Глава 4. Типология государства и права



 

Связь государства и права как предпосылка их взаимной классификации

 

Принципиальным компонентом предмета общетеоретической юридической науки признается взаимосвязь государства и права в их исторических и современных проявлениях. Из приведенного постулата проистекает и констатация взаимообусловленности государства и права. Отсюда закономерен интерес к сравнительной характеристике различных стадий развития права и различных типов государства, к их взаимной классификации, что дает возможность соотнесения этих важнейших социальных явлений, отслеживания характера их отношений в определенную эпоху развития обществ и цивилизаций, анализа современного состояния таких отношений и связей.

Будучи самостоятельными организмами сложнейшей системы социального регулирования, государство и право объективно связаны между собой, поскольку представляют движущие силы такой системы, определяющие властно-публичный механизм обеспечения ее действия. В условиях постоянного усложнения процессов управления общественными отношениями для его организации становится недостаточным наличие традиционных нормативных регуляторов ранних, догосударственных обществ, таких как обычаи, мораль и религия. Власть нуждается в особых инструментах регулирования общественного порядка, в качестве которых и предстают правовые нормы.

Право, с одной стороны, фиксируется как общеобязательное правило поведения и оформляется таковым посредством официального признания и поддержки. Оно развивается вместе с государством, отражая в своих нормативных положениях перемены в государственных институтах и формах. А с другой стороны, право становится средством закрепления особого статуса этих институтов и форм, фиксируя и оформляя правомерность ("правильность") их функционирования в обществе.

В юридической науке практически закрепились несколько сложившихся подходов к проблеме взаимообусловленности государства и права, которые на рубеже XIX-XX вв. были представлены теориями первенства государства, первенства права и параллелизма государства и права. Спустя столетие они продолжают иметь значение в качестве основ выделяемых трех типов взаимоотношений между государством и правом - императивной, либеральной и прагматической моделей.

Теория первенства государства исходит из признания государства создателем права, объясняя это тем, что нормы последнего представляют собой государственные требования. Так, один из известнейших представителей европейской юриспруденции второй половины XIX в. немецкий правовед Рудольф фон Иеринг (1818-1892) безальтернативно заявлял, что государство - это "единственный источник права". В силу этого государство предстает явлением первичным, а право - вторичным, поскольку последнее может быть лишь воплощением предписаний государственной власти и, по словам австрийского социолога и государствоведа Людвига Гумпловича (1838-1909), целиком обязано государству как своим рождением, так и последующим существованием.

Констатировалось, что государство предшествует праву исторически и логически. Организованная власть зарождается в недрах общества, и первоначально ее внимание обращено на обеспечение внешней безопасности. Внутренняя жизнь социальной группы регулируется прежними правилами общежития, основанными на силе общественного мнения. Его органом является суд, чьи решения основаны на нравственном авторитете судей, в лице которых обычно предстают всеми уважаемые старцы. Однако со временем вождь (царь, князь) для укрепления собственной власти сам принимается творить суд и отдает в своих решениях предпочтение выделенному из целого ряда правилу. Именно оно, "по новому способу охраны", и рождает право, которое в отличие от иных социальных норм может исходить только от государства и подкрепляется в своем действии возможностью применения организованного принуждения. Известный российский теоретик права Г.Ф. Шершеневич (1863-1912), отстаивая за государственной властью "начальный факт", из которого выходят нормы права, признавал, что исторически содержание некоторых норм может предшествовать государству, в частности, если речь идет о семейно-правовых нормах. Тем не менее они становятся правовыми только тогда и только потому, что создалось государство, обеспечивающее их исполнение присущими ему силами. Право есть функция государства, подчеркивается в учении, и потому логически оно немыслимо без государства и до государства.

Теория первенства права отводит исторический приоритет именно праву, утверждая, что оно возникло до государства, предшествует его писаным законам и вбирает в себя ценности, наработанные опытом развития догосударственного общества как системы организаций, союзов, иных объединений, формируемых снизу непосредственно индивидами. Такое право, естественное и общее для людей, является системой убеждений о принципах организации общества и государства, а также о месте и роли в них личности. Внешний авторитет или государственная власть, по утверждению Е.Н. Трубецкого (1863-1920), яркого представителя школы естественного права в России, учреждается обществом, которое передает государству полномочия устанавливать нормы позитивного права, обязательные для всех, обеспечивать их единообразное исполнение и разрешать споры о праве: "Право вообще не может быть сведено к внешнему авторитету, потому что, в свою очередь, всякий авторитет покоится на праве, следовательно, представляется не более как видом права".

