СВОБОДА И ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ



Свобода – это одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения.

Философия свободы человека была предметом размышления многих философов и ученых, таких как, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Сартр, Ясперс, Бердяев, Соловьев и др.

Например, французский экзистенциалист Ж. П. Сартр не делал различия между бытием человека и его свободой. “Быть свободным, — писал он, — значит быть проклятым для бытия – свободы”. Его же знаменитое выражение: “Мы приговорены к свободе”. Согласно Сартру, человек находится в определенной ситуации, в рамках которой он должен сделать соответствующий выбор. Всякого рода принуждение извне не может отменить свободу человека, ибо он всегда имеет поле возможностей для своего выбора. Для Сартра свобода есть абсолютная ценность.

Филологи полагают, что термин “свобода ” восходит к санскритскому корню, означающему “любимый ”. “Живи свободно или умри” – так звучит девиз американского штата Нью – Хемпшир, в котором заключено достаточно глубокое содержание.

Существенной характеристикой свободы является и внутренняя определенность. Ф. М. Достоевский, верно, заметил по этому поводу: “Человеку надо одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность не стоила, и к чему бы не привела”. Человек не примет никакое общественное устройство, если оно не учтет выгоды человека быть личностью и иметь свободу для её реализации.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и её атрибутов.

Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь   своих   целей   любой

12

ценой. Но это очень сложный и опасный путь, он чреват тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в ещё худшее рабство.

Во-вторых, это бегство от мира, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, когда человек бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой “мир”, чтобы там обрести способ свободной самореализации.

В-третьих, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.

Возможен, конечно, вариант известного совпадения интересов личности и общества в обретении свободы, что находит выражение в странах с развитыми формами демократии. Если раньше свобода воспринималась как отсутствие принуждения со стороны государства, то к середине XX века стало очевидно, что понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Суть дела в том, что государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека.

В 1789 году Национальное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, в которой провозглашалось, что “целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению ”. Особо надо подчеркнуть, что права человека возникают при его рождении, а не являются неким подарком. Более того, даже плод в утробе матери обладает уже рядом человеческих прав, находится под защитой закона, а в религиозной этике, уже в момент зачатия человеческая плоть становится священной, а её уничтожение (аборт) рассматривается как убийство.

Хотелось бы рассмотреть вопрос о ценности человека. Нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное и несводимо к “полезности” человека для общества. Попытки делить человека на “нужных” и “ненужных” порочны по своей сути, ибо их реализация порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности, в принципе, выше того, что говорит или делает данный человек. Её   нельзя   свести   к   труду      или

13

творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей. Ценность человека несоизмерима только с плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи, детей, человек не может быть сведен к сумме этого наследства.

Авторы многих публикаций обращали внимание на то, что свободу необходимо объединить с ответственностью.

Выделяют две концепции ответственности: классическую и неклассическую.

Согласно классической концепции субъект действия несет ответственность за его последствия. Как носитель ответственности он должен быть самостоятельным и свободным. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действий, а это возможно лишь тогда, когда он действует самостоятельно, а не в качестве “винтика”. Наконец, он должен отвечать перед кем-то: перед судом, начальником, Богом или своей собственной совестью. Отвечать приходится за содеянное, за последствия действий, которые ставят их субъекта в положение обвиняемого. Этика ответственности – этика поступка; если поступка нет, нет и ответственности. Данную этику можно назвать этикой конструктивности, т.е. субъект конструирует свои действия, характер действий изначально не задан.

Неклассическая концепция ответственности состоит в том, что субъект выступает участником группы, где из-за разделения функций в принципе невозможно предусмотреть своих действий. Здесь классическая концепция теряет свою применимость, ведь субъект действия ответственен теперь изначально не за неудачи своих действий в рамках заданной организационной структуры, а за порученное дело, за успех последнего. Несмотря на все неопределенности, субъект решает задачу правильной организации дела, управления ходом его осуществления; ответственность связана теперь с нормами и функциями демократического общества, а не с абсолютной свободой человека.

Классической концепции соответствует понятие свободы субъекта. Неклассическая концепция ответственности имеет своей параллельно свободное общество с требованиями, с которыми приходится считаться каждому.

Неклассическая концепция насыщена проблемными аспектами. Одна из проблем – проблема разделения ответственности. Представьте,   что группа

14

людей делает общее дело. Необходимо при этом определить степень ответственности каждого субъекта действия. Многие философы, ученые ломают себе голову, они понимают, что в современном обществе нельзя экономить усилия на развитие актуальной ответственности.

