Основные идеи (понятия, положения) философских школ махаяны (йогачары/виджнянавадины и мадхьямики/шуньявадины)



 

Школа Йогачара считает, что абсолютная истина постижима только тем, кто практикует йогу. Считают, что материя – есть идея, а объекты – комбинация идей. Считали, что ничего не существует, всё есть результат и продукт мысли. Являются законченными идеалистами. На первое место они ставят ум (читту), а не материю. Ум – первоисточник всех объектов. Ум имеет 2 качества – феноменальность (объекты чувственного созерцания) и ноуменальность (умственное созерцание). Цикл перерождения является заблуждением. Разум содержит потенции нашим прошлым поведением. Все последствия кармы – есть лишь внешние проявление нашего ума. Нирвану определяют, как очищение ума, восстановление его в первоначальной девственной чистоте. При этом сознание не способно ощущать своё существование. Ум, состоящий из потока различных идей,— вот единственная реальность. Нам только кажется, что вещи, тела и другие объекты существуют вне нашего ума,— это просто идеи ума. Так же как видимые нами во сне и при галлюцинациях вещи на самом деле не существуют, так и объекты, кажущиеся нам существующими, в действительности являются лишь идеями ума. Существование какого-либо внешнего объекта не может быть доказано, так как не может быть показано отличие объекта от осознания этого объекта. Взгляды йогачаров называются «виджняна-вада», то есть идеализмом, ибо они признают существование лишь одной разновидности реальности — нашего сознания, а объекты, кажущиеся нам материальными и внешними по отношению к сознанию, считаются нереальными, а лишь идеями, или состояниями сознания. Эта теория может быть точнее названа субъективным идеализмом, потому что, согласно ей, существование воспринимаемого объекта не отличается от субъекта, то есть от воспринимающего ума.

Основателем школы мадхьямиков — шунья-вады — считают Нагарджуну. Эта школа рассматривает вселенную как абсолютно лишенную реальности, как шунью, то есть пустоту. По их мнению, за этим миром явлений находится реальность, которую нельзя описать, ибо она не имеет воспринимаемых нами ни духовных, ни недуховных свойств. Ввиду того что реальность лишена воспринимаемых свойств, она называется шунья. Но это лишь отрицательная сторона первичной реальности; она показывает только то, чего у неё нет. Признание мадхьямиками обусловленного характера вещей, из-за которого невозможно установить их собственную природу — их реальность или нереальность,— можно также рассматривать как разновидность релятивизма. Каждое свойство вещи обусловлено чем-то другим, поэтому ее существование связано с этим условием. Следовательно, шунья-ваду можно истолковать в духе релятивизма, который гласит: ни одна вещь, ни одно явление, данное в опыте, не имеет своего неизменного, абсолютного, независимого свойства и поэтому невозможно сказать, что описание какого-либо феномена (явления) должно быть безусловно правильным. Истина низшего порядка — это только средство для достижения высшей истины. Опыт человека, находящегося в состоянии нирваны, не может быть описан, ибо он выходит за рамки обычного опыта. Его можно представить лишь отрицательно, изображая с помощью слов, относящихся к обычному опыту. Нагарджуна поэтому описывает нирвану рядом отрицаний: «То, что непознаваемо обычным способом, не приобретается вновь, не разрушается, не вечно, не подавлено, не порождено,— называется нирваной».

 

Санкхья, учение о материи (пракрити) и душах (пуруша). Мировая эволюция её этапы и особенности. Теория познания, метафизика, психология, этика, сотерология

