ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ПОНИМАНИЮ 9 страница



 

Среди многочисленных философских идей, возникавших в многовековой истории Китая, наиболее важными являются даосизм, конфуцианство и легизм. Именно они оказали определяющее воздействие на китайское правопонимание, которое затем стало составной частью правовой культуры мировой цивилизации и пристальным объектом для его изучения.

Даосизм считает, что во Вселенной господствует принцип Дао (путь). Существует нечто, состоящее из самого себя. Оно возникло (родилось) раньше небес и земли. Оно спокойно и пусто, а также независимо и неизменно. Оно является матерью света, но никому не дано знать его имени. Именно поэтому оно получило такое название в силу того, что более точного и лучшего слова, выражающего почтение к нему не имеется.

Основной смысл даосизма заключается в том, что если "человек следует в своих делах и мыслях этим великим путем, не побуждаемый волевым усилием, то все в порядке" <1>. Даосизму чуждо силовое решение возникающих проблем. Они предлагают плыть по течению. В их понимании диета - это не самоограничение, а здоровый образ жизни, позволяющий жить умеренной полноценной жизнью. Таким образом, учение даосизм проповедует "недеяние". Они выступают против использования норм права и традиций.

--------------------------------

<1> Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира: Монография / Институт государства и права РАН. 1993. 136 с.

 

Великий даосский мудрец Лао-цзы еще в VI веке до нашей эры философски заметил: "Когда есть справедливость, будет и несправедливость; когда есть правда, будет и неправда". Учение подчеркивало необходимость того, чтобы ко всем общественным явлениям относиться с пониманием. Гармоничное развитие общества должно гармонизировать с окружающим миром. Руководство современного Китая идею национального возрождения дополнило идеей построения гармоничного общества.

Конфуцианство как философское учение занимает прямо противоположные даосизму взгляды. Его представители занимают гораздо более активную жизненную позицию. Конфуцианство проповедует процесс самосовершенствования посредством "взятия себя в железные рукавицы". В Китае символом подобного метода является карп, плывущий против течения.

Великий китайский философ и просветитель Конфуций родился в 550 году до н.э. в эпоху сражающихся царств и нескончаемых междоусобиц. Его учение отразило накопившуюся в народе жажду законности и порядка. Гуманистическая сущность конфуцианства вступила в противоречие с феодальным деспотизмом императора Цинь Шихуана - строителя Великой китайской стены. В 213 году до н.э. он приказал сжечь все сочинения уже умершего Конфуция и живьем похоронить 420 его последователей.

При следующей династии Хань конфуцианство было провозглашено государственной идеологией и оставалось ею двадцать веков, за исключением периода "культурной революции". Стать чиновником в Китае мог лишь человек, прошедший открытый конкурс на знание конфуцианских текстов и умение применять их идеи при решении жизненных проблем. Конфуцианцы считают, что выполнение норм и правил предписанного поведения должно быть видно со стороны. Они обозначают связанные с этим приметы иероглифом "ли" (ритуал), который служит отправной точкой образа жизни. Его координатами являются иерархия и гармония. По своей сути конфуцианство является "морально-этическим кодексом" <1>, способствующим осуществлять неустанное нравственное совершенствование.

--------------------------------

<1> Овчинников Всеволод. От Маркса к Конфуцию (что показал 17-й съезд Компартии Китая) // Российская газета. 2007. 25 октября.

 

Стержнем конфуцианства являются проблемы управления государством, отношения между людьми в семье и обществе, нормы нравственности и морали. На упрек о том, почему он в своем учении ничего не говорит о загробной жизни, Конфуций отвечал следующим образом: пока люди не научились правильно относиться друг к другу в этом мире, то какой смысл рассуждать о мире потустороннем?

Согласно конфуцианству мир человека резко отличается от мира природы, в котором господствует строгая иерархия. По такому образу и подобию должен строиться и мир человека. Природные законы представители этого учения называют дао (божественный путь) или тиан дао. Непосредственно миром человека они не управляют. Поэтому разрабатываемые человеком правила поведения должны быть в гармонии с природными законами.

