ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ПОНИМАНИЮ 2 страница



В современных условиях нормы естественного права наиболее полно отражены в нормах международного права. Чем демократичнее и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако равенства между ними никогда не будет.

Идеи и основные положения естественного права в определенной степени отражены в конституционном и текущем законодательстве большинства современных государств. Например, в Конституции России (п. 2 ст. 17) отмечается, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения".

Решая практические задачи в различных сферах общественной жизни, государство с учетом многообразных факторов (не всегда положительных) формирует соответствующий складывающейся обстановке правовой режим. Как правило, его положения носят ограничительный характер по отношению к определению линии поведения субъектов права.

Интегративная теория. Ее представители рассматривают право как совокупность признаваемых в данном обществе правил, направленных на обеспечение социальной справедливости, защиту нормативами равенства, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношениях друг к другу.

Классовая (марксистская) теория. Марксистская теория основывается на историко-материалистическом учении об общественном развитии, а также на классовую трактовку государства и права. Основные положения этой концепции изложены в произведениях Ф. Энгельса, К. Маркса, В.И. Ленина и (в меньшей степени) Г.В. Плеханова.

Право и возникающие на его основе правовые отношения отражают характер экономических связей между людьми. Марксистская концепция права выделяет его классово-волевой характер. В обобщенном виде право они определяли как возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего (господствующего) класса. Такая трактовка, впервые высказанная по отношению к буржуазному праву в Манифесте Коммунистической партии в последующем была распространена на понимание сущности всего права.

Подобная трактовка сущности права в той или иной степени наиболее ярко проявилась в период существования СССР на всех этапах социалистического строительства следующим образом:

- лишение на конституционном уровне части населения избирательного права;

- деление населения на классы;

- отказ от института частной собственности;

- плановый характер экономики страны;

- однопартийная политическая система общества;

- идеологизация всех сфер общественной жизни, в том числе и в экономических процессах;

- формальный характер участия населения в вопросах управления делами государства через избирательную систему;

- возможность карьерного роста только через членство в рядах коммунистической партии Советского Союза (КПСС) и др.

Либертарно-юридическая теория. При либертарно-юридическом подходе выделяют следующие основные характеристики (принципы), которые воспринимаются и марксистской теорией: формальное равенство; всеобщность; свобода; справедливость; общеобязательность.

Каждый из перечисленных принципов, наряду с самостоятельным и обособленным значением, предназначен дополнять и придавать новые оттенки другим. Взятые в единстве, они позволяют в более полной степени отразить сущность права в целом. Далее рассмотрим ряд из перечисленных характеристик, присущих праву, в более развернутом виде.

Формальное равенство. Выражение "равенство" предполагает абстрагирование от различий, которыми обладают рассматриваемые объекты. При выборе критериев уравнивания придерживаются метода игнорирования несущественных различий между ними. Такой же подход используется и при определении сущности формального правового равенства как одного из основополагающих качеств права.

Спецификой правового равенства (и в целом права) является то, что основанием соблюдения равенства между субъектами является признание условия свободы индивида в общественных отношениях через такие понятия, как правоспособность, дееспособность и правосубъектность. В то же время правовое равенство предполагает соблюдение условий соразмерности и эквивалентности между сторонами.

Формальная определенность является одним из признаков права. Принцип формального правового равенства предусматривает гарантируемое государством формализованное и упорядоченное право индивидам на единых и общих для всех основаниях иметь реальную возможность пользоваться "услугами права". Его сущностная характеристика в различных исторических эпохах наполнялась новым содержанием. Например, в эпоху рабовладения в Древнем Риме принцип формального правового равенства не распространялся на рабов (наряду с орудиями труда и сельскохозяйственными животными они приравнивались не к субъектам права, а к его объектам). По Конституции РСФСР (1918 г.) избирательного права были лишены определенные категории граждан по факту их социальной принадлежности.

В настоящее время принцип формального равенства закреплен в основополагающих международно-правовых документах и находит свое отражение в конституциях подавляющего большинства государств. Это выражается в предоставлении возможности одинакового права для всех на: жизнь; возможность трудиться; свободу вероисповедания; идеологическое многообразие; безопасные условия жизни; достойные условия жизни; возможность получения квалифицированной юридической помощи и др. Таким образом, об одинаковом равенстве всех субъектов права можно говорить только в общем виде.

