Основные и дополнительные цвета



Макс Люшер

Цветовой тест Люшера

 

 

Цветовой тест Люшера

 

Прежде чем приступить к чтению этой книги, дважды проделайте процедуру выбора цветов.

 

Предварительные инструкции к проведению цветового теста

 

1. Перемешайте восемь цветных карточек и выложите перед собой цветной стороной.

2. Посмотрите на каждую из восьми карточек и решите, какой цвет вам нравится больше всего. НЕ ПЫТАЯСЬ связать цвет с конкретным предметом, например с тканью, одеждой, мебелью, автомобилем и т. д., выберите наиболее понравившийся вам цвет из тех, что находятся перед вами.

3. Выбранную карточку положите цветной стороной вниз слева от оставшихся семи.

4. Посмотрите на оставшиеся цвета и выберите тот, который теперь вам нравится больше всего из тех, что вы видите перед собой. Положите карточку цветной стороной вниз, слева от выбранной ранее.

5. Оцените таким образом оставшиеся цвета один за другим, пока все восемь не будут лежать в ряд цветной стороной вниз, причем слева будет лежать цвет, который вам нравится больше всего, а справа – наименее вам симпатичный.

Прочитайте слева направо номера, напечатанные на обороте карточек, и выпишите их по порядку на листе бумаги.

Соберите восемь цветных карточек, перемешайте их и снова выложите перед собой цветной стороной вверх.

6. Повторите действия с пункта второго по шестой. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ сознательно вспомнить или воспроизвести ваш первый выбор. (Не следует также делать над собой сознательное усилие с тем, чтобы избежать повторения его.) Выбирайте цвета так, как если бы вы видели их впервые.

7. Выпишите номера второго выбора на тот же лист бумаги, что и первого, под уже имеющимися. (Не потеряйте листок: вам потребуются записанные ряды чисел после прочтения текста.)

 

Предварительная интерпретация

 

1. Сделав свой выбор дважды[1], вы получите два ряда из восьми цифр, записанных одна под другой, например:

2. Разделите каждый ряд на пары, при этом первую пару пометьте знаком «+», вторую – «x», третью – «=» и четвертую – «–». В нашем примере будут получены следующие группы:

3. Первая и последняя цифры в каждом ряду образуют пятую группу, которая помечается знаком «+/–». Это дает еще две пары:

4. Обратитесь к табл. 1 из интерпретационных таблиц, в которой дается интерпретация функций «+», и прочитайте интерпретацию для групп +5+1 и +1+4.

5. В табл. 2 представлена интерпретация для «x»‑функций.

В табл. 3 приведены интерпретации «=»‑функций. В табл. 4 приведены интерпретации «–»‑функций. В табл. 5 приведены интерпретации «+минус» функций.

6. Теперь, когда сделанные вами цветовые выборы записаны, следуйте дальше и прочитайте текст. Затем, если посчитаете это необходимым, вы можете перегруппировать и пометить ваши выборы так, как описано в главах 3 и 4, и проделать более исчерпывающий анализ.

 

Глава 1

Психология цвета

 

Цвет окружал человека и воздействовал на него с незапамятных времен, однако только сравнительно недавно мы смогли воспроизводить и использовать цвет так широко, как это делаем сегодня. До XIX века было известно небольшое число красящих веществ и пигментов, да и те, как правило, органического происхождения. К тому же все они были весьма дорогостоящими, так что цветные ткани и декоративные материалы оказывались доступными только для самых состоятельных слоев населения. Сотни тысяч улиток отдали свои жизни за то, чтобы римский император мог носить мантию темно‑красного цвета, его же подданные должны были довольствоваться неотбеленным хлопком или льном, кожей или шерстью.

Только в последние сто лет картина существенно изменилась, сначала благодаря синтезу анилиновых красителей, затем – каменноугольных производных и окисей металлов. Сегодня лишь немногое из того, что производится человеком, остается в своем изначальном, природном виде, не окрашенным и не расцвеченным полностью либо частично. Сегодня существуют тысячи цветов всех мыслимых оттенков и интенсивности, легковоспроизводимых практически для любых целей. Действительно, теперь мы не только имеем цвета голубого неба, багрового заката или зелени растений и все прочие природные цвета, но пользуемся предметами, сделанными руками человека – неоновые огни, обои и цветное телевидение, – которые либо завораживают, либо раздражают нас.

