Задания к самостоятельной работе студентов

Таразский государственный педагогический институт

 

Кафедра "Философия и социально-политические дисциплины"

 

 

Материалы для самостоятельной работы студентов

 по дисциплине «Культурология»


Теоретическая часть

Массовая культура

С конца XIX начало XX вв появляется понятие «массовой культуры». Это понятие служит для обозначения особенностей производства культурных ценностей, ориентированного на массовое потребление. Массовая культура ориентируется на коммерческие цели. Философ Х.Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» дает понятие «масса» из определения «толпа». Масса - это совокупность лиц не выделенных ничем. Американский социолог Д.Белл в работе «Конец идеологии» определил пять значений понятия «масса»: 1) недифференцированное множество; 2) синоним невежественности; 3) человек воспринимается как придаток техники; 4) в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность; 5) толпа (толпа не рассуждает, а повинуется страстям). Общий вывод: массы — это воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

Истоки распространения массовой культуры кроются в коммерциализации всех общественных отношений. С развитием средств массовой коммуникации происходит усиление и массовой культуры. Творчество тоже становится средством получения огромной прибыли. Искусство направлено на создание коммерческих, кассовых, развлекательных произведений (кино, дизайн, ТВ, реклама). Основной целью массовой культуры является заполнение досуга, снятия напряжения у человека, стимулирование потребительского сознания у зрителя. Под воздействием такого искусства формируется пассивный, некритически мыслящий человек, который легко поддается манипулированию. Ярким проявлением массовой культуры в сознании человека является следование стереотипам, имиджу, идолопоклонство.

Характерной чертой массовой культуры является ее интернациональность и доступность всем слоям населения.

Элитарная культура.

Элитарная, или высокая культура создается и потребляется привилегированной частью общества - элитой. Она включает в себе: изящное искусство, классическую музыку, классическую литературу. Для ее понимания требуется особая подготовленность и уровень образованности. Чем выше уровень образованности общества, тем больше круг потребителей элитарной культуры. Произведения элитарного искусства не выходят из моды, они являются образцами на долгое время. Элитарную культуру создает образованная часть общества. Произведения элитарного искусства, как правило, опережает свое время и, поначалу бывают поняты и восприняты современниками-непрофессионалами значительно позже.

Обзор основных культурологических концепций

Культурологические концепции можно рассматривать и классифицировать по рассматриваемым в них проблемам. Из них можно выделить: соотношение культуры и цивилизации, современный кризис культуры, перспективы культуры, прогнозирование дальнейшего развития культуры и др.

Классификацию культур по историческому типу называют «цивилизационным подходом».

Русский исследователь Н.И. Данилевский («Россия и Европа») выделяет 12 автономных цивилизаций: египетская, китайская, ассиро-восвилоно-финикийская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская (европейская), мексиканская и перизанская. По Н.Данилевскому каждая из цивилизаций оригинальная, имеет свой предел жизни и изучать их надо в сравнении, чтобы выделить частное и общее характеристики для истории в целом.

Немецкий философ О.Шпенглер («Закат Европы») выделяет 8 основных: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-рихмская, майя, магическая (византийско-арабская), фаустовская (европейская). Каждая из этих культур обладает своей характерной особенностью, которую он называет «думой». Именно «душа» культуры определяет сущность и особенность культуры. Каждая культура это организм, который имеет свою продолжительность жизни 1200-1500 лет. И как каждый организм культура проходит стадии детства, юности, зрелости и старости. Момент, когда культура достигла старости и исчерпала все свои ресурсы О.Шпенглер называет «цивилизацией».

Английский историк А.Тойнби («Постижение истории») впервые создал один из вариантов концепции локальных цивилизаций. История человечества, по мнению А.Тойнби распадается на ряд отдельных единиц - цивилизаций. В истории существовало 21 цивилизаций. Каждая цивилизация проходит стадии возникновения, роста, надлома, распада. После гибели цивилизации ее место занимает другая, так проходит исторический круговорот. А.Тойнби разрабатывает теорию «вызов-ответ» в качестве движущей силы развития цивилизации. «Вызов-ответ» проявляется в различных формах, история любой цивилизации есть серия взаимодействия «вызовов и ответов».

