СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ ДО СЕРЕДИНЫ XVI В.



Центральное управление

 

Политическое объединение русских земель вокруг Москвы сопровождалось централизацией государственного управления. Главой государства являлся великий князь Московский, со времен Ивана III (1493 г.) носивший титул государя всея Руси.

 

 

При великом князе действовал постоянный совет родовой аристократии — Боярская дума. В заседаниях думы участвовали «думные чины»: собственно бояре-вотчинники (в основном потомки независимых княжеских династий, чей социальный статус был понижен после присоединения их княжений к Москве), окольничьи, думные дворяне, думные дьяки. Боярская дума совмещала высшие законодательные, военно-административные и судебные функции.

С. В. Иванов. Боярская дума

Формирование внутренней структуры Российского государства не поспевало за стремительным расширением его территории. Сколько-нибудь разветвленного централизованного госаппарата еще не сложилось. Однако уже со времен Ивана III начинают формироваться органы центрального управления: дворец — орган, ведавший государевыми (дворцовыми) землями, и казна — орган, распоряжавшийся государственной печатью, финансами и внешней политикой.

Местное управление

 

В XV в. на месте самостоятельных княжеств появляются уезды, управлявшиеся наместниками великого князя (зачастую ими были бояре, происходившие из местных княжеских династий). Уезды делились на станы и волости, возглавляемые волостелями. На волостелей и наместников возлагалась обязанность вершить суд, а также собирать налоги. Основной формой налога был поземельный, называемый соха.

 

Система содержания наместников и волостелей получила название кормления. Наместники и волостели «кормились» за счет соответствующих территорий, получая часть налогов и судебные пошлины. Кормление было вознаграждением не за административные и судебные обязанности, а за прежнюю военную службу. Поэтому наместники и волостели не утруждали себя работой. Такая форма управления зачастую приводила к бесконтрольности и произволу со стороны кормленщиков.

 

Отношения между феодальной знатью регулировались при помощи системы местничества — порядка назначения на государственные должности в соответствии со знатностью происхождения и давностью службы рода.

Войско

 

 

В XV в. на смену дружинам основу армии начинает составлять конное феодальное ополчение, состоящее из небольших возглавляемых боярами или удельными князьями подразделений, в которые входили «служилые люди по отечеству» — дети боярские и дворяне с вооруженными слугами — «боевыми холопами».

 

Помимо «служилых по отечеству» с конца XV в. появляются группы иррегулярной пехоты и артиллерии— «служилые по прибору». К ним относились пищальники, пушкари и др. 

 

 

Основные даты, связанные с историей Руси второй половины XV — первой трети XVI вв.

вторая половина 1460-х гг. Утрата независимости Ярославского княжества
  1471 г. Битва на р. Шелони. Новгородцы терпят поражение от московских войск, так и не дождавшись обещанной помощи от великого князя Литовского и короля польского Казимира IV
1474 г. Остатки Ростовского княжества выкуплены Иваном III у местных князей
1478 г. Новгородский вечевой колокол увозится в Москву. Новгородские вотчинники лишаются земель. Эти земли заселяются московскими служилыми людьми
1480 г. Стояние на р. Угре
1485 г. Присоединение Твери. Иван III принимает титул «государь всея Руси»
1487–1494 г. Русско-литовская «пограничная война». К России отходят часть Северо-Черниговских земель и земли в верховьях Оки
1497 г. Создается судебник Ивана III. Переход крестьян от одного хозяина к другому ограничивается неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября)
1500–1503 г. Русско-литовская война. К России переходит Северо-Черниговская земля и восточная часть Смоленской земли
1503 г. Попытка секуляризации части церковных земель. Решительное противление иосифлян, начало гонений на нестяжателей
1510 г. Василий III присоединяет Псков
1512–1522 г. Русско-литовская война. К России окончательно присоединяется Смоленская земля
1513 г. Василий III присоединяет Рязань

 

 