Все увеличивающееся использование цвета, в сочетании с постоянно растущей конкуренцией между фабриками, ищущими новые способы повышения уровня своих продаж, привело к значительному развитию в области психологии цвета. С поступлением новинок в продажу большая часть исследовательской работы, однако, протекала в рамках метода проб и ошибок. Производитель сахара знает, например, что не должен продавать свой продукт в зеленой упаковке, а косметические средства в коричневой таре останутся на полках еще долгое время после того, как раскупят все прочие. Природные цвета исподволь оказывают на нас свое влияние, и это воздействие отражается в глубинах нашей физиологической и психологической конституции. Что‑то покупая, мы свободны в своем выборе, в проявлении личных предпочтений и антипатий, вкусов и обычаев.

Производитель должен изучать с этой точки зрения спрос, чтобы обеспечить себе успех и выйти победителем в нелегкой конкурентной борьбе. Если он занимается производством сахара, то знает, конечно, что должен упаковывать свою продукцию в голубую тару или, по крайней мере, голубой цвет должен заметно присутствовать на его упаковке; что следует решительно избегать в данном случае зеленого цвета. Однако маловероятно, что производитель знает почему: психологическое ощущение, связанное с синим цветом, это ощущение сладости , зеленый же связан с ощущением вязкости , ну а кто хотел бы есть вяжущий сахар? Авиатранспортная компания, чьи пассажиры отказываются летать любым другим самолетом, может иметь наивысшие показатели по безопасности, или лучшие самолеты, или самых вежливых стюардесс, но с равной вероятностью они могли прибегнуть к услугам хорошего консультанта по цвету. Там, где цвета для отделки салона выбраны правильно, даже эмоционально‑устойчивые пассажиры испытывают меньшее нервное напряжение и переносят полет более спокойно.

В произведениях живописи или на цветных фотографиях психологическая значимость цвета обычно менее очевидна, потому что вовлекается большое количество других факторов, таких как сюжет, соотношение форм или фигур, специфика всей цветовой гаммы, образование и компетентность зрителя, особенности его эстетического восприятия. Иногда можно определить личные пристрастия художника, когда особое ударение делается им на одном или двух цветах, например Гоген был одержим желтым цветом в поздний период творчества. Когда же используется много цветов для создания некого целого, то именно эстетическое чувство, а не наша психологическая реакция на определенные цвета в значительной степени оценивает это целое и определяет, нравится оно или нет.

В случае с единичными цветами можно быть намного более точными, особенно когда цвета были тщательно отобраны с точки зрения их точной ассоциации с физиологическими и психологическими потребностями, как это имеет место в цветовом тесте Лютера. В этом случае предпочтение одного цвета и отвержение другого означает нечто определенное и отражает существование определенного состояния души, гормонального баланса или того и другого. Чтобы увидеть, почему это может быть так, почему это отношение является универсальным и почему оно существует независимо от расы, пола или социальной среды, необходимо вспомнить, что человек длительное время был открыт природным цветам.

 

Происхождение значения цвета

 

Изначально жизнь человека определялась двумя факторами, находящимися вне его контроля, – днем и ночью, светом и тьмой. Ночь приносила с собой условия, при которых всякая деятельность должна была прекращаться, поэтому человек отправлялся в свою пещеру, закутывался в меха и засыпал или же взбирался на дерево и устраивался там возможно удобнее, ожидая наступления рассвета. День создавал условия для деятельности, так что он снова отправлялся в путь, чтобы пополнить свои запасы пищи и фуража, или охотился, чтобы добыть еду. Ночь приносила с собой пассивность, состояние покоя и общее замедление обменной и секреторной деятельности, день – возможность действовать, повышение скорости обменных процессов и секреции гормонов, таким образом, обеспечивая человека и энергией, и побудительными мотивами. С этими двумя условиями связаны такие цвета, как темно‑синий (ночь) и ярко‑желтый (день).

