Дети среднего школьного возраста в музее
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) является переходным от детского к взрослому состоянию. Изменяются условия жизни и деятельности ребенка, происходит перестройка психики, ломаются старые, сложившиеся формы взаимоотношений с людьми. Систематическое изучение основ наук требует от них более высокого уровня сознания, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. В процессе учебной деятельности их мышление приобретает аналитический характер, развивается способность активно и самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Существенные из-
154
менения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание, которые становятся все более произвольными и приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. С 10—12 лет наступает так называемый «естественный кризис» в детском рисовании. Многие подростки бросают занятия рисованием, акцент перемещается с собственного изобразительного творчества в сферу художественного восприятия. Подросток начинает понимать значение мастерства и роль профессионального обучения в овладении его основами, что свидетельствует о готовности к систематическому и углубленному изучению искусства, его художественно-образного языка и этапов исторического развития. В связи с этим в экскурсионные программы, предназначенные для учащихся рассматриваемого возраста, необходимо включать тематические и исторические циклы, расширяющие знания учащихся в конкретной области.
|
|
Среди особенностей формирования личности в подростковом возрасте следует выделить становление нравственного сознания, самосознания, чувство взрослости, стремление к самостоятельности в своей деятельности. Характерен поиск подростком «своего героя», который часто становится примером для подражания. Это может быть какой-либо общественный или политический деятель, представитель современной популярной музыкальной культуры или кто-то из ближайшего окружения сверстников. Им может стать и любимый художник. Увлекательный рассказ экскурсовода о судьбе и личности художника может заинтересовать подростка и послужить толчком к формированию углубленного интереса в сфере искусства.
В силу вышеизложенного, тематика и формы работы художественного музея с детьми-подростками становятся более разнообразными. Кроме экскурсий по истории и языку изобразительного искусства, им могут быть предложены циклы монографического характера под общим тематическим названием «Беседы о художниках». Наряду с дидактическими играми и упражнениями в методике экскурсионной работы художественного музея с подростками широко применяются диалог, беседа, дискуссия как формы, наиболее отвечающие психологическим особенностям этого возраста. Эти же формы, безусловно, пригодны и даже становятся ведущими в экскурсионной практике со старшеклассниками1.
|
|
1 Период от 14 до 18 лет, переходный к юношескому возрасту, с его поисками цели и смысла жизни и профессиональным самоопределением, характеризуется интересом к философским вопросам художественного творчества, к мировоззрению и мировосприятию художника, к проблемам современной художественной культуры. Старшие школьники более осознанно и заинтересованно воспринимают материал, связанный с профессиональными вопросами искусства, что позволяет добавлять в экскурсионные циклы темы, посвященные языку изобразительного искусства.
И* 155
§4. Студенты в музее
Для студенческого возраста в известной мере еще характерна зависимость от более раннего, школьного этапа развития. Учиты-вая некоторую неоднородность физического и социального развития юношеского периода, определяемую биологическими и психическими особенностями, а также некоторую неопределенность критериев ее социальной зрелости, его возрастные границы не являются четко очерченными. Студенчество — сложная по своему составу социальная группа, объединенная совместной учебой, обладающая общностью быта, психологии, системы ценностей, которой присущ переходный характер от школьного периода жизни — к взрослой, связанной с профессиональной деятельностью.
|
|
Стремясь глубже разобраться в окружающей действительности, студенты на многие вопросы бытия ищут ответа в искусстве, пытаясь через его образы осмыслить реальность. В экскурсии, ориентированной на студенческую аудиторию, должны учитываться три аспекта предлагаемого материала: познавательный (развитие интеллекта), чувственный (эмоциональная отзывчивость и восприятие выразительных особенностей музейного памятника, данных в единстве его содержания и формы) и аффективный (сопереживание, являющееся основой сотворческого отношения к памятнику). Их соотношение меняется в зависимости от возрастных и интеллектуальных особенностей группы. Рассматривая работу со студенческой молодежью в художественном музее как педагогический процесс, следует помнить о том, что «в личностном отношении этот возраст имеет особое значение как период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые»1.
|
|
Так как в условиях обучения в вузе особое значение приобретает система получения знаний, важна ее роль и в музее. Образовательная деятельность художественного музея позволяет студентам расширить кругозор, способствует обогащению общей эрудиции, дает определенные знания в области истории искусства и навыки художественного анализа произведений. Учитывая названные факторы, студенты чаще всего ориентированы на тематические экскурсии, представляющие изобразительное искусство или творчество конкретного мастера на широком историко-культурном фоне, что
отвечает потребностям этой группы зрителей к получению знаний в систематизированном виде.
