Игра «Что я делаю и что чувствую?»



Ход игры. Ведущий изображает, что он идет по улице, наступает на камень и у него возникает боль в ноге. Он расстроен.

Остальные члены группы внимательно смотрят на играющего и отвечают на поставленные психологом вопросы: «Что делает играющий?», «Что с ним случилось?», «Какое у него настроение?»

Эти игры вызывают много позитивных эмоций у детей с аутизмом. Большинство аутичных детей четвертой и третьей групп правильно угадывают действия ведущего, но затрудняются оценить его настроение и особенно чувства. Например, они путают чувство удивления и радости, в то время как чувство обиды большинство из них называет правильно. Здоровые школьники 7—8 лет успешно справляются с предложенными заданиями [Мартинес, 1996].

В качестве следующего шага на данном этапе занятий мы предлагаем детям самостоятельно невербально выразить свои действия и чувства. С этой целью используются следующие психотехнические приемы.

Игра «Я за стеклом,и меня не сльпшно,я хочу сообщить что-то собеседнику»

Ход игры. Играющий (ребенок или подросток с аутизмом) предварительно на бумаге записывает содержание своей беседы. Например: «Я хочу есть, а есть нечего, кастрюли пустые. Я хочу спросить собеседника, который за стеклом, где же еда». Или: «Я делаю уроки, забыл, что задано на дом. Хочу спросить: а что задано?» Затем он невербально проигрывает эту ситуацию так, чтобы группа догадалась о том, в чем состоит его сообщение.

Игра «Я заблудился в лесу»

Ход игры. Дети по очереди изображают, как они выходят из темного леса, где много препятствий: овраги, болото и пр.

Комментарий. Для имитации препятствий можно использовать мебель (стулья, скамейки и пр.).

Игра «Меня обидели»

Ход игры. Ребенок с помощью пантомимы изображает свое поведение в ситуации, когда чувствует себя обиженным.

Комментарий. Для проигрывания могут быть предложены и другие ситуации, например игра «Пришел мой друг, и я очень рад» и пр. Содержание игр зависит, прежде всего, от проблем, которые наблюдаются у членов группы.

Эти упражнения способствуют установлению эмоционального контакта с членами группы, развитию сотрудничества и взаимопонимания, а также коррекции негативных эмоциональных переживаний, формированию у ребенка с аутизмом активности, самостоятельности, уверенности в процессе межличностного общения.

На закрепляющем этапе занятий мы используем коллективные пантомимы. Дети самостоятельно разрабатывают сценарии и представляют их другим членам группы. После просмотра проводится коллективное обсуждение. Все это способствует не только закреплению у ребенка чувства принадлежности к группе, но и формированию доверия к группе и уверенности в своих возможностях, развитию эмоционального самоконтроля.

Арт-терапия как метод коррекции страха у детей с аутизмом

Еще в 1930-х годах для коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка психоаналитиками был предложен метод арт-терапии. Арт-терапия представляет собой специализированную форму психотерапии, основанную на изобразительном искусстве. Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

Арт-терапия включает в себя не только рисуночную терапию. К ней относятся и такие виды продуктивной деятельности ребенка, как лепка, аппликация, изготовление масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов (проволоки, материи, веревок и пр.). В исследованиях психологов давно было отмечено, что рисунки детей не только отражают уровень умственного развития, но и являются своеобразной проекцией личности и ее проблем. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребенка, помогает ему узнать себя и свои способности.

Э. Крамер выделяет четыре типа изображений, отражающих как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально-личностные особен-ности ребенка. Это бесформенные и хаотичные каракули, конвенциальные стереотипы (схемы); пиктограммы и собственно художественные произведения. Каракули, например, с точки зрения авторов, представляя собой исходную стадию детского рисунка, в более старшем возрасте могут выражать чувство беспомощности и одиночества. Стереотипные схематические изображения и пиктограммы, принадлежащие руке взрослого человека, могут отражать сублимацию подавленных желаний или потребность в защите. Особого внимания при анализе рисунков заслуживает цвет. Так, преобладание серых тонов, а также темных свидетельствует об отсутствии жизнерадостности, а яркие, насыщенные краски характеризуют активный жизненный тонус, оптимизм [Kramer, 1975].