Темно‑синий, следовательно, является цветом спокойствия и пассивности, ярко‑желтый – надежды и активности. Но по причине того, что эти цвета представляют ночную и дневную обстановку, они являются факторами, которыми человек не может управлять; они воздействуют на человека, и, следовательно, характеризуются как гетерономные цвета, т. е. цвета, которые регулируют извне. Ночь (темно‑синий) заставляла деятельность приостанавливаться и усиливала состояние покоя; день (ярко‑желтый) позволял деятельности совершаться, но не принуждал к ней.

Для первобытного человека деятельность, как правило, принимала одну из двух форм: либо он охотился и нападал, либо был объектом охоты и оборонялся от нападения, т. е. деятельность направлялась на завоевание, приобретение или самосохранение. Исходящие действия нападения и покорения повсюду представляются красным цветом; самосохранение – его дополнением, зеленым цветом. Так как его действия, атаки (красный) или защиты (зеленый) находились по крайней мере под его контролем, то эти факторы и цвета описываются как автономные, или саморегулирующиеся. С другой стороны, нападение, будучи приобретаемым и исходящим действием, рассматривается как активность, в то время как защита, имея отношение только к самосохранению, рассматривается как пассивность.

 

Физиология цвета

 

Эксперименты, в которых от испытуемых требовалось рассматривать красный цвет для оценки изменения с течением времени, показали, что этот цвет оказывает явный стимулирующий эффект на нервную систему – поднимается кровяное давление, возрастают частота дыхания и сердцебиения, следовательно, красный действует возбуждающе на нервную систему, особенно на симпатический отдел вегетативной нервной системы. Синий цвет производит обратное воздействие: падает кровяное давление, замедляются сердцебиение и дыхание. Следовательно, темно‑синий является успокаивающим по своему эффекту и действует главным образом через парасимпатический отдел вегетативной нервной системы.

Сложные сети нервных волокон, посредством которых контролируются тело и все его части, могут быть включены в два основных отдела – центральную нервную систему и вегетативную (или «саморегулирующуюся») нервную систему.

Центральная нервная система может рассматриваться, с определенной точностью, как имеющая отношение к тем физическим и сенсорным функциям, которые протекают на границе или выше порога сознания. Вегетативная нервная система, с другой стороны, касается в основном тех функций, которые протекают ниже порога сознания и именно по этой причине должны работать на автономном, или саморегулирующемся, основании. Биение сердца, работа легких, переваривание пищи, фактически все сложные телесные процессы, которые должны протекать без какого бы то ни было сознательного усилия, являются функциями вегетативной нервной системы.

Она состоит из двух дополнительных отделов, работающих в основном в оппозиции друг к другу: симпатической нервной системы и парасимпатической нервной системы, причем волокна каждой системы идут ко всем органам, в которых велико значение саморегуляции. Сердцебиение, например, обычно происходит со скоростью, удерживаемой в определенных границах с помощью баланса, достигаемого между этими двумя отделами вегетативной нервной системы; но под влиянием физических (например, напряжение, усилие) или эмоциональных (например, страх, гнев, волнение) воздействий симпатическая система будет подавлять парасимпатическую и частота сердцебиения будет увеличиваться. В общих словах, симпатическая нервная система подавляет парасимпатическую под влиянием волнения, напряжения или давления необходимости. Парасимпатическая нервная система работает для восстановления функции до нормального состояния, когда стрессовые условия устранены, и она является доминирующим отделом вегетативной нервной системы в условиях спокойствия, удовлетворенности и расслабленности.

Даже сегодня механизм, посредством которого цвет действительно видится и распознается как цвет, не понят до конца. Когда простой вопрос, например «Как мы видим цвет?», приводит к возникновению столь огромного количества теорий в поисках ответа на него, то мы не можем понять, задаем ли неправильный вопрос или исходим из ложных посылок. Однако представляется, что теория контраста физиолога Херинга (Hering) наиболее соответствует тому, что в действительности наблюдается при использовании цветового теста.