На рубеже XX – XXI веков мир вступает в полосу удивительного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека будут нуждаться в значительной коррекции. Прогнозируют усиление явлений нестабильности многих физических и биологических процессов, рост феномена непредсказуемости социальных и психологических явлений.

В этих условиях быть личностью – не благое пожелание, а требование развития человека и человечества. Брать на себя груз личности и общечеловеческих проблем – единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает развитие высочайшей степени ответственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возможно, каждый философ понимает личность по-своему, но все они сходятся в одном. Личность – это сформировавшийся человек, который имеет свою жизнь, свои убеждения, свои взгляды, свой индивидуальный характер, свои принципы и т.д.

Хотелось бы привести несколько примеров высказываний различных философов о личности.

Епископ Августин Блаженный (354 – 430), оказавший сильное внимание на средневековую философию решает две важнейшие проблемы: динамику личности и динамику общечеловеческой истории. Его работа “Исповедь” – исследование самосознания личности, её психологических состояний. Он описывает внутренний мир личности с младенческих лет и до утверждения человека как христианина. Ему претит всякое насилие над личностью: о насилия в школе над ребенком до государственного насилия. Августин выдвигает проблему свободы личности. Он считал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. А бытие Бога можно вывести из самосознания человека, из само достоверности человеческого мышления. Августин показал роль самосознания для личности. Ведь Я –    это

15

 

закрытое, интимное существо, которое отделяется от внешнего мира и даже “закрывается” от него.

Заслушивают внимания социально-философские воззрения Фомы Аквинского, которого считают создателем католической теологии и систематизатором схоластики. Он утверждал, что личность – это “самое благородное во всей разумной природе” явление. Она характеризуется интеллектом, чувством и волей. Интеллект обладает превосходством над волей. Однако познание Бога он ставит ниже, чем любовь к нему, т.е. чувства могут превосходить разум, если они относятся не к обычным вещам, а к Богу.

Важная часть творчества А.И. Герцена – тема личности. Ценность любой личности заключена в разумном и нравственно-свободном “деянии”, в котором человек достигает своего действительного существования. Но личность не только венец природы, но и “вершина исторического мира”. Существует взаимодействие между личностью и социальной средой: личность создается средой и событиями, но последствия несут на себе её отпечаток.

В центре социально-философской концепции Михайловского находится идея личности, развитие и целостность которой является мерилом, целью и идеалом исторического прогресса. Для него личность является “мерой всех вещей”, поэтому отчуждение личности превращающее неё в придаток общества необходимо должно быть преодолены.

Леонтьев К. Н. Выступает за яркий тип личности. Для него крайности важнее середины и серости. На однородной почве, на равенстве, на упрощении, пишет он, не рождаются гении и оригинальные мыслители.

Кроме этих высказываний существует множество других, ведь каждый философ старается объяснить любой вопрос возникающий у человека. Да и все люди, даже не философы, стараются объяснить для себя все, что так или иначе можно объяснить.

По этому поводу возникает множество споров, разногласий, но ни один философ не придает то, во что он верит.

 

16

КРОСВОРД ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ «АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА»

 

 

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

3. Направление в философии.

7. Мудрость - это признание существования всеединого. Автор изречения.

11. Философия природы, умозрительное учение о природе и её целостности.

12. Всякая злоба есть результат.

15. Древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии.

18. Наука о Мудрости, учение о соотношении мудрости и культуры.

21. Следующий за классическим греко-римский этап в развитии античной философии и культуры, охватывающий период от завоеваний Александра Македонского (356 – 323 до нашей эры).

24. Пользуйтесь, но не злоупотребляйте - таково правило.

 

ПО ВЕРТИКАЛИ                                                                                                                                  1. Оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.

2. Один из измерителей степени познания окружающего мира, обсуждаемый, как правило, в контексте стремления к углублению этого познания как специфического свойства человеческого интеллекта.

4. Древнегреческий философ, представитель Милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского.

5. Древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

6. Совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека.

8.  Учение о природе, сущности познания.

9. Как называется второй период в истории античной философии (занимает промежуток времени с III века до нашей эры по V века нашей эры).

10. Совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе.

13. Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

14. Древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера являются частью вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути.

