Тема 2. Мораль в жизни человека и общества



План

Мораль: понятие, структура, функции

Историческое развитие морали

Мораль и право: их единство, различия и взаимодействие

       Мораль (от лат. moralitas, от moralis) - это совокупность норм или принципов поведения людей по отношению друг к другу, к окружающим, обществу, человечеству, санкционированных личным убеждением, общественным мнением и традициями.

       Представление о природе морали относится к числу вопросов, наиболее очевидных и наиболее запутанных одновременно. В отечественной литературе по-прежнему довлеет сформировавшееся в предшествующую эпоху мнение, что мораль – это духовно-практическое отношение человека к миру. Однако с древнейших времен до нас дошло мнение конфуцианцев, усматривавших источник морали в "велениях Неба", и Сократа, не скрывавшего даже перед лицом суда, что основа добродетели – его собственный внутренний "демон". Поэтому и в наши дни существует противостояние мнений по поводу того, вовне или же внутри нас находится начало, питающее представления о должном.

Мораль: понятие, структура, функции

       Термин «мораль» употребляется и для характеристики: форм поведения, которые считаются правильными или неправильными; правил и стандартов, которыми руководствуются люди при осуществлении какой-либо деятельности; ценностей, которые могут реализоваться в определенных формах поведения.

       Интерес представляет структура морали с точки зрения степени сложности регулятивного воздействия. Здесь необходимо выделить:

       Нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например в виде Десяти библейских заповедей и т. п.). Иными словами, это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями.

       Нравственные качества (добродетели) человека. Иными словами, это черта характера и то, каким человек должен быть.

       Нравственные принципы - это более обобщенное выражение нравственного совершенствования, относящееся не к отдельным ситуациям и поступкам, а к самой направленности деятельности человека, его жизненной ориентации.

       К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как:

· гуманизм - признание человека высшей ценностью;

· альтруизм - бескорыстное служение ближнему;

· милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

· коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу;

· отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма - предпочтения собственных интересов интересам всех других.

       Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

       Нравственные идеалы (цель развития личности). Он указывает конечную цель самовоспитания.

       Моральные ценности (добро, благо, справедливость, долг, достоинство, честь, счастье, свобода и т. п.). Иными словами, это значимость объекта окружающего мира для человека, группы, общества в целом. Моральные ценности играют роль высшего морального эталона человеческого поведения и во многом определяют последнее. Помимо этого они служат основными категориями этики и составляют основу «морального языка», отражающего в абстрактной форме все многообразие нравственного в мире человека. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности. Значение этических ценностей раскрывается у человека благодаря воспитанию.

Будучи явлением социальной и духовной жизни, нравственность выполняет ряд важных функций.

       Во-первых, это регулятивная функция. Нравственность регулирует поведение людей и общества в целом посредством общих идеалов, принципов поведения и т. д.

       Во-вторых, это познавательная функция. Мораль является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять поведением, чувствами и т. д.

       В-третьих, это воспитательная функция. Нравственное знание является важным условием формирования личности, приобщения ее к высшим ценностям.

       В-четвертых, это оценочная, или ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности («установка на добро»).

       В-пятых, это гуманизирующая функция, т. е. приподнимающая человека над обыденностью, раскрывающая ему подлинный смысл жизни.

       Что же касается представителей юридических профессий, то для них первостепенный интерес представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

       Все функции морали взаимодействуют между собой и дополняют друг друга, обеспечивая тем самым единство и согласованность общества, а также развитие и совершенствование личности.

Историческое развитие морали

       Мораль одна из самых древних форм человеческого сознания. Она возникает вместе с человеческим сообществом.

       С глубокой древности и до наших дней для развития морали характерны специфические особенности, зависящие от социокультурных условий.

       Выделяют следующие этапы развития морали:

· . Нравы архаичного периода

· . Мораль античности

· . Нравы феодального общества

· . Мораль Возрождения и протестантизма

· . Мораль в Новое и Новейшее время.

       Первые нормы морали носили исключительно запретительный характер. Нельзя убить себе подобного (внутривидовое регулирование). Первоначальное формирование морали заняло очень много времени. Весь этот период до раннего рабовладения получил название предмораль.

       Следующий шаг на этапе предморали - появление норм разрешительного плана, которые формулировались в сослагательном наклонении - «нельзя убить соплеменника, но стыдно не убить врага».

       С этого момента нормы морали начинают делиться на три группы:

       Первая группа: Носила запретительный характер. Регулировала поведение в наиболее важных для человека и сообщества первобытных людей ситуациях: запрет на убийство соплеменника, на избыточный сбор растительных продуктов и избыточное убийство животных. От этой формы до нас дошли только фольклорные произведения (например, народные песни севера). За отступление от норм этой группы следовало серьёзное наказание. Так как люди обладали неразвитым мышлением и языком, и оценить сложное абстрактное наказание совестью не могли - на помощь стали призываться высшие силы природы (молния, гром, засуха и т.д.). Так началось сращивание морали и религии, и далее они врозь не развивались. Эта группа норм в первобытных и родоплеменных сообществах фактически играла роль права.

       Вторая группа: Регулировала семейно - брачные отношения. Здесь появляются нормы разрешительного плана.

       Третья группа: Регулирование отношений между соплеменниками, которые не состоят в прямом кровном родстве (взаимовыручка, дружба, товарищество и т.д.).

       Мораль в современном понимании начинает складываться в период распада родоплеменного строя и начала формирования классового общества. Это связано с постепенным осознанием человеком своего «я» и выделением его из «мы». Люди стали чувствовать свою особенность.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!