В рисунках детей с аутизмом мы наблюдаем стереотипные символические изображения предметов, преобладание темных тонов (многие дети используют только серый и черный цвет). Все это четко отражает аффективную напряженность ребенка, его переживания. Анализ рисунков детей с аутизмом дает возможность оценить интенсивность их страхов, а Также интерпретировать их содержание.

Пример

Даша, 5 лет 4 месяца, постоянно в своих рисунках изображала «дьявола», который «вредит людям»,

Нередко у детей с легкой формой аффективной дезадаптации наблюдается стереотипное содержание рисунков. Многие дети выбирают одни и те же сюжеты и объекты, то есть изображают аффективно значимые для них объекты.

Пример

Лиза 8 лет, постоянно рисовала лошадей, которые были аффективно значимы для девочки, а Алеша железные дороги.

В подобном случае психологу иногда достаточно предложить ребенку нарисовать значимые для него объекты или сюжеты, но добавить к ним что-нибудь новое.

Пример

Дима, 5 лет, постоянно рисовал бабочек, раскрашивал их в темно-синий или черный цвет. Психолог рассказала Диме о том, что бабочки бывают разного цвета, принесла специальный альбом с рисунками бабочек, обратила внимание мальчика на их разную форму, цвет. Мальчику было предложено нарисовать бабочек на поляне, в комнате, в стеклянной банке и пр. Мальчик охотно принял задания. Кроме рисования, психолог вместе с мальчиком вырезал бабочек и наклеивал их на карточки. Мальчик охотно включался и в эти задания, расслаблялся. Постепенно уменьшались его тревожность и страхи.

В практике психологической коррекции выделяются две формы арт-терапии: пассивная и активная.

Пассивная арт-терапия в значительной степени позитивно влияет на психический тонус ребенка с аутизмом и на его поведение в целом. Пассивная арт-терапия заключается в том, что ребенок просматривает художественные произведения.

Пример

Со своей группой, которая в основном состояла из детей с тяжелой степенью аффективной дезадаптации, я неоднократно посещала Эрмитаж и Русский музей. Первый раз мы пришли в Эрмитаж в свободное от посетителей время (после шести часов вечера). Большинство детей группы впервые оказалось в этом музее. Когда я проводила экскурсию, то обратила внимание на спокойное и даже расслабленное поведение детей. Они с восхищением созерцали парадную лестницу в Эрмитаже, прогуливались по залам, смотрели на картины. Ни у кого из детей не наблюдалось аффективных или агрессивных реакций, что нередко имело место на занятиях в центре. Единственное замечание было сделано двум мальчикам, которые в рыцарском зале постучали по железным фигурам, другой мальчик попытался ударить ногой по ноге рыцаря. Родители также обратили внимание на спокойное, расслабленное состояние детей во время экскурсии. В Русском музее я пыталась привлечь внимание детей к картинам. Например, картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» произвела сильное впечатпение на многих, особенно старших, детей. Илья, 16 лет, долго рассматривал картину и несколько раз повторил фразу: «Христос воскрес». В залах с очень сильным освещением дети испытывали некоторый дискомфорт, отвлекались на свет, закрывали глаза. Особый интерес вызвали у детей картины А. И. Куинжди «Ночь на Днепре», И. И. Левитана «У омута», картины А. А. Иванова на библейские темы. После экскурсий я приносила на каждое занятие альбомы с репродукциями, и мы с детьми вспоминали увиденные в музеях картины. Родителям также было рекомендовано рассказывать детям о картинах, показывать диапозитивы и репродукции. Следует подчеркнуть большой интерес детей с аутизмом, даже первой и второй групп, к таким занятиям.

В отечественной психологии методы арт-терапии используются и в коррекции, психических заболеваний у взрослых [Бурно, 1989; Хайкин, 1992] и неврозов у детей [Захаров, 1995]. В работах авторов подчеркивается высокая эффективность арт-терапии в коррекции страхов у детей и подростков.