Херинг заметил, что красный зрительный пигмент (вещество, содержащееся в палочках сетчатки глаза, также известное как родопсин ) обесцвечивается под влиянием ярких цветов и восстанавливает себя, когда подвергается воздействию темных цветов, что яркий имеет катаболический (разрушительный) эффект, в то время как темный – анаболический (созидательный, восстанавливающий) эффект. Согласно Херингу, белый цвет подвергает красный зрительный пигмент катаболизму и разрушает его; черный, с другой стороны, вызывает анаболизм и восстанавливает зрительный пурпур до его первоначального состояния. Было обнаружено, что те же самые эффекты имеют место с красным‑зеленым и желтым‑синим цветами, они создают эффект контраста , применимый ко всем цветам в плане их яркости или темности.

 

Развитие цветового зрения

 

Новорожденный ребенок, развивая способность видеть, начинает с того, что приобретает способность различать контраст, т. е. яркость и темность. Следующей возникает способность распознавать движение и потом – форму. Способность распознавать цвета развивается самой последней из всех. Следовательно, различение контраста – самая ранняя и наиболее примитивная форма зрительного восприятия.

Оказывается, что у человека обобщение и интерпретация того, что дают ему ощущения, связаны с деятельностью коры головного мозга. Способность узнавать и отличать один запах от другого была бы кортикальной функцией и результатом «тренировки» обоняния, но инстинктивная реакция на «дурной запах» является лишь тем реактивным ответом, который по крайней мере приводит к тому, что человек отвернет свой нос от отвращения, а в худшем случае – к тошноте и рвоте. Это не кортикальные реакции, они возникают в структурах более древних и более примитивных областей, которые находятся в центральных отделах и которые наиболее тесно связаны общностью происхождения с мозгом наших эволюционных предков.

Цветовое зрение подобным образом относится и к высшему, и к примитивному отделам мозга, как было показано Беккером (Becker) в 1953 году, когда он доказал, что сеть нервных волокон идет от центра в сетчатке к среднему мозгу (мезэнцефалон) и к гипофизарной системе.

Гипофиз является эндокринной железой, или железой внутренней секреции, расположенной близко к центру мозга, которая выделяет несколько важных гормонов в кровеносную систему. Гипофиз играет в нашем организме роль дирижера «эндокринного оркестра», который руководит работой других желез внутренней секреции, а также решает другие задачи, например осуществляет контроль за ростом.

Различение цвета, его идентификация, обозначение и любая эстетическая реакция на него являются функциями коры головного мозга; следовательно, они в большей степени являются результатом развития и тренировки, чем инстинктивной и реактивной ответной реакцией. С другой стороны, оказывается, что рефлекторные и инстинктивные зрительные функции относятся к более примитивному среднему мозгу, определяющему способность различать контраст и влияющему неким образом, который еще не вполне раскрыт, на физические и гландулярные системы через гипофиз.

 

Дальтонизм не имеет значения

 

Инстинктивная ответная реакция на цвет в рамках контраста – это именно тот весомый аргумент, который делает тест Люшера надежным инструментом даже в случаях нарушенного цветового зрения (дальтонизма) или действительной цветовой слепоты, так как восприимчивость к определенному цвету является соматически[2] соотнесенной со степенью, с которой анаболизм или катаболизм необходим организму. Если психически или физически он нуждается в эмоциональном спокойствии, физическом восстановлении или освобождении от напряжения или стресса, то инстинктивной ответной реакцией будет выбор более темных цветов. Если организму нужно рассеять энергию посредством исходящей деятельности или в умственном творчестве, то инстинктивная ответная реакция будет направлена в сторону более ярких цветов.

Проверка надежности теста Люшера в случае цветовой слепоты была проведена Л. Стейнке (L. Steinke) посредством использования нормальных цветов и привлечения людей, страдающих частичной или полной слепотой на красный‑зеленый цвета.[3] Полученные им данные показывают, что «вообще нет необходимости в том, чтобы цветовое зрение принималось во внимание в тесте Люшера».

 

Тест Люшера

 

Предпочтение того или иного цвета часто диктуется конкретными обстоятельствами. Если обстоятельства касаются выбора одежды, обоев для гостиной, краски для кухонного буфета, то конечный выбор определяется не только психологическим предпочтением или физиологической потребностью (хотя они будут неявно играть свою роль), но и эстетическими соображениями: будет ли цвет платья сочетаться с общей цветовой гаммой одежды или, вообще, подойдет ли человеку? Как будут смотреться обои с занавесками и мебелью и т. п.