Термины, характерные для данного периода

Поместье В XV — начале XVI вв. мало отличающиеся по своему юридическому статусу от вотчин земельные наделы. Главное отличие — поместья нельзя продавать и дарить. Получают поместья за службу. Собственник поместья — великий князь, помещик лишь адресат дани
Помещик Владелец поместья, чаще всего слуга великого князя или отпрыск старого вотчинного рода. Первые помещики — переселенцы из и в Новгородскую землю
Судебник Свод законов
Страдники Холопы, получившие небольшой надел земли от хозяина. Лично несвободные крестьяне, обладавшие личным имуществом
Кабальное холопство Форма холопства, появившаяся в XV в. Кабальный холоп попадал в зависимость за долги и мог получить свободу только после смерти хозяина
Рубль, деньга Основные денежные единицы
Боярская дума Совещательный орган власти
Боярин В т. ч. высший думский чин
Окольничий Низший думский чин
Государев двор Титулованная и нетитулованная знать, приближенная к великому князю
Дворец (глава дворецкий) Орган власти, ведающий землями великого князя, занимающийся разрешением вопросов, связанных с землевладением. Существовал центральный дворец и местные (тверской, нижегородский и т. п.) дворцы
Казна (глава казначей) Орган власти, ведающий государственными финансами, государственным архивом и государственной печатью. Также казна занималась внешней политикой
Приказы Выделившиеся из казны органы отраслевого управления
Дьяк (не путать с дьякон) Изначально — писец. Позже — любой делопроизводитель. Влияние дьяков на государственную политику могло быть очень велико
Уезд Административно-территориальная единица
Наместник Правитель уезда
Стан и волость Административно-территориальные единицы, на которые делились уезды
Волостель Правитель волости или стана
Кормления Часть от собранных налогов, полагающаяся наместнику или волостелю. Не зарплата, а награда за прежнюю военную службу

 

Основные тенденции развития Руси, свойственные данному периоду:

 

· Централизация власти, складывание монархических институтов.

· Выстраивание поместной системы.

· Сближение статуса удельного князя и боярина.

· Выход России из международной изоляции.

·

 

Возобновление строительства.

 

(8) Культурное развитие русских земель и княжеств в XIV-XV вв.

 

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

 

На протяжении XIV–XV вв. социально-политическое значение Русской православной церкви беспрестанно росло. С одной стороны, в условиях политической раздробленности и татаро-монгольского ига церковь являлась фактически единственным социальным институтом, объединявшим жителей русских земель и княжеств. По этой причине иерархи церкви пользовались значительным влиянием на политическую жизнь государства. Нередко митрополиты и епископы прекращали княжеские распри.

 

Еще одной причиной усиления церкви является рост церковного, прежде всего монастырского, землевладения. Монастыри неизменно пользовались покровительством крупных феодалов, которые зачастую завещали часть своих земельным владений «святым отцам» «на вечный помин души». К концу XIV ст. монастыри скопили колоссальные богатства, на их землях трудились тысячи зависимых крестьян. Не только высшее духовенство, но и чернецы (монахи) получили возможность жить, не оглядываясь на евангельские заветы бедности.

 

 

Однако часть монашествующих выступала против подобного обмирщения церкви. Уходя в отдаленные местности, монахи, стремившиеся к уединенной и созерцательной жизни, основывали скиты, на основе которых в дальнейшем нередко возникали новые монастыри. Одним из таких монастырей была Троицкая лавра, основанная Сергием Радонежским в середине XIV в. Под влиянием Сергия сложился новый более суровый и требовательный по отношению к чернецам общежитийный устав монастырской жизни, основой которого был отказ от частной собственности и каждодневный труд членов общины. Благодаря ученикам Сергия Радонежского общежитийные монастыри появились во всех русских землях.

М. В. Нестеров. Труды преподобного Сергия

 

Важной вехой в истории русской церкви стало обретение самостоятельности от Константинопольской патриархии. В 1439 г. патриарх, пытаясь заручиться помощью «латинян» в защите гибнущей Византийской империи от турок, согласился подписать унию с католической церковью. Заключенная во Флоренции уния была отвергнута Москвой, подписавший ее митрополит Исидор был смещен. Новый митрополит Иона был избран из среды русского клира без санкции патриарха. Этим актом была оформлена независимость (автокефальность) русской церкви от Константинопольской патриархии. Однако, став самостоятельной, русская церковь оказалась в большей зависимости от великокняжеской власти. С середины XV в. именно великие князья играли решающую роль в выборе митрополитов.