Одним из ведущих подходов в философии культуры получил название экзистенциализма. Его представителями являются С. Къеркегор, К. Яттере, Н. Бердяев, М. Хайдеггер, Г. Марсель и др.

Эксистенциализм — это прежде всего онтология, т.е. учение о бытии. В центре внимания экзистенциалистов это человеческое бытие, т.е. культуры. Важнейшей характеристикой без которой невозможно существование культуры это коммуникации, язык - то, посредством чего осуществляются связи между субъектами.

Экзистенциалисты оценивают состояние культуры XX века как кризисное.

Одним из ключевых понятий в философии К.Ясперс является понятие «осевого» времени. В 800-200 ггдо н.э. происходит перелом в мироощущении: возникают религиозно-этические учения заратустры, даосизм, конфуцианство, греческая философия. Осознав и приняв через эти учения человечество оказалось в пограничной ситуации. Осевое время начинаегся, когда человек впервые осознает свою жизнь как «бытие к смерти», он осознает трагическую реальность — конечность собственной жизни. Все великие взлеты культуры происходили тогда, когда она обновлялась духом «осевого времени».

Еще одним из направлений в философии культуры стала концепция игровой культуры. Игровая концепция изучает игровое начало в культур. Различные версии выдвигали Платон, И.Кант, К.Маркс, но наиболее полно концепция представлена культурологом И.Хейзикга («Homo ludens» - «человек играющий»). По Хейзингу и фа старше культуры. Культура - это продукт играющего человекка. «Культура возникает в форме игры, культуры первоначально разыгрывается». Основными характеристиками игры являются — бескорыстие, свобода, импровизация. Кризис современной культуры ученый видит в вытеснении игры и замене ее рационализмом и прагматизмом.

Психологические интерпретации культуры представлены в работах З.Фрейда, К.Юнга, Ж.Лакана.

Основоположник психоанализа З.Фрейд выдвинул идею существования особого уровня человеческой психики - бессознательного. Этот уровень отличается от сознания и оказывает на него мощное и скрытое воздействие. Психика по З.Фрейду состоит из трех слоев: Оно, Я и Сверх-.Я. Бессознательное Оно - это инстинкты человека, его бессознательные влечения. Сознательное Я это посредник между внешним миром и бессознательным и СверхЯ - это социальные нормы и запреты. Я пытается подчинить себе Оно, если же это не удается, то Я подчиняется бессознательному Оно, Сверх-Я тоже может господствовать над Я выступая в качестве совести или чувства вины. Я пытается подавить неприемлемые с точки зрения социокультурных норм желания и идеи (сексуальные, агрессивные, антисоциальные). Но эти идеи не исчезают, а вытесняются в подсознание. Сохраняя энергию, активность они напоминают о себе в снах, обнаруживаются в оговорках и ошибках. Прорывающиеся наружу половые инстинкты человека (либидо) могут быть вытеснены обратно в сферу бессознательного или разряжены в действии, или же могут погашены сублимацией. Сублимацией Фрейд называл переключение энергии с социально и культурно неприемлемых целей на приемлемые и одобряемы. Источником творчества по Фрейду является сублимация запретных импульсов либидо. По Фрейду культура подавляет индивида, осуществляет жесткий контроль за инстинктами. Развитие культуры не делает человека счастливее, усиливает чувство неудовлетворенности из-за постоянно подавляемых желаний.

