Политико-правовые идеи «почвенничества» (Ф.М. Достоевский, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов).



Почвенничество - течение русской общественной мысли, родственное славянофильству, противоположное западничеству. Возникло в 1860-х гг. Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом («национальной почвой») на религиозно-этической основе.

Почвенничество, по определению А.А. Григорьева, характеризовалось «восстановлением в душе новой, или лучше сказать, обновленной веры в грунт, в почву, в народ». Оригинальная концепция исторического процесса, понимаемого таким образом, была представлена, прежде всего, в трудах Н.Я. Данилевского и Ф.М. Достоевского.

Основные положения философии Ф.М. Достоевского

Вершиной философского творчества Достоевского явился роман «Братья Карамазовы» (1879-1880) - последнее и наиболее крупное его произведение, в которое включена философская поэма о Великом инквизиторе. Здесь сталкиваются два истолкования человеческой свободы, представленные Великим инквизитором и Христом. Первое - понимание свободы как благополучия, обустройства материальной стороны жизни. Второе - свобода как духовная ценность. Парадокс заключается в том, что, если человек откажется от свободы духовной в пользу того, что Великий инквизитор назвал «тихим, смиренным счастьем», тогда он перестанет быть свободным. Свобода, следовательно, трагична, и нравственное сознание человека, будучи порождением его свободной воли, отличается двойственностью.

Главной философской проблемой для Достоевского была проблема человека, над разрешением которой он бился всю свою жизнь. Познание нравственной сути человека, с его точки зрения, задача чрезвычайно сложная и многообразная. Сложность ее заключается в том, что человек обладает свободой, и волен сам делать выбор между добром и злом.

Особое место в творчестве Достоевского заняла тема любви к родине, России и русскому народу, связанная не только с его «почвенническими» идеями и с отвержением «чуждых идей» нигилистов, но и с представлениями об общественном идеале. Писатель проводит разграничение между народным и интеллигентским пониманием идеала. Если последний предполагает, по его словам, поклонение чему_то носящемуся в воздухе, то народность как идеал основана на христианстве.

Достоевский видит свое исследование человека в двух аспектах: он изучает себя и пытается понять других посредством своего "Я". Это субъективный анализ.

По-разному Достоевский видит человека: и как представителя рода человеческого (и в биологическом и в социальном смысле), и как индивидуальность, и как личность. Черты собственно человеческого возвышаются над социальными различиями, существуют черты биологического, доходившего в своем выражении до типовых, сущностных характеристик. Существуют, говорит он, различные типы людей, например, тип доносчика, когда доносительство становится чертой характера, сутью человека, и никакие наказания не исправят его.

Содержание понятия "человек" у Достоевского существенно иное, чем у многих его современных философов, оно богаче. Для него человек - это бесконечное многообразие особенного, индивидуального, богатство которого и выражает главное в человеке.

Центральная для всей гуманистической философии идея гармонии приобрела в философии Достоевского свой собственный смысл. Мир заключает в себе основания и для гармонии, и для дисгармонии. Основанием первой является добро, второй - зло. Задачу философского миропонимания он видел в поисках путей достижения гармонии в человеческом бытии, связывая воедино бытие всего человечества, бытие своей страны, России, и бытие конкретного человека. Но содержание последнего определяется далеко не только первым и вторым бытием. Он доводит понятие человека и его бытия до бытия Бога и богочеловека. Идея богочеловека и человекобога (как полярностей человеческой природы) - момент гениальной диалектики Достоевского о человеке и его пути. И конечная цель этого пути - свободный человек.

Он не одобряет яростного неприятия славянофилами западников. По мнению Достоевского, западники - тоже русские люди, только получившие европейское образование, им нужно лишь стряхнуть с себя вековой сон и приобщиться к народным ценностям. Достоевский защищает "западников" в противовес славянофилам.

 

идейное направление в России 1860х гг. Не представляя законченной идеологии, П. сформировалось наоснове общих взглядов, разделяемых писателями А.A. Григорьевым, Ф.М. и М.М. Достоевскими, философомН.Н. Страховым. Представители П. стремились снять противоречие между славянофильством изападничеством, примирить национальную самобытность России с лучшими проявлениями зап. цивилизациии достижениями европейской культуры.
Григорьев заложил идейный фундамент П., опираясь на эстетику романтизма и славянофильскую концепциюкультуры. Он утверждал, что умозрительная теория не является адекватным выражением жизненнойреальности, и отдавал эстетическое предпочтение непосредственному чувственному восприятию. ЭстетикаГригорьева определяла и остальные стороны его мировоззрения. Так, учения славянофилов и западниковвоспринимались им как отвлеченные схемы, оторванные от истинной действительности. Григорьев критиковалславянофильство за абсолютизацию общинного начала и разделение рус. истории на два периода (до Петра Iи после). Из противоречий теории и жизни он видел только один выход — обращение к традиционному укладурус. народа, примирение враждующих социальных групп на основе единой национальной культуры.
Основная программа П. была выражена в жур. «Время» (1861 — 1863) и «Эпоха» (1864—1865), издаваемыхбратьями Достоевскими. Ф.М. Достоевский считал возвращение к «почве», народу, основам рус. национального духа необходимым шагом для позитивного исторического развития России.Основой для разрешения противоречий он считал синтетическую силу рус. духа, его универсальныевозможности. П. понималось Достоевским как религиозная и социальная доктрина, способная переустроитьжизнь на христианских началах братства и единения. Зап. индивидуализму противопоставлялисьнациональные формы социального устройства — община и земство, а идея рус. «всечеловечности» призванабыла соединять мировые культурные ценности и народные идеалы.
Страхов лишь косвенно принадлежал к П., увлекаясь идеями Григорьева. Страхов вполне состоялся как/оригинальный мыслитель, частично отразив идеи П. в своих работах. Критике зап. рационализма посвященаего кн. «Борьба с Западом в русской литературе» (1883), идее целостности и гармонии бытия — работа «Мир как целое» (1872). Оставаясь последователем Григорьева в литературной эстетике, Страхов развил/оригинальное учение в духе христианской антропологии. Человек неразрывно связан с миром, представляявместе с ним единое целое. Гармония человека и мира, их метафизическая и религиозная связь в трактовкеСтрахова есть своеобразная филос. формула, основанная на идеях П.
Деятельность «почвенников», несмотря на примирительную позицию, прошла в острой полемике как сконсервативными идеологами, так и с революционно-демократическими публицистами. Не определившись какфилос. или социальное учение, П. свелось к общественно-политическим декларациям о необходимостисоединения с родной почвой и народным началом, оставшись фактом общественной и идеологическойборьбы в послереформенной России, на переломе двух эпох в рус. истории.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1242; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!