Внешний авторитет обладает силой власти благодаря нравственной поддержке и убежденности сообщества людей в том, что данный авторитет действует в интересах общего блага и в данных условиях является эффективным средством обеспечения добра и справедливости в обществе. Фактически государственная власть санкционируется на деятельность тем же естественным правом и потому может иметь силу лишь до тех пор, пока люди убеждены в необходимости ей подчиняться. Такие убеждения скрепляют государственный порядок. Смена одного господствующего в обществе авторитета другим закономерно связывается с тем, что общество изменяет свое убеждение и начинает считать для себя благом уже иной авторитет. Посему всякая власть держится силой естественного или нравственного права, которое играет роль содержания, а позитивное право, создаваемое властью, воспринимается конкретно-исторической формой выражения естественного права в системе юридических норм. Естественное право находится в постоянном развитии и совершенствовании, а позитивное право относительно стабильно.

Теория параллелизма государства и права предполагала дуализм в их проявлении, который становится результатом самостоятельного существования государства и права в начальной фазе развития. Основы подхода находим в книге видного немецкого государствоведа Георга Еллинека (1851-1911) "Общее учение о государстве" (1900), в которой автор делил государственную власть на доправовую (фактическую) и формально-юридическую. В России подобных взглядов придерживался, в частности, правовед и социолог Б.А. Кистяковский (1868-1920), утверждавший, что "в прошлом государство и право возникли, несомненно, независимо друг от друга и известное время вели как бы обособленное существование". В такой версии исторического соотношения государства и права ни то ни другое не являются следствием взаимного порождения. Они практически независимо складываются как государственный порядок и правовой порядок в обществе и могут не совпадать с требованиями, предъявляемыми обществом к этим социальным институтам. Восприятие их взаимосвязи зависит от того, о каком, собственно, государстве ведется повествование, что именно общество под ним понимает. "Если понимать под государством политическое общение современных народов, то право, без сомнения, - указывал Г. Еллинек, - существовало и до него. Но если мыслить государство динамически и определять его как высший в данную эпоху основанный на власти союз, то ответ получится совершенно иной".

Лишь современные государственные образования следовало бы определять как создание права, в то время как им предшествовавшие типы государства (Б.А. Кистяковский, например, к ним относил вотчинно-патримониальные, антично-общинные, теократические, феодальные, абсолютно-монархические и т.п.) основывали свою организацию, черпали свою силу и находили свое оправдание и в других явлениях помимо права. Последнее не рассматривалось первичной исторической причиной и творцом государства. Однако постепенно государство стало признавать своими ближайшими и важнейшими обязанностями заботу о праве, его охрану и гарантирование неизменного осуществления правовых предписаний, становясь одновременно единственным "правосозидателем" и единственным судьей в споре о том, что является действующим правом. В то же время, несмотря на установление в отношении права прерогативы и монополии государства (окончательное подчинение права власти происходит в абсолютно-монархическом государстве), право не становится его послушным, пассивным орудием, поскольку также постепенно, но неуклонно само приобретает господство над ним.

В силу каких причин происходит подобная метаморфоза? Сторонники восприятия связей между государством и правом в форме параллелизма, понимаемого как неизменное соотношение и сопутствие этих явлений, находили объяснение в самой природе государства, которому присуща "принудительная необходимость" основываться в своей деятельности на праве. Однако со своей стороны право "никогда не оказывает услуг без соответствующих компенсаций, которые обусловлены неотъемлемо присущим праву свойством связывать и обязывать того, кто к нему обращается" (Б.А. Кистяковский). Происходит то, что Г. Еллинек называл "самоограничением государственной власти": государство сдерживает свои интересы в созданных им самим границах, поскольку нарушению этих границ препятствует право. Формируя государству опору, право вместе с тем последовательно обязывает его самого следовать правовым предписаниям и неукоснительно их соблюдать, что со временем ведет ко все большему расширению своего господства над государством. И как конечный итог этого процесса право перестраивает государство, оно все более проникается правом и превращается в правовое явление. Нельзя не заметить, что авторы теории подводят нас к восприятию неизбежности превращения власти государства как фактической во власть правовую, т.е. проводят идею о связанности современного государства правом, о его необходимом перерастании в правовое государство.

В последующем юридическая наука рассматривает проблему связей государства и права менее абстрактно, чему способствует, в частности, опыт складывающихся на протяжении XX в. в странах мирового сообщества государственно-политических режимов.