15. Позиция, существующая в философии, теории познания итеологии, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности.
16. Философ, считавший логику главным орудием познания, ученик Платона, автор книг «метафизика», «поэтика», «политика».
17. Какая школа была первой в истории греческой философии.
19. Древнегреческий философ-досократик, единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, — книга «о природе», состоявшая из трех частей («о природе», «о государстве», «о боге»).
20. Учение о человеке, мире и познании (Петрарка, Леонардо да Винчи.. . ).
22. Область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью ( леруа, Вернадский ).
23. Античный философ, которому принадлежит высказывание «человек – мера всех вещей».

 

КРОСВОРД ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ «РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

 

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

5. Один из двух противоборствующих направлений в идеологии и философии России.
9.   Мыслитель, разрабатывавший теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии.
12. Религиозное направление главной целью церкви, считавшее развитие духовной культуры. Церковь, по их мнению, должна отказаться от богатств и праздности.
16. Религиозное направление главной целью церкви, считавшее развитие духовной культуры. Церковь, по их мнению, должна отказаться от богатств и праздности.
20. Мировоззрение Лаврова.
24. Система взглядов мелкобуржуазной и крестьянской демократии в России, содержащая радикальную программу с идеями утопического социализма.

ПО ВЕРТИКАЛИ:
1.
  Первое «философическое письмо» было опубликовано в журнале.
2.   Кого Зеньковский назвал первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, русским Сократом.
3.   Дворянские революционеры-демократы, стремившиеся отменить крепостной строй в России.
4.   Основоположник материалистической философии в России.
6.   Западники основывались на учениях.
7.   Создал концепцию пространственно-временной локализации феноменов культуры.
8.   Протопоп Аввакум был духовным вождем.
10. На каких позициях в философии стоял Белинский.
11. Что Герцен трактовал как алгебру революции.
13. По мнению Аксакова - это особенность русского народа.
14. Характерная черта русской философии, рассматривает тему человека, его судьбы, смысла и цели истории.
15. Один из недостатков народной жизни согласно Бакунину.
17. Сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям.
18. Вера в нравственную чистоту русского крестьянства характерна для
19. Направление русского марксизма, полагавшее невозможность социалистической революции в России.
21. Автор учения о разумном эгоизме.
22. Какие проблемы в центре работы «Материализм и эмпириокритицизм.
23. Учение об историческом бытии.
25. Слова «красота спасет мир» принадлежат.

 

 

КРОСВОРД ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ «НОВОЕ ВРЕМЯ»

 

 

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. По словам Гельвеция, «из всех плодов наилучшие приносит хорошее … ».
3.  Вид опытов у Бэкона.
4.  Философская позиция П. Гольбаха, утверждавшего, что «вселенная, это колоссальное соединение.
8.  Знаменитое правило Декарта.
9.  Наука, связанная с разумом.
12. Методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым.
13. С точки зрения Ж.-Ж. Руссо, индивид, не испорченный условностями и предрассудками культуры.
14. Понятие, означающее представление о чём-либо (или о ком-либо) в более совершенном виде, чем это есть на самом деле.
15. Деятельность философов эпохи просвещения, направленная на критику пороков общества.
16. Умонастроение в западноевропейской культуре и соответствующее литературное направление.
17. Передача знаний, распространение знаний и культуры (также целая эпоха - сосед нового времени).
18. Направление, в котором науку ставят превыше всего, философию стремятся поставить на научные рельсы.
19. Философы и ученые, участвовавшие в создании «энциклопедии, или толкового словаря наук».
20. Одно из крупнейших справочных изданий XVIII века, манифест идей просвещения.
22. На позицию чего становится Б. Спиноза, утверждая, что «свобода есть осознанная необходимость»?
23. Радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной реальности и отрицанием объективной.
24. Страна, в которой долгое время, жил Декарт.

ПО ВЕРТИКАЛИ:
2.   Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма Р. Декарта, является …
5.   На позиции чего становился английский философ Дэвид Юм, отвечая на вопрос о том, существует ли внешний мир: «не знаю»?
6.   … предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых врождённых идей, присутствующих в уме.
7.   Философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка.
10. Переход от единичных суждений к общему.
11. Образ, обозначающий особого типа людей, которые по своему могуществу должны превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьян.
15. Ненаучное идеалистическое[1] воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
21. Направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 607; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!