Письмо Шрилы Прабхупады от 25 декабря 1972 года



ГЛАВА 5

Умонастроение санкиртаны

 

Важнейшим фактором, определяющим наш успех на санкиртане, является наше сознание. Более 90% нашей способности распространять книги заключается в нашем сознании. Если мы выходим на санкиртану в настроении служения – удовлетворить Кришну, дать милость Кришны обусловленным душам, удовлетворить нашего духовного учителя, – то это правильное сознание.

Присутствие правильного сознания на санкиртане зависит от нашей садханы. Если мы читаем круги внимательно и регулярно, а также внимательно читаем книги Шрилы Прабхупады, то наше сознание будет сосредоточено на Кришне. При чтении кругов мы должны стараться контролировать ум, чтобы тот был погружен в звук Святого Имени Кришны. Мы должны натренировать свой ум думать о Кришне.

Из примера, который привел Бхакти Тиртха Свами, я узнал, как сделать чтение джапы более внимательным. Когда при чтении джапы он обнаруживал, что его внимание рассеивается, он возвращался и повторно читал мантру на тех бусинах, где его ум отвлекался. Хотя это занимало больше времени, качество заметно улучшилось. Когда я услышал об этом, я последовал его примеру, что невероятно помогло мне улучшить качество джапы. Когда улучшается качество нашей джапы, улучшается качество нашего служения в целом. Когда мы читаем джапу, мы тренируем ум думать о Кришне. Ум не хочет читать джапу. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур однажды сказал: «Ум не преданный». Поэтому мы пытаемся превратить наш непреданный ум в преданный. Тренировка ума входит в программу подготовки бхакт. Также Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (6.5): «Ум может быть нашим лучшим другом или злейшим врагом». Мы стараемся сделать его своим другом. Но для этого мы должны контролировать ум посредством разума так, чтобы мы могли слышать мантру.  

Цель нашей джапы состоит в том, чтобы погрузиться в Кришну, в настроение служения Кришне. Разум находится над умом, таким образом, с помощью своего разума мы должны контролировать ум и даже молиться ему: «Мой дорогой ум, я знаю, что тебе не хочется слушать имена Кришны, но если ты не будешь их внимательно слушать, то тебе придется повторять мантру больше, потому что тогда я буду возвращаться и повторно читать мантру на тех бусинах, где я отвлекся». И в результате иногда ум сдается, но впоследствии, конечно же, вновь сходит с пути. Однако это очень хорошая тренировка для мошенника-ума.

Когда мы заканчиваем читать круги, у нас должен быть импульс продолжать думать о Кришне в течение всего дня.  

Еще одна уловка Майи состоит в том, чтобы позволить нам использовать хорошую садхану для распространения большего количества книг на санкиртане, но затем побудить наслаждаться прославлением себя и достигнутого результата. Нам следует молиться, чтобы обрести чистое желание служить без перерывов и материальных мотиваций. Это высокая цель, но именно к ней нам нужно стремиться.

Другая уловка Майи и ума заключается в том, чтобы заразить нас высокомерием, выражающимся в нашем восприятии непреданных как карми низшего класса. Но Господь Чайтанья – Патита-павана, спаситель самых падших, поэтому мы являемся более падшими, чем карми, так как именно на нас пролилась милость Господа Чайтаньи. В «Шикшаштаке» Господь Чайтанья учит, что нужно считать себя ниже соломы, валяющейся на улице, то есть, ниже тех людей, к которым мы подходим. Смирение очень важно. В начале существования ИСККОН преданные использовали агрессивную тактику, обманным путем побуждая людей брать книги и отдавать больше денег, чем те намеревались. Однако в результате движение приобрело скверную репутацию, и многие преданные не смогли больше распространять книги. В конечном итоге, в этой ситуации победителей не оказалось. Бхактивинода Тхакур сказал: «Когда же я, кроткий сердцем, пойду по свету, смиренно моля всех исполнить священную волю Шри Чайтаньи Махапрабху? »

В «Шримад-Бхагаватам» есть один стих, в котором наилучшим образом выражено то, каким должно быть сознание преданного санкиртаны. Этот стих произносит Свайамбхува Ману в беседе с Дхрувой Махараджем:

 