Конфуций и его последователи считали, что различия общественного положения людей в иерархически организованном обществе должны рассматриваться как проявление высшей в мире гармонии и потому должны неукоснительно соблюдаться.

Конфуцианцы по своей сущности являются рационалистами и прагматиками. В целом китайское право отличается своим мировоззренческим подходом к праву. Если весь мир является гармонией космоса, земли и человека, то люди должны следовать естественному порядку. Конфуцианство породило устойчивую веру в соблюдение нравственно-религиозных правил и пренебрежение к праву как "внешнему принуждению".

В понимании китайцев право не считалось фактором порядка и символом справедливости. Оно - орудие произвола, фактор, нарушающий нормальный порядок вещей. Добропорядочный гражданин не обязан был уважать право и даже думать о нем: его образ жизни должен был исключать любые правовые притязания и всякое обращение к правосудию. В своем поведении человек должен руководствоваться не столько юридическими мотивами, сколько стремлением к гармонии и миру. Согласительные процедуры ценнее правосудия. Конфликты следует гасить путем посредничества, а не решать правовым путем.

По этому поводу Конфуций утверждал: "Если люди управляются по правовым нормам и дисциплинируются наказанием, то они будут беззастенчиво искать пути, чтобы обойти и то и другое. Если же они будут управляться добродетелью и дисциплинироваться традициями, то они познают стыд и будут вести себя по справедливости" <1>.

--------------------------------

<1> Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира: Монография / Институт государства и права РАН. 1993. С. 142.

 

Конфуцианская мораль предписывает по возможности избегать прямой конфронтации. Считается недопустимым доводить дело до того, чтобы одна из сторон одерживала явную победу над другой, чтобы побежденный был унижен и оскорблен ("потерял лицо"). Как пишет известный российский китаевед Всеволод Овчинников, "в прежние времена даже рикши строго блюли неписаный закон: молодой возчик мог обогнать старого лишь изменив маршрут, чтобы его превосходство в силе не бросалось в глаза" <1>.

--------------------------------

<1> Овчинников Всеволод. Восточная бизнес-этика // Российская газета. 2007. 26 марта. N 61п.

 

Приверженность к подобной модели поведения следующим образом накладывает отпечаток на содержание современной деловой этики. Если западная модель поведения конкурентов в бизнесе в конечном счете определяет, кому достанется искомый пирог, то на Востоке другая постановка вопроса - как поделить пирог.

В спорах и дискуссиях главной добродетелью обладает не тот, кто твердо отстаивает свое (пусть и справедливое) мнение, а тот, кто проявляет наибольшую готовность к уступкам ради достижения общего согласия. Целью ведущихся дискуссий считается выявление различий во мнении и на их основе выработка общего согласия. Соблюдение иерархии и постоянный поиск гармонии являются определяющими чертами деловой этики современных восточных бизнесменов.

Многие изречения Конфуция продолжают оставаться хрестоматийными и в настоящее время. К таковым следует отнести: "Учиться и ежечасно применять усвоенное - разве не радость!"; "Учение без размышления - бесполезно. Размышление без учения - опасно"; "Хочешь определять будущее - изучай прошлое".

Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) учредила Международную премию Конфуция. С 2006 года она присуждается государственным учреждениям, неправительственным организациям и отдельным лицам за выдающийся вклад в дело народного просвещения.

Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали, что все люди равны перед законом. Правильное социальное поведение нельзя добиться только одним философским учением. Оно должно обязательно регламентироваться суровым наказанием в виде применения мер принуждения со стороны государства. Поэтому общественная жизнь должна регулироваться нормами позитивного права. Если конфуцианцы считают, что порядок в обществе обеспечивается ритуальными правилами в силу добровольно признаваемой иерархии, то у легистов другая точка зрения.

