердца памятозлобие. И вот еще что: старайся и служебные дела, и всё делать ради Господа, по заповеди Божией, а не по влечению сердца. Даже и добрые дела только тогда имеют цену пред Богом, когда делаются ради Бога, потому что такова воля Божия, иначе сказать, такова заповедь Божия. А если добрые дела делаются по другим причинам, то они не угодны Господу Богу. О таких-то добрых делах сказано: “Вся правда ваша якоже дуб поверженный  ”. Надо иметь во всем разум духовный, а если сомневаемся, угодно ли что Господу, то надо помолиться, хоть внутри, и говорить себе: “Господи, делаю это ради Тебя, полагая, что это угодно Тебе. Вразуми меня, Господи, все делать во Славу Твою”, — и тогда будь спокойна.

Не осуждай никого, ибо мы все достойны осуждения от Господа, и Он покрывает грехи наши и прощает нас в той мере, в какой мы покрываем недостатки ближних и прощаем их. Будь всегда посмирнее, считай себя невеждой, старайся оставаться сзади других, а не лезь напе­ред ни в чем, ни в словах, ни в делах. Словом, старайся быть незаметной, неслышной, тихой, мирной. Тогда Господь даст почувствовать, что значит мир Божий, превосходящий всякое разумение  , мир, который оставил Господь, сказав ученикам: мир Мой даю вам, не как мир дает, Я даю вам.  

А ты не имеешь мира, часто нервничаешь, раздражаешься, теряешь здоровье, потому что делаешь и говоришь не ради Бога, а по своим влечениям и страстям. Всегда кайся во всем сразу, как ощутишь ошибку или грех ка­кой, не дожидаясь, когда станешь на молитву. Все покрывай покаянием и осуждением себя. Смиряйся пред Богом и людьми, тогда будешь спокойнее и постепенно достигнешь мира Христова.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!