Когда, как в тесте Люшера, цвета предоставляются для выбора без смешения друг с другом, эстетическое суждение зависит только от личностных предпочтений, лишенных необходимости привести их к гармонии один с другим, так и необходимости соотносить цвет с некой другой сферой. Точно так же желательно, когда тест дается кому‑то другому, предлагать ему выбирать цвета лишь как цвета, не привлекая мыслительные оценочные суждения касательно их соответствия ткани одежды, меблировке или обивки сидений нового автомобиля.

В полном варианте теста Люшера в наличии имеются семь различных цветовых панелей, содержащихся во всех семидесяти трех цветовых пятнах, которые состоят из двадцати пяти тонов и оттенков; они требуют произвести сорок три различных выбора. Конечный результат теста предоставляет собой большой объем информации, касающейся осознаваемой и неосознаваемой психологической структуры индивидуума, зон психического стресса, состояния секреторного баланса или дисбаланса и много другой информации, имеющей огромную ценность как для врача, так и для психотерапевта. Выполнение тестовой процедуры занимает от пяти до восьми минут, что, возможно, делает его самым оперативным и малозатратным в плане времени тестом, в то же время его проведение настолько просто, что ему можно научить практически любого за полчаса. Однако интерпретация полного варианта теста требует обучения и неординарной психологической проницательности. По этой причине наше введение включает только одну из семи панелей – так называемую «Восьмицветовую панель».

Эта укороченная версия теста известна как ускоренный тест Люшера, и хотя она далеко не столь исчерпывающа и не обладает такими возможностями, как полный тест, она все‑таки представляет собой значительную ценность при изучении значимых аспектов личности и в выявлении наличия областей психологического и физиологического стресса. Европейские врачи используют эту короткую версию теста как полезное вспомогательное средство для точной постановки диагноза, так как было обнаружено, что состояние стресса выявляется тестом Люшера задолго до того, как станут очевидны его физиологические проявления. Тест обеспечивает уникальной «системой раннего предупреждения» проявлений стресса на ранних стадиях, таких как сердечная недостаточность, повышение внутричерепного давления или расстройства желудочно‑кишечного тракта.

Врач – очень занятой человек, он имеет мало времени, чтобы уделять его дополнительным диагностическим средствам и изучению сложных методов тестовой интерпретации. Благодаря краткой версии теста Люшера врач может спокойно перепоручить тестирование своему секретарю‑регистратору и, имея некоторый практический опыт, сказать с первого взгляда, укладываются ли в рамки нормы результаты тестирования пациента или имеются признаки стресса в областях, которые следует исследовать далее.

Приведем цитату из статьи доктора Дж. Эрбшлоха (J. Erbslöh) «Использование цветового теста Люшера в медицинской практике»[4]: «Мы должны поблагодарить профессора Люшера за его ясное определение психологической значимости цветов и за разработку цветового теста, особое преимущество которого состоит в его простоте. В моем родильном отделении его проводят акушерки, а среди моих клиентов – секретари. Интерпретация цветов остается в компетенции врача». После приведения нескольких примеров, демонстрирующих преимущества теста для «раннего предупреждения», когда другие методы диагностики оказываются непродуктивными, Эрбшлох продолжает: «Тест углубляет понимание врачом психологических особенностей пациента и дает ему возможность быть менее пристрастным в своих суждениях. Он дает важные показания, которые следует использовать при постановке диагноза и при лечении, а также для прогноза определенных заболеваний. Вследствие его простоты и надежности тест можно рекомендовать для общего применения».

Широко используется тест в образовании. Многочисленные исследования его в этой области были проведены Карлхайнцом Флехингхаусом (Karlheinz Flehinghaus) и другими учениками. Также были исчерпывающе исследованы возможности применения теста в областях этнологии (H. Klar; H. & N. Dietschy), религиозно‑психологической (Bokslag), геронтологической (Bokslag) и в сфере брачного консультирования (Canziani). К тому же службы занятости Люшера (Lüscher Personnel Services) в Лондоне применяли тест для профессионального консультирования и отбора персонала в некоторых сферах промышленности и в торговле (Scott).

