Правда в психологической перспективе
Было бы нелепо утверждать, что можно овладеть богатым интеллектуальным знанием, разработанным на протяжении сотен лет выдающимися философами, прочитав всего несколько коротких параграфов. И все же некоторое понимание, полученное на основе клинического опыта и психологического исследования, имеет прямое отношение к концепции правды в рамках психологии обмана.
Психологическая истина – очень неуловимая, тонкая материя. Материальный мир можно измерять с большой долей надежности. А воспоминания, переживания и мотивация предстают в значительной степени субъективными и изменчивыми, и могут серьезно искажаться под действием внушения (Лофтус и др., 1989a; 1989b). На восприятие человеком события влияет как прошлый опыт, так и эмоции, переживаемые в настоящий момент. Психоаналитики установили, что рассказанная человеком история, безотносительно к тому, насколько она связная и четкая на первый взгляд, может не соответствовать фактам. Или детали, указывающие на значимость того или иного события, могут откладываться в памяти непоследовательно (Голдберг, 1984; Спенс, 1982).
Каждый человек создает персональный миф, сотканный из матрицы событий, самообмана и неправильного представления о себе у окружающих. Он помогает ему справиться с тяжелыми жизненными ситуациями и внутренними конфликтами. Иногда точные биографические факты неважны для человека, который стремится понять закономерность событий и найти смысл жизни. В рамках лечения с помощью психотерапии не всегда необходимо обращаться к реальным событиям. Но иногда сочетание неверных воспоминаний или реконструкции собственной биографии с подсказками терапевта становится роковым для невиновного человека. Его могут обвинить в том, чего он не совершал. Таким образом, в результате психиатрического лечения возникает связь между релятивизмом и реальностью (Голдберг, 1984).
|
|
Гипотеза об абсолютной правде и необходимости ее придерживаться очень популярна. Один составитель законов утверждал, что отрицание абсолютной истины было величайшей ложью в истории (Слоссер, 1986). Другие философы (Фрид, 1985; Куинтон, 1985), которых в разное время называли позитивистами и фундаменталистами, одинаково являются фундаменталистами по своим взглядам, слепо не признавая реальность психологического мира. Взгляды фундаменталистов на жизнь из-за упрощенности распространены во все периоды истории, а перед лицом нарастающей сложности современной жизни еще более актуализируются. К сожалению, эти люди, обманывая себя, что им известна абсолютная правда, излишне настойчиво пытаются навязать свою «истину» миру (Найберг, 1993).
|
|
Как бы провокационно это ни звучало, правда и обман сами по себе не ни моральны, ни аморальны. Это просто формы коммуникации. Их моральная сторона зависит от того, как они применяются в отношениях людей (Шейбе, 1980).
Моральная сторона обмана
Ложь принято рассматривать как аморальное поведение. Некоторые философы считали «истину» абсолютным идеалом; другие, например, Бок (1978b), осуждали ложь, говорили о ее негативном влиянии на человеческие взаимоотношения, а правда становилась основанием для этого осуждения. Несмотря на неприязнь, ложь – характерный признак жизни в целом и неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.
Некоторые причины, по которым на ложь приклеен ярлык аморальности, делегированы из различных сфер научных интересов (этологии, эволюционной психологии, этики и социобиологии), которые уделяют особое внимание генетическим механизмам при объяснении поведения и социальных отношений (Александр, 1985, 1987; Докинс, 1989; Кребс и Докинс, 1984; Wright, 1994a, 1994b). Как отмечали Кребс и Докинс (1984), правда и честность сами по себе не считаются достоинствами при естественном отборе. Но альтруизм по отношению к ближним косвенно способствует репродукции генетического материала. Если его биологический родственник (который во многом имеет тот же набор генов, что и альтруист) выживает, чтобы производить потомство, то генетический материал альтруиста также сохраняется.
|
|
Александр (1985, 1987) предположил, что мораль парадоксальным образом зародилась в агрессии. Кооперация и взаимная помощь небольших групп первых людей помогали им соперничать и побеждать. Выживание для первобытных охотников и собирателей зависело от доверия и принципов взаимного альтруизма. Обман мог подставить под сомнение выживание всей группы, и, следовательно, важнейшим качеством становилась правдивость. Независимо от обоснованности такой теории очевидно, что доверие и честность между членами одной социальной группы – широко признанные достоинства независимо от того, идет ли речь о семье, молодежной группировке или монашеском ордене. Ценность правды ослабевает, когда ослабляются связи между людьми. Чем они слабее, тем меньше потенциальная выгода от взаимного альтруизма. Например, человек, который не допустит лжи по отношению к близкому другу, может обманывать страховую компанию.