В отличии от З.Фрейда психолог и культуролог К.Юнг понимает под либидо не только половые инстинкты, по другому им понимается и бессознательное. Бессознательное это бездонный колодец нашего Я.Бессознательное по Юнгу это связующее звено между сознанием (небольшая область психики) со сферой инстинктивной жизни. Когда бессознательное вступает в область сознания, то воспринимается как непонятное и пугающее. Все неприемлемое для сознания вытесняется в сферу индивидуального бессознательного. Но основным источником образования психических явлений, лежащих за порогом сознания у Юнга это «коллективное бессознательное» - система установок, типичных реакций, ассоциаций, которые незаметно определяет жизнь человека. Коллективное бессознательное это программы, врожденные образцы, которые диктуют эти программы или образцы Юнг назвал архетипами коллективного бессознательного. Эти архетипы активны и обладают энергией, которая разрушительно действует на человека. Духовная культура это результат воздействия архетипов.

Свою трактовку культуры разработал АШвейцер («Культура и этика»). Швейцер считает причиной кризиса современной культуры падении этики. Вместе с материальным прогрессом иссяк этический прогресс. Современный человек живет среди лжи, утратив свою индивидуальность. Возрождение культуры по Швейцеру возможно при возрождении гуманистической этики.

Немецкий историк Вебер также связывает причины кризиса европейской культуры с утратой ценностей, разрушением гармонии между истиной. Добром и Красотой. С утратой обществом гуманности связывает кризис культуры другой немецкий философ Макс Вебер.

Авторами информационной модели культуры являются М.Мак-Люэн, О.Тоффлер, Д.Несбит. они доказывали, что решающую роль в культуре играют коммуникационные связи. Современные средства массовой информации способны вернуть человечеству утраченную цельность и гармоничность.

Символическая концепция Э.Касирера («Философия символических форм») утверждает, что по мере развития культуры человек рождает символический универсум в котором живет. Составными частями этого универсума являются язык, миф, искусство, религия.

О перспективах мирового исторического развития размышляет и американский политолог С.Хантингтон. Для прогнозирования миропорядка XX и XXI вв он предложит группировать страны не по политическим и экономическим основаниям, а с точки зрения их культуры и цивилизации. Хантингтон полагает, что в будущем миф будет формироваться в основном под влиянием нескольких крупнейших цивилизаций: западной, конфуцианской, японской, исламской, индусской, славяно-православной, латиноамериканской. Но именно по культурным границам, разделяющим эти цивилизации, будут происходить наиболее крупные конфликты (Югославия, Арабский Восток). Опасность грозит и странам, населенным большим количеством народов, принадлежащих разным культурам. Опасная ситуация грозит и странам, в которых еще существует разногласия по поводу, к какой цивилизации они относятся (Россия, Казахстан).

Нравственная культура

Духовная культура включает в себя духовного производства и его результаты -религию, философия, мораль, искусство, науку, культуру.

Рассмотрим лишь некоторые из них.

Мораль. Слово мораль латинского происхождения mos — Цицерон образовал от него слова morabis — моральный, morabitos — мораль. Близким к нему по смыслу являются слова нравственность, этика. Под нравственностью и моралью понимают принципы, ценности, нормы, определяющие человеческое поведение.

Нравственная культура имеет два аспекта - ценности и регулятивы.

Ценности - это то, что древние греки называли этическими добродетелями -благоразумие, мужество, доброжелательность, справедливость. В религии высшие нравственные ценности связываются с верой и пониманием Бога. У всех народов нравственными ценностями считаются честность, справедливость, верность, патриотизм, трудолюбие. Эти ценности в безупречном виде выступают как этнические идеалы.

Нравственные регулятивы - это правила поведения для достижения этих ценностей. Каждый человек осознанно или неосознанно выбирает себе ценности, которые подходят ему. В каждом обществе существует определенная система общепризнанных нравственных регулятивов или норм морали.

Центральной категорией морали являются Добро. Добро - это высшая нравственная ценность, делать добро - главный нравственный регулятив. Противоположность добра, антиценностью является Зло. Зло, несовместимо с нравственным поведением. Зло вторично по отношению к Добру. Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Считая какой-либо поступок «добрым» или «хорошим» мы даем ему положительную моралью оценку, а считая его «злым», «плохим» - отрицательную

Типы морали.