В подготовке экскурсий для студенческой аудитории необходимо, учитывая уровень интеллектуальной и художественной подготовки группы, создать атмосферу совместной творческой работы, которая требует взаимного интеллектуального и эмоционального напряжения, расширяет и углубляет круг знаний и эстетических представлений. Следует особо подчеркнуть, что экскурсионное занятие дает студенту возможность:
— соприкоснуться с подлинником;
— освоить приемы художественного анализа на примере кон
кретных памятников;
— понять художественно-образную систему произведения изо
бразительного искусства.
Вопросы для повторения
1. Охарактеризуйте психологические особенности детей дошкольного
возраста.
2. Назовите методические принципы, на основе которых строится рабо
та с дошкольниками в музее.
3. Охарактеризуйте специфику зрительного восприятия детей дошколь
ного возраста.
4. Назовите процессы, на основе которых происходит формирование
знаний и развитие личности младшего школьника.
5. Охарактеризуйте специфику экскурсионного занятия с младшими
школьниками.
6. Назовите темы экскурсионных занятий с младшими школьниками в
художественном музее.
7. Охарактеризуйте соотношение развивающих и образовательных за
дач в экскурсионной работе с младшими школьниками.
8. Охарактеризуйте психологические особенности детей подросткового
возраста.
9. Почему в изобразительной деятельности подростков наступает «ес
тественный кризис»?
10. Какова специфика работы в музее со студенческой аудиторией?
156
1 Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 334.
Глава 8
ОТ ПРАКТИКИ И АНАЛИЗА —
К МОДЕЛИРОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
МУЗЕЯ И ШКОЛЫ
§ 1. Специфика сотрудничества музея и школы в условиях их взаимодействия
Понимание образовательной специфики музея и школы закладывает фундамент их успешного сотрудничества, внутренняя структура которого определяется двумя взаимодействующими блоками:
/. Школа в пространстве музея. Данный блок включает в себя образовательные мероприятия (экскурсии, циклы занятий в музейной аудитории и на экспозиции), на которых учащиеся постигают смыслы культуры и искусства на музейной экспозиции — по плану, заданному музеем с учетом тематики школьного образования, или в ходе занятий, строящихся на базе собственно музейных образовательных методик.
Преподавание традиционных и новых школьных курсов по изобразительному искусству все в большей мере опирается на музейные экспозиции. При этом очевидно качественное изменение отношения к музейной экспозиции со стороны учителей. Если раньше ее воспринимали почти исключительно как иллюстрацию к положениям школьного курса, то в настоящее время осознаются специфические возможности музейной экспозиции, благодаря которым не только расширяются и углубляются представления о предмете изучения, но также развиваются визуальное мышление, способности образного восприятия, эмоциональная культура, ценностные ориентации учащихся.
Изменяется статус школьных занятий, проводящихся непосредственно в музее. Помимо своего основного назначения, заключающегося в приобщении к культуре, они служат повышению престижа образовательной системы школы, заинтересованности родителей и учеников в обучении в данной школе.
158
Уже с конца 1980-х годов музейные занятия стали включаться в учебные планы многих отечественных школ, в особенности тех, в которых проводилась экспериментальная работа в области гуманитарно-художественного образования (ведение по авторским учебным программам занятий по изобразительному искусству, литературе, развитию речи, истории и т. д. вместо предусмотренных общим планированием уроков труда). Из формы организованного досуга они превращаются в элемент обязательного школьного ученического труда, и к ним начинают предъявляться соответствующие требования со стороны школьных работников.