титикшайа карунайа

маитрйа чакхила-джантушу

саматвена ча сарватма

бхагаван сампрасидати

 

«Господь очень доволен Своим преданным, который, общаясь с другими людьми, проявляет терпение, милосердие, дружелюбие и беспристрастие». («Шримад-Бхагаватам» 4.11.13)

Первое качество – терпение. Роль терпения невозможно переоценить – это то качество, на котором основывается распространение книг. При распространении книг приходится терпеть так много, и тяжелее всего терпеть собственный ум. Порой ум отвечает ударом на удар и отказывается участвовать в миссии распространения книг. Ум эгоистичен по своей природе. Охваченный жаждой наслаждаться здесь и сейчас, он принимает то, что, по его мнению, принесет ему наслаждение, и отвергает иное. Санкиртана – это аскеза, поэтому ум не любит ее. Кришна произносит: «Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум остается злейшим врагом». Таким образом, приходится обуздывать ум и терпеть его жалобы на аскезы санкиртаны. Поднимаясь рано, внимательно воспевая Харе Кришна мантру, приходя на утреннюю программу и читая шастры, мы обретаем возможность контролировать ум. Но нам также нужно иметь желание его контролировать. Будучи обусловленными душами, мы склонны поддаваться влиянию ума, так как он обладает силой. Но в результате нам остается лишь страдать и плакать. Лучше предаться Кришне, вдохновляясь Его словами из «Бхагавад-гиты»: «Для Меня нет дороже того, кто распространяет знание «Бхагавад-гиты» ». Также Шрила Прабхупада подтверждает, что лучшим способом обуздания ума является проповедь сознания Кришны:

 

Ум пребывает в беспокойстве, постоянно желая чего-либо… Поэтому лучшая стратегия для контроля ума – думать о том, как распространять сознание Кришны… Это аскеза для ума – как распространять сознание Кришны, как убеждать людей, проповедуя о Кришне, и если вы непрерывно сосредоточены на задаче распространения сознания Кришны, значит, ваш ум под контролем. [Лекция по «Шримад-Бхагаватам» 3.26.27, Бомбей, 4 января 1975 года]

 

Таким образом, если мы хотим контролировать ум и сосредоточить его на Кришне, то нет лучшего способа достичь этого, чем выходить на улицу и стараться убедить людей брать книги Шрилы Прабхупады. Но чтобы делать это, необходимо быть терпеливым. Как однажды заметил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, «Когда Бхагаван милостив ко мне, Он посылает бесконечный поток людей, которые беспрестанно осуждают и выказывают недовольство, чтобы просто научить меня терпению. Тот, кто не способен научиться терпеть нападки со стороны общества, не годится для воспевания Святого Имени».

Еще одной большой проблемой для распространителя книг является необходимость терпеть отказ со стороны людей, не заинтересованных тем, что мы им предлагаем. Никому не нравится, когда ему отказывают. Все мы хотим, чтобы люди соглашались с нами, а когда этого не происходит, это трудно вынести, особенно если получать один отказ за другим в течение продолжительного времени. Существует погода: иногда очень холодно, иногда слишком жарко. Преданный, занимающийся санкиртаной много лет, познает науку о том, как быть терпеливым. Для него это более не теоретическое знание. Шрила Прабхупада писал двум санньяси: «Если у вас нет терпения и смирения, то вы не сможете проповедовать сознание Кришны».

Следующим качеством, упомянутым в этом стихе, является милосердие. Мы уже читали в Главе 1 о том, что распространение книг есть вершина милосердия, однако об этом качестве следует поговорить подробнее. Одной из причин, почему истинное милосердие так редко встречается, является то, что, будучи обусловленными душами, мы завистливы, а милосердие и зависть – понятия, диаметрально противоположные. Шрила Прабхупада однажды сказал, что мы можем очиститься, служа тем, кому завидуем. Вся наша зависть берет начало в зависти по отношению к Кришне, так как Кришна обладает всем, что могло бы вызвать в нас зависть. Процесс сознания Кришны пробуждает в нас сильное желание служить Кришне, что сводит на нет нашу зависть по отношению к Нему. Харе Кришна мантра – это молитва, в которой мы просим Кришну позволить нам вновь с любовью служить Ему. Когда мы более не заражены завистью к Кришне, может проявиться наше милосердие. Чем больше мы испытываем удовольствия от сознания Кришны, тем больше милосердия у нас будет к тем, кто не сознаёт Кришну. Иными словами, пока в нашем сердце есть зависть, нам не познать истинного милосердия.