В конкретно-индивидуальных ситуациях дело обстоит несколько иначе. Каждое государство в отношении различных категорий граждан (титульных и иностранных) на законодательном уровне предусматривает определенные иммунитеты (депутатская неприкосновенность) и привилегии (всевозможные льготы ветеранам войны и труда, орденоносцам, детям-сиротам и т.д.). Подобная практика предусматривается и нормами международного права, в том числе и признанием института дипломатической неприкосновенности.

Свобода. Личная свобода и свобода воли индивида в праве рассматриваются как тождественные понятия. В той или иной интерпретации в праве всегда содержится волевой момент. Он может быть выражен в свободном волеизъявлении индивида посредством вступления в правоотношение определенного вида. Перечень определенных прав и свобод содержится в текстах конституций государств. На примерах признаваемых государствами за индивидами перечней прав и свобод можно судить о прогрессе мировой цивилизации в целом.

В Российской Федерации государство на законодательной основе под контролем органов прокуратуры и судебной власти оставляет за собой право ограничивать конституционные права и свободы граждан и организаций в следующих случаях:

- в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (природные катаклизмы, техногенные аварии, социальные конфликты);

- в условиях действия особых правовых режимов чрезвычайного положения и военного положения;

- в период нахождения государства в состоянии войны <1>, т.е. в военное время;

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 31 мая 1996 г. "Об обороне" состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. Военное время наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекает с момента объявления о их прекращении, но не ранее их фактического прекращения.

 

- в процессе борьбы с противоправными или преступными деяниями.

Определенному законом кругу правоохранительных органов разрешается осуществлять оперативно-розыскную деятельность негласными способами <1>. К таким методам относятся <2>:

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 5 июля 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349.

<2> См.: Петрухин И.Л. Частная жизнь (правовые аспекты) // Государство и право. 1999. N 1. С. 64 - 73.

 

- осмотр и выемка почтово-телеграфной корреспонденции, других почтовых отправлений и сообщений, передаваемых по техническим каналам связи;

- прослушивание телефонных и иных переговоров с использованием современной техники;

- вхождение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц и осмотр, обследование жилища (обыск), а в оперативно-розыскной деятельности - возможность установки подслушивающих, иных устройств и электронное (лазерное) наблюдение за жилищем без вхождения в него.

Юрисдикция Совета Европы оставляет за государствами некоторую свободу усмотрения в определении пределов изъятия прав. Эта позиция нашла отражение, например, в процессах по обвинению греческой военной хунты (1969 г.), а также в деле "Ирландия против Соединенного Королевства (1978 г.)", в котором затрагивались условия содержания заключенных в тюремных лагерях Северной Ирландии.

В ст. 17 Европейской конвенции о защите прав и свобод записано, что нельзя ссылаться на права, содержащиеся в Конвенции, для того, чтобы ограничивать другие права, принадлежащие кому-либо. Имеется множество прецедентов, которые достаточно ясно иллюстрируют признание законности ограничения прав тех, кто пытается добиться ограничения прав других.

Например, в Англии <1> считается, что на права и свободы, признаваемые в стране, в принципе могут распространяться только строго определенные ограничения. Однако здесь отсутствует официально утвержденный государством перечень прав и свобод, предоставленных на его территории. Это означает, что субъект имеет право на что угодно, если только это не противоречит существующему праву. Диапазон мер, применяемых государством по ограничению прав и свобод граждан, зависит от вида и реальности угроз.

--------------------------------

<1> Романов А.К. Правовая система Англии. М., 2000. С. 57.

 

Международным правом и национальным законодательством большинства стран запрещается применение мер, направленных на: жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение; ограничение права на жизнь; узаконивание рабства и применения пыток; использование обратной силы уголовного закона. Межамериканская конвенция о правах человека дополнительно к перечисленному выше предусматривает неприкосновенность еще следующих двух разновидностей прав: признание правосубъектности; свобода вероисповедания.