С момента своего появления более двадцати лет тому назад тест усовершенствован и улучшен, но и сегодня суть его, основа остались те же, что и при внедрении. Интерпретация, конечно, усовершенствована и стала более объемной, но первоначальные посылки выдержали испытание временем и не было необходимости как‑то их изменять.

Одной из крупнейших школ заочного обучения найдена новая сфера применения укороченного варианта теста: все желающие поступить туда тестируются, и полученные результаты используются при оказании помощи в выборе курсов и занятий, за которые, как рекомендует тест, лучше всего взяться.

Выше уже упоминалось о четырех цветах – синем, желтом, красном и зеленом. Они являются «психологически первичными» и составляют то, что называется «четырьмя основными цветами» теста. В восьми цветовой панели укороченного варианта теста есть, конечно, еще четыре цвета. Этими «дополнительными цветами» являются фиолетовый , который представляет собой смешение красного и синего цветов; коричневый – смешение желто‑красного и черного; нейтральный серый , – который вообще не содержит в себе никакого цвета и, следовательно, свободен от любого аффективного влияния, в то время как по своей интенсивности он частично располагается между светлым и темным полюсами, так что он не производит ни анаболического, ни катаболического эффекта – он психологически и физиологически нейтрален; и, наконец, черный , который является полным отрицанием цвета.

 

 

Глава 2

Функциональная психология

 

Название «Функциональная психология» было дано тем теориям, которые относят выбор цвета к психологии личности. В цветовом тесте Люшера «структура» цвета является константой; она определяется как «объективное значение» этого цвета и остается одинаковой для каждого. Темно‑синий, например, означает «мир и спокойствие» невзирая на то, любит ли человек этот цвет или нет. «Функция», с другой стороны, есть «субъективная позиция по отношению к цвету», это именно то, что варьирует от человека к человеку, и именно на «функции» основывается интерпретация теста. Один человек может любить определенный цвет, другой может находить тот же цвет скучным, третьему он будет безразличен, в то время как четвертому он может активно не нравиться.

При проведении процедуры теста тестируемый человек (или тестирующий самого себя) выбирает цвета в порядке снижения предпочтения; цвет, который ему нравится больше всего и который он ставит на первую позицию, является, таким образом, тем, к чему он испытывает наибольшую симпатию; тот, который он выбирает последним и помещает на восьмую позицию, является тем, к чему он испытывает наибольшую антипатию (или наименьшую симпатию). Следя за тем, на каком месте в ряду встречается цвет, мы можем определить, какую «функцию» представляет определенный цвет, так как субъективная позиция по отношению к разнообразным цветам варьируется от наибольшей симпатии к наименьшей.

Позиция в начале ряда означает явное предпочтение. За ней располагается область, также свидетельствующая о предпочтении, хотя и не столь явно выраженном. Далее следует зона, рассматриваемая как область безразличия, за ней идет заключительная область – антипатии или отвержения. Для обозначения этих зон используются следующие символы:

 

Явное предпочтение цвета – символ «+» (знак плюс)

Предпочтение цвета – символ «х» (знак умножения)

Безразличие к цвету – символ «=» (знак равенства)

Антипатия или отвержение цвета – символ «–» (знак минус)

 

 

Значение восьми позиций

 

Принимая во внимание необходимость корректно группировать цветовые выборы и затем делать пометки соответствующими символами, можно установить следующие позиции, или «функции», после того как восемь цветов были расположены в порядке их предпочтения:

1‑я позиция. Наиболее понравившийся цвет представляет собой «порыв к чему‑либо» и обозначается знаком «+» (плюс). Он означает «основной метод» или способ действия (modus operandi) человека, который выбирает этот цвет, средства, к которым он обращается, или которые он приспосабливает, чтобы облегчить себе достижение цели. Например, если на первой позиции стоит темно‑синий, то способом действия будет «спокойствие».