Следующим качеством является дружелюбие по отношению ко всем, и препятствием для развития этого качества является зависть. Чем больше мы способны понять, что мы – души, что каждое живое существо – душа, неотъемлемая частица Кришны, и что все мы – слуги Кришны, тем дружелюбнее и свободнее от отвратительного яда зависти мы можем быть. Тогда санкиртана выходит на новый уровень и становится приятной и привлекательной: вы чувствуете, что каждый, к кому вы обращаетесь, для вас как старый друг. И такова истинная реальность: каждый является частью семьи Кришны, и когда мы подходим к людям, мы приглашаем их вернуться в духовный мир, где пребывает семья Кришны. Книги – это приглашение для людей вернуться в их настоящий дом, где они встретят Кришну – лучшего друга и близкого родственника.  

Последнее качество, упомянутое в этом стихе, – это способность относиться ко всем беспристрастно, как к душам. Именно так следует воспринимать действительность. Распространяя книги, преданный может находиться там, где проходит много людей. В подобных обстоятельствах нам следует применять здравый смысл. Если мимо вас проходят бизнесмен средних лет и юный студент колледжа, то, очевидно, вы обратитесь к студенту. Как говорится, «старые ветви трудно согнуть». Но если мимо проходит только бизнесмен, то вам следует подойти к нему. Иногда такие люди берут книги. Например, однажды я распространял книги в аэропорту Лос-Анжелеса, и было очень мало народу. Я увидел, что ко мне направляется бизнесмен лет пятидесяти. На нем был тысячедолларовый костюм, и выглядел он весьма круто. Обычно такие люди не обращают на нас внимания. Но подойти больше было не к кому, поэтому я обратился к нему и показал «Бхагавад-гиту». Меня удивило, что он остановился и выслушал всю мою речь до конца. Затем, когда я попросил пожертвование, он ответил: «Вы знаете, мне всё это так близко. Пожертвование? Конечно же, с удовольствием». Я был так удивлен. Санкиртана – это приключение со множеством приятных сюрпризов.

Будучи преданными санкиртаны, мы должны радоваться, зная, что люди получают благо, когда берут книги Шрилы Прабхупады, и осознавая, что Кришна доволен. Как говорит Господь Ваманадев («Шримад-Бхагаватам» 8.19.26):

 

йадриччха-лабха-туштасйа

теджо випрасйа вардхате

тат прашамйатй асантошад

амбхасевашушукшаних

 

«Брахман, довольствующийся тем, что послано ему провидением, обретает всё большую духовную силу, но, если он не доволен тем, что приходит само, его духовная сила идет на убыль, подобно огню, который заливают водой».

Порой незрелые преданные санкиртаны оказывают на людей давление, чтобы те взяли книги. Если люди отказываются брать книгу, то можно попытаться убедить их корректным образом, но если всё же они не хотят, то следует поблагодарить их за уделенное нам внимание и обратиться к другому человеку, который, возможно, окажется более восприимчивым. Вайшешика Прабху приводит пример с незрелым плодом манго: Если вы хотите сорвать чудесный, сладкий, сочный плод манго для предложения Кришне, но все плоды манго на дереве зеленые, то что вы станете делать в таком случае? Просто дайте им созреть. Многие люди еще не «созрели», чтобы взять книгу, поэтому оставьте их в покое и обратитесь к тому, кто «созрел».

Мы должны очень усердно молиться о том, чтобы получить силы для распространения книг, но следует быть удовлетворенными тем, что посылает Кришна. Иногда мы распространяем много книг, и это, без сомнения, замечательное служение. Но иногда у нас не получается распространить ни одной книги. В такие трудные времена мы должны быть терпеливы. Переносить трудности в служении Кришне – это тоже служение. Тарор апи сахишнуна: Господь Чайтанья удовлетворен, если мы преодолеваем трудности в служении Ему. И именно в такие времена мы получаем наибольшее очищение. Мы понимаем, как Кришна контролирует всё и что мы – Его нижайшие слуги.