Справедливость (Justitia). В системе социальных норм справедливость рассматривается как возможность воздаяния равным за равное. Наряду с другими это одно из обязательных внутренних свойств и качеств права. Справедливость в праве выполняет роль своеобразного образца (стандарта, эталона качества), на котором проверяется внутренне качество самого закона.

Не менее важным является и его внешнее значение. Наличие справедливого закона позволяет людям убедиться в том, что в окружающем их социальном мире существуют правовые (справедливые) ориентиры, позволяющие всегда "найти и защитить правду" от нарушений, допускаемых кем бы то ни было.

По своей сути право в меньшей степени зависит от воли законодателя. Поэтому в нем понятие справедливости носит более объективный и достоверный характер, нежели в нормах законодательства. Это происходит от того, что в государствах с антидемократическими политическими режимами понятия "законность" и "справедливость" не всегда могут совпадать.

Например, законности могут придаваться различные и далеко не правовые оттенки, не в полной мере совпадающие с понятием справедливости (революционная законность, социалистическая законность, целесообразность - как форма подмены законности).

Общеобязательность. В отличие от других видов социальных норм общеобязательность в праве всегда носит официально-властный характер. Это означает, что нормативный правовой акт принимается (издается) от имени государства в установленном законом порядке уполномоченным органом государственного управления или должностным лицом.

Поэтому он, а точнее сказать, выполнение изложенных в нем и носящих властно-волевой характер предписаний, наделяется поддержкой и защитой государства. Одновременно предусматривается возможность применения карательных санкций в отношении правонарушителей. Определяется круг субъектов, обладающих правоприменительными полномочиями.

 

8.3. Право в системе социальных и технических норм

 

Для более глубокого понимания права его необходимо рассмотреть в общей системе социальной регуляции. Под социальными нормами принято понимать правила поведения людей в общественной жизни, побудительными мотивами которого являются: внутреннее убеждение, понятие справедливости, жизненные принципы и другие. Видами социальных норм являются:

- нормы общественных организаций - устанавливаются самими общественными организациями, закрепляются в их уставах, охраняются предусмотренными в их уставах мерами общественного воздействия;

- нормы морали - складываются в общественной жизни в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, чести, долге человека перед обществом и людьми;

- нормы религии - исходят из представлений людей о Боге как творце мироздания и основополагающих началах человеческого общежития;

- нормы обычаев, традиций ритуалов - складываются в процессе исторического развития. В определенной общественной сфере в результате многократного повторения входят в привычку, благодаря которой они и соблюдаются, поддерживаемые общественным мнением;

- нормы права - устанавливаются и охраняются от нарушений государством.

Необходимо обратить внимание на взаимодействие правовых норм с техническими правилами наиболее целесообразного обращения людей с природой, техническими средствами, которые вырабатываются на основе законов развития природы и техники. В содержание многих правовых норм включаются технические нормы (правила безопасности строительных работ, нормы расхода сырья и т.д.). В результате технические нормы приобретают форму и силу юридических норм, что делает их общеобязательными, и соблюдение которых гарантируется государством.

В процессе регулирования общественных отношений мораль и право также системно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга. В.В. Путин со ссылкой на конкретные исторические события, связанные с "заигрыванием" европейских политиков в конце 30-х годов XX столетия с фашистской Германией и последовавшей за этим Второй мировой войной, считает, что "не может быть разумной, ответственной политики вне нравственных и правовых рамок" <1>.

--------------------------------

<1> Сидибе Пьер. Накануне (Владимир Путин предварил свой визит в Польшу статьей в газете) // Российская газета. 2009. 1 сентября.

 

Важная роль в этом взаимоотношении принадлежит религии. Например, в марте 2007 года Духовное управление мусульман Дагестана на одном из исламских сайтов опубликовало список эстрадных артистов, включавший в себя 21 человек. Их выступление на территории республики было признано нежелательным. Причиной принятия такого решения послужила "недостаточная нравственность" в содержании их концертов. В частности, в этот список были включены Филипп Киркоров, Шнур, "Агата Кристи", "ТаТу", "Ночные снайперы" и другие.