Правила поведения в одинаковой степени действуют в отношении всех. Устанавливаемый государством закон не должен делать исключений в отношении избранных, "как линейка не сгибается, чтобы измерить изогнутые предметы". Если монарх хочет, руководствуясь законом, эффективно и справедливо управлять страной, то для этого его необходимо обнародовать и исполнять. Закон должен "иметь ясный смысл" и быть обязательно известен всем. Правовые нормы должны быть стандартными и устойчивыми, считали легисты. Они не принимают конфуциантскую концепцию произвольного саморегулирования мира. В основе их идеологии - возможность построения хорошо организованного общества при доминирующей роли государства.

Подчеркивая безусловную роль государства в регулировании общественных процессов, представители этого учения позволяли делать образные сравнения. "Мудрец может сразу же принять умное решение, но он всегда спросит мнение старцев. Можно ровно обтесать кривое полено, если линейка точная; можно выровнять землю, если уровень плоский; можно точно и правильно взвешивать, если есть весы; можно точно измерять объем, если очень хорошая мерка".

Провозглашение в Китае республики (1911 г.) дало толчок кодификации. Гражданский, Земельный и иные кодексы (20 - 30 гг.) готовились по образцам европейских законов. Следующий этап - провозглашение в 1949 г. КНР, когда отменяются ранее действовавшие законы и создаются новые, реорганизуется система судов. С конца 60-х годов наступает период "культурной революции", когда вновь отбрасывается принцип законности. С середины 70-х годов провозглашается и более двух десятилетий проводится курс на правовую регламентацию. Стратегия особого пути Китая выражается в сохранении многих институтов и норм традиционного права.

Япония. В Японии идеи права заменялись политико-этическими нормами:

послушание низших слоев - высшим, вассалов - сюзерену, личным предписаниям феодалов и военных.

Особую роль играли и до сих пор играют правила "внешне-приличного" поведения - уступчивость, примирение, доброжелательность, патернализм. Саморегуляция и самоопределение почитаются очень высоко.

Японская правовая система испытала на себе влияние западного и американского права. Здесь существуют такие отрасли права, как конституционное, административное, гражданское, торговое, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, право социального обеспечения и др. Законы, договоры и иные акты являются источниками права.

 

9.5. Социалистическая (российская) правовая семья

 

С начала 30-х годов и до конца 80-х годов XX столетия советское право, являясь по своей сути формой выражения советского законодательства, относилось к семье социалистического права. Взгляды на специфику современной правовой системы Российской Федерации в науке носят дискуссионный характер. Некоторые авторы считают, что правовая система России не является составной частью романо-германской правовой семьи, потому что у нее "больше своих собственных, свойственных только ей одной, специфических черт...".

Такая позиция безусловно заслуживает одобрения. Она подчеркивает самобытность и обособленность путей дальнейшего развития российского законодательства в условиях рыночной экономики, ее направленность на создание необходимых предпосылок для формирования гражданского общества.

Высказывается и другая точка зрения о том, что современное российское право по своему содержанию в силу естественных причин пока носит двойственный характер. На сегодняшний день оно еще не до конца освободилось от характерных особенностей "социалистического прошлого" и не в полном объеме приобрело черты новой родовой принадлежности к романо-германскому праву.

По нашему мнению, отнесение национальной правовой системы к какой-либо конкретной правовой семье не исключает признания за ней права оставаться обособленной, уникальной и самостоятельно определяющей пути своего исторического развития в рамках складывающихся мировых тенденций.

Исследователи предъявляют 6 требований к членам романо-германской правовой семьи: методология права, инфраструктура права, структура процессуального права, правовая идеология, правовая культура, правовое государство.