С биологической точки зрения, родители не в состоянии терпеть обман со стороны маленьких детей и одновременно оберегать их. Кроме того, ребенок символически есть часть своих родителей. Ложь и обман выражают неприятие или протест против отношений. Ребенок усваивает необходимость говорить родителям правду, и, следовательно, приходит к выводу, что ложь и обман – это плохо. Первая намеренная ложь ребенка – знак протеста, представляющий собой начальную стадию индивидуализации и сепарации. И наоборот, в соответствии с концептами лжи во властных структурах, родители не испытывают схожего напряжения, когда сами врут детям, и в «патерналистической» манере могут часто обманывать своих отпрысков.
|
|
Моральные императивы правды и запрет на обман отражают корыстные интересы властных структур. Их представители не хотят быть обманутыми теми, кого сами контролируют. Как отмечал У. Б. Робинсон (1993), победители пишут историю и определяют «правду» прошлого. По мнению Ницше, «сильный всегда лжет». До некоторой степени слабые умело управляются благодаря информации, которую им преподносят. Правительства, монашеские ордены, корпорации и другие авторитетные социальные структуры устанавливают доктрину («мораль») правды, которая мотивируется потребностью и желанием слышать только правду от остальных, но не обязательно отвечать им тем же. Корпоративная структура требует честности и абсолютной откровенности от подчиненных относительно их действий, но не обеспечивает их данными о закрытых заседаниях совета директоров и об обсуждении стратегий дальнейшего развития. Таким образом, для широкой общественности провозглашается нравственность правды, потому что это позволяет властным структурам поддерживать статус-кво. Ложь тех, кто наделен властью, рационализируется как необходимая ради блага организации. А ложь простых работников рассматривается как причинение вреда организации.
Доверие не подразумевает веру в то, что человек всегда будет говорить вам только правду. В отношениях доверие скорее вера, что человек (или организация) постарается не причинить вам вреда. Правда может стать оружием для разрушения чужой самооценки и ощущения собственного благополучия. Супруги знают об этом и внимательно относятся к компонентам супружеского самообмана, даже когда ради этого приходится лгать. Доверие разрушается скорее не обманом, а потерей уверенности в том, что обидчик уважает наши интересы. Конечно, при определенных обстоятельствах и ложь ведет к утрате доверия.
Считается, что в основополагающем труде Бок Lying: Moral Choice in Public and Private Life (1978 а) автор разделяет взгляды Канта о ценности абсолютной правды (Соломон, 1993). Однако Бок (1980) также удовлетворила потребность в дальнейших междисциплинарных исследованиях последствий обмана, исследованиях, выходящих за рамки философии, например, в сфере психологии, социологии и антропологии. Впоследствии ряд авторов обращались к этой проблеме (Бэйли, 1991; Найберг, 1993; Соломон, 1993). Независимо от того, принимает ли автор философские взгляды Бок, она достигла своей цели – привлекла внимание и инициировала подробное рассмотрение нравственной стороны обмана.
Некоторые современные философы отошли от абстрактных принципов и более прагматично рассматривают этические нормы правды и обмана. Соломон (1993), например, уделял много внимания влиянию лжи на межличностные отношения, определяя, является ли коммуникация «успешной» или «неуспешной». «Обман – это прежде всего форма отношения с окружающими и самим собой. Обман может быть губительным и даже смертельным, но иногда он ни то, ни другое». Далее он говорит: «Обман и самообман… может быть не искажением, а самим материалом человеческого общения». Эта точка зрения во многом согласуется со взглядами Шайбе (1980).
Найберг (1993) утверждала, что «обман не просто необходимо терпеть, как иногда возникающее, осторожное отклонение правды: скорее это естественный компонент нашей способности организовывать и изменять мир, чтобы решать проблемы координации среди отличающихся людей, преодолевать неизвестность и боль, быть частью общества и добиваться приватности, когда это необходимо, чтобы выжить как вид и развиваться как личность».
Вслед за Соломоном и Найберг мы предполагаем, что ложь и самообман изначально не являются ни нравственными, ни безнравственными. Они – неотъемлемая часть наших отношений с самими собой и с окружающими.