Основатель – мудрец Капила. Не располагает письменными, оригинальными текстами. Основная сутра принадлежит к средним векам, но приписывается Капиле. Капила устно передавал Ассуре (его ученик) своё учение. Его тексты можно встретить в Махабхарате, Бхагавадгите. Метафизика Санкхьи связанна с теорией причинности. Следствие и причина – два состояния одной субстанции (выявленное и не выявленное состояние). Считали, что следствие существует в материальной причине. Например, глиняный горшок находится в глине (где глина – причина, а глиняный горшок – следствие). Считали, что реальны только следствия. Первопричина мира объектов – некое «не Я». «Я» - не может быть ни причиной, ни следствием. Тонкие продукты природы, такие как ум, интеллект и «Я» – не образованы атомами, а созданы пракрити. Санкхья принимает пракрити как то, что порождает все объекты материального мира. Оно вечно и вездесуще; являясь основой для тонкой природы, оно становится тонкой силой способной разрушить мир. Пракрити – веревка, скрученная из трёх нитей; гунны (сатва-гунна, раджаз-гунна, тамас-гунна) основные компоненты первичной субстанции пракрити. Нити связывают духовое и материальное – пракрити и пурушу. Пракрити – единство трёх гунн. При смешивании гунн происходит толчок эволюции. «Я» или Пуруша – второе проявление первичной реальности. Существование «Я» – очевидно. «Я» – отличается от тела, ума, чувств. «Я» – есть дух, обладающий сознанием. «Я» – чистое сознание (это его сущность). «Я» – вечное, всепроникающая, вездесущая реальность. «Я» – внешняя сила и становится причиной пракрити. Причина и следствие трактовались ими как явное и неявное состояние одной и той же субстанции, а следствие рассматривалось как результат реального превращения одного объекта (причины) в другой (следствие). Так, например, творог появляется в результате превращения молока, но это превращение возможно только в силу того, что потенциально творог уже содержался в молоке. Если бы такой взаимосвязи между творогом и молоком не было, то молоко могло бы превратиться в мед или глину, или тот же творог мог бы возникнуть из меда, глины и т.п. Признание причинно-следственных зависимостей в мире ведет нас к признанию существования материальной первопричины всех существующих предметов. Такой первопричиной они считают пракрити (материю). В философии Санкхья утверждается существование двух исходных видов реальности, т.е. первоначал: пракрити и пуруши. Пуруша – это идеальное начало, дух, чистое сознание, высшее «Я», он вечен (не сотворим и не уничтожим) и пассивен. Пракрити – это «не-Я», материальная субстанция, она вечна (не сотворима и не уничтожима), активна, состоит из трех гунн: саттва, раджас и тамас. Человеческое «я» само по себе свободно и бессмертно. Но под влиянием невежества и незнания оно смешивает себя с телом, чувствами и умом (манасом). Поэтому, когда страдает, например, тело, нашему «я» кажется, что это страдает оно само. Как только наше «я» осознает свое отличие от «не-я» (т.е. тела, чувств и ума-манаса), оно достигает состояния освобождения, становясь бесстрастным наблюдателем событий мира. Но для этого еще недостаточно просто понять эту истину, необходимо пройти долгий путь воспитания и постоянных размышлений о сути бытия и сущности нашего «я». Освобождения мы может достичь или оставаясь в этом мире – при жизни, или после смерти тела – в другом мире. Философия Санкхья отвергает веру в Бога, выдвигая при этом следующие аргументы. Во-первых, существование Бога не может быть доказано. Во-вторых, мы можем объяснить возникновение и существование мира, не прибегая к понятию Бога, т.е. оно нам не нужно. Некоторые представители санкхьи все-таки допускали существование Бога, но только как бесстрастного наблюдателя, а не создателя мира. Выделяются 3 компонента, которые приводят к познанию: 1) Восприятие; 2) Логическое умозаключение; 3) Свидетельство авторитетов. Восприятие – основной источник познания пяти органов чувств. Интеллект, эго, ум – перерабатывают данные внешних органов чувств в умозаключение. Ум (синтезирует) передаёт данные – эго, которое, в свою очередь, передаёт данные – интеллекту. Логическое умозаключение строится: 1) на основе следствий вытекающих из причин (дождь – тучи); 2) о причине по её следствию (лужи – свойство прошедшего дождя); 3) по аналогии (различное положение луны – значит, луна движется). Существовало 2 вида свидетельства авторитетов: 1) обыкновенные, но внушающие доверие лица; 2) свидетельства Вед, дающие истинное познание. Освобождение – является конечной целью. Полное устранение страданий + понимание: что мы и есть «Я» и отдельны от этого мира, – ведёт к освобождению.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!