2‑я позиция. Она тоже обычно помечается знаком «+» (плюс), но в этом случае показывает цель человека как таковую. Если на этой позиции стоит темно‑синий, например, то целью, к которой стремится человек, являются «мир и спокойствие». Однако в зависимости от группировки и пометок результатов тестирования, 2‑я позиция может помечаться знаком «х» (умножения). В этом случае она приобретает иное значение (см. ниже описание 3‑й и 4‑й позиций). Там, где только цвет в первой позиции помечен знаком «+», способ достижения и цели совпадают. Иными словами, средства достижения цели стали самоцелью. Таким образом, человек обычно спокоен, потому что он хочет достигнуть некоторой определенной цели (например, обеспечение преобладания здравого смысла или достижение стабильного окружения) через свое состояние спокойствия. Но если только темно‑синий цвет помечен знаком «+», то спокойствие стало самоцелью.

3‑я и 4‑я позиции. Они обычно помечаются знаком «х» (умножения) и показывают «реальное положение дел», ситуацию, пребывание в которой переживает человек, или образ действий, которого требуют от него существующие обстоятельства. Темно‑синий на одной из этих позиций показывал бы, что он находится в спокойном состоянии или в ситуации, в которой для него необходимо действовать спокойно.

5‑я и 6‑я позиции. Представляют собой «безразличие» и имеют в качестве индикатора знак «=» (равенства). Цвета на этих местах показывают, что их особые качества не являются ни отрицаемыми, ни выделяемыми в существующем положении дел, но держатся в резерве, так сказать, оставляются в стороне и не применяются в данный момент. «Безразличный» цвет является, таким образом, неустановленным качеством, отложенным как нецелесообразное. Но оно находится в резерве и может быстро вновь прийти в действие в любой момент времени при изменении обстоятельств. Темно‑синий на одной из этих позиций показывает, что спокойствие было отложено, так что неспокойная или раздражающая ситуация может контролироваться или, по крайней мере, ее можно сделать более терпимой.

7‑я и 8‑я позиции. Они помечаются знаком «–» (минус) и обозначают «отвержение». Отвергаемые цвета как несимпатичные представляют определенную потребность, которую надо подавлять, так как делать это невыгодно. Другими словами, эти цвета представляют собой потребность, которая подавляется по необходимости. Например, если на одной из этих позиций стоит темно‑синий цвет, то потребность в спокойствии должна оставаться неудовлетворенной, так как вследствие неблагоприятных обстоятельств любая расслабленность, любая уступка, любая попытка вступить в более тесные и в более гармоничные отношения приводила бы к неблагоприятным последствиям.

Если интерпретации в таблицах берутся в сочетании с этими описаниями, то возможно произвести исчерпывающий анализ, удовлетворяющий как обычного читателя, так и специалиста.

 

Интерпретация функций

 

Можно заметить, что цвет сам по себе не меняет свое основное значение. Структура остается постоянной. Однако его позиция в общем ряду значительно меняет интерпретацию, которая должна основываться на ней при анализе личностных черт, выявленных в ходе проведения теста. Эти интерпретации приводятся в таблицах, помещенных в конце нашей книги.

В любой профессиональной сфере, где возможно применение теста Люшера, в ходу свой собственный сленг. Им пользуются не только психологи и брачные консультанты, но также психиатры, врачи, педагоги и криминалисты. Возможно, каждый из них хотел бы иметь в распоряжении эти таблицы, составленные на языке его профессии. Конечно, желательными считались бы формулировки для каждого пола и возраста, для социальных условий и при постановке точного диагноза в медицинской практике или же для профессиональной ориентации. Попытка сделать это привела бы к сильной перегрузке таблиц. Итак, они составлены настолько сжато, насколько это возможно. Если встречаются слова «он, его или сам», их следует интерпретировать и как «она, ее, сама» – там, где уместно. Это позволяет избежать неудобств от написания «он (или она)» и т. п.

Для обоснования общей природы таблиц, чтобы там, где это желательно, можно было достичь исчерпывающей и точной интерпретации, дается относительно полное описание структурных значений каждого из восьми цветов, – оно приводится в главе 6.

 

 

Глава 3

Основные и дополнительные цвета

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!