Средства державного строительства 2 страница



Судите сами: крупнейшими религиозными конфессиями в России являются Православие и ислам. Долгие столетия существуют они бок о бок, но несмотря на многочисленные политические и военные столкновения мусульманских государств с Россией, их межрелигиозные отношения всегда сохранялись ровными и корректными. Русское государство вообще (в отличие от "цивилизованной" Европы) никогда не знало внутренних религиозных войн.

Многочисленные религиозные группки и секты, усиленно внедряемые сегодня в нашу жизнь, существуют исключительно на "искусственном питании". Представьте себе, какова была бы судьба бесчисленных ответвлений протестантизма, экзотических кришнаитов в их живописных хитончиках, наших доморощенных буддистов и поклонников далеких махатм - я не говорю уж о сектах, "ихже несть числа" - если бы не текла им из-за рубежа на помощь полноводная река долларов, франков, марок и иной валюты? Что было бы, если бы в своей бурной деятельности им пришлось опираться только на собственные силы?

В самом скором времени они бы исчезли, как тени, ибо не имели и не имеют в среде русского народа сколь-либо существенной поддержки. В крайнем случае, их влияние сократилось бы до мизерных размеров этнических общин, традиционно исповедующих тот или иной культ. Иначе говоря, отечественная история, врожденный религиозный такт русского человека и его обостренное нравственное чувство служат надежными залогами того, что никакая межрелигиозная борьба (в случае здравой государственной политики) России не грозит.

В-третьих: здоровый, взвешенный подход к религиозным вопросам может быть основан только на объективной информации. Сведения о жизни Церкви надо получать из первых рук, а не из газетных фантазий некомпетентных журналистов. Дремучее невежество "плюралистов", берущихся громогласно рассуждать на эти темы, порой граничит с явной злонамеренностью.

Бесконечной темой для спекуляций является "раскол", существующий между Русской Православной Церковью в России и за рубежом. Разделения и расколы есть, несомненно, зло. "Умоляю вас, братия, - взывает к христианам апостол Павел, - именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы... не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях". (I Кор. 1: 10).

Однако не надо причислять к изъянам церковной жизни то, что на деле является промыслительным дарованием Божиим, благотворным и врачующим. Тут сама жизнь подтверждает нам фундаментальное положение Православного вероучения: премилосердный Господь, снисходя к человеческим немощам и нестроениям, всемогущим действием благодати Своей даже зло обращает на пользу нашу, сводя недобрые начинания к благим последствиям.

В свое время ВЧК-ОГПУ-НКВД пришлось немало потрудиться, чтобы в 1927 году расколоть Церковь, противопоставив ее зарубежную часть отечественной. Но могли ли вожди богоборцев - скажем, Гершель Иегуда (Ягода), руководивший деятельностью комиссариата внутренних дел, или Миней Губельман, возглавлявший Центральный совет "Союза воинствующих безбожников" - представить себе, что терзая и дробя тело Русской Церкви, они сами, своими руками созидают основание духовного организма такой неодолимой крепости и силы, что все дальнейшие усилия по его уничтожению будут напрасны?! Воистину дивны дела Твои, Господи, и премудрости Твоей несть конца...

Разделившись административно, Русская Церковь не утеряла своего духовного единства. Более того - освободившись от формальной связи с "подсоветскими" структурами, зарубежная часть Церкви получила необходимую свободу для обличения зла, царившего на родине, в России. Во враждебном инославном, иноверческом окружении русские люди на чужбине явили миру подвиг стояния во истине Православия, подвиг надежды и веры - веры в то, что придет срок, кончится мука пленения нашего и Господь избавит исстрадавшуюся Русь от ига святотатцев.

В свою очередь Церковь в России, избавившись от упреков в политической нелояльности, смогла сосредоточить усилия на духовном окормлении своей паствы, шедшей путем невиданного доселе подвига - подвига всенародного исповедничества и страстотерпчества.

На многострадальной земле Отечества Церковь смиренно, но неуклонно пестовала сонмы новомучеников Российских "за веру Христову и Русь Святую от богоборцев мученический венец приявших". Церковь за рубежом обличала их мучителей, свидетельствуя миру об истинном значении того, что творилось в России.

