Современная теория государства и права



Место и роль теории государства и права в системе социальных и юридических наук.

Теория государства и права в юриспруденции

Познание окружающего мира у древних мыслителей осуществлялось в рамках единой универсальной науки – философии. Вместе с логикой, этикой, математикой, физикой и медициной она исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества.

Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилось у древних греков в виде образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Благополучие граждан, по мнению Демокрита, зависит от качества государственного управления. Он утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Потому что тяжело быть под властью человека более низкого. По самой природе управлять свойственно лучшему.

Со временем в XVII века в системе философских знаний выделяется философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой жизни общества. Развивая идею философии права и концепцию естественного права, Н. М. Коркунов подчеркивал, что выяснение идеи права, определение его источника и тому подобные общие вопросы рассматривались в так называемой практической или этической философии. На философию права оказало сильное влияние историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права. Философия права разрабатывалась учеными, по преимуществу не причастными к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, а философы конструировали концепцию создания идеального права.

Философия права является методологической базой юриспруденции. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Считается, что основой и высшей научной категорией юриспруденции является «право», которое составляет прежде явление «общественной», а затем «государственной» жизни общества.

В российской юридической мысли преобладает тезис о том, что философия права занимается выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук. Но при современном развитии человеческого знания философия не в состоянии исследовать закономерности каждой специальной науки, в том числе многочисленных юридических наук, охватывающих практически все человеческое общежитие в его государственно-правовой сфере. Поэтому функции философии права возлагаются на теорию права, которая концентрирует свое внимание на исследовании основных общих закономерностей данной сферы общественной жизни, не порывая своих естественных связей с «прародительницей».

Проблема взаимосвязи и взаимообеспечения философии и наук, исследующих конкретные стороны окружающего нас мира, чрезвычайно актуальна в плане общего оздоровления реальной общественной жизни, ее прогресса, совершенствования самого человека.

Как философу сложно понять закономерности математики без знания самой математики, так и юрист не в состоянии эффективно решать правовые вопросы в той сфере общественной жизни, где он работает: законность в экологических отношениях может обеспечить только тот юрист, который знает основы экологии и т.д.

В философии и юриспруденции, как и в других науках, существует специализация: относительное обособление знаний определенной части науки, которая имеет самостоятельную жизнь. Но вне системных связей с мировоззренческой основой не может быть ни философа, ни юриста, ни другого специалиста в любой сфере человеческой деятельности.

Юриспруденция базируется на философских знаниях.

В современных условиях охватить весь объем юридических знаний, исследовать основные закономерности государства и права можно только на основе тесного научного сотрудничества с общей теорией права.

Политология права. В политике концентрируются основные стороны общественной жизни: экономическая, социальная, духовная, национальная, религиозная. Закон есть мера политическая, есть политик, потому что современное государство проводит свою политику в различных областях общественной жизни в основном через систему правовых норм.

Государственная политика выражается в официальных актах правотворчества, в которых оно определяет правовые основы своей деятельности и всех звеньев политической системы общества.

Разобщенность между общегосударственной правовой политикой и политикой, вырабатываемой отраслевыми юридическими науками (политикой гражданского, финансового, земельного, уголовного права), наносит ущерб главному – практике правового регулирования общественных отношений.

Государственная политика лишь тогда может считаться демократической, справедливой, когда она учитывает и проводит в жизнь объективные потребности общественного развития. Политология права должна: быть выражением идей справедливости, законности, гуманизма, равенства всех людей перед законом, отражать разнообразные идеи, научные взгляды и представления о государстве и праве, исходящие от негосударственных политических организаций и определять стержневые направления политического развития государства и права, основываясь при этом на объективных закономерностях этого развития. Это возможно только при объединении научных усилий политологов и юристов.

Общая теория права. Общая теория права как наука изначально и окончательно сформировалась в России в трудах Гамбарова, Гессена, Коркунова, Шершеневича и др. Русские авторы в своих исследованиях опирались на произведения немецких юристов, философов, социологов, политологов: Гегеля, Глюка, Майера, Шеллинга, Канта, и др. – создавая стройную систему общетеоретических знаний о государстве и праве применительно к условиям российской общественной жизни. Многие теоретические выводы представителей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день.

Н. М. Коркунов отмечал, что общая теория права не имеет непосредственного применения в жизни, так как она содержит только общие основы права, а не конкретные правовые предписания, регламентирующие реальные жизненные отношения. Однако теория права призвана понять практическое право и реальные человеческие отношения как единое целое: этот общий организм следует «разложить» на его отдельные «органы» и «элементы», определить их взаимодействие, «нормы и цели их действия, а также назначение как целого, так и частей».

Общая теория права ставит своей задачей изучение права как родового явления, то есть наиболее общих родовых признаков, свойственных всем правовым явлениям: праву государственному, гражданскому, уголовному и всем другим отраслям права.

Главную задачу общей теории права П.Сорокин формулирует следующим образом: 1) определить правовое явление; 2) описать его основные признаки; 3) классифицировать виды права; 4) закономерности происхождения и развития права; 5) исследовать основные законы; 6) изучить основные общественные функции права и его социальную роль.

Разночтения в общетеоретических взглядах на государство и право в отечественной и зарубежной науке незначительны и по существу, и по формальным признакам. Они едины в основном: и государство, и право – это социальные инструменты, призванные обеспечивать благополучие человека во всех сферах его жизнедеятельности.

Право без государства беззащитно, а в современных условиях почти неосуществимо без его властного обеспечения.

Современная теория государства и права

Теория государства и права является творческой наукой, т.е. ее положения и выводы постоянно обогащаются, попол­няются в связи с новой практикой, новыми фактами соци­альной действительности. Особенно серьезные изменения произошли в последнее десятилетие в связи с процессами перестройки и особенно реформирования нашего общества.

Для советского периода характерны догматичность, фор­мализм, господство марксистско-ленинской концепции, славословие в честь правящей Коммунистической партии, принцип партийности, классовый подход, ограничивающий основные источники работами классиков марксизма-лени­низма и партийными документами, заидеологизированность, пренебрежение к зарубежной политико-правовой мысли, забвение российских дореволюционных авторов.

В постсоветский период российская наука теории государства и права постепенно насыщается общечело­веческими идеями, обращается к работам русских дореволюцион­ных ученых правоведов и философов, демократизируется, гуманизируется, разрабатывается вопрос о социальном правовом российском государстве.

Новые условия жизни поставили такие теоретические проблемы, как разделение властей, функционирование го­сударственных органов, новое законодательство (особенно в гражданско-правовой сфере) и многие другие. Современная наука теории государства и права сохраняет в то же время преемственность с теоретическим наследием более тысячелетнего развития государственно-правовой мысли.

Конкретным выражением этого развития являются раз­личные политико-правовые теории, касающиеся происхож­дения и сущности государства и права. В области государ­ства это следующие концепции: теологическая, патриархаль­ная, договорная, насилия, психологическая, социально-эко­номическая. В области права: религиозная, нормативистская, социологическая, психологическая, нравственная (естественноправовая),позитивистская, историческая школа права.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 865; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!