В этих условиях определяющую роль играет предлагаемый музеем широкий репертуар форм и тем взаимодействия со школой. Назовем в качестве примера специальные курсы по изучению истории отечественного искусства, музейные практики и т. д. Разнообразие программ и форм работы открывает перед учителем и школой возможность для выбора, учитывающего их конкретные педагогические интересы.
Важным новшеством в этой сфере стало осуществление проектов, согласно которым преобразование или создание специальной музейной среды диктуется именно педагогическими идеями и задачами. Это направление работы, выросшее из практики дидактических выставок, принципиально изменяет соотношение между собирательской, хранительской, реставрационной и образовательной деятельностью музея, когда образовательный компонент играет доминирующую роль. В музейной среде такого рода возможно эмоционально-действенное освоение учащимися тем и тематических блоков школьных учебных курсов; активизация, закрепление и обогащение в процессе игрового моделирования культурно-исторических ситуаций тех представлений, которые были восприняты учащимися на школьных уроках.
2. Музейная педагогика в школе. Данный блок включает в себя лекционную работу в школе, а также отдельные опыты ведения музейными сотрудниками факультативных учебных курсов, отражающих специфику конкретного музея. В прежние времена сложился своеобразный тип музейной лекции, которая, подобно любой лекции, рассчитана на усвоение академических знаний и общей историко-культурной информации, одновременно — в явном или неявном виде — подготавливающей публику к посещению экспозиции и к ее восприятию. Будучи музейными именно благодаря принципам отбора и подачи материала, такие лекции в равной мере предназначались для лекционных аудиторий в самом музее и вне его, для всех групп слушателей и адаптировались применительно к
159
их социопрофессиональным и возрастным особенностям. Вместе с тем типичные музейные лекции, читавшиеся в школах, как правило, не были скоординированы с учебно-воспитательной системой учебного заведения и оказывались своего рода формой дополнительного образования.
Развитие процессов гуманизации и гуманитаризации образования, готовность педагогов к экспериментальной, инновационной работе в школе и понимание образовательной деятельности музея как части общепедагогического процесса позволили музею и школе перейти к интенсивному сотрудничеству в рамках данного блока. Примером этого может служить взаимодействие Русского музея и Гимназии при Русском музее (с 1989 г.), а также с другими образовательными учреждениями Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов России. Все это убедительно свидетельствует о перспективности использования музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, а также о значении многоуровневого сотрудничества музея и школы для инновационного процесса как в системе образования, так и для образовательной деятельности музея.
В практике работы с Гимназией при ГРМ музей впервые выступил в качестве учредителя общеобразовательной школы. Была поставлена задача целостного преобразования учебно-воспитательной системы конкретного учебного заведения на основе сочетания достижений школьной, дошкольной и музейной педагогики1. В настоящее время ее образовательная концепция и программа строится с учетом многолетнего опыта музейно-школьного сотрудничества. В учебном плане Гимназии сочетаются обязательные предметы и предметы по выбору, обеспечивающие право учащихся на личные приоритеты в образовании.
Исходя из опыта Гимназии при ГРМ и других школ, сотрудничающих с художественными музеями, задачи школы в области художественного образования можно определить следующим образом:
— развитие устойчивого и углубленного интереса к общению с
произведениями изобразительного искусства и архитектуры, спо
собности к активному сотворческому восприятию;
— формирование умений и навыков по определению культур
но-исторического контекста возникновения и бытования произведе
ний искусства;
1 См.: Столяров Б.А., Бойко А.Г. Концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.
160
— формирование интереса к личности творца художественных
ценностей, способности к пониманию и анализу ее индивидуальных
и типических социально-исторических черт;
— содействие пониманию единой природы и взаимосвязей раз
личных искусств, осознанию человеческой культуры как целостного
явления;
— нацеливание познавательной деятельности учащихся на по
стижение и освоение мира человеческой культуры; выяснение свое
образия русской художественной культуры и ее места в европей
ской и мировой художественной культуре;
— воспитание зрительской музейной культуры, приобщение к
пониманию современной художественной культуры в ее связи с
классическим наследием;
— содействие всестороннему развитию личностных способно
стей, реализации индивидуальности воспитанника, формированию
творческого отношения к действительности.