Серьезной проблемой для церкви являлись различные еретические движения, выступавшие как против догматов официальной церкви, так и против освещаемых ею порядков. Первым из подобных движений была ересь стригольников, распространившаяся в Новгороде в конце XIV в. Стригольники отвергали церковную иерархию, протестовали против практики «поставления пастырей на мзде» (то есть продаже церковных должностей). В начале XV в. секта стригольников было искоренена посредством пожизненного заключения лидеров движения.

 

В 70-е гг. XV в. в том же Новгороде возникла ересь жидовствующих. Еретики отрицали монашество и духовную иерархию, отвергали поклонение иконам, были строгими монотеистами — отрицали троичность Божества и божественность Иисуса Христа (собственно отсюда название ереси, которая, по мнению современников, заимствовала элементы иудаизма). Среди последователей ереси было много представителей новгородской и московской знати. Еретики проникли даже ко двору великого князя. Против еретиков было несколько соборов. В 1504 г. жидовствующие были окончательно осуждены на соборе; их лидеры сожжены на кострах, другие разосланы по монастырям.

 

В конце XV в. русский клир охватил спор нестяжателей, возглавляемых Нилом Сорским, афонским монахом, исихастом, и иосифлян, лидером которых был Иосиф Волоцкий, аскет, много повидавший монах, игумен и даровитый администратор. Первые выступали за ограничение монастырского землевладения, полагая, что приобретая имущества, церковь утрачивает благодать. Иосифляне же полагали, что монастыри должны владеть имуществом в целях осуществления просветительской и благотворительной деятельности. В спор активно вмешивалась светская власть. Поначалу Иван III поддержал нестяжателей. Однако к концу правления вследствие придворных интриг перешел на сторону иосифлян.

 

КУЛЬТУРА XIV–XV вв.

Устное народное творчество

 

На XIV–XV вв. приходится окончательное оформление русских былинных циклов. В устном народном творчестве жителей северо-восточной Руси нашла отражение борьба с татаро-монголами. В XIV в. сложились сказания о рязанском богатыре Евпатии Коловрате; о восстании в 1327 г. в Твери против баскака Шевкала.

 

Литература

 

В русской литературе продолжалось развитие жанра эпической поэзии. Так, «Сказание о Мамаевом побоище» и поэма рязанского священника Софония (вероятный автор) «Задонщина», образцом для которой послужило «Слово о Полку Игореве», посвящены битве на Куликовом поле.

 

 

Популярным оставался житийный жанр. В «Житие Александра Невского» был представлен образ идеального правителя — князя защитника Отечества от внешних угроз, заступника несправедливо обиженных. В «Житии Сергия Радонежского», написанном одним из его учеников, не только выводится возвышенный образ святого подвижника и пересказываются чудеса, якобы им сотворенные, но также раскрываются важные аспекты политической и социально-экономической жизни русских земель XIV в.

 

Замечательным произведением русской литературы XV в. является «Хождение за три моря» — записки тверского купца Афанасия Никитина о его путешествиях на Восток: в Шемаху, Баку, Персию и Индию. Автор составил живое и яркое описание Индии и Ирана, и других стран. В записках Афанасия Никитина проявляются настроения патриота, который в течение долгих лет, проведенных на чужбине, хранил память о Родине, сопереживал бедствиям родного края.

 

 

Значительными памятниками исторической мысли являлись летописные своды. В XIV в. были написаны древнейшие русские летописи — Лаврентьевская и Ипатьевская. Ипатьевская летопись повествовала об истории южнорусских княжеств и Галицко-Волынской Руси, Лаврентьевская — об истории Владимиро-Суздальской Руси. В XV в. была составлена Троицкая летопись — общерусский летописный свод, предположительно Епифанием Премудрым, иноком Троице-Сергиевой лавры. Повествование велось о событиях до Едигеева нашествия 1408 г. Центром общерусского летописания стала Москва. В последней четверти XV в. был составлен Московский великокняжеский летописный свод, который лег в основу официального летописания конца XV–XVI вв.