Выводы
Исследование психологии обмана нельзя сводить к нескольким основным законам и принципам. Эта наука в зародыше, и, как предмет обсуждения, она должна сохранять подвижность и накапливать новые данные для подтверждения прежних наблюдений.
При изучении биологии (науки о жизни) мы узнаем, что обман господствует во всем королевстве животных, и человек – не исключение. Люди принимают решения на шаг вперед и согласуют их с самообманом. При большинстве психических операций обман и самообман переплетены так тесно, что их не разделить. Важно и то, что социальные отношения влияют на наше восприятие и воспоминания и усиливают самообман. Каждый ребенок при нужде пользуется ложью как средством самоиндивидуализации. Обману обучаются все дети, и все они его социализируют, независимо от парадоксальных запретов родителей. Мы учимся распознавать чужую ложь и провоцировать окружающих на ложь, чтобы поддержать собственный самообман. Мы узнаем, что иногда в наших собственных интересах не признавать обман, который мы распознали.
Самообман начинается в раннем возрасте, он защищает и питает собственный образ и самооценку. Самообман и обман окружающих позволяют нам изменять внешний мир, подстраивая его под потребности нашего внутреннего мира. Такому искажению реальности содействуют церебральные дисфункции, в частности, несоответствие между вербальными и невербальными когнитивными способностями, и детские психологические травмы. Когда ребенок неспособен на должные эмпатические связи (ставить себя на место собеседника и сопереживать ему) с окружающими (в первую очередь с родителями), то ему, вероятно, не удастся развить сильное ощущение себя (эго) в будущем. У людей, не получающих эмпатической отдачи, самообман принимает крайние формы и проецируется на остальных в форме патологической лжи.
Некоторые люди благодаря актерским способностям, которых Экман (1922) называл «прирожденными лжецами», – виртуозные вруны. Они могут преуспеть в профессии (связанной с политикой или продажами), в которой приветствуется квалифицированный блеф. Люди, развившие этот навык или страдающие от острых дисфункций (таких как нарциссическое или антисоциальное расстройство личности), нанесли и продолжают наносить огромный урон человечеству.
Параллельно с развитием навыка обманывать себя и окружающих мы тренируем способность распознавать обман. Она развита меньше, чем навык обмана. Лишь немногие обладают необыкновенным даром выявлять ложь, а большинство так называемых экспертов по распознаванию обмана на самом деле обманывают самих себя относительно собственного мастерства. Мы сильно рискуем, когда слишком доверяемся и хотим верить таким экспертам. Большинство людей не пользуются всеми своими врожденными способностями при распознавании обмана, они присматриваются к чужой лжи, пользуясь при этом навыками, выработанными в ходе социального взаимодействия. Усиленное распознавание лжи может быть недостатком общества.
Обман самого себя или окружающих, как и базовые инстинкты агрессии и репродукции, сами по себе ни хороши, ни плохи. Человеческий мозг, вероятно, стимулируемый одновременно необходимостью обманывать и распознавать обман, создал предпосылки для великих технических достижений. Люди придумали инструменты, которые позволяют мгновенно обмениваться сообщениями (правдивыми и ложными) на расстоянии и делают реальными массовые разрушения. Сегодня мы способны изменять окружающую среду и даже гены, сам репродуктивный материал. Этот прогресс предоставляет ресурс влияния на социальную систему, на эволюцию, а также делает возможным полное истребление. Чтобы избежать апокалипсиса, нам следует научиться корректировать бессознательные порывы агрессии, воспроизведения и схожих форм обмана. В итоге не ложь, а взаимно укрепленный самообман оказывается наиболее опасным для человека, общества и человечества.