В образовательном процессе используются три формы работы с учащимися: занятия на музейной экспозиции, классно-аудиторные и практические занятия. Этот процесс обеспечен комплексом методических материалов:
— программами учебных предметов, отражающими научные,
методологические и методические основы курса, определяющими
его дидактические особенности и тематику;
— рекомендациями, раскрывающими методику преподавания
курса;
— разработками уроков, их блоков, отдельных тем, в том числе
на основе межпредметных связей гуманитарного и художественного
учебных циклов;
— учебными пособиями, книгами для учителей, для учащихся,
хрестоматиями, экранными пособиями, аудио- и видеоматериалами;
— публикациями, обобщающими инновационный опыт в целом
и отдельные его аспекты.
Важным и необходимым этапом углубленного взаимодействия музея и школы является создание единой Программы художественно-эстетического образования, ориентированной на общегуманитарное развитие учащихся, в которой намечена тематико-понятийная координация и взаимодействие соответствующих учебных курсов и внеурочной деятельности. Работая над созданием Программы и учебных пособий, музейные педагоги осваивают виды научной деятельности, традиционно относимые к академической, институтской науке, а успешная интеграция музея и школы помогает укреп-
161
лению взаимопонимания школьной и музейной педагогики в методических и дидактических вопросах.
Результативность углубленного сотрудничества музея и школы зависит от следующих факторов:
— степени осознания руководством музея и школы необходи
мости, цели и задач такого взаимодействия;
— наличия в музее достаточного количества сотрудников, заин
тересованных в ведении предусмотренной Программы научно-прак
тической работы и способных к сочетанию подходов музейной и
школьной педагогики;
— наличия в школе сплоченной группы педагогов, восприни
мающих обновление учебно-воспитательной системы школы как
перспективное и лично важное дело и способных к сочетанию под
ходов школьной и музейной педагогики1.
Интенсивная практическая и научно-методическая образовательная деятельность музеев привела в середине 1990-х годов к складыванию новых идейных установок на основе обобщения результатов многолетних поисков и экспериментов, осуществлявшихся на просветительском этапе их образовательной деятельности. Методологически они связаны с теорией музейной коммуникации, гуманистическими положениями и достижениями школьной педагогики. К ним относятся:
— представление о социально-нравственной ответственности
музея за гуманизацию и оптимизацию общественных, межгруппо
вых и межличностных отношений, разделяемой им с другими социо
культурными институтами;
— гипотеза о ведущей роли музейно-педагогических средств в
развитии творческих способностей и мировосприятии личности;
— гипотеза о необходимости применения психолого-педагоги
ческих методов для организации подачи информации, воспринимае
мой посетителями в процессе музейной коммуникации;
— осознание единства музейной среды с гуманитарным духов
но-интеллектуальным пространством общества.
1 Такое сотрудничество музея и школы в рамках блока «музейная педагогика в школе», основы которого были заложены Государственным Русским музеем, уже получило распространение в российском образовании. Об этом свидетельствует опыт гимназии им. Кирилла и Мефодия при Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева в Москве, работа по интеграции педагогических программ гимназии № 2 и Пермской художественной галереи, опыт музеев и школ Тулы, Саратова, Петрозаводска и других городов страны.
162
Принятие данных установок сообществом музейных сотрудников и их утверждение в общественном сознании неизбежно вызывает изменения в структуре и статусе образовательной деятельности в музее. Создаются музейно-педагогические службы — отделы, центры, секторы, — в которых развиваются направления и формы работы, соответствующие новой парадигме. Сегодня они работают параллельно с традиционными музейно-просветительскими (пропагандистскими) подразделениями (экскурсионными, лекционными и т. д.) или, согласовывая свои планы, взаимно дополняют друг друга. В свою очередь, школы имеют возможность широкого выбора близких им форм сотрудничества с образовательными службами музея.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!