Романо-германская правовая семья, являясь самой древней западной правовой системой, имеет ряд отличительных родовых особенностей:

- содержит многие атрибуты римского частного права (институты, концепции, приемы, лексика, структура материального права...);

- доктринальный характер и логичность;

- кодифицированность основных отраслей материального и процессуального права;

- разделяет материальное право на частное и публичное, признавая принцип дуализма частного права;

- соблюдается принцип первичности частного права по отношению к публичному, а также материального права по отношению к процессуальному;

- основным источником права признается нормотворчество государства, а судебный прецедент рассматривается лишь как вспомогательный источник;

- наряду с соблюдением принципа верховенства закона действует и принцип этатизма - признание и усиление ведущей роли государства в обществе;

- в государствах, относящихся к этой правовой системе, имеется несколько видов судов высшего звена (во Франции три - Верховный суд общей юрисдикции, Верховный административный суд, Верховный конституционный суд; в Германии шесть...);

- действует система административного контроля министерства юстиции над судами (аттестация судей, контроль за кадровой политикой судов, осуществление программ по повышению квалификации судей...);

- структура юридической профессии предполагает деление на восемь горизонтальных ветвей: судья, адвокат, юрисконсульт, частнопрактикующий юридический советник, прокурор и подчиненные ему следователи, ученые и преподаватели.

Российскому праву, а значит, и законодательству еще предстоит пройти определенный путь дальнейшего реформирования направленный на: очищение права от остатков правовой идеологии социалистического права, приближение уголовного процесса к современному континентально-европейскому стандарту, достижение уровня европейской правовой культуры и построение подлинно правового государства.

Представляется необходимым преодоление оставшейся части дистанции. Стремление России быть полноправным членом мирового сообщества обязывает ее соответствовать общепринятым международным стандартам во всех сферах жизнедеятельности. В первую очередь это относится к процессу формирования качественно нового законодательства, а значит, и реформирования правовой системы.

 

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте основные черты современных правовых семей.

2. Романо-германская правовая семья.

3. Англосаксонская правовая семья.

4. Мусульманская правовая семья.

5. Иудейская правовая семья.

6. Социалистическая правовая семья.

7. Каноническое право.

8. Индусское право.

9. Китайское право.

 

Рекомендуемая литература

 

а) основная

 

Теория государства и права / Под ред. проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977.

Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.

Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. М., 1993.

Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. М., 1994.

Алексеев С.С. Теория права. Харьков: БЕК, 1994.

Гранат Н.Л., Лазарев В.В. Теория права и государства: Учебно-методическое пособие. М., 1993.

Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.

Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994.

Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994.

Общая теория права: Учебное пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1994.

Теория государства и права. Часть I: Теория государства / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995.

Жеругов Р.Т. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Науч. ред. проф. В.В. Оксамытный. Москва - Нальчик: Изд. центр "Эль-фа", 1995. 248 с.

Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 570 с.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003. 382 с.

Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Дело и Сервис, 2004. 816 с.

Поляков В.А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2004. 864 с.

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. Издание 2-е, дополненное. М.: Омега-Л, 2004. 584 с.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.

 

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юристъ, 2006. 768 с.

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК "Велби", Проспект, 2005. 768 с.

Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М.: Проспект, 2009. 400 с.

Марченко М.Н. Правовые системы современного мира: Учебное пособие. М.: ИКД "Зерцало-М", 2008. 528 с.

Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2008.

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Москва: Юридический колледж МГУ, 1995. Т. 2.

Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Москва: Юристъ, 1995.

Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета / Русская православная церковь. Российский фонд культуры. 1999. 1371 с.

Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1996.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира: Монография / Институт государства и права РАН. 1993. 148 с.

Аннерс Э. История европейского права (перевод со шведского) / Институт Европы. М.: Наука, 1994. 397 с.

История государства и права зарубежных стран. Часть I: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 480 с.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1994.

Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 570 с.

Проблемы теории государства и права / Под ред. С.С. Алексеева. М.: Юридическая литература, 1978.

Апарова Т.В. Прецедент в современном английском праве и судебное правотворчество // Труды ВНИИСЗ. 1976. N 6.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!