Алфавитный указатель
Абигнейл, Фрэнк 225, 226
Абрахам, Карл 219, 220
Авиакатастрофы 352
Автономная (вегетативная) нервная система и психологические признаки обмана 285
Агрессия
и классификация лжи 55
и нравственная сторона обмана 272
ложь как акты 134-135
Адаптеры 285, 299
Айзенк, С.Б. Г. 104, 228
Алекситимия 93
Алкоголизм 32, 87, 117, 129–130, 159, 174, 203, 207-211
Альтруизм
и механизмы психологической защиты 66-76
и обман у животных 86
как мотив лжи 31, 73
как положительные последствия обмана 86
Альцгеймера болезнь 16, 95
Американское Общество Гражданских Свобод 326
Амнезия 95
Анонимные алкоголики 336
Антисоциальное поведение 129, 169, 171
Антисоциальное расстройство личности 102, 155-163
Антиципация как механизм психологической само-защиты 74
Апраксия 93
Афазия 93
Байден, Джозеф 29
Бездомные 237
Берт, сэр Сирил 34, 363
Бизнес 69, 179, 196, 220, 225, 263, 350
Биология обмана 79-107
Боген, Джозеф 92
Бок, Сиссела 124
Брак, последствия лжи для 19, 254, 169
Браунвальд, Евгений 35
Булл, Рэй 307
Буллок, Алан 353
Брэйнвошинг 269-271
Бэкон, сэр Френсис 327, 339
Бюрократия, самообман и 357
Васек, Мари 117
Взаимный альтруизм 85-88
Вербализация и обман 284-285
Вернике-Корсакова синдром 95
Виртс, Эдвард 72
Вирус иммунодефицита человека 364
Власть 135-137
Внушение, влияние на память 96, 275
Внушенная конфабуляция 94-97
Военнопленные 198, 269
Вокализация и обман 284-285
Воспитание детей, стиль 105, 123-124
Восторг надувательства 139, 226, 239
Восхваление как стратегия рекламы 22-27
Врачи 29-33
Врий, Элдерт 305
Всепроникающая ложь 18, 159, 198, 211
Выдумка 48
Вызывающее поведение, как механизм психологической самозащиты 338
Вымысел 57, 114, 124, 170, 249
Ганауэй, Джордж К. 258, 261
Гарвардский Университет 35, 178, 311
Гаяно, Дэвид 301
Гидроморфин 210
Гистрионическое расстройство личности 155, 163-171
Гитлер, Адольф 353, 381
Голднер, Фред 350, 351
Гольман, Янлон 326
Гоулман, доктор Даниэль 63
Гоффман, Ирвинг 121
Границы собственного «я» (эго) 111
Гринвальд, доктор Энтони 62
Групповая терапия 93, 336
Групповое мышление 354–356, 381
Группы самопомощи 257
Дарвин, Чарльз 34
Дарси, Джон 35
Двойная бухгалтерия 117
де Ваал, Франс 84, 85
Дезинформация, как форма лжи 47, 48, 136
Де Клерамбо, синдром 68
Демара, Фердинанд Вальдо 213–216, 221, 223
Депрессия и самовосприятие 223, 247, 344
Детекторы лжи 11, 12, 163, 280-283
Дженис, Ирвинг Л. 353, 354
Диагностика расстройств личности 103
Дислексия 197, 205, 212
Диссоциация как механизм психологической защиты 65, 70
Доверие и нравственная сторона обмана 168
Дойч, Хелен 140, 197, 198, 214, 334
Жестикуляция 287-288
Животные, обман у 86
Закоренелые лжецы 328-332
Заманить и подменить, стратегия в рекламе 22-25
Защитная ложь 54–54, 75
Злость 69, 73, 94, 171, 175, 190, 347, 370
«Знания виновного» тест 318
Значимый вопрос, полиграф 316-317
Игроки в покер 373
Игроманы 211, 337, 342
Идиосинкратическая ошибка 283
Изменение степени расширения зрачка 285, 302
Индивидуализация 229, 375
Интеллектуализация 67, 71, 76
Инцест 58, 340
Ипохондрия 69, 76
Искажение 68
Исполнение желаний, ложь как средство 139, 140
Истерия 160, 167, 169
Йельский Университет 36
Картер, Джимми 28
Клекли, Харви 159, 162
Клептомания 203-207
Коммуникация 282, 288, 290, 292, 295, 299, 301, 308, 365, 374
Компульсивная ложь 205, 330, 331, 332
Компьютерная томография (КТ) 89, 100
Конституциональные психопаты 158
Конструктивные нарциссические личности 177-185
Контроль импульсов 174-177
Контрольный вопрос, проверка на полиграфе 317
Конфликт, ложь как средство решения 126, 132, 142
Контртрансференция 267, 268
Конфабуляция 94-97
Корнельский Университет 35
Кохут, Хайнц 111, 112, 149, 330
Кричтон, Роберт 220-223
Латентный возраст 108, 112-117
Лжесвидетельствование 48, 189