Одна из ловушек, которая может поджидать преданного санкиртаны, – это излишний дух соревнования. Порой соревнование становится основной целью, и мы забываем, зачем мы выходим на улицы, а ведь мы это делаем, чтобы помогать людям! Соревнование может стать настолько напряженным, что возникают гнев и зависть. Шрила Прабхупада говорил, что даже в духовном мире есть соревнование, но это соревнование в том, кто сможет удовлетворить Кришну наилучшим образом. Будучи обусловленными душами, мы порой не ценим служение других вайшнавов. Некоторые преданные не сообщают о своих результатах для того, чтобы избежать возникновения духа материального соревнования.  

Господь Капиладев говорит, что мы можем совершать преданное служение в гунах благости, страсти и невежества. Подобным образом, можно распространять книги в гунах благости, страсти и невежества. Если мы выходим на улицы и грубим людям, которые не дают нам пожертвований или дают слишком мало, или если мы завидуем преданным, которые преуспевают, либо непреданным, которые гордятся своим материальным положением и не жертвуют на наше благое дело, или же, будучи успешными в санкиртане, мы думаем: «Я – лучший преданный санкиртаны!», то это распространение книг в гуне невежества.

Если люди не дают пожертвования, то такова воля Кришны – ничего не происходит без санкции Кришны. Люди дают пожертвования, так как Кришна позволяет это. Люди не дают пожертвования, так как Он не санкционирует это. Если мы видим успешных преданных санкиртаны, то мы должны ценить искреннее служение, которое они совершают, и молиться Кришне, чтобы мы тоже смогли однажды удовлетворить Его подобным образом. Господь Чайтанья дал нам наставления считать себя ниже соломы, валяющейся на улице, стать терпеливее дерева и быть готовым оказать почтение другим, не желая почтения к себе. Если мы добиваемся успеха в распространении книг, то мы не должны гордиться, а должны думать следующим образом: «Как добр Господь Чайтанья! Я такой ничтожный, но Он, тем не менее, позволяет мне быть Его инструментом в распространении Его славы. Я не заслуживаю этой милости, но Он так добр».

Тот, кто распространяет книги, но отличается сепаратистским отношением и охвачен желаниями материальных наслаждений, славы и признания, находится в гуне страсти. Если мы ожидаем славы или богатства за распространение книг, то это сепаратистский менталитет. Если мы хотим признания со стороны других преданных за свое мастерство в распространении книг вместо того, чтобы желать удовлетворить Кришну, тогда вместо очищения мы загрязняемся, хотя и выполняем служение, которое приносит Господу наибольшее удовольствие. Почему? Потому что мы делаем это не для Кришны, а для роста своего ложного престижа. Мы пользуемся так называемым служением по распространению книг для того, чтобы наслаждаться самим. Это разновидности тонких загрязнений, которые мы можем преодолеть, будучи интроспективными и спрашивая себя: «Делаю ли я это для удовлетворения Кришны или же я пользуюсь этим служением для получения тонкого наслаждения?»

Распространение книг находится в гуне благости, когда преданный распространяет книги, намереваясь предложить результаты своей деятельности Кришне, чтобы освободиться от тисков деятельности, приносящей плоды. Таким образом, преданный стремится к освобождению. Совершать что-либо, не имея материального мотива, сложно, так как мы обусловлены стремлением наслаждаться плодами своих действий. Посредством практики, посредством знания об Абсолютной Истине, посредством отречения от удовлетворения чувств и посредством преданности Кришне мы можем освободиться от привязанности к плодам своей деятельности. Одним из замечательных аспектов служения по распространению книг является то, что для нас становятся очевидны наши материальные привязанности. Мы начинаем очень четко различать их. И когда мы их видим, нам следует молиться Кришне, чтобы Он освободил нас от них. Распространение книг очень очищает сердце.