Существуют различные этические идеалы и соответственно типы морали. Рассмотрим несколько типов морали, группируя их попарно по лежащим в основе их противоположным принципам.

1. Гедонизм — ригоризм

2. Эгоизм - альтруизм

3. Индивидуализм - коллективизм

4. Этика борьбы - этика сотрудничества

5. Мужская этика - женская этика

1. Гедонизм - этика удовольствия. Она провозглашает высшим благом только удовольствие, наслаждения. Стремление к нему заложено в человеке от природы. Что приносит ему удовольствие — добро, что доставляет страдания — зло. Такая этика это оправдание бездумного, беззаботного время провождения. В своем крайнем проявлении гедонизм приводит к полной бездуховности, цинизму. Датский философ Кьеркегор в качестве символа гедониста приводит судьбу Дон Жуана. Он живет сиюминутными желаниями, сменой впечатлений. Со временем череда впечатлений становится монотонной, повторяющейся, надоедает и перестает приносить радость. Наступает разочарование и тоска.

Ригоризм - этика долга. Высший принцип нравственности - долг. Нравственный человек делает все, что требует от него долг, то есть обязанности перед семьей, детьми, родителями, народом, родиной. Такие люди вызывают к себе уважение.

2. Эгоизм - этика жизни для себя. Для эгоиста добро есть то, что соответствует его
интересам и поэтому он стремится к собственной выгоде, считая возможным наносить
ущерб другим. Но Н.Чернышевский выдвигал принцип «разумного эгоизма», согласно
которому личная выгода достигается благодаря служению общественным интересам.

Альтруизм - этика жизни для других. Для альтруиста добро заключается в помощи другим, часто в ущерб себе. Это прекрасно. Но в мире альтруисту не просто прожить, где голод, нищета, страдания. Альтруист, если все будет отдавать людям, то сам превратится в нищего и бездомного, поэтому необходимо придерживаться разумных рамок.

3. Индивидуализм исходит из признания независимости личности. Индивидуалист
формирует свои нравственные самостоятельно, принимает решения по собственному
усмотрению. Он делает то, что считает нужным, не считаясь с мнением окружающих.
Иногда он принимает крайние формы. Индивидуалист, будучи свободным от мнения
окружающих оказывается более расположенным к творчеству, новаторству.

Коллективизм исходит из того, что личность своих поступков зависима от коллектива, общественное ставит выше личного. Он удобен, общителен, поддержит.

4. Этика борьбы и этика сотрудничества.

В основе этики борьбы лежат принципы:

A) допустим компромисс между добром и злом, если зло принесет в конечном счете
к торжеству добра.

Б) цель оправдывает средства, в достижении цели допустимы все средства, даже аморальные.

B)           в отношениях между людьми ориентация на борьбу, на победу -
«Кто не с нами — тот против нас».

Если враг не сдается, то его уничтожают. Этика сотрудничества. Принципы:

A)           компромисс между добром и злом не допустим

Б) цель не оправдывает средства, нельзя во имя хорошей цели использовать нехорошие средства

B)           в отношениях между людьми стремится к сотрудничеству

5. Мужская этика требует от настоящего мужчины — воли, решительности, твердости
и характера. Одним из самых презираемых пороков является трусость.

Мужчине полагается быть надежным, верным слову, быть покровителем защитником женщины.

Женская этика предполагает мягкость, милосердие, сочувствие, жалость и другие качества, обозначаемые как «женственность».

Основные принципы нравственной культуры.

«Золотое правило нравственности» - Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

В разные эпохи и в разных странах люди приходили к одному и тому же выводу.

Конфуций (Китай, 6 в. до н.э.) «Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Махабхарата (древнеиндийский эпос, 5 в. до н.э.) «Те поступки других людей, которые человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть сам не делает другим».

Хилел (древнеиудейский учитель законов) «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе».

Сенека (Древний Рим 1 в. до н.э.) «Что ты другим, того же от других ты жди».