Следует отметить, что Дагестан является одним из наиболее исламизированных субъектов Российской Федерации. В республике действует около 1800 мечетей, 14 высших исламских учебных заведений (во всем Южном федеральном округе их 22), а также много начальных (мектебов) и средних (медресе) исламских учебных заведений. В республике развито радикальное исламское движение, получившее название "ваххабизм".

Предпринимаются постоянные попытки, направленные на то, чтобы религия и наука (богословие и светская наука) нашли общий язык. Это весьма деликатная тема, имеющая большой общественный резонанс. Соотношение между наукой и религией можно сопоставить с соотношением между верой и знаниями.

В Средние века первые серьезные научные работы были сделаны исследователями, занимающимися богословием. Однако сделанные ими выводы носили светский характер и входили в противоречие с богословскими канонами. Например, свое открытие о движении небесных светил вокруг солнца Н. Коперник сделал, занимаясь богословием.

Лауреат Нобелевской премии (1964 г.) выдающийся физик Чарлз Таунс в марте 2005 г. опубликовал программную статью "Сближение науки и религии". Ученый попробовал "реабилитировать" христианство в глазах научного сообщества. В статье утверждается, что противоречия между двумя мировоззрениями поверхностны, а Библия вовсе не нуждается в буквальном понимании.

В своей позиции автор этой публикации не одинок. Например, участвуя в опросе лауреатов Нобелевской премии, проводимом епископом Кентерберийским, на вопрос "Вы религиозный человек?" знаменитый академик Павлов ответил отрицательно. Но на вопрос "Считаете ли Вы совместимыми религию и науку?" ответил "Да" <1>.

--------------------------------

<1> Яковлева Елена, Емельяненков Александр. Код да истины // Российская газета. 2007. 7 августа.

 

Польский священник, космолог и философ, специализирующийся на математике и метафизике, Михал Хеллер, ставший в 2008 году лауреатом премии фонда Темплтона (ее размер составляет 820 тысяч евро) "За прогресс в исследованиях или открытиях в области духовных реалий", так же как и Эйнштейн, считает, что "наука не делает ничего другого, как читает замысел бога" <1>. При этом Эйнштейн понимал Бога "скорее как безличный Разум Вселенной".

--------------------------------

<1> Саможнев Александр. Доказательство Бога (польский ученый вычислил Высший разум) // Российская газета. 2008. 29 марта.

 

Работы Михаля Геллера расширили метафизические горизонты науки. Его теория прямо не доказывает существование Бога, но в то же время она может представлять косвенные доказательства его существования. Исследователь логично считает, что если у Вселенной было начало, то можно предположить, что у нее был и Творец. Но если Вселенная автономна, не имея ни границ, ни края, то у нее не может быть начала и конца. Она просто существует, и в этом случае в ее истории нет места Творцу.

Профессор Геллер выступает против ньютоновской концепции идеи абсолютного пространства, абсолютного времени и Бога, создающего энергию и вещество. Современным теологам он предлагает вернуться к традиционной доктрине, которая предполагает, что процесс создания Вселенной был актом вне пространства и времени.

Представляется симптоматичным и факт согласия Иоанна Павла II со ставшими знаменитыми словами Галилео Галилея: "Богословие должно отвечать на вопрос, как попасть на небо, а не как движутся небеса". Подобное признание было сделано по результатам более чем 10-летней работы специальной комиссии, рассматривавшей по заданию Папы дело Галилея <1>.

--------------------------------

<1> Воробьев Юрий. И все-таки Галилей ошибался... // Российская газета. 2005. 25 мая.

 

Сторонники признания религии наукой в качестве одного из аргументов ссылаются на определение теологии, данное Министерством Российской Федерации. "Теология - это комплекс наук, который изучает историю вероучений и социальных форм религиозной жизни. Религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники, религиозные письма, религиозное образование, научно-религиозная деятельность) - традиционное для религии право, археологические памятники истории религии, история и современные взаимоотношения между различными религиозными учениями или религиозными организациями. Изучение теологии в системе бывшего профессионального образования носит светский характер" (Приказ Министерства образования РФ от 2 марта 2000 года).


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!