Пастыри на Руси в тяжелейших условиях сберегли паству. Часто жертвуя собой, они упасли "малое стадо" Христово, пронеся благодатный огнь живой, ревностной веры через все испытания и муки. Зарубежное духовенство искры того же огня разнесло по всему миру, в самые отдаленные его уголки, куда вихрь социальной катастрофы забрасывал русских эмигрантов в поисках крова и пропитания.

Так и ныне: разделение Русской Церкви на отечественную и зарубежную части - хоть и осталось ему существовать совсем недолго - промыслительно способствует тщательному, разностороннему и подробному рассмотрению важнейших, судьбоносных для нашей Родины и нашего народа вопросов и проблем. Грядущее же воссоединение, обобщив неповторимый духовный опыт обеих частей единой Церкви, непременно станет еще одним мощным двигателем русского возрождения.

В заключение подчеркну еще раз: причин для уныния и отчаяния у нас нет. Поводов - сколько угодно, а серьезных, глубоких причин нет. Наоборот, всякий, знающий русскую жизнь не по романам истеричных литераторов и газетным передовицам, не может не понимать - именно сейчас, сегодня Господь даровал нам возможность начать возвращение из трущоб "цивилизованного" духовного варварства на свободу благодатных просторов Святой Руси.

У нашего народа есть все для того, чтобы это возвращение состоялось. Есть привычка к напряженному внутреннему труду, готовность к самопожертвованию и терпению, нерастраченный запас державной мощи и соборной любви. И - главное - есть Святая Церковь Православная, готовая без устали врачевать его духовные недуги, наставлять, вразумлять и пестовать народ с материнской любовью и отеческой строгостью.

Пошли нам, Господи, разум истинный, просвети наши очи внутренние благодатию Духа Твоего Святаго! Даруй нам всепобеждающее смирение - что есть не безвольное подчинение злу, но сила сохранять мир и покой осмысленного бытия перед лицом мятежей и волнений суетного мира сего! Не остави нас, да не посрамится Имя Твое пред лицем супротивных Твоих, да возвеселятся верные, болезнующие о множестве зла!

Сие и буди, буди! Аминь.

 

ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ

 

ПРЕДЛАГАЕМАЯ ЧИТАТЕЛЯМ СТАТЬЯ НАПИСАНА В ПРЕДДВЕРИИ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ДЛЯ ХРИСТИАНИНА ЭТО ВРЕМЯ ПОКАЯНИЯ И УГЛУБЛЕННОГО САМОИСПЫТАНИЯ, ВРЕМЯ НАПРЯЖЕННОГО МОЛИТВЕННОГО РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПУТЯХ ОЧИЩЕНИЯ СЕРДЦА И УМИРОТВОРЕНИЯ ДУШИ, О ПРИЧИНАХ СВОИХ ПАДЕНИЙ И СПОСОБАХ ИСПРАВЛЕНИЯ.

МИР УСТРОЕН ТАК, ЧТО ПОДОБНЫЕ ВОПРОСЫ РАВНО СУЩЕСТВЕННЫ И СУДЬБОНОСНЫ КАК В ЖИЗНИ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, ТАК И В НАРОДНОМ, СОБОРНОМ БЫТИИ. И В НЕМ НЕ БУДЕТ СТРОЯ И ЛАДА, ЕСЛИ МОЛЧИТ СОВЕСТЬ, ЕСЛИ НЕТ СОЗНАНИЯ СОГРЕШЕНИЙ, ЯСНОГО ПОНИМАНИЯ ИДЕАЛА, К КОТОРОМУ СЛЕДУЕТ СТРЕМИТЬСЯ, И РАЗУМЕНИЯ - С ЧЕГО ЭТО ДВИЖЕНИЕ НАЧИНАТЬ, ГДЕ ИСКАТЬ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ...

ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ИСЧЕРПЫВАЮЩИЕ ОТВЕТЫ - НЕЛЕПО. ЗАДАЧА СТАТЬИ ИНАЯ - НАМЕТИТЬ ПУТИ, РАССТАВИТЬ ВЕХИ, ВНЕСТИ В ГОСПОДСТВУЮЩУЮ ТЬМУ ПУСТЬ МАЛУЮ, НО НЕМЕРКНУЩУЮ ПУТЕВОДНУЮ ИСКРУ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ. ГОСПОДИ, БЛАГОСЛОВИ!