Этикет (Древняя Греция 1,2 вв) «Чего не желаешь себе, не желай другим».

Моральная автономная личности.

Оно требует самостоятельный выбор личностью нравственных ценностей, способ своих действий, и личной ответственности за свой выбор перед собой и человечеством.

Гуманизм - человеколюбие, признание единства и солидарности человечества, забота о благополучии и счастье каждого человека.

 

Реферат по дисциплине «Культурология»

Цель работы над рефератами

углубленное изучение программного материала по выбранной теме;

развитие умений формировать свое собственное мнение, соотносить

выдвигаемые идеи;

развитие умений излагать текст в письменном виде.

Требования к реферату

реферат может быть написан как изложение существующих взглядов по какой-либо теме или же как изложение идей какого-либо источника; реферат должен аналитически переработан в соответствии с идеей автора, а не конспект источника; допускается использование иллюстративного материала.

Требования к защите реферата

На защите реферата студент должен:

кратко и грамотно изложить содержание реферата; ответить на вопросы, касающиеся темы реферата.

 

Стили и жанры в искусстве Нового времени.

Эпоха Нового времени занимает период с 18 по 19 вв. Это время контрастов и противоречий - буржуазные революции в Англии, а затем и во Франции, время царствования короля —солнца Людовика XIV, время географических и научных открытий.

Ни одна эпоха не смогла породить такого огромного количество стилей, жанров и направлений в искусстве. Это время барокко, рококо, классицизма, романтизма, символизма, реализма.

Барокко.

Барокко в переводе с итальянского означает «странный, причудливый». Он возник в Италии и распространился в европейских странах. На появление этого стиля оказало влияние два фактора: «кризис католической церкви и появление нового класса — буржуазии. Барокко для церкви был необходим, чтобы вновь привлечь к себе внимание, а буржуазии чтобы показать свое богатство. Барокко как стиль можно охарактеризовать как зрелищность, пышность, вычурность, театральный блеск, фантастичность. В архитектуре барокко выразился в обилии композиционных элементов, гармоничном сочетании дворцов и парков, роскоши оформления. Представителями барокко в архитектуре стали итальянские скульпторы Бернини (собор святого Петра), Барромини (церковь Сент-Иво).

В художественном искусстве ярким представителем барокко стал Питер Пауль Рубенс («Воздвижение креста», «Персей и Андромеда», «Снятие с креста» и другие.) В его произведениях царила целая гамма чувств, восхищение физической красотой тела, огромная жажда жизни.

В литературе барокко выразился в усложнении романа. Это сложная интрига, с многочисленными вставками, непредсказуемостью разворачивающихся действий (трагедия Ж.Расина).

В музыке представителями барокко стали И.С.Бах, А.Вивальди, Г.Ф.Гендель.

В Италии и Фракции наряду с барокко господствующим стилем стал классицизм (образцовый). Классицизм основал на следовании принципами идеалам античности, ясности, симметрии, сдержанности, строгости форм, глубина мысли. В произведениях классицизма отличают стремление выразить возвышенные героические и нравственные идеалы, создать яркие и гармоничные образы. Большое значение классицизм имел в художественном творчестве и литературе. В художественном творчестве классицизм представлен творчеством Жака Луи Давида («Клятва Горациев», «Смерть Марата»,

 «Консул Брут» и другие), Жан Огюст Энгра («Портрет Бертена», «Одалиски»). В литературе представителями классицизма основоположник немецкой классической литературы И.В.Гете («Эгмонт», «Римская элегия», «Фауст»). Вершиной творчества И.В.Гете стала трагедия «Фауст» о мятущейся одинокой личности, которая проходит длинный путь исканий цели своего существования и смысла. Другой поэт, драматург И.Ф.Шиллер также является основоположником немецкой классической литературы («Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль», «Разбойники», «Коварство и любовь»)

Классицизм выработал общие требования к иерархии жанров - высоких и низких. В живописи «высокие» это картины на исторические, религиозные, мифологические темы, «низкие»- пейзаж, натюрморт, портрет.