Лидеры и лидерство 27, 182–184, 355, 356
Ложная проекция 68
Лоусон, Аннет 19
Лофтус, Элизабет 251–255, 258, 259, 262, 275
Льюис, Майкл 110, 223
Магнитно-резонансная томография (МРТ) 89, 101
Мазохизм 240
Макиавеллизм 115
Макхью, Поль Р. 256, 257
Маленькие хитрости 115, 116
Манипуляция 49, 115, 116, 143, 159, 162, 177, 183, 353
Мания 203-205
Манн, Томас 229, 238
Мендель, Грегори 34
Механизмы психологической самозащиты 66-75
Милликен, Роберт 34
Миллер, Артур 347, 363
Миллер, Г.Р, 366
Мимика 285-287
Минимизация, как невербальное поведение 60
Министерство Обороны, кафедра по работе с полиграфом 321
Мнимая вина 87, 88
Множественное расстройство личности 127, 256, 266
Мозолистого тела, разделение 92
Молодежная субкультура 126, 385
Мораль и нравственность,
дети и постижение навыков обмана 108-117
и распознание обмана 279-303
избежать наказания 49, 115
как решение конфликта 132
ложные обвинения и 249
манипулировать поведением других 115-116
поддерживать самооценку 54
помочь окружающим 55, 143
рассмотрение обмана с философской точки зрения 143
создать чувство самоидентичности 150-151
сохранить независимость 187
средство исполнения желаний 139-140
укрепить самообман других 61-62
Мошенничество 87–88, 137, 139, 159, 213
Мустакис, Кларк 364
Мюнхгаузена синдром 213-249
Найссер, Ульрик 252
Наказание, ложь с целью избежать 49, 115
Наркоманы 129–130, 207-211
Нарциссизм 177-185
Невербальная коммуникация 25, 45, 60, 109
Неискренняя улыбка 286
Нейтрализация как невербальный обман 60
Неспособность к обучению 203
Ницше, Фридрих 131, 152, 249, 343, 354, 369, 371, 386
Нокс, Дэвид 19
Ньютон, Исаак 34, 351
Обсессивно-компульсивное расстройство личности 185-190
Однофотонная эмиссионная томография 101
Окрас, у животных 80
О’Нил, Южин 347
Отелло, ошибка 283
Отношения, последствия лжи 364-367
Отрицание 67
Память 250-253
Паранойя 351
Пассивно-агрессивное поведение 69
Пастер, Луи 34
Перо, Росс 29
Пиаже, Жан 119-121
Пограничное расстройство личности 171-177
Подавление 74
Подростки
и психотерапия лжи 341
и развитие обмана 118
и распознание обмана 290-291
субкультуры и навыки обмана 126
Позитивизм 383
Полиграф, аппарат
валидность и надежность 320-323
как обмануть 323-324
методы проверки 324
проблемы при использовании 325
рекомендации 324-325
теоретические основы интерпретации результатов 326
Политика 27-29
Полиция 57, 253, 272, 275, 298, 307, 308, 313, 319
Потери, самозванцы и 338-339
Преувеличение 24
Приматы, обман у 83-85
Привлекательность 170, 196, 225, 295-296
Принятие решений, групповое 353-358
Притворство 47, 118, 123, 218, 241
Программы 12 шагов 337
Продвинутая ложь 51
Проекция как механизм психологической защиты 68
Прозак 201, 206, 337
Простое симулятивное расстройство 236, 241-244
Проступки 49, 68, 109, 128, 144, 158, 205, 273, 280, 314, 359
Псевдодепрессивный синдром 91
Псевдопсихопатический синдром личности 91
Психоз 195, 233, 238
Птицы, обманчивое поведение 81, 82
Рабочее место, ложь на рабочем месте 20-22
Ракер, Эфраим 35
Раскин, Дэвид 316, 321
Распознавание обмана
влияние проводящего проверку на 296-297
история 280-283
мотивация лжеца и 295-296
невербальные подсказки 287-288
полиграфы и методы 288-293
продвинутая инструментальная оценка 301-307
профессиональные методы 288-293
различия полов и 293-294
способности к обучению 297-300
Рационализация 67, 72, 76, 143, 166, 190, 209, 262, 264, 271, 354, 376
Реактивный нарциссизм 183
Редупликативная парамнезия 94, 97-98
Рейган, Рональд 15, 16, 28, 48, 315
Репрессия 167, 171, 198, 347
Реформирование мышления 269-271
Робертсон, Пэт 150
Робинсон, У.П. 49, 104-105
Розыгрыш 138-139
Ролевой конфликт 147-149
Саарни, доктор Кэролин 60, 117, 122-123
Самозащита и акты жестокости 259
Самозванство 214-225
Самообман 141-142