 

КАКОЕ СЛОВО поставлю в начале моего плача? Какую первую мысль из печальных моих мыслей выражу словом?" - писал в 1847 году архимандрит Игнатий Брянчанинов, сокрушаясь о медленном увядании Святой Руси, о безумии суетного мира, не ведая еще, что Господь уготовал ему славу пламенного ревнителя чистоты Православия, духовного светила Русской церкви и кафедру епископа Кавказского и Черноморского.

Сан архипастыря повелевает блюсти святыни веры, совесть христианина не может молчать перед лицом неправды, лукавства и зла, уродующих нашу жизнь. Полтора столетия минуло с тех пор, как прозвучали предупреждения святого подвижника, но при воззрении на нынешнее современное духовное убожество наше, те же слова теснятся в груди моей, невольно срываются с губ...

"Идут, идут страшнее волн всемирного потопа волны лжи и тьмы, - пророчествовал святитель. - Окружают, со всех сторон готовы поглотить вселенную, истребляют веру во Христа, подавляют Его учение, повреждают нравы, притупляют, уничтожают совесть..." Мы с вами, братия, свидетели того, как волны эти чуть было не погубили в пучине своей Отечество наше, соделав все возможное для превращения русского человека в бездумного, безликого раба вещей и денег, разрушительных страстей и низменных устремлений, бессовестных обманщиков и тщеславных властолюбцев.

Да и то сказать - миновало ли лихо? Гляжу вокруг - и думы горькие, безотрадные теснятся в уме, поражая сердце печалью и болью... Страна моя, Русь моя - что с тобой стало? "Разинули на тебя пасть свою все враги твои, свищут и скрежещут зубами, говорят: "поглотили мы его, только этого дня и ждали мы, дождались, увидели!.." Зову друзей моих, но они обманули меня... Об этом плачу я; око мое, око мое изливает воды..." (Плач Иер. 2: 16; 1: 19, 16). Так сетовал некогда древний пророк, рыдая меж развалин разоренных святилищ. Сии слова Священного Писания прообразуют и наши нынешние скорби.

Но не обилие скорбей, не число врагов, не тяготы предстоящей брани страшат меня, нет! Страшит меня, что на нелегком пути искреннего и глубокого воцерковления поджидает нас сегодня множество ловушек и препятствий. Вразуми нас, Господи, - сподоби найти слово сильное и властное, дабы убедить людей раскаяться в нерадении своем, оторваться от ядовитой мути современной бездуховности, лукавых лжедуховных подделок и припасть к живоносному церковному источнику веры истинной, спасительной, Православной!..

Глубина падения нашего такова, что мы чуть ли не полностью утратили "образ здравых словес", то есть само понимание, какова должна быть здоровая, неискаженная жизнь души человеческой. Чувствуя всю неестественность, весь ужас нынешнего положения вещей, многие вполне благонамеренные люди просто не знают, не чувствуют - куда же надо идти, в какую сторону выбираться из той смрадной трясины, где мы оказались?

Нам предстоит заново учиться жить. Учиться понимать самих себя и смотреть на мир, свергнув с души отвратительную коросту атеизма, "плюрализма", гордостного высокоумия, безумного самолюбия, нелепой самоуверенности. Жизнь человеческая - ее смысл и течение - есть тайна Божия, хранимая в благодатных недрах Церкви Христовой, открывающаяся лишь благоговейному трудолюбивому искателю.

Начать ее постижение должно с того, чтобы в окружающем нас вихре событий и явлений, громогласных призывов и разнообразных влияний научиться отличать истину от лжи - настоящую, спасительную духовность от неумелого подражания или злонамеренной подделки.

 

В ЭТОТ ВОПРОС пора внести ясность. Само понятие о духе - и производное от него понятие духовности - имеет древнее церковное происхождение. Светские ораторы и публицисты лишь заимствуют его для своих целей, забывая почему-то упоминать о первоисточнике. Дух, согласно учению Церкви, есть та сила, которую вдохнул Бог в человека, завершая сотворение его. Он есть искра богоподобия, горящая в душе человеческой, возвышая ее безмерно надо всякой земной тварью.