В литературе «высоким» жанром считается трагедия, ода, эпопея, «низким»-комедия, сатира, басня.

Позже классицизм переродился в ампир, стиль более тяжеловесный и торжественный.

Одновременно с классицизмом развивается стиль рококо (бриллиант или ракушка). Для рококо характерны легкость, изящество, грациозность, изысканность. Более всего он развился в декоративно- прикладном искусстве, росписи, интерьеры. Представителями рококо в живописи были художники Ж.Ватто, Ф.Буше, Ж.Фрагонар. В литературе рококо воспевается праздность, беззаботность, сельское уединение. Излюбленные жанры — пастораль, сказка, галантный роман (К.Гоцци и и Гольдони).

Сентиментализм - художественное течение 18 века, провозгласившее «естественное» чувство определяющим моментом. Этот жанр обращался к миру «маленького человека». Простые люди были героями сентиментализма. Он обращается к внутреннему миру простого человека, проповедовал демократические принципы социального устройства.

Стиль романтизма возник в 19 века под влиянием Великой Французской революции. Сопоставление и противопоставление реального и воображаемого мира являются специфической чертой романтизма. Реальная жизнь с ее утилитаризмом, бездуховностью рассматривается романтиками как недостойная человека. В романтизме прекрасный идеал должен осуществиться, хотя бы в мечтах. Романтизм отвергает современную ему действительность, бежит от нее. Это бегство осуществляется романтиками в трех основных формах: уход в природу - идеал свободы и чистоты (интерес к деревне, критика города, интерес к фольклору); - романтизм «заглядывает» в иные регионы, экзотические страны, которые еще не испорчены буржуазной цивилизаций; бегство в фантастические, воображаемые миры.

Второе направление бегства — уход от действительности в иное время. Романтики идеализируют прошлое, его нравы, образ жизни, рыцарский кодекс чести (В.Скотт, Ж.Санд).

Третье направление бегства - уход в собственный внутренний мир (Сказки Гофмана, Гауфа, романтический портрет).

Романтизм в литературе представлен в творчестве английского поэта Ч.Байрона («Паломничество Чайльд Гарольда». «Гяур», «Корсар»), английских поэтов Дж.Китса. и П.Шелли, представителями немецкого романтизма являются Э.Т. Гофман («Повелитель блох», «Золотой горшок», «Крошка Цахи»), Г.Гейне («Германия», «Зимняя сказка»).

Французский романтизм представлен творчеством Франсуа Рене Шатобриана, Жермен де Сталь, Альфреда де Виньи, Жорж Санд, Виктором Гюго и А.Мюссе.

В 19 веке возникает художественное направление названное реализмом. Реализм — это правдивое, объективное отражение действительности. Реализм возник во Франции и Англии в условиях противоречий буржуазного строя. Реализм исследует типичные характеры, социальные конфликты, образ и стиль жизни. Произведения отличают социальное неравенство, эгоизм, лицемерие, стяжательство. Основным жанром является социальный роман. Он представлен такими всемирно известными именами как О.Бальзак, Ги де Мопассан, Г. Флобер, Э.Золя, Ч.Диккенс, У.Теккерей, Дж.Голсуари, И.С.Тургеневым, Ф.М.Достоевским, Л.Н.Толстым,Н.В.Гоголь и др.

В музыке реализм представлен творчеством Дж.Верди в живописи выделяется испанский художник Ф.Гойя.

В конце 19 и нач. 20 вв. складываются также следующие стили в искусстве.

Символизм - художники этого направления стремились выразиться посредством символов, они искали идеал за пределами реальности, обращаясь к мистике, потусторонних идей. Крупнейшими представителями символизма в литературе были А.Рембо, А.Белый, А.Блок, в живописи он связан с именами М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова.