Самооценка 332, 342-349
Санта Клаус, миф 125, 161, 165
Самоидентификация 167, 221–224, 238, 357, 368, 375, 377
Светлячки 81, 82
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина 337
Семья, неполноценная 140, 182, 202, 211
Серотонин, уровень в головном мозге 174
Сильное принижение 23
Симбиоз, взаимный альтруизм 86
Симуляция 57, 60, 137, 230–239, 241-244
Скарф, Мэгги 350
Скополамин 95
Слоны, обман у 83-85
Соман, Вигей Р. 36
Соматическое расстройство 101, 102
Соммерс, Кристина Хофф 22
Социальное взаимодействие и обман 130
Социобиология обмана 372-375
Социопатия 91, 102, 158
Социофобия 331, 332
Спектор, Марк 35
Спонтанная конфабуляция 95
Спорт, как тренировка навыков обмана 116
Средства Массовой Информации 28, 228, 272, 279
Стресс и копинговые механизмы 238
Сублимация 74
Супружеские измены и ложь 19, 235, 281
Табачная промышленность, обман в рекламе 26-27
Таврис, Кэрол 265
Тайной службы агенты 325
Твен, Марк 13, 193
Тестирование реальности 139, 182, 191, 192
Технологическое распознание обмана 280, 312-315
Тонкий подтекст в рекламе 23, 25-27
Трансференция, психотерапевтическая 265, 267, 268
Тревожные сигналы 82
Триверс, Роберт 85, 86, 88, 103, 161, 371, 372, 378
Уайльд, Оскар 361
Увиливание от прямого ответа 48
Удовольствие, ложь как источник 138-140
Улыбка и обман 61, 286
Управление впечатлением 138-139
Управление по контролю за продуктами и лекарствами 33
Успешное внушение 139
Фантастическая псевдология 98-101
Фармакологическое лечение патологической лжи 337
Фельдман, М.Д. 175, 177, 238, 244
Фельдман, Роберт 113, 137, 237, 241, 289, 290
Фенихель, Отто 141, 198
Филиг, Филлип 36
Фонд синдрома ложной памяти 255
Фрейд, Анна 66, 107, 111
Фрейд, Зигмунд 133, 279, 369, 370
Фундаментализм 383
Халлек, Сеймур 169
Харт, Гэри 29
Хищничество и обман у животных 80
Холлендер, Марк 9, 10, 168, 169
Хоппе, Клаус 93, 94
Цукерман, Мирон 284, 285, 298, 299
Черчилль, Уинстон 49
Шабакер, Джей 23
Шизофрения 102, 174
Шимпанзе, обман у 84, 85
Шпигель, Дэвид 71
Шульц, Джордж 309, 315
Эволюция, теория 80
Эвфемизмы, для лжи 47, 49
Эдипов комплекс 167, 220, 222
Эймс, Олдрич 324
Экман, Пол 59, 61, 138, 226, 283, 285, 286, 287, 306, 307, 333, 381
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) 89, 99, 101, 325, 326
Эмблемы, как невербальные подсказки обмана 287, 288
Эмоции 59, 60, 71, 93, 102, 116, 121, 123
Эпилепсия 92, 93, 99
Эренгафт, Феликс 34
Юмор 74-75
Язык лжи
антисоциальное расстройство личности и 102
невербальный обман и 59-60
определения 47-48
распознание обмана и уровни 49-51
самообман и 61–62
[1] Перевод Е. Бируковой.
[2] Макиавеллизм – политика, основанная на коварстве, пренебрежении нормами морали во имя достижения и сохранения власти. – Прим. ред.
[3] Черлидинг – вид спорта с элементами шоу. – Прим. ред.
[4] Направленная внутрь психотерапия основывается на психоаналитической теории и методах. Цель такой формы терапии – создать полезные изменения, позволив пациенту лучше понять собственные подсознательные психические процессы. В ходе терапии пациент может испытать трансференцию, т. е. чувства и мысли по отношению к лечащему врачу могут быть проекцией сходных чувств по отношению к людям, с которыми пациенту приходилось сталкиваться. Например, пациент, которого постоянно критиковали родители, может уловить в словах врача критику и отреагировать соответственно. Эмоциональная реакция терапевта на своего пациента может быть неуместной, этот феномен называется контртрансференцией. Например, врач, который в детстве сильно соперничал со своим братом или сестрой, может проявлять конкурирующие чувства и настроения по отношению к пациенту, добившемуся значительных профессиональных успехов.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!