Распространение книг может также происходить в гуне чистой благости – вишуддха-саттве. Если мы распространяем книги, чтобы просто удовлетворить Кришну и Его представителей, а также чтобы помочь обусловленным душам, то такое распространение книг находится в гуне чистой благости. Чистота – это сила. Нам нужно молиться Кришне о том, чтобы стать чистыми представителями Прабхупады, для того чтобы люди вдохновлялись получать эту особую милость. У нас есть самое чистое знание, поэтому такое знание, несомненно, должны распространять самые чистые люди. Прабхупада говорил: «Вначале они будут смеяться над нами, затем возненавидят нас, а в конечном итоге полюбят». Если при распространении мы сохраняем чистый мотив, а именно: дать сознание Кришны другим, а также удовлетворить Кришну и Его представителей, то они оценят эту чистоту и, благодаря этому, полюбят нас. Это произойдет, если мы со всей искренностью будем молиться о том, чтобы освободиться от наших давних врагов: привязанности, вожделения, жадности, гнева и так далее, а также чтобы выйти к людям и дать им возможность встретиться со Шрилой Прабхупадой и Кришной – их давно забытыми друзьями.

И последнее: распространяя книги, мы всегда должны оставаться правдивыми. Шрила Прабхупада однажды сказал: «Нас должны обожать за безупречную честность». Кришна произносит в Бхагавад-гите (10.38): «В тех, кто стремится к победе, Я – нравственная чистота». Если на санкиртане мы строго следуем этике, то, несомненно, нас ждет победа. Быть честным нелегко. Махарадж Юдхиштхира был знаменит тем, что никогда не лгал. Если кто-то известен тем, что ни разу в жизни не солгал, то для людей это не имеет особого значения. Помню, я слышал об одном случае. Одна дама, достаточно благожелательно относящаяся к нашему движению, однажды увидела преданного, который продавал параферналии и книги. Когда она подошла к нему, он предложил ей купить какие-то параферналии. Ей не хотелось покупать то, что он продавал. Но она спросила, является ли он преданным движения Харе Кришна. Он ответил: «Ну, они верят в кое-что из того, во что верим мы», и произнес речь, которая привела даму в недоумение. Когда же она заметила у него четки и поняла, что он преданный, она спросила, не знает ли он, где находится храм. Немного смутившись, он объяснил ей. Дама была весьма удивлена тем, что он скрыл, кем является. Когда бы нас ни спросили о том, кто мы, мы должны гордо ответить: «Да, я – преданный Харе Кришна». Мы видим, как Шрила Прабхупада всегда шел, высоко подняв голову, показывая всем, что он гордится тем, что является слугой Кришны.

 

* * *

 

«Шримад-Бхагаватам» 1.17.33, комментарий

 

Основополагающий принцип религии – правдивость, а высшая цель всех религий – удовлетворение Господа. В этот век Кали величайшим универсальным методом жертвоприношения является санкиртана-ягья. Так считают искушенные люди, знающие, как распространить метод ягьи. Господь Чайтанья учил этой ягье, и из данного стиха явствует, что этот метод жертвоприношения (санкиртана-ягью) можно применять везде и всюду, чтобы изгнать олицетворение Кали и спасти человечество от влияния этого века.

 

* * *

 

«Шримад-Бхагаватам» 9.5.27, комментарий

 

Преданный никогда не думает: «Это предел моего служения». Чем больше он служит Господу, тем сильнее становится его желание служить. Такова особенность преданного.

 

* * *

 

Письмо Шрилы Прабхупады от 25 декабря 1972 года

 

А теперь по поводу использования лжи ради сбора денег или продажи книг. Конечно, для Кришны мы можем сделать что угодно, однако это относится исключительно к очень продвинутым преданным в Сознании Кришны. Они знают, как поймать большую рыбу, не промокнув самим. Поэтому не рекомендуется использовать ложь для распространения книг. Если же мы просто неизменно привязаны к описанию того, как прекрасен Кришна, то, как бы мы ни лгали, как бы мы ни преувеличивали, наши слова никогда не будут лживыми! Но всё прочее, что является ложью, не поможет нам практиковаться в правдивости. Лгать одним, не лгать другим – такая философия неприемлема. Наоборот, брахманы всегда правдивы, даже по отношению к своим врагам. Наши книги обладают отличительным достоинством: если вы просто искренне расскажете о них людям, то последние непременно приобретут их. Именно это мастерство следует развивать, а не совершенствоваться в искусстве лжи. Убеждайте людей давать пожертвования, проповедуя об Абсолютной Истине, а не обманывая их. Это более зрелый этап развития Сознания Кришны. 

 

* * *

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!