Новым явлением стал импрессионизм (впечатление). Художники пытались
запечатлять мимолетные впечатления, настроения. Крупнейшие представители
импрессионизма Э.Мане, К.Писарро, Э.Дега, П.О.Ренуар, К.Моне. в музыке
импрессионизм представлен творчество Клода Дебюсси и М.Равеля. В скульптуре
творчеством О.Родена. Постимпрессионизм                                         - стиль противоположностей импрессионизму. Импрессионизм стремился уловить случайное и мимолетное, а постимпрессионизм искал постоянное. В импрессионизме преобладают чувства и впечатления, в постимпрессионизме рассудок и интерес. К представителям постимпрессионизма относят П.Сезанна, В.Ван-Гога, П.Гогена, А.Тулуз-Лотрека.

 

 

Задания к самостоятельной работе студентов

Самостоятельная работа №1

1. Изучение теоретического материала по пройденным лекциям, семинарам и методическим рекомендациям

2. Составление глоссария по разделу «Теория культуры»

Форма отчета

1. Собеседование по изученным материалам

2. Защита глоссария

Вопросы собеседования

1. Дайте характеристику феномена «массовая культура». Каковы ее положительные и отрицательные стороны

2. Дайте характеристику «элитарной культуры»

3. Что вы понимаете под нравственной культурой

4. Дайте краткую характеристику существующих культурологических теорий

Правила к составлению глоссария

1. Глоссарий должен составлять не менее 10-12 слов

2. Отражать тематику изученного материала

3. В глоссарий включаются те термины и понятия, которые ранее не были известны или малоизвестны студенты, или же специальные термины по дисциплине

Литература

1. Драч Г. Культурология

2. Тимошинов В. Культурология

3. Кравченко А. Словарь по культурологии

4. Словарь терминов и понятий по культурологии

5. Философский энциклопедический словарь

6. Назарбаев Н. Мифологический словарь

Самостоятельная работа №2

1. Изучение теоретического материала лекций семинаров по темам: «Древние цивилизации», «Античная культура», «Культура Нового времени»

2. Составление кроссворда по одной из тем: «Античная культура», «Культура древних цивилизаций»

Форма отчета

1. Тестирование по темам: «Культура древних цивилизаций», «Античная культура», «Культура Нового времени»

2. Защита составленного кроссворда

Требования к кроссворду

1. Форма кроссворда произвольная

2. Минимальное количество слов - 22

3. Вопросы должны быть краткими, четко выражать мысль, отражать тему

4. Вопрос должен подразумевать однозначный ответ

Литература

1. Кун И. Легенды и мифы древней Греции

2. Любимов Л. Искусство античного мира

3. Дмитриева Н. Краткая история искусств

4. Мифы народов мира. Энциклопедия

5. Кравченко А. Словарь по культурологии

6. Мифологический словарь

Самостоятельная работа №3

Изучение по пройденным лекциям и семинаров и методических материалов

Форма отчета

1. Участие в дискуссии по теме: «Особенности казахского просвещения»

2. Участие в дискуссии по теме: «Казахстан в дилемме «Восток-Запад»

Вопросы дискуссии

1. Особенности казахского просвещения. Какова общность и различие во взглядах
АКунанбаева, Ч.ВалихановаиИ.Алтынсарина

2. Почему просвещенские идеи связались именно с демократической мыслью России

3. По вашему мнению, актуальны ли идеи просвещения сегодня? В чем они должны выражаться?

Казахстан в дилемме Восток-Запад

1. Определение основных характерных особенности «Востока» и «Запада»

2. На ваш взгляд — какие надо выбрать приоритеты в западной и восточной культурах

3. Составьте список «Высших ценностей» из ценностей Востока и Запада будущегочеловечества. Почему вы их выбрали.

Литература

1. Тимошинов В. Культурология

2. Ч.Валиханов. Собрание сочинений в 3-х томах

3. А.Кунанбаева. стихотворения, проза, поэмы

4. Казахская советская энциклопедия

5. История Казахстана. Народы и культуры

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!