Занятия на основе арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. На структурированных занятиях тема рисования предлагается психологом. После окончания выполнения рисунков они обсуждаются совместно с детьми. В случае неструктурированных занятий дети самостоятельно выбирают тему. С детьми с аутизмом следует использовать обе формы занятий.

В процессе работы с аутичными детьми на основе метода арт-терапии мы выделили несколько этапов.

На первом, установочном, этапе детям предлагается нарисовать то, что они хотят. В процессе рисования психолог наблюдает за действиями детей, анализирует особенности графических движений, качество рисунков, мотивацию детей к рисованию, специфические поведенческие реакции. По окончании выполнения детьми рисунков психолог анализирует в группе детей их рисунки, даже если они представлены лишь хаотичными штрихами или отдельными каракулями. Рисунки располагаются на специальной доске. Это активизирует детей с аутизмом и способствует формированию интереса к рисованию.

На втором этапе занятий детям предлагается рисовать красками. Психолог показывает краски, погружает руку ребенка в них и затем прикладывает ее к чистому листу бумаги, а также водит пальцем по бумаге в вертикальном, горизонтальном направлении или по кругу. Обычно эти занятия вызывают позитивный интерес, особенно у детей с тяжелой степенью аффективной патологии. При выполнении заданий дети заметно оживляются, издают звуки и достаточно продолжительное время сосредоточиваются на задании. После окончания рисования проводится обсуждение рисунка и поощрение каждого ребенка.

На третьем этапе занятий детям со средней степенью тяжести аффективной дезадаптации предлагаются тематические рисунки, например: «Я гуляю», «Я кушаю», «Я рву бумагу», «Я купаюсь в ванне» и пр., а также рисунки на тему имеющихся страхов: «Что мне снится страшного», «Чего и кого я боюсь»,

«Мой самый страшный день» и пр. Каждый рисунок обсуждается с ребенком в группе и также поощряется (выставляется на специальную доску).

Занятия четвертого этапа направлены на устранение страхов. Психолог совместно с родителями ребенка составляет список страхов, затем предлагает ребенку нарисовать их. Дети рисуют свои страхи дома и приносят рисунки на занятия. В процессе анализа детского рисунка психолог каждый раз выражает одобрение, вызывая у ребенка гордость за выполненное задание.

Спустя несколько дней психологу необходимо провести индивидуальное обсуждение рисунков с ребенком. Он последовательно показывает ребенку его рисунки и задает вопрос: «Боишься ли ты нарисованного... (дьявола, поезда и пр.)?» Отрицание ребенка обязательно необходимо закрепить похвалой. Если ребенок напрягается, волнуется при рассматривании рисунков собственных страхов, можно предложить ему вырезать страх из рисунка.

Пример

Даша вместе с психологом вырезала дьявола из готового рисунка, положила его около себя и стала двигать его из стороны в сторону. Психолог приговаривала: «Дьявол, мы тебя не боимся, ты не страшный, мы с тобой играем».

В отдельных случаях можно предложить ребенку «уничтожить» нарисованный страх. Например, разрезать на кусочки рисунок, порвать его и выкинуть в урну или сжечь. Однако такой прием мы не рекомендуем использовать часто, так как любой рисунок ребенка — это продукт его деятельности, и его уничтожение может вызвать у ребенка негативную реакцию. Целесообразнее предложить ребенку нарисовать оставшиеся у него страхи снова.

На заключительном этапе можно предложить ребенку нарисовать то, чего он уже не боится. Такая установка является дополнительным стимулом к преодолению страха.

Следует еще раз подчеркнуть, что важным принципом арт-терапии детей с аутизмом является обязательное одобрение и принятие всех продуктов изобразительной деятельности ребенка, независимо от их содержания, формы и качества.

Музыкотерапия в системе психологической коррекции страха у детей с аутизмом

В психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями широко используется музыкальная терапия.

