Особенности всенощного бдения в субботу

Служба бденному святому в седмичный день.

Устав службы бденному святому в седмичный день можно найти в 6-й уставной главе общей Минеи («О святем, имущем бдение, аще прилучится в седмичные дни кроме недели»), а также в Месяцеслове (48-я глава Типикона) в последованиях тех дней, которые обозначены крестом в полукружии, когда Устав назначает совершать всенощное бдение, в храмовых главах Типикона.

Всенощное бдение, совершаемое в дни памяти бденных и храмовых святых, случившихся в седмичный день, по своей схеме сходно с воскресным бдением, но имеет некоторые принципиальные особенности.

В период Октоиха, если седмичный день совпадает с памятью бденного святого – поется только служба Минеи.

 

Малая вечерня

 

На «Господи воззвах...»: стихиры святого на 4; «Слава» — стихира святого;  «И ныне» — богородичен рядовой по гласу стихиры «Славы».

Если же указаны только первые слова богородична, то его нужно искать во втором приложении Минеи (Ирмология) в соответствующем этому гласу разделе.

На стиховне: стихиры святого с их припевами; «Слава» — стихира святого; «И ныне» — богородичен по гласу стихиры «Славы» (чаще всего бывает в самой Минее на ряду).

Если же указаны только первые слова, то сам богородичен находится во втором приложении Минеи (Ирмология) в соответствующем данному гласу разделе. Если же в Минее вообще не указан богородичен (что бывает относительно редко), то поется богородичен второго приложения по гласу стихиры «Славы» соответствующего дня.

 По «Ныне отпущаеши...»

тропарь святого; «Слава, и ныне» — богородичен воскресный (3-е приложение Минеи) по гласу тропаря.

 

Великая вечерня

Стихиры на «Господи воззвах...»: стихиры святого на 8; «Слава» — стихира святого; «И ныне» — воскресный догматик по гласу стихиры «Славы».

Паремии святому: Если празднуется память апостола и читаются паремии из Нового Завета, то царские врата во время чтения паремий остаются открытыми.

Стихиры на литии:

После стихиры храма – стихиры святому (по уставу все, которые есть в Минее, на практике — только первая стихира); «Слава» — стихира святому; «И ныне» — богородичен рядовой.

Если же на ряду указаны только первые слова богородична, то поется богородичен по гласу стихиры «Славы» из соответствующего приложения.

Если же не указан богородичен, то поется богородичен стиховный из первого приложения по гласу стихиры «Славы».

Стихиры на стиховне: стихиры святого с их припевами; «Слава» — стихира святого; «И ныне» — богородичен по гласу стихиры «Славы»:— поется рядовой богородичен, если таковой есть в Минее;— если указаны начальные слова, то поется соответствующий богородичен из приложений Минеи; — если нет начальных слов, то поется стиховный богородичен из первого приложения Минеи. 

По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святому (дважды). «Богородице Дево...» (единожды).

 

Утреня

По «Бог Господь...»: тропарь святому — дважды; «Слава, и ныне» — богородичен воскресный по гласу тропаря (3-е приложение Минеи).

Кафизмы: по Уставу всегда две.

Седальны по кафизмам: седален святого — дважды; «Слава, и ныне» — рядовой богородичен. Поются полиелейные псалмы (134 и 135), после которых поется величание святому со стихами избранного псалма (Ирмологий или 2-я часть Псалтири Следованной) и совершается каждение всего храма.

По окончании избранного псалма: Хор: «Слава, и ныне». «Аллилуия» (дважды). Духовенство: «Аллилуия» 3-й раз и величание святому. Диакон произносит малую ектению.

Чтец читает седален по полиелеи следующим образом: седален святого (2 раза); «Слава, и ныне» — богородичен Минеи.

Хор: «От юности моея...» (1-й антифон степенны 4-го гласа, см. 1-ю часть Октоиха).

Затем по чину следует прокимен святого, молитвословие «Всякое дыхание…», Евангелие святого. После 50-го псалма хор поет: «Слава» — «Молитвами... (называет празднуемого святого), Милостиве, очисти множество согрешений наших». «И ныне» — «Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множество согрешений наших».

Затем следует припев: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое», который поется во глас грядущей стихиры, и сама стихира святого из Минеи (в богослужебных книгах эта стихира называется «стихирой по 50-м псалме»). После стихиры, как и на воскресной утрени, следует молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» (если на вечерне совершалась лития – эта молитва на практике чаще всего опускается).

Канон

Богородице (Молебный из приложения Октоиха или Часослова) на 6; канон святого на 8. Катавасия — рядовая по Уставу, поется по каждой песни.

По 3-й песни: седален святого — 2 раза; «Слава, и ныне» — богородичен (Если в Минее 2 седальна, то прочитывается 1-й седален (1 раз), «Слава» — 2-й седален, «И ныне» — богородичен).

По 6-й песни: кондак и икос святого.

По 9-й песни: светилен святого (2 раза); «Слава, и ныне» — богородичен. (Если в чинопоследовании богослужения встретится 2 светильна, то прочитывается 1-й светилен (один раз), «Слава» — 2-й светилен, «И ныне» — богородичен.)

Стихиры, на «Хвалите...»: стихиры святого на 4; «Слава» — стихира святого; «И ныне» — богородичен по гласу стихиры «Славы».

а) в некоторых случаях текст богородична дан в самой Минее на ряду;

б) Если богородичен не указан, то поется богородичен стиховный первого

приложения Минеи (Ирмология);

в) Если указаны начальные слова богородична, то поется соответствующий богородичен из второго (иногда из первого) приложения Минеи (Ирмология).

По Великом славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне» — богородичен воскресен по гласу тропаря (3-е приложение).

 На часах: тропарь и кондак святого.

 

Литургия

Тропари и кондаки при входе:

— в Господском или Богородичном храме: тропарь храма; тропарь святого (празднуемого); «Слава» — кондак святого; «И ныне» — кондак храма.

— в храме святого: тропарь святого Минеи; «Слава» — кондак святого; «И ныне» — «Предстательство христиан...»

Прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие, причастен — только празднуемого святого.

 

Особенности всенощного бдения в субботу

(т.н. отдание гласа)

Устав данной службы находится в 15-й главе Типикона.

При совершении службы бденному святому в субботу необходимо учитывать следующие субботние особенности:

— стихиры на «Господи воззвах...» — на «И ныне» поется догматик уходящего гласа (т.е. по гласу стихиры «Славы»);

— по «Бог Господь...» и славословии — на «И ныне» поется богородичен воскресный уходящего гласа (Типикон, 15, 52 главы);

- В храме Господском и Богородичном канон храма на 6; канон святого на 8.

- В храме святого канон Богородице берется из чинопоследования воскресной утрени уходящего гласа (т.е. поется 3-й канон воскресной утрени Октоиха) исполняется на 6; канон святого – на 8.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 785; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!