Совесть - вот первое осязательное проявление духовной жизни.

Ответьте мне, материалисты и рационалисты, скептики и прагматики - кто вложил вам в душу властную потребность следовать в своей деятельности нормам морали и нравственности даже тогда, когда это грозит неудобствами и бедами? Кто определил сами нормы? Кто изобразил в душе вашей идеал жертвенности, чистоты и целомудрия, а проще сказать - святости, который влечет и манит нас неодолимой силой Истины и Любви? Кто всеял в сердце наше жажду праведности и добра, отвращения к лицемерию, лжи и подлости?

Бог, всемилостивый и всемогущий, праведный, человеколюбивый и истинный!

"Сообщив духу человека частичку Своего всеведения, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности, - говорит святитель Феофан, затворник Вышенский, прославившийся высокой жизнью и благодатными дарованиями в конце прошлого века. - Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать, указав - властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызениями. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей".

Второе проявление духовной жизни есть свойственная нашему духу жажда Бога. Даже у людей неверующих выражается она в естественном стремлении ко всесовершенному благу. Взгляните вокруг, оглянитесь на историю человечества: ничто земное не может удовлетворить этой жажды! Бесконечная череда сменяющихся поколений строит и разрушает; созидает, переделывает, обливаясь потом, слезами и кровью, и разрушает вновь - стремясь воплотить на земле недостижимый небесный идеал.

Нет в мире силы, способной погасить всеянную в человека искру духа, если мы сами не отречемся от своего высокого призвания. Сберечь ее и приумножить, так чтобы в итоге запылал в сердце пламень чистой, всепобеждающей любви - вот в чем смысл жизни, цель нашего земного бытия. Ибо, очистив себя таким образом, без труда войдет душа человеческая в рай сладости Божией, в Царствие Небесное - вечное, от сложения мира уготованное Господом для всех, ревнующих о добре и своем спасении.

В помощника и руководителя на этом пути духовного возрастания и совершенствования дана человеку свыше Святая Церковь Православная.

 

В НАШЕМ осуетившемся сознании понятия о духовных сокровищах Церкви почти не сохранились. Искореженный "менталитет" русского человека конца ХХ столетия замусорен и поврежден - стыдно сказать - "идеалами" общества потребления, "общечеловеческими ценностями", парламентским жаргоном и неестественными ужимками "звезд голубого экрана"! Опошлено и изгажено все, что можно. Высокие духовные состояния стали жертвой бездарной имитации бессовестных притворщиков, скрывающих за наигранной экзальтацией пустоту души и скудость ума. Дерзкое пустозвонство притворяется мудростью, похоть - любовью, трусость - кротостью и смирением. Показное нестяжательство скрывает бездну сребролюбия, покаяние превращается в ширму для лицемерия и беспринципности!

Тем более необходимо разоблачить эту ложь, вернув людям истинное понимание христианских добродетелей и совершенств.

Перечень благодатных даров Православия бесконечен, как не имеет конца их первоисточник - Бог вечный и всесовершенный. Святые Отцы, болезнуя о нашем неведении сих драгоценных благ, свели оные к семи главным, начальным дарованиям духовным, которые служат основой и опорой всего грандиозного здания опытного Богообщения.

Итак: дух православия есть дух целомудрия, нестяжания, кротости, трезвения, покаяния, смирения и любви.

Не мудрено, что отказавшись от церковного вразумления, мы утратили понимание целомудрия как целостной, совершенной мудрости, неколебимой соблазнами нечистых помыслов и мечтаний; понимание кротости как добродетели силы, погубляющей вспыльчивость и ярость, памятозлобие и раздражительность (эти принадлежности мстительной, оскорбленной слабости); понимание смирения как приобщения к несокрушимому всемогуществу Божию, дарующему власть соблюдать в душе "мир Божий, который превыше всякого ума" (Флп. 4: 7), низлагающему мятежные порывы суетного мира. Наша безумная жизнь низвела имена этих добродетелей до уровня чуть ли не бранных слов, сделав их в сознании многих людей принадлежностями старомодной жеманности или синонимами безволия, бессилия и жалкого соглашательства.