В психологической литературе выделяются четыре основных направления психокоррекционных воздействий музыкотерапии:

1) эмоциональное активирование в процессе психотерапии;

2) регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

3) развитие навыков межличностного общения;

4) повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов психокоррекционного воздействия музыкотерапии авторы указывают [Завьялов, 1995]:

• катарсис — эмоциональную разрядку;

• регулирование эмоционального состояния;

• усвоение новых способов эмоциональной экспрессии;

• повышение социальной активности и др.

Традиционно используется несколько вариантов музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррек-ционной целью, и активная, представляющая собой коррекционно-направ-ленную, активную музыкальную деятельность. При работе С аутичными детьми Целесообразно использовать оба данных варианта музыкальной психокоррекции.

Рецептивную музыкотерапию следует использовать на установочных этапах психологической коррекции для решения следующих задач:

1) установление эмоционально-доверительных контактов с психологом и членами группы;

2) создание доверительной, эмпатийной атмосферы в группе;

3) снижение эмоционального дискомфорта и др.

Так, групповые занятия с детьми с тяжелой формой аффективной дезадаптации проводятся нами на фоне музыкального сопровождения, особенно на установочном этапе. Мы используем специально подобранные музыкальные произведения в различных целях: для расслабления, активизации, ускорения деятельности. Кроме того, специальные ритмические мелодии становятся основой для выполнения упражнений во время разминки. Особенно ценно, если существует возможность заниматься под «живую» музыку. У нас, например, была возможность пригласить музыкального работника (волонтера), который на пианино воспроизводил нужные мелодии.

Следует подчеркнуть, что в то время, как у большинства детей с аутизмом наблюдается положительное отношение к музыкальным произведениям, некоторые могут, напротив, демонстрировать крайний негативизм к музыкальному сопровождению. Это может быть обусловлено следующими факторами:

• отрицательными ассоциациями, которые вызывает музыка у ребенка;

• неподготовленностью ребенка с аутизмом к восприятию музыки;

• клинико-психологическими особенностями ребенка.

Пример

Алеша, 6лет, при прослушивании пластинки с ритмичной музыкой проявлял выраженное аффективное возбуждение: бегал из стороны в сторону, кричал, размахивал руками, пытался опрокинуть проигрыватель. При прослушивании других музыкальных произведений у мальчика таких реакций не наблюдалось. В беседе с родителями выяснилось, что мальчик очень любит музыку, но однажды при прослушивании ритмичной мелодии перевернул проигрыватель, за что был наказан отцом: отец громко ругал мальчика, а бабушка заступалась за внука. В результате этого в семье возникала конфликтная ситуация, которая сопровождалась громкими упреками родственников в адрес друг друга.

Включение музыкального сопровождения в процесс групповых занятий требует определенной организации. Дети с аутизмом негативно реагируют на новизну. Например, если во время занятий в помещении не было пианино, а потом оно появилось, то у ребенка может возникнуть аффективная реакция. Он будет подбегать к инструменту, ударять по нему и пр. Поэтому включение музыкального сопровождения в процесс занятий требует предварительной подготовки.

Как отмечалось выше, у детей с аутизмом наблюдается повышенная чувствительность. Поэтому при очень громком или фальшивом воспроизведении музыкального произведения дети испытывают выраженный эмоциональный дискомфорт, что проявляется в повышенном возбуждении, уходе от ситуации. Детей с аутизмом может раздражать ненастроенное пианино, скрипучий звук ha пластинке или диске, фальшивый голос музыкального работника или психолога.

Кроме рецептивной музыкотерапии в процессе группового взаимодействия детей с аутизмом можно использовать активную форму занятий. Используются следующие игры:

Игра «Угадай, кто идет»

Цель. Обучение ребенка произвольной регуляции своих действий.

Ход игры. Психолог предлагает ребенку воспроизвести отдельные звуки на пианино: громкий удар— идет медведь, быстрые движения — бежит заяц, тихие ритмичные постукивания — птички зернышки клюют и пр. Остальные члены группы угадывают, кто идет. Обычно дети с удовольствием выполняют предложенные задания.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!