Патристика и схоластика (Аврелий Августин, Фома аквинский)



Патристика (от греч. patris - отец) - II-VII вв. – деятельность отцов церкви, философское обоснование догматов христианской религии, борьба против ересей и язычества. Для философии периода патристики характерна связь с идеями Платона и неоплатонизма.

Во II-VI-ом вв. в Римской империи и Византии сосуществовали две культурных философских традиции: с одной стороны, до VI в. продолжается античная культурная традиция, с другой – развивается и укрепляется христианская. Причем, если Римская империя была завоевана варварами, то в Византии античная культурная традиция не прерывалась. Именно византийские мыслители, например, Псевдо-Дионисий Ареопагит (V в.), интерпретировали христианское учение в терминах неоплатонизма. Византийская и Западноевропейская философия в средние века развивалась в рамках христианской традиции, были тесно связаны и испытывали сильное взаимовлияние.

Патристика в свою очередь делится на три периода.

(1). Апологетика (от апологета - защитник) – II-III в. – защита христианской религии, первые попытки построить философскую систему на основе христианских догматов. Среди апологетов выделяется фигура – Оригена (ок. 185-253 или 254 гг.), который разрабатывает доктрины о трех смыслах библии - “телесном” (буквальном) (моральном) и “духовном” (философски-мистическом); учение об апокатастасисе - неизбежности полного “спасения”, просветителя и соединения с богом всех душ, и духов; у Оригена впервые встречается термин “богочеловек”. Во время очередной волны антихристианских репрессий Ориген был брошен в тюрьму и подвержен пыткам, от которых вскоре умер.

(2). Второй период патристикиIV-V вв. –характеризуется систематизацией доктрины христианской религии на основе идеалистического умозаключения. Наиболее известные философы этого периода.

Августин Аврелий, Блаженный (354-430 гг.) известен разработкой двух новых проблем: динамики человеческой личности - “Исповедь” и динамики человеческой истории – “О граде Божием”, написанном под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410 г. Августин выделял два вида человеческой общности: “град земной”, государственность, которая основана “на любви к себе, доведенной до презрения к богу” и “град божий” – духовная общность, которая основана “на любви к богу, доведенной до презрения к себе”.

3) Третий период патристики - VI-VIII вв. – характеризуется стабилизацией доктрины, подчинением теологии всех наук влиянием аристотелизма.

Схоластика[25] (от school - школа) - XI-XIV вв. – тип религиозной философии, подчиненной теологии, для которой характерны связь догматов с рационалистическим объяснением и особый интерес к формально-логической проблематики. В схоластике выделяются также три периода: ранняя, зрелая и поздняя.

(1). Ранняя схоластика - IX-XII вв. – сложилась в условиях подъема феодализма и папской власти, под влиянием августиновского платонизма. В этот период впервые выявляются противоположные позиции в споре об универсалиях: реализм – номинализм.

Зрелая схоластика - XII - XIII вв. – развивалась в средневековых университетах (общеевропейским центром был парижский университет); платонизм постепенно вытесняется аристотелизмом.

Фома Аквинский. Томас Аквинат (1225 или 1226 - 1247) – систематизатор средневековой схоластики, основатель томизма, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1657 году признан пятым учителем церкви. В XIX - XX в. учение Фомы Аквинского становится основой неотомизма. В основных трудах “Сумма теологии” и “Сумма против язычников” подведены итоги теологическо-рационалистических поисков зрелой схоластики.

(3). Поздняя схоластика - XIII-XIV вв. - испытала воздействие противоречивого развитого феодализма.

 

Общая характеристика философии эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. материального производства, а, следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Появляются зачатки капиталистического способа производства.

Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии, прежде всего – та же обращенность к человеку. Потребности общественно-исторической практики явились мощным импульсом развитием естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени. К основным принципам философии Возрождения относятся:

1. Антропоцентризм – внимание философов в основном направлено на человека. Спецификой человека является жизнь.

2. Человеческая личность перенимает творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек есть творческое начало мира. Творения человека реализуются в телесном. Они должны быть максимально совершенными, красивыми.

3. Гуманизм – признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье.

4. Пантеизм – олицетворение Бога и природы.

Философия Николая Кузанского

Николай Кузанский — папский кардинал и епископ. Он не ставит перед собой задач атеистического толка, ему хочется сделать все выводы, которые следуют из учения о Боге. Для современного читателя эти выводы оказываются поистине удивительными. Но это потому, что мы, люди конца XX в., не всегда понимаем всю глубину и основательность былых воззрений.

Для Кузанского Бог — это все: и бытие, и возможность становления бытия. Бог творит, значит, он заключает в себе чистую возможность становления. Он есть и абсолютный дифференциал, и сумма всех дифференциалов, т. е. абсолютный интеграл. Но рассматривая становление, переходя от одного числа к другому, считает Кузанский, мы приходим к бесконечному числу. Это абсолютный максимум, ибо его нельзя уменьшить одним из арифметических действий. Абсолютный максимум неделим, но неделимость — это свойство абсолютного минимума. Значит, абсолютный максимум и абсолютный минимум есть одно и то же. Вот какая диалектика! От Бога Кузанский движется к интегральному и дифференциальному исчислениям. Движение идет и в обратном направлении: понятие "Бог" есть для Кузанского предельное понятие. К этому понятию можно сколь угодно приближаться, но его совершенно нельзя достичь, ибо всякое понятие имеет свой предел "у стены рая", как изящно выражается Кузанский. Из-за своего предельного характера понятие "Бог" не может быть постигнуто рассудочным, дискурсивным путем. Постижимым образом Бог — абсолют — может появиться лишь в единичном, индивид есть не противоположность общему, а скорее его истинное осуществление. Это типичные представления раннего Возрождения. Человек выступает как Богочеловек, он есть творческое начало, его главная способность — человеческое познание, и реализуется оно в первую очередь структурно-математическим образом, а именно, геометрически. Геометризм — важнейшая форма представления действительности в эпоху Ренессанса. Он нагляден, базируется на зрительских восприятиях. Кузанский к тому же демонстрирует умение выявлять предельные переходы. Часть окружности (дуга) при увеличении ее радиуса максимально приближается и, наконец, совпадает с ее касательной (прямой); стороны треугольника при уменьшении угла между ними образуют одну прямую и т. д.

Философия Николая Кузанского максимально наглядно демонстрирует путь перехода от средневековья к возрожденческим представлениям: Бог как возможность становления — его становление в человеке — всякое становление как предельный переход, наглядно представленный в геометрических построениях, — сам Бог как предел (круг замкнулся!).

В сущности, главное философское открытие Кузанского состояло в развитии понятия предела, которое он использовал в толковании природы Бога и геометрических фигур.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1718; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!