Живопись

 

 

В XIV–XV вв. исключительных высот достигло русское искусство и прежде всего живопись. В конце XIV в. в Россию из Византии приехал живописец Феофан Грек (ок. 1340 г. — ок. 1410 г.), украшавший церкви фресками сначала в Новгороде, а затем в Москве. Им расписаны церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород (1378 г.)), собор Рождества Богородицы (1395 г.) вместе с С. Чёрным), Архангельский собор Кремля (1399 г.), Благовещенский собор Кремля вместе с А. Рублёвым и Прохором из Городца (1405 г.). Работы Феофана Грека отличаются яркой живописной манерой изображения. Он принес в русскую фресковую роспись т. н. скоропись (монохромная живопись и непроработанность мелких деталей изображения). Его искусство внесло на Русь высокую христианскую символику. Фрески Феофана отличают острые пробела, фиксирующие момент мистического видения, ограниченность цветовой гаммы (черный, красновато-коричневый со многими оттенками, белый).

 

Величайшим русским иконописцем был ученик Феофана — Андрей Рублёв (ок. 1370–1428 гг.). Использовав и творчески переработав художественное наследие русской и византийской иконописи, Рублёв выработал свой собственный уникальный стиль. Кисти Рублёва принадлежит икона «Спас» из собора Саввино-Сторожевского монастыря (Звенигород), фрески Успенского собора во Владимире. Венцом творческой карьеры Рублёва является иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре и особенно иконы «Троица» (в настоящее время находящаяся в Третьяковской галерее) и «Жены-мироносицы у гроба Христа».

 

К концу XV и началу XVI в. относится творчество иконописца Дионисия (ок. 1440 г.—после 1503 г.) и его сыновей. Он расписал церковь Пафнутьево-Воровского монастыря и собор Иосифо-Волоколамского монастыря. Самым выдающимся памятником творчества Дионисия являются фрески Ферапонтова монастыря (у Белоозера). Характерной чертой его искусства были узкие, элегантные фигуры, тонкий, уверенный рисунок и часто светлые, прозрачные краски.

 

Зодчество

 

После упадка каменного строительства, связанного с татаро-монгольским нашествием, на протяжении десятилетий на Руси не велось каменного строительства. Лишь в конце XIII — начале XIV в. в крупнейших русских городах начали возводиться новые каменные церкви и храмы. Так, в XIV в. в Новгороде были возведены церкви Спаса Преображения на Ильине улице, Федора Стратилата на Ручью.

 

     
 

 

 



 

     
 

Ремесло

 

В XIV–XV вв. Москва выделялась среди других городов своими ремеслами — ювелирным и оружейным производствами, изделиями церковного быта, книжным и переплетным делом.

 

«Задонщина» сохранила описание вооружения русских и татарских воинов, встретившихся на Куликовом поле: «…А шеломы черкасские, а щиты московские, а сулицы немецкия, а копия фряжския, а кинжалы сурские». Характерно, что при перечислении инвентаря русского вооружения XIV–XV вв. (сирийские кинжалы, итальянские копья, немецкие сулицы (дротики), черкасские шлемы) упоминаются московские щиты, которыми славились оружейники Москвы.

 

О передовом характере московского ремесла в XV в. сообщает Псковская летопись. В 1420 г. псковичи искали мастеров для сооружения новой свинцовой крыши на соборе Троицы. Однако в городе не нашлось мастера, способного лить свинцовые доски. Тогда псковичи обратились в соседние немецкие владения, в Юрьев (Дерпт), но немцы отказали в помощи. Тогда митрополит Фотий прислал мастера из Москвы, научившего псковичей лить свинцовые доски. Москва оказалась успешней Пскова — непосредственного соседа немецких городов — в деле освоения редких производств.