Не мудрено, что лишив себя таких духовных опор, мы превратились в человеческое стадо, жалкое в своем религиозно-нравственном скудоумии и одновременно страшное дикостью и свирепостью нравов.

Дивно то, что пребывая в этом состоянии, мы, похоже, не чувствуем никакой нужды в покаянии - даже не понимаем, что это единственный путь к вере и жизни, единственное средство начать процесс духовного возрождения.

Прислушайтесь, люди!

Покаяние есть величайший дар Бога человеку - второе крещение, в котором, омывшись от грехов, мы снова обретаем благодать, утерянную в падении. Быв грешными - становимся святыми. Оно отверзает нам небо, вводит в рай. Без покаяния нет спасения.

Покаяние не есть публичное самобичевание, но тяжелый и кропотливый внутренний труд по очищению сердца от нравственных нечистот, скопившихся там за время рассеянной, нерадивой, безблагодатной жизни. Покаяться - значит изменить образ жития, прежде всего "прийти в себя" (Лк. 15: 17). Это значит увидеть в себе грех: в мысли, слове и действии, осознать его, возненавидеть, а затем употребить благодатные церковные средства для искоренения его из своего существа. Утратив понимание истинной духовности, мы потеряли и здравое понятие об этом благе.

Плод покаяния - исправление, перемена жизни. Человек должен безжалостно, с корнями вырвать из души пороки и страсти, отвратиться от зла и неправды, приступить ко Господу и начать Ему Единому служить всеми силами души и тела. Кто кается и сознательно согрешает вновь, усугубляет вину, "обращаясь вспять" и попирая милосердие Божие. "Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться", - говорит св. Иоанн Златоуст.

Теперь о главном.

Напрасны и бесплодны будут самые возвышенные проповеди и призывы, самые мудрые и благонамеренные советы, если мы не сумеем деятельно приложить их к нашей сегодняшней жизни. Поэтому я хочу сказать о неотложных духовных нуждах сегодняшнего дня, но горьким и нелицеприятным будет слово мое.

"Пастырю не нужно обманывать льстивыми услугами, - гласит древняя святоотеческая мудрость. - Неискусен тот врач, который только слегка ощупывает напухающие извилины ран: сохраняя заключенный внутри, в глубоких извилинах яд, он только увеличивает силу его. Надобно открыть рану, рассечь и очистивши от гноя, приложить к ней сильнейший пластырь. Пусть больной вопиет, пусть кричит, пусть жалуется на нестеpпимую боль: он будет благодаpен потом, когда почувствует себя здоровым" (Св. Киприан, III век по Р. Х.).

Грозно звучат сегодня эти слова на земле Русской, разоренной и оскверненной, без малого отвергшейся своего великого вселенского призвания, безумно, безрассудно коснеющей в унижении своем, в неприятии отеческого вразумления церковного, искушающей долготерпение Божие своим малодушием и неверием, унынием и своеволием, дерзко отвергающей исцеляющую десницу Господню, посетившую нас нынешними скорбями ради вразумления и уврачевания гордыни.

Никто не знает, сколько еще отпущено нам, чтобы опомниться и исправиться, поэтому каждый, не откладывая, не медля, спроси себя: "Не я ли причина нынешнего позора? Не мой ли грех удерживает Отчизну в бездне падения? Не мое ли нерадение отлагает светлый миг воскресения?" Русские люди, подумайте здраво - среди нас нет никого, кто мог бы оправдаться, случись ему отвечать на эти вопросы не пред земным, пристрастным и слабым человеческим судом, но пред Судией Всеведающим и Всесовершенным.

Покайтесь, пока не поздно! Невиновных нет - "все развратишися, непотребни быша".

Вот уже несколько лет, как по всем земным законам и человеческим расчетам Россия должна пылать в огне гражданской войны, гибнуть во мраке и гладе хозяйственной разрухи, безвластия, беззакония и хаоса. Что же удерживает ее от этой страшной судьбы? Наше рачение и предусмотрительность? Нет! Наша бдительность, мудрость и мужество? Нет! Наше единство, сила и верность долгу? Нет!


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!