Так, антидемократический тип устройства и функционирования государственной власти (на практике он представлен тоталитарными и авторитарными государствами) предопределяет во многом императивную модель отношений государства и права. Она возникает как результат превалирования в обществе всего государственного, основывается на безусловной подчиненности права государству, на проводимой политике пренебрежения правом в угоду чрезмерно широко трактуемым "государственным интересам". Деятельность государства не основана на праве, она определяется целесообразностью; причем власть манипулирует понятием "государственная целесообразность", выдавая то, что выгодно и удобно власть предержащим, за всеобщие интересы. Представляя собственные интересы высшей ценностью общества, государство использует право в основном как средство принуждения для своего неограниченного вторжения во все сферы общественной и частной жизни в целях установления тотального контроля над поведением граждан. Право не связывает государство границей между дозволенным и запрещенным, ему отведена пассивная роль инструмента проведения государственной политики; как следствие, происходит огосударствление права.

Либеральная модель соотношения государства и права призвана закрепить связи, которые складываются между ними в странах, придерживающихся демократических способов и методов осуществления государственной власти. В ней фиксируются тенденции главенствования принципов правового государства, предполагающих верховенство права над государством, юридическое и фактическое разделение властей, правовую защищенность человека перед государством. Право рассматривается как практическое воплощение идей о первородстве естественного права, неотъемлемых и прирожденных правах человека, которые соответственно положены в основу взаимоотношений между ним и государственной властью. Механизм государства, все его органы и учреждения подчинены праву, их действие осуществляется в пределах требований юридических предписаний и подконтрольно народу (происходит легитимация государственной власти, т.е. ее поддержка населением).

При всем преимуществе такого типа государственно-правовых связей фактические отношения между государством и правом в большинстве современных государственно-организованных обществ не столь идеальны, что и вызывает к жизни альтернативную так называемую прагматическую модель соотношения государства и права. В ней, с одной стороны, отражается особая роль государства в формировании права и утверждении нормативного порядка в обществе, а с другой - признается связанность государственной власти правом.

Реальное соотношение государства и права проявляется в их единстве и взаимодействии. Они развиваются совместно, являясь объективно необходимыми социальными явлениями, и потому постоянно воздействуют друг на друга, что можно проследить, если обратиться к характеристике их взаимного влияния.

Воздействие государства на право проявляется в:

- фактическом создании правовой системы, поскольку именно государство обладает монополией в сфере правотворчества; только органы государства принимают, изменяют или отменяют законы и иные нормативные правовые акты, действующие от его имени на территории страны и распространяющие свою общеобязательную юридическую силу на все население;

- предопределении материального содержания права, потому что в нем нормативно закрепляется государственная воля, концентрирующая в себе весь спектр различных социальных интересов, представленных в государственно-организованном обществе;

- официальном разъяснении содержания правовых норм, которым устанавливается и закрепляется единообразное понимание их сути и назначения;

- организации исполнения норм права посредством правоприменительной деятельности органов и учреждений, входящих в государственный механизм;

- обеспечении действия законов и иных нормативных правовых актов путем регулирования и поощрения правомерного поведения граждан;

- охране правовых норм посредством установления юридической ответственности за их нарушение.

Воздействие права на государство связано с:

- необходимостью легализации государственной власти, т.е. юридическим обоснованием законности создания государства, его организации и деятельности;

- закреплением формы государства, что практически проявляется в правовом обеспечении процесса организации высших органов государственной власти, государственного устройства страны по территории и государственно-политического режима;

- созданием и оформлением механизма государства в совокупности его органов и учреждений, юридическим определением и закреплением их компетенции;

- проведением официальной политики государства посредством нормативно-юридического обеспечения выполнения им своих основных внутренних и внешних функций;

- созданием системы юридических гарантий режима законности в государстве путем установления рамок правомерного и противоправного поведения.

В современных условиях, обращаясь к проблеме соотношения государства и права, мы не можем не учитывать так называемые глобалистские сдвиги, происходящие в мире. Созданы универсальные, региональные и локальные международные организации и союзы, призванные объединить политические, экономические, финансовые и иные усилия государств по установлению определенного мирового порядка на основе международно установленных и признанных стандартов поведения государственно-организованных обществ. Эти требования преследуют цели унификации в различной степени национальных систем права, усиления интеграционных связей в деятельности государств и их объединений. Самостоятельность государства и его нормативной системы всегда была относительной, поскольку полностью изолировать себя в мировом сообществе было практически невозможно как в прошлом, так и сегодня.

Тем не менее государственно-правовые институты различных стран продолжают обладать своеобразием, отражающим как специфику суверенного социально-экономического, национального, культурного или религиозного развития их общественных структур, так и принадлежность к сложившимся группам государств и их правовых систем.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!