 

 

Важное значение в общественной жизни придавалось устройству часозвоней: звон городских часов обозначал начало и окончание торговли на рынке, время работы и отдыха и т. д. В 1404 г. большие часы для города были созданы сербом Лазарем, афонским монахом. На их производство было потрачено больше 150 рублей — огромная по тем временам сумма. 

 

Быт

 

В XIV–XV вв. в деревне преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковым линиям. Ее отличали коллективное хозяйство и потребление, общее владение имуществом двумя и более самостоятельными брачными парами. Семьи городского (посадского) населения были меньше и состояли обычно из двух поколений — родителей и детей. Феодалы-вотчинники имели малые семьи, так как сын феодала в 15-летнем возрасте должен был идти на государеву службу и мог получить как свой отдельный поместный оклад, так и пожалованную вотчину, что способствовало ранним бракам и выделению самостоятельных малых семей.

 

Браки оформлялись через обряд церковного венчания. Ограничениями являлись «бесноватость» жениха или невесты, а также обычаи, сложившиеся в социальной сфере. Так, закон формально не запрещал вотчиннику жениться на крестьянке, но фактически это случалось очень редко, так как класс феодалов представлял собой замкнутую корпорацию, где браки поощрялись не просто с лицами из своего круга, а с ровней. Таким образом, браки в основном могли совершаться внутри одного сословия.

 

Расторгнуть брак было непросто: развод («распуст») разрешался лишь в исключительных случаях. Говорить о равенстве прав супругов не приходится: муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к последней приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга.

 

Церковь разрешала одному лицу вступление в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался только при первом браке. Четвертый брак запрещался.

 

Важными обрядами являлись крещение, постриги, именины. Новорожденного ребенка на восьмой день после рождения крестили в церкви именем святого этого дня. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение. «Постриги» производились год спустя после крещения. В этот день у ребенка крестные родители выстригали прядь волос и дарили рубль. Каждый год праздновали именины («день ангела»), то есть день того святого, в честь которого человек был назван, а не день рождения. Официальным государственным праздником являлись царские именины.

 

В семье была велика роль ее главы, который представлял семью во всех ее внешних функциях. Ему принадлежало право голоса на сходках жителей, в городском вече, позже — в собраниях кончанских и слободских организаций. Внутри семьи его власть была неограниченной. Он распоряжался имуществом и судьбами каждого из членов семьи. Отец мог женить или выдать замуж детей против их воли. Церковь порицала его в случае, если он доводил детей до самоубийства. Распоряжения главы семьи подлежали беспрекословному выполнению. Он мог применять любые наказания. Дети знали, что за неповиновение родителям может последовать отлучение от церкви.

 

Внутриусадебный семейный быт был замкнутым. Русские женщины из феодальной знати и именитого купечества проводили жизнь дома, их редко выпускали даже в церковь. Простые женщины — крестьянки, посадские — не вели затворнический образ жизни.

Трудовой день в семье начинался рано. Обязательными трапезами являлись обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых (сон). Затем — работа до ужина и отход ко сну с окончанием светового дня.

 

Официальными праздниками были Рождество, Пасха, Благовещение, а также седьмой день недели — воскресенье. Праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Однако бедные работали и в праздники.

 

Замкнутость домашнего быта нарушалась во время церковных праздников и приемов гостей. На Крещение устраивался крестный ход. В этот день воды Москвы-реки освящались митрополитом, а население города совершало обряд Иордани (смывания святой водой). По праздникам устраивались уличные представления бродячих артистов, скоморохов. Последние играли на гуслях, дудках, пели, показывали акробатические номера, состязались с хищными животными. Скоморошья труппа состояла из шарманщика, гаера (акробата), кукольника. По праздникам устраивали забавы: взятие снежного городка, борьбу и кулачный бой, городки, чехарду, жмурки, бабки. Из азартных игр получили распространение игра в кости. Любимым развлечением царей и бояр оставалась охота.

 

На праздниках устраивали общественные пиры — братчины. Рассказы о якобы беспробудном пьянстве русских преувеличены. Только во время 5–6 наиболее крупных церковных праздников населению разрешалось варить пиво. Кабаки были государственной монополией.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 691; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!