МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ



Герта Хофстеде

Характеристика модели Г. Хофстеде

Коллективизм и индивидуализм

Дистанция власти

Соотношение мужественности и женственности

Избежание неопределенности

Характеристика модели Г. Хофстеде

 

Национальная культура, формируя систему базовых ценностей и социальных стереотипов, предопрелеяет различные модели поведения из разных стран, в казалось бы, в абсолютно схожих ситуациях. Она обуславливает различный выбор при принятии бытовых и управленческих решений, когда мы сталкиваемся с поведенческими и управленческими дилеммами.

Исследователи разных школ выделяют до 30 параметров, связанных с поведением представителей различных национальных культур и их отношениях с другими людьми.

Голландский исследователь проблематики кросскультурного менеджмента Г. Хофстеде на основе обработки результатов анкетирования 116 тысяч работников компании IBM в  72 странах мира выделил 4 важнейших параметра деловой культуры:

1 соотношение индивидуализма и коллективизма

2 дистанция власти

3 соотношение мужественности и женственности

4 избежание неопределенности.

После посещения Китая Г. Хофстеде обнаружил, что четырехфакторная модель культуры, которая с высокой убедительностью объясняла большинство поведенческих особенностей, присущих европейским и североамериканским странам, абсолютно недостаточна для понимания стран Востока. В результате дополнительных исследований, проведенных в Китае, Японии и странах Юго-Восточной Азии был выявлен восточный фактор – фактор конфуцианского динамизма. Высокая степень конфуцианского динамизма в национальной культуре означаетработу и жизнь, ориентированные на будущее, бережливость, и склонность к долгосрочным инвестициям (капиталовложения в будущее), а также стремление к стабильности, предсказуемости (граничащей с фатализмом) и гармонии в обществе.

Параметры деловой культуры Г. Хофстеде всегда относительны, а не абсолютны. Это дилеммы или предпочтения, где каждая национальная культура занимает свое место на шкале между экстремальными показателями от 0 до 100%.

Культура – это всегда коллективный и социальный феномен. Культура не наследуется генетически, личность обучается культуре, познает ее в соприкосновении с социальной средой.

Натура человека – это то, что делает человека человеком, составляет универсальный уровень ментального программирования. Сюда можно отнести способность человека чувствовать страх, злобу, грусть, радость, переживать влюбленность, желание жить и нежелание умирать, желание быть самим собой и т.д. однако там, где заканчиваются чувства и начинается их конкретное проявление (как именно выражается гнев, страх и радость и т.д.), там человеческая натура уступает место культуре. Дополняя человеческую натуру, культура демонстрирует способность передаваться с высокой степенью целостности от поколения к поколению, оставаясь в отличие от человеческой натуры отнюдь не наследуемой на генетическом уровне.

Если с одной стороны культура опирается на человеческую натуру, то с другой – дополняется индивидуальными характеристиками личности человека (ИХЛЧ). Под ИХЛЧ подразумевается уникальное программное обеспечение ума, присущее данному конкретному человеку и отличающее его от других.

ИХЛЧ формируются частично наследственно и частично уникально. Наиболее интенсивно процесс научения культуре окружающего общества идет на трех основных этапах жизни человека, в рамках трех формализованных социальных институтов: семьи, школы, работы.       

 

Коллективизм и индивидуализм

В разных странах и национальных культурах в рамках семьи, школы и работы человек усваивает определенную систему ценностей. И всегда одной из составляющих этой системы выступает отношение к коллективизму и индивидуализму.

Под коллективизмом понимается такая система ценностей, в которой человек воспринимает себя, прежде всего как часть группы, а уже затем как отдельную личность.

В индивидуалистской системе ценностей личность выходит на первое место.

В коллективистских культурах система ценностей прямо противоположная: здесь человека с раннего детства приучают к мысли, что интересы коллектива всегда выше личных, что чувства и стремления индивидуума вторичны по сравнению с общественным благом. Подход, который в нашей стране наиболее емко выражался словами известной песни «Раньше думай о Родине, а потом о себе».

Обычно в качестве примера национальной культуры с максимальной степенью коллективизма называют Японию, а с максимальной степенью индивидуализма - США.

Восточные общества обычно тяготеют к коллективистской культуре. В Европе к ним относят Испанию, Португалию, Грецию и, как ни странно, Австрию. К индивидуалистской культуре – северные страны. Характерно, что степень индивидуализма населения, как правило, растет по мере роста средних доходов на душу населения.

коллективизм индивидуализм

Семья

- воспитание в духе «мы» - мнение семьи важнее личного - обязательства по отношению к семье: гармония интересов, уважение к общей позиции, чувство стыда за проступки Воспитание в духе «я» - уважение к личному мнению - обязательства по отношению к себе: собственные интересы, самоактуализация, вина

Школа

- учиться надо в молодости - учат «как» делать что-то - постоянное обучение - учат, как учиться

Работа

- двойной стандарт – «мы» и «они», «истина конкретна» - «другие» – не наша забота - отношения выше цели - отношения руководитель-работник основаны на принципах морали - этический стандарт и закон универсальны для всех - «другие» - ресурсы - цель выше личных отношений - отношения руководитель-работник базируются на рациональной основе

   

Дистанция власти

 

Под дистанцией власти подразумевается степень неравенства в распределении власти в обществе или организации, которая воспринимается членами общества как нормальная и сама собой разумеющаяся и при которой члены общества чувствуют себя комфортно.

Культуры с высокой дистанцией власти обычно терпимо относятся к авторитарному стилю управления и чинопочитанию. Для них характерно подчеркнутое сохранение неравенства в статусе как в формальных, так и в неформальных отношениях.

Характеристики стран с высокой дистанцией власти

1. сотрудники предпочитают открыто не выражать несогласие с мнением начальства

2. наиболее распространен автократический характер власти

3. подчиненные ожидают, когда им скажут, что надо делать

4. идеальный руководитель либо предельно автократичен, либо выступает в роли своего рода «отца семейства»

5. разрыв в оплате труда сотрудников может превышать двадцатикратный уровень

6. распространено наличие у руководителей привилегий, которое воспринимается как нормальное

Дистанция власти наиболее велика в восточных культурах. Высокая дистанция власти отмечается в России и в странах СНГ. Противоположный полюс – Северная Европа, Англия и США.  

 

Низкая дистанция власти Высокая дистанция власти

Семья

- у детей воспитывают собственный характер - отношения с родителями на основе равенства - дети должны слушаться родителей (послушание) - почтительное отношение к старшим (подчинение)

Школа

- в обучении центральная фигура – учащийся - обучение – объективный процесс познания - в обучении центральная фигура – учитель - обучение – восприятие мудрости учителя (гуру)

Работа

- иерархия – временное ролевое неравенство, нужное для удобства управления - с подчиненными принято консультироваться - идеальный руководитель – грамотный и способный демократ - иерархия – естественное, постоянно существующее неравенство - подчиненным говорят, что надо делать - идеальный руководитель – великодушный и доброжелательный адвокат

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 670; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!